Описание лили из повести детство никиты. Какой был никита в рассказе детство никиты

Год издания книги: 1922

Книга Алексея Толстого «Детство Никиты» впервые увидела свет в 1922 году и была посвящена сыну писателя. Произведение было достойно оценено как критиками, так и читателями. Это позволило произведению попасть в современную школьную программу, а также способствовало экранизации книги «Детство Никиты». Одноименный фильм был снят в 1992 году.

Повести «Детство Никиты» краткое содержание

Никита проснулся и вспомнил, что вчера один знакомый мужик по имени Пахом смастерил для него Специальную скамейку, на которой он может скатиться с горки. Мальчик очень обрадовался и уже было хотел побежать на улицу, как тут его перехватил учитель Аркадий Иванович. Поэтому Никите пришлось отправиться на завтрак, а после заняться уроками. Долго он сидел за математикой и чистописанием, как тут объявили, что Аркадию Ивановичу пришла почта. Мужчина вышел из комнаты, а Никита тут же прошмыгнул за ним и побежал к своим друзьям.

Главный герой произведения Толстого «Детство Никиты» мгновенно оказался во дворе, где его уже встретили товарищи с его конца деревни, а недалеко играли их враги – «кончанские» ребята, которые жили на краю села. Никита тут же принялся взбираться на горку, чтобы съехать с нее, как тут увидел, что за ним уже бежит учитель. Аркадий Иванович сказал ученику, что одно из писем, которые пришли утром, было от его отца. В нем говорилось о том, что тот готовит для Никиты огромный подарок. А также то, что на праздники к ним в гости приедет подруга мамы со своими детьми. Второе же письмо, полученное учителем, было от его невесты.

Когда Никита лег спать, ему приснился очень странный сон. Ему казалось, что кто-то хочет остановить настенные часы. Желая препятствовать этому, мальчик оттолкнулся и взлетел. На одной из верхних полок он увидел красивую вазу, заглянув в которую, хотел взять себе ее содержимое. Однако старая женщина с картины не дала ему это сделать. Тут сон мальчика оборвался. Открыв глаза, Никита увидел, что подле него стоит Аркадий Иванович.

Далее в повести Толстого «Детство Никиты» читать можем, что на следующий день после этого сна мальчика выпустили погулять, поскольку начались рождественские каникулы. На улице между товарищами Никиты и «кончанскими» ребятами начался бой. Вторые начали выигрывать, как тут главный герой накинулся на главаря противников по имени Степа. Тогда и другие мальчишки подключились. Они гнали «кончанских» еще несколько дворов. Степу поразила смелость Никиты, и ребята подружились.

Вечером приехали гости – Анна Аполлосовна со своими детьми – учащимся второго класса гимназии Виктором и девочкой девяти лет отроду по имени Лиля. Как в Никите очень понравилась девочка. Даже когда они гуляли во дворе, он замечал, что девочка наблюдает за ним из окна, и это придавало ему смелости. Так повесть «Детство Никиты» рассказывает, как однажды на глазах у Лили он даже сумел остановить свирепого быка. Чуть позже мальчик получил подарок от своего отца – большую лодку с двумя веслами. На протяжении нескольких дней вся семья усиленно готовилась к Рождеству – наряжали елку, готовили разные блюда. Праздник прошел очень душевно – дети водили хоровод под аккомпанемент мамы Никиты, Александры Леонтьевны. Все получили свои подарки и сели за большой стол. После ужина Никите удалось даже поцеловать Лилю.

На протяжении всего времени, пока Анна Аполлосовна гостила здесь со своими детьми, Никита проводил время с Лилей. Ему даже неинтересно было, чем там занимаются другие мальчишки. Виктору же наоборот, больше понравилось гулять с ребятами во дворе. Они строили баррикады и проводили разные бои. Но Никите почему-то было с ними неинтересно. Все свое внимание он сосредоточил на девочке. И вот однажды главный герой повести Толстого «Детство Никиты» рассказал Лиле о своем странном сне. Она поинтересовалась, есть ли у них дома такая ваза, которая приснилась мальчику. Подумав, Никита вспомнил, что что-то подобное находится в кабинете дедушки. Войдя в комнату, дети увидели, что в вазочке лежит кольцо с небольшим камушком. Никита тут же надел его Лиле на палец.

