Обязательные работы как вид административного наказания примеры. Обязательные работы как вид административного наказания

08 июня 2012 года Федеральнымзаконом № 65 - ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесеныизменения, согласно которым административная ответственность дополненадополнительным видом наказания как обязательные работы.

Данный вид наказания являетсяновым видом наказания за совершения административных правонарушений.

Обязательные работызаключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административноеправонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы времябесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работыустанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не болеечетырех часов в день.

Обязательные работы неприменяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трехлет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военныесборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно - исполнительной системы, Государственнойпротивопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ и таможенных органов.

Виды обязательных работ иперечень организаций, в которых лица, которым назначено административноенаказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяютсяорганами местного самоуправления по согласованию с территориальными органамифедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечениюустановленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, длявыполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могутопределяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Обязательные работывыполняются лицом, которому назначено административное наказание в видеобязательных работ, на безвозмездной основе.

Срок обязательных работисчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательныеработы.

Время обязательных работ неможет превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которомуназначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято наосновной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончанияработы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, - четырех часов. Времяобязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менеедвенадцати часов.

В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ототбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе отвыполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательныеработы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовойдисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которомуназначено административное наказание в виде обязательных работ, отбываетобязательные работы, судебный пристав - исполнитель составляет протокол обадминистративном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20. 25настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 4 ст. 20. 25 КоАП РФ за уклонение от отбывания обязательных работ – предусмотреноадминистративная ответственность в виде административного штрафа в размере отста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срокдо пятнадцати суток.

Также указанным Закономустановлен порядок освобождения лица от отбывания обязательных работ.

Так, лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд сходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ вслучае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либотяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ.

Исполнение постановления оназначении обязательных работ возложено на службу судебных приставов.

Виды обязательных работ иперечень организаций, в которых лица, которым назначено административноенаказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяютсяорганами местного самоуправления по согласованию с территориальными органамифедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечениюустановленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнениякоторых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться вотношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Лицо, которому назначеноадминистративное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбываниюобязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебнымприставом - исполнителем исполнительного производства.

Обязательные работыназначаются судьей.

  • 21.Правовое положение федеральных министерств: понятие, функции, организационная структура, полномочия.
  • 22. Правовое положение федеральных служб: понятие, функции,организационная структура, полномочия.
  • Вопрос 22.Правовое положение федеральных служб: понятие, функции, организационная структура, полномочия.
  • Вопрос 23.Правовое положение федеральных агентств: понятие, функции, организационная структура,полномочия.
  • Вопрос 24.Система органов исполнительной власти субъектов рф.
  • Вопрос 25.Система государственной службы в рф.
  • Вопрос 26.Государственные должности в рф.
  • Вопрос 27.Понятие, принципы, особенности государственной гражданской службы.
  • Вопрос 28.Понятие, принципы, особенности военной службы.
  • Вопрос 29.Понятие, принципы, особенности правоохранительные службы.
  • Вопрос 30.Должности государственной гражданской службы. Реестр должностей.
  • 46.Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика КоАп рф.
  • Раздел I Общие положения
  • 47.Законодательство субъектов рф об административных правонарушениях.
  • 48.Понятие и признаки административного правонарушения. Отличие административного правонарушения от уголовно-наказуемого деяния.
  • 49.Состав административного правонарушения: понятие, элементы, признаки. Виды юридических составов.
  • 50.Объект и объективная сторона административного правонарушения.
  • 51.Субъект административного правонарушения.
  • Индивидуальные субъекты
  • 52.Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 53.Понятие и система административных наказаний. Классификация административных наказаний.
  • 54.Предупреждение, административный штраф, конфискация, лишение специального права как меры административного наказания.
  • 55.Административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы как меры административного наказания.
  • 56.Правила назначения административных наказаний: обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, сроки давности назначения и погашения административных наказаний.
  • 57.Множественность административных правонарушений: понятие, виды, порядок назначения наказания.
  • 58.Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика (понятие, нормативных основа, задачи, принципы)
  • 59.Правовое положение и виды органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел.
  • 60.Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях.
  • 61.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 62. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика, понятие, система, нормативная основа.
  • 63. Доставление, административное задержание, привод: понятие, основание и порядок их применения.
  • 65. Отстранение от управления транспортным средством, его задержание и запрещении эксплуатации: понятие,основание и порядок применения.
  • 66. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 67. Протокол об административном правонарушении: понятие, структура,содержание, должностные лица,уполномоченные на составление протоколов.
  • 68. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 69. Постановление по делу об административном правонарушении: понятие, виды, основания для вынесения, структура, содержание.
  • 70. Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах.
  • 71. Стадия пересмотра дела об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 72. Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах.
  • 73. Надзорный пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции.
  • 74. Стадия исполнения постановлений по делам об административном правонарушении: общая характеристика.
  • 75. Процессуальные документы в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, структура, виды.
  • 76. Исполнение постановлений о назначении предупреждения, административного штрафа, конфискация, лишении специального права.
  • 77. Исполнение постановлений о назначении административного ареста, административного выдворения, дисквалификация, административного приостановлены деятельности, обязательных работ.
  • 55.Административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы как меры административного наказания.

