Объекты смежных прав в беларуси. Особенности правовой основы рб. Список использованных источников

19 сентября в Пресс-клубе Беларусь прошло первое обсуждение проблем отечественного медийного пространства в новом формате - «МедиаТок». В рамках данного формата в Пресс-клубе Беларусь раз в месяц будут проходить встречи с людьми из медиасферы, где будут обсуждаться больные вопросы. Встреча начала текущей недели была обозначена как "Кража без взлома. Как защитить авторов и производителей контента".

Партнером первого мероприятия стал Тыдзень беларускага мыслення . « О рганизаторы понимают "мысленне" не как что-то философское, а предлагают все м поучаствовать в мышлении как процессе открытого обсуждения важных вещей , - подчеркнул главный редактор Беларусского журнала Андрей Александров. - К нам как медийным партнерам обратились организаторы и спросили, какие острые вопросы есть в медийной сфере… Проблема не всегда корректного заимствования контента лежала на поверхности».

Первый аспект встречи — юридическая теория. Как понимает авторское право белорусское законодательство? Какие юридические тонкости существуют применительно к контенту в нашей стране? Об этом рассказал первый спикер — юрист, адвокат Сергей Зикрацкий :

«Постепенно тех, кто не только интересуется нарушенными правами, но и готов их защищать, становится все больше. За последний год у меня было два кейса, которые дошли до судов. Многие кейсы были разрешены на уровне претензий.

Закон Об авторском праве говорит: «Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения» . Здесь необходимо сосредоточить свое внимание на несколько моментов.

Во-первых, это результат творческой деятельности. То есть, предполагается, что объект авторского права создан благодаря творческому мышлению конкретного автора. В случае с кейсом Мотолько мы посмотрели, как на практике это работает. Здесь сложно сказать, потому что у каждого будет свое мнение. Журналист скажет: «Ну я же работал! Ходил на пресс-конференцию! Я вложил душу!» Другой скажет: «Какой тут результат творческой деятельности?!» Лично я никогда не оцениваю. Могу сказать свое мнение, но в случае спора вопрос будет решаться в суде с привлечением эксперта.

Во-вторых, авторское право возникает независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его отображения. Если вам не нравится произведение, это не значит, что оно не охраняется авторским правом. И независимо от формы. В законе Об авторском праве перечислены некоторые формы, но перечень не является закрытым. Главное — элемент творчества.

В-третьих, авторское право на произведение возникает в силу создания. И не требуется никакая регистрация произведения. Наличие или отсутствие знака не означает, что произведение обладает или не обладает авторским правом.

КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Когда я выступаю с лекциями, говорю: для вас должна существовать презумпция. Она заключается в том, что у произведения есть правообладатель. И по общему праву произведение может быть использовано только с согласия автора и при условии выплаты авторского вознаграждения. Это правило.

Есть исключения. Они четко описаны в законе Об авторском праве. Самые распространенные случаи:

ЦИТИРОВАНИЕ. «Допускается воспроизведение отрывков из правомерно обнародованных произведений (цитирование) в оригинале и переводе в исследовательских, образовательных, полемических, критических или информационных целях в том объеме, который оправдан целью цитирования».

Меня часто спрашивают, как много можно процитировать? Я советую задать себе один простой вопрос: «А не много ли я взял?» Если вы отвечаете, «нет, не много, потому что без этого однозначно все потеряет смысл» , тогда объем оправдан целью цитирования.

МЕСТО, ОТКРЫТОЕ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПОСЕЩЕНИЯ. «Фотографическое произведение, произведения архитектуры, изобразительного искусства могут быть воспроизведены, переданы в эфир или по кабелю, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, если такие произведения постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. При этом изображение таких произведений не должно являться основным объектом воспроизведения, передачи в эфир, передачи по кабелю или иного сообщения для всеобщего сведения, а также не должно использоваться в коммерческих целях».

Вопрос — является ли интернет местом, открытым для свободного посещения? Разработчики закона говорили: «Мы имели ввиду музеи, выставки и так далее» . По мнению многих, интернет также является местом, открытым для свободного посещения. Мария Колесова-Гудилина об этом расскажет ниже чуть подробнее. Я знаю, что в России интернет не признали местом, открытом для свободного посещения для целей этой статьи. Поэтому использовать найденную в интернете фотографию, ссылаясь на норму, по сути, нельзя.

ТЕКУЩИЕ ВОПРОСЫ. «Правомерно опубликованные в газетах или журналах статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, а также произведения того же характера, правомерно переданные в эфир или по кабелю либо правомерно размещенные для всеобщего сведения в глобальной компьютерной сети Интернет, могут быть воспроизведены в печатных средствах массовой информации, переданы в эфир или по кабелю электронными средствами массовой информации, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, когда такие действия не были специально запрещены автором или иным правообладателем соответствующего произведения».

Это должны быть статьи по текущим указанным в законе вопросам. Здесь очень важный момент: мы не можем просто так взять серьезную аналитическую статью, поскольку эта статья не по текущим вопросам. Мы не можем брать и развлекательную статью. Разработчики говорили мне: «Если вопрос актуален в течение недели-двух, то можно говорить о том, что это текущие вопросы. Если материал актуален дольше — вряд ли это подпадает под статью» .

Второй момент — если перепечатка этих материалов не была специально запрещена правообладателем. Есть запрет — не можем перепечатывать полностью статью. Но можем взять цитату, на это запрета не существует.

Исключений, как видим, не много. Поэтому, возвращаясь к началу своего выступления: использовать чужие произведения можно с согласия автора и при условии выплаты ему авторского вознаграждения.

Последняя ремарка. Что не является объектами авторского права: «Авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении».

