Оформление дтп по европротоколу, как правильно заполнить бланк. Европротокол при дтп правила оформления

Все участники дорожного движения рискуют тем, что могут оказаться в дорожно-транспортном происшествии. Поэтому каждый из них должен знать, как действовать в сложившейся ситуации. Если еще несколько лет назад водители в любом случае должны были вызывать сотрудников ГИБДД, то сейчас правила изменились. Но далеко не все знают, как теперь действовать на дороге.

Я и сама недавно оказалась в ДТП в качестве водителя. Поэтому мне пришлось разобраться во всех тонкостях составления европротокола без вызова сотрудников ГИБДД. На самом деле все не так сложно, только надо знать основные правила, когда водители могут составить документы без вызова правоохранительных органов, а также требования к составлению самого европротокола. Об этом я и расскажу вам в этой статье.

Такое название позаимствовано из Европейских стран, так как там водители оформляют самостоятельно около 80 % дорожных происшествий. В России решили также облегчить ситуацию на дорогах тем, что теперь водители могут самостоятельно оформить ДТП и им не придется ждать несколько часов прибытия ГИБДД. Для этого участники происшествия должны использовать определенную форму извещения о случившемся.

Европротоколом в нашей стране называется обычный бланк извещения о произошедшем дорожном случае страховой компании, при котором были повреждены транспортные средства. Также в этом документе отражается и причинение вреда здоровью. Он всегда выдается при заключении ОСАГО каждой страховой компанией.

Но так как в последние годы большинство страховщиков оформляют электронные полисы через интернет, то данной формы к распечатанному полису не прилагается. Поэтому многие автовладельцы не знают, где получить нужный бланк.

Вы можете получить его:

  • в любом офисе вашей страховой компании;
  • скачать с любого проверенного правового ресурса;
  • в этой статье.

Форма бланка строго унифицирована. Поэтому использование другого формата извещения не допустимо. Страховая компания просто не примет от вас заявление и не будет компенсировать ваши убытки. Поэтому обязательно проверьте, есть ли у вас в машине бланк европротокола.

Условия оформления

По факту происшествия заполнять такой бланк надо всегда, если в дальнейшем один участник происшествия планирует обращаться к страховщику. Если водители урегулируют вопрос мирным путем без обращения к страховщику, то заполнять его не потребуется.

Однако законодательством установлены условия, при которых участники могут оформить происшествие самостоятельно, не вызывая представителей ГИБДД. А также есть условия, при которых вызов их на место обязателен. Эти правила необходимо знать, так как при несоблюдении их водителям грозит административная ответственность, вплоть до лишения водительских прав (за оставление места аварии).

Обойтись без вызова инспектора разрешается в следующих случаях:

  • когда участие приняли только 2 транспортных средства в произошедшей ситуации;
  • если каждый водитель имеет действующий полис ОСАГО;
  • вред причинен только этим транспортным средствам и не повреждена больше ничья собственность;
  • не нанесен вред здоровью ни одному участнику;
  • максимальный размер убытков не превышает 100 000 рублей (эта сумма была увеличена с 50 тысяч рублей с 1 июня);
  • между участниками происшествия нет спорных моментов относительно происшествия, и по поводу виновности одного из них.

Также надо знать, что запущен пилотный проект, в рамках которого жители Москвы и Санкт-Петербурга, а прилегающих к ним областей: Ленинградской и Московской, могут самостоятельно фиксировать суммы ущерба до 400 000 рублей при обязательно условии, что во время аварии водители зафиксируют это происшествие на устройства со спутником ГЛОНАСС. Таким образом, при возникновении сомнений страховщик может в любом момент проверить, где произошла авария, и какие части автомобилей в ней пострадали.

Во всех остальных случаях вызов ГИБДД обязателен. Но составлять данное извещение все равно придется для обращения к страховщику.

Порядок заполнения

Этот документ представляет собой 3 листа, где первые два – это бланки для каждого водителя, а последний лист – инструкция по заполнению. Если вы не знаете или не помните, как заполнять, рекомендую изначально ознакомиться с правилами, указанными в инструкции. Потому что если вы заполните документ неправильно, то страховщик имеет право отказать вам в компенсации ущерба.

Помните, что первая страница сделана самокопирующейся. Поэтому все, что вы напишите на первом бланке, будет отражаться на втором. А вот оборотная сторона каждой из этих страниц идет обычная. Она предназначена для заполнения индивидуально каждым водителем.

Но если вы распечатали бланк с интернета, то листы у вас будут обычными и копироваться ничего не будет. Для удобства вы можете положить копировальную бумагу между листами, либо заполнить бланк повторно. Но вся информация в нем должна совпадать с первым бланком.

