Образец о приостановлении исполнительного производства в суд. Приостановление исполнительного производства в связи с обжалованием. Пример заявления о приостановлении дела

Белая зарплата – это единственный законный вид оплаты труда. Многие соискатели при поисках работы также сталкиваются с нелегальными видами оплаты: черной и серой заработной платой. Для того чтобы разобраться легальная ли зарплата у данного работодателя, нужно обратить внимание на следующие признаки.

Признаки белой зарплаты:

  • Полная сумма зарплаты указана в документах при приеме на работу.
  • Начисление премий и других стимулирующих надбавок осуществляется по приказу.
  • Деньги перечисляются на карту или выдается через кассу. Выплата наличными должна осуществляться по одному из следующих документов: расходно-кассовый ордер, платежная ведомость или расчетно-платежная ведомость. Документы должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером или уполномоченным лицом. Напротив фамилии конкретного сотрудника должна стоять сумма, которая выдается на руки.
  • Никакие дополнительные суммы в конвертах не выдаются.
  • Фактическая сумма доходов отражается в справке 2-НДФЛ и в расчетном листке.
  • Все отчисления производятся со всей суммы доходов работника.

Что такое официальная оплата труда

Многие люди даже не думают о том, что получают нелегальный доход. Они работают без оформления или получают часть оплаты в конвертах, но не понимают, что часть их доходов скрыта. Для большинства сотрудников не важно, что размер их фактического дохода по документам меньше реального заработка. Работники обращают внимание на то, чтобы деньги поступали вовремя, без задержек.

Официальная зарплата начисляется либо согласно табелю, либо согласно выполненным нормам. Сотрудник не должен оформляться на зарплату меньше МРОТ, установленного государством.

Структура зарплаты

  • Оклад. Для расчета которого учитывается фактически отработанное время согласно табелю, либо фактически выполненные нормы.
  • Надбавка (за выслугу, квалификацию, стаж, звание или прочие).
  • Доплаты за работу в выходные дни, за ночное время, за замену отсутствующего работника и прочие.
  • Стимулирующие выплаты, в том числе премии.
  • Установленный в конкретном регионе районный коэффициент.

При нахождении работника на больничном, ему оплачивается пособие по временной нетрудоспособности. При нахождении в командировке-командировочные. А при выходе в отпуск – выплачиваются отпускные.

Особенности трудоустройства на работу

При приеме сотрудника на работу обязательно должен быть сделан приказ о приеме на работу. Трудовой договор – еще один основополагающий документ, описывающий должность, условия труда, отдыха, а также размер вознаграждения за исполняемые обязанности.

Нужно ознакомится со следующими внутренними документами организации:

  1. Коллективный договор.
  2. Положения о премировании.
  3. Правила внутреннего распорядка.
  4. Должностные инструкции.
  5. Налоги и зарплата.

Нужно понимать разницу между начисленной и выплаченной зарплатой. Разность между ними – это удержанный НДФЛ (налог на доходы физических лиц), профсоюзные взносы, алименты и прочие удержания по исполнительному листу.

Дополнительно работодатель платит со всех начисленных доходов сотрудников обязательные взносы в следующие внебюджетные фонды:

  1. Пенсионный фонд Российской федерации (ПФР).
  2. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
  3. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС).

Нелегальные виды зарплаты

На территории Российской Федерации существует только один вид оплаты труда -официальная заработная плата согласно Трудовому Кодексу РФ. По-простонародному такой заработок называют белой зарплатой. Никакие другие виды оплаты труда не законны, не существует законных понятий черная или серая зарплата.

Черная зарплата

С работником не заключается трудовой договор, не делается приказ о приеме на работу и нет никакого документального оформления человека в организации. Заработок такой сотрудник получает наличными в конверте.

Очевидные минусы нелегальных источников дохода:

  • Не защищенность сотрудника законодательно.
  • Отсутствие налоговых перечислений.
  • Невозможность официального ухода в отпуск, на больничный или в декретный отпуск.

У работника не идет стаж и нет никаких отчислений ни в ФОМС, ни в ПФР, ни в ФСС. При болезни или в случае увольнения часто работодатель не производит полагающихся выплат. Когда придет время получать пенсию, выплаты будут минимальные.

Единственное достоинство такого источника – это более высокий размер нелегальных доходов. Такой вариант удобен для сфер бизнеса с регулярным оборотом наличных денег, которые в дальнейшем идут на выплату заработка.

Еще этот способ удобен для риэлторских организаций. В таких фирмах оформляются всего несколько человек, а остальные получают только проценты с продаж.

Серая зарплата

Частично официальная зарплата называется серой. При этом сотрудники оформляются на МРОТ. Именно с этой суммы работодатель оплачивает все налоги. Иногда сотрудника оформляют на должность с меньшим окладом. Оставшаяся часть платится в конверте.

Такая схема позволяет работодателю уменьшать расходы на налоги и позволяет увеличить зарплату. Однако больничные листы, декретные, отпускные, как правило, рассчитываются по МРОТ и их размер минимален. Большая вероятность что после декрета работодатель предложит уволиться, а при несогласии оставит только белую часть зарплаты.

Еще один недостаток частично нелегального заработка - это то что, работодатель регулирует сумму в конверте самостоятельно и может устанавливать различные штрафы и нелегальные удержания.

Схема нелегальной зарплаты, замаскированной под дивиденды

Еще один способ выплаты зарплаты – это схема, включающая в себя минимальную зарплату и дивиденды. Каждому сотруднику дают возможность приобрести акции организации, которые он должен продать при увольнении.

Эти условия указываются в трудовом договоре. Меньшая часть зарплаты оформляется и платится в установленный срок. Большую часть доходов сотрудник периодически получает в виде дивидендов, которые по факту и составляют большую часть его заработка.

Налоги перечисляются только с минимальной зарплаты. Периодичность дивидендов не ежемесячная, а ежеквартальная. В этой схеме дивиденды являются неплохим прикрытием для нелегальных доходов. Для выявления этой схемы, осуществляют сверку всех трудовых договоров, протоколов и документов акционерных собраний, долей сотрудников и размера выплат.

