Опасные ситуации и их причины. Опасные ситуации. Судорога в ноге: что делать

  • Тема 2.
  • 2.3. Раздел 3. «Опасные ситуации природного и техногенного характера, их предупреждение и защита от них».
  • Тема 4.
  • Тема 2.
  • 3.Содержание блоков модуля курса дистанционного обучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Блок №1 (обязательный к изучению).
  • Тема 1.
  • «Исторический аспект в изучении проблем безопасности жизни человека».
  • 1.Какова роль биосферы в планетогенезе Земли?
  • 1.Существуют ли закономерности появления угроз безопасности от жизнедеятельности
  • 1.Раскройте сущность понятия «опасность» и «безопасность».
  • 1.Понятие чс. Механизм и стадии развития чрезвычайных ситуаций.
  • 1.Постановление Правительства рф «о классификации чс природного и техногенного характера» от 13.09.96 г. №1094.
  • 1). Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного
  • 1.Задачи и структура гражданской обороны.
  • 1.Предназначение и примерная структура го образовательного уч­реждения.
  • 1.Комплекс организационно-профилактических мероприятий в образовательном учреж­дении по предупреждению и пресечению террористических проявлений.
  • 1.Обеспечение личной безопасности на улицах города. Сформулируйте правила безопасного поведения на улицах города.
  • 13.Чс не выходящая за пределы населенного пункта, классифицируется, как:
  • 53. Биологический смысл активной адаптации состоит в:
  • 64.Как необходимо вести себя людям, захваченным в качестве заложников?
  • 69.Как называется комплекс мероприятий по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозированию и профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций (чс)?
  • Лекция №1.
  • 1.Происхождение Вселенной, эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.1. Теория возникновения Вселенной. Современная картина мира.
  • (Рис 4) Рождение звезд.
  • 1.2. Эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.3.Теоретическая судьба Вселенной.
  • 2. Теория возникновения жизни и биосферы.
  • 2.1.Зарождение жизни.
  • (Рис.8)Земля 4,5 млрд. Лет назад.
  • 2.2. Характеристики биосферы. Местоположение биосферы.
  • 2.3. Будущее биосферы.
  • 3.Ноосферогенез(рождение и эволюция разума). Учение в.И Вернадского о ноосфере.
  • XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году.
  • 1). Заселение человеком всей планеты.
  • 1).Рассмотрение человечества в роли планетарного фактора, физического компонента
  • 1) .Продолжение процесса цефализации.
  • 1.Моисеев н. Н. Слово о научно-технической революции. 2-е изд., доп. - м.: «Молодая гвардия», 1985. - 238 с.
  • Тема 2. «Научные исследования о последствиях жизнедеятельности человека. Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи».
  • Лекция № 2.
  • 1.Возникновение и эволюция мира опасностей. Закономерности появления
  • 2. Предпосылки и признаки новой эпохи.
  • 2.1.Учение о ноосфере и его определяющая роль для прогрессивного развития человечества.
  • 2.2.Демографический взрыв.
  • 2.4.Первые признаки новой эпохи.
  • 1).Угроза от атомной бомбы и возможные последствия ядерной войны.
  • 2).Космический аналог ядерной угрозы.
  • 3. Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности.
  • 3.1.Мировая динамика.
  • 1900 2025 2100
  • 3.2.Пределы роста.
  • 3.3.Устойчивость биосферы.
  • 4.Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи.
  • 2.Сущность и типология глобальных проблем безопасности.
  • 1).Примечание.
  • 2).Современный комплекс проблем безопасности – это системно выстроенное на базе современной науки представление:
  • 1) Проблемы, связанные с противоречием между обществом и окружающей средой (система «общество – природа»);
  • 2) Социальные проблемы, связанные с противоречиями внутри общества (система «человек – общество»).
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 3.
  • 2).Обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем.
  • 3).Воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.
  • 1. Причинно – исторический аспект становления науки о безопасности жизнедеятельности.
  • 2.Основные положения, цели, задачи и практическое значение Науки безопасность жизнедеятельности.
  • 1.С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях
  • 1. По своему происхождению опасности бывают:
  • 2.По времени проявления последствий опасности делятся на:
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 4.
  • 1.Понятие о риске. Классификация рисков.
  • 2. Концепция приемлемого риска. Управление риском.
  • 2.1. Концепция приемлемого риска.
  • 2.2. Управление риском.
  • 3. Принципы и методы обеспечения бж. Средства обеспечения безопасности.
  • 3.1 .Принципы обеспечения безопасности.
  • 3.2.Методы обеспечения бж.
  • 3.3.Средства обеспечения безопасности.
  • 4.2. Раздел 2. «Чрезвычайные ситуации и их классификация».
  • Тема 1.
  • Лекция № 1.
  • 1.Понятие об опасных и чс. Основные понятия и определения.
  • 2.Характеристика чрезвычайных ситуаций.
  • 2.1. Характерные стадии развития чс (элементы чс).
  • 1).Накопление факторов риска. Опыт свидетельствует, что опасности, как правило,
  • 2).Инициирование чс. Это своего рода толчок, пусковой механизм чс.
  • 3). Процесс самой чс. В этой стадии происходит высвобождение факторов риска - энергии или вещества и начинается их воздействие на людей и окружающую среду.
  • 2.2.Основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Воздушная взрывная волна.
  • 2).Температурный фактор - это воздействие высоких и низких температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуациях (Рис. 5).
  • 4).Возникновение поражающего фактора химически опасных веществ (хов).
  • 6).Аэрогидродинамический поражающий фактор, как правило, возникает при таких стихийных бедствиях, как наводнение, тайфуны и ураганы, смерчи, сели, оползни,
  • 3.Классификация чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения.
  • 2).Классификация чрезвычайных ситуаций по скорости (темпу) распространения.
  • 3).Классификация чрезвычайных ситуаций по степень внезапности:
  • 4).Классификация чрезвычайных ситуаций по продолжительность действия.
  • 5). Классификация чрезвычайных ситуаций по природе происхождения (по
  • 4.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):
  • 4.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):
  • 5.Чс социального характера:
  • 5.1. Военные:
  • 5.2.Терроризм.
  • 5.3.Локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
  • Тема 1.
  • Лекция № 2.
  • 1).Гипокинетическая аффективно-психогенная шоковая реакция (психогенный шок) - внезапное развитие психомоторной заторможённости, вплоть до полной обездвиженности (аффектогенный ступор).
  • 3).Истерические психозы:
  • 5).Реактивный параноид (психогенный параноид):
  • 2. Основные принципы защиты населения от чс в условиях мирного времени.
  • 3.2.Эвакуационные мероприятия.
  • 3.3. Инженерная защита населения от чс. Укрытие населения в защитных сооружениях.
  • 3.4. Средства индивидуальной защиты в чс.
  • 1.Фильтрующие:
  • « Чрезвычайная ситуация » может быть также опреде­лена как внешне

