Образец жалобы на судейский беспредел. Жалоба на судью. Как пожаловаться на судью

В Квалификационную коллегию судей Москвы

Заявитель/представитель истицы

почтовый адрес:

1. 22 августа 2016 года в Лефортовский районный суд Москвы ФИО подано исковое заявление о взыскании солидарно денежных средств с аффилированных ответчиков МПО Статус, ООО СМТ, ООО Статус-Золото, ООО Статус и Ионкера А.Э..

29 августа 2016 года определением судьи Голованова В.М. в уменьшении госпошлины отказано, исковое заявление оставлено без движения до 12 сентября 2016 года.

14 сентября 2016 года после доплаты госпошлины до 15 672,50 рублей судьей Н.В. Альцевым возбуждено гражданское дело № 02-хххх/2016.

2. 06 октября 2016 определением судьи Альцева Н.В. исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с заявлением ответчика МПО Статус о нарушении подсудности. Заявление поступило через канцелярию суда, все ответчики в судебное заседание не явились.

Вопреки ст. 198 (ч. 3) ГПК РФ в определении судья умолчал об обстоятельствах письменных возражений истицы о недоступности правосудия в третейском суде. Представитель истицы ФИО представила суду возражения, в которых разъясняла, что само по себе нарушение правила третейской оговорки не препятствует принятию дела к производству Лефортовского районного суда. Представитель указывала, что по делу возник спор не только о подсудности, но и более существенный спор - о доступе к правосудию. Представитель ссылалась на отсутствие у истицы ФИО возможности оплатить третейский сбор в размере 74 725 рублей при среднедушевом доходе семьи 7886 руб., вдвое меньшим прожиточного минимума равного 15 382 рублям.

Размер среднедушевого дохода и прожиточного минимума подтверждался Справкой о среднедушевом доходе семьи...и величине прожиточного минимума в городе Москве... от 30 сентября 2016 года, выданной Центром государственных услуг "Мои документы" района Аэропорт г. Москвы СВАО.

Из статей 4-13 Федерального закона от 05 апреля 2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" явствует, что при расчете среднедушевого дохода учтены все доходы членов семьи.

Решение об удовлетворении ходатайства ответчика об оставлении без рассмотрения иска подсудного третейскому суду противоречит правовым позициям Конституционного Суда и судебной практике Мосгорсуда.

Судьей Альцевым Н.В. допущено нарушение конституционного принципа равенства перед законом и судом, гарантированного ст. 19 Конституции, ст. 7 закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 5 закона от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

Принцип равенства, реализуемый через единство судебной практики, гарантирует, что однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом и участники гражданских правоотношений имеют право на сходное решение спорных вопросов при сходных обстоятельствах. Противное означает необъективность суда, его зависимость, чью-либо заинтересованность в конкретном результате по конкретному делу. Отказ в обеспечении равных прав перед законом и судом, неопровержимо указывает на индивидуальный подход к делу и заинтересованность судьей в определенном результате.

3. 22 декабря 2016 года определением судебной коллегии Мосгорсуда определение судьи Альцева Н.В. отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Согласно пункту 1.10 Инструкции по судебному делопроизводству не позднее 26 декабря 2016 года дело должно быть возвращено в районный суд.

4. 24 января 2017 года, спустя почти месяц после установленной инструкцией даты возврата дела в районный суд, судьей Альцевым Н.В. возбуждено дело № 02-хххх/2017, на 16 марта 2017 года назначена подготовка.

5. 03 апреля 2017 года разбирательство отложено в связи с неявкой ответчиков. Во втором судебном заседании 10 мая 2017 года определением судьи Альцева Н.В. исковое заявление оставлено без рассмотрения в отношении ответчика МПО Статус в связи с ранее поданным и разрешенным судом заявлением МПО Статус от 06 октября 2016 года о нарушении подсудности. Этим же определением решено продолжить разбирательство дела в отношении остальных солидарных ответчиков.