Если вы взяли иностранца и проехались с ним по Беларуси, сделали фото и описали впечатления приезжего — это статья, подпадающая под действие авторского права. Ее нельзя просто так украсть. Но если кто-то из другого СМИ возьмет другого иностранца, сделает другие фото (пусть даже и похожие) и придет к схожим выводам — в этом нет нарушения авторского права».

От юридической теории участники встречи перешли к юридической практик е . Мария Колесова-Гудилина, адвокат Антона Мотолько в , рассказала о практике защиты авторских прав:

«К сожалению, после дела Антона Мотолько многие фотографы пугаются защищать свои права. Но практика не на столько печальна. Фотографические произведения в Республике Беларусь защищаются. Бывает это редко, но метко.

Могу напомнить дело 2009 года, когда журнал « Pingouin » незаконно опубликовал фотографии Сергея Гудилина. Процедурно это выглядело так: подали претензию журналу — в претензии отказали — обратились в суд — была назначена экспертиза из трех экспертов — эксперты не признали фотографии результатом творческого труда — мы уличили одного эксперта в том, что он переписал свое заключение из Википедии — была назначена повторная экспертиза — она признала фотографии Сергея Гудилина результатом творческой деятельности — была взыскана компенсация и моральный вред.

По поводу прав. Они бывают двух типов: имущественные и личные неимущественные. Они разделяются и в теории права, и в способах защиты. Когда нарушаются имущественные права (воспроизведение, обнародование и т. д.), тогда имеем право требовать компенсацию от 10 до 50.000 базовых величин за каждое нарушение. Чаще всего просим взыскать по 10 базовых величин за каждое произведение.

Когда нарушаются личные неимущественные права (право на имя, право авторства и т. д.), можем взыскать моральный вред. Это оценочная величина, каждый автор имеет право сам ее оценить. Но с точки зрения практики, ее очень тяжело доказать.

Прежде чем говорить о практике защиты своих прав, я хочу коснуться тяжелого вопроса — формулировка статей в законе Об авторском праве и смежных правах. Потому что в теории права научные умы все время спорят, например: правильно ли сформулирована 6 статья закона, которая говорит о том, что должен быть результат творческого труда? Мы являемся членами Всемирной ассоциации интеллектуальной собственности, которая охраняет авторские права, в том числе, в соответствие с Бернской конвенцией, созданной в 1886 году! И там не называется такой признак как «результат творческого труда».

Возможно, когда-нибудь и у нас это изменится — тогда берегитесь редакторы!

Я бы хотела уточнить несколько моментов о случаях свободного использования контента. Даже если вы свободно используете любое произведение, вы должны обязательно указать автора. Это очень важно! Для каждого редактора и журналиста это должно быть как отче наш. Иначе это будет кража, которая не подпадает под случай свободного использования.

Что касается так называемого «открытого места». У нас есть разъяснения Верховного суда в форме вопросов и ответов. И уважаемый Председатель судебной коллегии по интеллектуальной собственности дает разъяснение: интернет не может быть признан местом, так называемым, открытым. Следовательно, фотографические произведения не могут быть использованы без указания авторства просто потому, что ты их нашел в интернете. Однажды был такой суд с фото из интернета, и он принял позицию истца.

По поводу статей по текущим политическим, социальным и т. д. вопросам. Сюда не подпадают фотографические произведения. И социальное это явление или не социальное — не важно. Запретила я под своей фотографией использовать ее или нет — тоже не важно. Есть четкие общие правила использования фотографических произведений - вы должны спросить разрешение, указать авторство и заплатить вознаграждение.

У судебной коллегии по интеллектуальной собственности Верховного суда дел очень мало. Потому что пугают пошлины - 5% от суммы иска по имущественным правам и 20 базовых величин по личным неимущественным правам, вне зависимости от суммы, пусть даже это будет 1 копейка. Не у всех фотографов есть такие деньги. Плюс, чтобы обратиться в суд, чаще всего нужно обратиться за квалифицированной юридической помощью. Это недешево.

Помимо обращения в Верховный суд есть еще два способа — административная и уголовная ответственность. Если вы узнали, что нарушается ваше авторское право, можете обратиться с заявлением в местное РОВД. Я не знаю случаев, когда нарушители были привлечены к административной ответственности. Но когда ваши фотографии и статьи используют в интернете, их могут и очень быстро удалить. Чтобы сделать скриншот нужно обращаться к нотариусу за актом описи — это очень дорого. К альтернативе в виде http://prioritet.com/by наш суд относится очень скептически. Е сли же вы обращаетесь с заявлением в РОВД, при вас будет произведен осмотр, будет составлен акт. Вам откажут в привлечении нарушителя к ответственности, но установят факт, что ваша статья или фотография находилась на сайте. Вы сэкономите себе средства. Это неплохой способ зафиксировать факт нарушения.

Многие считают, что в суд могут обращаться только авторы. Это не так. Авторских соглашений. Многие СМИ считают, что если у них есть никак не оформленный автор, который готовит контент, то в дальнейшем СМИ на правах правообладателя имеет полное право продавать материал куда угодно другим медиа. Нет! Между СМИ и автором должны быть очень четко оформлены взаимоотношения: это служебное произведение или нет? Должны быть четко оговорены права и обязанности работника и права и обязанности в отношении произведений, которые создаются журналистом или фотографом. Если вы, СМИ, надлежащим образом оформили свои права, имеете право уже как правообладатель обратиться за судебной защитой».

Журналист и медиаэксперт Павлюк Быковский по просьбе организаторов встречи и Беларусского журнала проанализировал контент некоторых белорусских онлайн-медиа на предмет заимствованного контента. Павлюк Быковский поделился с сайт своей презентацией Ацэнка арыгінальнасці кантэнту анлайн-выданняў» .

