Отбор дидактического материала на логопедических занятиях. Дидактический материал для логопедических занятий. Различение ндм в зависимости от дидактических функций

Применение на занятиях учителя-логопеда наглядного дидактического материалаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводског
о городского округа «Детский сад компенсирующего вида № 11 «Буратино»
учитель-логопед:
Михкиева Наталия Юрьевна

Роль наглядных пособий в обучении детей с особенностями в развитии

Недостатки в развитии детей требуют активного использования
различных методов и приемов в обучении.
«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются
ребенком, не берутся памятью, а возникают и
складываются с помощью величайшего напряжения всей
активности его собственной мысли»
Л.С. Выготский (Собр. соч. –М.1982-Т,2 стр 198)
Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению
познания, прочности знаний, состоит в применении методов
обучения способствующих интеллектуальному развитию.

Наряду с центральным звеном системы средств обучения (учебники и учебные пособия), большее внимание следует уделять разработке и совершен

Наряду с центральным звеном системы средств
обучения (учебники и учебные пособия), большее
внимание следует уделять разработке и
совершенствованию наглядных пособий.
Дидактический принцип наглядности является ведущим в
обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем
возможность просто зрительного восприятия.
У детей с тнр есть ряд особенностей восприятия и преодолевать
их легче на наглядно- действенном уровне.

Особенности восприятия

недостатки
замедленный темп
коррекция
при наглядно-действенной подаче
материала увеличивается темп восприятия
непонимание связей между частями
части соединяются в целое на визуальном
уровне
недифференцируемость восприятия
сборное полотно по теме эффективно для
восприятия дробить на части, формы и
ступени представлять в рис. и схемах
нарушение избирательности
методом предположений, приложений
легче выбирать из предложенных
вариантов
трудности в пространственной и
временной ориентации
постоянная работа с пространственными
указателями улучшает ориентацию
нарушения цветовосприятия
многовариативные наглядные пособия
помогают различать цвета и оттенки
восприятием необходимо
руководить
правильно дозированный и поэтапно
предъявляемый материал концентрирует
внимание
трудности в восприятии образов и
представлений
отсутствие или слабость абстрактного
мышления компенсируется нагляднообразным созерцанием и остается более
ярким в сознании ребенка

Наглядный материал

поддерживает внимание
ребенка
облегчает процесс
усвоения
повышает интерес к
знаниям
соответствует
особенностям
восприятия
воздействует на органы
чувств
обеспечивает полное и
разностороннее
формирование образа

источник знаний при
самостоятельной работе
при повторении выполняет
функцию подтверждения
зрительная опора
при опросе
Наглядный
материал
опора между фактами
зависит от границ и
направленности
учебной программы

Принципы наглядности

соответствие теме занятия
достоверность
достаточный формат
дозировка (в нужный момент)
аккуратность
красочность
многовариативность использования

Продуктивность использования ндм

по санитарно-гигиеническим
рекомендациям наиболее
продуктивно использовать ндм на
начальном и завершающем этапе
занятия (наименьшая
продуктивность урока в начале и 2530 минута)
наиболее продуктивно можно
использовать подвижный н.д.м. т.к
он увеличивает многовариативность
использования и большее
количество анализаторов
задействовано
рабочее место каждого ребенка
распределяется с учетом остроты
его зрения и на таком расстоянии на
котором н.д.м. виден без
напряжения

Различение ндм в зависимости от дидактических функций

натуральная наглядность - реальные объекты неживой природы
функция: обеспечить точное представление о величине, форме, объёме при помощи
осязания
коллекции – собрание однородных предметов, объединенным общим признаком
(ткани, семена…)
функция: источник знаний для самостоятельной работы
естественная – растения, животные
функция: знакомство с реальными объектами природы
экспериментальная- явления испарения и таяния
функция: знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов наблюдений
объемная – макеты, муляжи, геометрические тела
функция: знакомство с предметами, где объёмное, а не плоское играет роль в
восприятии
символическая и графическая- чертежи, схемы, карты таблицы
функция: развитие абстрактного мышления, знакомство с условными,
обобщенными и символическими отображениями мира
звуковая- аудиозаписи
функция: воспроизведение звуковых образов
смешанная - видеозапись
функция: воссоздание наиболее полного отображения действительности
картинно-динамическая – картины, рисунки, фотографии, диапозитивы
функция:знакомство с фактами через их отображение
внутренняя- опосредованное оперирование имеющимися представлениями
функция: развитие памяти и абстрактного мышления