Ответчик МПО Статус в суд не явился, новых возражений не представил, ранее поданные возражения не поддержал. Ответчики ООО СМТ, ООО Статус-Золото, ООО Статус и Ионкер А.Э. в суд не явились, возражений не представили.

Таким образом, тем же составом суда разрешался тот же вопрос, при том же составе лиц и по тем же основаниям. По делу возник конфликт интересов, когда судья Альцев Н.В. фактически повторно участвовал в рассмотрении того же вопроса, относительно которого им ранее уже выносилось решение. После отмены определения истица была заинтересована в новом рассмотрении спора о подсудности объективным судом, судья Альцев Н.В. не мог принять решения, отличного от ранее принятого. При таких обстоятельствах судья Альцев Н.В обязан был взять самоотвод.

"3. …Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу обеспечения принципа беспристрастности судей в полной мере согласуются с доктриной беспристрастности суда, выработанной Европейским Судом по правам человека. Выделяя субъективные и объективные аспекты беспристрастности суда и исходя из необходимости дифференцированного подхода к определению допустимости повторного участия судьи в рассмотрении дела, Европейский Суд по правам человека к числу обстоятельств, достаточных для объективно обоснованного сомнения в беспристрастности судьи, относит рассмотрение судьей вопросов, относительно которых им ранее уже выносились соответствующие решения, так как судья не должен подвергать критике принятые им же решения либо осуществлять их пересмотр".

6. 13 июня 2017 года почтой в суд направлена частная жалоба на определение от 10 мая 2017 года об оставлении иска без рассмотрения.

Определение препятствовало движению дела т.к. согласно ст. ст. 223 и 331 ГПК РФ обжалуется отдельно от решения суда. До принятия решения по частной жалобе продолжать разбирательство дела по иску к солидарным ответчикам было невозможно т.к. закон не предусматривает принятия по делу двух решений, выделения требований и отдельного их рассмотрения.

25 мая и 16 июня 2017 года истица ФИО и ее представитель в судебное заседание не являлась т.к. ожидали рассмотрения частной жалобы. Ответчики отказались от процессуальных прав, в судебные заседания систематически не являлись и представили в суд единственный документ – заявление МПО Статус о подсудности иска третейскому суду 06 октября 2016 года.

С учетом обстоятельств дела и согласно ст. 222 ГПК РФ, когда стороны, не просившие суд о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову, а ответчик не требовал рассмотрения дела по существу, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.

16 июня 2017 года, до рассмотрения частной жалобы, без учета требований ст.222 ГПК РФ, судьей Альцевым Н.В. принято решение по существу спора в отношении части солидарных ответчиков.

7. 20 июля 2017 года апелляционным определением судебной коллегии Мосгорсуда определение судьи Альцева Н.В. об оставлении иска без рассмотрения отменено в полном объеме, включая решение продолжить разбирательство в отношении иных солидарных ответчиков. 20 августа 2017 года на сайте суда отсутствовала информация о возобновлении разбирательства по иску ФИО.

8. 21 августа 2017 года подано заявление об ускорении рассмотрения дела. 24 августа 2017 года определением ИО председателя суда Голованова В.М. заявление удовлетворено. 23 августа 2017 года дело зарегистрировано на сайте суда.

9. 18 сентября 2017 года на подготовке и через канцелярию суда, представителем в интересах истицы подано заявление об оставлении иска без рассмотрения в связи с возбуждением дела о банкротстве ответчика МПО Статус в арбитражном суде г. Москвы и заявление о возврате государственной пошлины. Судья Альцев Н.В. объявил о рассмотрении заявления в судебном заседании, назначив дело к разбирательству на 02 октября 2017 года. О заседании уведомлена ФИО, представитель истицы.

10. 02 октября 2017 года определением судьи Альцева Н.В. исковое заявление ФИО. оставлено без рассмотрения. Согласно ст. 223 (ч. 3) ГПК РФ на определение может быть подана частная жалоба. 06 октября 2017 года определение направлено почтовым отправлением ПИД 10770415240106, 09 октября 2017 года поступило в почтовое отделение по месту вручения.

