Обслуживание общедомовых приборов учета: перечень услуг и порядок оплаты. Общедомовые счетчики на отопление в многоквартирных домах

Общедомовые приборы учета (ОДПУ). Борьба за счётчики

Портал о недвижимости и комфортной жизни в доме сайт начинает публиковать цикл материалов с рекомендациями по контролю за обоснованностью расходов на "коммуналку". Представляем вашему вниманию совместную статью нашего постоянного и , посвященную общедомовым приборам учета коммунальных ресурсов (ОДПУ). К сожалению, это нововведение в ряде случаев привело не к экономии, а напротив - к росту платы за услуги ЖКХ .

В первую очередь проблемы возникают с общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Нередко собственники оплачивают дорогостоящие приборы учета, а отопление приходится оплачивать не по реальному потреблению (которое и должны определять эти самые общедомовые приборы учета ), а по условным нормативным показателям (нормативам).

Проблема общедомовых приборов учета коснется всех собственников квартир в МКД, ведь закон обязал собственников установить общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов (ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»).
Некоторые дома коллективными счетчиками уже оснащены, а во многих еще предстоит их установить. В связи с этим многие успели получить платежные документы "за коммуналку" с увеличенной суммой за счет новой строки "плата за установку общедомовых приборов учета" . Стоимость нововведения при этом оказалась довольно ощутимой. Применив нехитрую математику, можно посчитать, что коллективные приборы учета выходят для собственников "золотыми". Особенно остро проблема стоит с ОДПУ тепловой энергии.
Как уже было сказано выше, часто собственники несут бремя расходов как на сами общедомовые приборы учета, так и на их установку , а платить все равно приходится не по их показаниям, а по нормативам, зачастую - завышенным. В теплые осенние месяцы приборы учета действительно помогают снижать плату за отопление. Жители подмосковных Химок посчитали, что в некоторых домах за один лишь отопительный период общедомовые приборы учета могут позволить сэкономить до 10 тысяч рублей на каждую квартиру!
Итак, приборы есть, а квитанция за «коммуналку» их показания не учитывает. И в октябре при средней температуре +5 приходится платить за отопление столько же, сколько в суровые зимние месяцы.

Полные решимости разобраться в проблеме, собственники приходят в управляющую организацию. И что они слышат (далее приводим наиболее частые примеры креатива работников ЖКХ, поясняющих, почему несмотря на закупку приборов за наш счет, оплата взыскивается не по их показаниям): "прибор не введен в эксплуатацию"; "прибор сломался - теперь надо платить за ремонт", "прибор не поверен - надо платить за поверку ОДПУ" и тому подобное.
И пока граждане разбираются "что к чему", в платежках продолжают приходить увеличенные суммы.
Кто же должен вводить в эксплуатацию ОДПУ, ремонтировать, поверять и иным образом обслуживать это имущество?
Все мы оплачиваем услугу по содержанию и текущему ремонту общего имущества. Но зачастую и не представляем, что управляющие организации должны делать за эту ежемесячную плату. Это и работы по ремонту крыш, подвалов, фундаментов, стен, другого общего имущества.
Что же должны делать управляющие компании по ОДПУ за те деньги, что мы каждый месяц отдаем из своего кармана?

1. Ввод прибора в эксплуатацию: ввод в эксплуатацию ОДПУ различных коммунальных ресурсов обеспечивает управляющая организация, кроме того, управляющая компания должна обеспечить их надлежащую эксплуатацию (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета) - это установлено ч. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса РФ, а также пп. "к" пункта 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность").
В этом пункте Постановления N 491 указано, что содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодного и горячего водоснабжения, тепловой и электрической энергии, природного газа. Таким образом, исполнитель (например, управляющая компания) обеспечивает также и установку общедомового прибора учета . Судебная практика расходы на установку, наряду с расходами на приобретение самого прибора, все-таки возлагает на собственника (например, Определение Верховного Суда РФ № 310-ЭС15-912 от 17 июня 2015 года).
Исключение из правила: если расходы на установку ОДПУ уже были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 5, ч. 12 ст.13 Закона об энергосбережении № 261-ФЗ от 23.11.2009).

2. Проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание: В работы, которые выполняют для надлежащего содержания систем ХВС, ГВС, отопления и водоотведения в многоквартирных домах, входят проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета , расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах) - мы цитировали п.18 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме").

3. Ремонт и поверка: Относительно ремонта и поверки общедомовых приборов учета часто возникают вопросы, управляющая организация обычно требует на собственников отдельно оплатить расходы по этим пунктам. Однако эти требования незаконны. Работы по ремонту и поверке общедомовых приборов учета возложены на управляющую компанию в рамках платы за жилищную услугу «содержание и текущий ремонт» (п. 6.5 ГОСТ Р56192-2014).

Таким образом, все работы по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, ремонту, поверке приборов мы с вами как собственники оплачиваем ежемесячно, и не должны нести никакие дополнительные затраты по требованию управляющей компании. Управляющие компании пытаются возложить на собственников дополнительные расходы на содержание приборов, которые уже ими оплачены, что нарушает права собственников как потребителей жилищно-коммунальных услуг.

О том, кто должен нести расходы на установку и покупку общедомовых приборов учета, а также, как оспорить стоимость прибора, мы расскажем в следующих статьях.

Воспросы просьба высылать на е-мейл: an.kolesnikova.n (собачка) yandex.ru

ВНИМАНИЕ! ДОПОЛНЕНИЯ:

Также представляем вашему вниманию постоянно обновляемые ответы и дополнения к этой статье:

Представляем юридическую справку, которая даёт понимание о том, каким именно образом был изменен порядок расчета платы за отопление в новостройках в связи со сравнительно свежей позицией Конституционного Суда РФ

Как изменился расчет платы за отопление в новостройках

ЭКОНОМИМ НА ЖКХ - общедомовые приборы учета (ОДПУ)

Возложила на собственников помещений в МКД обязанность устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учёта. Но просто установить счётчики недостаточно, в процессе их эксплуатации нужно проводить обязательные мероприятия: проверки и поверки. Сегодня вы узнаете о сроках поверки приборов учёта в МКД.

Почему проводить поверки приборов учёта обязательно

Приборы учёта делятся на индивидуальные и общедомовые. Первые устанавливаются в квартирах собственников помещений в МКД и считают индивидуальное потребление ресурсов. Вторые находятся в помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД, и фиксируют сведения об общем объёме ресурса, поступившего в здание.

Ответственность за установку и ввод в эксплуатацию приборов учёта воды возложена на собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ). Расходы за поверку ПУ также ложатся на собственников помещений МКД.

Поверки приборов учёта проводятся, чтобы убедится в исправности прибора учёта и точности его показаний. Каждый счётчик имеет свой межповерочный интервал.