    неожиданная, внезапно возникающая обстанов­ка, характеризующаяся неопределенностью, стрессовым состоянием населения, значительным экономическим социальным, экологическим и т.д. ущербом, прежде всего человеческими жертвами, и вследствие этого необходимостью быстрого реагирования (принятия решений), крупными людскими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию многообразных не­гативных последствий (разрушений, пожаров и т.д.).

    Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных

    ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции ФЗ от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 07.05.2009 N 84-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 19.05.2010 N 91).

    дает такое определение ЧС:

    «Чрезвычайная ситуация» – это обстановка на определенной территории,

    сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления,

    стихийного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб

    здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные

    потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    Исходя из вышесказанного можно заключить, что ключевым при определении

    понятия ЧС является термин «обстановка», как совокупность обстоятельств создавших

    условия при которых возможно воздействия неблагоприятных факторов, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Совокупность обстоятельств условий, создающих ту или иную обстановку, или положение принято называть ситуацией (от латин. situs - положение, расположение).

    Примечание.

    Ситуация(от латин. situs - положение, расположение) - Совокупность обстоятельств, условий, создающих ту или иную обстановку, или положение (книжн.).

    Одноактность и неповторимость наступления множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию и деятельности человека.

    Ход развития ЧС обусловлен возникновением опасных и экстремальных

    ситуаций различного характера, вызывающих воздействие неблагоприятных факторов.