    Административный арест (Ст. 3.9)- это одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Право назначения административного наказания принадлежит только судье .

    Исполнение постановления об административном аресте (Ст. 32.8)

    1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

    2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

    3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

    Назначаться это наказание может на срок до 15 суток , а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции - до 30 суто к. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно .

    Административный арест связан с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, а также права на свободу передвижения, такое ограничение согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

    Административный арест устанавливается лишь в исключительных случаях:

      если лицо нарушает установленные в суде правила поведения (ст. 17.3);

      если лицо захотело пересечь границу РФ, его попросил военнослужащий остановится, а он не выполнил это требование (ст. 18.7);

      неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3);

      мелкое хулиганство (ст. 20.1).

    Перечень лиц, к которым не может применяться административный арест:

      беременная женщина,

      женщина, имеющая детей в возрасте до 14 лет

      несовершеннолетний подросток

      инвалиды I или II группы,

      военнослужащие,

      граждане, призванные на военные сборы,

      граждане, имеющие специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (Ст. 3.10) заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.

    Административное выдворение может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

    Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

    Ст. 34 ФЗ № 115. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации:

      Административное выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, если денег нет, то за счет консульства, если консульства нет, то за счет РФ.

      Выдворяют его органы внутренних дел

      Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

    За что могут выдворить из страны:

      Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.1)

      Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.4)

      Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8)

      Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (18.10)

      Нарушение иммиграционных правил (ч. 1 ст. 18.11)

    Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. 2 и 3 ст. 23.1)

    Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, уполномоченных в области миграции населения (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

    Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (ст. 32.9).

    После того, как их выдворили, они не могут въезжать на территорию РФ в течении 5 лет.

    Административное выдворение не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").

    Дисквалификация (Ст. 3.11)- заключается в лишении физического лица права замещать должностифедеральной государственной гражданской службы,должностигосударственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,должностимуниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех л ет.

    Административное приостановление деятельности (Ст.3.12)- заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Цели:

    обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность;

    борьба с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма.

    Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Кодекс возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей.

    Административное приостановление деятельности назначается должностными лицами:

      руководителями территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, их заместители;

      руководителями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, его заместители;

    Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток . Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    Почему могут приостановить деятельность:

    в случаях угрозы жизни или здоровью людей,

    возникновения эпидемии,

    эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами,

    наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы,

    причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

    из-за административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,

    в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

    в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. 5.

    Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (ст. 32.12).

    Предусматривается возможность досрочного прекращения судьей рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

    Обязательные работы (Ст. 3.13)- заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

    Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

    Обязательные работы не применяются:

      к беременным женщинам

      женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет

      инвалидам I и II групп, военнослужащим,

      к гражданам, призванным на военные сборы

      к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

    Обязательные работы являются одним из видов административного и уголовного наказания в современной России. В частности, обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов являются средней санкцией части 8 статьи 20.2 КоАП РФ («Неоднократное нарушение установленного порядка организации и проведения публичного мероприятия»). Именно с этой позиции вопрос о порядке назначения и отбывания обязательных работ может заинтересовать политических активистов. Для их сведения и написана данная статья – на основе личного опыта, так как автору в текущем году довелось отбывать обязательные работы дважды, общей продолжительностью 90 часов (40 в первый раз и 50 во второй). В статье не дается оценка законодательству и правоприменительной практике капиталистической России; цель данной статьи – содействовать повышению правовой грамотности политических и общественных активистов в одном конкретном вопросе.

