Освобождение подозреваемых производится на основании. Задержание подозреваемого. присмотр за несовершеннолетним обвиняемым

Новая редакция Ст. 94 УПК РФ

1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований .

2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.

3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Комментарий к Статье 94 УПК РФ

1. Основаниями освобождения подозреваемых из-под стражи являются:

1) судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом (об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о признании задержания незаконным или необоснованным);

2) постановление следователя (дознавателя и др.) об освобождении задержанного;

3) постановление начальника места содержания подозреваемого или постановление прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого в связи с истечением установленного законом срока задержания.

2. Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником места содержания подозреваемого по получению соответствующего решения суда либо постановления следователя (дознавателя и др.) немедленно.

3. Начальник места содержания подозреваемого обязан письменно уведомить следователя (дознавателя и др.), в производстве которого находится уголовное дело, а также надзирающего прокурора об истечении срока содержания под стражей обвиняемого (подозреваемого) так, чтобы не позднее чем за 24 часа до момента завершения действия постановления следователя (дознавателя и др.), явившегося основанием помещения обвиняемого (подозреваемого) в следственный изолятор, следователь (дознаватель и др.) получил настоящее уведомление.

4. Если по истечении десяти (тридцати) суток с момента задержания на основании ст. ст. 91 и 92 УПК РФ подозреваемого соответствующее решение о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, об освобождении подозреваемого не поступило, начальник места содержания подозреваемого немедленно освобождает его своим постановлением.

5. Подозреваемому, освобожденному из-под стражи, выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете, а также справка, в которой указываются срок его содержания под стражей и основания освобождения. Подозреваемый, освобожденный из-под стражи, администрацией места содержания под стражей в случае необходимости обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие (ст. ст. 49, 50 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

6. См. также комментарий к ст. ст. 91, 92, 97 - 100, 108, 123 - 126 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Закон допускает освобождение от задержания не тем лицом, которое приняло решение о задержании: если дело находится в производстве дознавателя, то начальником органа дознания, если в производстве следователя - прокурором. Эти должностные лица вправе освободить подозреваемого, срок задержания которого продлен судьей до 72 часов (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ), но еще не истек, не ставя судью в известность об этом.

2. Подозрение следует считать неподтвердившимся (п. 1 ч. 1 ст. 94 УПК РФ), когда доказано, что подозреваемый не причастен к совершению преступления, и при этом исчерпаны все возможности для сбора дополнительных доказательств его вины. Если было возбуждено уголовное дело, уголовное преследование подлежит прекращению за непричастностью подозреваемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).

3. Отсутствие оснований для заключения подозреваемого под стражу, указанных в ст. ст. 97 и 99 УПК РФ, делает его задержание бесперспективным.

4. Задержанный подлежит освобождению не только при нарушении требований , но и в других случаях несоблюдения порядка задержания, в частности когда выяснилось, что преступление не наказуемо лишением свободы; в течение срока задержания уголовное дело не возбуждено; должностное лицо, задержавшее подозреваемого, не наделено необходимыми полномочиями; отсутствует протокол задержания или постановление органа дознания, следователя, прокурора о задержании; протокол задержания или постановление о задержании ненадлежащим образом оформлены (нет подписей, не обозначено время задержания и т.п.).

5. Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента фактического лишения свободы, если не избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. При продлении срока задержания подозреваемый подлежит освобождению по истечении установленного судьей срока. Судья вправе продлевать задержание несколько раз, но общий срок неоднократно продленного им задержания не может превышать 72 часов. Хотя о продлении судьей срока задержания говорится в главе 13 УПК РФ "Меры пресечения", речь идет все же именно о задержании, поскольку в п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ установлено, что продление указанного срока допускается для собирания доказательств "обоснованности задержания". Если судья отказал в продлении срока задержания, подозреваемый освобождается немедленно. В подтверждение того, что подозреваемый в этом случае должен быть освобожден, ему выдается копия определения или постановления суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя или следователя о заключении подозреваемого под стражу.

