Осуществление управления федеральной собственностью обеспечение. Президент рф осуществляет управление федеральной собственностью. Право федеральной собственности

Управление федеральной собственностью относится к исключительной компетенции госструктур. Законодательством определяется круг этих уполномоченных институтов, порядок и условия пользования, распоряжения, владения имуществом. Рассмотрим далее, кто занимается управлением федеральной собственностью.

Общие сведения

На федеральном уровне действуют различные органы власти. Между ними устанавливаются тесные взаимосвязи. На этом уровне, в частности, работают президент, правительство, ФС, субъекты РФ, фискальные и прочие ведомства и министерства, фонды и так далее. В существующей системе особая роль принадлежит Главе государства. Именно президент обеспечивает согласованность в действиях всех институтов власти посредством издания указов и распоряжений. Этими актами, в том числе, координируется управление федеральной собственностью. Такие указы и распоряжения обладают многократным или постоянным действием.

Органы управления государственной (федеральной) собственностью

Ключевая роль в решении вопросов, касающихся госимущества, принадлежит исполнительным институтам власти. Высшим органом в системе является правительство. Оно наделяется соответствующими полномочиями Конституцией и ФЗ. Правительство осуществляет управление федеральной собственностью во взаимодействии с различными институтами власти, госпредприятиями, учреждениями, акционерными обществами. В системе власти созданы также министерства, в полномочия которых включены вопросы, касающиеся госимущества. Особой компетенцией наделяется Минэкономразвития. Необходимо отметить и Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью. Этот институт решает огромное количество задач, в том числе, предоставляет услуги населению, обеспечивает реализацию госполитики в имущественной сфере.

Высший исполнительный институт

Как было указано, управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ. В процессе реализации своих полномочий этот институт взаимодействует с другими структурами по двум направлениям: сверху вниз и снизу вверх. В первом случае инициатива исходит от правительства, а во втором - от исполнительной власти на местах.

Компетенция

В процессе работы:


Ключевые задачи

Поскольку в первую очередь управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ, на этот институт возлагается большой объем работы. В своей деятельности эта структура учитывает необходимость стабилизации и расширения производства на госпредприятия, применения антимонопольных и прочих мер. Обеспечивая управление федеральной собственностью, высший исполнительный институт рассматривает проекты планов приватизации, решает вопросы, касающиеся предоставления дотаций, субвенций, оказания иных видов помощи на безвозмездной и возвратной основе.

Минэкономразвития

Оно обладает обширными полномочиями в сфере народного хозяйства. В задачи Министерства входит и управление федеральной собственностью. Среди ключевых его функций следует отметить:

  1. Разработку предложений о развитии госсектора экономики совместно с другими исполнительными структурами, анализ и прогнозирование развития.
  2. Составление планов реформирования госпредприятий, общее методическое руководство и координация деятельности других институтов власти в данной сфере.
  3. Участие в формировании приватизационной политики и управления госимуществом.
  4. Контроль деятельности естественных монополий, разработка прогнозов по объемам производства.

В процессе своей работы Минэкономразвития тесно взаимодействует с другими Министерствами (сельского хозяйства, энергетики, экологии и природных ресурсов, торговли и промышленности, регионального развития и так далее).

Счетная палата

Выше отмечалось, что управление федеральной собственностью осуществляет не только исполнительная ветвь власти. К уполномоченным в данной сфере структурам относят и Счетную палату. Она представляет собой постоянно действующий институт, обеспечивающий финансовый контроль. Счетная палата формируется Федеральным Собранием. В качестве одной из ключевых задач структуры выступает определение целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств и использования госимущества.

Федеральное агентство по управлению государственной собственностью (Росимущество)

Эта структура находится в ведении Минэкономразвития. Непосредственное управление федеральной собственностью осуществляет центральный аппарат Росимущества. Эта структура работает в сфере земельных отношений, реализует функции по предоставлению гос. услуг. Росимущество:


Центральный аппарат Росимущества

В его структуру входят:

  1. Руководство (начальник и его заместители).
  2. Советники (помощники).
  3. Структурные подразделения.

В составе последних присутствуют управления:


Территориальные подразделения

Они сформированы Росимуществом в соответствии с действующим законодательством. Территориальные подразделения составляют единую систему институтов управления и приватизации госсобственности. Они создаются по приказу Росимущества в конкретном муниципальном образовании, согласно схеме, утвержденной в установленном порядке. Все, кто занимается управлением федеральной собственностью, наделяются правами и обязанностями, а также полномочиями для их реализации.