    Опасная ситуация - ситуация, связанная с деятельностью людей, которая характеризуется достаточно большой вероятностью воздействия неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека, вызванных явлением, событием, (совокупностью событий) опасного характера, в ходе развития которой может быть нанесен вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

    Экстремальная ситуация (лат. Extremum - крайнее, предельное) - ситуация,

    связанная с деятельностью людей, которая характеризуется резким, радикальным и

    внезапным изменением обстановки сопровождаемым воздействием особо

    неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека.

    «Опасные ситуации» и «Экстремальные ситуации» отличаются друг от друга скоростью развития, возможностью скачкообразного усложнения обстановки масштабностью и связанной с этим высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях, а также воздействием особо неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

    Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

    Для возникновения и развития ЧС необходимы определенные условия, а именно: существование источника «опасных факторов» или «негативных факторов» .

    Примечание.

    Опасность реализуется при наличии определенных причин, движущих сил, именуемых « факторами риска».

    Рис. 1 Авария на АЭС Фокусима.

    «Негативный фактор» - обобщенное понятие, охватывающее такие понятия как «опасный фактор», «вредный фактор», поражающий фактор».

    Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития. Тем не менее, бурное развитие науки и техники резко изменило привычный ритм жизнедеятельности современного человека и предъявляет к нему все более серьезные требования в области безопасности.

    Повышенные нервноэмоциональные нагрузки создают экстремальные состояния. В основе причин возникающих ЧС,в 85 % случаев лежат плохая организация, непродуманные действия, безответственность, халатность, низкий уровень профессиональной подготовки, или проще говоря - «человеческий фактор».

    Нерегулируемое воздействие человека на крупномасштабные процессы в природе может приводить к глобальным природным и как следствие техногенным и социальным катастрофам (Рис 1).

    На современном этапе развития человечества, в силу масштабности последствий возможных глобальных катастроф, устойчивое развитие цивилизации в полной мере зависит в утверждении мировоззрения на систему безопасности, основанную не на реагировании на уже случившуюся катастрофу, а на предупреждение ее опасности.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

    Рис. 2 Вулкан Йеллоустоун США. Периодичность извержений 1 раз в 10 000тыс. лет.

  • Цели:

    • познакомить учащихся с понятиями «безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» с классификацией опасных ситуаций;
    • учить видеть опасности и защищать себя в любых жизненных ситуациях;
    • закрепить знания основных принципов самоспасения;
    • развивать кругозор детей, мышления, память, внимание;
    • воспитывать морально-волевые качества личности, коллективизм, взаимопомощь.

    Задачи урока:

    • обсудить с детьми опасные и безопасные ситуация дома, в школе, на улице и т.д.;
    • обучит детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений;
    • показать связь поступков и решений.

    Оборудования: плакат «Шаги принятия решений»;
    пословицы, стихи, рисунки учащихся; предметные картинки.
    Учебники, компьютер, экран и т.д.

    Ход урока

    I.Организационный момент
    - Сегодня я хочу начать урок с известного вам четверостишия.

    На Земле жизнь светла и прекрасна,
    Все мы дети природы родной.
    Но немало явлений опасных
    Угрожают нам с вами порой.

    Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (об опасностях, с которыми встречается человек каждый день);
    - Правильно. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое опасность, где, когда и какие опасности бывают.

    II. Изучение новой темы:
    Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает, и вся хитрость состоит в том. Чтобы их знать и уметь избежать в трудную минуту. Ведь во всём мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшиеся в разнообразных опасных ситуациях. Число жертв в нашей стране перевалило гигантскую цифру – 250 тысяч человек в год, 10% среди погибших – дети. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности.
    Но прежде чем мы начнём говорить об опасных ситуациях, мы должны выяснить, а что же такое безопасность?
    Безопасность
    Следовательно, возникает вопрос.
    - А, что такое опасная ситуация?
    Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
    Сейчас я предлагаю вам представить пространство, в котором мы живём, и назвать все места, в которых нас подстерегают опасности. Чтобы облегчить вам задачу, я приготовила кроссворд. Разгадав его, мы не только узнаем опасные места, но и определим главное слово нашего урока.