Чем рискует работодатель

Зачастую работодатель спокоен и уверен, что сотрудники не будут жаловаться, поскольку не смогут ничего доказать без официальных документов. Однако, нелегальные схемы выявляются достаточно просто. Для этого проводится внеплановая проверка и просто сравнивается количество сотрудников на рабочих местах и в штатном расписании.


Выявлению этой схемы могут способствовать жалобы работников в проверяющие органы и свидетельские показания. Незаконная оплата труда и уклонение от налогов грозит работодателю большими штрафами и даже уголовной ответственностью.

Достоинства и недостатки официального заработка для работника

  • Главное достоинство – это социальная защищенность сотрудника. Если происходит нарушение трудовых обязательств, то можно обратиться с жалобой в контролирующие органы.
  • Оформление работников и выплата белой зарплаты-это признак стабильной организации.
  • Со всего заработка начисляются налоги. В дальнейшем с этих налогов, перечисляемых в ПФР, будет рассчитываться размер пенсионных выплат.
  • Пособие по временной нетрудоспособности и отпускные рассчитываются исходя из всего заработка.
  • При выходе в отпуск по уходу за ребенком проще будет вернуться на свою должность сохранением зарплаты, поскольку оформление официальное.
    Свой доход можно подтвердить справкой, это бывает нужно для получения ипотеки или кредита.
  • Размер зарплаты фиксированный, работодатель не имеет права ее уменьшить по своему желанию.
  • В случае увольнения сотрудника работодатель должен выплатить все положенные выплаты.
  • Можно вернуть часть НДФЛ из бюджета, используя налоговые вычеты. Это выгодно в случае покупки квартиры или дома в ипотеку.

Недостатки не так очевидны, но все же есть.

  • Официальный доход, как правило, меньше нелегального. Поскольку часть своих расходов работодатель уменьшает за счет урезания размера зарплаты.
  • Большинство вакансий в частном бизнесе предлагают с нелегальным заработком, поэтому труднее найти работу с официальной заработной платой.
  • Алименты и долги по исполнительным листам удерживаются с официального заработка, нелегальные доходы проще скрыть. В связи с этим при оформлении работника, удержание с зарплаты будет в полном размере.

Достоинства и недостатки белой зарплаты для работодателя

  • Очевидный недостаток -это затраты на налоги.
  • Сложная бухгалтерская отчетность.
  • Невозможность уволить неподходящего работника, поскольку согласно ТК это сделать сложно.

Достоинств для работодателя гораздо меньше:

  • Отсутствие ответственности за нелегальную оплату труда и уклонение от налогов.
  • Хорошая репутация и стабильность организации.
  • Прозрачность бухгалтерского учета.


Как проверить официальная ли оплата у работника

Если у работника возникают сомнения официальный ли у него доход, то это можно проверить следующим образом. Нужно пройти регистрацию в личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы и скачать там справку 2-НДФЛ. Эти справки организации обязаны подавать ежегодно пофамильно. Получив аналогичную в бухгалтерии, можно сравнить доходы по месяцам.

Несмотря на очевидные достоинства белой зарплаты, большинство работодателей и работников, останавливаются на сером варианте. Делая такой выбор, нужно взвешивать все риски, поскольку чаще работники больше теряют, чем получают. Нужно иметь в виду, что при нелегальной зарплате, работодатель может задержать ее выдачу на неопределенный срок, выплатить ее не в полном размере или совсем не платить.

27.12.2012

Исполнительное производство, как показывает практика, является одной из сложных частей судопроизводства. В соответствии с действующим законодательством судом осуществляется предварительный и последующий контроль за действиями судебного пристава-исполнителя. Предварительный контроль осуществляется в тех случаях, когда для совершения определенных действий в рамках исполнительного производства требуется судебный акт. В частности это касается и приостановления исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий, наряду с их отложением и отсрочкой.

В отличие от иных юридических действий (отсрочка, рассрочка, отложение), приостановление осуществляется не на конкретный, а на неопределенный период времени, до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

Приостановление исполнительного производства обусловлено обстоятельствами, не зависящими от воли суда, судебного пристава-исполнителя и сторон, отложение же исполнительных действий, как правило, вызвано причинами субъективного порядка.

По приостановленному исполнительному производству до его возобновления применение мер принудительного исполнения не допускается. В противном случае суд может удовлетворить иск о взыскании убытков, причиненных действиями судебного пристава-исполнителя, если арест, опись и изъятие имущества должника были произведены судебным приставом-исполнителем, когда определением суда было приостановлено исполнительное производство и об этом приостановлении судебный пристав-исполнитель был уведомлен (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2005 N Ф04-1678/2005(9833-А27-12).

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя.

Судебный акт, акт другого органа или должностного лица о приостановлении исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом-исполнителем.

В арбитражном процессуальном кодексе вопросу приостановления исполнительного производства посвящена статья 327.

Применяя правила ч. 1 и 2 ст. 327 АПК, нужно иметь в виду следующее:

  • арбитражный суд может приостановить исполнительное производство
    • возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом
    • по заявлению взыскателя, должника либо судебного пристава-исполнителя;
    • лишь в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
    Как следует из Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, либо судебному приставу-исполнителю. В случае направления исполнительного листа непосредственно в банк ни АПК РФ, ни Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не исключают возможность приостановления арбитражным судом взыскания банком денежных средств по исполнительному листу, выданному арбитражным судом.
  • исполнительное производство может быть приостановлено:
    • либо арбитражным судом, который выдал исполнительный лист;
    • либо арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель (если именно в этот суд было подано заявление о приостановлении исполнительного производства).

Во всех остальных случаях приостановление производится судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Вопрос о приостановлении судом исполнительного производства подлежит разрешению в рамках дела, на решение по которому выдан исполнительный лист, послуживший основанием для возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой или апелляционной инстанций, выдается судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Следовательно, если исполнительный лист выдан арбитражным судом апелляционной инстанции, вопрос о приостановлении исполнительного производства может быть рассмотрен этим судом или арбитражным судом первой инстанции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в зависимости от того, в какой суд направлено соответствующее заявление.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает коллегиальным составом судей.