Межповерочным интервалом считается период, на протяжении которого показания прибора учёта считаются достоверными на основании сведений, полученных в ходе предыдущей поверки.

Обязанность проводить поверки устанавливает постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 . Согласно п. 81(10) документа, эксплуатация, ремонт и замена приборов учёта осуществляются в соответствии с технической документацией на счётчик.

При поверке приборов учёта применяются положения Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ , который регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к ним, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик измерений.

Бывает так, что владелец счётчика не соблюдает периодичность поверок. Это грозит ему тем, что показания прибора учёта будут считаться недействительными и оплачивать потреблённые коммунальные ресурсы придётся по нормативу.

Частота поверки индивидуальных приборов учёта воды

Межповерочный интервал ИПУ определяет производитель прибора учёта на основании совокупности факторов, которые могут повлиять на его работу: конструкция, принцип действия, условия эксплуатации. Интервал поверки индивидуального прибора учёта производитель указывает в документации на счётчик.

При покупке счётчика нужно обратить внимание на дату его производства: межповерочный интервал начинается с этой даты, а не со дня установки прибора учёта.

В России в качестве индивидуальных приборов учёта чаще всего применяются тахометрические механические водосчётчики. Как правило, отечественные изготовители счётчиков на воду в паспорте прибора указывают межповерочный интервал на 4-6 лет. Импортные счётчики служат дольше - до 15 лет.

Поверку счётчика лучше сделать до той даты, когда истекает межповерочный интервал. В противном случае вам придётся обращаться в коммунальные службы для перерасчёта объёмов потребления воды.

Обычно управляющие и ресурсоснабжающие организации ведут реестр потребителей, в котором фиксируют сведения об установленных в МКД приборах учёта и сроках их поверки. Если срок поверки истекает, они информируют об этом владельца счётчика. В уведомлении указываются дата следующей поверки и сроки, в которые вам необходимо провести процедуру.

Сроки поверки общедомовых приборов учёта воды

Сроки поверки общедомового прибора учёта указаны в паспорте счётчика. Поверкой ОДПУ занимаются специализированные организации. Они проверяют счётчики на соответствие ГОСТ 8.156 и МИ 1592-2015 .

Согласно указанным документам, процедура поверки ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счётчика, проверки его герметичности и определении погрешности прибора.

При внешнем осмотре проверяются:

  • документация прибора учёта;
  • состояние его лакокрасочного покрытия
  • чёткость надписей и символов на корпусе, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчётного устройства;
  • наличие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний;
  • наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Герметичность счётчиков проверяют путём создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа. Счётчик будет считаться рабочим, если в течение 15 минут после начала проверки в местах соединений и на корпусе не появится течи воды или отпотевания.

Поверку ОДПУ воды можно провести как на месте, без снятия счётчика, так и отправив счётчик в метрологическую лабораторию.

Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трёх поверочных расходах - номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определённой при различных расходах.

Если счётчик удачно выдержал все испытания, в техническом паспорте прибора учёта ставится отметка о его поверке и выдаётся свидетельство о поверке. Затем прибор учёта можно эксплуатировать дальше.

Бывает и так, что в ходе поверки выясняется, что прибор учёта нельзя эксплуатировать дальше. В этом случае вы получите извещение о непригодности и будете вынуждены демонтировать и заменить счётчик.

Сокращения и термины, используемые в тексте:

ООО «Тюменская Энергосервисная Компания», далее - ООО «ТЭК»;

Общедомовой прибор учета тепловой энергии, далее - ОДПУ ТЭ;

Общедомовой прибор учета холодного водоснабжения, далее - ОДПУ ХВС;

1. На каком основании в МКД установлены ОДПУ. Кем выполнена работа по установке ОДПУ.

На основании Федерального закона РФ №261-ФЗ от 23.11.2009 ст.13 п.5 и п.7 Закона об энергосбережении собственник обязан за счёт собственных средств приобретать приборы учета, устанавливать их и осуществлять надлежащую эксплуатацию, а по истечении срока эксплуатации заменять их.

Пункт 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ устанавливает, что в случае неисполнения собственниками помещений в МКД обязанности по обеспечению дома ОДПУ, эта обязанность переходит к РСО.

В связи с тем, что собственники не исполнили указанную обязанность, в соответствии с законодательством она перешла к РСО. Следовательно, приборы учета установили ОАО «Тюмень Водоканал» и "Тепло Тюмени"- филиал ПАО "СУЭНКО".

2. Что такое «поверка ОДПУ».

Поверка приборов учета тепловой энергии - обязательная процедура в процессе их эксплуатации. Цель поверки приборов - подтверждение соответствия средств измерения всем установленным техническим требованиям. Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учёта заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своём распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).

3. Кто обязан проводить работы по поверке ОДПУ.

Согласно подпункту «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 собственники помещений в МКД обязаны уведомить УК о предстоящей поверке и определить её исполнителя.

Однако собственники не инициировали решение этого вопроса. В рамках договора управления МКД УК предлагает собственникам помещений в МКД провести работы по поверке ОДПУ силами ООО «ТЭК» на основании действующего договора между УК и ООО «ТЭК», в котором предусмотрены данные виды услуг.

ООО «ТЭК» - это одна из специализированных компаний на рынке, имеющая допуск СРО для оказания данного вида услуг, квалифицированный персонал и выполняющая техническое обслуживание ОДПУ в МКД, находящихся в управлении ООО «УК «ЗАПАД».

4. Как определяются сроки проведения поверки ОДПУ.

Основанием для проведения поверки ОДПУ в срок, указанный в протоколе общего собрания собственников помещений в МКД, являются технические паспорта приборов, входящих в состав ОДПУ. Срок эксплуатации приборов согласно техническим паспортам составляет 12 лет, периодичность метрологической поверки - 1 раз в 4 года от даты выпуска прибора, указанной в техническом паспорте, а не от даты ввода в эксплуатацию.

При установке прибора учета в МКД силами РСО было смонтировано то оборудование, которое имелось на момент проведения работ по установке, т.е. год ввода ОДПУ в эксплуатацию не соответствовал году выпуска прибора по техническому паспорту.

А так же следует иметь в виду, что установленные приборы, входящие в состав ОДПУ могут быть разных годов выпуска.

5. Почему собственникам предлагается одновременная поверка всех приборов учета, входящих в состав ОДПУ, не смотря на разные годы выпуска приборов.

В состав ОДПУ входят: тепловычислитель, два расходомера и термопара. ОДПУ могут поверяться отдельными узлами, входящими в его состав - в зависимости от года их выпуска.

Но мы предлагаем провести одновременную поверку всех приборов учета, входящих в состав ОДПУ, не смотря, на разные годы их выпуска, что позволит:

Сэкономить средства потребителей, т.к. собственники произведут оплату всех работ, связанных с поверкой по демонтажу, монтажу и пуско-наладке единожды.

Выровнять межповерочный период и производить последующие поверки ОДПУ в синхронном порядке.