11. 02 октября 2017 года, вопреки ст. 223 (ч. 3) до истечения срока обжалования определения об оставлении иска без рассмотрения, без уведомления о том, что заявление будет рассмотрено одновременно с ходатайством об оставлении иска без рассмотрения, судом разрешено заявление о возвращении госпошлины. В удовлетворении заявления отказано по мотиву наличия решения по делу. Между тем с отменой определения от 10 мая 2017 года об оставлении иска без движения и продолжении разбирательства в отношении остальных ответчиков решение утратило силу как незаконное.

04 декабря 2017 года определение направлено почтовым отправлением ПИД 10770417112630, 06 декабря 2017 года поступило в почтовое отделение по месту вручения, 12 декабря 2017 года востребовано истицей.

В действиях судьи Альцева Н.В. усматривается умысел на воспрепятствование в обжаловании определения об отказе в возврате госпошлины: 02 октября 2017 года было принято два определения, одно из которых было направлено истице своевременно, второе – о возврате госпошлины, с задержкой более чем на месяц.

12. Допущенные нарушения процессуального закона существенно повлияли на возможность своевременного взыскания долга: с января 2017 года все ответчики по месту регистрации и фактического пребывания отсутствуют, в арбитражном суде начата процедура банкротства.

Разрешаемые судом вопросы об оставлении иска без рассмотрения по основаниям неявки участников в судебное заседание, раздельное рассмотрение иска к солидарным ответчикам, повлекшее принятие двух противоречащих ГПК РФ судебных постановлений, не представляли сложности т.к. прямо регулируются ГПК РФ и не требуют изучения судебной практики или формирования новой. Следовательно, допущенные нарушения связаны с личным отношением судьи Альцева Н.В. к участникам разбирательства либо принимавшего заведомо противоречащие ГПК РФ решения в интересах ответчиков, либо из неприязни к истице.

13. Жалобой не оспариваются вступившие в силу судебные постановления. Судебные постановления лишь приводятся в качестве неоспоримых доказательств, как освобождающие от доказывания и имеющие преюдициальное значение при принятии любого иного решения, в том числе и решения квалификационной коллегии.

Обжалуемые проступки не могут расцениваться как мнение судьи, выраженное при отправлении правосудия, поскольку грубое нарушение процессуального закона подтверждено вступившими в силу апелляционными судебными постановлениями об отмене определений судьи Альцева Н.В.. Нарушение разумных сроков судебного разбирательства – определением ИО председателя суда.

Отказ в праве на разрешение спора в суде общей юрисдикции – определением об оставлении иска без рассмотрения по мотиву возбуждения процедуры банкротства в арбитражном суде.

Таким образом, обжалуемые проступки являются злоупотреблениями, выразившимися в открытом игнорировании процессуального закона, повлекшее нарушение прав истицы и препятствовавшие в исполнении обязательств по защите ее представителю.

Согласно международным и внутренним нормам права, независимость и компетентность судьи обеспечиваются своевременным привлечением к дисциплинарной ответственности.

Отказ в проверке жалобы и в привлечении судьи к дисциплинарной ответственности не имеет ничего общего с вмешательством в осуществление правосудия и с учетом правовых позиций Конституционного Суда данные вопросы не затирагивает, как и не затрагивает вопросы материального права, разрешаемые при принятии решения по существу дела. Проверка жалобы и принятие обоснованного и мотивированного решения является обязанностью государства и правом гражданина, реализуемым через органы судейского сообщества.

"98. Для укрепления процессуального законодательства и практики:

Необходимо внимательно контролировать порядок соблюдения судами процессуальных прав, особенно прав на защиту".