Когда гости уехали, Никита очень скучал по Лиле. Грусти ему добавляло еще и то, что каникулы закончились, а потому снова нужно садиться за уроки. Как в особенно не нравилась мальчику алгебра, но делать нечего – приходилось сидеть за учебниками. Отец Никиты Василий Никитьевич написал, что задержится и приедет домой только к Великому посту. Дело в том, что уже несколько месяцев он пытается получить наследство в Самаре, но дело продвигается ужасно медленно, и мужчине необходимо срочно отбыть в Москву. Александра Леонтьевна переживала по этому поводу. Ей казалось, что из-за того, что ее мужа так долго нет дома, Никита забудет отца. Но это не так – мальчик прекрасно помнил своего веселого и улыбчивого папу и ждал его.

Никита часто вспоминал Лилю. Он ходил грустный настолько, что Александра Леонтьевна подумала, что ее сын болен. Она отменила занятия и стала отпаивать его лекарствами. Как только на улице потеплело и прилетели грачи, Никите стало гораздо лучше.

Позже в повести «Детство Никиты» краткое содержание рассказывает, как однажды он услышал новость о том, что его отец тонет подо льдом. Мальчик очень испугался, однако все закончилось хорошо – уже к вечеру Василий Никитьевич был дома. Но происшествие не прошло бесследно – на протяжении нескольких дней мужчину мучал жар. Но болеть долго не было времени – дома кипела работа, все готовились к Пасхе. Родители главного героя так устали во время уборки и приготовления праздничных блюд, что не смогли поехать на службу. Аркадий Иванович также не горел желанием отправляться на заутреню, поскольку был расстроен отсутствием письма от невесты.

Поэтому на службу в соседнее село Никита отправился один. Там ему разрешили остановиться у товарища его отца Петра Девятова. Добравшись до места назначения, мальчик быстро подружился с шестью сыновьями Петра Петровича. Чуть позже он встретил его дочь Анну. Братья девочки жаловались на нее Никите и называли сестру ябедой. После службы Анна ни на шаг не отходила от Никиты. Он понял, что она испытывает к нему то же, что он чувствовал к Лиле. Но ответить взаимностью мальчик не мог.

И вот в произведении «Детство Никиты» наступил май. Месяц, когда Никита отмечал свой день рождения. По этому поводу Василий Никитьевич спустил на воду подаренную на Рождество лодку. Вместе они повесили на нее флаг, после чего отец объявил Никиту адмиралом. Настала теплая погода, и мальчику часто разрешали гулять целый день. В одну из таких прогулок он подобрал маленького скворца, которого позже назвал Желтухиным. Он забрал его к себе в дом и стал дрессировать. Занятия принесли свои плоды – спустя какое-то время птенчик узнавал Никиту, постоянно ночевал в своем домике и даже научился немного говорить. Так до осени Желтухин прожил в доме у мальчика. Но с наступлением холодов улетел в теплые края вместе с другими скворцами.

Пока осень еще не настала, Никита наслаждался свободным временем. Тем более, что родители приняли решение научить его кататься верхом. Сначала, Александра Леонтьевна, конечно, переживала за сына. Но Василий Никитьевич уговорил жену. Чуть позже отец подарил Никите собственную лошадь, которую назвали Клопик. Лето выдалось знойным настолько, что урожай хлеба был под угрозой. Это очень беспокоило родителей мальчика. Да еще и учитель ходил грустным из-за того, что его невеста не сможет приехать, и увидеться они смогут аж в Самаре. Как-то раз в дом залетел Желтухин и закричал: «Буря!». И правда, через несколько часов деревню накрыло густыми тучами и пошел дождь.

Но в произведении «Детство Никиты» автор рассказывает, что с появлением Клопика на Никиту легла и новая работа – он должен был ездить в соседнюю деревню, чтобы забрать свежую почту. Однажды он увидел, что ему пришло письмо от Лили. В нем девочка писала, что до сих пор помнит Никиту и хранит его подарок – колечко с синим камнем. Мальчику стало так тепло на душе. Он вспомнил рождественские каникулы и не смог сдержать улыбку.