  • Понятие и назначение уголовного судопроизводства
    • Понятие и сущность уголовного процесса
    • Назначение уголовного судопроизводства
    • Стадии уголовного судопроизводства
    • Исторические типы (формы) уголовного процесса
  • Уголовно-процессуальное законодательство
    • Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
    • Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
    • Общая характеристика и структура УПК РФ
    • Общая характеристика образцов уголовно-процессуальных документов и требования к ним
  • Уголовно-процессуальное право
    • Понятие и значение уголовно-процессуального права
    • Уголовно-процессуальные правовые нормы: виды и структура
    • Уголовно-процессуальные правоотношения
    • Процессуальная форма
    • Уголовно-процессуальные документы
    • Процессуально-правовые гарантии
    • Уголовно-процессуальные функции
    • Уголовно-процессуальное право и его межотраслевые связи
    • Уголовно-процессуальное право и нормы морали
  • Принципы уголовного судопроизводства
    • Понятие, значение и классификация принципов уголовного судопроизводства
    • Характеристика общеправовых принципов уголовного процесса
  • Участники уголовного судопроизводства
    • Суд, судья, их процессуальные полномочия
    • Подсудность уголовных дел и ее виды
  • Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Общая характеристика участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Прокурор в уголовном процессе
    • Следователь в уголовном процессе
    • Руководитель следственного органа
    • Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель
    • Потерпевший в уголовном процессе
    • Частный обвинитель в уголовном процессе
    • Гражданский истец в уголовном процессе
  • Представители потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца
  • Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
    • Подозреваемый в уголовном процессе
    • Обвиняемый, законные представители в уголовном процессе
    • Защитник в уголовном процессе
    • Гражданский ответчик, его представитель в уголовном процессе
  • Иные участники уголовного судопроизводства
    • Свидетель в уголовном процессе
    • Эксперт в уголовном процессе
    • Специалист в уголовном процессе
    • Переводчик в уголовном процессе
    • Понятой в уголовном процессе
  • Доказательства и доказывание в уголовном процессе
    • Понятие и признаки доказательств в уголовном процессе
    • Классификация доказательств
    • Основания и порядок признания доказательств недопустимыми
    • Предмет и пределы доказывания
    • Процесс доказывания и его цель
    • Общая характеристика показаний как вида доказательств
    • Заключение и показания эксперта
    • Заключение и показания специалиста
    • Вещественные доказательства
    • Протоколы следственных действий и судебного заседания. Иные документы
    • Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Меры процессуального принуждения
    • Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
    • Основания, порядок задержания и освобождения подозреваемого в совершении преступления
    • Понятие и виды мер пресечения, основания и общий порядок их применения
    • Понятие и виды иных мер процессуального принуждения
  • Ходатайства и жалобы
    • Понятие ходатайств и жалоб как индивидуально-правовых актов участников уголовного судопроизводства
    • Процессуальный порядок рассмотрения жалоб
    • Судебный порядок рассмотрения жалоб
  • Процессуальные сроки и процессуальные издержки
    • Сроки в уголовном процессе
    • Процессуальные издержки и их виды
    • Взыскание процессуальных издержек
  • Реабилитация
    • Общая характеристика института реабилитации
    • Сущность реабилитации. Основания возникновения права на реабилитацию и возмещение вреда
    • Право на реабилитацию и возмещение вреда и порядок его реализации
  • Возбуждение уголовного дела
    • Понятие и значение возбуждения уголовного дела
    • Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
    • Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
    • Отказ в возбуждении уголовного дела
  • Предварительное расследование
    • Понятие, значение и формы предварительного расследования
    • Общие условия предварительного расследования
    • Иные условия предварительного расследования
  • Предварительное следствие
    • Процессуальные сроки предварительного следствия и порядок их продления
    • Субъекты предварительного следствия
    • Общие правила производства следственных действий
    • Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
    • Протокол следственного действия и его значение
  • Дознание
    • Порядок и сроки дознания по уголовным делам
    • Особенности возбуждения уголовных дел органами дознания
    • Обвинительный акт дознания и его правовые последствия
  • Привлечение лица в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения
    • Сущность и значение привлечения лица в качестве обвиняемого
    • Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого
    • Допрос в качестве обвиняемого
  • Система следственных действий
    • Осмотр и личный обыск
    • Выемка предметов и документов, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления
    • Контроль и запись телефонных и иных переговоров
    • Допрос
    • Очная ставка, опознание, проверка показаний на месте
    • Производство судебной экспертизы
  • Приостановление и возобновление предварительного следствия
    • Понятие, основания и порядок приостановления предварительного следствия
    • Действия следователя после приостановления предварительного следствия
  • Окончание предварительного следствия, уголовного дела и уголовного преследования
    • Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
    • Постановление о прекращении уголовного дела
    • Решение об окончании предварительного следствия с обвинительным заключением