Генеральная Ассамблея ООН, Совет по правам человека, одиннадцатая сессия, доклад Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов Леандро Деспуи, 22 марта 2009 года

"- статья 13 гарантирует наличие во внутреннем праве средства, обеспечивающего соблюдение прав и свобод, как это предусмотрено Конвенцией;

Предусматривает необходимость существования механизма для рассмотрения любой жалобы по существу в соответствии с Конвенцией и предоставление соответствующего возмещения. Сфера распространения этого обязательства варьируется в зависимости от характера жалобы. Однако необходимое средство должно быть эффективным как в праве, так и на практике;

- "эффективность средства" в значении статьи 13 не зависит от определенности благоприятного результата для заявителя, но предполагает определенное минимальное требование незамедлительности".

На основании изложенного и руководствуясь законами о судах, судьях и органах судейского сообщества прошу привлечь судью Альцева Н.В. к дисциплинарной ответственности в виде прекращения полномочий.

Приложение:

1. Определение от 06.10.2016 года судьи Альцева Н.В. об оставлении иска без рассмотрения

2. Определение от 22.12.2016 года судебной коллегии Мосгорсуда

3. Определение от 10.05.2017 года судьи Альцева Н.В. об оставлении иска без рассмотрения

4. Определение от 24.08.2017 года ИО председателя суда Голованова В.М. об удовлетворении заявления об ускорении

5. Определение от 02.10.2017 года судьи Альцева Н.В. об оставлении иска без рассмотрения

Января 2018 ___________________ (ФИО)

"....У. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании права собственности на квартиру в порядке приобретательской давности.

Обжалуемым определением Хорошевского районного суда г. Москвы от 14 марта 2014 года исковое заявление было оставлено без движения в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в размере, установленном ст. 533.19 НК РФ, отсутствием указания на цену иска. У. предложено в срок до 31 марта 2014 года исправить недостатки искового заявления - оплатить государственную пошлину в размере 43 200 руб. исходя из цены иска, установленной судьей в размере <...> руб.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 13 июня 2006 года N 272-0, отсутствие у заинтересованного лица возможности исполнить обязанность по уплате государственной пошлины, не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, гарантирующими государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод (статья 45, часто I; статья 46, часть 1).

При указанных обстоятельствах, учитывая, что суд общей юрисдикции вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ, оснований для оставления искового заявления У. без движения не имеется, а поэтому определение Хорошевского районного суда г. Москвы от 14 марта 2014 года подлежит отмене, исковое заявление направлению в суда для решения вопроса о его принятии к производству.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 355, 334 /ПК РФ, судебная коллегия определила: определение Хорошевского районного суда г. Москвы от 14 марта 2014 года отменить, исковое заявление У. возвратить в суд для решения вопроса о принятии к производству".

"11.1.10. Результаты рассмотрения частной жалобы, представления прокурора вносятся в базу данных автоматизированного судебного делопроизводства работником аппарата суда, должностным регламентом которого это предусмотрено.

После рассмотрения частной жалобы, представления дело (сформированный по частной жалобе, представлению прокурора материал, который подлежит возврату в суд, рассмотревший дело по первой инстанции, для приобщения к соответствующему гражданскому делу) уполномоченным работником аппарата суда сопроводительным письмом возвращается в районный суд в течение трех рабочих дней, а в случае подачи замечаний на протокол судебного заседания - на следующий рабочий день после их рассмотрения председательствующим судьей"

Решение, принятое судом различного уровня, может спровоцировать несогласие какой-то стороны. В подобных ситуациях стоит обратить внимание на возможность подачи жалобы по отношению к судье. Адресуется этого документ председателю органа суда. Закон предусматривает, что жалоба на судью председателю должна быть составлена по учрежденному законодательно образцу.

Жалоба на судью: что важно знать?


Каждый непосредственный участник дела имеет право подать жалобу на неправомерные действия судьи. Главной причиной подачи жалобы может стать нарушение прав субъекта судебного дела вследствие нарушений правовых норм.