Нетрадиционные способы передачи зрительной информации

Использование образов и образных фантазий открывает
новые возможности для развития памяти,
творческого воображения, внимания.
Поразительная сила образов (или Эйдосов, как их
назыали древние греки), была известна с древних
времен. В 1911 г. профессор Эрик Йенш (1883-1940)
создал В Маргбургском психологическом институте
группу единомышленников и ввел свое названиеЭЙДЕТИЗМ, а для обладателя этой способностиЭйдетик (от гр. «эйдос» образ).
В настоящее время эйдетизм рассматривается, как
разновидность образной памяти, выраженной в
сохранениии ярких наглядных образов предметов по
прекращению их воздействия на органы чувств.
Большой интерес к работам Марбургской школы
проявил Л.С. Выготский. В специально посвященной
эйдетизму главе в работе «Основы течения
современной психологи» Выготский так определяет
сущность этого явления: «Это способность
«видеть» в буквальном смысле слова на
пустом экране отсутствующую картинку или
предмет…».
В эйдетических образах по Выготскому, в
нерасчлененном виде заключены начала трех
будущих самостоятельных функций:
памяти
воображения
мышления

Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Наши звери были в ряд,
А теперь в кругу стоят.
Я свой круг кручуверчу...(хвостик всем
найти хочу, где кто
спрятался ищу, угостить
я всех хочу, фото всем
раздать хочу, ...)

Для развития мыслительных операций, концентрации и
активизации внимания эффективно использование наглядности
основанной на похожих материалах для обследования ПМПК. От
учебных задач зависит выбор форм наглядного материала или их
сочетаний по учебной теме:
коррекция восприятия,
внимания
мышления
памяти
эвс и качеств личности
операции соотнесения, обобщения и обозначения
классификации по видовым, родовым, цветовым, признакам
соразмерности, анализу форм,
развитию произносительной стороны речи…

Заключение:

Применение на занятиях многовариативного, в различных интерпретациях
ндм положительно влияет на компенсаторные возможности детей и
является достаточно эффективным средством.
В работе представлены комплексные примеры использования ндм.
Вместе с тем, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что выбор тех или иных
средств обучения определяет сам специалист. Его право - включать или
не включать в коррекционное занятие ндм. Нет и не может быть
рекомендаций по использованию, жесткой регламентации применять то
или иное средство обучения так, а не иначе.
Использование в учебно-коррекционном процессе средств обучения
связано с подготовленностью конкретного ребенка, группы к работе, их
особенностями. Играет роль уровень квалификации и мастерства
специалиста, его педагогический вкус, наконец, наличие необходимого
оборудования.
Наглядность – не только глядеть, а воспринимать в движении,
нюхая, ощущая, пробуя – ни одного канала восприятия для
ребенка с ОВЗ не бывает лишним.

Елена Васильева
Использование дидактического материала в логопедической работе с детьми

Использование дидактического материала в логопедической работе с детьми .

Одним из основных условий готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени влияет на способность ребенка усваивать новые знания, умения и навыки.

Усвоение программного материала и результаты коррекционной работы зависят от правильного выбора методов обучения. При этом необходимо помнить о возрастных особенностях детей, о форме ведущей деятельности.

Основной формой коррекционного воздействия на ребенка являются специально организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит логопеду . И часто на занятиях ему, ребенку, приходится выполнять скучные для него задания. Задача логопеда состоит в том , чтобы активизировать инертное мышление ребенка, дать толчок мысли, оживить образное восприятие действительности.

Известные психологи П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другие отмечают в своих трудах, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление.

Правильный подбор наглядности в значительной степени предопределяет успех всего коррекционно-развивающего процесса. Это помогает активизировать речь ребенка на занятии, делает ее более эмоциональной и выразительной.

Главным здесь, безусловно, является повышение мотивации ребенка к правильному выполнению логопедических заданий . Иными словами, ребенку должно быть интересно выполнять поставленные перед ним задачи. Интерес автоматически повышает уровень внимания, активизирует память и стремление к более глубокому познанию изучаемого объекта или явления. Методов зажечь интерес ребенка бесчисленное количество. Но главным обобщающим элементом, лежащим в основе их всех, конечно, является наглядность.

Принцип наглядности в логопедической работе является одним из самых известных и интуитивно понятных.

Это один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики.

Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что : ". обучение детей строится на живом созерцании, на конкретном образе". Наглядность в обучении Ушинский понимал не узко, связывал ее не только лишь со зрительным восприятием, но и с включением всех органов чувств.

Вопрос о повышении мотивационной готовности дошкольников к логопедическим занятиям является постоянным предметом пристального внимания всех учителей-логопедов . Работа на занятии должна быть интересна и привлекательна для ребят. Только тогда коррекционная работа принесет свои плоды .

Как известно, игра – основной вид деятельности дошкольника. Проведение на логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях. Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности. Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения : ребёнок с усердием постарается овладеть тем , что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу.

В результате возникшего интереса поставленные логопедом задачи быстрее решаются, речь детей становится грамматически правильной. Использование наглядно- дидактических игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Наглядность в игровой форме мною используется , по возможности, на протяжении всего логопедического занятия .

