Обжалование постановления трудовой инспекции в суде. В каком суде обжаловать действия и решения инспекторов гит. Протокол об административном правонарушении

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Но это не так. При проведении проверки инспекторами допускается множество нарушений (они такие же люди, как и мы), которые позволяют признать ее результаты незаконными. Но сначала пару слов скажу о документарной проверке.

Нюансы документарной проверки

О мы писали очень подробно. Но чаще проверка бывает документарной, то есть инспекторы изучают ваши документы у себя в кабинетах, не посещая компанию.

Как все происходит:

  1. Вы получаете письменный запрос из госинспекции, подписанный руководителем ГИТ.
  2. В течение 10 рабочих дней готовите копии документов для предоставления в инспекцию. На копиях ставите заверительную надпись: слово «верно», должность (или ИП), личная подпись, расшифровка подписи, дата, печать.
  3. Составляете опись передаваемых документов, в которой перечисляете, копии каких именно документов вы направляете в ГИТ. Если это приказы, штатное расписание и договоры, то обязательно указываете номера и даты этих документов, если копии трудовых книжек, то кому они принадлежат.

Можно вместе с описью составить и акт приема-передачи документов. Акт не фигурирует в законе, но вам обязательно нужно доказательство, что все перечисленные в описи документы инспектором получены. Можно на втором экземпляре описи получить расписку инспектора ГИТ в получении всех указанных в ней документов.

Такая предосторожность совсем не лишняя. Учитывая, что документарную проверку проходят одновременно несколько десятков работодателей, ваши документы могут быть утеряны, попасть не в ту папку, перепутаться. А если вы не сможете доказать, что все запрашиваемые документы были получены инспекторами, то руководителю (предпринимателю) грозит уже уголовная ответственность за непредоставление документов при проверке.

Еще раз сделаю акцент: в инспекцию вы везете КОПИИ документов, НЕ подлинники. Изымать оригиналы не имеет права ни один проверяющий орган.

Дальнейшие действия — и запись в журнале проверок — такие же, при выездной проверке.

Протокол и постановление

Если с соблюдением закона у вас не все в порядке, то инспектор составит протокол, в котором укажет не только нарушения, но и соответствующее наказание за это. Поскольку протокол будет служить основанием для привлечения к административной ответственности, то отнестись к нему нужно очень внимательно.

  • Изучите указанные в протоколе нарушения.
  • Не спешите давать объяснения немедленно.
  • В графе, предусмотренной для объяснений, напишите, что объяснения будут предоставлены в такой-то срок. И к этому сроку подготовьте грамотные логичные объяснения в письменном виде на отдельном листе.

В течение 15 дней после составления протокол будет рассматривать руководство ГИТ. И вас обязательно должны пригласить на рассмотрение, то есть уведомить, где и когда будет проходить заседание комиссии. И мой вам совет: обязательно придите на это мероприятие, своим присутствием и адекватным поведением вы можете существенно снизить размер штрафа. Если вы не придете, штраф выписывают по максимальной планке. У всех есть план 🙂

После рассмотрения протокола инспекция выносит постановление о привлечении к административной ответственности (выписывает штраф).

Обжалование постановления

Если вы не согласны с выводами инспекторов или с величиной штрафа, который назначен в постановлении, то можете обжаловать такое постановление. Жаловаться можно:

  1. руководителю соответствующей территориальной инспекции ГИТ;
  2. главному госинспектору труда РФ;
  3. в суд общей юрисдикции, т.е. районный суд.

Не всем сразу, конечно, а по выбору. Хотя направить жалобу не запрещается сразу во все инстанции, но тогда дело будет рассматриваться только судом.

Учтите, что на возможность обжалования отведено всего 10 дней. После этого срока постановление вступает в силу, и начинается отсчет дней по уплате штрафа, который нужно уплатить в течение 30 дней. Если не уплатите, материалы передаются судебным приставам, и штраф будет взыскиваться в принудительном порядке.

Поэтому очень важно эти 10 дней не пропустить и составить жалобу. Жалоба должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого постановления с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).

Жалобу подписывает лицо, в отношении которого вынесено постановление, либо руководитель компании (предприниматель). Обязательно нужно поставить дату, приложить документы, подтверждающие ваши доводы (если есть). И лучше всего жалобу самостоятельно привезти в ГИТ или суд, а не надеяться на почту. Такая жалоба не облагается госпошлиной (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ), поэтому никаких квитанций об оплате не будет.