Основные правила

Важно придерживаться установленных правил, для того чтобы в дальнейшем не пришлось переписывать извещение:

  1. Все сведения вносите шариковой ручкой, тогда они хорошо откопируются на втором листе. Не допускается использование маркеров, карандашей, ручек других цветов, кроме синего и черного.
  2. Все сведения должны быть написаны понятным почерком. Лучше заполнять печатными буквами, чтобы потом не возникло вопросов к написанному.
  3. Обязательно должны быть заполнены все поля и все страницы бланка. Там, где информацию предоставлять не требуется, надо ставить прочерк или большую Z.
  4. Бланк не должен быть мятым, рваным. Это документ, поэтому он должен быть надлежащего вида.
  5. Не допускается зачеркиваний, исправлений, помарок. Но если требуется внести корректировку, ее надо заверить подписью и фразой «Исправленному верить».

При составлении европротокола потребуется только один комплект европротокола. Поэтому не имеет значения, кто из участников происшествия его предоставит.

Пошаговая инструкция

Заполнять бланк надо обязательно в присутствии обоих водителей, так как потребуются сведения о каждом из них. Чтобы избежать дополнительных разногласий, лучше делать это вместе.

Порядок действий будет следующий:

  1. Место ДТП: прописываем город и адрес ближайшего здания. Если это трасса, то указываем ее название и примерный километр от крупного населенного пункта.
  2. Дата: вписываем не только день, но и время события поминутно.
  3. Количество ТС: их может быть только 2, если вы оформляете протокол без вызова ГИБДД.
  4. Количество раненых, погибших везде ставим прочерки, потому что при их наличии вы не имеет право оформить ДТП самостоятельно без правоохранительных органов. Но при заполнении этого документа при ГИБДД вы должны указывать фактические данные в документе.
  5. Освидетельствование , в нашем случае ставим крестик к слову «нет », так как направить на него имеют право только сотрудники правоохранительных служб.
  6. Материальный ущерб третьим ТС, имуществу: также ставим крестик к слову «нет », потому что в ином случае вызов ГИБДД будет обязательным.
  7. Свидетели: лучше всего будет, если вы сможете найти незаинтересованного свидетеля, находившегося рядом. Здесь надо указать ФИО, адрес, телефон человека.
  8. Оформление сотрудником ГИБДД: указываем, что не проводилось.
  9. С 9 до 15 пункта надо заполнять за обоих водителей. Один из них будет водителем автомобиля «А», другой водителем автомобиля «В». При этом в отношении виновности, неважно, кто будет под какой буквой. В п. 9 указываем сведения из СТС: марку автомобиля, VIN, государственный номер, реквизиты СТС .
  10. Собственник: также указываем из свидетельства о регистрации вашего автомобиля. Кроме ФИО надо указать еще и адрес регистрации .
  11. Водитель: он может быть владельцем авто или другим человеком. Здесь надо указать не только ФИО и адрес , но и телефон , номер водительского удостоверения , категорию прав и дату их выдачи , название документа, на основании чего этот человек управлял данным ТС .
  12. Страховщик: сюда вписываем его название из страхового полиса, далее реквизиты этого полиса, срок действия. Также надо сделать отметку, если ли страхование от ущерба (КАСКО).
  13. Место удара: здесь надо отметить то место, которым первоначально вы столкнулись с другим ТС. Будьте внимательны, так как там изображены 3 ТС: грузовик, легковой автомобиль и мотоцикл. Выбирайте ТС, соответствующее габаритам вашего.
  14. Перечень повреждения: здесь мы указываем только видимые повреждения деталей. Для этого надо внимательно осмотреть свой автомобиль на наличие сколов, царапин, трещин и прочих появившихся дефектов.
  15. Замечания: здесь надо указать, считаете ли вы себя виновным. Для обоюдного заполнения документа один из водителей должен написать, что признает себя виновным, а второй не признает себя виновным. На основании этого страховщик выплатит компенсацию невиновному и востребует ее со страховой компании виновного.
  16. Обстоятельства ДТП: этот пункт очень важен. Здесь надо быть очень внимательным, так как отметки и своих действиях должны поставить оба водителя. На практике при заполнении европротокола многие допускают здесь ошибки. Водитель ТС «А» должен сделать отметки с левой стороны, ближе к колонке, где он вносил сведения о себе. Водитель ТС «В» ставит отметки правее. Сначала прочитайте все возможные пункты и определите, что должен отметить каждый из водителей. Также внизу не забудьте поставить количество клеток, где вы сделали отметку.
  17. Схема: большинство водителей не любят именно этот пункт, потому что бывает иногда очень сложно изобразить понятную схему аварии. Вы должны изобразить схематично два прямоугольника «А» и «В» в момент столкновения на дороге. Кроме этого вокруг вы должны отметить расположение дорожной разметки, наличие полос, направление движения (стрелочками), а также указать номер дома или другого здания, чтобы понимать расположение машин относительно улицы. Помимо этого желательно отметить все дорожные знаки и светофоры.
  18. Подписи: их ставят оба участника, что является подтверждением правильности введенных данных и согласия с тем, что написано.