Статья 327 АПК РФ является бланкетной по содержанию, поскольку отсылает для разрешения вопросов приостановления, прекращения и возобновления исполнительного производства к ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 327 АПК:

  • арбитражный суд обязан рассмотреть упомянутое заявление в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления в арбитражный суд; в судебном заседании, с извещением сторон и судебного пристава-исполнителя: однако их неявка не препятствует рассмотрению заявления; при подаче заявления о приостановлении исполнительного производства госпошлина не оплачивается.
  • по результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение, которое направляется (в копии) взыскателю, должнику и лицам, участвующим в деле, судебному приставу-исполнителю. Оно может быть обжаловано.

С 1 февраля 2008г. вступил в силу Федеральный закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее ФЗ №229), который Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее ФЗ №199).

Федеральный закон № 229-ФЗ, так же как и Федеральный закон № 119-ФЗ, предусматривает общий двухмесячный срок для совершения исполнительных действий. Однако при этом предусмотрены периоды времени, которые в указанный срок не включаются. Например, время, когда исполнительные действия не производились в связи с их отложением, приостановлением, время отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа, время со дня передачи имущества на реализацию до дня получения вырученных от нее денежных средств и др.

Приостановлению исполнительного производства посвящены ст.ст. 39, 40, 41, 42, 45, нового закона «Об исполнительном производстве»

Ранее Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" рассмотрение вопроса о приостановлении исполнительного производства относил только к компетенции суда. В целях оперативного разрешения возникающих в ходе исполнительного производства вопросов Законом N 229-ФЗ впервые предусмотрены полномочия судебного пристава приостанавливать исполнительное производство (ст. 40).

Ранее судебная практика (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Поволжского округа от 06.12.2005 N А12-3592/05-С32) исходила из того¸ что частичное приостановление противоречит правилам Закона об исполнительном производстве, поскольку производство возбуждается на основании исполнительного листа как единого документа.

Согласно новому закону исполнительное производство может быть приостановлено полностью или частично.

Рассмотрение судом или судебным приставом- исполнителем вопросов о приостановлении исполнительного производства регламентируется ст. 45 нового Закона «Об исполнительном производстве». В статье указано, что приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Также приостановление исполнительного производства арбитражным судом производятся в случаях:

  • исполнения исполнительных документов, указанных в пунктах 5, 6 и 8 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (к которым относятся: акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом), в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    Для отнесения к подведомственности указанных дел арбитражным судам важен субъектный состав сторон исполнительного производства, т.е. взыскателем или должником может быть только организация (юридическое лицо, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, не юридическое лицо- объединение граждан) и индивидуальный предприниматель; а также важен исполнительный документ- акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств в бесспорном порядке(например, постановление о взыскании налога за счет имущества (ст. 47 НК РФ); постановление по делу об административном правонарушении; факт оспаривания постановления налогового органа, решения административных органов, на основании которых возбуждено исполнительное производство в арбитражном суде, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства т.е. поданное в арбитражный суд заявление о признании недействительным постановления налогового органа, решений административных органов и определение арбитражного суда о принятии этих заявлений к производству.

  • исполнения постановления судебного пристава-исполнителя в соответствии с частью 16 статьи 30 настоящего Федерального закона, (т.е. в случае, когда после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа), если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В случаях, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Основания для приостановления могут быть как обязательные, так и факультативные.

Обязательными и исчерпывающими основаниями (всего семь) приостановления согласно ст. 20 старого Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" являлись:

  • смерть должника, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждение арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника- в настоящее время это измененный пункт 1 ч.1 ст. 40 нового Закона
  • утрата должником дееспособности- это п. 2 ч.1 ст. 40 нового Закона
  • участие должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях- это измененный п.3.ч.1 ст. 40 нового Закона
  • оспаривание должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом- измененный п.1 ч.2 ст. 39 нового Закона
  • подача жалобы в суд на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях- измененный п.2 ч.2 ст. 39 нового Закона
  • вынесение постановления должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу закона является исполнительным документом- это ст. 41 нового Закона
  • предъявление в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу- п.1 ч.1 ст. 39 нового Закона.

Законом N 229-ФЗ предусмотрены случаи, когда приостановить исполнительное производство может только суд, это ст. 39. Основания для такого приостановления могут быть как обязательные так и факультативные.

В настоящее время новым законом предусмотрено только 3 обязательных оснований для приостановления исполнительного производства (ст. 39). Причем перечень их не исчерпывающий, поскольку статья предусматривает, что исполнительное производство приостанавливается полностью или частично и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Эти обстоятельства, придают приостановлению исполнительного производства обеспечительный (охранительный, предупредительный) характер:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу. Данная норма защищает права не только третьих лиц, имущество которых арестовано в качестве имущества должника, но и права самого должника, если было арестовано его имущество, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Два последних случая приостановления ранее действующим законом предусмотрены не были.

В ПОСТАНОВЛЕНИИ ФАС Поволжского округа от 01.03.2005 N А12-23160/04 суд, анализируя п. 7 ст. 20 Закона об исполнительном производстве (п.1 ч. 1 ст. 39 нового закона), пришел к выводу, что приостановление исполнительного производства не может отменить ранее принятых мер, связанных с обеспечением имущества должника, поскольку такое временное прекращение исполнительских действий является обязательным в отношении действий, которые могут быть приняты впоследствии.

В ПОСТАНОВЛЕНИИ ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2005 N Ф08-6059/2005 указал, что, хотя согласно ст. 20 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае предъявления иска об исключении из описи или освобождению от ареста имущества, тем не менее, приостановлению подлежит производство только в части, касающейся спорного имущества.

ФАС Центрального округа в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 22.06.2005 N А35-2113/05-С5 указал, что в отношении должника было возбуждено исполнительное производство о мерах по обеспечению иска, а также исполнительное производство об обращении взыскания на объекты недвижимости. В рамках обоих производств был наложен арест на имущество должника. Поскольку был заявлен иск об освобождении имущества от ареста, суд приостановил оба исполнительных производства.