Жалоба — официальный документ, поэтому он должен составляться по установленному образцу и содержать ряд обязательных сведений.

Жалобу не обязательно подавать в какую-то одну инстанцию, поскольку такую функцию выполняют различные органы, что зависит от того, к судье какого именно суда возникли претензии. Практически в любых случаях действия судей обжалуют, подавая жалобу в письменном виде и адресуя этот документ председателям конкретных судебных инстанций.

Когда актуально нарушение законов или кодекса этики, может быть применено дисциплинарное наказание. При этом принимать решение о санкций для судей может специальная квалификационная коллегия. Но в этом деле обязательна строгая последовательность. Такие проверки могут проводиться по инициативе должностного лица того или иного суда - его председателя. Без специального представления, подаваемого председателем, рассмотрение дела не состоится.

Итак, жалоба на судью председателю — первый этап, который должно пройти лицо, считающее, что его права уязвлены в результате несправедливого решения суда. Уже потом, принимая во внимание поданное представление, коллегия занимается рассмотрением дела, после чего должна принять решение.

Нередко граждане, желающие добиться справедливости по причине несправедливых решений или неправомерных действий судьи, обращаются в прокуратуру. Такой шаг далеко не всегда может быть оправдан. Несмотря на то, что закон допускает эту возможность, в данном случае прокуратура не всегда имеет достаточно полномочий для быстрого решения проблем. В то же время суд в этом понимании дает больше возможностей.

Правила подачи жалобы на судью

Стоит знать о существовании нескольких способов подачи жалобы по отношению к действиям судьи:

  • личная подача жалобы председателю;
  • при помощи отправления почтой или курьерской службой. Используя такой метод, жалобу обязательно отправляют письмом с уведомлением;
  • подать жалобу в канцелярии суда. В подтверждение того, что жалоба была вручена специалистам этого органа, заявителю вручают расписку.

Этот документ составляют по определенному шаблону. Прежде всего, обязательно нужно указать полные данные адресата, включая персональные данные председателя и точный адрес судебного органа. Лицо, подающее жалобу, предоставляет свои полные данные, обязательно называя свое процессуальное положение.

В самом тексте документа излагают суть дела: в чем конкретно заключается претензия к тому или иному судье. Этот тезис должен быть обоснован определенными нормами закона. В заключение основного текста жалобы ее автор просит принять определенные меры по отношению к судье и принятому им решению. В самом конце жалобы ее составитель ставит свою подпись, дату.

Таким образом, жалоба на судью председателю составляется и подается по определенной законом схеме. Зная правила подачи такой жалобы и выполнив все необходимые условия, заявитель может рассчитывать на решение квалификационной коллегии в свою пользу.

Жалоба на судью председателю суда: образец по гражданскому делу

Образец 1


Образец 2

Жаловаться надо грамотно

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба - это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она - последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ", «Квалификационная комиссия ВС РФ", «Высшая Судебная Коллегия РФ", «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ".

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций...».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами...».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС - Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ - Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» - это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии - судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии - представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии - Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это - прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС...», «указать ККС...», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, - одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации - представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации - оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ" и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в...полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

В отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

В отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение...квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации...»

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу...квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей...к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это - полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это - компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

Результаты судебного разбирательства иногда оказываются обратными ожидаемым, даже если доказательная база и прочие условия говорили в пользу одной из сторон. Обзор судебной практики указывает на то, что довольно распространены ситуации, когда по схожим делам представители Фемиды выносят разные решения, одни законодательные нормы принимая во внимание, а другие – игнорируя. В таких ситуациях можно не только обжаловать вынесенное решение, но и подать жалобу на судью в квалификационную коллегию судей.

В каких случаях уместны жалобы на судью и разбирательства с судьями?