Рекомендую проверить действительность полиса ОСАГО второго водителя не только по распечатанному документу, так как он может оказаться поддельным, а также по электронной базе. Сделать это легко. Достаточно войти на сайт РСА и воспользоваться услугой проверки действительности полиса.

На оборотной стороне каждый водитель заполняет сведения самостоятельно:

  1. ТС: надо указать, водитель какого автомобиля заполняет эту сторону.
  2. Обстоятельства: Здесь вы должны кратко, но точно описать, при каких обстоятельствах произошло столкновение. Также вы должны указать все факты вашей невиновности и вины другого водителя. Здесь же указываете свидетеля аварии. После окончания текста поставьте Z, чтобы никто не смог за вас дописать лишнего.
  3. Водитель ТС: здесь надо указать, кто управлял автомобилем: владелец или иной человек.
  4. Сведения о других ТС: здесь ставим прочерки, так как составление этого документа без вызова сотрудников правоохранительных органов не допускает участие более 2 средств.
  5. Повреждения имущества: всегда будет прочерк, если пострадали только автомобили. Если ущерб был причинен другим материальных средствам, вызов ГИБДД будет обязательным.
  6. Возможность передвижения ТС своим ходом: отмечаем в соответствии с действительностью.
  7. Примечания: здесь можно указать все, что вы считаете нужным дополнительно сообщить страховой компании. Это могут быть сведения о том, что у вас есть запись видеорегистратора или запись на телефон последствий столкновения.
  8. Подпись, дата, расшифровка.

Посмотреть наглядный пример заполнения вы можете в этом видео.

Заполненные бланки необходимо предоставить страховщикам. Виновный участник должен направить его в течение 5 дней (однако страховой договор может предусматривать иной срок подачи), а невиновный в течение 15 дней. Если этот срок будет пропущен невиновным участником, то страховщик может отказать ему в компенсации ущерба. В этом случае он вправе через суд требовать компенсации ущерба с виновника происшествия. Аналогичный риск есть и в случае, если извещение будет составлено неправильно, и на этом основании страховщик откажет в выплате.

Все спорные вопросы со страховщиком в любом случае будут решаться через суд. И если невиновный водитель не сможет его выиграть, тогда он сможет взыскать свой ущерб с виновника, также через суд.

Если виновный водитель своевременно не известит своего страховщика о произошедшей аварии, то страховая компания вправе предъявить ему требование о компенсации ей выплаченного ущерба невиновному участнику.

Поэтому крайне важно сразу обращаться в страховую компанию для извещения ее о произошедшем. Потому что в противном случае последствия могут быть очень негативными. Будьте внимательны при составлении европротокола, а также удачи вам на дорогах!

При ДТП водители обязаны убрать транспортные средства с проезжей части, если в аварии были повреждены только автомобили и при этом создаются помехи для движения других участников движения. Предварительно необходимо зафиксировать расположение автомобилей с помощью фото- или видеозаписи.

Если виновность кого-либо из участников ДТП вызывает сомнения или участники происшествия не согласны с его обстоятельствами, необходимо позвонить в полицию (телефон 02, 112 или 911) и следовать указаниям сотрудника полиции. Дальше участники аварии (по указанию инспектора полиции) следуют для оформления ДТП либо на ближайший пост ДПС, либо в ближайшую дежурную часть ГИБДД, где и производится оформление аварии.

Если спора о виновности нет, а характер и перечень повреждений транспортных средств не вызывает разногласий, участники самостоятельно (не обращаясь в полицию) фиксируют происшествие и следуют на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД для дальнейшего оформления аварии и получения необходимых документов.

В этом случае нужно обязательно зафиксировать расположение транспортных средств, следов столкновения и привязку к стационарным объектам (дома, магазины и пр.).

Можно обойтись и вовсе без оформления ДТП, если повреждены транспортные средства или иное имущество только участников происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов. Например, каждый автомобиль застрахован по каско, повреждения минимальны, а для получения страхового возмещения (по правилам страхования) не нужны справки (уточните этот пункт в вашей страховой компании). Либо повреждения минимальны (царапины или потертости) и участники ДТП не собираются обращаться за компенсацией и не имеют друг к другу претензий. В этом случае необходимо согласие водителей. Достаточно оформить такое согласие в виде расписки, где указать, что никаких претензий у участников друг к другу нет и отсутствует необходимость в оформлении ДТП.

Если повреждения невелики (подробнее о том, как оценить степень повреждений, читайте в нашей статье), можно оформить происшествие без участия сотрудников полиции по европротоколу.

Для этого необходимо заполнить бланк извещения о ДТП, который прилагается к полису ОСАГО (как правило, вручается страхователю при заключении договора ОСАГО).