6. Кто обязан нести расходы, связанные с работами по поверке ОДПУ.

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учёта, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны включаться в состав общего имущества собственников помещений в МКД, утверждаемый общим собранием собственников помещений в МКД (п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Согласно подпункту "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

7. Почему стоимость поверки не учтена в расходах по техническому обслуживанию ОДПУ.

Работы по обеспечению работоспособности, регулировке и техническому обслуживанию ОДПУ включены в минимальный ПЕРЕЧЕНЬ услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013г. (раздел II п.18), а работы по ПОВЕРКЕ ОДПУ не включены в данный ПЕРЕЧЕНЬ.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в МКД утверждена компания (ООО «ТЭК»), осуществляющая техническое обслуживание ОДПУ, а также утверждён тариф за данную услугу. Согласно договору между ООО «УК «ЗАПАД» и ООО «ТЭК» поверка не входит тариф по техническому обслуживанию и оплачивается по дополнительному соглашению к договору за счет средств собственников.

8. Как определяется стоимость поверки и почему собственникам не предоставляется смета на поверку ОДПУ?

Специалистами ООО «ТЭК» был составлен укрупненный сметный расчет по диаметрам трубопроводов в многоквартирных домах для определения стоимости своих услуг. Данная смета собственниками МКД не была заказана и не была оплачена, следовательно, предоставлять её по запросу собственников, прилагая к протоколу, ООО «ТЭК» не обязано (см. ст.128 ГК РФ).

Расшифровка укрупненного сметного расчета по поверке и связанных с ней работ (демонтаж, поверка, монтаж и пуско-наладочные работы), предоставляется собственникам многоквартирных домов при обращении - в приёмные дни: четверг с 15:00 до 17:00, по адресу: ул.Затюменская, д.5, ТЭК, каб.38.

9. Каким документом будет подтверждено выполнение работ по поверке.

Документальным подтверждением выполнения работ по поверке ОДПУ и связанных с ней работ является акт выполненных работ (КС-2) с отраженными в нем фактическими затратами произведенных работ. А так же, акт передачи выполненных работ за подписью исполнителя и председателя совета дома.

10. Могут ли собственники помещений в МКД решением общего собрания отказаться от поверки ОДПУ, либо перенести её срок.

Эксплуатация не поверенного прибора учёта запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учёта со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Поверка приборов учета тепловой энергии является обязательной процедурой в процессе их эксплуатации.

Перенос срока поверки ОДПУ не возможен. Периодичность поверки указана в техническом паспорте на прибор учёта. Межповерочный интервал приборов учёта тепловой энергии и горячей воды - 4 года, а прибора учета холодной воды - 6 лет. С даты окончания поверочного периода, обозначенного в техническом паспорте, прекращается использование прибора, как коммерческого. Поэтому оплата за потребление тепловой энергии будет производиться на основании п.59 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», т.е. не по фактическим показаниям приборов учета.

Примечание.

Между УК и собственниками помещений в МКД заключен договор управления МКД, по которому УК вправе привлекать специализированные организации (третьих лиц) для надлежащего исполнения обязательств по договору. В связи с этим между УК и ООО «ТЭК» действует договор на обслуживание приборов учета, установленных в МКД. А собственниками помещений в МКД подписан протокол общего собрания на обслуживание ОДПУ специализированной компанией ООО «ТЭК» с указанием в нем стоимости данной услуги.

Договор между УК и ООО «ТЭК» связан с коммерческой деятельностью компании и определяет обязательства между сторонами по договору. Следовательно, требования собственников о предоставлении договора не являются правомерными, но ознакомиться с договором можно в ООО «УК «ЗАПАД» в приёмные часы по четвергам с 15:00 до 17:00.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Поверка общедомовых счетчиков

УК не делает поверку и опломбирование общедомового счетчика. Жители переплачивают за отопление по тарифу в течении нескольких лет. Обязана ли УК возместить переплату, если да, то на какой закон ссылаться и куда обращаться с жалобой.

Добрый день! Необходимо смотреть договор с УК. Желательно иметь письменные зарегистрированные жалобы по этому поводу в УК от собственников. Также необходимо сначала написать претензию в УК на возмещение ущерба. В случае отказа можно обращаться в суд. ГК РФ Глава 59. Обязательства вследствие причинения вреда § 1. Общие положения о возмещении вреда Статья 1064. 1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина , а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред . Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. 2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. 3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества. Статья 1065. Предупреждение причинения вреда 1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. 2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда. Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О теплоснабжении" Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (ред. от 09.09.2017) "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии.

Общедомовой счетчик на тепло прошел поверку в 2016 г, сейчас жильцов дома заставляют установить новый ОДПУ, оплату за октябрь начислили по нормативам, 3-х ком. кв. площ. 62 кв.м-3470 руб., хотя в октябре включили отопление 29 октября, правильно ли это, и кто вообще должен устанавливать ОДПУ? жильцы или управляющие компании или теплосети.

Здравствуйте Любовь Павловна. Правильно Вам обращаться с претензией по каждому вопросу в эти организации. Нам труднее ответить правильно, так как нужно смотреть все Ваши документы и только потом возможно правильно ответить.

Есть многоквартирный дом, в котором общедомовой счетчик учета тепла не работал (закончилась "поверка")...Тепловые сети стали выставлять счета "по нормативу". Можем ли мы написать заявление на перерасчет согласно показаний поквартирных счетчиков горячей воды?

Здравствуйте. К сожалению, нет.

ПОЯВИЛИСЬ 3 НОВЫЕ СТРОКИ В КВИТАНЦИИ ЖКХ, СОДЕРЖАНИЕ И ПОВЕРКА ОБЩЕДОМОВЫХ СЧЕТЧИКОВ НА (ГВ), (ХВ), (ЭЭ) ,постановление местной администрации района. ПРИВИЛЬНО ЭТО. ВЕДЬ ЗАКОНЫ ПРИНЕМАЮТСЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ИЛИ РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ?

Здравствуйте! Работы по содержанию и поверке Общедомовых приборов учета входят в услугу по содержанию общего имущества и начисление платы отдельно за это неправомерно.

Каков срок поверки общедомового счетчика тепла в многоквартирном доме? Управляющая компания 2,5 месяца не передавала данные по счетчику, объясняя его поверкой. Правомерно ли это?

В интернете можно по марке прибора учета определить срок поверки. Попросить доступ в принципе можно через управляющую компанию. Странно одно, управляющая компания Вам не передавала? Данные по счетчику общедом. Она должна снимать самостоятельно в течении месяца, а 2,5 - это перебор и нарушение. Можно составить грамотный запрос в УК. На основании ответа делать другой запрос в государственную жилищную инспекцию. А расчет тепла у Вас идет по счетчикам? Последнее не спроста спросила, сегодня при некоторых условиях расчет может осуществляться не по приборам учета - если они установлены, но не во всех помещениях в МКД..