    • Процессуальный порядок ознакомления участников уголовного процесса с материалами дела
    • Обвинительное заключение
    • Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Направление уголовного дела в суд
  • Подготовка к судебному заседанию
    • Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу
    • Общий порядок подготовки к судебному заседанию
    • Принятие судьей единолично решения по уголовному делу и подготовка к судебному заседанию
  • Предварительное слушание
    • Основания и порядок проведения предварительного слушания
    • Решения, принимаемые судьей по результатам предварительного слушания
  • Судебное разбирательство
    • Понятие, задачи и общие условия судебного разбирательства
    • Непосредственность, устность, гласность и пределы судебного разбирательства. Неизменность состава суда
    • Председательствующий в судебном разбирательстве и его участники
    • Протокол судебного заседания
  • Структура судебного разбирательства
    • Судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого
  • Приговор
    • Понятие, сущность, значение и виды приговора
    • Требования, предъявляемые к приговору
    • Порядок постановления приговора
    • Структура и содержание приговора
  • Особый порядок судебного разбирательства
    • Понятие и основания особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам
    • Судебное заседание при особом порядке судебного разбирательства
  • Производство дел у мирового судьи
    • Особенности производства дел у мирового судьи
    • Судебное разбирательство у мирового судьи
  • Производство в суде с участием присяжных заседателей
    • Общие условия производства в суде присяжных
    • Особенности подготовки к судебному заседанию
    • Подготовительная часть судебного разбирательства
    • Особенности судебного следствия
    • Прения сторон и последнее слово подсудимого
    • Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями
    • Напутственное слово председательствующего
    • Вынесение вердикта судом присяжных
    • Обсуждение последствий вердикта
    • Постановление приговора и принятие иных решений
  • Апелляционное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу, и порядок рассмотрения уголовного дела
    • Понятие и общая характеристика апелляционного производства
    • Субъекты апелляционного обжалования и процедура принесения жалоб и представлений
    • Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела
    • Основания отмены и изменения приговора мирового судьи
    • Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции, и их обжалование
  • Кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу, и порядок рассмотрения уголовного дела
    • Понятие и значение кассационного производства
    • Субъекты кассационного обжалования и порядок принесения жалоб и представлений
    • Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке
    • Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции
    • Понятие, виды и формы решений, принимаемых судом кассационной инстанции
  • Исполнение приговора
    • Понятие и сущность стадий исполнения приговора
    • Вступление судебного решения в законную силу
    • Порядок обращения к исполнению судебного решения
    • Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора
    • Отсрочка исполнения приговора и снятие судимости
  • Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
    • Понятие и правовая природа судебного надзора по уголовным делам
    • Порядок обжалования вступивших в законную силу судебных решений. Судебные надзорные инстанции
    • Характеристика надзорного производства
    • Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции
    • Решения суда надзорной инстанции
  • Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
    • Возобновление производства по уголовному делу: понятие, значение, основания
    • Сроки и процедура возобновления производства по уголовному делу
    • Решения, принимаемые на этапе возобновления производства по уголовному делу
  • Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Особенности производства по делам несовершеннолетних и предмет доказывания
    • Предварительное расследование уголовных дел по обвинению несовершеннолетних
    • Судебное разбирательство
    • Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
    • Особенности имущественной ответственности несовершеннолетних за причиненный преступлением вред
  • Производство о применении принудительных мер медицинского характера
    • Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Особенности досудебного производства о применении принудительных мер медицинского характера
    • Процедура судебного разбирательства
    • Особенности имущественной ответственности
    • Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера
  • Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
    • Круг лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
    • Возбуждение уголовного дела и привлечение лица в качестве обвиняемого
    • Особенности досудебного и судебного производства
  • Международное право и уголовное судопроизводство
    • Применение норм международного права в уголовном процессе
    • Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
    • Выдача лица для целей уголовного преследования или для исполнения приговора
    • Передача выдаваемого лица
    • Международное сотрудничество с государствами, не имеющими договоров по вопросам уголовного судопроизводства с РФ
    • Регулирование уголовно-процессуальных вопросов международными договорами РФ, не вступившими в силу
  • Международное сотрудничество стран СНГ
    • Источники уголовно-процессуального права стран СНГ
    • Задачи и принципы уголовного судопроизводства стран СНГ
    • Особые институты уголовного судопроизводства в странах СНГ
  • Основания, порядок задержания и освобождения подозреваемого в совершении преступления