Обязательные условия для оформления ДТП по европротоколу

Ограничение суммы по повреждениям:

  • 25 тыс. руб. - если хотя бы один из договоров ОСАГО участников ДТП заключен до 02.08.2014;
  • 50 тыс. руб. - если договоры обоих участников заключены после 02.08.2014;
  • 400 тыс. руб. - с 01.10.2014 года для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, если ДТП было зафиксировано с помощью видеорегистратора. Видеорегистраторы должны быть оборудованы системами, фиксирующими факт ДТП и его место с применением глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС или иных систем до 1 января 2017 года, после этой даты - ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными системами).
ВАЖНО: Если впоследствии выяснится, что сумма ущерба больше названных лимитов, пострадавший вправе предъявить требование о компенсации недостающей суммы непосредственно с виновника.
Оформив ДТП по европротоколу, можно обратиться в страховую компанию и по полису каско. В этом случае ограничение по сумме выплаты будет такое же, как в ОСАГО.

Иные обязательные условия для оформления европротокола включают в себя:

  • не был причинен вред здоровью участников ДТП (включая пассажиров и пешеходов);
  • в ДТП участвовало два транспортных средства (важно: если один из автомобилей с прицепом, оформлять по еропротоколу нельзя!);
  • оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО (проверьте, чтобы второй участник ДТП был вписан в полис), для иностранных автомобилей необходимо наличие «Зеленой карты» (когда ответственность владельца застрахована в соответствии с международной системой страхования ответственности);
  • все обстоятельства аварии, ее характер, перечень повреждений, степень вины и так далее не вызывают разногласий у двух участников аварии (если есть хоть малейшие споры, то придется оформлять ДТП либо на посту ДПС, либо с участием сотрудников ГИБДД на месте. Отсутствие разногласий подтверждается подписями двух водителей - участников ДТП в извещении о ДТП.

Особенности оформления ДТП по европротоколу

Фото- и видеофиксация

Фото- или видеосъемка должна быть выполнена не позже 60 минут после дорожно-транспортного происшествия.

Что должно быть зафиксировано:

  1. Государственные регистрационные знаки транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия или идентификационные номера (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
  2. Повреждения транспортного средства;
  3. Расположение транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам (дома, магазины и пр., чтобы было видно название улицы и номер дома).

Заполнение бланка европротокола (извещения о ДТП)

Оба водителя заполняют одно извещение о ДТП. Бланк извещения самокопируемый. Один водитель заполняет колонку «А», другой ― колонку «В». После заполнения лицевой стороны извещения, бланк разъединяется - по одному экземпляру для каждого водителя. На обороте водители заполняют каждый свой бланк.

Лицевая сторона извещения о ДТП

На лицевой стороне извещения должна содержаться информация о месте, дате, времени ДТП, сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и т.п. (заполняются все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне бланка Извещения о ДТП).

В п. 14 указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Указываем кратко все повреждения (например, вмятина на левом переднем крыле). Скрытые повреждения будут выявлены и описаны при осмотре автомобиля экспертами после обращения в страховую компанию.

В п. 15 «Замечания» можно указать дополнительные сведения, если что-то не указали в п. 16 «Обстоятельства ДТП».

В п. 16 отмечаются обстоятельства ДТП (в крупных клетках, расположенных внизу, заполняется число отмеченных клеток). Заполняйте внимательно. Если автомобиль во время столкновения стоял, отмечайте соответствующий квадратик (клетку).

В п. 17 составляется схема ДТП. Схематично фиксируются транспортные средства после ДТП и обозначается направление движение каждого до момента столкновения.

Извещение подписывается каждым водителем в п. 15 и 18.

Оборотная сторона извещения о ДТП

Оборотную сторону извещения каждый водитель заполняет самостоятельно.

Пустые графы можно отметить прочерком. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

После оформления ДТП и заполнения бланка Европротокола, желательно сделать копию своего экземпляра. В дороге вас может остановить инспектор ДПС и поинтересоваться причиной разбитого автомобиля. В этом случае будет достаточно показать копию извещения о ДТП.

Действия водителей после оформления ДТП по европротоколу

Потерпевший

В течение пяти рабочих дней потерпевший обращается в свою страховую компанию и передает страховщику:

1) бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии;

2) заявление о прямом возмещении убытков (заполняется в произвольной форме, или (чаще всего) образец предоставляется страховой компанией, где нужно заполнить необходимые графы);

3) электронный носитель с информацией (карта памяти с фото- или видеозаписью с места ДТП). При этом указывается, что вы не вносили изменений в фото и (или) видеозапись, то есть информация является некорректированной.

Виновник

Направляет бланк извещения о ДТП в свою страховую компанию. В течение пятнадцати дней с момента аварии не имеет права ремонтировать свой автомобиль. Если нужно приступить к ремонту, нужно предоставить машину к осмотру в страховую компанию потерпевшего или получить разрешение на начало ремонта.

С недавних пор российские водители получили возможность оформлять мелкие ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Документ, который при этом составляют, называется европротоколом. Рассмотрим разные нюансы, которые с этим связаны, в том числе и то, как оформить и получить возмещение по европротоколу.