В следующем материале сайт расскажет о практике защиты авторских прав газетой «Комсомольская правда в Беларуси», порталом TUT.BY, сайтом CityDog.by, а также выберет самые интересные моменты из дискуссии в конце встречи по авторскому праву.

На встречу ходил Антон Суряпин

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (объекты авторского права) и исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (объекты смежных прав) регулируются законодательством Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав.
Законодательство Республики Беларусь в области авторского права и смежных прав состоит из положений Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и ведомственных нормативных правовых актов.
Гражданским кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» определены объекты авторского права и смежных прав, личные неимущественные и имущественные авторские и смежные права, сроки их охраны, основные требования к договорам о передаче авторских и смежных прав, способы защиты авторского права и смежных прав.
Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства, а также порядок их применения.
В целях пресечения нарушений авторских и смежных прав в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Республики Беларусь установлены меры административной и уголовной ответственности за нарушения авторских и смежных прав.
Таможенный кодекс Республики Беларусь предусматривает меры по защите объектов авторского права и смежных прав при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Нормы вступивших в силу международных договоров в области авторского права и смежных прав, в которых участвует Республика Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта.

Республика Беларусь участвует в следующих международных договорах в области авторского права и смежных прав:
- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений;
- Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву;
- Всемирная конвенция об авторском праве (в редакции 1952 г.);
- Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам;
- Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций;
- Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.

В соответствии с законодательством авторы и иные правообладатели вправе осуществлять свои авторские права в индивидуальном порядке, а также через организацию по коллективному управлению имущественными правами.
За защитой своего авторского права или смежных прав правообладатели обращаются в установленном порядке в судебные и другие органы в соответствии с их компетенцией.
Правообладатели вправе требовать:
- признания авторского или смежных прав;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав;
- пресечения действий, нарушающих авторские или смежные права или создающих угрозу их нарушения;
- возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
- взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;
- выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч базовых величин, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения;
- принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой авторского или смежных прав.
Дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности подсудны Верховному Суду Республики Беларусь.

Противодействие нарушениям в сфере интеллектуальной собственности

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2005 г. № 871 «Об утверждении Положения о взаимодействии республиканских органов государственного управления, правоохранительных органов в области охраны интеллектуальной собственности» и в рамках реализации решений Комиссии по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления проводится соответствующая работа по улучшению состояния дел и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.
В ходе осуществления оперативно-профилактических мероприятий Министерством внутренних дел Республики Беларусь совместно с заинтересованными в области защиты объектов авторских и смежных прав в 2004 – 2006 годах выявлено 191 преступление (из них 70 преступлений по ст. 201 УК «Нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав» и 20 преступлений по ст. 250 УК «Распространение ложной информации о товарах и услугах»), пресечено 1583 административных правонарушений. В 2007 году выявлено 54 преступления по ст. 201 УК Республики Беларусь и 18 – по ст. 250 УК. Пресечено 437 административных правонарушений. По уголовным делам и материалам изъято более 50,5 тыс. единиц контрафактной продукции и более 21 т. фальсифицированных товаров на сумму свыше 504 млн. рублей.

Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в 2004 - 2006 годах проведено 258 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению требований нормативных правовых актов по стандартизации при производстве и реализации аудио- и видеопродукции, компьютерных программ. По результатам проведенных проверок выявлено 246 нарушений и запрещена реализация аудио- и видеопродукции, компьютерных программ на сумму 244,9 млн. рублей. В 2007 году Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь было проведено 10 проверок у 9 субъектов предпринимательской деятельности, в 8 случаях были выявлены нарушения. По материалам государственного надзора запрещена реализация аудио- и видеопродукции и компьютерных программ на сумму 1,8 млн. руб., составлено и направлено в суды 8 протоколов об административных правонарушениях по результатам рассмотрения которых наложены штрафы в размере 1,1 млн. руб., даны предписания об устранении выявленных нарушений.

В 2005 – 2006 годах налоговыми органами в целях пресечения фактов нарушения авторских прав, связанных с изготовлением, тиражированием и сбытом контрафактной продукции, проведено 50 комплексных выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по результатам которых установлено 48 нарушений законодательства, доначислено налогов и предъявлено экономических санкций на сумму 86,1 млн. руб., изъято продукции на сумму 100 млн. руб. В 2007 году налоговыми органами организованы проверки у 10 организаций и 9 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с правами на объекты интеллектуальной собственности, по результатам которых предъявлено и взыскано в бюджет 60,2 млн. рублей, за допущенные нарушения к административной ответственности в виде штрафа на сумму 2,2 млн. рублей привлечено 10 должностных лиц. По результатам проведенных рейдовых проверок, направленных на выявление и пресечение правонарушений, связанных с хранением и реализацией аудио и видео продукции, арестовано и изъято товаров на сумму 768,7 млн. рублей.

В течение 2004 – 2006 годах Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь принимались меры по предотвращению ввоза в республику контрафактной продукции. Таможенными органами Республики Беларусь в 2004 – 2006 годах выявлено 156 нарушений, изъято из оборота 38,3 тыс. носителей аудиовизуальной продукции на общую сумму 190,6 млн. рублей. За 2007 год таможенными органами выявлено 25 фактов незаконного перемещения через таможенную границу экземпляров компьютерных программ и аудио-, видеоносителей, изъято и конфисковано около 21 тыс. единиц данных товаров на сумму свыше 53 млн. рублей.

В соответствии с главой 12 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенные органы осуществляют меры по защите прав интеллектуальной собственности и ведут таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. По состоянию на 31.12.2007 г. в реестр включены 17 товарных знаков, принадлежащих отечественным и иностранным правообладателям.