    III. Разгадывание кроссворда.

    1.Спортивное сооружение. (Стадион)
    2.Зелёная зона отдыха в городе. (Парк)
    3.Место покупки и приобретения товаров. (Магазин)
    4.Он бывает наземным, воздушным и морским. (Транспорт)
    5.Помещение, предназначенное для приготовление пищи. (Кухня)
    6.Место прибытия и отправления поездов. (Вокзал)
    7.Помещение для занятия спортом. (Спортзал)
    8.Подземная железная дорога. (Метро)
    9.Помещение для просмотра кинофильмов. (Кинотеатр)
    - Какое слово у вас получилось по вертикали? (Опасности)
    Но ведь это наши хорошо знакомые места и там гораздо больше полезного и интересного, чем опасного, скажете вы. И совершенно правильно. Однако и в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.

    Что же относиться к таким факторам:


    IV. Чтение статьи учебника (стр.5 -8).
    - Найдите и прочитайте в статье, какие ситуация называются чрезвычайными?
    Чрезвычайные ситуации – это крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжёлыми последствиями.
    - Какие ситуации называют экстремальными?
    Экстремальные ситуации – это наиболее сложные опасные ситуации. Которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил.
    - На сколько групп можно условно разделить опасные ситуации?

    Все термины и схему дети записывают в тетрадь.

    V. Закрепление новой темы.
    А) Решение ситуационной задачи .
    Существование вокруг нас многочисленных опасных ситуаций не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определённые условия, обстоятельства. Знание опасностей и причин их проявления позволяет их избегать.
    Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ «Жажда». Вы должны ответить на вопросы:
    - В чём заключалась опасность для мальчика?
    - Что могло бы произойти с мальчиком?
    Затем вы должны помочь герою предупредить опасность и закончить предложение так, чтоб помочь мальчику избежать опасности.
    Рассказ «Жажда»
    Был жаркий, летний день. Женя играл с мальчиками во дворе в футбол. Когда игра закончилась. Ему очень захотелось пить. Он побежал домой и открыл холодильник. Там стояло много разных бутылок с газировкой, соком и пивом. Он схватил ближайшую бутылку, на которой было написано «Пиво»……..
    Закончить рассказ можно было так: «Женя взглянул на этикетку, прочитал «Пиво», и поставил бутылку обратно в холодильник».
    Давайте подумаем, как можно избежать опасной ситуации и сделаем плакат «Шаги принятия решений»

    Шаги принятия решений:
    1 шаг . Если ты хочешь что–то сделать, то сначала остановись;
    2 шаг . Представь, как твой поступок отразиться на тебе, твоих родителях, твоих друзьях;
    3 шаг . Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия;
    4 шаг . Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.

    Б) Работа в парах по рисунку.
    Рассмотрите рисунок. Отметьте на нём кружки красным цветом в местах, которые вы считаете опасными.

    В) Работа в тетради (опасные и чрезвычайные ситуации)
    - Соберите из слов на стр. 8 определение безопасности.
    - Что у вас получилось?
    Безопасность – это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

    VI. Итог урока.
    - Что такое опасная ситуация?
    - Какие ситуации называют чрезвычайными?
    - На сколь групп можно условно разделить все опасные ситуации?
    VII. Домашнее задание.
    Записать в тетрадь места повышенной опасности нашего города. Нарисовать рисунок по изученной теме.

    Спасибо за урок. До свидания!

    МОУ СОШ № 64

    РЕФЕРАТ

    Опасные и чрезвычайные ситуации

    Выполнил Алексеев Дмитрий

    ученик 10 «А» класса

    Самара 2010 г.

    Введение. 4

    1.Понятие чрезвычайной ситуации. 5

    2.Классификация чрезвычайных ситуаций. 7

    3.Заключение. 9

    4.Список использованной литературы. 10

    Введение.

    На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые "Чрезвычайные Ситуации" (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит, растёт число жертв и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту, в армии и т.д. Но наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально–экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример - Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.

    1. Понятие чрезвычайной ситуации.

    В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

    Чрезвычайная ситуация - это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.

    Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего происходит или может произойти ЧС.

    Всякому чрезвычайному событию предшествует те или иные отклонения от нормального хода какого-либо процесса. Характер развития события и его последствия определяются дестабилизирующими факторами различного происхождения. Это может быть и природное, антропогенное социальное или иное воздействие нарушающее функционирование системы.