Вопрос:
Оплата за периодическую поверку общедомового теплового счетчика входит в составляющую тарифа за содержание и текущий ремонт общедомового имущества МКД (по квитанции) ?
Или нужно дополнительной строкой в квитанции оплачивать, проведя перед этим общее собрание собственников?
Сошлитесь, пожалуйста, на соответствующую статью закона, постановления.

Постановление Правительства РФ № 491 от от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» устанавливает, что Содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.

Для того, чтобы управляющая компания провела поверку общедомовых счетчиков необходимо решение собрания жильцов многоквартирного дома? Или она вправе это сделать самостоятельно и расплатиться из статьи дохода "Содержание жилья".

Расходы на содержание приборов учета должны быть заложены в смете, которая ежегодно утверждается на общем собрании собственников, и в этом случае дополнительно собирать собрание не нужно. Если расходы не заложены или сметы вообще нет, то поверка возможна только по решению собственников (протокол общего собрания)

Проверка показаний и поверка ОДПУ производится по окончании срока эксплуатации счетчика (указан в тех. паспорте) управляющей организацией без специально принятого решения собрания. Оплата - из средств, ежемесячно уплачиваемых в УК собственниками и нанимателями за содержание. ПП РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 27.02.2017) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".

Какова стоимость поверки общедомового счетчика учета тепла в многоквартирном доме в Краснодарском крае?

Здравствуйте, Ваш вопрос юридическим не является и юристы таких вещей знать не обязаны. Обратитесь в компанию, производящую поверку У Вас всегда есть возможность подробно обсудить вашу проблему с любым юристом (адвокатом) сайта, в личных сообщениях, на платной консультации. Желаю Вам удачи и всех благ!

Кто обязан платить за поверку общедомового счетчика тепловой энергии? На основании чего могут в квитанции выставить эту сумм? У.

Здравствуйте! Общедомовой прибор учета является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и поверка происходит за счет этих собственников. Удачи и всего доброго.

Добрый день, уважаемый посетитель! Собственники обязаны поскольку это общее имущество Удачи Вам и всего доброго, благодарим за обращение!

За чей счёт проводят поверку общедомового счетчика на отопление.

Здравствуйте, уважаемый Посетитель! За счет средств, выплачиваемых жильцами на эксплуатационные услуги по содержанию общедомового имущества Благодарим Вас за посещение нашего сайта и желаем Вам всего самого наилучшего.

Добрый день! В данном случае проверка общедомового счетчика осуществляется за счет средств управляющий компании, поскольку это общедомовое имущество.

Общедомовой счетчик учета тепла стоит уже 12 лет, на поверку проходит каждые 4 года. Управляющая компания просит купить новый т.к. этот проработал свой срок. Можем ли мы дальше пользоваться уже стоящим счетчиком, не покупая новый если он работает правильно?

Если срок эксплуатации счетчика согласно паспорта прибора учета вышел, то его нужно менять в любом случае. Такая же ситуация, как и с обычными счетчиками.

Скажите. У.к.сняла общедомовой счетчик тепла на поверку. Какое время занимает поверка счетчика, должна ли у.к поставить в замен другой счетчик? И какова оплата отопления в отопительный период без счетчика?

На момент поверки никакой другой счетчик не ставится. За время поверки начисление производится по нормативу. Обычно срок поверки составляет 1 месяц.



Вопросы: Постановления РФ от 06.05.2011 номер 354 и от 13.08.2006 номер 491, гласят что УК должна платить из денег на "общедомовые нужды" , но есть еще одно, в котором сказано, что платится за счет общедомовых нужд, только если этот пункт есть в договоре. Но: договор эта УК сама от шишки написала и некоторым жильцам раздала копии. Конечно наших подписей нет. (УК эта с 2012 года) .
Так же, есть постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 232, в котором сказано что если счетчик установлен до 2013 года, то платят за поверку собственники дополнительно. Что же верно? На собрании жильцов решили писать в жилищный департамент и жкх.

Начальник не прав совершенно так как это общедомовое имущество вам стоит по данному поводу написать жалобу в прокуратуру и пусть проведут проверку.

Необходима поверка общедомового счетчика отопления. Многоквартирный дом (20 квартир), мы одни муниципальная квартира.
Начальник управляющей организации говорит: платят за эту процедуру жильцы дома, даже если вы не приватизированы - все равно платите. Сумма зависит от счетчика. В вашем случае по смете 25 тысяч рублей. Есть два способа собрать деньги: по квартирам и по площади. Правильно будет по площади (называет формулу) из которой получается, сколько кто должен заплатить.
Вопросы: муниципальная квартира же не должна оплачивать поверку общедомовых счетчиков, верно? Или он прав? Что это за расчет по площади и откуда такая большая сумма?

"Начальник" может ГОВОРИТЬ всё, что ему заблагорассудится! Потребуйте от него ПИСЬМЕННОГО обоснования требований об оплате дополнительной услуги - "поверка ОДПУ". Данная услуга должна оплачиваться из тех средств, которые собственники помещений должны ежемесячно уплачивать как за "содержание и тек. ремонт ОДПУ" или за "эксплуатацию ОДПУ" (в каждом регионе может быть своё название).

Так в чём проблема вы платите за содержание вот по данному вопросу обратитесь с жалобой в жилищную инспекцию и пусть проводят проверку.

УК требует 30 тыс за поверку общедомового счетчика тепла. Договора на установку нет. акта установ ки нет На запрсы Совета МКД ответа нет-только звонки-не будет поверки-будете с 1 июня платить все лето. Кто прав? Что нам делать? Обращаться в Теплосеть?

Здравствуйте Александр. Вам лучше всего проверить, насколько это требование законно. Обратитесь за разьяснениями в теплосеть, а также напишите жалобу в жилищную инспекцию и прокуратуру

УК требует 30 тыс за поверку общедомового счетчика тепла. Договора на установку нет. акта установки нет На запрсы Совета МКД ответа нет-только звонки-не будет поверки-будете с 1 июня платить все лето. Кто прав? Что нам делать? Обращаться в Теплосеть?

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений [Закон "О Прокуратуре РФ"] [Статья 10] 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

А для чего у Вам указанные документы, если вопрос заключается, исходя из его содержания, в правомерности действий УК по поводу поверки прибора либо её стоимости? Данные документы актуальны лишь при возникновении сомнения в наличии данного прибора.

Кто должен оплачивать поверку общедомовых счетчиков, если счетчик и установку его оплчивали жильцы.

Стоимость поверки ОДПУ должна входить в стоимость услуг по содержанию таких ОДПУ. Возможно, платёж за содержание (эксплуатацию) ОДПУ может быть указан отдельной строкой в квитанции на оплату ЖКУ. Соответственно, оплачивая квитанции - собственники УЖЕ оплачивают и ПОВЕРКУ ОДПУ в своём МКД.