В рамках реализации п. 21.22 мероприятий Государственной программы по борьбе с преступностью на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2006 г. № 103 органами прокуратуры в 2006 году зарегистрировано 70 преступлений, связанных с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности, окончено производством 58 уголовных дел, принято участие в рассмотрении в судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь 38 гражданских дел, связанных с применением законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В 2007 году органами прокуратуры зарегистрировано 45 преступлений о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности, окончены производством уголовные дела по 39 преступлениям. С участием прокуроров судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь рассмотрено 5 дел.

За 2007 год судами Республики Беларусь рассмотрено 35 уголовных дел по ст. 201 УК Республики Беларусь «Нарушение авторских, смежных и патентных прав», в том числе по части первой ст. 201 УК – 4 дела; по части второй ст.201 УК – 21 дело; по части третьей ст.201 УК – 10 дел. По рассмотренным делам осуждено 35 лиц, в том числе наказание в виде штрафа назначено 27 осужденным; в виде общественных работ – 6 осужденным; исправительных работ – 1 осужденному, ограничения свободы – 1 осужденному. За аналогичный период судами Республики Беларусь рассмотрено 305 дел об административных правонарушениях по ст. 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Нарушение авторских, смежных и патентных прав». 284 человека из 305 были привлечены к административной ответственности. На 283 человека наложены административные взыскания в виде штрафа; на 1 – в виде предупреждения, к 204 применено дополнительное взыскание в виде конфискации.

Национальный центр интеллектуальной собственности ©
e-mail:[email protected]

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах

Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, других актов законодательства Республики Беларусь.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения), выраженные средствами, аналогичными кинематографии, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

база данных - совокупность данных или другой информации, выраженная в любой объективной форме, представляющая собой по подбору или расположению этих данных или другой информации результат творческого труда;

воспроизведение - изготовление, в том числе тиражирование, одного или более экземпляра объекта авторского права или смежных прав в любой объективной форме (в том числе отличной от формы, в которой существует оригинал), включая постоянное или временное хранение в цифровой или иной объективной форме в электронном средстве или на другом материальном носителе;

запись - фиксация звуков и (или) изображений либо их отображений, позволяющая осуществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью соответствующих технических устройств;

издатель - лицо, осуществляющее в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, с согласия автора или иного правообладателя деятельность по опубликованию литературных и других произведений;

информация об управлении правами - любая информация, которая идентифицирует объект авторского права или смежных прав, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования этого объекта, которая содержится на материальном носителе, приложена к нему либо появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения объекта авторского права или смежных прав. Такая информация может быть выражена в виде текста, а также любых цифр и кодов;

исполнитель - актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое исполняет произведения литературы, искусства, в том числе произведения народного творчества, посредством актерской игры, пения, чтения, декламации, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом (далее - артист-исполнитель), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

коллективное управление имущественными правами - деятельность в интересах множества авторов или иных правообладателей, имеющая целью обеспечение сбора, распределения и выплаты авторам или иным правообладателям вознаграждения за использование объектов авторского права или смежных прав физическими и юридическими лицами, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом в случае, когда практическое осуществление имущественных прав в индивидуальном порядке затруднительно, и направленная на защиту, в том числе в суде, имущественных прав авторов или иных правообладателей при их нарушении;

компьютерная программа - представленная в объективной форме упорядоченная совокупность команд и данных, предназначенных для использования на компьютере и в иных системах и устройствах в целях обработки, передачи и хранения информации, производства вычислений, получения аудиовизуальных изображений и других результатов. Частью компьютерной программы являются включенные в компьютерную программу документы, детально описывающие функционирование компьютерной программы, в том числе взаимодействие с пользователем и внешними компонентами;

обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа, сообщения для всеобщего сведения или иным способом;

опубликование - предложение публике с согласия автора или иного правообладателя экземпляров объекта авторского права или смежных прав в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики, путем продажи, проката или иной передачи права собственности либо права владения экземпляром объекта авторского права или смежных прав;

передача в эфир (эфирное вещание) - передача без использования провода и кабеля звуков и (или) изображений для приема публикой, включая передачу через спутник. Передача без использования провода и кабеля кодированных сигналов является передачей в эфир, если средства декодирования предоставляются публике организацией эфирного вещания или с ее согласия;

передача организации эфирного или кабельного вещания - передача в эфир или передача по кабелю звуков и (или) изображений для приема публикой, осуществляемые организацией эфирного или кабельного вещания или по ее заказу и за счет ее средств другой организацией;

передача по кабелю (кабельное вещание) - передача по проводам, радиочастотному или оптическому кабелю звуков и (или) изображений для приема публикой, включая трансляцию телевизионных программ в системах кабельного телевидения и трансляцию программ звукового вещания посредством проводных линий;

правообладатель - физическое и (или) юридическое лицо, обладающее исключительным правом на объект авторского права или смежных прав в силу факта его создания, правопреемства, на основании заключенного договора или ином основании, определенном настоящим Законом;

произведение народного творчества, автор которого неизвестен,произведение, которое включает в себя характерные элементы традиционного художественного наследия (народные сказки, народная поэзия, народные песни, инструментальная народная музыка, народные танцы и пьесы, художественные формы народных обрядов и др.) и в отношении которого невозможно установить авторство конкретного физического лица;

производитель аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание и финансирование создания аудиовизуального произведения. При отсутствии доказательств иного производителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначены на этом произведении;

производитель фонограммы - физическое или юридическое лицо, организующее первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков либо отображений звуков;

производное произведение - перевод или иная переработка произведения, являющиеся результатом творческого труда, в том числе обработка, обзор, пересказ, аннотация, резюме, реферат, инсценировка, музыкальная аранжировка;

прокат - предоставление оригинала или экземпляров объекта авторского права или смежных прав во временное пользование на возмездной основе;

публичное исполнение - представление произведения или объекта смежных прав посредством актерской игры, пения, чтения, декламации, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических устройств (в отношении аудиовизуального произведения - показ кадров в их последовательности), в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым семьи лица, осуществляющего или организующего такое представление;