    В каждом конкретном случае ЧС обусловливается оперативной обстановкой. Оперативная обстановка в районе чрезвычайной ситуации - это характеристика зоны ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о ее состоянии, поступивших для нее требуемых ресурсах, проведенных работах, а также о различного рода внешних факторах, относящихся к данному событию. Целесообразно также оценивать обстановку на той или иной территории, где существует угроза возникновения ЧС.

    В понятийном аппарате чрезвычайных ситуаций важное место занимают термины "авария", "катастрофа", "бедствие".

    Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений

    Производственная или транспортная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия

    Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

    Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

    Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

    1. Классификация чрезвычайных ситуаций.

    Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным прежде всего могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др. Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

    В частности, можно построить классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС, масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровням привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

    Чрезвычайные события, лежащие в основе ЧС, в свою очередь можно классифицировать (систематизировать) по сущности и характеру базовых явлений и процессов, важнейшим признакам проявления (типам и видам); характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т.д.); месту возникновения или принадлежности; основным причинам возникновения (конструктивные, производственные, эксплуатационные, погодные, геофизические и др.); интенсивности протекания; масштабам воздействия (поражения); характеру воздействия на основные объекты поражения (разрушение, заражение, затопление и др.); содержанию и характеру последствий; долговременности и обратимости последствий и т.д.

    Для практических нужд общую классификацию ЧС лучше всего построить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий. Она будет наиболее обобщающей, так как раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях и в значительной мере определяющих складывающиеся ЧС.

    Важной является также классификация, построенная по масштабу распространения чрезвычайных событий. При этом следует иметь в виду, что учитываются не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. Это, скажем, тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС порой может быть огромной и трагичной.

    Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих Факторов чрезвычайных, ситуаций.

    1. Заключение.

    Чрезвычайные ситуации, как правило, затрагивают большие массы населения на обширных территориях, и велика вероятность появления большого числа пораженных, нуждающихся в экстренной помощи. В этой ситуации предотвращению жертв может способствовать только комплекс мероприятий по медицинской защите населения, включающий в себя лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. При этом эти мероприятия должны выполняться в максимально сжатые сроки и специальными, профессионально подготовленными формированиями, которыми и являются формирования медицинской службы гражданской обороны. Но кроме этого большую роль в оказании помощи пострадавшим играет само население пораженных территорий (само- и взаимопомощь), поэтому возрастает необходимость в обучении населения основам гражданской обороны

    Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое.

    Все указанные причины ЧС могут существовать как отдельно, так и быть связанными друг с другом, а также дополнять друг друга.

    Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций.

    Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.

    Опасная ситуация

    Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.

    Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.

    Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.

    Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

    В процессе жизнедеятельности, т. е. создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию (ЧС).

    Опасности и чрезвычайные ситуации имеют различный характер. Чаще всего в их основе лежат природные явления, вызывающие стихийные бедствия, экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды, техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций, биологические, проявляющиеся в эпидемиях, эпизоотиях, эпифитотиях и пр., и социальные, связанные с противоречиями в общественных отношениях. Анализ происходящих в последнее время ЧС свидетельствует, что в 75-80 % случаев их возникновение связано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера.

    Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не изза различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.

    Перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это, прежде всего, демографическая проблема, порождаемая перенаселением, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. Это экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе изменением глобального климата и истощением озонового слоя. Это проблемы войны и мира, проблемы природных катастроф и техногенной безопасности, это, наконец, проблемы энергетики, истощения невозобновимых ресурсов, бедности, занятости, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационной безопасности, здравоохранения, генетической безопасности, наркомании, деградации духовнонравственной сферы и др.

    Каждая неразрешенная, непреодоленная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. В качестве примера успешно разрешенных глобальных проблем можно назвать острую в 19601980х годах проблему "информационного взрыва", на сегодня весьма эффективно смягченную благодаря новым информационным технологиям, а также решенную во многом благодаря достижениям медицины проблему эпидемий, охватывавших ранее обширные территории Земли.

    Однако для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают опасные ситуации.

    Опасная ситуа­ция -- это стечение обстоятельств, которое при оп­ределенном развитии событий может привести к несчастью.

    В большинстве случаев опасные ситуации созда­ет сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.