    В п. 11 ст. 5 УПК задержание подозреваемого определяется как «мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания. дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления». Основания и порядок задержания подозреваемого регламентированы в ст. 91 и 92 УПК.

    Лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (срок лишения свободы в законе не оговорен), при наличии любого из следующих оснований :

    1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    2. когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
    3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

    При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:

    • пыталось скрыться;
    • не имеет постоянного места жительства;
    • не установлена его личность;
    • следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

    УПК усилил требования к дознавателю, следователю, прокурору в плане защиты прав подозреваемого, в том числе и относительно срока задержания. В частности, срок задержания сократился с 72 ч до 48 ч (т.е. с 3 до 2 сут). Сообщение прокурору о произведенном задержании должно быть направлено в течение 12 ч с момента задержания (вместо 24 ч в прежнем УПК).

    Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента:

    • вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено;
    • фактического задержания.

    Безусловно, такие требования должны побудить органы расследования проверять причастность лица к совершению преступления в максимально короткие сроки.

    Необходимо различать задержание за совершение преступления в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом, и задержание за совершение административного правонарушения в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. При этом в соответствии с КоАП (ст. 27.5) задержание в административном порядке допускается на время до трех часов, за исключением отдельных случаев.

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 ч. Срок административного задержания лица в отличие от задержания в соответствии с УПК исчисляется с момента доставления в соответствующий орган - например, в помещение органа внутренних дел.

    УПК в ст. 5 (п. 15) ввел новый термин - «момент фактического задержания», определив его как момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. Данный термин в УПК РСФСР не использовался, однако судебно-следственной практике он был известен. К сожалению, в силу некоторых объективных и субъективных причин в ряде случаев орган дознания или следователь, фактически задержав подозреваемого, протокол задержания оформлял позже. После доставления подозреваемого в орган дознания с ним проводились беседы, отбиралось объяснение и т.п. Если подозреваемого доставили вечером, то он мог быть оставлен в милиции до утра по так называемому рапорту либо оформлен как лицо, совершившее административное правонарушение».

    Все эти незаконные «хитрости» (фактически речь идет о грубейшем нарушении прав человека) в основном характерны для работы уголовного розыска, но зачастую они совершаются с ведома или молчаливого согласия следователя. Поэтому нередко во время судебного разбирательства на вопрос о дате и времени своего задержания подсудимый дает ответ, который не совпадает с официальным протоколом задержания.

    И нередко разница между фактическим задержанием и датой, временем задержания по официальному протоколу составляет от нескольких часов до нескольких дней. Поэтому важная обязанность следователя - правильно и в соответствии с фактическими обстоятельствами составить протокол задержания. В соответствии со ст. 92 УПК протокол задержания должен быть составлен не позднее трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю. При этом подозреваемому разъясняются права, предусмотренные ст. 46 УПК, о чем делается отметка в протоколе задержания.

    В протоколе задержания должны быть указаны дата и время

    1. составления протокола;
    2. задержания подозреваемого.

    Необходимо обратить внимание и на ст. 95 УПК о порядке содержания подозреваемых под стражей. В ч. 2 этой статьи установлено. что в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда в производстве которых находится уголовное дело. Очевидно, при этом речь идет о письменном разрешении, иначе эта норма теряет смысл.

    Подозреваемый в соответствии со ст. 94 УПК подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя в следующих случаях.

    1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
    2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
    3. задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.

    По истечению 48 ч. с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложат окончательное принятие решения в порядке, установленном п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК. В этом случае суд, рассматривая ходатайство об аресте подозреваемого, принимает решение об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 ч. для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. Ходатайство об отложении принятия решения могут заявить стороны, т.е. сторона обвинения (уголовного преследования) и сторона защиты от обвинения. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.

    Следовательно, если срок задержания подозреваемого следователем, дознавателем составляет 48 ч, а суд может отложить принятие решения еще до 72 ч. с продлением срока задержания, то в итоге максимальный срок задержания может составить 5 сут.

    1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
    1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
    2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
    3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.

    2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.

    3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

    4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

    5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

    Комментарий к статье 94 УПК РФ

    1. Комментируемая статья содержит перечень оснований, при наличии которых задержанное лицо подлежит немедленному освобождению. В ч. 1 статьи содержится перечень конкретных случаев, при которых подозреваемый освобождается.