Приехав домой, Никита увидел, что родители ссорятся. Дело в том, что Василий Никитьевич хотел поехать на ярмарку и продать там одну из кобыл. Но его жена была против такой задумки – она боялась, что мужчина потратит там слишком много денег и купит что-нибудь ненужное. Отец Никиты часто вел себя именно так. Они пришли к компромиссу, и Василий Никитьевич отправился в путь. После ярмарки он сообщил сыну, что все-таки совершил необдуманную покупку – приобрел несколько верблюдов.

С наступлением осени Василий Никитьевич снова отправился в Самару. Оттуда он написал своей жене, что дело с наследством так и не решилось. Поэтому ему снова придется провести зиму в городе. Но сейчас он уже не хотел жить отдельно от своей семьи. Мужчина предложил Александре Леонтьевне переехать в город и пообещал купить ей две вазы. Женщина нехотя согласилась. Аркадий Иванович тоже обрадовался такой новости – ведь в Самаре ему предстояла встреча с невестой.

В городе семью встретила подруга Александры Леонтьевны со своими детьми. Никита заметил, что Лиля по непонятным причинам сердится на него. Девочка сказала, что обиделась, поскольку не получила ответ на свое письмо. Никите было ужасно стыдно за то, что он забыл написать. Он попросил прощения, и Лиля простила его. С тех пор, как рассказывается в повести «Детство Никиты», герои начали новую жизнь. Мальчик не привык к жизни в городе и поначалу ему казалось, что он находиться в клетке. Но уже через неделю он смог хорошо сдать экзамены, и его приняли в гимназию.

Повесть «Детство Никиты» на сайте Топ книг

Повесть Толстого «Детство Никиты» читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Это позволило книге занять высокое место среди . И хотя интерес к повести носит сезонный характер мы наверняка еще не раз увидим ее среди на страницах нашего сайта .

Детство Никиты


Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.

Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:

Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь, - садись и поезжай.

Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:

В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края - с носа - срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе, - после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка - возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.

Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: «Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю».

Никита сел на край кровати и прислушался - в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, А со двора - на речку. Там на крутых берегах намело сугробы, - садись и лети…

Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу…

В это время дверь приотворилась, и в комнату просунулась голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. Голова подмигнула и сказала:

Встаешь, разбойник?

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ

Человек с рыжей бородкой - Никитин учитель, Аркадий Иванович, все пронюхал еще с вечера и нарочно встал пораньше. Удивительно расторопный и хитрый был человек этот Аркадий Иванович. Он вошел к Никите в комнату, посмеиваясь, остановился у окна, подышал на стекло и, когда оно стало прозрачное, - поправил очки и поглядел на двор.

У крыльца стоит, - сказал он, - замечательная скамейка.

Никита промолчал и насупился. Пришлось одеться и вычистить зубы, и вымыть не только лицо, но и уши и даже шею. После этого Аркадий Иванович обнял Никиту за плечи и повел в столовую. У стола за самоваром сидела матушка в сером теплом платье. Она взяла Никиту за лицо, ясными глазами взглянула в глаза его и поцеловала.

Хорошо спал, Никита?

Затем она протянула руку Аркадию Ивановичу и спросила ласково:

А вы как спали, Аркадий Иванович?.

Спать-то я спал хорошо, - ответил он, улыбаясь непонятно чему, в рыжие усы, сел к столу, налил сливок в чай, бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки.

Аркадий Иванович был невыносимый человек: всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало. Например, кажется, ясно спросила мама: «Как вы спали?» Он ответил: «Спать-то я спал хорошо», - значит, это нужно понимать: «А вот Никита хотел на речку удрать от чая и занятий, а вот Никита вчера вместо немецкого перевода просидел два часа на верстаке у Пахома».

Аркадий Иванович не жаловался никогда, это правда, но зато Никите все время приходилось держать ухо востро.

За чаем матушка сказала, что ночью был большой мороз, в сенях замерзла вода в кадке и когда пойдут гулять, то Никите нужно надеть башлык.

Мама, честное слово, страшная жара, - сказал Никита.

Прошу тебя надеть башлык.

Щеки колет и душит, я, мама, хуже простужусь в башлыке.

Матушка молча взглянула на Аркадия Ивановича, на Никиту, голос у нее дрогнул:

Я не знаю, в кого ты стал неслухом.

Идем заниматься, - сказал Аркадий Иванович, встал решительно и быстро потер руки, будто бы на свете не было большего удовольствия, как решать арифметические задачи и диктовать пословицы и поговорки, от которых глаза слипаются.