Факультативными и исчерпывающими основаниями приостановления исполнительного производства по старому Закону согласно статье 21 являлись:

  • обращение судебного пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом- это измененный пункт 5 ч. 2 ст. 39 нового закона
  • просьба должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации- измененный п.3 ч.1 ст. 40 нового закона
  • нахождение должника в длительной служебной командировке- это п.3 ч. 2 ст. 39 нового Закона
  • нахождение должника на лечении в стационарном лечебном учреждении- п. 1 ч. 2 ст. 40 нового Закона
  • подача жалобы на действия судебного пристава-исполнителя или отказ в его отводе- измененный п.4 ч. 2 ст. 39
  • розыск должника, его имущества или розыска ребенка- измененный п. 2 ч.2 ст. 40
  • нахождение должника либо взыскателя в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий- такой случай в новом законе отсутствует.

В настоящее время закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает 6 факультативных случаев приостановления судом исполнительного производства полностью или частично. Перечень их не исчерпывающий, поскольку исполнительное производство может быть приостановлено и в иных случаях, предусмотренных ст. 40 настоящего Закона. Во всех этих случаях суд может, но не обязан приостановить исполнительное производство.

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

    В данном случае речь идет об оспаривании тех исполнительных документов, которые одновременно признаются как основаниями исполнения, так и исполнительными документами, например: постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов; постановление таможенных органов о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника; постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

    Как следует из постановления апелляционной инстанции арбитражного суда Республики Бурятия от 21 декабря 2006г. по делу :№ А10-805/04 суд апелляционной инстанции признал ошибочной квалификацию постановления судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на реализацию как исполнительного документа. Постановление судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на реализацию к исполнительным документам не относится и его обжалование не может являться основанием для приостановления исполнительного производства по п.4 ст. 20 ФЗ «Об исполнительном производстве».

    Постановление судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст. ст. 81, 82, 84 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" № 119-ФЗ может быть предъявлено к исполнению на взыскание денежных средств как исполнительный документ лишь только в двух случаях: о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

    Новый Закон «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ (ст. ст.112, 113) также предусматривает, что постановление судебного пристава-исполнителя относится к исполнительному документу в случаях: взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

    Таким образом, для приостановления исполнительного производства важен не только факт оспаривания исполнительного документа, а прежде всего, факт принятия заявления (жалобы) и возбуждение дела соответствующим судом.

    Ранее судебная практика (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2005 N А19-10135/05-22-Ф02-6238/05-С2) исходила из того, ст. ст. 20 и 21 Закона об исполнительном производстве содержат исчерпывающий список оснований для приостановления исполнительного производства и обжалование должником судебного акта, а не исполнительного документа не является основанием для приостановления исполнительного производства.

    С 01.02.2008г. практика изменилась, поэтому арбитражный суд может приостановить исполнительное производство в случае обжалования судебного акта в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

    Подача должником ходатайства об отмене мер по обеспечению иска не является основанием для приостановления исполнительного производства.

    Вместе с тем подача жалобы на определение суда по обеспечению иска, на основании которого выдан исполнительный лист, апелляционной, кассационной жалобы или заявления о пересмотре судебных актов, на основании которых выдан исполнительный лист, в порядке судебного надзора по новому закону является основанием для приостановления исполнительного производства.

    После принятия нового закона остается актуальной позиция Федеральных арбитражных судов:

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа, согласно которому оспаривание исполнительного документа в Конституционном Суде РФ не является основанием для приостановления исполнительного производства, поскольку исполнительное производство приостанавливается в случае оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание предусматривается законом (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2005 N А10-5387/03-Ф02-6244/05-С2);

    ФАС Дальневосточного округа в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 26.04.2005 N Ф03-А37/04-1/4050 отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнительного производства, указав, что заявленное должником для этого основание - в связи с рассмотрением заявления о замене взыскателя в исполнительном производстве, не предусмотрено нормами Закона об исполнительном производстве;

    В ПОСТАНОВЛЕНИИ ФАС Поволжского округа от 06.04.2005 N А55-6462/03-42 указал, что приостановление исполнительного производства может иметь место лишь при наличии оснований, указанных в ст. ст. 20, 21 Закона об исполнительном производстве, причем перечень этих оснований исчерпывающий, расширительному толкованию не подлежит. В этой связи суд отметил, что приостановление исполнительного производства в случае подачи в арбитражный суд заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, указанными нормами не предусмотрено. В новом законе пересмотр вступившего в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам как основание приостановления исполнительного производства не предусмотрен.

  • оспаривание в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

    Данной норме корреспондируют, в частности, нормы, содержащиеся в ст. 30.1 - 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающие обжалование привлечения к административной ответственности

    ФАС Северо-Западного округа в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 26.09.2005 N А56-6042/05 указал, что исполнительное производство приостанавливается в случае обжалования действий органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, но только тогда, когда исполнительное производство возбуждено на основании постановления административного органа, являющегося исполнительным документом.

  • нахождения должника в длительной служебной командировке; нахождение должника в длительной служебной командировке. В законодательстве понятие "длительная командировка" не определено. Думается, в данном случае нельзя установить какие-либо временные или пространственные рамки, поскольку это понятие все же оценочное. Таким образом, для приостановления исполнительное производство важен сам факт отсутствия должника по служебной надобности длительное время, что не позволяет ему в полном объеме и своевременно осуществить свои полномочия как стороны исполнительного производства.
  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий.

    В п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77 и п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 отмечено, что с учетом подведомственности, определяемой ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражным судам подведомственно рассмотрение дел об оспаривании организациями или индивидуальными предпринимателями постановлений судебного пристава по исполнению документа, выданного налоговым органом.

    Арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель. Исключение из данного правила составляют лишь случаи, когда оспариваются решения и (или) действия (бездействие) судебного пристава, связанные с исполнением документа, выданного судом общей юрисдикции.

    Заявление о приостановлении исполнительного производства по этому основанию может быть подано в суд сторонами исполнительного производства.

    В некоторых случаях приостановление исполнительного производства по этому пункту Закона вообще нецелесообразно, например, в случае обжалования установленного судебным приставом-исполнителем времени исполнительных действий (ст. 15), сроков их совершения (ст. 18) и др.