Функции

Каждое территориальное подразделение Росимущества, обеспечивая управление федеральной (государственной) собственностью, осуществляет:


Дополнительно

Деятельность территориальных подразделений Росимущества осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Руководитель исполнительной структуры утверждает Положение о структурных отделах в соответствии с типовой его формой, принятой по приказу Минэкономразвития. Назначение на должность и снятие с поста начальника территориального подразделения осуществляется министром по представлению руководства Росимущества с соблюдением требований, установленных в законодательстве. Прочие служащие зачисляются в штат и увольняются по правилам, предусмотренным локальными нормативными актами (приказами).

Заключение

Все приведенные выше федеральные органы, а также их территориальные подразделения выполняют важнейшие задачи в сфере управления госсобственностью. Законодательство наделяет их определенным кругом полномочий и прав. Вместе с этим, для обеспечения надлежащего выполнения поставленных задач для этих структур предусматривается ответственность. Руководители территориальных органов Росимущества организуют их работу, контролируют соблюдение установленных требований. При этом они несут персональную ответственность за реализацию функций, возложенных на подразделения. Руководство территориальных структур обязано направлять отчеты в вышестоящую инстанцию (Росимущество) о проделанной работе.

Особого рассмотрения заслуживают отношения между субъектами и объектами собственности, складывающиеся на федеральном уровне. Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе, ориентируясь на использование метода проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.

Во-вторых, федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство.

До принятия Земельного кодекса вся совокупность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, фактически рассматривается как часть федеральной собственности.

В-третьих, объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное управление и т.д.

Поэтому разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.

В-четвертых, реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления федеральной собственностью.

Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Каждый уровень управления может быть охарактеризован следующим образом:

До настоящего времени не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной собственности между различными институтами федеральной власти.

Практически все названные органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении конкретных объектов федеральной собственности.

Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования системы участия органов федерального управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено властными полномочиями, достаточными для выполнения своих основных функций.

Координация и разграничение сферы деятельности органов государственного контроля за управлением госимуществом осуществляется в соответствии с разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти.

Государственная Дума Российской Федерации:

а) рассматривает отчет Правительства РФ об управлении государственным имуществом;

б) проводит депутатские слушания по вопросам управления объектами государственной собственности;

в) контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности (в том числе его приватизации, продажи), а также средств, полученных от управления объектами государственной собственности;

г) осуществляет иные контрольные полномочия в соответствии с федеральными законами .

Правительство Российской Федерации:

а) контролирует работу Министерства государственного имущества по управлению и ведению учета объектов государственной собственности;

б) утверждает отчеты Министерства государственного имущества по управлению объектами государственной собственности;

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства об управлении объектами государственной собственности.

Минимущество:

а) проводит проверки использования объектов государственной собственности;

б) запрашивает и получает информацию по вопросам, связанным с использованием объектов государственной собственности;

в) проводит по поручению Правительства РФ ревизию объектов государственной собственности, составляет и представляет в Правительство акты по ее результатам.

Управление государственным имуществом должно строиться на следующих принципах: законности; разграничения полномочий между субъектами управления государственным имуществом; подотчетности и подконтрольности; гласности; самостоятельности пользователей; эффективности; обеспечения условий для развития состязательности (конкуренции); обязательности отчислений в бюджет средств от использования государственного имущества (платности) .

От имени Российской Федерации правомочия собственника в пределах установленной законодательством компетенции осуществляет Правительство РФ. Федеральным органом по управлению государственным имуществом является Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество). Оно взаимодействует с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку - по вопросам управления государственными пакетами акций и другими ценными бумагами; с Российским фондом федерального имущества - по вопросам продажи находящихся в государственной собственности пакетов акций; с Федеральной службой по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению - по вопросам предотвращения несостоятельности (банкротства) и восстановлению платежеспособности госпредприятий.

Минимущество проводит единую государственную политику в области реформирования имущественных отношений с целью обеспечения эффективного управления, распоряжения и рационального использования федеральной собственности . Оно решает следующие задачи:

Координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области управления и распоряжения федеральной собственностью, в том числе в области регулирования рынка недвижимости, взаимодействия по этим вопросам с органами исполнительной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

Создания системы учета и контроля использования федерального имущества и обеспечения ее эффективного функционирования;

Обеспечения деятельности своих территориальных органов и подведомственных организаций;

Защиты имущественных интересов Российской Федерации, методического и правового обеспечения процессов приватизации и управления федеральной собственностью .