Как поступит руководитель ГИТ или судья при получении жалобы? Он будет проверять все в полном объеме, с самого начала.

И это очень хорошо, потому что:

  1. Есть время подготовиться к повторной проверке.
  2. Есть возможность доказать, что проверка проводилась с нарушениями (вас не ознакомили под роспись с распоряжением о проверке, нарушены сроки проверки, сроки составления акта, нарушены ваши , не соблюдены , т.д).

Итог

Пройти проверку легко и совсем не страшно, если вы знаете и соблюдаете нормы трудового законодательства. Знайте свои права, выполняйте обязанности – это не только стабилизирует отношения с работниками, будет меньше обид и недоговоренностей, но и позволит вам уверенно себя чувствовать при встрече с любым инспектором. Поверьте, это совсем не сложно.

Ларионов Роман , юрисконсульт компании «Гарант»

Как следует из статьи 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при их обжаловании работодатель должен не только иметь доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы. Сегодня мы расскажем, в какие сроки и в каком порядке это можно сделать.

Способы обжалования

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы двумя способами: по подчиненности и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ)*. В порядке подчиненности жалоба на решение государственного инспектора труда может быть подана руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. При этом подача жалобы по подчиненности не препятствует одновременному обжалованию этого же решения госинспектора труда в судебном порядке. Хотя следует отметить, что одновременно подавать жалобу в обе инстанции не имеет смысла, так как в этом случае она будет рассматриваться только в суде (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вышестоящее должностное лицо или судья при поступлении к ним жалобы не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

Давайте более подробно поговорим о порядке обжалования предписаний госинспекторов труда и постановлений о наложении штрафа. Поскольку именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.

Протокол об административном правонарушении

При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства госинспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении**. Именно этот документ может служить основанием для привлечения работодателя (его представителя) или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.

Следовательно, к этому документу нужно отнестись очень внимательно. Тщательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы с ними не согласны, не торопитесь давать объяснения немедленно. В графе, предусмотренной для объяснений, можно написать в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовить объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем указанные объяснения могут использоваться вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Цитируем закон

Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федерации
об административных

Правонарушениях

Постановление о назначении административного наказания

На основании протокола, как сказано выше, выносится постановление о назначении административного наказания (по форме № 5-ГИТ)***. Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение 10 суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до девяноста суток).

Что касается штрафов за нарушение трудового законодательства, то их можно оспорить (как мы уже отмечали выше) как в судебном порядке, так и руководителю госинспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 суток со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, то постановление вступает в законную силу. И с этого момента будет идти отсчет дней по уплате штрафа. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для взыскания в принудительном порядке****. В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Порядок обжалования предписания

С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда предъявляют представителю работодателя обязательные для исполнения предписания. В этом документе содержатся требования к устранению выявленных правонарушений с указанием сроков выполнения. Следует отметить, что сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности законодательством не определены. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Оспорить предписание можно в течение 10 дней со дня его получения.

Требования к составлению жалобы

Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).

Образец жалобы на решение государственного инспектора труда.

Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.

Определяем подведомственность

Теперь давайте определимся с подведомственностью, то есть в какой суд (если вы решили обратиться именно туда) – общей юрисдикции или в арбитражный – должна подаваться жалоба. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Если говорить об обжаловании предписаний, то жалобы на указанные решения госинспекторов труда подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Дело в том, что предписания выдаются работодателю не как субъекту предпринимательской и иной экономической деятельности, а как работодателю, допустившему нарушения трудового законодательства. И поскольку арбитражному суду не подведомственны споры, вытекающие из трудовых отношений, то и дела об оспаривании решений государственных инспекций труда не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Что касается подведомственности дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, то данный вопрос до сих пор вызывает немало споров. Так, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы работодателей на постановления о назначении административного наказания должны подаваться в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Однако при поступлении такой жалобы арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора, ссылаясь при этом на разъяснение Конституционного Суда РФ*****. Дело в том, что, по мнению высшей судебной инстанции, указанная норма закона (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица (или индивидуального предпринимателя) к административной ответственности. Если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. И поскольку предметом спора при обжаловании постановлений являются выводы о том, что работодателем допущены нарушения в сфере трудовых отношений, то указанный спор, действительно, не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда.