Понятие

Европротокол — документ, позволяющий разобраться с ситуацией мелкого ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Таким образом, ускоряется процесс оформления, после чего участники ДТП могут спокойно продолжить путь. Его внедрили, чтобы облегчить жизнь участникам аварии и водителям других автомобилей, проезжающих по дороге.
Чтобы воспользоваться этим правом, нужно предварительно изучить информацию об этом вопросе. Тогда ошибки в действиях и составлении документа минимизируются, а поэтому и возмещение по европротоколу получают без проблем.

Рассмотрим сначала нюансы, связанные с оформлением. Итак, если произошло столкновение, следует:

  • остановить транспортное средство и выставить специальный знак, оповещающий об этом других участников движения;
  • сфотографировать аварию, описать и зафиксировать повреждения, по возможности оценить, во сколько обойдется ремонт;
  • получить информацию об участниках ДТП и найти свидетелей, если удастся.

С первым действием - остановкой - все ясно. А вот с фотографиями могут возникнуть вопросы.

Фото, видео и другие действия, которые могут помочь

Чтобы снимки пригодились в страховой компании, их нужно делать правильно. Изучим это подробнее.

  1. Сначала делают несколько фото общей картины ДТП, фиксируя с разных ракурсов.
  2. Затем снимают следы от торможения ближним планом.
  3. После этого фотографируют повреждения.
  4. В кадры должны попасть государственные номера другого участника аварии.
  5. Перед тем, как оформить ДТП по европротоколу, звонят в страховую компанию и извещают о происшествии. При этом, если рассчитывают получить максимальную сумму 400 000 рублей или близкую к ней, то аппаратура, при помощи которой делались фото и видеозаписи, должна соответствовать установленным правительством требованиям. ДТП, в свою очередь, должно быть зафиксировано спутниковой навигационной системой.
  6. Если при столкновении имелись свидетели, постарайтесь собрать у них контактные данные. Показания понадобятся, если придется отстаивать произошедшее. Но это не является необходимостью.

Обязательные условия

Европротокол разрешено оформлять далеко не во всех случаях. В законе прописаны конкретные условия, при которых такой порядок действий допускается. Возмещение по европротоколу получают тогда, когда имеются в совокупности все обязательные условия. Перечислим их вкратце.

  1. В ДТП никто не должен пострадать.
  2. Столкновение произошло только между двумя транспортными средствами.
  3. Водители согласны со всеми условиями и претензиями, выдвинутыми друг другу.
  4. Они покинули место аварии после того, как оформление европротокола завершено и подписи в документе проставлены.

Если хоть один из приведенных пунктов не совпадает с вашей ситуацией, вызывайте сотрудников ГИБДД, иначе получить страховку вы не сможете. Кроме того, нужно помнить и о том, что возмещение по европротоколу имеет лимиты.

Порядок действий

Представим ситуацию, которая удовлетворяет всем условиям для самостоятельного оформления. Перед нами документ, который нужно заполнить.
Рассмотрим сначала общие моменты по нему.

  1. Оформление европротокола возможно только шариковой ручкой.
  2. Его составляет один из участников, но в специальных колонках вносят записи оба водителя.
  3. Обратная сторона заполняется каждым отдельно.
  4. После составления бланк разрезается, и каждый из участников получает свой экземпляр.
  5. В каждом из них водители расписываются.
  6. Любые исправления после отделения являются недопустимыми.
  7. Для извещения страховой компании участнику ДТП дается три дня с момента совершения ДТП.
  8. Также нужно сделать фото и видео. Эти материалы записывают в течение часа после происшествия. Такое правило входит в оформление по КАСКО в текущем году.

Применение

Вкратце мы уже рассмотрели условия, при которых оформляется европротокол при ДТП. Выделим их особенности.

  1. Никто из людей при аварии пострадать не должен. Причем это касается не только водителей и пассажиров автомобилей, участвующих в аварии, но и пешеходов.
  2. Только при столкновении двух автомобилей составляется документ без вызова ГИБДД. Если в аварии участвовало три автомобиля или, наоборот, только один, то необходимо вызывать инспектора. То же касается и случая, если один из двух автомобилей имеется с прицепом.
  3. Еще одним важным условием является то, что и один, и другой участник аварии должны иметь полис ОСАГО. Причем следует проверить, чтобы у другого водителя он был действующим.
  4. У участников ДТП не должно оставаться разногласий по обстоятельствам случившегося. Поэтому желательно проверить, не дописал ли один из них в европротоколе нечто, о чем не договаривались.
  5. Вред причинен только автотранспортным средствам. Если пострадало общественное имущество, то самостоятельное невозможно.
  6. Все повреждения, которые нанесены автомобилю, вы должны подробно описать. Именно исходя из этой записи, страховая компания рассчитывает выплату.
  7. Кроме того, один из участников аварии должен признать вину безоговорочно. То есть не должно быть никаких приписок и двусмысленных высказываний.

Нужно понимать, что любые, даже незначительные ошибки при заполнении могут вызвать отказы по европротоколу со стороны страховых компаний. Поэтому если у вас есть сомнения, лучше вызвать сотрудников автоинспекции.