    Для начала необходимо рассмотреть понятие «неоднократное нарушение», которое образует состав части 8 статьи 20.2. Собственно, «неоднократность» означает, что к моменту совершения вами правонарушения вы хотя бы один раз уже были привлечены к административной ответственности за аналогичное правонарушение. Например – дважды в течение года участвовали в митинге или шествии, не согласованных с местными властями. Другой пример: вы, будучи формальным (и неформальным, как это почти всегда бывает) организатором митинга, вместо него взяли и провели своих людей шествием, за что были привлечены к суду и получили административное наказание в виде штрафа. Благополучно заплатили его (так бывает), но год с момента оплаты еще не прошел – как вы организуете серию одиночных пикетов на одной территории (как известно, пикет из одного участника не согласуется с органами власти, если на нем не используется палатка или агитационный куб – закон № 54-ФЗ) и становитесь рядом с товарищем на расстоянии ближе 50 метров. Это дает сотрудникам полиции право рассматривать ваше мероприятие как неодиночный пикет и, соответственно, привлечь вас к ответственности уже по части 8 ст. 20.2 именно за неоднократность.

    Есть очень важный момент, который активисту обязательно надо знать. Согласно Федеральному закону «О собраниях, митингах…» № 54-ФЗ, организатором публичного мероприятия не может быть человек, дважды в течение года привлеченный к административной ответственности по ст. 20.2. Это значит, что вы (будучи привлечены дважды в течение года) не можете подавать в орган власти уведомления о проведении митингов, пикетов и т.п.; ваши данные не могут быть указаны в таких уведомлениях в качестве уполномоченного по проведению мероприятия. Уведомление, поданное с нарушением этой нормы, не может быть согласовано, а вас (как показывает практика) могут дополнительно привлечь к ответственности за его подачу.

    И самое важное здесь: быть привлеченным к ответственности по статье 20.2 КоАП РФ трижды в течение полугода (дословно «более двух раз») – образует состав статьи 212.1 Уголовного кодекса РФ. «Потолок» санкции этой статьи – лишение свободы сроком до пяти лет. Не забывайте об этом и, рискуя, старайтесь соразмерять пользу своих действий для нашего дела и их негативные последствия.

    Перейдем непосредственно к теме статьи. Продолжительность обязательных работ (в тексте Кодекса об административных правонарушениях они называются также «общественно полезными») исчисляется в часах, выполняются они бесплатно и в свободное от работы и учебы время, в том числе в выходные дни и в период отпуска. Согласно положениям статьи 32.13 КоАП РФ, продолжительность обязательных работ в день не может быть больше четырех часов, если вы не заняты в этот день на основной работе, и двух часов после работы в ваши рабочие дни. На практике вы сами оговариваете график при оформлении на обязательные работы и сами следите за временем отработки (хотя учет рабочего времени также ведет и уполномоченный сотрудник организации, где вы «отбываете наказание»).

    Перечень организаций, которые принимают «нарушителей» на отработки, определяется постановлением местных органов власти. В этот перечень могут входить социально-реабилитационные центры, больницы, предприятия общественного транспорта и, например, троллейбусные депо, молодежные центры, также организации, занятые благоустройством и озеленением, управляющие компании и др. На практике в вашем районе (поскольку на учет вы, скорее всего, встанете по месту жительства) будет, вероятно, одна организация, в которую и направляют всех. В моем случае это была межрайонная клиническая больница, обладающая весьма обширной закрытой территорией, а должность звучала как «подсобный рабочий без оплаты». Обязанности были соответствующие – сгребать опавшие листья и скошенную траву, подметать дорожки, вытряхивать урны, вырывать сорняки. Дополнительно – разъяснять проходящим людям, как попасть в тот или другой корпус. То, что отрабатывала я в теплое время года (в июле и в сентябре), можно считать, с некоторой натяжкой, удачным стечением обстоятельств – по рассказам «коллег по работе», зимой работы становятся тяжелее и опаснее (например, уборка снега с крыш зданий этажностью от 5 до 10 этажей), также зимой из-за работы на улице бывали случаи заболевания пневмонией среди «отработчиков» (застуженные легкие). Замечу дополнительно, что ни одного уборщика территорий, получающего зарплату, в данной организации нет – есть постоянный контингент из отбывающих административное или уголовное наказание. В целом, конечно, обязательные работы – самая открытая и наглая форма эксплуатации. Капиталист-работодатель оплачивает наемному работнику хотя бы часть его труда; капиталист, присваивающий труд осужденных, делает это целиком, без малейшей оплаты. Причем этим капиталистом становится не только больница с ее руководством, но государство в лице Федеральной службы судебных приставов и Муниципального управления МВД. Фактически обязательные работы по форме являются принудительным трудом, только выполняется он под угрозой не физического наказания, а ареста на срок до 15 суток за «уклонение».