Кто должен оплачивать поверку общедомовых счетчиков, если счетчик и установку его оплчивали жильцы. Кто должен оплачивать поверку общедомовых счетчиков, если счетчик и установку его оплчивали жильцы. Все расходы по общему имуществу дома несут собственники помещений в этом доме.

Кто должен оплачивать поверку общедомовых счетчиков, если счетчик и установку его оплчивали жильцы. Странный вопрос, когда уже более 20 лет общеизвестно, что расходы по дому на общее имущество должны нести собственники жилых помещений.

Счетчики общедомовые на тепло, срок службы, и когда делается поверка спасибо!

Срок службы приборов учета указывается в паспорте и технической документации. Там же - срок очередной поверки прибора учета. Удачи Вам.

Пожалуйста. Технические характеристики, в т.ч. срок эксплуатации указывается в техническом паспорте прибора учета. Поверка выполняется перед окончанием срока эксплуатации или сразу после его окончания.

За чей счет проводится поверка общедомового счетчика теплоснабжения?

Здравствуйте, при наличии денег на текущий ремонт, могут произвести и за этот счёт при отсутствии, только за счёт собственников квартир. Удачи Вам и всего хорошего.

Пожалуйста как начисляется оплата за отопление если общедомовой счетчик на поверке?

В данном случае оплата начисляется по нормативам потребления на отопление квадратного метра. Вместе с тем, нужно понимать кто ответственный в вашем случае за эксплуатацию счетчика. Если ОСМД (жильцы), то виноваты сами, если ЖЭК, то можете требовать компенсации разницы, поскольку знали что счетчик нужно будет поверять, а не поверили до начала отопительного сезона.

Добрый день, Тамара В вашем случае начисляется оплата за отопление начисляется по нормативам определенным для потребителей не имеющих счетчиков.

Скажите пожалуйста сколько стоит поверка общедомового счетчика на тепло? Площадь жилого помещения дома 252.6 а площадь моей кв 33 кв м.

Марина, добрый день. Согласно ПП РФ №491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» ответственность за содержание общедомового имущества ложится на собственников жилого дома. Поскольку ОДПУ входят в категорию общедомового имущества, их установка и поверка осуществляется управляющей компанией многоквартирного дома за счет собственников помещений, в рамках платы по статье «Содержание жилья». Расчет производится управляющей компанией по соответствующим тарифам. С уважением, Александра, Группа юридических компаний "ЮрСтандарт"

Скажите пожалуйста сколько стоит поверка общедомового теплового счетчика? Площадь жилого помещения дома 252.6 площадь моей кв 33 кв м.

Здравствуйте Марина Мы поверками счетчиков не занимаемся и расценок не знаем. Вы не по адресу Спасибо, что посетили наш сайт. Всегда рады помочь! Удачи Вам.

Здравствуйте! Это необходимо уточнять у компании, которая данную поверку провела или будет проводить, т.к. установление цен полностью в их ведении. Года три назад в Ивановской области было около 30 т.р.

Кто должен оплачивать поверку общедомового счетчика водоснабжения в многоквартирном доме.

Управляющая компания в рамках договора управления домом, т.е. за счет средств, собираемых с собственников и нанимателей помещений МКД ежемесячно по статье "содержание".

Просрочили поверку счетчика на 2 месяца, заплатили один месяц по общедомовому счетчику и сказали, что будем платить по общедомовому счетчику сроком до 1 года. Скажите, есть ли соответствующий закон, в котором говорится, что просрочивший поверку обязан платить ещё какое-то время по общедомовым счетчикам, даже если счётчик благополучно прошёл поверку заменён на новый?

Здравствуйте Юлия, нет не правильно вам сказали, если установили счетчик, то обязаны вам начислять все по новому счетчику, должны сделать перерасчет.

Кто должен оплачивать поверку общедомового счетчика горячего водоснабжения?

поверка производится за счет тарифа по текущему содержанию и ремонту общего имущества упр.компания закладывает стоимость поверки в тариф - обязана закладывать то есть поверку должна произвести УК без взимания доп.платы

В доме есть ТСЖ, общедомовые счетчики на воду. Правление ТСЖ требует самостоятельно делать поверку индивидуалных счетчиков на воду. Правомерно ли это?

Это не противоречит законодательству

Срок поверки общедомового счетчика на отопления закончен в августе 2015. с сентября за отопление насчитывали по нормативу, счетчик сняли на поверку только в феврале 2016 года и установили в конце июля 2016. Весь отопительный сезон с сентября по май брали по нормативу. Писала заявление в Жилищную инспекцию, дали ответ, что срок счетчиков на воду, отопление истекли в 2014 и в 2015 году. Наложили на них штраф в 20000 рублей. Правомерны ли действия УК? Что делать жильцам? Имеем ли мы право на перерасчет. СПАСИБО.

Неправомерны действия УК, обжалуйте в судебном порядке

Проверка общедомовых приборов учета считается мероприятием гораздо более важным, чем проверка индивидуальных счетчиков, поскольку правильность работы ОДПУ напрямую влияет на сумму, которую необходимо будет уплатить собственникам жилья. Обычно в каждом из подъездов жилого дома находится один экземпляр контрольно-измерительного оборудования тепловой энергии. В случае его внезапного выхода из строя, негативные последствия возникнут у всего подъезда.

В этой статье вы узнаете:

  • Какие особенности имеет проверка общедомовых приборов учета.
  • Зачем нужна проверка общедомовых приборов учета.
  • Как происходит проверка общедомовых приборов учета.
  • Кто ответственен за проверку общедомовых приборов учета.

Какие особенности имеет проверка общедомовых приборов учета

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 года №344 помещения без ОДПУ облагаются дополнительными повышающими коэффициентами, которые к 2017 году достигли уровня, более чем в полтора раза превышающего предыдущий.

Общедомовые приборы учета позволяют определять объем затраченных ресурсов и устанавливать настоящее числовое значение коммунального ресурса. Оснащение общими приборами учета многоэтажек помогает контролировать ресурсоснабжение и производить оплату ресурсов по факту потребления.

На величину оплаты ресурсов по ОДПУ влияют два фактора: числовое значение ресурса и его стоимость на сегодняшний день. Квартирные собственники могут влиять на первое значение путем снижения затрат коммунальных ресурсов.

Эксплуатация общедомовых приборов учета позволяет:

  • вычислить реальные объемы затраченного ресурса;
  • вносить плату за фактический показатель по вышеуказанным исчислениям;
  • установить границу между потерями ресурса поставщиком и жильцом.

Выбор ОДПУ осуществляется в зависимости от его конструкции и особенностей его установки. В настоящее время рассматриваемые приборы подразделяются на:

  1. Тахеометрический общедомовой прибор учета

С помощью данного прибора представляется возможным:

  • рассчитать объем потребляемого ресурса;
  • определить, какой вместимостью обладает механический или крыльчатый теплоноситель.