Составление

Бланки извещения выдаются в страховой компании, где оформляется договор об ОСАГО. Если же по каким-то причинам их у вас не осталось, можно обратиться к страховщику, чтобы он выдал новый комплект.

Бланки являются двусторонними. Они разделены на две колонки, которые заполняют в обязательном порядке. На одной стороне вносят информацию об участниках ДТП, свидетелях, месте и обстоятельствах случившегося, причинах, повреждениях автомобилей и иное. Затем бланк раскрепляют, и по отдельности заполняют обратную сторону.

Лицевая сторона

Перейдем непосредственно к заполнению. Пункты на лицевой стороне заполняют особенно внимательно. Должны быть указаны все необходимые данные, сведения о страховке и подробно описаны повреждения. Рассмотрим, как составлять те пункты, в которых участники аварии допускают максимальное количество ошибок.

  1. В 13 пункте отображают схему случившегося. Здесь должны быть не только нарисованы транспортные средства на момент аварии, но и указаны названия улиц и дорог, отображены близлежащие неподвижные объекты, светофоры, дорожные знаки и прочее.
  2. Повреждения фиксируют в 14 пункте. Пишут все, что видно невооруженным глазом. Здесь следует проследить, чтобы другой водитель не приписал детали, которые сломались до ДТП. Если повреждения не видны, их установят после аварии при осмотре специалистами на СТО.
  3. В 16 пункте описывают обстоятельства, при которых случилось столкновение. В этой графе отмечают все подробности. Ситуацию при этом анализируют и описывают предельно четко.
  4. В 17 пункте рисуют схему случившегося.
  5. В 18 пункте стороны подписывают документ.

После этого бланк разделяют на части и заполняют обратную сторону.

Обратная сторона

Все, что описывают с обратной стороны, не показывают друг другу. Эта часть заполняется каждым из водителей самостоятельно. Если бланк портят, берут другой, и заполняют заново. Как уже отмечалось, исправлений на нем быть не должно. Если другой участник не желает заполнить европротокол при ДТП должным образом, сразу же вызывайте сотрудников ГИБДД, потому что такие действия являются недопустимыми.

У всех водителей, имеющих полис ОСАГО, должен быть в наличии и бланк европротокола, который выдают в страховой компании. Кроме этого, желательно, чтобы водители распечатали для себя европротокол-образец. Тогда, если произойдет чрезвычайная ситуация, легче сориентироваться и заполнить документ с первого раза без ошибок.

Размер ущерба

В настоящее время законодателем зафиксирована максимальная сумма возмещения по европротоколу. Это, в общем случае, 50 000 рублей. Однако есть некоторые исключения.

  1. Так, сумма составит всего 25 000 рублей, если хотя бы у одного из участников ДТП страховой полис ОСАГО заключен до 2 августа 2014 года.
  2. Но если авария произошла в Москве, Санкт-Петербурге или их областях, лимит по европротоколу становится больше, и составляет 400 000 тысяч рублей. Однако это станет возможным лишь в том случае, когда в автомобилях внедрена система Если этого нет, то ждать компенсацию более пятидесяти тысяч рублей не приходится.

Бывают случаи, когда при осмотре выясняется, что ущерб, причиненный при ДТП, превышает сумму страховки. Тогда водитель, являющийся виновником аварии, выплачивает оставшуюся сумму из собственного кармана. Это самый неприятный момент. Поставив подпись на документе, он фактически признает такую возможность.

Особенно следует быть внимательным с машинами китайского производства. Именно с ними нередко случается, когда даже после небольшого столкновения на малой скорости ущерб автомобилю причиняется нешуточный. Зачастую это проявляется не сразу. Таким образом, мало знать, как себя вести в данной ситуации, и какие правила европротокола существуют. Важно понимать возможный ущерб, который наносится автомобилю.

В чем могут быть проблемы

Рассмотрим некоторые нюансы, которые следует учитывать при составлении европротокола.

  1. Если виновник аварии зарегистрирован в другом государстве и имеет грин-карту, то европротокол оформляется в обычном порядке.
  2. Если в бланке содержится информация, что у участников ДТП имеются разногласия в случившемся, то страховой компанией документ будет признан недействительным. Тогда получить по европротоколу станет весьма проблематично.
  3. При наличии расхождений обязательно вызывают сотрудников ГИБДД.
  4. Выплату страховки не получат и в том случае, если в документе не укажут виновных лиц. Правда, фото и видео материалы могут спасти ситуацию.

Действия после оформления

После происшествия и составления европротокола действия участников ДТП следующие.

Потерпевший в течение пяти рабочих дней передает страховой компании пакет документов, чтобы получить возмещение по европротоколу. В него входит:

  • бланк извещения о ДТП;
  • заявление о компенсации, которое заполняется в произвольной форме (при необходимости можно воспользоваться образцом, предоставляемым непосредственно в страховой компании);
  • носитель с информацией о факте аварии (это может быть карта памяти с видео записью или фотографиями — тогда нужно отметить, что никаких изменений и редактирование данных не производилось).