    Правоведы-теоретики, изучающие обязательные работы, отмечают, что их выполнение стигматизирует осужденного (накладывает негативный «ярлык» в глазах общества). На практике лично я ничего такого не заметила – никто не тыкал пальцем, не осуждал, даже особо не расспрашивали. Конечно, «святое дело» спросить, сколько у тебя часов и за что, но каких-то доверительных разговоров работающие не ведут. Большую часть времени я вообще находилась на порученной мне территории одна, только в последние два дня отработки ставили в пары с другими женщинами. И еще, я не ощущала отработку как наказание, не чувствовала себя «провинившейся». Коллеги, назову их так, воспринимали свои «часы» как наказание, для меня же это была просто работа, которую необходимо выполнить.

    Рассмотрим, как назначают обязательные работы. Если вы совершили некое деяние, подпадающее под ч. 8 ст. 20.2, это еще не означает, что вас немедленно задержат. Может потребоваться до трех месяцев для того, чтобы агенты политической полиции (ЦПЭ) или обычной «возбудились», нашли вас на кадрах оперативной съемки, собрали материалы и принялись за составление протокола и прочие процедуры. Вас могут вызвать повесткой, телефонным звонком, могут задержать на улице или по месту жительства (в последнем случае более чем вероятно назначение судом административного ареста; «потолок» статьи – 30 суток и, как показывает практика, меньше не дают – то есть, если судья постановил «арест», то именно 30). В любом случае, когда вы попадете в отдел полиции со статьей КоАП, по которой предусмотрен административный арест, вас уже не отпустят до суда. Таковы правила, что подобные дела рассматриваются дежурным судьей в день поступления к нему материалов, поэтому вы будете находиться в отделе до окончания оформления всех бумаг, а потом вас сопроводят в суд. И полицию, и судью (с меньшей вероятностью) будет особенно интересовать, вместе с кем вы совершили свое деяние, так что приготовьтесь к часто повторяющимся вопросам на тему «других людей, бывших вместе с вами на площади». И здесь – табу. Вы не должны никого называть, не должны никого опознавать на фото и видео. Это вопрос чистоты вашей совести. Не верьте обещаниям полицейских – вас от привлечения к ответственности это не спасет.

    Итак, что же произойдет после вынесения судьей решения о назначении вам обязательных работ? Вы пойдете домой с наказом обязательно вернуться на другой день за постановлением. Вручая постановление, вам разъяснят, что вы обязаны в 10-дневный срок зарегистрироваться в службе судебных приставов для «отбывания наказания». Эти десять дней и 10 дней, по истечении которых постановление вступает в силу – не одно и то же. Как показывает авторский опыт, с постановлением суда, не вступившим в законную силу, приставы вас на учет не поставят. Более того, им требуется получить это постановление по своим каналам (уже после вступления его в силу), так что вы можете спокойно посматривать в интернете, на сайте ФССП, не возбуждено ли в отношении вас исполнительное производство с предметом «обязательные работы». Когда увидите таковое, придется самому связываться с приставом-исполнителем и подходить за направлением на работу.

    Обратите внимание, каким отделом ФССП возбуждено исполнительное производство. В моем опыте был курьезный случай, когда на учет я встала по месту жительства, в своем районе отработала назначенные сорок часов и подтверждающие документы отдала приставу-исполнителю в отделе ФССП по своему району. Оказывается, все дела, которые «по митингам», в нашем городе курирует Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, и именно эта структура должна была направлять меня на работу. Соответственно, их сотрудник возбудила свое исполнительное производство и, якобы не сумев меня найти, распорядилась о принудительном приводе. Поэтому месяц спустя после отработки ко мне явились (около 7 утра) двое судебных приставов по полной форме и даже в брониках, чтобы доставить на другой конец города ради удовольствия передать их коллеге копии бумаг, подтверждающих отработку. Второй раз обязательные работы уже отбывались через этот межрайонный отдел.

    Судебный пристав-исполнитель должен выдать вам «Постановление о направлении на работу» с указанием организации, в которой вы обязаны отрабатывать, и ее адреса, а также с указанием даты, не позднее которой вы «обязаны приступить к выполнению работ» – дата составляет от 10 до 14 дней со дня составления этого направления на работу. Бонусом вам выдадут для заполнения анкету (ФИО, адрес, место и график работы, образование и специальность, дополнительные навыки, хронические заболевания, наличие инвалидности и пр. – никого не интересует, что вы там напишете) и разные памятки о том, как отбываются обязательные работы и что бывает за уклонение от них. Дальше инициатива снова переходит к вам.