публичный показ - демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или показ в виде фотографии, слайда, кино-, телекадра на экране либо с помощью другого технического устройства или любым иным способом (в отношении аудиовизуального произведения - показ отдельных кадров вне их последовательности) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым семьи лица, осуществляющего или организующего такой показ;

режиссер-постановщик спектакля - лицо, осуществляющее постановку театрального, циркового, эстрадного, кукольного или иного спектакля (представления, концерта);

репродуцирование - процесс полиграфического воспроизведения в любых размерах и формах одного или более экземпляра оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования либо иным способом, кроме издания. Репродуцированием не являются хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме;

руководитель коллектива исполнителей - художественный руководитель или иное лицо, наделенное полномочиями представлять интересы коллектива исполнителей, в том числе распоряжаться исключительным правом на исполнение;

служебное исполнение - исполнение, осуществляемое по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором;

служебное произведение - произведение науки, литературы, искусства (его часть, имеющая самостоятельное значение), созданное автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором;

сообщение для всеобщего сведения - передача с помощью беспроводной связи или по проводам, радиочастотному или оптическому кабелю звуков и (или) изображений либо их отображений для приема публикой, включая эфирное и кабельное вещание. Сообщением для всеобщего сведения также является доведение объекта авторского права или смежных прав до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять к нему доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору;

составное произведение - сборник (в том числе энциклопедия, антология, база данных), газета, журнал или другое произведение, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

техническое средство защиты авторского права или смежных прав - любые технология, техническое устройство или их компоненты, контролирующие доступ к объекту авторского права или смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении объекта авторского права или смежных прав;

фонограмма - любая исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков либо отображений звуков. Фонограммой не является запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение;

экземпляр произведения - оригинал или копия произведения, изготовленная в любой материальной форме;

Глава 1. Общие положения

С 19 августа 1998 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах", в соответствии с которым закон "Об авторском праве и смежных правах" от 16 мая 1996 г. был изложен в новой редакции.В первых, Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г., в свое время попросту переписанный с одноименного Закона Российской Федерации 1993 г., был далек от совершенства и многие его положения вызывали справедливую критику ввиду своей двусмысленности, а иногда и откровенной абсурдности и требовали изменения.

Во-вторых, за время, прошедшее с момента принятия закона ";Об авторском праве и смежных правах" Республика Беларусь присоединилась к ряду международных договоров в области авторского права и смежных прав -- Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (ред. 1971 г.), Договору ВОИС по авторскому праву (1996 г.), Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г.). В отличие от Всемирной конвенции об авторском праве (1952 г.), участницей которой Беларусь является с 1973 г., указанные выше международные договоры содержат ряд материально -- правовых норм, обязательных для применения при предоставлении охраны на их основании, в частности, определяющих объем предоставляемых прав, допускаемые ограничения этих прав и т.п. При этом между нормами международных договоров и законом "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. существовали определенные расхождения, что создавало бы определенные трудности для правоприменительной практики даже не смотря на коллизионную норму ст. 42 закона 1996 г. прямо предусматривавшей приоритет норм международного договора над нормами указанного закона.

Изменился подход законодателя в определении сферы действия авторского права. Если закон "Об авторском праве и смежных права" 1996 г. признавал авторское право за гражданами Республики Беларусь независимо от местонахождения необнародованного произведения или его опубликования, а за иностранцами -- в случаях нахождения необнародованного произведения на территории Беларуси, первого опубликования произведения именно в Беларуси, а также в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, то в соответствии с новой редакцией закона его положения применяются к "...произведениям, впервые опубликованным или находящимся на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства автора" (абз.2 п.2. ст.5). Тем самым, в соответствии с белорусским законом наравне с произведениями национальных авторов авторским правом охраняется любое произведение любого иностранного автора. Впрочем, вряд ли стоит винить разработчиков новой редакции закона "Об авторском праве и смежных правах&", поскольку аналогичная норма предусмотрена ст.991 нового Гражданского кодекса Республики Беларусь. Упоминая о новом ГК, нельзя не сказать о том, что белорусские законодатели избрали достаточно разумную схему, отказавшись от регламентации всех положений авторского права и смежных прав в Гражданском кодексе, оставив в нем только наиболее общие, существенные положения и оставив конкретизацию для специального закона. Возвращаясь к вопросу о сфере действия авторского права можно сказать, что Беларусь на основании своих международных договоров предоставляет охрану произведениям авторов более чем 150 государств и, поэтому, распространение охраны на все произведения всех иностранных авторов не увеличит радикальным образом количество охраняемых произведений, в то же время избавит правоприменительные органы от необходимости решать вопрос о том, охраняется ли данное произведение данного иностранного автора.

Круг охраняемых авторским правом произведений в соответствии с новой редакцией закона остался неизменным за небольшим исключением. Критерием охраноспособности составных произведений (сборников, антологий и т.п.) по новой редакции закона признаются являющиеся результатом творческого труда подбор и расположение материалов, в то время как закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. считал подбор материала и его расположение самостоятельными критериями для предоставления охраны. Кроме того, из числа произведений, не являющихся объектами авторского права, были исключены одиозные "сообщения информационного характера о событиях и фактах".

В новой редакции закона более нет положений о регистрации произведений либо авторских прав на них, которая согласно закона 1996 г. могла осуществляться "специально уполномоченным центральным органом Республики Беларусь". И это можно отнести к достоинства новой редакции, поскольку практика применения закона 1996 г. была связана с тем, что добровольный характер регистрации произведения зачастую понимался как обязательное условие для предоставления охраны авторским правом.