В большой пустой и белой комнате, где на стене висела карта двух полушарий, Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах. Аркадий Иванович раскрыл задачник.

Ну-с, - сказал он бодро, - на чем остановились? - И отточенным карандашиком подчеркнул номер задачи.

«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна…» - прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми, неживыми глазами на Никиту.

Ну, что же ты думаешь, Никита? - спросил Аркадий Иванович. - Всего купец продал восемнадцать аршин. Сколько было продано синего сукна и сколько черного?

Никита сморщился, купец совсем расплющился, оба куска сукна вошли в стену, завернулись пылью…

Аркадий Иванович сказал: «Аи-аи!» - и начал объяснять, быстро писал карандашом цифры, помножал их и делил, повторяя: «Одна в уме, две в уме». Никите казалось, что во время умножения - «одна в уме» или «две в уме» быстро прыгали с бумаги в голову и там щекотали, чтобы их не забыли. Это было очень неприятно. А солнце искрилось в двух морозных окошках классной, выманивало: «Пойдем на речку».

Пару лет назад наша старшая, Аня, благополучно перешла на берег классики и сейчас с удовольствием, по собственному выбору, а не ради школьных занятий, читает повести Пушкина и многое другое из «золотого фонда». Следом за ней, почти наступая на пятки, бежит своей читательской дорожкой восьмилетний Макар. Он читает много и самое разное, но я пока не знаю, как сложатся его отношения с классиками. Будет ли наш деятельный, подвижный мальчик, любящий путешествия и военные игры, читать описания природы у Пришвина, у Паустовского, у Толстого? Или перевернет страницы в поисках захватывающего действия? Но ведь настоящая литература - не только погони и приключения, это всегда взгляд внутрь себя и внимательный взгляд на внешний мир. Впрочем, время от времени и мой мальчик останавливается в своем беге и надолго задумывается, как будто прислушивается к тем мыслям и чувствам, которые живут в нем. Значит, действительно, пора. Только вот какую бы книгу ему предложить, чтобы она стала надежным мостиком между его сегодняшним миром обычных мальчишеских радостей и миром русской классики, с ее «вечными вопросами», многослойностью текста, тонкими психологическими наблюдениями?

Мне показалось, что классические повести о детстве - удачный вариант для первого знакомства с серьезной литературой. С Аней мы так и делали: в ее восемь-девять лет читали множество классических повестей из девчачьей жизни, написанных в XIX-м - начале XX века в России и в Англии. И это очень помогло дочке перейти от сказок и волшебства к реальной жизни, помогло осознать, проговорить, описать собственные девчачьи переживания.

О детстве мальчишек русскими классиками тоже написано предостаточно. Лев Толстой, Аксаков, Гарин-Михайловский, Горький - далеко не полный список, хорошо известный из школьной программы. Но их герои как-то уж слишком далеко отстоят от моего мальчика - и по времени, и по социальному статусу. А мне хотелось найти книгу, с которой сын сроднился бы сразу, с первого чтения. Это должно быть что-то совершенно особенное, невероятно привлекательное. Может быть, «Детство Никиты» Алексея Толстого? Какая это лучезарная, счастливая книга, я помнила по собственным детским переживаниям. Это была одна из книг, буквально рассыпавшаяся по листочкам от бесконечного перечитывания. Конечно, довольно рискованно предполагать, что и мой мальчик точно так же ею очаруется. Но почему бы не попробовать? Тем более что Макар и Никита почти ровесники. И мы попробовали.

«Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья, светило солнце...» Мне всегда нравилось это место, оно как-то сразу наполняло солнцем все следующие страницы. Алексей Толстой описывает мир девятилетнего мальчика так свежо и ярко, что невольно начинаешь подражать ему - вглядываться, вслушиваться. Первоначальное название - «Повесть о многих превосходных вещах», с которым эта автобиографическая книга увидела свет в Берлине в 1922 году, где Толстой жил, эмигрировав из революционной России, предельно полно отражает суть авторского метода письма - неустанно обращать внимание на красоту и подробности повседневности. Мы в своих ежедневных заботах ее почти не замечаем, и наши дети, вынужденные жить в нашем ритме, тоже заражаются таким поверхностным видением. А «Детство Никиты», по счастью, дает уникальную возможность научиться наблюдать жизнь не спеша, стать если не таким же зрячим, как талантливый писатель, то хотя бы чуточку более внимательным.