    Вы можете отправляться в назначенную организацию хоть в тот же день, можете ждать до предпоследнего дня перед указанным вам пределом. Как правило, оформление на обязательные работы происходит с утра, на следующий день (в виде исключения – в тот же день) вы выходите работать. Вас должны ознакомить с правилами внутреннего распорядка, дать инструктаж по ОТ и ТБ (не курить, не шуметь, не взрывать (!), руки куда не надо не засовывать и т.д.) под запись в журнал. Тогда же с представителем организации (в моем случае это была начальник АХО) и непосредственным руководителем обговариваете, когда и как долго вы будете работать. Например, мне было удобно работать с утра, поэтому и приходила я к 8 часам, отрабатывая до 12, а в последние дни «срока» – до 14. На первые сорок часов, желая отбыть быстрее, я выбрала режим работы «5 дней по 8 часов», но это не лучшее решение, так как работа всё-таки физическая и монотонная. Убиваться на обязательных работах не стоит, поверьте.

    Важное уточнение. Формально вы не обязаны работать каждый день – в законодательстве оговорено лишь то, что продолжительность рабочего времени в неделю не должна быть меньше 12 часов. «Коллеги»-девушки, отбывавшие свои «часы» по уголовным делам, жаловались, что их заставляли отрабатывать каждый день – работая сменами, они могли появляться лишь два-три раза в неделю, но и вкалывали при этом по 8 часов в день. Так вот, никаких указаний на то, что вы должны быть на обязательных работах ежедневно, в законодательстве нет. Другое дело, если вы при оформлении на работу изъявили готовность работать каждый день, то пропускать не следует. При необходимости лучше предупредить о своем отсутствии накануне. Также не рекомендуется опаздывать.

    Работая на улице, одевайтесь по погоде. Учитывайте, что работа может быть грязной. Перчатки носите обязательно – покупаете их вы сами. Инструменты выдают на работе, их надо возвращать на место при конце рабочего времени. Носите с собой что-нибудь перекусить (у меня по месту отработки была комната отдыха сотрудников, где можно было поесть и даже полежать – правда, в облаках табачного дыма – но не факт, что так будет у каждого). То, что вы формально обязаны «работать добросовестно», на практике означает, что вы должны быть при деле в течение отведенных вам часов. Монотонная физическая работа оставляет голову пустой, поэтому занимайте ум сочинением (или чтением) стихов, рассказов, научных статей, речей для будущих митингов и т.п..

    В последний день отработки (за временем, как уже говорилось, следите сами), отработав сколько положено, надо явиться к тому, кто принимал вас на работы, чтобы получить табель учета рабочего времени и в отделе кадров забрать приказ о приеме вас на работу. Эти документы затем вы должны отнести вашему приставу-исполнителю. На всякий случай сделайте себе копии на будущее, чтобы всегда можно было подтвердить, что назначенные работы вы отбыли.

    Итак, обязательные работы как вид административного наказания имеют свои отрицательные стороны (являясь одной из крайних форм эксплуатации, лишая вас части свободного времени, в некоторой степени подвергая риску ваше здоровье), но также и некоторые положительные аспекты (они не связаны с лишением свободы; фактически вы получаете отсрочку исполнения наказания; да еще и приобретаете почти бесплатно некоторую тренировку, что даже полезно для тех, кто ведет преимущественно сидячий образ жизни). Как видим, обязательные работы для активиста – еще не конец света, их не стоит бояться. И помните, что в вопросе «нарушить установленный порядок организации или не нарушать» необходимо тщательно соразмерять положительные и отрицательные последствия любого вашего решения – в первую очередь, для общего дела, во вторую очередь – для вас и ваших близких.

    Исправительные и обязательные работы радикально отличаются друг от друга и являются отдельными видами наказания, которые имеют свои особенности, назначаются на разные сроки, и влекут за собой особые последствия, вследствие уклонения осужденного от этих работ.

    Общая информация

    Согласно статья 49 УК РФ, суть этих работ заключается в том, что осужденный по приговору суда не , он продолжает учиться или работать, проживает на прежнем месте, но в свободное от работы или другой повседневной деятельности обязан бесплатно выполнять общественно-полезные работы .