В новой редакции закона "Об авторском праве и смежных правах" изменен принцип исчисления срока охраны произведений, выпущенных в свет анонимно или под псевдонимом. Если закон 1996 г. предусматривал, что такое произведение охраняется в течение 50 лет с момента его правомерного обнародования, а в случае, если в течение этого срока личность автора станет достоверно известна, то его произведение охраняется на общих основаниях -- в течение жизни и 50 лет после смерти автора.

Изменился подход законодателя к правовой регламентации авторского договора. Закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. использовал единое понятие авторского договора, как средства передачи имущественных авторских прав между любыми субъектами, и такой универсальный подход законодателя можно было только приветствовать. Новая редакция закона подобной нормы уже не содержит. Более того, в п.2 ст.26 новой редакции закона законодатель, говоря об определении размера и порядка начисления авторского вознаграждения за использование произведений, наряду с авторскими упоминает "договоры на право использования произведений, которые пользователи обязаны заключить с иными правообладателями либо с организациями, управляющими имущественными правами авторов".

В соответствии с новой редакцией закона "Об авторском праве и смежных правах норма об установлении вознаграждения в виде процента от дохода утратила императивный характер -- стороны вправе определять авторское вознаграждение в авторском договоре в виде процента от дохода или в виде твердо зафиксированной суммы или иным способом.

В законе появилось новое понятие -- "информация об управлении правами", под которой понимается любая информация, которая идентифицирует автора, произведение, исполнителя, исполнение, фонограмму и ее изготовителя, иного обладателя авторского или смежного права, и, что более важно, информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав.

Наиболее существенные изменения затронули раздел IV закона, посвященный защите авторского права и смежных прав. Закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. предусматривал, что в случае нарушения авторского права или смежных прав их обладатель может требовать либо возмещения причиненных убытков, либо взыскания доходов, полученных нарушителем, либо выплаты компенсации в размере от 10 до 50 минимальных заработных плат, конкретный размер которой определяется судом исходя из обстоятельств дела.

В целом, можно говорить о том, что новая редакция закона "Об авторском праве и смежных правах", даже несмотря на присущие ей недостатки, должна стать более эффективным средством защиты прав и законных интересов авторов и создателей объектов смежных прав.

Однако в законодательстве общие способы защиты гражданских прав традиционно конкретизировались применительно к специфике защиты авторских прав. Действовавшее до недавних пор законодательство об авторском праве (раздел IV ГК РБ), определяя способы защиты авторских прав, устанавливало, что в случаях бездоговорного использования произведений, несоблюдения условий использования произведений без согласия автора (в тех случаях, когда законодательство допускало свободное использование охраняемых произведений при условии указания имени автора и источника заимствования) , нарушения неприкосновенности произведения или иных личных неимущественных прав автор, а после смерти автора -- его наследники могли требовать восстановления нарушенного права либо запрещения выпуска произведения в свет или прекращения его распространения (ч. 1 ст. 495 ГК РБ). Вместо наследников после смерти автора защиту неприкосновенности его произведения могли осуществлять также иные лица, специально уполномоченные автором либо организации, на которые была возложена охрана авторских прав (ст. 478 ГК РБ) . Если же нарушением авторских прав автору или его правопреемникам (то есть наследникам) были причинены убытки, то независимо от указанных выше требований восстановления нарушенного права и прекращения нарушения права автор или его правопреемники могли требовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 495 ГК РБ).

Практика защиты авторских прав чаще всего сталкивалась с такими способами защиты, как признание права (если речь шла о признании авторства либо соавторства), восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения неправомерных действий (если речь шла о бездоговорном использовании произведения, нарушении личных неимущественных прав), взыскании причиненных автору либо наследникам автора убытков.

Во-первых, серьезные изменения претерпел сам объект охраны. Закон последовал традиционному принципу деления субъективных авторских прав на личные неимущественные и имущественные. К первой категории, в соответствии с законом, относятся право авторства, право на авторское имя, право на обнародование и право на отзыв, а также право на защиту репутации автора (ст. 14 закона). Ко второй категории относятся права по использованию произведения и связанное с ними право на получение вознаграждения (ст. 15 закона). По сравнению с действовавшим ранее законодательством (разд. IV ГК РБ) закон "Об авторском праве и смежных правах" существенно изменил содержание субъективных авторских прав. Так среди личных неимущественных прав появилось право на отзыв произведения; существовавшее ранее право на опубликование стало называться правом на обнародование, а понятие опубликования получило более узкое значение; право на защиту репутации автора значительно шире существовавшего ранее права на неприкосновенность произведения. Еще более существенные изменения претерпели имущественные права. В соответствии со ст. 15 закона автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Однако п.2 этой же статьи устанавливает, что исключительные права на использование произведения означают право осуществлять или разрешать перечисленные действия -- тем самым права автора по использованию произведения сводятся к праву на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, передачу по кабелю, перевод и переработку, а также праву на получение вознаграждения за каждый из этих видов использования произведения. Тем самым, вместо существовавшего ранее единого права на воспроизведение произведения всеми дозволенными способами (ст. 476 ГК РБ) новое законодательство наделяет автора комплексом прав по использованию произведения определенными способами.

Во-вторых, закон "Об авторском праве и смежных правах" изменил круг лиц, управомоченных защищать авторские права. Если действовавшее ранее законодательство в качестве управомоченных субъектов называло автора и его наследников, то закон в качестве такого субъекта называет обладателя исключительных авторских прав (ст. 39 закона). Полагаю, что здесь потребуются некоторые пояснения. В соответствии со ст. 3, которая дает определения используемых в законе терминов, " обладатель авторского права" -- это автор, в случаях, когда имущественными правами наделен автор; иное чем автор физическое или юридическое в случаях, когда имущественными правами наделено такое лицо; физическое или юридическое лицо, которому были уступлены имущественные права. Таким образом, в соответствии с данным в законе определением, обладатель авторского права -- это лицо, которому принадлежат имущественные авторские права. Отсюда можно сделать вывод о том, что обладатель исключительных авторских прав -- это лицо, которому принадлежат какие -- либо имущественные авторские права исключительного характера.