Прежде чем приступить к написанию обвинительного документа, получите консультацию опытного юриста (на нашем сайте она бесплатная). Первое, что необходимо выяснить – есть ли у вас фактические подтверждения необъективности судьи. Чаще всего истцы или ответчики обращаются в контролирующие деятельность судей инстанции по таким поводам:

  • судебный процесс явно затянут, несмотря на его простоту;
  • блюститель закона консультирует одну из сторон в ходе судебного заседания;
  • информация, отображенная в протоколе заседания, не соответствует действительности, искажена;
  • часть документов, показаний, влияющих на исход дела, к его материалам не приобщаются;
  • устные ходатайства, заявления судья игнорирует.

Как выявить необъективность судьи?

Большинство жалоб на действия судьи результата не дают. Главная ошибка – изложение фактов без приложения объективных доказательств правоты заявителя. Чтобы обращение дало необходимый результат, соблюдайте несколько правил поведения:

  1. Старайтесь подавать все документы через канцелярию суда, не забывая при этом напоминать работникам о необходимости проставления на вашем экземпляре отметки о принятии материалов.
  2. В обязательном порядке изучать материалы дела, снимать с них копии, внимательно относиться к несоответствиям, опискам.
  3. Получайте протокол заседания в течение 3 дней после его окончания. Если работниками суда не выполнена эта норма, пишите ходатайство о предоставлении протокола. Если заметили в документе информацию, не отображающую реальную картину прошедшего слушания, можете подать замечания в течение 5 дней.
  4. Вы имеете право совершать аудио или письменную фиксацию заседания, причем информировать об этом служителя Фемиды не нужно – норма зафиксирована в статье 10 ГПК РФ.
  5. Вы можете обратиться в суд с ходатайством о фиксации хода судебного разбирательства при помощи фотоаппарата или видеокамеры.
  6. Пишите ходатайства об ускорении рассмотрения дела, привлечении свидетелей, проведении экспертиз. Если поступает отказ, обжалуйте его или подавайте заново, ссылаясь на новые факты и обстоятельства.

В результате предпринятых действий, в случае необходимости, у вас найдутся основания для обжалования действий судьи.

Куда подавать жалобу на судью, если затянуты сроки?

Формат действий стражей закона в нашем государстве регулируются двумя документами:

  • Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»;
  • Кодекс судейской этики.

Соответственно, нарушение закрепленных в них норм и правил будут основаниями для написания жалобы. Куда стоит обратиться? Председатель суда рассматривает жалобу на судью за нарушение процессуальных сроков. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование суда, его реквизиты;
  • данные о заявителе, его процессуальный статус;
  • наименование документа (в данном случае, жалоба на судью);
  • изложение сути дела с обязательным указанием судьи;
  • ссылки на пункты законодательства, подтверждающие неправомерность действий служителя Фемиды;
  • материалы, подтверждающие требования заявителя;
  • просьба принять меры для восстановления нарушенных прав;
  • дата и личная подпись заявителя.

Документ нужно отдать в канцелярию суда, получив отметку о его регистрации, либо направить в адрес суда заказным письмом. С образцом жалобы на судью председателю суда вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Жалоба на судью: если судья действует некорректно

Еще один вопрос – поведение блюстителя закона. Случаи хамства – явление редкое, однако имеют место. Как подать жалобу на судью в таком случае и куда? Единственный орган, который обладает полномочиями для воздействия на работников системы правосудия – ККС – Квалификационная коллегия судей. Что это за организация?

Это орган судейского сообщества, круг обязанностей которого составляют:

  • выбор претендентов на судейские должности;
  • предоставление согласия на назначение претендента судьей;
  • проведение аттестации судей и присваивание квалификационных классов;
  • наложение на судью дисциплинарного взыскания;
  • принятие решений о приостановлении или возобновлении судейских полномочий;
  • привлечение судьи для исполнения обязанностей из отставки;
  • принятие решения о прекращении полномочий судьи.

Если по итогам рассмотрения жалобы на судью заявителя будут выявлены и доказаны нарушения, к провинившемуся блюстителю закона будут применены, как минимум, меры дисциплинарного воздействия.