И хотя я знаю текст во многих местах почти наизусть и мне хочется побыстрее показать сыну, какой замечательный этот Никита, специально стараюсь читать как можно медленнее, некоторые места буквально выпеваю, растягиваю. Когда-то давно я подсмотрела этот прием у своей подруги, которая так читала «Одиссею» Гомера с пятиклассниками. Это называлось «медленное чтение». Вместо традиционной тренировки в скорости чтения они учились вникать, понимать, вчувствоваться в текст. И для этого старались читать за одну минуту не как можно больше, а как можно меньше. И у них действительно получался настоящий, торжественный древнегреческий гекзаметр, они обращали внимание на множество интересных деталей в тексте, которые наверняка проскочили бы, если бы читали, как обычно. Мы тоже стали читать с Макаром похожим образом, всего одну главу каждый вечер, как бы нам ни хотелось устремиться следом за разворачивающимся сюжетом. И удивительно - с первых же страниц «скучные» описания природы засияли красками, и нам было что обсудить с сыном.

«Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу...» Раньше Макар никогда не обращал на них внимания, а теперь всякий раз, когда в солнечный день видит их в своей комнате, радуется как хорошим знакомым. Теперь в нашей общей с ним читательской копилке есть и «гниловатый сладкий запах яблок» (точно, как у нас в деревенском подполе!), и «глубокие человечьи и частые собачьи следы» на снегу (как бывает зимой в нашей деревне!), и «черная вода по ступицу» в апрельском овраге, и запах кожи и конского пота (как в нашей конюшне!). Раньше все это было просто воздухом нашей загородной жизни, детских занятий верховой ездой. Как и положено воздуху - незаметным. А теперь сын, научившись обращать внимание на художественные детали, в изобилии рассыпанные в тексте, замечает многое вокруг себя. И сам пытается описывать более внимательно и рассказывать более образно.

Когда мы добрались до главы «Будни», пятилетний Митя, который тоже время от времени подсаживался послушать, спросил: а что это такое «будни»? Новое, неизвестное для него слово. «Обычные дни, не праздники», ‒ сказала я поскорее, чтобы продолжить чтение. Но Макару это объяснение показалось, видимо, недостаточным. «Нет, Мить, будни - это дни, когда тебя будят в школу, рано-рано. А выходные ‒ когда ты выдыхаешь, расслабляешься». А ведь действительно!

«Детство Никиты» дало сыну замечательную возможность прожить вместе с главным героем почти целый год жизни, наблюдая за его мальчишескими проделками и обнаруживая во многом сходство характеров, сродство душ. Оказывается, и Никите тоже было скучно писать бесконечные диктанты и решать задачки, он сбегал без спроса на речку. Совершенно живой мальчик, а не придуманный, книжный, ‒ жаль, что нельзя встретиться с ним. Сын очень быстро включился в свой собственный внутренний диалог с Никитой, оценивал его лихость в стычках с деревенскими мальчишками и скачках на лошади (сейчас Макару и самому это становится очень важно).

Особая тема - отношения Никиты и Лили, приехавшей в гости на рождественские каникулы. Я благодарна Алексею Толстому за то, что он сумел так чисто, светло и глубоко описать переживания влюбленного мальчика. Потому что я не знаю, какими словами говорить с детьми о любви, когда она вдруг настигает их в восемь лет. Отмахнуться нельзя, а как говорить - непонятно. И здесь происходившее с Никитой помогло самым неожиданным образом. Потому что мы вроде бы обсуждали то, что случилось с книжным героем, а сын получал важные ответы о собственных переживаниях.

Конечно, «медленное чтение» помогло нам и в освоении словаря русской усадебной жизни конца XIX века. Вообще-то для многих юных читателей это очень серьезная трудность, которая часто останавливает их в желании читать классику. К счастью, у Макара есть опыт путешествий по подмосковным усадьбам, так что ему легко было вообразить, «овеществить» весь этот предметный усадебный мир. Как хорошо, что мы никуда не торопились, а именно проживали книгу день за днем, читая ее почти месяц. И все равно книжка как-то слишком быстро закончилась. И тогда мы начали ее снова.

Елена Литвяк

Предмет. Литературное чтение.

Класс 4.