Предлагаю наглядно-игровые средства, которые я использую в своей работе с детьми .

Для проведения артикуляционной гимнастики я использую картинки-символы артикуляционных упражнений, показ которых сопровождается небольшим описанием упражнения в стихотворной форме.

Для повышения мотивационного интереса ребёнка к проведению артикуляционной гимнастики мною используются такие пособия , как логопедическая лягушка и муляж ротовой полости.

Данные пособия используется как для демонстрации правильного показа упражнений, так и для повышения и поддержания интереса к занятию.

Например, с помощью лягушки можно показать такие артикуляционные упражнения, как «Лопаточка» , «Чашечка» , «Вкусное варенье» , «Маляр» , «Часики» , «Качели» . С помощью муляжа ротовой полости я показываю детям правильность выполнения упражнений «Почистим зубки» , «Иголочка» и т. д. Пособия используются как самим логопедом для демонстрации и уточнения упражнений, так и детьми .

Для проведения дыхательной гимнастики используются самые различные пособия. Это пособие «Покорми животное» , «Футбол» , губные гармошки, свистки, дудочки, «Волшебная бутылочка» , перья, «Рыбалка» и другие.

Для развития мелкой моторики используются массажные подушечки и мячики, ежики, различные шнуровки, пазлы, прищепки, доска Сегена, мозаики, трафареты, штриховки.

При работе над слуховым вниманием и фонематическим восприятием используются различные игры :

Игра «Звонок» - назвать звук, сказать какой он, твердый или мягкий, и позвонить в большой или маленький колокольчик.

Игры «Посели картинку в домик» , «Логопедическое лото » , Игра «Найди картинку» .

При работе над лексико-грамматическим строем речи используется картинный материал , игрушки, некоторые виды театров, домино, лото, печатные игры. Весь материал подбирается в соответствии с лексической темой занятия.

Также в своей работе в качестве наглядности я использую мультимедийные презентации, с помощью которых можно довольно красочно и мобильно отработать тот или иной этап . Например автоматизация звуков в слогах, или дифференциация звуков речи (расселить картинки) . Также для развития лексико-грамматического строя. Например, на теме «Продукты питания» можно отработать образование числительных на этапе дифференциации звуков С-Ш в словах : одна сушка, две сушки, три сушки и т. д.

Мною используются также аудио материалы – это различные логопедические распевки . (вкл.)

Конечно, весь материал для занятия подбирается с учетом индивидуальных возможностей ребёнка, его личностных качеств. Кто-то с удовольствием будет подпевать под логопедическую распевку , а кто-то тот же самый речевой материал повторит за логопедом , глядя на картинку.

В результате систематического использования наглядно- дидактического материала на логопедических занятиях у детей повышается учебная мотивация, гораздо быстрее формируются речевые навыки, формируется адекватная самооценка, появляется познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Также, для закрепления у детей навыков правильной речи, мною используются театрализации , которые мы разрабатываем и проводим совместно с музыкальным руководителем. Использование элементов логоритмики , игра на музыкальных инструментах, разучивание ролей, сказочный сюжет и показ сказки зрителю ускоряют процесс введения поставленных звуков, отработанных лексико-грамматических понятий в спонтанную речь ребёнка, делает его речь эмоционально-выразительной, раскрепощает ребёнка, делает его общение более свободным и раскованным.

Оборудование логопедического кабинета

Список оборудования, необходимого для логопедического кабинета:

  • ученические парты и стулья по количеству занимающихся учеников;
  • стол канцелярский, стулья;
  • шкафы или стеллажи в достаточном количестве для хране­ния дидактического материала, наглядных пособий и ме­тодической литературы;
  • классная доска, расположенная на высоте, соответствую­щей росту учеников начальной школы (часть доски жела­тельно разлиновать, как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, с целью демонстрации правильного написания букв, их соединений);
  • магнитная доска;
  • настенное зеркало, стол возле зеркала, 2 стула;
  • настольные зеркала 9x12 см по количеству учеников на занятии по коррекции произношения;
  • набор логопедических зондов, шпатели;
  • этиловый спирт для обработки рук и инструментов, поло­тенце;
  • умывальник;
  • настенная касса букв;
  • индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика;
  • наборное полотно;
  • песочные часы, секундомер;
  • магнитофон, кассеты;
  • диапроектор, экран;
  • стенды;
  • настольные игры, конструкторы, игрушки;
  • медицинская аптечка.

Логопедический кабинет размещается в помещении обра­зовательного учреждения, должен отвечать санитарно-гигие­ническим нормам и иметь площадь не менее 20 кв. м.

На двери логопедического кабинета должны быть его но­мер и расписание работы учителя-логопеда, например:

С расписанием логопедических занятий должны быть оз­накомлены завуч и учителя начальных классов.