На что не влияет ККС?

Жалоба на судью о нарушении процессуальных действий может повлиять на сам ход судебного разбирательства, однако отмена решения или изменение вердикта к компетенции Квалификационной коллегии судей никакого отношения не имеет. Поэтому, если поднятый в обращении недовольного гражданина вопрос не касается прав судейского органа, жалоба будет перенаправлена в компетентное учреждение.

Из-за чего еще жалоба на судью будет напрасной тратой времени? Практика показывает, что заявители допускают такие ошибки: документ не содержит конкретных сведений о нарушениях со стороны представителя Фемиды, жалоба на судью подана повторно, на нее уже был дан ответ и новых доводов в ней не представлено, в тексте заявителя присутствуют угрозы, оскорбления и нецензурная брань.

ККС и ВККС: в чем отличие?

Высшая квалификационная коллегия судей занимается теми же вопросами, что и соответствующие органы на местах. Исключительная компетенция ВККС – публикация объявлений о вакантных судейских должностях. Что касается рассмотрения обращений граждан, их направляют в нижестоящую инстанцию – ККС определенного субъекта РФ. Поэтому не стоит перескакивать региональный орган в надежде на скорейшее решение проблемы. Жалобу на судью в квалификационную коллегию подавайте по месту нахождения суда. Точные адреса и телефоны нужной инстанции можно увидеть на официальном сайте ВККС.

Образец жалобы на судью в ККС

Чтобы грамотно составить действенный документ – образец жалобы на судью – внимательно ознакомьтесь с правилами его составления:

  • Реквизиты ККС должны содержать не только почтовый адрес, но и имя должностного лица, которому адресуется жалоба.
  • Реквизиты заявителя также должны содержать контактные данные: адрес и телефон для связи. Если обжаловать действия судьи собираются юрлица, общественные организации, органы государственной власти или местного самоуправления, в шапку документа нужно вписать сведения о регистрации.
  • Суть документа должна быть четко изложена. Для этого указываем конкретные даты, номер дела, прилагаем подтверждения неправомерных действий судьи. Выводом будет призыв к действию (привлечь к ответственности на основании закона).
  • Подпись – идентификация лица, она должна завершать документ. Дата – один из ключевых пунктов любого обращения – каждый процесс ограничен конкретными сроками.

Чего и когда ожидать?

Срок рассмотрения жалоб в ККС – 1 месяц. Если этого времени мало, процесс изучения всех обстоятельств продлевают еще на месяц. После этого заявитель получает вердикт. Процент успеха в данном деле составляет не более 15, тем не менее, шансы есть. Советуем заручиться юридической поддержкой, а также ознакомиться с образцом жалобы на мирового судью на нашем сайте.

«Жалоба председателю суда на действия судьи образец » — наверняка подобный запрос в поисковиках кому-то из вас встречался. Написание жалобы такого рода может потребоваться тогда, когда одна из сторон судебного разбирательства сочла действия судьи неправомерными, нарушающими ее права и законные интересы. Ниже выясним, когда уместно подавать жалобу на действия судьи , и подскажем, где можно ознакомиться с ее образцом.

Как написать жалобу на судью районного суда (или суда иной инстанции)? Где найти образец?

Написать жалобу председателю суда на действия судьи, равно как и в иные инстанции, имеет право любое лицо, принимающее участие в рассматриваемом деле. Единственным основанием для такого обращения является нарушение норм материального/процессуального права, ставшее причиной ущемления прав и/или законных интересов обратившегося. При этом важно помнить, что обратиться с жалобой вправе только лицо, непосредственно пострадавшее от действий судьи, либо его законный представитель.

Для верного составления такого документа лучше воспользоваться образцом жалобы на судью, который нетрудно найти на специализированных сайтах (в т. ч. и на нашем).

Куда подать жалобу на судью мирового, арбитражного, районного судов?

Куда подается жалоба на действия судьи, зависит от того, в каком суде проходило судебное разбирательство и в чем, собственно, выражалось нарушение законных прав участников процесса.