Виновнику также следует посетить свою страховую компанию или выслать туда бланк извещения. Он не должен приступать к ремонту автомобиля в течение 15 дней после столкновения. Но если хочется сделать ремонт побыстрее, то перед этим автомобиль предоставляют на осмотр в страховую компанию другого участника ДТП или получают оттуда соответствующее разрешение на проведение ремонтных работ.

Проблемы с выплатой и уловки водителей

Если страховщик, рассмотрев материалы, предоставленные ему потерпевшей стороной, отказывается возместить ущерб, либо сумма на которую рассчитывала потерпевшая сторона, существенно ниже, он может предъявить иск на страховую компанию, обратившись в суд. Эта возможность зафиксирована в пункте 5 статьи 23 ГПК РФ. С таким иском обращаются к мировому судье.

Но бывает и так, когда участники дорожного движения идут на создание искусственных условий для оформления ДТП без вызова сотрудников ДТП. Если у кого-то имеются ссадины или другие повреждения тела, лучше не рисковать и вызывать инспектора, а при необходимости, и скорую помощь. Если этого не сделать, могут произойти крайне неприятные последствия.

Заключение

Таким образом, если вы стали участником аварии, и решается вопрос о выборе варианта оформления ДТП, делайте его осознанно. Учитывайте рекомендации, данные в статье.

Стоит добавить, что за период использования европротокола доля страховых выплат, полученных в результате оформления таким способом, составляет не более девяти процентов от всех случаев ДТП. Небольшое количество аварий, участники которых решились на составление документов без вызова сотрудников ГИБДД, объясняется тем, что при столкновении нечасто удается объективно оценить размер ущерба.
Виновная сторона всегда рискует, что окажется недостаточной для покрытия ущерба максимальная ДТП тогда станет разорительным, так как придется покрыть остальную сумму из своего кармана.

Понятие пришло к нам из Европы и дословно означает «Европейский протокол». Он подразумевает упрощенную процедуру оформления возникшего ДТП, не требующую присутствия сотрудника полиции.

В российскую практику использование вошло с 2009 года. В 2014 году сделаны некоторые изменения, регулирующие размер выплат.

По закону участники аварии по обоюдному согласию могут самостоятельно оформить Европротокол ДТП в документальном виде (страховой случай). Представить документальные и электронные сведения в компанию страховщика и получить возмещение.

Оформление Европротокола экономит время. Участники аварии могут спокойно разъехаться, не создавая заторы на дорогах в ожидании сотрудников полиции.


Текущий Европротокол при ДТП 2019, правила оформления, бланки и прочие аспекты — обо всем подробно в этой статье.

Если участники регистрируют аварию самостоятельно путём оформления Европротокола, то учитываются возможные обстоятельства причинения ущерба третьему лицу.

Следует убедиться в том, что:

  • Нет повреждений сооружений придорожного использования.
  • Нет повреждения соседних транспортных средств.
  • Нет людей, получивших ранения.

В случае присутствия третьей стороны виновник ДТП обязан оплатить расходы. Если не достигнуто обоюдное соглашение, то оформление ДТП невозможно. Европротокол представляет собой бланк извещения, оформив который вы получаете страховые выплаты. Применяется если полис страхования ОСАГО, присутствует у обоих участников.

Процедура Европротокола для страховых случаев КАСКО не применяется, так как выплаты сопряжены с рядом затруднений.

Суммы возмещения

До 2016 года размер возмещения ущерба составлял 25 000 в рублевом эквиваленте. На данный момент оформить европротокол при ДТП пожелала десятая часть людей, попавших в аварию.
Причин несколько:

  • маленькая сумма возмещения;
  • отсутствие полученной выплаты из страховой компании из-за недочетов в документации.

По данным исследования граждане предпочитают подождать приезда сотрудников полиции и получить компенсацию у страховщика без проблем.

После внесения поправок в законодательство о страховании ОСАГО, сумму компенсации по страховому случаю подняли до 50 000 рублей. На территории Москвы, Санкт-Петербурга и окружающих областей до 400 000 в рублевом эквиваленте.

Единственным условием для получения полной суммы выплаты становится запись последствий аварии и места происшествия на специальную фото и видеотехнику. Пока нормативных актов для урегулирования процесса не создали.

В идеале, это устройство, относящееся к ГЛОНАСС. Установка ГЛОНАСС в новых ТС приобрела обязательный порядок на территории России только в 2016 году.

Что снимать и какой использовать ракурс

Съемку делают на протяжении часа после совершения ДТП.

В кадр должны отчетливо попасть знаки регистрации ТС участников, VIN-номера.

Подробно снять повреждения, используя 3–4 ракурса, для определения величины повреждения и степени потребности новых запчастей.