    2. Подозрение в совершении преступления считается неподтвердившимся (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи), если после задержания лица была установлена его непричастность к совершению преступления. Освобождение лица по этому основанию одновременно означает, что оно выбывает из уголовного процесса (или становится свидетелем) и приобретает право на реабилитацию (ст. 133 УПК РФ).

    3. Согласно п. 2 ч. 1 комментируемой статьи лицо подлежит освобождению, помимо прочего, в тех случаях, когда отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом лицо могло быть задержано законно и обоснованно. Однако в ходе последующего производства процессуальных действий не были собраны доказательства того, что оно может совершить следующие действия: 1) скрыться от следствия и суда; 2) продолжать заниматься преступной деятельностью; 3) угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу (ч. 1 ст. 97 УПК РФ).

    4. Лицо, кроме того, подлежит освобождению в случаях, когда его задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ. При этом имеется в виду, что лицо было задержано без достаточных на то оснований. Это не препятствует впоследствии при появлении оснований для заключения под стражу заявлять следователю с согласия руководителя следственного органа и дознавателю с согласия прокурора перед судом ходатайство об избрании данной меры пресечения.

    5. В постановлении об освобождении подозреваемого в числе прочих сведений излагаются обстоятельства задержания подозреваемого и основания его освобождения, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи.

    6. В ч. 2 комментируемой статьи установлен предельный срок задержания лица – 48 часов, который начинает исчисляться с момента фактического задержания лица (п. 15 ст. 5 УПК РФ). Срок нахождения лица в условиях лишения свободы может быть продлен лишь в следующих случаях: 1) когда в отношении лица была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ); 2) когда суд признал задержание законным и обоснованным и продлил срок не более чем на 72 часа с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (п. 3 ч. 7 ст. 108 Кодекса).

    7. Часть 3 комментируемой статьи возлагает на следователя, дознавателя обязанность направить начальнику места содержания подозреваемого постановление судьи о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока задержания в течение 48-часового срока задержания лица. Если этого не произошло, то начальником места содержания подозреваемый немедленно освобождается.

    Помимо комментируемой статьи, данное полномочие начальника места содержания под стражей закреплено в ст. 49–50 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

    8. Согласно ч. 4 комментируемой статьи при отказе в удовлетворении ходатайства должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу лицу при освобождении выдается на руки копия этого судебного решения. Данный документ подтверждает законность освобождения лица, а также может быть использован в случае реабилитации (гл. 18 УПК РФ). Кроме того, лицу в соответствии с ч. 3 ст. 50 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» выдаются принадлежащие ему предметы, документы и деньги, а также справка, в которой указываются срок его содержания под стражей и основания освобождения.

    9. Время, в течение которого лицо может быть задержано в качестве подозреваемого, засчитывается в срок содержания под стражей (п. 2 ч. 1 ст. 109 УПК РФ). Если впоследствии лицо будет признано виновным, то в обвинительном приговоре суд в числе прочего разрешает вопрос о зачете в срок наказания времени предварительного содержания под стражей, в том числе в случае, когда лицо до постановления приговора подвергалось задержанию (п. 9 ч. 1 ст. 308 УПК РФ).

    10. Если после освобождения лица оно подлежит допросу в качестве свидетеля, то перед допросом следователь обязан вынести постановление о прекращении уголовного преследования в отношении данного лица, а также разъяснить ему право на реабилитацию в порядке гл. 18 УПК РФ.

    Другой комментарий к ст. 94 УПК РФ

    1. Основаниями освобождения подозреваемых из-под стражи являются:
    1) судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом (об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о признании задержания незаконным или необоснованным);
    2) постановление следователя (дознавателя и др.) об освобождении задержанного;
    3) постановление начальника места содержания подозреваемого или постановление прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого в связи с истечением установленного законом срока задержания.

    2. Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником места содержания подозреваемого по получению соответствующего решения суда либо постановления следователя (дознавателя и др.) немедленно.

    3. Начальник места содержания подозреваемого обязан письменно уведомить следователя (дознавателя и др.), в производстве которого находится уголовное дело, а также надзирающего прокурора об истечении срока содержания под стражей обвиняемого (подозреваемого) так, чтобы не позднее чем за 24 часа до момента завершения действия постановления следователя (дознавателя и др.), явившегося основанием помещения обвиняемого (подозреваемого) в следственный изолятор, следователь (дознавателя и др.) получил настоящее уведомление.