Изначально обладателем всех исключительных имущественных прав на любое произведение является его автор.

Юридические лица, которые в соответствии с действовавшим ранее законодательством получили первоначальные авторские права (организации, выпускавшие научные сборники, энциклопедические словари, периодические издания, за которыми в соответствии со ст.482 ГК РБ признавалось авторское право в отношении этих изданий в целом), продолжают пользоваться этими правами.

Таким образом , в качестве обладателя исключительных авторских прав может выступать сам автор; наследники автора; издатели периодических изданий, научных сборников и энциклопедических словарей -- в отношении изданий в целом; лица, получившие исключительные имущественные права по договору с автором или наследником автора. Именно эти лица могут использовать указанные в законе "Об авторском праве и смежных правах" способы защиты.

На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав, исковая давность не распространяется (ст. 84 ГК РБ).

а) признания этих прав;

б) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

в) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

г) взыскания убытков, включая упущенную выгоду;

д) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права, вместо возмещения убытков;

е.) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 минимальных заработных плат, определяемой судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

ж) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой его прав.

Указанные способы защиты опять же во многом повторяют предусмотренные в ст. 6 ГК РБ, однако содержат и определенные особенности. Так, закон "Об авторском праве и смежных правах" позволяет обладателю исключительных авторских прав пресекать не только действия, нарушающие его право, но и только создающие угрозу его нарушения; данный способ защиты является безусловной новацией в гражданском законодательстве нашей республики.

Если обладателю исключительных авторских прав нарушением причинены убытки, то он может потребовать их возмещения. Порядок определения убытков остался практически неизменным, с той, однако особенностью, что новое законодательство предусматривает только минимальные ставки авторского вознаграждения.

П. 2 ст. 39 закона устанавливает, что за защитой своего права обладатели исключительных авторских прав обращаются в судебные и иные органы в соответствии с их компетенцией. Однако действующее гражданское законодательство не предусматривает возможности защиты авторских прав в административном порядке. Иски о защите авторских прав должны рассматриваться судами и хозяйственными судами в соответствии с действующими правилами подведомственности и подсудности, а также с учетом разграничения компетенций судов и хозяйственных судов.

Представительство по делам о защите авторских прав может осуществляться Комитетом по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции.

Особый интерес вызывает норма ст. 39 закона, которая говорит о том, что суд в соответствии с действующим законодательством выносит решение о конфискации контрафактных экземпляров, при этом контрафактные экземпляры произведения могут быть переданы обладателю авторского права по его требованию. При этом законодатель не дает четкого ответа на вопрос о том, производится ли конфискация в рамках административного производства на основании ст. 167 КоАП РБ, которая предусматривает конфискацию контрафактных экземпляров в качестве дополнительного взыскания, или же конфискация может производиться и в рамках гражданского или хозяйственного процесса. В дополнение к предусмотренным в ст. ст. 130 ГПК РБ и 66 ХПК РБ мерам по обеспечению иска закон "Об авторском праве и смежных правах" предусматривает изъятие всех экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными (п. 2 ст. 40 закона). Следовательно, поскольку суд может в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства изъять контрафактные экземпляры, а закон наделяет обладателя авторских прав правом требовать передачи ему (то есть в его собственность) контрафактных экземпляров, то можно предполагать, что указанная в п. 3 ст. 39 закона конфискация может применяться и в порядке гражданского либо хозяйственного судопроизводства. Кроме того, конфискацию контрафактных экземпляров и их последующие передачу правообладателю или уничтожение вполне можно рассматривать в качестве одного из возможных вариантов восстановления положения,

Безусловно, определенную ясность должна будет внести судебная практика. И хотя судебные дела данной категории на сегодняшний день являются редкостью, существует, на мой взгляд, настоятельная необходимость в толковании порядка применения отдельных норм Закона " Об авторском праве и смежных правах " Верховным судом Республики Беларусь.

Проведенные в последние годы в ряде государств исследования показали, что деятельность, связанная с авторско-правовой охраной, дает около 3-5 процентов валового национального продукта. Эта величина равна, а иногда даже превышает совокупную продукцию отдельных отраслей промышленности, а в некоторых странах всю сельскохозяйственную продукцию. Деятельность по созданию, распространению и использованию литературных и художественных произведений выходит за рамки обычных экономических отношений - она необходима для развития общества в целом, составляет основу его культурного развития. Неукротимый рост новых технологий ставит перед международной системой авторского права значительное число новых проблем. ВОИС рассматривает их, проводя многочисленные исследования и заседания, направленные на их разрешение. В результате большой практической и аналитической работы ВОИС пришла к выводу, что важнейшими задачами в области авторского права и смежных прав, стоящими перед странами Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии, являются:

Принятие соответствующих положений, предусматривающих охрану смежных прав (прав исполнителей, производителей фонограмм и органов вещания);

Присоединение соответствующих стран к международным авторско-правовым конвенциям и др.

Закон РБ "Об авторском праве и смежных правах" содержит положения, которые могут служить хорошей основой для эффективной борьбы с разного рода нарушениями в области интеллектуальной собственности. С вступлением его в действие ушла в прошлое норма о возможности принудительного выкупа авторского права государством; авторам предоставлено право разрешать публичное исполнение созданных ими произведений, их показ по телевидению или в кино, трансляцию по радио; более полно решены вопросы, касающиеся охраны смежных прав, прав авторов на неприкосновенность, правового режима служебных произведений, ставок авторского вознаграждения, авторских договоров и др.

