Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О порядке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Статья 1. Общие положения

Настоящий Закон устанавливает порядок учета граждан, имеющих место жительства на территории Московской области и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Статья 2. Орган, осуществляющий учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Учет граждан, имеющих в соответствии с частью 1 статьи 91 3 Жилищного кодекса Российской Федерации право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления).

Статья 3. Порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

1. Принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется на основании представленных данными гражданами заявлений о принятии на учет и необходимых документов, подтверждающих соответствие указанных граждан условиям, установленным частью 1 статьи 91 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, в орган местного самоуправления по месту их жительства или через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром.

2. Принятие на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования не достигших восемнадцати лет граждан (за исключением эмансипированных граждан или граждан, вступивших в брак), и недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений
о принятии на учет, поданных их законными представителями.

3. Для принятия на учет гражданин подает заявление по месту своего жительства.

4. К заявлению о принятии на учет прилагаются следующие документы:

1) документы, удостоверяющие личность гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

2) выписка из домовой книги по месту регистрации;

3) решение органа местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

4) согласия на обработку персональных данных гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества;

6) документы, подтверждающие размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, а также стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

7) медицинское заключение для граждан или постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

8) документы, подтверждающие непригодность жилого помещения для проживания, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

5. Самостоятельно представляются гражданами документы:

1) указанные в пунктах 1, 2, 3, 4, 6, 7 части 4 настоящей статьи;

2) указанные в пунктах 5 и 8 части 4 настоящей статьи, в случае, если они не имеются в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

6. Органы местного самоуправления не вправе требовать у граждан документы, если такие документы (их копии или содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Органы местного самоуправления самостоятельно запрашивают такие документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствующих органах и организациях, если гражданин не представил их по собственной инициативе.

7. Одновременно с подлинниками документов, указанных в части 4 настоящей статьи, гражданин представляет их копии. Свидетельствование верности копий документов осуществляется лицом, принимающим документы, после чего подлинники документов возвращаются заявителю.

8. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - Книга регистрации). Каждому заявлению присваивается порядковый номер.

9. В день получения заявления и документов, представленных гражданином, ему выдается расписка в получении документов с указанием их перечня, даты получения и порядкового номера, под которым заявление зарегистрировано в Книге регистрации, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

10. Орган местного самоуправления в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином и (или) полученных по межведомственным запросам, принимает решение
о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.

11. Орган местного самоуправления в случае принятия решения о принятии гражданина на учет не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия такого решения письменно уведомляет об этом гражданина. Уведомление выдается или направляется гражданину почтовым отправлением.

12. Принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется в порядке очередности исходя из времени подачи заявлений о принятии на учет и документов, указанных в части 4 настоящей статьи. Временем принятия на этот учет граждан считается время подачи указанных заявлений и документов, а временем принятия на этот учет граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года
в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, - время принятия указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

13. Граждан, принятых на учет, регистрируют в Книге учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - Книга учета).

14. На каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором содержатся заявления и документы, предоставленные с частью 4 настоящей статьи, а также копии решений, принимаемых органом местного самоуправления. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру очередности в Книге учета. Документы в учетном деле располагаются по датам поступления, страницы нумеруются, составляется опись. Изменения в учетное дело вносятся на основании документальных сведений о гражданах.

15. Орган местного самоуправления устанавливает порядок ведения и обеспечивает надлежащее хранение Книги регистрации, Книги учета и учетных дел граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

16. Формы заявления, Книги регистрации, Книги учета утверждаются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере жилищной политики.

Статья 4. Отказ в принятии граждан на учет нуждающихся
в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

1. Орган местного самоуправления принимает решение об отказе в принятии гражданина на учет в следующих случаях:

1) заявитель является иностранным гражданином, лицом без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное;

2) гражданин не был признан по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не был признан по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом Московской области или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

3) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества превышают максимальный размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества, установленный органом местного самоуправления;

4) гражданин признан или имеет основания быть признанным малоимущим в порядке, установленном Законом Московской области № 277/2005-ОЗ «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»;

5) гражданином не представлены документы, указанные в части 4
статьи 3 настоящего Закона, за исключением документов, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

6) гражданином представлены документы, содержащие недостоверные сведения.

2. Решение об отказе в принятии гражданина на учет должно содержать обязательную ссылку на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, в том числе информацию о наличии недостатков в представленных документах и о возможности их устранения. Решение выдается или направляется гражданину, в отношении которого принято такое решение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Статья 5. Перерегистрация состоящих на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Один раз в три года в муниципальных образованиях Московской области проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете,
в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления.

Статья 6. Снятие граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

1. Граждане снимаются с учета в случаях:

1) предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или по договорам социального найма;

2) подачи гражданами по месту учета заявления о снятии с учета;

3) утраты гражданами оснований, дающих им право на получение жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

4) приобретения или строительства гражданами жилого помещения за счет бюджетных средств или субсидий, выделенных в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления (датой снятия с учета является государственная регистрация права собственности на жилое помещение);

5) предоставления гражданам в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия граждан на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии граждан с учета должны быть приняты органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии граждан с учета должны содержать обязательную ссылку на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии граждан с учета выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы ими в судебном порядке.

3. Снятие гражданина с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования не препятствует повторному принятию его на учет. В таком случае принятие его на учет производится в порядке, установленным настоящим Законом.