    09.11.2007г. должником в арбитражный суд Республики Бурятия направлено заявление о признании действий ОАО «Бурятэнергосбыт» по повторному направлению судебному приставу- исполнителю исполнительного листа незаконными, в связи с чем, он просит приостановить исполнительное производство.

    Согласно определению арбитражного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2007г. по делу А10- 480/07 в приостановлении исполнительного производства отказано, поскольку Федеральным законом "Об исполнительном производстве" не предусмотрена возможность приостановления исполнительного производства в связи с обращением в суд с заявлением о признании действий взыскателя незаконными.

    По мнению ФАС Северо-Западного округа, приостановление исполнительного производства в случае обжалования действий судебного пристава-исполнителя возможно лишь в исключительных случаях, поскольку нарушает права взыскателя, который на неопределенный срок лишается возможности получить присужденное (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЗО от 29.11.2005 N А56-34247/2005)

  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

    Данная норма имеет большое принципиальное значение, поскольку только таким образом можно правильно и не нарушая права и охраняемые законом интересы сторон (других заинтересованных лиц) исполнить требования исполнительного документа.

Исполнительное производство может быть приостановлено арбитражным судом и в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона:

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  • утраты должником дееспособности;
  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  • отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;
  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;

    Согласно статьи 96 на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов, в том числе судебных приказов, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.

    Ни на одной из стадий процесса банкротства не происходит прекращения платежей по заработной плате, вознаграждений авторам, алиментов и возмещения вреда. Поэтому не может быть приостановлено исполнение судебных решений о взыскании задолженности по указанным основаниям и в фазе наблюдения при условии, что они вступили в силу до того, как было арбитражным судом вынесено определение о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления.

    Приостановление исполнительного производства означает временное прекращение исполнения судебных решений. Если арбитражный суд впоследствии примет решение об отказе в признании должника банкротом, то это приведет к прекращению последствий принятия заявления о признании должника банкротом и введения наблюдения (ст. 52 Закона N 6-ФЗ).

    Такие же последствия наступают в случае прекращения арбитражным судом дела о банкротстве в связи с восстановлением платежеспособности должника или заключением мирового соглашения. В этих случаях кредитор вправе вновь потребовать возобновления исполнительного производства и осуществления реального взыскания.

  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  • направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 настоящего Федерального закона (непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда).

Исполнительное производство также может быть приостановлено арбитражным судом полностью или частично в случаях:

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 42 нового Закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства. Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

Общее правило установления сроков приостановления исполнительного производства - они определяются не фиксированной датой, а периодом времени, необходимым для отпадения соответствующих обстоятельств, послуживших основанием для приостановления совершения исполнительных действий. В этот период должны совершаться соответствующие правовые действия в зависимости от оснований приостановления исполнительного производства - вступление судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист в законную силу, рассмотрение жалобы соответствующим судом на действия судебного пристава-исполнителя и т.д.

По правилам исполнительного производства обязанность следить за соблюдением сроков приостановления и отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления возлагается на самого судебного пристава-исполнителя, должного принимать меры к своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (п. 1 ст. 12 ФЗ "О судебных приставах"). Вместе с тем сам взыскатель как лицо, непосредственно заинтересованное в результате исполнения, имеет право следить за ходом исполнения, знакомиться с материалами исполнения и т.д. Поэтому взыскатель также правомочен обращаться с заявлением в соответствующий суд или к судебному приставу-исполнителю о возобновлении исполнительного производства в связи с отпадением обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. Инициативу в возобновлении исполнительного производства также вправе проявить и суд в тех случаях, когда им выносилось определение о приостановлении исполнительного производства.

Кроме приостановления исполнительного производства возможно приостановление судебного акта. Приостановление судебного акта возможно в случаях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве» и Арбитражном процессуальном кодексе.

Такой случай, в частности, предусмотрен в статье 41 нового ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнение судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении может быть приостановлено судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ, по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Указанная статья корреспондирует с параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующим порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности.

В АПК РФ указано (статья 283 АПК РФ), что арбитражный суд кассационной инстанции вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, приостановить исполнение судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, при условии, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения либо предоставил обеспечение, предусмотренное в ч. 2 настоящей статьи. Определение суда кассационной инстанции о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов не является основанием для приостановления исполнительного производства.

Определение суда кассационной инстанции о приостановлении обжалуемых в кассационном порядке судебных актов является самостоятельным основанием для обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении исполнительных действий в рамках возбужденного исполнительного производства, а не основанием для обращения в арбитражный суд первой инстанции для принятия определения о приостановлении исполнительного производства.

Приостановить исполнение судебного акта может не только арбитражный суд кассационной инстанции, но и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В ст. 298 АПК РФ говорится, что исполнение судебного акта арбитражного суда может быть приостановлено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по ходатайству лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, при условии, если заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения или предоставил встречное обеспечение другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы и если суд признает необходимым приостановление исполнения судебного акта в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

Вместе с тем нельзя приостановить исполнение судебного акта, исполнение которого в силу закона подлежит немедленному исполнению.

По этому вопросу и в судебной практике, и в теории гражданского процессуального и арбитражного процессуального права в течение многих десятилетий существует единое мнение. Пленум Верховного Суда СССР еще в Постановлении от 21 марта 1968 г. указал, что должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, не могут приостановить исполнение решения, подлежащего немедленному исполнению. Эта позиция была подтверждена и в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 10 от 13 декабря 1974 г., где было прямо указано, что должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, могут до окончания производства в порядке надзора приостановить исполнение решений, определений и постановлений, за исключением случаев, когда они в силу закона или по решению суда в пределах предоставленных ему прав обращены к немедленному исполнению.

Такая точка зрения по рассматриваемому вопросу разделяется как практиками, так и теоретиками, поскольку решение подлежит немедленному исполнению в силу императивного предписания, содержащегося в Федеральном законе, которое не может быть изменено усмотрением суда, вынесшего решение, или должностных лиц, имеющих право принесения протеста.