В Законе содержится ряд новых положений, касающихся сферы действия авторского права. Так, определено, что произведение считается опубликованным, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Республики Беларусь оно было опубликовано на территории Республики Беларусь. При предоставлении на территории Республики Беларусь охраны произведению в соответствии с международными договорами Республики Беларусь автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Существенно изменены виды и объем авторских прав. Впервые в авторском праве Беларуси предусмотрено право автора на защиту своей репутации и на отказ от ранее принятого решения об обнародовании произведения - право на отзыв. Правом на отзыв автор произведения вправе воспользоваться только при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. В части имущественных прав Закон предоставляет автору исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, содержит перечень действий, которые вправе осуществлять автор при применении предоставленных ему исключительных прав на использование произведения.

Право автора на вознаграждение в отличие от статьи Основ гражданского законодательства конкретизируется нормой, согласно которой размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливается в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями. Согласно ст. Закона авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных указанной статьей. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Закон предусматривает передачу (переход) авторских прав к другим лицам в двух случаях: в порядке наследования и по авторскому договору. При этом не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения.

Поскольку Закон не предусматривает авторского права юридических лиц, этот вопрос решает постановление Верховного Совета РБ "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь"Об авторском праве и смежных правах". Постановлением предусмотрено, что авторское право юридических лиц, возникшее до введения в действие Закона, прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или его создания, если оно не было обнародовано.

Как свидетельствует опыт МАИС, который ведет свою деятельность более чем в 80 странах мира, наиболее эффективными средствами в борьбе с нарушениями авторских и смежных прав являются:

Издание законов и применение сильных сдерживающих уголовных санкций;

Предоставление соответствующим правоохранительным органам права на проведение необходимых оперативных мер по выявлению нарушений;

Предоставление этим органам правомочий на конфискацию незаконной продукции, а также используемого в ее производстве оборудования;

Предоставление суду полномочий на запрет незаконной деятельности, остающийся в силе до конца проведения судебного разбирательства;

Предоставление права суду принимать решение о конфискации, уничтожении товаров, нарушающих авторское право, или передаче их владельцу авторского права.

Административная ответственность предусмотрена ст. 9.21 Кодекса об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г.

Положениями указанной статьи предусмотрено, что не­законное распространение или иное незаконное использо­вание объектов авторского права и смежных прав или объ­ектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы влечет наложение штрафа в размере:

    от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфис­кацией предмета административного правонарушения или без конфискации;

    на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин с конфискацией предмета административного пра­вонарушения или без конфискации;

    на юридическое лицо - до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонаруше­ния или без конфискации.

Наиболее опасные посягательства на субъективные ав­торские, смежные и патентные права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответствен­ность. Согласно ст. 201 УК Республики Беларусь преступ­лениями являются:

1) присвоение авторства или принуждение к соавторс­тву, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собствен­ности до официальной публикации сведений о них (наказы­ваются общественными работами, или штрафом, или испра­вительными работами на срок до двух лет).

чужого произведения под своим именем без согласия авто­ра, использование в своих трудах чужих произведений без ссылок на их авторов, выпуск произведения, созданного в соавторстве, только под своим именем.

Принуждение к соавторству - это воздействие на автора с целью получения его согласия на включение в число соавто­ров имени виновного или других лиц, не принимавших учас­тия в создании произведения или объекта смежных прав.

Разглашение без согласия автора или заявителя сущнос­ти изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности - это придание огласке, доведение до сведений третьих лиц све­дений о сущности указанных объектов независимо от спо­соба обнародования (устно, письменно, посредством опуб­ликования и т.п.);

2) незаконное распространение или иное использование объектов авторского права или смежных прав или объектов права промышленной собственности, совершенные в тече­ние года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере (наказываются общественными рабо­тами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет).

Субъективная сторона данного преступления характе­ризуется прямым умыслом. Субъект преступления - фи­зическое лицо, достигшее 16-тилетнего возраста; специаль­ный субъект - лицо, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за такое же правонару­шение.

Указанные выше действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должнос­тным лицом с использованием своих служебных полномо­чий, либо повлекшее причинение ущерба в крупном разме­ре, наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Кодексом об административных правонарушениях 2003 г. ст. 11.26 предусмотрена административная ответс­твенность в виде наложения штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или лишение права зани­маться определенной деятельностью за:

    умышленное использование индивидуальным пред­принимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наиме­нования, географического указания конкурента;

    копирование промышленных образцов конкурента, влекущее смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента.

Действующее законодательство (в частности ст. 248 «Не­законное использование деловой репутации конкурента» УК Республики Беларусь) рассматривает в качестве уго­ловно наказуемых деяний:

    незаконное использование индивидуальным предпри­нимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наиме­нования, наименования места происхождения товара кон­курента;

    продажу или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Рес­публике Беларусь;

    копирование промышленных образцов конкурента, влекущее смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конку­рента, если указанные действия совершены в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия.

Объектом преступления, предусмотренным ст. 248 УК Республики Беларусь, является установленный порядок осуществления добросовестной конкуренции.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный - лицо, достиг­шее 16-тилетнего возраста, являющееся индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица, которое ранее привлекалось к административной от­ветственности за такие же действия.

Среди уголовно наказуемых деяний в сфере экономичес­кой деятельности ст. 255 УК Республики Беларусь называет также умышленное разглашение коммерческой или банков­ской тайны без согласия ее владельца, лицом, которому та­кая коммерческая или банковская тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, пов­лекшее причинение ущерба в крупном размере. Уголовно наказуемым деянием признается незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенное из корыст­ной или иной личной заинтересованности.

Привлечение к уголовной ответственности конкретных виновников преступления не исключает заявления потер­певшими гражданско-правовых требований о возмещении причиненного вреда.