Тема: А.Н. Толстой «Детство Никиты» (глава «Аркадий Иванович» из повести)

Цель:

    создать условия для формирования умения составлять характеристику героя с использованием цитат из текста, навыка выразительного чтения;

    способствовать развитию навыков выборочного чтения, воспроизведения и анализа текста, творческих способностей учащихся;

    содействовать воспитанию дисциплинированности, прилежания и послушания.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для составления цитатной характеристики, карточки для работ в группах и дифференцированной работы, НОТ учащегося, толковые словари, гонг, карточки-опоры («аукцион», «эмоция», «пантомимика»), цветные сигналы, цветные квадраты, аудиозаписи детских песен («Улыбка», «Дружба», шум моря), портрет А.Н.Толстого, книга «Золотой ключик или приключения Буратино».

1. Организационно-мотивационный этап

Слово учителя.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся,

А потом мы скажем вместе:

«Здравствуй, здравствуй, новый день!»

Какой сегодня день: хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

Какое настроение вызывает такая погода у вас?

Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

И она к тебе не раз ещё вернется.

2. Этап актуализации знаний.

Слово учителя. Когда же ещё так искренне улыбаться, как не в детстве. На предыдущих уроках мы познакомились с удивительным человеком, который написал биографическую повесть о своём сыне Никите…(«Детство Никиты»). Имя писателя …(Алексей Николаевич Толстой).

Что же вам известно о жизни и творчестве этого человека?

Выставляем его биографию на аукцион (появляется карточка ).

Кто из вас знает, что такое аукцион ? Заглянем в толковый словарь:

АУКЦИОН – публичная продажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит наивысшую цену.

Итак, «для продажи» будет выставлено произведение Алексея Николаевича Толстого. Его сможет купить тот, кто заплатит знаниями о жизни и творчестве писателя.

Звучит гонг:

Начинаем. Алексей Николаевич Толстой родился…(1883-1945)

3. Дыхательная, артикуляционная гимнастика.

    Упражнение «Песенка «Алфавит»»

Давайте пропоем алфавит в сопровождении знакомой мелодии из песни «Детство»:

А Б В Г Д Е Ё Ж З

И Й К Л М Н О П Р

С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ

Ъ Ы Ь Э Ю Я!

    Упражнение «Снежинки»

Представьте, что вы на улице, идёт снег, и снежинки опускаются прямо в ваши ладошки. Поднесите ладони к лицу на расстоянии 10-15 см, плавно выдыхайте, старайтесь, чтобы снежинки растаяли. А теперь наоборот подуйте на снежинки так, чтобы они взлетели как можно выше.

4. Этап проверки домашнего задания.

    Игра «Верите ли вы, что…»

Слово учителя. Вспомним содержание главы «Солнечное утро». Я буду задавать вопросы, а вы, отвечая на них, найдете подтверждение в тексте. Взяли сигналы…

Верите ли вы, что действия, описанные в главе, происходят в зимний период?

Верите ли вы, что Пахом – это конюх?

Верите ли вы, что Пахом смастерил санки?

Верите ли вы, что Никита мечтал поиграть в снежки после того, как проснётся?

Верите ли вы, что Никита собирался попросить разрешения пойти покататься на санках?

Верите ли вы, что мальчику удалось осуществить свой план?

    Ролевое чтение

Учитель. Как видим, автор очень эмоционально повествует о происходящих событиях. (Появляется карточка эмоция).

ЭМОЦИЯ – в переводе с латинского языка – возбуждать, волновать.

С помощью эмоций или чувств мы выражаем своё настроение, переживания, отношения к событиям и героям.

При помощи чего передаются эмоции?

ПАНТОМИМИКА – мимика, слова, выразительные движения.

Найдите слова Пахома и человека, который заглянул в комнату к мальчику. Определите чувства и речи героев. Попробуйте эти эмоции выразить при чтении.

5. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой главой из повести, которая называется «Аркадий Иванович».

Какую цель поставим на данный урок?

6. Подготовка к восприятию текста. Прогнозирование.

Как вы думаете кто такой Аркадий Иванович?

Встречались ли мы уже с ним на страницах повести?

Как он выглядел? Найдите описание в тексте.

Каким вам представляется учитель Никита?

7. Работа с текстом главы

    Словарная работа

ВЕРСТАК

БАШЛЫК

СЮРТУК

Кому знакомо значение этих слов?