    4. Если по истечении десяти (тридцати) суток с момента задержания на основании ст. 91 и 92 УПК подозреваемого соответствующее решение о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, об освобождении подозреваемого не поступило, начальник места содержания подозреваемого немедленно освобождает его своим постановлением.

    5. Подозреваемому, освобожденному из-под стражи, выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете, а также справка, в которой указываются срок его содержания под стражей и основания освобождения. Подозреваемый, освобожденный из-под стражи, администрацией места содержания под стражей в случае необходимости обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие (ст. 49, 50 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

    6. См. также комментарий ст. 91, 92, 97-100, 108, 123-126 УПК.

    Консультации юристов по ст. 94 УПК

    Если у вас остались вопросы по статье 94 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Основания и порядок освобождения задержанного установле­ны в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следова­теля подозреваемый подлежит освобождению, если:

    1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

    2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

    По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если

    · в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо

    · суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.

    Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

    Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

    При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

    Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству од­ной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления зая­вившей такое ходатайство стороной дополнительных доказа­тельств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задер­жание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).

    35. Реабилитация.

    РЕАБИЛИТАЦИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

    Реабилитированным считается лицо, имею–щее в соответствии с УПК право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследова–нием (п. 35 ст. 5 УПК).

    Право на реабилитацию имеют (ч. 2 ст. 133 УПК):

    1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправ–дательный приговор;


    2) подсудимый, уголовное преследование в отноше–нии которого прекращено в связи с отказом госу–дарственного (частного) обвинителя от обвинения;

    3) подозреваемый, обвиняемый, осужденный, уголовное преследование в отношении которых прекращено:

    – за отсутствием события преступления;

    – за отсутствием в деянии состава преступления;

    – за отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не ина–че как по его заявлению, за исключением случа–ев, когда такое дело возбуждено на законном ос–новании (ч. 4 ст. 20 УПК);

    – ввиду отсутствия согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого лица, в отношении которого УПК установлена особая процедура уголовного пре–следования (п. 1-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК) либо отсутствует согласие соответственно Совета Федерации, Госдумы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей;

    – ввиду непричастности подозреваемого или об–виняемого к совершению преступления;

    – ввиду наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приго–вора по тому же обвинению, либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголов–ного дела по тому же обвинению, либо неотменен-ного постановления дознавателя, следователя о прекращении уголовного дела по тому же обвине–нию либо об отказе в возбуждении уголовного дела; – вследствие отказа Госдумы ФС РФ в даче согла–сия на привлечение к уголовной ответственности Уполномоченного по правам человека в РФ; даче согласия на лишение неприкосновенности Пре–зидента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказа Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица. Суд в приговоре, определении, а следователь, до–знаватель в постановлении признают за лицом, в отноше–нии которого прекращено уголовное преследование, пра–во на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возме–щения вреда. Реабилитированный в течение 3 лет (ст. 196 ГК РФ) со дня получения извещения вправе обратиться с требованием об определении размера подлежащих вы–плате денежных сумм (ч. 2 ст. 135 УПК) соответственно в тот орган, который принял решение о реабилитации.

    Судья, следователь, дознаватель в течение месяца со дня поступления требования определяет размер ущерба и выносит постановление о производстве выплат.

    Право на реабилитацию включает в себя: 1) право на возмещение имущественного вреда; 2) право на устранение последствий морального вреда; 3) право на восстановление в трудовых, пенсионных, жилищ–ных и иных правах (ч. 1 ст. 133 УПК).

    Нематериальной формой компенсации морального вреда служит принесение прокурором от имени государ–ства официального извинения реабилитированному (ст. 136 УПК), а также обязательное сообщение СМИ о реабилитации лица, если в нем ранее были распрост–ранены сведения об уголовном преследовании. Компен–сация морального вреда в денежной форме осуществля–ется в порядке гражданского судопроизводства.

    Освобождение задержанного производится по мотивированному постановлению следователя или дознавателя.

    Постановление об освобождении задержанного вправе вынести прокурор (или его заместитель), осуществляющий контроль над деятельностью органа расследования, либо дать письменное указание об освобождении задержанного лицу, производящему дознание, или следователю. Прокурор может освободить подозреваемого по любому делу, расследуемому органом дознания или следователем, в любой момент, если сочтет задержание незаконным или необоснованным. Это положении действует до 8 сентября 2007 г.