Эту позицию подтвердил также Пленум Верховного Суда РФ******. В своем постановлении он отметил, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. А это значит, что жалобы на постановления о назначении административного наказания так же должны подаваться в суд общей юрисдикции.

Цитируем закон

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Федерации об административных

Правонарушениях

* За исключением решений главного государственного инспектора труда Российской Федерации, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ). В том случае если обжалуется постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток), так же нужно обращаться только в суд.

** По форме № 3-ГИТ, утвержденной приказом Роструда от 10 декабря 2004 г. № 47 (далее – приказ Роструда № 47).

*** Утвержденной приказом Роструда № 47.

**** Кроме того, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

За последние годы были внесены многочисленные поправки в трудовое законодательство и Кодекс об административных правонарушениях. В связи с чем были добавлены новые требования к работодателям, а размеры административных штрафов увеличены в несколько раз.

Однако не во всех случаях требования инспекторов труда обоснованы.

Рассмотрим в данной статье какие инструменты имеет работодатели для защиты своих прав.

Ответственность работодателя

В 2015 г. вступили в силу поправки в КоАП, в результате которых выли введены новые составы нарушений трудового законодательства и штрафы за них.

Так были отдельно выделены отдельные нарушения требований охраны труда:

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение (штраф на юр. лицо от 60 до 80 тыс. руб.);

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказания (штраф на юр. лицо от 100 до 130 тыс. руб.);

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (штраф на юр. лицо от 130 до 150 тыс. руб.).

Так же выделены в отдельные нарушения следующие требования трудового законодательства:

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказываются признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми (не заключают с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор);

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (штраф на юр. лицо от 50 до 100 тыс. руб.).

Новые изменения в законодательство имеет и некоторые послабления. Так работодатель совершивший незначительные нарушения может быть привлечен не к наложению административного штрафа, а к предупреждению.

Примечание: Предупреждение как вид административной ответственности ранее не предусматривался.

Надзор государственных органов за соблюдением трудового законодательства

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Однако государственный контроль и/или надзор за соблюдением по безопасному производству работ на отдельных объектах может осуществляться и иными уполномоченными органами исполнительной власти (например, Ростехнадзор).

Надзор за соблюдением работодателем трудового законодательства осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок организаций. Порядок проведения проверок определен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и иными нормативными актами.

При проведении проверок инспектор имеет право:

Беспрепятственно посещать объекты организации;

Запрашивать у работодателя всю необходимую документацию и информацию, необходимую для осуществления надзорных функций

Изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ (с уведомлением работодателя и составлением необходимых актов);

Предъявлять работодателю обязательные для исполнения предписания об устранение нарушений требований трудового законодательства;

Составлять протоколы об административных правонарушениях (в пределах своих полномочий.

Примечание: В соответствие со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности за нарушения трудового законодательства составляет один год.

Документы, оформляемые при проверке

По окончанию каждой проведённой проверке инспектором составляется акт. Составление акта производится в 2-х экземплярах, один из которых вручается работодателю либо уполномоченному представителю.

Работодатель вправе отразить в акте свое несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, проводивших проверку.

Если в ходе проверке были выявлены нарушения требований трудового законодательства, то инспектором составляются следующие документы:

Предписание об устранении нарушений. В котором указываются требования о устранение обнаруженных правонарушений. Предписание вручается одновременно с актом проверки;

Протокол об административном правонарушении. Указанный протокол должен быть составлен не позднее 2-х суток с момента обнаружения (если требуется дополнительное расследование);

Постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Выносится по результатам рассмотрения дела. Копия проставление вручается работодателю в течение 3-х дней с момента его вынесения.

Дело об административном правонарушение считается возбужденным с момента составления протокола и должно быть рассмотрено должностным лицом инспекции труда в течение 15 суток. При передаче протокола в судебную инстанцию в течение 2-х месяцев.

В соответствие со ст. 361 ТК РФ решения инспектора труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суде. Решения Главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суде.

Обжалование решения инспектора

Обжалование акта проверки или предписания об устранении нарушений.

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты их получения работодатель может представить в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу письменное возражение с приложением к нему документов, подтверждающих обоснованность таких возражений. Вышеуказанные документы могут быть направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также предписание может быть обжаловано в судебной инстанции в течение 3-х месяцев со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Примечание: В случая предусмотренных ч. 2 срок обжалования постановления в суде составляет 10 дней.