Все сказанное в полной мере следует отнести и к приостановлению определений арбитражного суда первой инстанции, подлежащих в силу закона немедленному исполнению (например, определение арбитражного суда о назначении конкурсного управляющего или отстранении его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего по делу о несостоятельности (банкротстве) подлежит немедленному исполнению в силу прямого предписания закона (п. 3 ст. 144 и п. 2 ст. 145 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), и, следовательно, их исполнение не может быть приостановлено ни судом, ни судьей.

Нельзя приостановить исполнение решения суда, если оно уже исполнено. Распоряжение о приостановлении такого решения является беспредметным. Поэтому суд, судья, имеющие право приостановления исполнения судебного акта, прежде чем принять определение о его приостановлении, должны убедиться в том, что судебный акт не исполнен.

Таким образом, в новом Законе N 229-ФЗ усовершенствована редакция статей, касающихся приостановления исполнительного производства, предусмотрены новые основания для приостановления исполнительного производства, расширены полномочия суда и судебного пристава-исполнителя по этому вопросу. Поскольку новый закон предусматривает только три обязательных оснований для приостановления исполнительного производства судом, то велика роль судейского усмотрения при вынесении судебного акта, а следовательно, существует необходимость изучения и обобщения судебной практики в целях соблюдения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Источник/автор : Магданова Э.В.

(Пока оценок нет)

Согласно законодательству РФ, каждый, у кого существует документально подтверждение наличия долговых обязательств, имеет право истребовать задолженность в судебном порядке. Законом также предусмотрен порядок истребования денежных средств, в который входят мероприятия по розыску и оповещению должника о наличии задолженности и дальнейшее истребование денежных или иных средств эквивалентных объёму долга. Однако, при получении уведомления, должник имеет право апеллировать исполнительному производству.

Ходатайство о приостановке исполнительного производства может быть принято только том случае, если заявитель соблюдает все обязательные условия подачи и составления данного документа. О том, как добиться приостановления исполнительного делопроизводства, мы расскажем в этой статье.

Основания для подачи

При составлении любых документов, которые необходимо подавать в судебные или исполнительные органы, стоит придерживаться определённой процедуры обжалования и указывать юридические основания. Ходатайство о приостановке исполнительного делопроизводства не является исключением. В зависимости от состава оснований, вам необходимо передать его в определённый орган. Давайте разберёмся подробнее.

Основания, позволяющие приостановить исполнительное делопроизводство, исключительно в судебном порядке, требуют подачи соответствующего заявления непосредственно в суд. Состав их выглядит следующим образом:

  • Должник отправляется в служебную командировку;
  • Решение суда не ясно стороне должника и требует разъяснения;
  • Судебное решение обжалуется ответчиком;
  • Обжалуются действия или же бездействие судебного пристава-исполнителя по данному исполнительному листу.

В таких ситуациях, решение о том, приостановить истребование, или нет, принадлежит исключительно суду, но есть ряд оснований, которые позволяют принять решение, как суду, так и ССП, в рамках ходатайства о прекращении исполнительного делопроизводства. Выглядят они так:

  • В деле возник вопрос о правопреемстве;
  • Должник проходит срочную военную службу в рядах Армии России или участвует в боевых действиях;
  • Должник оформил банкротство;
  • Должник проходит лечение;
  • Банк, являющийся истцом, потерял лицензию;
  • ССП продолжает розыск ответчика;

Есть при этом ряд оснований, при которых суд обязан приостановить исполнительное производство:

  • В суд поступил иск, по которому арестованное имущество необходимо освободить;
  • Должник подаёт ходатайство с целью обжаловать долговые обязательства;
  • У должника возникают возражение относительно оценки имущества.

Все перечисленные основания содержатся в Федеральном законе «Об исполнительном производстве », что необходимо будет указать в своём ходатайстве.

Инфо

Заявления о приостановлении исполнительного делопроизводства следует подавать в районный суд по месту расположения службы судебных приставов, работающей с задолженностью.

В нём необходимо будет грамотно указать не только основания, но и некоторые другие факты. Давайте рассмотрим состав ходатайства о приостановлении исполнительного производства более подробно.

Как составить

Составлять ходатайство о приостановке исполнительного производства стоит согласно следующей структуре:

  • Шапка документа:
    • Наименование судебного органа, где будет рассматриваться заявление;
    • Данные заявителя: ФИО, адрес регистрации;
    • Данные взыскателя: также ФИО и адрес, или полные реквизиты организации, если взыскатель является юридическим лицом;
    • Данные судебного пристава-исполнителя: ФИО, наименование и адрес ССП, к которому он принадлежит;
  • Заголовок : «Заявление о приостановлении исполнительного производства»;
  • Тело документа должно содержать в себе следующую информацию:
    • Все реквизиты постановления, по которому ведётся истребование: дата вынесения, ФИО пристава-исполнителя, номер документа;
    • Все реквизиты исполнительного листа и гражданского дела: наименование судебного органа выдавшего лист и дата выдачи, ФИО истца и ответчика, суть взыскания;
    • Указать основание для приостановления исполнительного делопроизводства , со ссылкой на ФЗ «Об исполнительном производстве». Важно привести доказательства, которые подтверждают фактическое наличие оснований. Сами документы стоит прикрепить к ходатайству;
    • Стоит указать дату, когда истребование можно будет возобновить, и привести доводы, на основании которых такой период был счислен;
    • Указать юридические основания . Стоит ссылаться на статьи ФЗ «Об исполнительном производстве» (как правило, статьи 39 и 40), и Гражданский процессуальный кодекс, где содержатся указания по составлению и подаче подобного рода документов (конкретного ходатайства касаются статьи 436-437, 440 ГПК РФ);
    • Выдвинуть прошение о приостановлении исполнительного производства, вновь указав реквизиты исполнительного листа, данные пристава-исполнителя, срок приостановления;
    • Привести перечень прилагаемых документов , среди которых в обязательном порядке должны содержаться:
      • Копии ходатайства по числу сторон рассмотрения дела об истребовании;
      • Копия постановления об исполнительном делопроизводстве;
      • Документы, подтверждающие основания и сроки приостановления исполнительных действий;
      • Если имеются дополнительные материалы, способные подтвердить фактическое наличие оснований, то их также стоит прикрепить к заявлению;
    • Укажите дату подачи заявления;
    • Поставьте подпись с расшифровкой.

