Общественное достояние. Общественное достояние Охрана общественного достояния

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.



Комментарии к ст. 1282 ГК РФ


1. Общественное достояние - это особый правовой режим, распространяемый на произведения, исключительное право на которые не действует из-за истечения срока действия права либо в силу того, что исключительное право на определенное произведение никогда не действовало. Постепенное расширение круга охраняемых произведений происходило как в результате изменения законодательства, так и в силу присоединения нашей страны к международным соглашениям, предусматривающим охрану авторских прав иностранных граждан (Всемирная конвенция об авторском праве - с 27 мая 1973 г., Бернская конвенция - с 13 марта 1995 г., двусторонние соглашения - с дат, указанных в них). Однако распространение охраны на новые произведения не затрагивает объекты, уже находящиеся в сфере общественного достояния, если иное не определено соответствующим законом или международным договором.

2. Режим общественного достояния заключается в следующем:

использование произведения не требует чьего-либо согласия или уплаты вознаграждения;

в то же время охраняются личные блага автора - авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (что позволяет отличать режим общественного достояния от случаев, когда произведения вообще не являются объектами авторского права). Гражданский кодекс, в отличие от ранее действовавшего Закона об авторском праве, предусматривает прекращение личных неимущественных прав после смерти автора (поскольку бессубъектное право существовать не может), но охрана личных благ и интересов автора сохраняется.

После истечения срока действия исключительного права обнародование может быть произведено любым лицом.

В обоих случаях должна соблюдаться воля автора: если он определенно выразился против обнародования данного произведения в будущем, то оно осуществляться не должно. Нарушение этого условия также будет означать, что произведение по-прежнему должно считаться необнародованным.

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1282 ГК РФ

1. В комментируемой статье определен правовой режим произведений, ставших общественным достоянием, т.е. утративших правовую охрану в силу истечения срока действия исключительного права на произведения. О сроках действия авторского права см. комментарий к ст. 1281 ГК РФ.

Положения комментируемой статьи корреспондируют с п. 1 ст. 9 Соглашения ТРИПС, п. 1, 2 ст. 18 Бернской конвенции, согласно которым «(1) Настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. (2) Однако если вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны оно стало уже общественным достоянием в стране, в которой истребуется охрана, то охрана этого произведения не возобновляется».

Эти положения предусматривают возможность предоставления «ретроактивной охраны» произведениям — предоставления охраны с обратной силой. Иначе говоря, Бернская конвенция распространяет свое действие на все произведения, в отношении которых в стране происхождения не истек срок действия авторского права, т.е. подлежат охране и те произведения, которые впервые были опубликованы до момента присоединения к Конвенции. При присоединении к Бернской конвенции Российской Федерацией была сделана оговорка, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием (п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм»).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 29. Ст. 3046.

2. В отличие от ГК РСФСР 1964 г. (ст. 502) часть четвертая ГК РФ не предусматривает возможность объявления произведения, в отношении которого истек срок охраны, достоянием государства и особых условиях его использования, в ней также отсутствуют положения о возможности установления Правительством РФ случаев выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние, что вполне оправданно, поскольку данная норма фактически не действовала.

3. Исключительное право на произведение, срок действия которого не истек, но у которого нет наследников как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что (выморочное имущество), прекращается и произведение переходит в общественное достояние (см. комментарий к ст. 1283 ГК), т.е. исключительное право по наследству к государству не переходит, а само произведение становится объектом общественного достояния.

Новеллой комментируемой статьи является положение об обнародовании произведения, перешедшего в общественное достояние. О понятии обнародования произведения см. комментарий к ст. 1268 ГК РФ. Запрет на обнародование произведения может быть сделан только автором лично и может содержаться в любых письменных источниках, некоторые из которых названы в п. 3 статьи. К другим источникам могут быть отнесены отметки на рукописи, договоры и др. Гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, перешедшего в общественное достояние, является публикатором и приобретает смежные права, предусмотренные гл. 71 ГК РФ (см. комментарии к ст. 1338, 1339).

Для перехода произведения в общественное достояние не требуется каких-либо формальностей, принятия специальных актов государственных органов или актов нотариуса. Однако проблемы, связанные с точным определением правообладателей либо факта неохраняемости произведения в силу отсутствия наследника, в правоприменительной практике существуют, а механизм их единообразного решения пока не выработан. В отношении произведений кинематографии Федеральным агентством по культуре и кинематографии составлен список фильмов, перешедших в общественное достояние.