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В действующей Конституции РФ в неизменном виде сохранен принцип нормирования жилья, предоставляемого из государственного, муниципального жилищных фондов. Так, согласно п.3 ст.40 социальное жилье предоставляется в соответствии с установленными законом нормами.

Однако, в отличие от императивного установления в ЖК РСФСР нормы жилой площади в размере 12 квадратных метров на человека, ЖК РФ устанавливает лишь порядок определения нормы. Так, согласно п.2-3 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Между тем, думается, что именно на федеральном уровне в кодифицированном акте следовало бы установить гарантию права на жилище в виде минимального размера нормы предоставления, ведь речь идет об удовлетворении основной жизненной потребности гражданина.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

Наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: 1) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; 2) сдавать жилое помещение в поднаем; 3) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов; 4) осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения; 5) требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение в соответствии с целевым назначением; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обмен. Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.

Обмен осуществляется на основании заключенного между указанными нанимателями договора об обмене жилыми помещениями.

Предметом договора обмена жилыми помещениями могут быть только жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма, а субъектами обмена - наниматели социального жилья. Обмен жилых помещений, относящихся к фонду социального использования, на жилые помещения индивидуального, специализированного и жилищного фонда коммерческого использования ("смешанный" обмен), а также обмен членом семьи нанимателя по договору социального найма приходящейся на него доли площади жилого помещения с другим лицом при условии вселения его в качестве члена семьи нанимателя ("родственный" обмен) ЖК РФ не предусмотрен.

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ): одна сторона — собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом РФ (ст. 60). Малоимущим гражданам, признанным по установленным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке.

Малоимущие граждане — это граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего .

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или ее субъекта по предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ, или федеральным законом, или законом субъекта федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта федерации. Категориям граждан, указанным в норме части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального органами местного самоуправления, если последние наделены в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. До вступления в силу Жилищного кодекса России (до 1 марта 2005 г.) жилые помещения по договору социального найма могли предоставляться не только малоимущим, но и другим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

Согласно статье 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Однако граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на данном учете до получения жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета, если утрачивают основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Новые основания и ограничения, которые предусмотрены Жилищным кодексом, не влияют на право гражданина получить жилое помещение по договору социального найма. Иными словами, если гражданин не является малоимущим и до 1 марта 2005 г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то он не утратит право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта федерации. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором России не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие:

  1. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  2. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  3. проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  4. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Договор социального найма: Видео

1. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (далее - решение) принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы. Решение является основанием для заключения договора социального найма.

2. В договоре социального найма помимо нанимателя указываются лица, вселяемые в предоставляемое жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя

Комментарий к ст. 24 Закона

Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 27.03.2012 N 594 "Об утверждении отдельных типовых распоряжений Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы" утверждены формы решений о предоставлении жилых помещений.

Указанным нормативным актом предусмотрены 52 вида решений (распоряжений). Общие требования к оформлению типовых видов распоряжений ДЖПиЖФ также установлены. Так, структура распоряжения содержит:

Название распоряжения;

Описательную часть;

Распорядительную часть.

Название распоряжения содержит информацию:

О предоставлении, о закреплении, о заключении, об отмене, о внесении изменений и т.д.;

Фамилия, инициалы заявителя;

Вид обеспечения (по договору найма, по договору купли-продажи и т.д.);

При необходимости уточняющую информацию (в дополнение к занимаемому помещению, со снятием с жилищного учета, адрес регистрации и т.д.)

Указания к оформлению названия распоряжения:

ФИО заявителя - пишутся фамилия и инициалы, в скобках указать состав (на семью из ____ человек; на одного);

В распоряжениях о предоставлении субсидии, жилого помещения по договору КПР, КПИ в случае предоставления части семьи с освобождением занимаемого жилого помещения в названии распоряжения не использовать слова "без освобождения занимаемого жилого помещения", "с освобождением занимаемого жилого помещения";

При написании названия распоряжения использовать полужирный шрифт.

Описательная часть содержит следующую информацию:

1. Данные о жилой площади заявителя и членов его семьи;

2. Данные о членах семьи заявителя;

3. Данные об отсутствии иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, в отношении которых заявитель и члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности.

На территории города Москвы и Московской области данные подтверждаются на основании выписок из ЕГРП, на остальной территории Российской Федерации - на основании личных заявлений.

4. Данные по жилищному учету семьи заявителя;

5. Данные о 10-летнем проживании в городе Москве семьи заявителя и по ухудшению жилищных условий;

6. При рассмотрении вопроса о предоставлении жилого помещения заявителю Комиссией по жилищным вопросам Правительства Москвы указать:

Дату и номер протокола;

Содержание принятого решения.

7. Данные о включении в программу обеспечения жилыми помещениями на текущий год.

8. Основания для издания распорядительной части (предоставления жилого помещения, отмены распоряжения и т.д.).

Распорядительная часть содержит следующую информацию:

1. Данные о предоставлении;

2. Указания о снятии с жилищного учета (при необходимости);

3. Обязательства заявителя и членов его семьи при освобождении занимаемого жилого помещения;

4. Указания Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы;

5. Указания по изменению вида жилищного фонда;

6. Указания Управлению государственного учета и использования жилищного фонда города Москвы;

7. Указания Управлению прав собственности города Москвы в жилищной сфере;

8. Условия отмены распоряжения;

10. Указания по контролю за выполнением распоряжения;

Подписывается распоряжение одним из заместителей руководителя Департамента

Автор комментария: Адвокат Полина Кузнецова