Ходатайство о приостановке исполнительного производства стоит составлять, следуя данной структуре и рекомендациям, в противном случае ССП продолжит взыскание. Если поиск юридических оснований составляет для вас сложности, то стоит обратиться к помощи юриста, у которого есть опыт в подобных вопросах.

В ряде случаев как истцы, так и ответчики по судебным искам не согласны с решениями как суда первой инстанции, так и апелляционной инстанции. Особенно это касается исков по собственности.
В тоже время, в соответствии с вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством () решение суда первой инстанции если не подавалась апелляционная жалоба вступает в силу по истечению срока апелляции. Если апелляционная жалоба подавалась, то решение суда вступает в силу после рассмотрения апелляционной инстанцией немедленно.
В тоже время, исполнение решения суда можно приостановить на стадии кассационной инстанции на основании , согласно которой судья кассационной инстанции вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции. Частью 1 той же статьи предусмотрено, что судья не может сам инициировать приостановление исполнения решения суда, основанием для такого решения может быть только наличие такой просьбы от одной из сторон судебного дела. Частью 5 той же статьи предусмотрено, что приостановление исполнения судебного постановления может разрешаться судьей в разное время в зависимости от момента поступления просьбы о приостановлении.
Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2008 г. № 2 г. Москва «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» подтверждены все указанные выше положения.
Далее представлен образец (примерный) ходатайство о приостановлении исполнения решения суда .
Также посмотреть Иски, ходатайства, заявления в суд и юридические консультации по искам и судебным вопросам.

Президиум _____________________ городского суда

Истец: Иванов И.И.
Адрес: _____________________________

Податель ходатайства
Ответчик: Петрова П.П..
Адрес: _____________________________

Третьи лица:
1. Сидорова С.С.
2. Администрация __________ г. ______________
Адрес: _____________________________

Номер дела в первой инстанции: ____________
Номер дела в апелляционной инстанции: ___________

Ходатайство
о приостановлении исполнения решения суда

Решением _____________ районного суда города _________от ______________г. по делу № ______________ в удовлетворении исковых требований Иванова И.И. к Петровой П.П. о признании утратившей право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, было отказано.
_________________г. Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда (дело ____________) апелляционная жалоба Истца была частично удовлетворена.
Ответчик не согласен с Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от __________г. по делу № ____________ в части признания Петровой П.П. утратившей право на жилое помещение в квартире №__ дома № __ по ул. _________________ в г. ______________, не согласна в связи с существенным нарушением судом апелляционной инстанции норм материального права.
В связи с чем, в Президиум Московского Городского суда подана Кассационная жалоба на Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от _______г. по делу № ______________.
На основании вышеизложенного и руководствуясь прошу суд:
Вынести определение о приостановлении исполнения Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от _________г. по делу №______________ до окончания производства в суде кассационной инстанции.

«___»______________ ____ г. Ответчик __________ (подпись)

Исполнительное производство — это комплекс действий и мероприятий, которые проводятся уполномоченными на это органами в целях исполнения принятых судебных решений. Такое исполнение носит принудительный характер и не зависит от воли и желания граждан, в отношении которых оно применяется. Однако существуют ситуации, в которых требуется временно приостановить данное производство – конкретные случаи и основания для этого определены в законодательном порядке.

Приостановление исполнительного производства – это временная мера, в результате которой прекращается совершение каких-либо действий, прописанных в исполнительном документе. Причины для этого установлены в законодательном порядке и могут как зависеть от гражданина, на которого направлен этот документ, так и возникать опосредованно от него.

Меры, используемые при исполнительном производстве, часто направлены на взыскание какой-либо задолженности – путем конфискации имущества или требования уплатить денежные средства. Значение процедуры приостановления состоит в том, что в результате нее лицо, которое считает исполнительный документ незаконным, получает возможность обжаловать его и при этом не потерять свое имущество раньше времени.

Срок, на который исполнение судебного решения приостанавливается, не может использоваться судебными приставами для совершения каких-либо материальных действий в отношении должника. Это гарантирует последнему неприкосновенность его имущества в течение определенного срока.

Виды приостановления

Классификация видов приостановления исполнительного производства составлена на основании положений законодательных актов, которые регулируют эту сферу. Выглядит она следующим образом:

  1. В зависимости от субъекта, который имеет права и полномочия на приостановление исполнительного производства:
  • судебное приостановление;
  • приостановление приставом-исполнителем.

У последнего субъекта полномочия на проведение данной процедуры появились лишь недавно. В соответствии с ранее действовавшим законодательством право на приостановление предоставлялось только суду. Также отдельно выделяются и случаи, при которых полномочия относительно приостановления исполнительного производства предоставляются только суду, только судебному приставу или обоим этим субъектам одновременно.

  1. В зависимости от объема, в котором проводится приостановление производства, оно может произойти:
  • частично;
  • в полном объеме.
  1. В зависимости от того, насколько обязательной является процедура приостановления, выделяется:
  • Обязательное приостановление производства (или облигаторное) – применяется при наличии для этого безусловных причин, решение суда в этом случае требуется не всегда.
  • Добровольное приостановление (также именуется факультативным) – применяется только после соответствующего судебного решения, которое суд принимает после рассмотрения обстоятельств и причин для этого.

Применение на практике каждого из данных видов приостановления зависит от конкретных условий дела и весомости имеющихся для этого оснований.

Основания для судебного приостановления

Обязательное приостановление производства применяется в таких случаях:

  1. Должник оспаривает результаты проведенной оценки имущества, которое было арестовано.
  2. Должник подает иск с требованиями освободить имущество, которое является объектом взыскания соответствующего исполнительного документа (или часть этого имущества) от наложенного ареста.
  3. Должник оспаривает постановление судебного пристава-исполнителя, согласно которому с него должны взыскать исполнительский сбор.

Этот перечень не исчерпывающий, поскольку в ФЗ «Об исполнительном производстве» допускается выделение других оснований для приостановления производства. По каждому из оснований оно может быть применено полностью ко всему исполнительному документу или же лишь к какой-то его части.