К положительным качествам прибора можно отнести его относительно низкую цену. Для применения прибора потребуется фильтр, который обезопасит его от загрязнений.

Важным преимуществом считается срок службы прибора – при наличии специальной батареи он будет работоспособен на протяжении пяти лет. В число достоинств можно включить условия эксплуатации устройства учета – она возможна при высокой влажности, в связи с отсутствием у прибора электронных деталей.

Отрицательными моментами эксплуатации прибора можно назвать: невозможность использования при повышенной жесткости трубопроводной воды; быстрое загрязнение фильтра при наличии каких-либо примесей в теплоносителе, вследствие чего давление теплоносителя будет понижаться и в конечном счете приведет к поломке устройства. Из-за указанных недостатков такие приборы применяются преимущественно в частных домах.

  1. Электромагнитный общедомовой прибор учета

Принцип действия прибора основывается на работе возникающего электрического тока, проходящего через магнитное поле, заключенное в теплоносителе. Данное устройство требует регулярного техобслуживания и устанавливается только специалистом.

Отсутствие своевременного технического обслуживания приведет к загрязнению расходомера, и снять показания прибора учета будет невозможно. Это происходит из-за высокого уровня железа в теплоносителе или неполадок с проводкой.

Систематическое техобслуживание избавит от возможных трудностей в работе с устройством, ведь данные, снятые с таких приборов, характеризуются высокой точностью.

  1. Вихревой общедомовой прибор учета

Принцип действия прибора основан на завихрении, возникающем на препятствующих участках работы теплоносителя. Частота завихрений напрямую взаимосвязана с количеством существующего теплоносителя.

Применение устройства возможно лишь при соответствующих технических возможностях установки прибора. Устройство закрепляется и на параллельных и на перпендикулярных полутрубах, но на некотором расстоянии от него должен находится прямой трубопровод. Для эффективной работы необходимо приобрести фильтр в связи с тем, что устройства данного типа отрицательно реагируют на примеси, загрязнения и смену давления в теплоносителе, однако все эти факторы не оказывают влияния на чистоту данных прибора учета тепловой энергии.

Для работы вихревому прибору требуется одна батарейка на пять лет.

Особенностью прибора является система управления, позволяющая работникам жилищно-коммунального хозяйства принимать данные с устройства с помощью удаленной операции. Устройство обладает интерфейсом, обеспечивающим передачу информации о возникающих неполадках, благодаря чему можно осуществлять своевременный ремонт и поддерживать необходимый уровень обслуживания общедомового прибора учета.

  1. Ультразвуковой общедомовой прибор учета

Данный вид устройства учета осуществляет свою работу с помощью ультразвуковой волны, которую пропускает теплоноситель. От того, с какой скоростью проходит вода в трубопроводе, зависит скорость движения волны.

Установка и использование прибора учета находятся в прямой зависимости:

  • от отсутствия загрязнений в трубах;
  • высокой степени чистоты проходящей воды;
  • наличия бесперебойного давления;
  • отсутствия в агрегате воздуха.

Потребуется также установить дополнительные компоненты, позволяющие теплоносителю проходить по всей системе отопления. Соблюдение указанных требований будет способствовать оптимальной работе прибора, при которой можно быть абсолютно уверенным в точности его данных.

  • Как и когда проводятся поверка и ремонт приборов учета энергоресурсов

Установка и проверка общедомовых приборов учета: вопрос финансирования и административной ответственности

Наличие или отсутствие общедомовых приборов учета в МКД проверяется жилищными инспекторами. В случае если ОДПУ не будет обнаружен, инспекция имеет право выдать предписание об установке или наложить штраф. С чем это связано?

С 6 августа 2017 года надзор за установкой ОДПУ в рамках энергосбережения осуществляет ГЖИ, а не Федеральная антимонопольная служба России, сотрудники которой скорее осуществляли проверки путем изучения документации, после чего накладывали штрафы на ресурсников. Теперь наделенные полномочиями жилищные инспекторы проверяют и выписывают предписания привычным для них УО и жилищным объединениям.

  • Почему управляющим организациям выгодно устанавливать ОДПУ

Если приборы учета отсутствуют – потребление ресурсов исчисляется согласно нормативам потребления ресурсов, в связи с чем стоимость услуг оказывается более высокой.

Нормативные изменения в августе повлекли за собой необходимость оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и услуг. Какова же причина обязательной установки данной системы?

Во-первых, монтаж системы возможен за счет средств капремонта в том случае, если субъектом РФ эта возможность будет включена в перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, что регламентировано ч. 2 ст. 166 Жилищного кодекса РФ.

Во-вторых, оснащение МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета, с помощью которой можно одномоментно снимать показания, позволяет производить расчет платы, исходя из показаний системы учета, и собственникам жилой недвижимости не придется принимать решение по данному вопросу на собрании.

  • Кто принимает решение об установке ОДПУ

Оснащение всех МКД приборами учета было запланировано Правительством еще в конце нулевых годов и установлен крайний срок – 1 июля 2013 года. На ресурсоснабжающие организации (РСО) возложили обязанности по установке ОДПУ согласно поступающим заявкам. В течение уже семи лет можно наблюдать работу РСО по установке ОДПУ на средства собственников жилья в МКД. В свою очередь, отсутствие ОДПУ за неимением финансирования со стороны собственников влечет за собой увеличение долга за потребленные ресурсы.

Таким образом, ОДПУ устанавливается на основании совместно принятого решения на собрании собственников жилья, поскольку входит в состав общего имущества жилого дома.

Общим собранием выбирается один из способов установки ОДПУ в МКД:

  • собственными силами (силами организации, управляющей МКД, и подрядчика);
  • силами РСО.

Первый способ характеризуется быстротой и надежностью – собственники осуществляют сбор средств, а УО покупает устройство и устанавливает его.

При выборе второго варианта, когда собственники решают установить устройство учета силами РСО, УО необходимо собрать нужные документы и подать заявку в РСО с целью установки ОДПУ. Но нужно отметить, что покупка прибора также происходит за счет собственников.

  • Как профинансировать установку ОДПУ

В обязанности УО не входит установка ОДПУ в МКД за свой счет. Выделяют три источника финансирования оснащения МКД ОДПУ:

  • целевые средства владельцев квартир в МКД;
  • средства фонда капитального ремонта;
  • бюджетные средства регионального или муниципального уровня.
  • Что делать, если собственники бездействуют

Организация мероприятий по установке, скорее всего, будет возложена на УО в связи с тем, что собственников не слишком интересуют эти вопросы. Следует инициировать общее собрание, на повестке которого рассмотреть вопрос оснащения МКД общедомовыми приборами учета.