Общественное достояние

Любые РИД переходят в статус "общественное достояние" в случае истечения срока действия исключительных прав, предусмотренных для каждого РИД.

Данный статус у произведения позволяет свободно его использовать любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Например, в рамках патентного права касательно лекарственных средств – это так называемые "воспроизведенные лекарственные средства".

Произведение, которое не было обнародовано, но перешло в общественное достояние, может обнародовать лицо, которое при этом получает статус "публикатора". Однако это возможно, если такое обнародование не запрещено автором в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.).

Свободное использование результатов интеллектуальной деятельности

Свободное использование РИД – это право лица использовать РИД или средства индивидуализации без согласия правообладателя, т.е. бездоговорное использование, наличие или отсутствие выплаты вознаграждения за которое зависит от каждого конкретного случая.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование РИД или средства индивидуализации, причем использование другими лицами РИД или средства индивидуализации без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения допускаются в объеме, прямо предусмотренном действующим законодательством, в следующих случаях (ст. 1272–1280 ГК РФ):

  • 1) дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения в том случае, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, за исключением случаев права следования, предусмотренного ст. 1293 ГК РФ;
  • 2) воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:
    • – воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;
    • – воспроизведения баз данных или их существенных частей;
    • – воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев свободного воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных, предусмотренных ст. 1280 ГК РФ;
    • – репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов;
    • – видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
    • – воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях;
  • 3) свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
    • – цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
    • – использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
    • – воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
    • – воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.
  • – воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
  • – воспроизведение без извлечения прибыли рельефноточечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами;
  • – предоставление библиотеками экземпляров правомерно введенных в гражданский оборот произведений во временное безвозмездное пользование. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме;
  • – создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры;
  • 4) свободное использование произведения путем репродуцирования с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли допускается:
    • – для правомерно опубликованного произведения – библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;
    • – отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) – библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий;
  • 5) свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения, путем воспроизведения либо сообщения (в эфир или по кабелю) фотографического произведения, произведения архитектуры или изобразительного искусства (за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях);
  • 6) свободное публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии;
  • 7) свободное воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью;
  • 8) свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир (при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач);
  • 9) свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных может осуществляться исключительно пользователем, т.е. лицом, правомерно владеющим экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных. Осуществление указанных действий не должно наносить неоправданный ущерб нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных пользователем осуществляется в целях решения следующих задач:
    • – внесения в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя;
    • – осуществления действий, необходимых для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе для записи и хранения в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети);
    • – исправления явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;
    • – изготовления копии программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования;
    • – изучения, исследования или испытания функционирования такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ, путем осуществления вышеназванных действий;
    • – декомпилирования программ для ЭВМ (поручение иным лицам осуществления указанных действий) в целях достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, причем:
    • информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;
    • указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;
    • информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами и не может передаваться иным лицам (за исключением случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами), а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ;
  • 10) свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, но с выплатой вознаграждения, которое имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения (ст. 1245 ГК РФ). Перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством РФ.

Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией (ст. 1244 ГК).

Средства для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях не взимаются с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях;

  • 11) распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы, только при условии правомерности их опубликования и введения в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения. В этом случае действует принцип исчерпания права;
  • 12) любые РИД, перешедшие в общественное достояние;
  • 13) использование изобретения в рамках института преждепользования;
  • 14) использование объектов патентного права в рамках института исчерпания права;
  • 15) использования запатентованного решения для удовлетворения личных, семейных, домашних или иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, если целью такого использования не является получение прибыли или дохода;
  • 16) использование продукта, его ввоз на территорию РФ лицом, собирающимся использовать продукт в личных целях;
  • 17) использование запатентованного способа как "процесса осуществления действий" допускается во всех случаях;
  • 18) разовое изготовление в аптеках по рецептам врачей лекарственных средств с использованием изобретения. Авторы Постатейного комментария считают, что в данном случае речь идет только об использовании изобретения, "потому что лекарственное средство – это не устройство (значит, не полезная модель) и не изделие (значит, не промышленный образец). Лекарственные средства всегда изготавливаются либо из определенного вещества, либо определенным способом, а такие технические решения могут быть только изобретениями (подп. 1 п. 1 ст. 1350 ГК). Обращает на себя внимание и множественность задействованных лиц: врач, который выписывает рецепт; провизор, который изготовляет лекарство в аптеке; наконец, лицо, для которого изготавливается лекарство. Вопреки бытующему мнению, в данном случае не требуется специального указания на то, что для свободного использования лекарства мало его изготовить, надо его еще и продать, т.е. ввести в оборот. Купли-продажи здесь нет: лекарство изготавливается за плату, но по заказу лица, предъявляющего рецепт, т.е. налицо договор подряда. Соответственно, рассматриваемый способ вообще не предполагает введения изготовленного лекарства в оборот. Таким образом, нарушением исключительного права будет как раз продажа заказчиком изготовленного лекарства";
  • 19) применение запатентованных объектов в отношении иностранных транспортных средств и космической техники, находящихся на территории РФ временно (т.е. транзитом или при осуществлении международных перевозок, при туризме и т.д.) или случайно (вынужденные посадки и т.п.);
  • 20) свободное использование объекта патентных прав при проведении научного исследования запатентованного продукта (способа) или при проведении над ним научного эксперимента;
  • 21) свободное использование запатентованных решений при чрезвычайных обстоятельствах с выплатой вознаграждения – "соразмерной компенсации" правообладателю. С обязательным уведомлением патентообладателя об использовании;
  • 22) использование объектов патентного права в "интересах национальной безопасности" без согласия правообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок, но с выплатой за это использование соразмерной компенсации.