Также выделяются ситуации, при которых должник может требовать у суда приостановления исполнительного производства, опираясь на некоторые причины. К ним относятся такие ситуации:

  • должник оспаривает исполнительный документ или судебный акт, на основании которого данный документ выдан;
  • должник долгое время находился в командировке, связанной с поручениями по службе;
  • должник оспаривает акт органа или должностного лица, в компетенцию которого входит рассматривать дела, связанные с административными правонарушениями;
  • действия (или бездействие) судебного пристава-исполнителя, а также его постановления оспариваются должником (путем подачи последним соответствующего заявления);
  • одно из лиц, участвующих в исполнительном производстве (взыскатель, должник или пристав) подали в суд (или другой уполномоченный орган) заявление о разъяснении положений исполнительного документа.

Удовлетворять эти требования и считать ли их серьезными основаниями для приостановления – это решение полностью зависит от суда и принимается только в судебном порядке. Выше были перечислены основания, при которых исполнительное производство может временно остановить суд. Однако существуют случаи, когда такими полномочиями наделяется и пристав-исполнитель.

Основания для приостановления судебными приставами

Если субъектом приостановления является не суд, а судебный пристав, для этой ситуации также выделяется две группы оснований:

  1. Облигаторное (обязательное) приостановление происходит в случаях, если:
  • должник утратил дееспособность;
  • должник умер (или был признан умершим), а также пропал без вести (но только в том случае, если его долги переходят к правопреемнику);
  • должником является кредитная организация, которая утратила лицензию на совершение банковских операций (за исключением некоторых случаев);
  • должником является организация или предприятие, в отношении которого арбитражный суд начал проводить процедуру банкротства;
  • должник участвует в боевых действиях в составе одного из законных государственных военных формирований либо же действует в условиях военного или чрезвычайного положения;
  • судебный пристав направил в органы ФНС уведомление о том, что на имущество должника-организации будет наложен арест;
  • должник подал в суд иск об изменении условий взыскания исполнительского сбора (например, он просит уменьшить его размер или полностью отменить взыскание сбора).
  1. Факультативное (добровольное) приостановление может произойти в таких случаях:
  • должник проходит стационарное лечение в медицинском учреждении;
  • должник или его имущество находятся в розыске;
  • должник просит пристава о приостановлении исполнительного производства в связи с тем, что он проходит военную службу в официальных государственных военных органах;
  • было направлено постановление с поручением совершить некоторые исполнительные действия или меры.

В некоторых случаях право на приостановление исполнительного производства имеют такие должностные лица:

  • главный судебный пристав РФ;
  • главный судебный пристав субъекта РФ;
  • заместители каждого из них.

Основанием для этого может служить поступление жалобы на конкретные действия или их отсутствие со стороны подчиненных этих должностных лиц (то есть со стороны приставов-исполнителей). Также эти субъекты имеют право на полное или частичное приостановление свободного исполнительного производства.

Процедура приостановления и заявление

Заявление о приостановлении производства подается в тот районный суд, где осуществляет свою деятельность пристав-исполнитель по данному делу. Это условие является приоритетным для рассмотрения дел такого рода. После подачи этого заявления оно рассматривается в течение десяти дней. Для участия в этом процессе извещаются и приглашаются в суд следующие лица:

  • должник;
  • взыскатель;
  • судебный пристав-исполнитель (тот самый, на которого возложена обязанность по выполнению исполнительного документа).

В том случае, если кто-то из указанных лиц не явился на судебное заседание, этот факт не будет являться основанием для его прекращения или перенесения на другой срок. Принятое в результате судебного рассмотрения решение (определение) также отправляется всем вышеуказанным лицам. Каждый из этих субъектов имеет право подать частную жалобу на это определение. Срок для рассмотрения заявления и принятия определения у суда один – 10 дней.

Приостановить исполнительное производство можно на такой срок, в течение которого все послужившие этому обстоятельства будут полностью устранены. После этого ход проведения исполнительного производства восстанавливается (судом или же приставом), и судебный пристав может приступать к выполнению своих обязанностей.

Подать заявление о приостановлении можно не только в районный, но также и в арбитражный суд – в том случае, если рассматриваемый исполнительный документ был выдан именно этим органом. Случаи, при которых это возможно:

  1. Исполняются акты суда, должностных лиц, контролирующих и других уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях органов.
  2. Исполняются постановления, принятые приставом-исполнителем.

В качестве должника в обоих случаях должна выступать организация или индивидуальный предприниматель. Процедура и порядок рассмотрения заявления, сроки принятия решения и обязательные участники этого процесса в данном случае такие же, как и при обращении в районный суд.

Полномочия судебных приставов

Можно выделить действия со стороны судебных приставов, которые он имеет право совершать во время приостановления производства и которые, напротив, являются незаконными. Так, запрещается проводить следующие манипуляции:

  • проводить взыскание имущества должника (в том числе его денежных средств, ценных бумаг, недвижимости и т. п.);
  • обращаться в органы, проводящие регистрацию прав на имущество, с требованиями провести переход этих прав с должника на взыскателя;
  • изымать у должника его имущество и т. д.

Вместе с этим некоторые действия являются вполне допустимыми, и их приостановка была бы нецелесообразной. Например, сюда относится:

  • проведение процедуры оценки имущества;
  • направление запросов и получение необходимой информации со стороны различных контролирующих органов;
  • вызов и проведение опроса всех сторон исполнительного производства;
  • прием и рассмотрение входящей документации (ходатайств, заявлений) от всех лиц, которые принимают участие в процессе исполнительного производства;
  • проверка документации организации или ИП (например, в вопросах правильности начисления заработной платы сотрудникам).

То есть допустимыми являются все действия, не связанные с имущественной стороной вопроса. Однако некоторые ситуации являются спорными, ведь для совершения законодательно допустимых действий пристав может взаимодействовать с имуществом должника (например, проникать на территорию его жилья, принадлежащих ему нежилых и производственных помещений и т. п.). Такие действия не во всех случаях будут являться правомерными.

После того, как срок приостановления исполнительного производства закончится, эта процедура будет продолжена в законодательно установленном порядке. Инициировать продолжение этой процедуры может как суд, так и пристав или сам должник.

(Размер: 33,0 KiB | Скачиваний: 2 574)