Так же стоит помнить невыполнение предписания об устранении выявленных нарушений работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ(предусматривающей штраф до 200 000 руб.).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

В соответствие со ст. 30.5 КоАП РФ срок рассмотрения жалобы инспекцией труда составляет 10 дней, судебной инстанцией - 2 месяца.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение, копия которого в течение 3-х суток направляется работодателю.

В соответствие ст. 2.9 КоАП РФ. Работодатель может также подать ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.


Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с проверками государственной трудовой инспекции. Зачастую такие проверки проводятся с нарушением формальных требований, предъявляемых к ним, в результате чего в отношении работодателя выносятся необоснованные и незаконные решения в виде предписаний и постановлений о привлечении к административной ответственности.
Отечественное законодательство предусматривает два варианта обжалования решений государственных органов и должностных лиц: в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган) или в судебном порядке. В данной статье рассматривается порядок обжалования решений трудовой инспекции через суд.
15 сентября 2015 года был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, установивший новый порядок оспаривания решений государственных органов и должностных лиц. Теперь данные акты оспариваются в рамках административного судопроизводства. Ранее же данные дела разрешались в рамках гражданского судопроизводства и именовались делами, возникающими из публичных правоотношений.
Однако часть 5 Статьи 1 КАС РФ устанавливает, что положения данного кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, предписания государственной инспекции труда оспариваются в порядке, установленном КАС РФ, а постановления о привлечении к административной ответственности должны оспариваться в порядке Главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КАС РФ

Согласно Статье 22 КАС РФ, административное исковое заявление о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения этого органа или органа, в котором данное должностное лицо исполняет свои обязанности.
Требования к форме искового заявления о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным устанавливаются Статьями 125 и 220 КАС РФ.
Исковое заявление подается в письменной форме с указанием наименования суда, в который подается административное исковое заявление, наименование или ФИО административного истца, наименования или ФИО административного ответчика, сведений об иных лицах, участвующих в деле, сведений о нарушенных правах, свободах и интересах истца, требований и доводов истца, сведений о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, сведений о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения, если такая жалоба подавалась, иных сведений и перечня прилагаемых документов. Также истец должен представить ответчику и другим лицам, участвующем в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов – через суд или лично заказным письмом с уведомлением.
Необходимо отметить, что часть 1 Статьи 55 КАС РФ устанавливает требование квалифицированного представительства - представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами.

Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КоАП РФ

Согласно пунктам 2, 3 части 1 Статьи 30.1 КоАП РФ, постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные коллегиальным органом власти, оспариваются в районном суде по месту нахождения данного органа, а вынесенные должностным лицом – в районный суд по месту рассмотрения дела. Иными словами, в суд того района, в котором был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Разъяснения по этому вопросу дал Верховный Суд. В Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», указано, что при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол. По отношению к постановлениям трудовой инспекции, в большинстве случаев это будет район, в котором расположена сама организация работодателя.
Статья 30.2 КоАП РФ устанавливает форму обращения лица в суд – жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии этого постановления.
Сам кодекс не содержит формальных требований к содержанию такой жалобы, однако, исходя из практики, в ней необходимо указать: наименование суда, сведения о заявителе, наименование органа или сведения о должностном лице, вынесшем обжалуемое постановление, сведения о других лицах, участвующих в деле, сведения о нарушенных правах, свободах и интересах заявителя, требования и доводы заявителя, иные сведения, перечень прилагаемых документов.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в соответствующий суд.

Заключение

В обоих случаях рассмотрение и разрешение дела об оспаривании решения трудовой инспекции происходит в судебном заседании. по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • Об оставлении решения трудовой инспекции без изменения;
  • Об изменении решения трудовой инспекции;
  • Об отмене решения трудовой инспекции.
Так или иначе, данное решение суда впоследствии также может быть оспорено.

При возникновении правового спора с государственной инспекцией труда необходимо особо тщательно подойти к подготовке необходимых документов и собиранию доказательственной базы, ведь доказать свою правоту в данной категории дел бывает крайне непросто. Содействие грамотного юриста, имеющего опыт ведения дел против государственных органов и их должностных лиц, поможет защитить Ваши права, отменить незаконное решение инспектора и, в большинстве случаев, сможет сэкономить Ваши средства.