Правило исчерпания прав

Данное правило определено в ст. 1272 ГК РФ и определяет возможность использовать экземпляры правомерно опубликованного произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. То есть любой, кто правомерно приобрел экземпляр произведения, не должен спрашивать разрешения правообладателя, а также платить деньги, например, за то, что дарит этот экземпляр кому-либо или дает почитать и т.д. Однако необходимо понимать, что это правило распространяется только на произведения, правомерно введенные в гражданский оборот на территории РФ. На контрафактные экземпляры произведений данное правило не распространяется, и в любом случае их использование образует нарушение исключительного права на произведение, независимо от того, создан этот контрафактный экземпляр самим нарушителем или приобретен он у третьих лиц.

Кроме того, принцип исчерпания прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории РФ.

Необходимо помнить и о том, что импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения является самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя и на данные отношения данный принцип также не распространяется. В связи с чем в качестве разъяснений судам было указано , что не является препятствием импорт оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

  • Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.
  • Под декомпилированием программы для ЭВМ понимается преобразование объектного кода программы в исходный текст программы.
  • Патентное право: Постатейный комментарий главы 72 ГК РФ / под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. С. 30–31.
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 № 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Под общественным достоянием в современной юриспруденции понимаются объекты, являющиеся результатом умственной деятельности. Это могут быть книги, рассказы, поэзия, картины, музыка, а также исследования в научной области, на которые не распространяются имущественные права.

Правовой режим, в рамках которого существуют произведения общественного достояния подразумевает истечение исключительных притязаний правообладателя во времени или их полное отсутствие. Именно эта характеристика продуктов умственной деятельности позволяет их использовать обществу без каких-либо ограничений. В данном случае нет нарушения авторских прав и можно пользоваться объектами права без .

Когда произведение переходит в общественное достояние

В последнее время проявляется повышенное внимание к интеллектуальным продуктам. По большей части такой интерес оправдан коммерческой составляющей или попыткой проявить свои таланты. Понятие прекращения охраны общественного достояния (в части исключительного права) определяется нормами статьи 1281 Гражданского Кодекса. Согласно положению, законодательство определяет исключительное право на творение в течение срока жизни его автора и дополнительного периода, равному 70 лет после его смерти (в ране действующем Кодексе РСФРР период устанавливался равным 25 лет).

Средняя продолжительность перехода в общественное достояние может достигать 100 и более лет, правда, если автор в письменном виде не завещал особенности использования авторского права.

Особенности перехода в общественное достояние творений советского времени

Самое большое количество вопросов современности, связанных с использованием творческого труда уже умерших авторов, приходится на советский период. Так, согласно Гражданскому Кодексу РФ корпоративное право на творческий труд признавалось бессрочным.

Получалось, что переход владения копирайтом был практически вечным, за исключением случаев смены правового статуса предприятия, если владельцем оригинала была организация. Если происходила реорганизация, исключительное право переходило к правопреемнику. В иных случаях владение трудами получало государство.

Именно этот факт затрудняет переход продуктов интеллектуального труда в общественное достояние, а равно и свободное пользование. Согласно обновленным нормам законодательства возможность свободно публиковать, переводить, издавать такой объект авторства юридических образований, которое возникло до 1993 года, сможет наступить не ранее 70 лет после обнародования.