В том случае, если вы являетесь управляющей организацией и работаете по договору управления МКД (иному договору с собственниками помещений в МКД), то общий сбор может быть инициирован на основании ч. 7 ст. 45 Жилищного кодекса РФ. Жилищные объединения (ТСЖ, ЖК, ЖСК) не обладают указанными полномочиями, однако, согласно ч. 6 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, они могут провести собрание на основании заявления собственников. Можно составить заявление-просьбу и собрать подписи членов правления жилищного объединения (собственников помещений в МКД). Далее заявление необходимо подписать у других владельцев жилья: нужно набрать 10 % голосов от общего количества голосов собственников в МКД, после чего приступать к подготовке общего собрания.

Жилищная инспекция имеет право выписать штраф ресурсоснабжающей организации по результатам проверки. Необходимо отметить, что штрафные санкции устанавливаются не только ввиду отсутствия прибора учета, но и за отказ его установить. Часть 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа на юрлиц, размер которого варьируется от 50 до 100 тысяч рублей.

Условием привлечения РСО к ответственности является наличие заявления на установку ОДПУ, которая не была произведена по субъективным причинам.

Если отсутствие ОДПУ обусловлено тем, что собственники инициативу не проявили, вследствие чего заявку на установку прибора не подали, то привлекать к ответственности некого, УО не может выступать ответчиком по вышеуказанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако инспекторы при проверках делают ссылку на ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, согласно которой лицо, ответственное за содержание МКД, обязано проводить мероприятия по энергосбережению, включенные в региональный перечень, в отношении совместного имущества в МКД. А обязанностью собственников является финансирование указанных мероприятий.

Оснащение МКД приборами учета является обязательным, если данное мероприятие содержится в региональном перечне, но опять же, согласно жилищному законодательству, которое, в свою очередь, указывает на необходимость принятия решения на собрании жильцов. Административная ответственность установлена только для лиц, поставляющих коммунальные ресурсы, а именно для РСО.

  • Что изменилось в установке общедомовых приборов учета и ее оплате во второй половине 2017

Мнение эксперта

Любовь Чеснокова,

главный редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

  1. Решение об установке в МКД приборов учета коммунальных ресурсов является компетенцией совместного собрания собственников помещений в МКД, так как ОДПУ включается в состав общего имущества (ч. 1 ст. 36, ст. 44 Жилищного кодекса РФ).
  2. Подать заявку в РСО для оснащения многоэтажки ОДПУ можно исключительно по результатам общего собрания жильцов МКД.
  3. Административная ответственность за отказ от установки в МКД приборов учета коммунальных ресурсов предусмотрена только для РСО (ч. 12 ст. 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В ответ на предписание сотрудника жилищной инспекции установить ОДПУ мы рекомендуем инициировать общее собрание для решения данного вопроса.

Установка и проверка общедомовых приборов учета: 2 схемы

Нередко у граждан возникает много вопросов, касающихся порядка установки приборов учета: какие именно приборы можно эксплуатировать, как узнать их класс точности, кем осуществляется установка счетчиков, какой пакет документов для этого необходим, влечет ли отсутствие прибора учета наступление ответственности и т. д. Оперативно получить ответы на интересующие вопросы можно у квалифицированного специалиста – поставщика потребляемого ресурса.

Всем известно, что проведение мероприятий по содержанию ОДПУ (установка, замена, обслуживание) является довольно стабильным бизнесом, контролировать который желают как управляющие организации, так и поставщики энергоресурсов, несмотря на то, что надзирающими инстанциями за данной деятельностью являются антимонопольные органы и Роспотребнадзор.

Главная роль в организации оснащения МКД приборами учета принадлежит поставщикам электроэнергии, поскольку они разрабатывают оптимальную схему деятельности в случае поступления обращений потребителей.

Предлагаем к рассмотрению существующие схемы.

  • «Договор о сотрудничестве»

С целью привлечения потребителей и для того, чтобы они могли сделать заказ на работы по электроснабжению помещений в каком-либо сервисе либо заочно (через интернет-сервис), при помощи «договоров о сотрудничестве» привлекаются компании-партнеры. Такие компании предназначены для решения организационных и финансовых вопросов с клиентами.

Финансово-правовая схема для гарантирующего поставщика

Результатом указанного алгоритма может быть агентский договор по модели договора поручения, согласно которому заключение соглашений с клиентами будет прерогативой гарантирующего поставщика. В соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса РФ «по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала». Данная норма позволяет максимально снизить для ГП риск возможных разногласий по качеству и стоимости проведенных работ, и ГП в данном случае не будет признан платежным агентом, поскольку оплата зачисляется на счет исполнителя, или принципала.

Законодательством установлены определенные нормы, которые гарантирующий поставщик должен соблюдать в случаях проведения мероприятий, касающихся содержания прибора учета энергетических ресурсов (монтаж, замена, эксплуатация), если они осуществляются для собственников жилых домов и помещений в МКД:

  1. Деятельность осуществляется поставщиком электроэнергии (пп. 5, 9 ст. 13 Закона об энергосбережении), который также будет исполнителем услуги, при наличии у него соответствующей заявки (п. 2 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149). ГП является продавцом на рынке электроснабжения, предлагая услуги по установке, замене, эксплуатации соответствующего оборудования.
  2. Договор между поставщиком и заказчиком – публичный, в связи с чем поставщик не может отказать обратившимся к нему лицам в его заключении (п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 2 Порядка, утв. приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149).
  3. Поставщиком в обязательной форме осуществляется уведомление потребителей о том, что они имеют право обратиться за установкой приборов учета именно к нему (подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, приказ Минэнерго России от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов»).
  4. Заказчику во время подписания договора предлагается погасить задолженность по установке прибора путем рассрочки платежа на пять лет с момента заключения соглашения. Исключение составляют случаи, когда потребитель изъявил желание одномоментно внести всю сумму или выбрать меньший период рассрочки (п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении).
  5. Монтаж, замена и эксплуатация приборов учета электроэнергии может осуществляться лицами, которые отвечают требованиям, установленным нормативными актами для проведения указанных мероприятий (п. 8 ст. 13 Закона об энергосбережении).

Работники, выполняющие данные виды деятельности, должны пройти обучение и последующую аттестацию, что указано в п. 2 Положения об организации работ по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-19-2007). Но иметь допуск от саморегулируемой организации не обязательно, так как данный вид работ не влияет на защищенность объектов капитального строительства (приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624).

6. Систематическое оповещение потребителей по поводу имеющихся исполнителей услуг, осуществляющих монтаж приборов учета, также входит в обязанности поставщика, поскольку установка ОДПУ способствует экономии поставляемых в жилой дом энергоресурсов и оптимизации их использования (пп. М3 п. 5 ст. 12, п. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 10 раздела «Система электроснабжения» Перечня мероприятий, утв. приказом Минрегиона России от 02.09.2010 № 394).