Минимущество осуществляет следующие функции:

Управляет и распоряжается в установленном порядке федеральным имуществом, в том числе имуществом, закрепленным за федеральными государственными казенными предприятиями, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также управляет и распоряжается находящимися в федеральной собственности акциями, долями (вкладами) хозяйственных обществ и товариществ;

От имени Российской Федерации приобретает имущество и осуществляет имущественные права, выступает полномочным представителем Правительства РФ по вопросам правопреемства;

Передает имущество, находящееся в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность;

Закрепляет государственное имущество, находящееся в федеральной собственности, в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий и в оперативное управление государственных казенных предприятий и государственных учреждений;

Принимает в установленном порядке решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений;

Выступает учредителем хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием;

Разрабатывает и утверждает государственные программы и планы приватизации и национализации, организует и контролирует их реализацию;

Отчитывается о ходе выполнения государственных программ приватизации и национализации перед Правительством РФ;

Разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам управления и распоряжения объектами федеральной собственности, а также организует правовое обеспечение и осуществляет методическое руководство в этой области;

Готовит и представляет в Правительство РФ прогноз, а также контролирует поступления в федеральный бюджет средств от использования имущества, отнесенного к федеральной собственности, принимает необходимые меры для обеспечения этих поступлений;

Обеспечивает защиту имущественных прав и интересов государства;

Осуществляет, в том числе через свои территориальные органы, контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью;

Приобретает за счет средств федерального бюджета акции, доли (вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также обменивает акции, находящиеся в государственной собственности, на акции инвестиционных фондов и иных акционерных обществ в соответствии с антимонопольным законодательством;

Отчитывается перед Правительством РФ об использовании государственного имущества;

Принимает иные решения в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также в соответствии с Положением о министерстве, утверждаемом Правительством РФ .

Управление федеральным имуществом на территории субъектов Российской Федерации осуществляют территориальные органы Минимущества, чья компетенция устанавливается федеральным законодательством.

Управление государственным имуществом субъектов Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов федерации. Компетенция, функции и задачи органов по управлению государственным имуществом субъекта РФ определяются региональным законодательством. Уполномоченным органом, осуществляющим управление имуществом субъекта федерации, является соответствующий орган по управлению государственным имуществом (например, комитет или иной орган), созданный по решению субъекта РФ. Комитет может наделяться полномочиями территориального органа Минимущества. По вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральной собственностью комитет подотчетен Минимуществу, а по вопросам приватизации, управления и распоряжения государственной собственностью субъекта Российской Федерации - главе исполнительной власти субъекта РФ. Председатель комитета назначается и освобождается от должности органами государственной власти субъекта РФ по согласованию с Минимуществом .

Органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований могут создавать органы по управлению муниципальным имуществом. Функции по управлению государственным имуществом они могут выполнять в пределах делегированных им органами государственной власти субъекта РФ полномочий.

Контроль за использованием государственного имущества осуществляют Государственная Дума, Правительство РФ и Минимущество в пределах их компетенции, а также Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, специальные органы государственного финансового контроля, в том числе Государственная контрольно-ревизионная служба РФ, иные органы ведомственного контроля за управлением государственным имуществом.

Управление федеральной собственностью относится к юрисдикции государственных структур. Законодательство РФ определяет уполномоченные институты, порядок и условия распоряжения владения имуществом. Далее детально рассмотрим, кто осуществляет управление собственностью на федеральном уровне.
На федеральном уровне действуют разные органы власти, между которыми установлены тесные взаимосвязи. На данном уровне осуществляет работу президент, правительство, ФС, субъекты РФ и т. д. В этой системе главная роль отводится президенту. Он согласовывает действия всех институтов власти путем издания распоряжений и приказов. На основании этих актов происходит управление федеральной собственностью. Все указы и распоряжения могут иметь многократное или постоянное действие.

Главная роль относительно решения вопросов касающихся государственного имущества принадлежит институтам власти. Высший орган власти – правительство, которое наделено необходимыми полномочиями Конституцией и ФЗ. Правительственный аппарат осуществляет управление федеральной собственностью и координирует действия госпредприятий, учреждений и акционерных обществ.