    Суд, вынося приговор, не указывает в нем, какими именно работами должен заниматься осужденный. За него это решают органы местного самоуправления , которые согласуют разнарядку для осужденного вместе с уголовно-исправительной инспекцией.

    Как правило, те работы, которые предстоит выполнять осужденному, связаны с благоустройством населенного пункта , где он проживает.

    Ему придется убирать мусор, заниматься земляными работами, осуществлять озеленение, высаживать саженцы, принимать участие в ремонте дорог, мостов, домов.

    Естественно, что здесь не идет речь ни о какой сложной и ответственной работе. Осужденный будет выполнять все работы, которые могут поручить разнорабочим. Она неквалифицированная и тяжелая.

    Сюда относится уборка территории возле многоквартирных домов, а также лестничных площадок в подъездах этих домов, очистка подвалов и чердаков. Осужденного могут заставить ремонтировать такие системы коммунального хозяйства, как канализации, а также системы водоснабжения. На него могут возложить и погрузочно-разгрузочные работы.

    Если осужденный нигде не учится и не работает, это не означает, что к нему не может быть применен данный вид наказания . В ходе судебных заседания суд обязан будет установить его трудоспособность. Может оказаться, что он не может выполнять определенные виды тяжелых работ по состоянию здоровья. В таком случае, к нему будет применен другой .

    Особенности

    повседневная жизнь претерпевает небольших изменений, которые касаются необходимости выделять некоторое время на выполнение обязательных работ.

    Во-вторых, осужденный, отбывая обязательные работы, как будто меняет время пребывания в местах лишения свободы на время отбывания на обязательных работах. При чем, для него действует весьма выгодный тариф: 8 часов таких работ за день лишения свободы .

    В зачет идет только время, которое бы осужденный мог бы работать, находясь в местах лишения свободы.

    Но очевидно, что оставшиеся 16 часов в тюрьме , которые бы осужденный мог бы проводить после работы, отдыхом и приятным времяпрепровождением не назовешь.

    Кому назначаются?


    Данное наказание назначается лицам, совершивших уголовно-наказуемое деяние небольшой и средней тяжести .

    Но их запрещено назначать для следующих категорий лиц:

    • женщинам, которые находятся на любом сроке беременности, а также у которых есть дети до трех лет;
    • лицам с инвалидностью первой группы;
    • призывникам, которые проходят срочную службу, а также военнослужащим-контрактникам, которые на момент назначения наказания не закончили назначенный им срок службы.

    На какой срок?

    Выше указывалось, что суд, вынося приговор, не указывает вид обязательных работ. В приговоре устанавливается только их размер.

    Минимальный размер , на который может рассчитывать подсудимый — 60 часов этих работ , максимальный – 480 часов .

    Если суд устанавливает срок этих работ по совокупности различных преступлений, то конечный размер работ не может быть выше, чем это установлено в Уголовном Кодексе. Если в приговоре количество часов обязательных работ будет больше, чем 480 часов , то данный приговор будет считаться незаконным.

    Что будет в случае злостного уклонения?


    Осужденного в обязательном порядке знакомят с внутренним распорядком организаций, где ему придется работать и отчитываться за свою работу.

    Для него составляют график , по которому он будет работать. Все отработанные им часы строго фиксируются и контролируются .

    Орган местного самоуправления, организация, предприятие, где будет работать осужденный, обязаны ознакомить его с техникой безопасности и следить за ее выполнением.

    О том, как работает осужденный, сколько часов им проработано, его поведении и случаях уклонения докладывается в уголовно-исправительную инспекцию . Если осужденный допускает нарушения или уклоняется от отбывания наказания, то он предупреждается о том, что данный вид наказания может быть заменен на другой.

    Если он не реагирует на предупреждения и допускает злостное уклонение от отбывания наказания , то уголовно-исправительной инспекцией направляется в суд представление с ходатайством о замене вида наказания.

    Что же законодатель подразумевает под злостным уклонением ?

    Под этим понятием понимается невыход более двух раз на протяжении месяца на назначенные по графику работы без уважительной причины , а также, если трудовая дисциплина на протяжении месяца нарушалась более двух раз.

    И, наконец, если осужденный скрылся от того, чтобы нести назначенное ему наказание и о его месте нахождения ничего не известно ни администрации учреждения, где ему назначены работы, ни уголовно-исправительной инспекции. Он может быть задержан на срок до двух суток , а по решению суда этот срок может быть продлен на месяц.