Охрана общественного достояния

Литература и другие произведения, которые перешли в правовой режим общественного достояния, могут использоваться любым лицом свободно. При этом пользователь освобождается от необходимости выплачивать кому-либо вознаграждение или следовать иным ограничениям.

Важно: интеллектуальная собственность запрещена к обнародованию под своим именем. Так, Закон продолжает охранять авторство произведения и его неприкосновенность.

Как можно использовать общественное достояние произведений науки и искусства

Для того что применять общедоступные произведения искусства и литературы в рамках Закона, эксплуататор такого права может применять следующие режимы:

  • использование отрывков музыкальных и иных продуктов в целях ознакомления или обучения;
  • произведений науки и искусства можно свободно использовать в научных работах, официальных публикациях в случаях, если автором при жизни не установлено ограничений на такой режим использования;
  • включение авторских произведения в библиотеки, фонды или архивы
  • создание репродукций

Свободный доступ к общественному достоянию не подразумевает прямой коммерческой составляющей.

Общественное достояние (Public domain) — это правовой режим существования творческих произведений, при котором исключительные имущественные права истекли либо никогда не возникали, что позволяет использовать (в т.ч. копировать, распространять и видоизменять) произведения любым лицом без каких либо ограничений и без выплаты вознаграждения бывшим правообладателям. При этом, личные неимущественные права авторов произведений (авторство, имя автора и неприкосновенность произведения) должны неукоснительно соблюдаться, несмотря на истечение сроков охраны имущественных прав.

Сроки перехода произведений в общественное достояние отличаются в различных странах в зависимости от национального законодательства, однако в подавляющем большинстве случаев произведения переходят в общественное достояние не ранее 70 лет с момента смерти автора. В условиях стремительно развивающихся технологий и возможностей для творческого труда произошел резкий скачок количества ежегодно создаваемых произведений, однако чрезмерный срок охраны исключительных прав сегодня представляется несправедливым как для Интернет сообщества пользователей, так и для артистов, которые занимаются новыми формами творчества. Кроме того, последние исследования в области авторского права позволяют сделать однозначный вывод, что снятие избыточной защиты произведений не может существенно повлиять на развитие контент-бизнеса.

Очевидно, что в информационную эпоху развития человечества приоритетом в государственной политике в области авторского и информационного права должно стать расширение доступа к культурным ценностям и знаниям. Охрана интересов бизнеса должна быть вторична по отношению к этому основному благу человечества.

Кроме того, избыточный срок охраны авторских прав существенно ограничивает использование , UGC контента, а также произведений, в отношении которых автор не настаивает на своем исключительном использовании.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ США:

Переход произведений в общественное достояние по законодательству США

Согласно законодательству об авторском праве, действующему в США, произведения, опубликованные до 01 января 1923 г. на территории Соединённых Штатов, являются общественным достоянием, однако если произведение было опубликовано в 1923 году или позже, оно может быть защищено законом об авторских правах. Указанное положение было введено в законодательство США после принятия в 1994 году поправок к закону об авторском праве после заключения международного Соглашения уругвайского раунда (URAA) , которое фактически стало основой для перехода от ГАТТ к ВТО . Дата 1 января 1923 года имеет особое значение, и она не может быть отодвинута в законодательстве вплоть до 1 января 2019 г. Произведение, опубликованное после 1 января 1923 года, обычно переходит в общественное достояние, если оно было опубликовано более 95 лет назад или его автор умер более 70 лет назад. В соответствии с указанными поправками ряд зарубежных произведений лишались статуса общественного достояния для обеспечения вступления в силу соглашений ТРИПС. Фактически, указанный закон вернул под охрану копирайта тысячи зарубежных произведений, включая сочинения Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, фильмы Феллини и Хичкока, книги Вирджинии Вульф, картины Пикассо и др., которые на тот момент уже находились под режимом общественного достояния.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Переход произведения в общественное достояние по российскому законодательству мало чем отличается от законодательства США, т.к. нормы ФЗ “Об авторском праве, а позже и положения 4-ой части ГК были приняты много позже принятие соотвествующего американского законодательства, а потому почти зеркально повторяют их. Согласно ст. 1281-1282 ГК РФ произведение переходит в общественное достояние, если с года смерти его автора прошло 70 лет.