То есть существует риск признания соглашения, подписанного гарантирующим поставщиком с исполнителем мероприятий по установке приборов учета, нарушением законодательства о защите конкуренции.

  • Договор субподряда

Представленная ниже схема договорных отношений относится к вариантам, исключающим риски.

Но на практике могут возникнуть трудности применения данной схемы гарантирующим поставщиком из-за ряда причин, к которым следует отнести: необходимость самостоятельного урегулирования с заказчиком организационных вопросов по заключению и исполнению договора об установке прибора учета; невыгодные для поставщика льготные условия по рассрочке платы за монтаж устройства; возможность привлечения к ответственности за нарушение сроков и качества выполнения работ, а также в случае причинения ущерба имуществу иных лиц (соседей, общему имуществу многоквартирного дома).

В сложившихся условиях целесообразно фиксировать факт самостоятельного выбора клиентом подрядной организации. В качестве рекомендаций, снижающих риски привлечения за нарушение антимонопольного законодательства, можно предложить:

  1. В письменной форме ознакомить заказчика:
  • с нормами правовых актов об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, об обязательности приборного учета ресурсов;
  • с льготными условиями оплаты по договорам об установке приборов учета;
  • с перечнем организаций, оказывающих услуги в сфере учета энергоресурсов, в т. ч. с правом обратиться непосредственно к гарантирующему поставщику.

2. Обращение потребителя с заявлением об установке приборов учета направлять в адрес подрядной организации - партнера.

4. При очном обслуживании потребителей предоставлять им возможность ознакомиться в полном объеме:

  • с информацией о деятельности компании, предоставляющей услуги, о квалификации и специализации ее сотрудников, о стоимости работ и услуг;
  • с примерными сроками выполнения работ и услуг;
  • с образцами применяемых приборов и оборудования.

5. Размещать в открытом доступе коммерческие предложения о заключении партнерских договоров о сотрудничестве с любой отвечающей требованиям законодательства компанией. Обеспечить фактическое заключение таких договоров с несколькими основными участниками рынка данных услуг.

Какую схему работы выбрать, оценив приведенные риски, каждая организация вправе решать сама. Главное – не нарушать интересы потребителей коммунальных услуг.

  • Инструкция: как передать показания счетчика воды через интернет в личном кабинете mos.ru

Как часто должна проводиться проверка общедомовых приборов учета

Поскольку учетно-измерительное оборудование во время эксплуатации претерпевает большие нагрузки и обладает достаточно продолжительным сроком службы, осуществить тестирование общедомовых приборов учета намного сложнее, чем проверить индивидуальные аналоги. Проделывать такую работу могут исключительно представители специализированных организаций, которые имеют разрешение на определенный вид деятельности.

Поскольку УО является ответственной за сохранность прибора, в ее обязанности входит своевременный вызов мастера. При проверке могут быть выявлены неисправности, которые окажут непосредственное влияние на размер средств, взыскиваемых с жителей многоквартирного дома, то есть с помощью своевременной замены или ремонта счетчиков можно осуществить экономию денежных средств собственников жилья.

Несмотря на то, что в нормативно-правовых актах отсутствуют универсальные требования, предъявляемые к тестированию измерительных приборов, которые можно применить ко всем их видам, собственники сооружений и управляющие компании все-таки обязаны проверять рассматриваемые устройства. Систематичность проверок будет определяться типом оборудования, а также интервалами его работы, установленными производителем данной техники.

Лучший способ осуществления своевременных проверок оборудования – заключение договора обслуживания контрольно-измерительных устройств с компанией-подрядчиком, которая будет проделывать необходимые процедуры с оптимальной частотой и уведомлять заказчика о необходимости проведения профилактических работ.

Мнение эксперта

Поверка или проверка общедомовых приборов учета

Иван Молчанов,

ведущий специалист энергоаудита и нормативов ГК «Юрэнерго»

Рассмотрим отличительные особенности поверки ОДПУ и проверки его показаний. Поверка является метрологическим мероприятием, а ОДПУ - средством измерения объемов потребленных ресурсов.

Действующее законодательство, а именно ФЗ от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», определяет поверку СИ как систему действий, которые проводятся с целью подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

С технической точки зрения, поверка является, по сути, проверкой устройства с помощью специального оборудования. Поверка проводится в отношении следующих средств измерений: выпускаемых из производства и ремонта, получаемых из-за границы, находящихся в эксплуатации и хранении.

Вышеуказанный нормативный акт относит проведение поверки к компетенции аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 № 250 определен список СИ, проводить поверку которых могут только государственные региональные центры метрологии ФБУ ЦСМ.

Перейдем к проверкам приборов учета. Необходимо проводить проверки ИПУ, в которые входит: диагностика его состояния, установление факта наличия/отсутствия, контроль за достоверностью показаний (п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Кто ответственен за проверку общедомовых приборов учета

Практика показывает, что и по сей день большинство УК не до конца поняли, за чей счет должна осуществляться проверка ОДПУ.

Суммы, затраченные на установку ОДПУ, включаются в список расходов на совместное имущество квартирных собственников. Перечень такого имущества утверждается на собрании владельцев квартир жилого дома (пункт 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

Прямой обязанностью владельца жилой недвижимости является финансирование содержания общего имущества, которое осуществляется пропорционально имеющейся доле в праве общей собственности. К способам такого финансирования относят: взносы на содержание, ремонт жилых помещений, оплату капремонта (ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ). Решается также вопрос включения затрат на ОДН в статью содержания совместного имущества МКД.

К мероприятиям по содержанию и ремонту общего имущества дома законодательство (подп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491) также относит обеспечение эксплуатации приборов учета водных ресурсов, электроэнергии, газа (сюда же входит техобслуживание, проверка и т. д.).

Контроль над состоянием рассматриваемых устройств осуществляется УК или ТСЖ (в соответствии с избранным способом управления жилым домом). Минстрой России 18 сентября 2015 г. опубликовал письмо № 30162-ОЛ/04 «О действиях по эксплуатации приборов учета коммунальных услуг». Данный документ гласит, что в обязанности исполнителя коммунальных услуг входит поддержание постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и прочего оборудования, предусмотренного перечнем общего имущества собственников помещений МКД, к поставке тех или иных ресурсов с целью предоставления коммунальных услуг жильцам дома. Содержание имущества подразумевает также надлежащую эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.

Вне зависимости от избранного способа управления МКД (УО, ТСЖ, жилищный кооператив и т. д.) обеспечивать надлежащую эксплуатацию приборов учета будет лицо, назначенное ответственным за содержание общего имущества в МКД. Расходы на эксплуатацию входят в оплату содержания жилого помещения. Ответственным за содержание и подготовку к эксплуатации рассматриваемого устройства является исполнитель коммунальных услуг, который по истечении двух месяцев обязан устранить нарушения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приготовить прибор учета к поставкам ресурсов, необходимых для предоставления жителям МКД.