    Опасная ситуация может возникнуть на дороге, если пешеход переходит проезжую часть в неустанов­ленном месте или на красный свет светофора, если человек нарушает правила пожарной безопасности, если не соблюдает правила общественной безопас­ности и общественного порядка.

    Опасные ситуации, с которыми наиболее часто человек может встретиться в повседневной жизни, можно условно разделить на три группы.

    Опасные ситуации техногенного характера.

    Они могут возникнуть при общении человека с техникой и различными техническими устройствами. К ним мож­но отнести опасные ситуации на дорогах, опасные си­туации при обращении с огнем и различными быто­выми приборами.

    Опасные ситуации природного характера.

    Могут возникнуть изза невнимательного отношения человека к особенностям природ­ных условий в регионе его проживания, изза наруше­ния правил поведения в при­родных условиях в различное время года. опасный чрезвычайный ситуация самозащита

    Опасные ситуации социального характера.

    Они связаны с нарушениями людьми правил обществен­ной безопасности и обще­ственного порядка.

    Эти ситуации зачастую носят крими­нальный характер. А что мы называем чрезвычайной ситуацией?

    Чрезвычайная ситуация -- это обстановка, сло­жившаяся в результате ава­рии или опасного природ­ного явления, которые по­влекли человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей при­родной среде.

    Чрезвычайная ситуация отличается от опас­ной, прежде всего тяжестью последствий.

    Чрезвычайные ситуации также делятся на природные, техногенные и социальные.

    Чрезвычайные ситуации природного характера могут быть вызваны землетрясени­ем, наводнением, ураганом, бурей, смерчем, оползнем, селем, цунами, извержением вулкана, циклоном.

    Чрезвычайные ситуации техногенного характера мо­гут быть вызваны промыш­ленной аварией, взрывом, транспортной аварией, по­жаром, гидродинамической аварией.

    Чрезвычайные ситуации социального характера на­ступают вследствие ведения военных действий, при тер­рористических актах, при эпидемиях.

    Чтобы снизить нежела­тельные последствия опас­ной и чрезвычайной ситуа­ции, необходимо постоянно учиться вести себя без­опасно, то есть предвидеть опасности, уметь их избегать, знать, как вести себя в опасной си­туации.

    Для того чтобы научиться безопасному поведению, необходимо:

    • -- решать ситуационные задачи, продумывая свое поведение в различных условиях;
    • -- постоянно совершенствовать свои физические качества, занимаясь физической культурой и спортом, закаливанием организма;
    • -- постоянно воспитывать в себе волевые качества и уравновешенность, которые помогут сохранить спокойствие в сложной обстановке и найти рациональный путь выхода из нее.

    Некоторые люди считают, что с ними никогда не случится ничего плохого, что все неприятности суще­ствуют не для них. До определенного времени так мо­жет и быть. Однако самые тяжелые последствия опас­ной ситуации постигают человека, который ее не ожидал и не был готов к грамотным действиям.

    Столкнувшись с проблемой или неординарной ситуацией, мы начинаем лихорадочно искать выход, пытаемся принять верное решение. Как правило, все это происходит потом, когда, к сожалению, определенное негативное событие уже произошло.

    Однако есть способ, который позволит значительно уменьшить долю риска в той или иной опасной ситуации: просто необходимо заранее предвидеть возможную угрозу, подготовить себя и неукоснительно соблюдать правила обеспечения собственной безопасности.

    Опасность легче предугадать, предусмотреть и "застраховать" себя от нее, нежели потом устранять ее последствия.

    В повседневной жизни чаще всего могут возникнуть криминогенные ситуации, связанные с мошенничеством, воровством, ограблением, вымогательством, шантажом, насилием и похищением.

    Общие правила безопасного поведения в таких ситуациях состоят в следующем:

    • -- всегда будьте начеку и умейте распознавать источники опасности, чтобы не быть застигнутым врасплох;
    • -- старайтесь всегда находиться в хорошей физической форме и психологически будьте готовы к возможной опасной ситуации;
    • -- не падайте духом и в любой ситуации ищите выход;
    • -- постоянно имейте под рукой телефон ближайшего отделения милиции;
    • -- научитесь технике самообороны и при необходимости защищайте себя самым решительным образом;
    • -- не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, особенно с теми, которые вызывают подозрение;
    • -- будьте особенно бдительны и внимательны в местах повышенной криминогенной опасности;
    • -- затрудняйте, насколько это возможно, действия злоумышленников, так как каждое препятствие ставит перед ними задачи и для их разрешения требуется время;

    Как избежать опасной криминогенной ситуации.