Давайте обратимся за толкованием на стр. 121 и толковому словарю.

Как вы считаете, о чём пойдёт речь в этой главе?

    Первичное восприятие (жужжащее чтение )

Оправдался ли наш прогноз?

Минутка отдыха (тренинг мышечного расслабления).

(Поза покоя – сесть на край стула и откинуться на его спинку. Руки свободно лежат на коленях, ноги немного расставлены).

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

А Варвара смотрит вверх!

Возвращаемся обратно!

Расслабление приятно!

Шея не напряжена.

А расслаблена она.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись.

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

    Вторичное восприятие (учитель и хорошо читающий учащийся ).

Почему Никите не удалось «улизнуть» на улицу?

Что заставил сделать Никиту учитель? Зачитайте.

Как вел себя Аркадий Иванович? Зачитайте.

Расскажите, как Никита занимался математикой. Прочитайте, как он представил условие задачи.

(С опорой на слайд объясняем значение слов «купеческая лавка», «сукно».)

Почему мальчик не мог сосредоточиться?

Как Никита воспользовался переменой? Зачитайте.

    Составление характеристики героя. Работа в парах.

Заполните таблицу. В левой части размещены цитаты из текста, в правой – сделайте свой вывод – определите черты характера и внешности героя.

«Удивительно расторопный и хитрый», по мнению Никиты… был невыносимый человек, всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало».

«…не жаловался ни когда…»

Человек добрый, весёлый, расторопный, сообразительный, хитрый, не жаловался на Никиту. Он хорошо понимал мальчика, знал о его проделках и хитростях, но не выдавал его.

(отчёт работы пар )

8. Закрепление изученного. Минутка творчества.

    Игровое задание « Собери пословицу ».

У вас на партах лежат карточки со словами. Ваша задача объединится в группы по цветам карточек и, собрав пословицу, объяснить её смысл.

1. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

2. Хорошо того учить, кто слушает.

3. Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

4. Учение – свет, а неученее – тьма.

    Дифференцированная работа в группах.

Сейчас у нас будут работать две команды – творческие группы.

«УЧИТЕЛЯ» (мальчики).

Проанализируйте поведение Никиты. Какой совет вы дадите ему?

«ЛИТЕРАТОРЫ» (девочки).

Придумайте продолжение этой главы.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Славно дети потрудились

И чему же научились?

Чего вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

Какой урок вы извлекли из этой главы?

Кто доволен своей работой и общением с товарищами – пожмите соседу руку. Кто устал, положите голову на плечо.

10. Домашнее задание.

Дома перечитайте главу и составьте характеристику Никиты (1 вариант), Аркадия Ивановича (2 вариант).

Учитель. А на прощание предлагаю завязать узелок на память:

Помните!

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Будьте почемучками!

Пребывая в эмиграции во Франции и безмерно мечтая вернуться на Родину, создавал граф Алексей Николаевич Толстой свое самое поэтическое произведение "Детство Никиты".

Замысел автобиографического произведения

Жил он в имении своего отчима А. А. Бострома, которого любил как родного отца, под Самарой, в усадьбе Сосновка. Главного героя - мальчика Никиту - писатель наделил собственным богатым воображением и впечатлительностью. Образы его родителей писатель создал по типажу собственных. Причем маму Никиты зовут так же, как и маму Алексея Толстого - Александрой Леонтиевной. Образ учителя Аркадия Ивановича создан, основываясь также на реальной личности - репетиторе Аркадии Словоохотове. Автор, не переименовывая, ввел в канву повествования своих друзей детства - Мишку Коряшонка и Степку Карнаушкина. Богата разнообразными персонажами повесть "Детство Никиты". Краткое содержание произведения предельно кратко можно выразить как погружение читателя в сказочный мир детства.

Увлекательный мир Никиты

В произведении дается подробное описание самого дома, его хозяйственных построек, не пустующих хлева и конюшни, сада, пруда, плотины.

Дается детское восторженное описание его таинственных комнат и тесненных переплетов давних книг в библиотеке. Этот дом хранит семейные предания о прадедушке Африкане Африканыче, измученном Он, по рассказам Николиной матушки, вел странный образ жизни. Ночью читал и писал, а днем спал. Хозяйство дедушка забросил, дворовые разбежались от него, на полях росла трава...