Бытует мнение относительно того, что в спорных ситуациях обращаться следует в вышестоящие суды, т. е. нужно подавать жалобу на мирового судью в районный суд, судью арбитражного суда — в арбитражные суды округов и федерации, судью районного суда — в краевой, областной или ВС республики. Это в корне неверное утверждение. Особенно с учетом того, что подавляющее число граждан путают жалобу на судей с апелляцией; смысл же этих обращений различен, т. к. в случае с апелляцией обжалуется принятое судом решение по делу, а не какие-либо действия судьи.

На деле обжаловать действия судей можно лишь путем подачи письменных жалоб на имя председателей судебных инстанций, в которых они работают, либо путем обращения в квалификационную коллегию.

Жалоба на судью в квалификационную коллегию судей, в т. ч. по гражданским делам

В случае нарушения судьями закона и кодекса судейской этики, утвержденного Всероссийским съездом судей, на основании ст. 12.1 закона № 3131-1 от 26.02.1996 «О статусе судей в РФ», к ним может быть применено взыскание дисциплинарного характера. Правом привлечения судей к дисциплинарной ответственности, согласно ст. 22 ФЗ от 14.03.2002 «Об органах судейского сообщества», наделяется квалификационная коллегия субъекта России. Образецжалобы в квалификационную коллегию судейвы также можете найти на нашем сайте.

Проведение проверок коллегией и принятие ею решений о привлечении судьи к ответственности (или в отказе в таковом) может осуществляться по представлению председателя того или иного суда. Таким образом, любое лицо, чьи права нарушены, вправе обратиться с письменной жалобой на судью при условии внесения председателем суда в коллегию соответствующего представления — в противном случае его обращение не будет рассмотрено. Иными словами, первым действием для защиты своих прав является подача жалобы председателю суда (образец жалобы на судью председателю суда смотрите на нашем сайте).

Подать жалобу на судью районного суда его председателю можно несколькими способами:

  • во-первых, можно отправить письменную жалобу почтовым отправлением или курьерской службой (не забывайте отправлять письмо с извещением о вручении);
  • во-вторых, жалоба председателю может быть доставлена и передана через общий отдел (канцелярию) суда (при этом вам должны выдать расписку в получении);
  • в-третьих, вы можете встретиться с председателем суда лично и передать ему жалобу самостоятельно.

Форма жалобы на судью, пример

Итак, куда и как подать жалобу на судью, мы разобрались, теперь расскажем, как правильно ее составить. Форма жалобы (как на имя председателя, так и в адрес квалификационной судебной коллегии) такова:

  1. В правом верхнем углу указывается адресат (ФИО председателя и адрес суда, либо адрес квалификационной коллегии), ФИО обращающегося и его процессуальное положение.
  2. По центру указывается наименование документа — «Жалоба».
  3. Далее излагается суть проблемы. Например: «В производстве Краевого суда Приморского края находится дело № 1111. Несмотря на подачу заявления истцом еще в сентябре 2015 года, судья Иванов И. И. намеренно затягивает сроки судебного разбирательства, что выражается в следующем: (перечисляются незаконные действия судьи)».
  4. Затем указываются нормы права, которые были нарушены в результате действий судьи.
  5. Ниже излагается просьба о принятии конкретных мер (например, об ускорении судебного разбирательства и принятии мер в отношении судьи).
  6. Завершается жалоба подписью гражданина и датой.

Жалоба на судью в прокуратуру

В заключение хотелось бы упомянуть о возможности подачи жалоб на судей в органы прокуратуры. Ничто не препятствует гражданам обращаться за прокурорской защитой своих прав, однако необходимо понимать, что суд, в соответствии с законом, является самостоятельным и независимым органом, поэтому полномочия прокурора в отношении судьи весьма и весьма ограничены. Другими словами, такие жалобы к желаемому результату вряд ли приведут.