    Криминогенные ситуации чаще всего возникают в темное время суток в плохо освещенных и малолюдных местах, в подъездах домов и лифтах. При угрозе необходимо исходить из реальной, конкретной обстановки, не стесняться обращаться за помощью к работникам магазинов, аптек, банков и других учреждений и организаций.

    Выходя вечером на улицу, не надо надевать дорогую, броскую одежду, украшения, брать большие суммы денег. Опасно выбирать маршрут движения, проходящий через пустыри, безлюдные скверы, глухие переулки и другие пустынные места. Нельзя принимать предложения прокатиться или подвезти от незнакомых водителей. Если появилось ощущение, что ктото преследует, надо убедиться в этом и спешить к освещенному месту, звать на помощь людей.

    Следует задержаться и не заходить в подъезд дома, если следом идет человек, внушающий подозрение. При угрозе нападения надо привлечь внимание соседей (стучать и звонить в двери, кричать). При явном нападении, оценив ситуацию, защищаться, стараясь ошеломить и озадачить нападающего. После нападения немедленно сообщить в милицию.

    Вызвав лифт, не следует заходить в него, если там уже находится подозрительный пассажир. Нельзя стоять в кабине лифта спиной к попутчику. Подвергшись нападению, необходимо защищаться, кричать, стучать по стенкам кабины, стараться нажать кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». По возможности надо пытаться выскочить на площадку или на улицу и позвать на помощь. Оказавшись в безопасности, следует вызвать милицию.

    Важное значение для самозащиты в криминогенных ситуациях имеет психологическая подготовка человека. Спокойное и уверенное поведение, умение справиться со страхом и взять инициативу в свои руки, стремление убедить потенциального агрессора в возможности мирного разрешения ситуации, неожиданные действия, а при необходимости использование приемов самозащиты -- хорошая гарантия не стать жертвой преступников.

    Все мы являемся свидетелями активизации глобальных природных процессов в последние годы, которые проявляются во всевозможных землетрясениях, ураганах, цунами, небывалых снегопадах и т.д. Не вдаваясь в исследования причин, мы поговорим о следствиях. А следствия таковы, что стихийные бедствия приносят огромный экономический ущерб, угрожают жизни и здоровью человека. Кроме природных катаклизмов, сегодня огромную опасность для человечества представляет само человечество, точнее, созданная человеком "техносфера". Реальность такова, что люди производят ядовитые вещества чудовищные по своей силе, используют энергию расщепления ядра, способную уничтожить все живое. Может ли развиваться цивилизация иначе? Кто знает? Впрочем мы все равно говорим о следствиях.

    Человечеству брошен вызов. Бедствия, катастрофы, чрезвычайные ситуации подают сигнал: траектория мирового развития стала неустойчивой, и задача современной науки найти выход и предложить его обществу. Символами уходящего XX века был технический прогресс, расширенное воспроизводство, экстенсивный роста. Императивы XXI века иные. Во главу угла ставятся устойчивость, безопасность, качество. Сегодня ученым недостаточно указать обществу выбор, надо изучить его последствия и выяснить цену этого выбора до того, как он будет сделан. И тогда у нашего и следующих поколений появится надежда. Сегодня в центре нашего внимания человек, люди, общество, и цель этого общества защита жизни и интересов человека. А чтобы научиться защищать человека, нужна не только научная система взглядов на способы управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. И соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.

    Альберт Вонг , старший инженер по обеспечению надежности, «Сахалин Энерджи»

    Потенциально опасная ситуация - это происшествие, которое не привело к травмам, ущербу здоровья людей или повреждению имущества, но потенциально могло повлечь за собой все перечисленные последствия. В таких случаях травм, гибели имущества, а иногда и летального исхода удается избежать лишь по счастливой случайности - иными словами, ситуация была на грани фола. Часто говорят о том, что в основе таких ситуаций лежит человеческий фактор, но не стоит забывать и о том, что недоработки в технологии или неисправности оборудования могут спровоцировать или усугубить такое развитие событий, в связи с чем этому аспекту следует уделять особое внимание.