    Дознаватель или следователь вправе освободить задержанного только по делу, находящемуся в производстве. Причем если задержание произведено органом дознания, а затем дело передано по подследственности следователю, орган дознания не имеет права принять решение об освобождении подозреваемого.

    Основания освобождения подозреваемого

    В статье 94 УПК РФ дан исчерпывающий перечень оснований для освобождения лица, задержанного по подозрению в совершении преступления. Подозреваемый освобождается, если:

    не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

    отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

    задержание было произведено с нарушением требований УПК;

    по истечении 48 часов в отношении задержанного не применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М., 2004. С. 53.

    Первое из указанных оснований - неподтверждение подозрения в совершении преступления - появляется в тех случаях, когда до истечения установленного законом срока задержания выясняется, что задержанное лицо не причастно к преступлению или в его действиях нет состава преступления. Установить данные обстоятельства могут следователь или дознаватель. Причем если подозрение в совершении преступления не подтвердилось, то датой основание освобождения как реабилитирующее задержанного должно быть четко отражено в постановлении об освобождении.

    В соответствии с указанием МВД РФ следователи обязаны уведомлять администрацию и общественные организации по месту работы, учебы задержанного об освобождении его по реабилитирующим основаниям. Уведомление, направляется немедленно после освобождения.

    На основании ст. 53 Конституции РФ «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

    Указанное требование предопределяет обязанность органа дознания и следователя по просьбе лица, освобожденного по реабилитирующим основаниям, вручать ему копию постановления об освобождении, в получении которой данное лицо расписывается на постановлении. Это является существенной гарантией охраны прав, чести и достоинства личности и диктуется интересами престижа государственного органа, хотя и задержавшего гражданина в соответствии с достаточными основаниями для подозрения, но объективно разобравшегося и восстановившего справедливость.

    Освобождение задержанных по указанному основанию осуществляется относительно редко (2% от всего массива изученных уголовных дел, по которым подозреваемые были освобождены).

    Наиболее часто применяемое на практике основание освобождения задержанных - отсутствие необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу (63%).

    Применение данного основания означает, что даже в том случае, если подозрение подтвердилось, задержанный должен быть освобожден, если появились обстоятельства, позволяющие ограничиться применением меры пресечения, несвязанной с лишением свободы (например, лицо чистосердечно раскаялось в преступлении, установлены смягчающие вину обстоятельства и т.д.).

    По данному основанию следует освободить задержанного и тогда, когда отпадают мотивы, которыми руководствовался следователь при принятии решения о задержании. Если опасения, что подозреваемый скроется от расследования или будет препятствовать установлению истины по делу или продолжать заниматься преступной деятельностью отпали, лицо, производящее расследование, обязано освободить задержанного. Кроме указанных обстоятельств, основанием для освобождения может послужить установление в действиях задержанного состава преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы и, следовательно, мера пресечения в виде заключения под стражу не может быть применена. Однако на первоначальном этапе расследования из-за нехватки доказательственного материала подчас бывает трудно правильно квалифицировать содеянное преступление. Например, квалификация причинения телесного повреждения - определение степени тяжести связано с затратой определенного времени на проведение судебно-медицинской экспертизы. В таких случаях квалифицировать содеянное надлежит по наименее тяжким предполагаемым результатам экспертизы, согласуя их с конкретными обстоятельствами преступления.

    В случаях же переквалификации преступления в процессе расследования на менее тяжкое, не предусматривающее наказание в виде лишения свободы, следователь незамедлительно должен освободить подозреваемого на основании отсутствия необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.

    В период задержания подозреваемого не всегда устанавливаются достаточные основания для применения меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), но и подозрение не отпадает. Изучение показало, что более 30% решений об освобождении подозреваемых фактически обусловлено именно отсутствием оснований для дальнейшего содержания лица под стражей. И хотя определенные опасения, что задержанный может скрыться или совершить другие действия, остаются, подозреваемого в таких случаях необходимо освободить на основании, предусмотренном Законом, решив вопрос о применении иной меры пресечения, не связанной с лишением свободы.

    В любом случае освобождение задержанного по постановлению следователя или лица, производящего дознание, должно осуществляться либо из-за неподтверждения подозрений, либо в связи с отсутствием необходимости в избрании меры пресечения-заключения под стражу.