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Наибольшее количество вопросов вызывает сегодня правовой статус произведений советского периода. Так, Гражданский кодекс РСФСР от 1964 г. (в редакции 1974 г.) устанавливал, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако, помимо этого, ст. 498 ГК РСФСР устанавливала, что авторское право организации действует бессрочно. В случае ее реорганизации принадлежащее ей авторское право переходит к ее правопреемнику, а в случае ликвидации - к государству. По сути, указанное положение устанавливало вечный копирайт, подобно тому, как это было в средневековой Англии до принятия первого закона об авторском праве — Статута Королевы Анны 1709 г., который впервые ограничил срок исключительных прав для издателя. Такое положение вполне вписывалось в политику советского режима. Вредный эффект от вечного копирайта не ограничивал общественное достояние в стране где не было частной собственности

Однако, многие произведения культуры и науки, созданные в советский период до сих пор охраняются исключительными правами, и не могут быт переданы в общественное достояние в связи с тем, что в 2006 г. был принят новый Гражданский кодекс, а Федеральным законом Российской Федерации от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК РФ» задним числом был продлен срок охраны исключительных прав на советский репертуар. Таким образом, в отношении почти всех культурных достояний советского прошлого было установлено правило, согласно которому в случае, если 50-летний срок охраны (минимальный срок охраны, установленный Бернской конвенции) не окончился к 1 января 1993 года, то авторское право подлежит охране в течение 70 лет с момента смерти автора (как это установлено в 4-ой части ГК РФ).

Вместе с тем, авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, - со дня создания произведения.

Эта статья Вводного закона к ГК и стала причиной того, что считающиеся общественным достоянием советского периода фильмы и музыка оказались внезапно под действием копирайта, а права на них стали принадлежать различным юр. лицам, своевольно управляющим ими и получающими доход от их использования.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО РЕФОРМЕ

1. Внести изменения в ст. 6 ФЗ 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ “О введении в действии части четвертой ГК РФ”, указав, что сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда 25-летний срок охраны действия авторского права или смежного права после смерти автора и 25 летний срок охраны с момента публикации произведений (в случае если оно принадлежало организации) не истек к 1 января 1993 года. Это позволит установить режим общественного достояния для произведений, созданных в СССР, срок охраны которых (25 лет) истек ко времени принятия закона об авторском праве 1993 года;

2. Внести изменения в Гражданский кодекс, изложив ст. 1298 ГК РФ в следующей редакции ”произведения науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, а также произведения, созданные сотрудниками государственных органов в связи с исполнением служебных обязанностей (служебные произведения), переходят в общественное достояние с момента их создания”.

3. Внести изменения в ст.7 Бернской Конвенции 1886 г., указав, что срок охраны, предоставляемый Конвенцией, составляет 20 лет начиная с даты первого выпуска в свет данного произведения. Автоматически срок охраны исключительных прав на произведение устанавливается на 5 лет с момента публикации. Срок охраны может быть продлен на 5 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Для дальнейшей пролонгации срока охраны произведения правообладателю необходимо зарегистрировать свои права в публичном реестре авторских прав на произведения по истечении 5 лет с момента публикации. Продление срока действия исключительного права на произведение возможно не более 3 раз. Аналогичная поправка должна быть внесена в ст. 1281 ГК РФ. Регистрация произведения должна осуществляться на платной основе, аналогичной регистрации регистрации прав на промышленную собственность (патенты, средства индивидуализации юр.лиц, товаров, работ, услуг)

4. В связи с тем, что такие изменения требуют единогласного одобрения подобных поправок всеми подписавшими конвенцию государствами-членами, представляется маловероятным, что основные экспортеры контента в лице США и Великобритании подпишутся под подобными изменениями. В этом свете единственным выходом представляется выход из Бернской конвенции (что повлечет также выход из Соглашения ТРИПС), с инициированием международных переговоров по подписанию Московской конвенции

В случае, если сроки охраны исключительных прав будут уменьшены до 20 лет, это во многом решит проблему оцифровки библиотеками и архивами (в т.ч. электронными) культурного и научного наследия прошедшего столетия, до сих пор остающегося недоступным.

Кроме того, это могло бы решить проблему использования «сиротских» произведений, а также свободного распространения и копирования произведений, в отношении которых автор/правообладатель не настаивает на своем монопольном использовании. Подобный подход к сроку охраны мог бы стать наиболее эффективным в современную цифровую эпоху.

Законопроект Пиратской партии России и КПРФ № 525953-6 «О внесении изменения в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в части советского культурного наследия (о переходе исключительного права на произведение, созданное по государственному контракту, в общественное достояние)