Следом снять расположение ТС относительно друг друга, привязывая расположение к нескольким ориентирам.

Если обнаружены свидетели, снимите номера принадлежащих им машин для подтверждения сведений.

Обязательные условия

В случае самостоятельного заполнения извещения по Европротоколу каждый участник описывает обстоятельства аварии.

Сумма ущерба, превышающая 50 000 для регионов России и 400 000 тысяч для Москвы, Санкт-Петербурга и областей, регистрации по Европротоколу не подлежит.

Если не достигнуто соглашения о степени виновности в аварии пригласите сотрудников ГИБДД для решения вопроса. Присутствие сотрудника обязательно если второй участник в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если второй участник ДТП регистрировал ТС на территории иного государства, то без выданной Грин-карты оформление ДТП по Европротоколу невозможно.

Порядок действий перед заполнением Европротокола

Если случившееся ДТП не отягощено последствиями и пострадавшими, произошло в результате совершения маневра, а не падения дерева на крышу.

А также если сумма ущерба не превышает компенсацию, установленную протоколом, то можно прибегнуть к оформлению Европротокола.

Порядок действий:

  • устанавливаются знаки аварийной остановки;
  • место аварии фиксируется на съемочный аппарат;
  • автомобили снимаются с 3–4 ракурсов с обозначением точки привязки;
  • собираются и фиксируются показания свидетелей;
  • после снятия тормозного пути и образовавшихся осколков ТС убирают с проезжей части;
  • заполняется извещение о ДТП обоими участниками, под копирку;
  • составляется схема — расположение ТС, направление движения, вид разметки дороги, наличие знаков движения, улицы, номера домов, положение окружающих объектов.

Как правильно заполнить бланк

Бланки двухсторонние и разделены на две колонки для обязательного заполнения. В заполнении участвуют оба водителя.

На первой стороне вносят информацию об участниках, свидетелях, месте совершения, причине, повлекшей аварию, характере повреждений и иную подобную информацию.

После внесения данных на первой стороне бланк раскрепляют и заполняют обратную сторону.

Заполнение каждого поля обязательно. Если данных нет, то пустые графы заполняются (-) или (Z). Если места на бланке недостаточно для внесения описания, добавляется приложение, которое подписывает второй участник ДТП.

Пункты, в которых чаще допускаются ошибки:

  • 14 - указываются внешние повреждения, которые определяются визуально — трещины, деформации, царапины, разрывы, сколы и иные, внутренние определяет экспертиза;
  • 15 – вносятся дополнительные замечания, описывающие характер случившейся аварии;
  • 16 – внимательно отнестись к понятиям правил ПДД — остановка и стоянка различаются по значению;
  • 17 – вносятся полные схематические изображения — если нет привязки схемы к нескольким объектам, она считается недействительной и будет оспорена страховой компанией;
  • 18 – содержит подписи обоих водителей, если нет одной подписи участника, протокол признается недействительным, подпись должна присутствовать в п. 15.

Бланк не будет принят страховой компанией ОСАГО если: он заполнен неразборчиво, поврежден, содержит исправления, не поставлены подписи участников, отсутствует заполнение некоторых пунктов без информации знаками (-; Z).

В чем могут быть проблемы

  1. При регистрации машины виновника в ином государстве и присутствии у него грин-карты, возможна регистрация аварии без участия полиции. Извещение о ДТП должно регистрироваться на бланке, выданном в российской страховой компании.
  2. Если в бланке указаны разногласия описывающие происшествие, он считается недействительным и будет оспариваться страховщиком.
  3. Если мнения по некоторым моментам аварии расходятся, то необходимо пригласить для регистрации сотрудника полиции.
  4. Если данные в протоколе не определяют виновности лиц, страховая организация вынуждена будет отказать в выплате компенсации. Этого не произойдет, если к бланку прикладывается фото и видеосъемка места происшествия с участием ТС.
  5. Если автомобиль, возвращающийся с места аварии, останавливает сотрудник полиции, то водитель показывает копию извещения, заверенную сотрудником страховой компании.

Действия водителей после оформления ДТП по европротоколу

После оформления ДТП, у каждого участника на руках остается своя часть.

Потерпевший должен на протяжении пяти рабочих дней посетить отделение страховой компании и передать в нее следующие данные:

  1. Часть бланка извещения о ДТП. При этом получить копию, заверенную агентом, для предоставления полиции, в случае остановки поврежденного ТС.
  2. Заявление на возмещение.
  3. Электронный накопитель информации, на который внесена запись о месте происшествия. Переписывать данные и предоставлять на ином носителе нельзя. Если вы неуверенные в признании подлинности данных страховщиком, сделайте независимую экспертизу записи.

Участник, виновный в создании аварийной ситуации, отправляет полученную часть бланка в страховую компанию. Он не имеет права в течение 15 дней заниматься ремонтом своего поврежденного транспорта. Если требуется начало ремонта до этого срока, то нужно разрешение страховой компании потерпевшей стороны.