    Однако на практике имеют место случаи освобождения подозреваемых из-под стражи на основании «отказа прокурора в санкции на арест», «малозначительности преступления», «помещения подозреваемого в больницу для проведения психиатрической экспертизы» и по другим основаниям. Приведенные формулировки оснований освобождения задержанных следует признать не соответствующими требованиям Закона. Нетрудно заметить, что перечисленные основания освобождения в конечном итоге сводятся к одному основанию, а именно, к отсутствию необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.

    Обращает на себя внимание большой процент постановлений об освобождении задержанных на основании отказа прокурора в согласии на арест. В связи с этим следует иметь в виду, что отказ в санкции на арест есть не что иное, как выраженное мнение прокурора об отсутствии необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу. Следовательно, в постановлении причину освобождения задержанного следует формулировать так: отказ прокурора в санкции на арест в связи с отсутствием необходимости дальнейшего содержания подозреваемого под стражей, т.е. основание, предусмотренное Законом.

    Третьим основанием освобождения подозреваемого является истечение установленного законом срока задержания. Как уже отмечалось, задержание подозреваемого не может продолжаться свыше 48 часов с момента его фактического задержания. По общему правилу освобождение задержанного должно производиться по постановлению дознавателя, следователя или (прокурора до 8 сентября 2007 г.)

    Однако если в течение указанного срока постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об освобождении задержанного либо применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу в место содержания не поступило, начальник места содержания задержанных освобождает это лицо и направляет уведомление о его освобождении прокурору, следователю или лицу, производящему дознание, о чем составляется протокол.

    Освобождение подозреваемого на основании истечения срока задержания должно применяться только начальником места содержания задержанных (ИВС).

    Об освобождении подозреваемого по истечении срока задержания начальник места содержания задержанных обязан направить уведомление не только лицу, в производстве которого находится уголовное дело, но и прокурору. Это необходимо для надлежащего осуществления прокурорского надзора за обоснованностью и законностью действий следователя или органа дознания, применившего задержание. Направление письменного уведомления не исключает возможность устного сообщения об освобождении (непосредственно или по телефону) следователю или лицу, производящему дознание.

    Освобождение задержанного в связи с истечением срока задержания не избавляет лицо, производящее расследование, от необходимости принять меры по официальной реабилитации освобожденного, если подозрение не подтвердилось. В этом случае выносится постановление, устанавливающее непричастность освобожденного к преступлению. Постановление, а также копия письменного уведомления приобщаются к уголовному делу, а в случае ходатайства освобожденного постановление о прекращении уголовного преследования выдается освобожденному на руки. Несмотря на то, что с момента освобождения подозреваемого в связи с истечением срока задержания и до выяснения обстоятельств, указывающих на необоснованность подозрения, проходит определенный срок, необходимо, как и в случае освобождения на основании неподтверждения подозрения, письменно уведомить администрацию, общественную организацию по месту работы, учебы лица, подвергавшегося задержанию, о том, что основания для задержания по подозрению в совершении преступления отпали.

    Постановление об освобождении задержанного должно отвечать общим требованиям, применяемым к оформлению процессуальных документов.

    В вводной части постановления указываются время и место его доставления, должность, звание и фамилия лица, вынесшего постановление, номер уголовного дела и статьи уголовного закона, предусматривающего состав преступления, по подозрению в совершении которого применялась данная мера процессуального принуждения.

    В описательной части постановления излагаются основания, мотивы, дата и время задержания лица (с указанием его фамилии, имени, отчества), основание освобождения задержанного, в соответствии с Законом о порядке кратковременного задержания.

    В резолютивной части постановления приводится формулировка самого решения об освобождении конкретного лица.

    В случае необходимости администрация места содержания задержанных обеспечивает освобожденных лиц бесплатным проездом к месту жительства; по их просьбе выдает справки о времени пребывания в месте содержания задержанных.

    Обеспечение освобожденного лица бесплатным проездом к месту жительства, а также выдача документа (справки или копии постановления об освобождении) о времени его пребывания в месте содержания задержанных осуществляется независимо от основания освобождения подозреваемого. Петрухин И.Л. Глава 12. Задержание подозреваемого // Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. И.Л. Петрухина. - М., 2002.

    задержание освобождение подозрение совершение преступление