Украшено многими красочными и сочными сценами созерцания природы произведение "Детство Никиты". Краткое содержание повести можно свести к этому единению мальчика с природой. Он не просто ощущает себя ее частью, но и воспринимает ее через дофантазированные собой образы. Например, скворец в восприятии Никиты наделен до такой степени, что получил прозвище Желтухин. Кота главный герой называет не иначе, как Василий Васильич, поэтизирует он и коней отчима, и всякую увиденную птицу, будь то яркая иволга или голосистый жаворонок.

Начало повести

С главы "Солнечное утро", начинается "Детство Никиты". Краткое содержание повести - об играх с деревенской ребятней посреди очарования сугробов, покрывающих избы до самых дымоходов; шалый поток весенних вод; темный сад, освещаемый июльскими молниями; сентябрьские плотные, как молоко, туманы. Мальчик видел, как вся жизнь людей посреди этого повторяющегося хоровода времен года проходит органично и естественно, а рождение и смерть подобны восходу и закату солнца.

Специфическую детскую логику повествования в этом произведение не может не отметить написанное нами краткое содержание. Толстого "Детство Никиты", во время работы над ним, самого ввело в особое восторженно-ностальгическое настроение, что он и сам отмечал в воспоминаниях. Очень трепетно автор рассказывает историю о том, как он, небезразлично относящийся к сестре Лиле, вместе с ней обнаружил в пустующей комнате имения кольцо, которое прадедушка когда-то подарил своей любимой. Кольцо лежало внутри вазочки со львиными головами, стоявшей на стенных часах несколько десятков лет. Причем сама Лиля (Никита надел ей колечко на пальчик) удивительно напоминала прабабушку, портрет которой в амазонке с вуалью висел на стене в тайной комнате. Проникновенно написал об этом эпизоде Алексей Толстой.

Произведение автобиографического характера

Что мы заметим, если выделим из авторского повествования о самом романтическом году жизни главного героя сжатое, краткое содержание? Толстого "Детство Никиты", следуя правилам жанра, продолжило традицию Льва Николаевича Толстого («Детство, отрочество, юность»), М. Горького ("Детство", "В людях."), С. Аксакова ("Детские годы Багрова внука").

Все эти книги ценны для прочтения взрослыми людьми, особенно родителями. Они - автобиографичны и помогают осознать, как мыслит ребенок, поясняют мотивы его поступков. Впрочем, если говорить об авторском стиле этих художественных автобиографий, то следует указать, что Алексей Толстой - единственный из всех вышеупомянутых классиков, который повествовал о детстве от третьего лица.

Поэтизация мальчиком времен года

Описание весны и просыпающейся природы также входит в краткое содержание книги "Детство Никиты", поскольку занимает значимое место в книге. Ведь главный герой сам отождествляет себя с природой, искренно считая по велению души, что все природные богатства вокруг - родные ему. Его приводят в восторг десятки тысяч ручейков от тающего в марте снега в степи. Он, наслаждаясь, дышит полной грудью весенним "острым и чистым" воздухом. И чем-то очень значительным казался ледокол на реке, когда она показывала свой буйный нрав, поднимаясь над плотиной, и с шумом ниспадала в омуты.

А далее Алексей Толстой пишет по-детски восторженно о майских медовых трелях иволги. О плавающем в знойном летнем небе степном орле рассказывает нам "Детство Никиты". Очень краткое содержание этого произведения неизменно указывает на связь формирующейся личности главного героя с окружающим его миром. Не это ли является определяющей чертой детства? Возможно, к осознанию этого нюанса подводит нас Алексей Толстой?

Потребность мальчика ощущать это единство чрезвычайно важна для его личности. Поэтому даже учитель Аркадий Иванович не журит его, когда он сбегает с урока, чтобы посмотреть на реку. Неслучайно автором в главе "На возу" использовано столь романтичное сравнение: "На возу, словно в колыбели, Никита плыл под звездами, глядя на далекие миры".

Заключение

Первоначальное название произведения звучало как "Повесть о многих превосходных вещах". Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном вдохновении.

Последняя глава повести имеет короткое название - "Отъезд". Ее концовка начинается сообщением о том, что Никите удалось сдать экзамен к поступлению во второй класс. А завершается книга грустной фразой: "Этим событием кончается его детство".