    Примерами таких ситуаций изобилуют все сферы бизнеса и производства. Неисправность оборудования может и не привести к негативным последствиям в каком-то конкретном случае, но несет в себе при этом потенциальную угрозу серьезного ЧП. Можно сказать, что такое ЧП почти произошло. Впрочем, такие ситуации характерны не только для производственной сферы. Приведу пример из статьи «Как избежать катастрофы», опубликованной в журнале Harvard Business Review, в которой рассказывается о том, с чем пришлось столкнуться компании Apple после выпуска на рынок iPhone 4 в июне 2010 года. Практически сразу после начала продаж покупатели стали жаловаться на слабый сигнал и некачественную связь. Первоначально компания заявила, что во всем виноваты сами пользователи - они, дескать, неправильно держат телефон и перекрывают внешнюю антенну ладонью, и посоветовала им не держать телефон за нижний левый угол. Когда на одном из интернет-форумов у Стива Джобса спросили, как он собирается решать проблему, глава Apple категорично заявил, что проблемы попросту не существует. Многие пользователи сочли это надменным и оскорбительным, о чем не замедлили сообщить в социальных сетях и средствах массовой информации. Против Apple был подан ряд коллективных исков, при этом в одном из исковых заявлений компании инкриминировались «недобросовестные действия, выразившиеся в сокрытии фактов, невыполнении своих обязанностей, намеренном искажении информации и недоработке конструкции изделия». Мощнейший удар по репутации Apple был нанесен в середине июля, когда влиятельный журнал Consumer Reports отказался дать положительную рекомендацию четвертому «айфону» (такие рекомендации получили все предыдущие модели). В конце концов, компания пошла на попятную, признав наличие ошибок в программном коде и предложив пользователям новые версии прошивки и бесплатные чехлы для устранения проблем с антенной.

    Причины этого кризиса существовали задолго до того, как он разразился. Тот факт, что потребители долгие годы мирились с проблемами - не показатель успешной стратегии, а всего лишь пример работы «на грани фола». Как только для этого появились необходимые предпосылки - разгромная статья в Consumer Reports, о которой стало известно миллионам, и распространение информации в социальных сетях и интернет-форумах - кризис не заставил себя ждать.

    Из потенциально опасных ситуаций всегда можно извлечь соответствующие уроки. В «Сахалин Энерджи» мы проводим учет и анализ потенциально опасных ситуаций и происшествий в рамках процесса повышения надежности и целостности производственной деятельности. Понятно, что выявление первопричин происшествий, приведших к остановке производства, проводится особенно тщательно с применением специальных аналитических инструментов, но при этом не стоит забывать и о других сбоях и потенциально опасных ситуациях, пока они не переросли в серьезные ЧП.

    Выявление первопричин - это лишь полдела. Не менее ответственный подход следует применять и при разработке мер по их устранению, при этом ожидаемые результаты должны быть четко сформулированы и измеримы; следует поставить конкретные сроки и прописать, кто именно должен обеспечить достижение результатов. И, наконец, самый главный момент: руководители обязаны четко осознавать, что они несут ответственность за возникновение потенциально опасных ситуаций.

    Стоит перечислить основные шаги, которые необходимо предпринять в случае их возникновения: первое - это определить, имеются ли отклонения от нормы; далее - проанализировать такие отклонения для выявления первопричин; затем разработать меры по устранению первопричин потенциально опасной ситуации и назначить ответственных за реализацию таких мер. Также следует выявлять потенциальные опасности, маскирующиеся под достижения. Успешная работа в данном направлении - залог того, что потенциально опасная ситуация не перерастет в серьезное ЧП.

    В заключение приведу еще одну цитату из статьи «Как избежать катастрофы»: «Большинству кризисов в деловой сфере (включая ошибки проектировщиков, постоянные отказы оборудования, а также репутационные кризисы) предшествует работа «на грани фола» - то есть ситуации, которые могли бы перерасти в ЧП, если бы не удачное стечение обстоятельств. Руководители зачастую не слышат этих тревожных сигналов из-за того, что неадекватно воспринимают происходящее, считая, что такая ситуация - показатель того, что все идет по плану, либо вовсе ее не замечая». Запомните эти слова и старайтесь избегать подобных ошибок в своей работе.