В органах власти созданы министерства, в полномочия которых входит решение вопросов относительно государственного имущества. Особым статусом наделено Министерство экономического развития, а также Федеральное агентство по управлению собственностью. Этот институт решает множество задач, таких как поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, оценка регулирующего действия, развитие экономики регионов и т. д.

Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ и в процессе реализации поставленных задач взаимодействует с другими структурами по двум направлениям. В первом случае инициатива исходит от правительства, а во втором – от исполнительной власти на местах.

В процессе работы осуществляется:

  1. Единство социально-экономического пространства.
  2. Планируется инвестиционная деятельность с последующим принятием мер по ее реализации.
  3. Реализуется госполитика в области финансового и международного взаимодействия.
  4. Предпринимаются меры по защите российского производителя.
  5. Формируется экономический план по обеспечению работы оборонных отраслей.

Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ, поэтому на данный институт возлагаются первоочередные задачи и большой объем работы. Эта структура в своей деятельности учитывает важность стабилизации и расширения производства на государственных предприятиях и применения антимонопольных мер.

Минэкономразвития

Данное министерство обладает колоссальными полномочиями в сфере народного хозяйства. В задачи Минэкономразвития входит осуществление управления федеральной собственностью. Среди главных его функции можно отметить следующие задачи:

  1. Разработка предложений по развитию и внедрение в действие госсектора экономики с дальнейшим прогнозированием развития совместно с другими подразделениями.
  2. Составление планов реформирования и общего методического руководства для госпредприятий и взаимодействие с другими институтами власти в этой сфере.
  3. Активное участие формирование приватизационной политики и управление госимуществом.
  4. Прогнозирование объемов производства и активное формирование приватизационной политики.

В процессе работы Министерство экономического развития тесно сотрудничает с другими министерствами.

Счетная палата

К уполномоченным по управлению федеральной собственностью относится и Счетная палата, которая обеспечивает постоянный финансовый контроль. Счетная палата формируется по распоряжению Федерального собрания. Главная задача данной структуры – определение эффективности трат из бюджетных средств и использования госимущества.

Росимущество

Данная структура находится в распоряжении Минэкономразвития и работает в сфере земляных отношений и выполняет реализацию функций по предоставлению государственных услуг. Основные функции Росимущества таковы:

  1. Обеспечение управления государственной собственностью и анализ деятельности, связанной с приватизацией и распоряжением им. Для выполнения анализа проводят социологические, маркетинговые и другие исследования. На основании собранных данных разрабатываются предложения по усовершенствованию механизмов имущественного реформирования и земельных отношений.
  2. Решаются вопросы, относительно оптимизации числа акций АО, которые находятся в государственной собственности. При реализации данной задачи поддерживается сохранение механизмов регулирования в экономических отраслях.
  3. Анализ показателей активности работы госпредприятий по секторам народного хозяйства для повышения их количества и повышения конкурентоспособности.
  4. Разработка и проведение земельных работ при участии заинтересованных исполнительных структур.
  5. Проектирование законов и нормативных актов относительно владения, распоряжения, учета и контроля использования госимущества.
  6. Подготовка предложений по разграничению госсобственности. Работа осуществляется при поддержке региональных и местных властей.

Территориальные подразделения

Данная структура сформирована Росимуществом согласно действующему закону. Территориальные подразделения входят в единую систему институтов управления государственной собственности. Она создается в конкретном муниципальном образовании по утвержденной схеме, приказом Росимущества. Все территориальные подразделения наделяются правами и обязанностями для управления федеральной собственностью. Каждое территориальное подразделение в период осуществления своих функций контролирует:

  1. Ведение учета материальных ценностей в конкретном регионе.
  2. Учет акционерных обществ, появившихся при приватизации госпредприятий, находящихся на территории субъекта.
  3. Составление отчетов о выполненной задаче относительно формирования бюджета и использования государственной собственности.
  4. Учет арендных договоров федеральной собственности.
  5. Согласование сдачи в пользование объектов, которые находятся в хозяйственном ведении.
  6. Обеспечение сохранности и контроля целевого применения госимущества. Данная структура предпринимает соответствующие действия по выявлению нарушений правил эксплуатации объектов.
  7. Осуществление оценочной экспертизы стоимости федеральной собственности.

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 112

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 113

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.