На администрацию образовательного учреждения возлага­ется ответственность за оборудование логопедического каби­нета, его санитарное состояние и ремонт помещения.

Требования к содержанию

И оформлению логопедического кабинета

Логопедический кабинет при общеобразовательной школе должен отвечать определенным требованиям.

1. Наличие достаточного количества дидактического мате­риала и наглядных пособий.

2. Соответствие содержания дидактического материала воз­расту детей и характеру речевых нарушений учащихся.

3. Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:

  • обследование речи;
  • психических функций;
  • развитие звуковой стороны речи;
  • грамматической стороны речи;
  • лексической стороны речи;
  • связной речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • психических функций;
  • методический материал;
  • документация.

4. Соблюдение единого формата дидактических пособий.

5. Правильное хранение дидактических пособий и эстетич­ ность их оформления.

6. Достаточное накопление дидактического материала.

Дидактические пособия, используемые в работе

1. Дидактический материал по обследованию речи (альбо­ мы, карточки, содержащие речевой и картинный материал).

2. Речевой и картинный материал по основным разделам.

3. Дидактический материал по коррекции нарушений чте­ ния (таблицы, индивидуальные карточки).

4. Карточки с заданиями (раздаточный материал) по кор­ рекции различных видов нарушений письма.

5. Раздаточный материал (фишки, схемы, сигнальные кар­ точки и т.д.).

6. Занимательный материал.

7. Дидактические речевые игры.

8. Дидактический материал по развитию познавательных процессов.

9. Дидактический материал и специальные приспособле­ ния для развития мелкой моторики пальцев рук.

10. Демонстрационные таблицы (стандартная таблица пе­ чатных и прописных букв, алфавит с выделенными гласны­ ми и согласными буквами соответственно красным и синим цветом и т.д.).

11. Методическая литература, профильные журналы «Лого­ пед», «Дефектология», «Начальная школа» и др.

12. Каталог методической литературы и журнальных статей.

13. Учебники для 1-4 классов.

14. Книги для дополнительного чтения на каждого ученика.

15. Методическая копилка, новые методические разработ­ ки, обобщение опыта работы логопеда, конспекты открытых занятий и выступлений.

16. Материал для работы с родителями.

17. Стенды.

Раздаточный материал и карточки с заданиями для инди­видуальной работы изготавливаются по количеству детей в группе.

Дидактические пособия должны быть систематизированы и сложены в специальные пронумерованные ящики или ко­робки. В каждом шкафу помещается общий список храня­щихся в нем пособий.

С-22 требования к подбору дидактического материала оформление лог.кабинета.

Оборудование логопедического кабинета:

· Современные технические средства и наглядные пособия

· Модели предметов, макеты, муляжи, иллюстрированные таблицы, схемы.

· Пособия для самостоятельной работы детей (конструкторы)

· Различные аппараты и приборы (секундомер, магнитофон, зонды, шпатели, часы)

Дидактический материал:

· Наборы игрушек для детей разных возрастных групп

· Настольные игры

· Альбомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки

· Разрезная азбука

· Счетный материал

· Набор предметов разного цвета, величины, формы.

· Набор звучащих игрушек

· Комплекты игрушек для фронтальной работы по развитию речи

Имеющиеся в кабинете пособия должны быть распределены по соответствующим коробкам или папкам.

Общие требования к оформлению логопедического кабинета:

Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений.

В логопедическом кабинете необходимо иметь:

· шкаф для пособий и литературы,

· столы (не менее 4)

· стулья (не менее 8-10)

· доска, половина которой разлинована

· настенное зеркало со шторой размером 70х100 см для

· маленькие зеркала 9-12 см для индивидуальной работы (не менее 10).

Оборудование логопедического кабинета на школьном пункте дополнительно включает:

1. Специальные пособия для развития фонематической дифференцировки (набор парных предметных картинок, соответствующих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); наборы картинок, соответствующих словам с различным местоположением букв: в начале, в середине, в конце.

2. Наборы различных слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рассказов; фразы с пропусками слов, различных по их грамматической принадлежности и по степени (характеру их связи с фразеологическим контекстом).

3. Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов.

4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.

5. Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.

6. Наборы букв разного шрифта; цифр; элементов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования.

7. Стихи, пословицы, басни с разработанными к ним вопросами, поговорки, юмористические рассказы.

8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.

9. Картинки, изображающие предметы и действия; сюжетные картинки различной сложности; последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.

10. Книги для чтения, сборники диктантов, азбуки, географические карты, наборы пластинок.

идактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится все занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующим занятием.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру - деятельность интересную, близкую детям, радующих их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам "детского общества".

В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Дидактические игры кратковременные (10 - 20 минут), поэтому важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Основные требования к планированию дидактических игр: выбирая игру, педагог должен учитывать и содержание и степень сложности и новизны для детей. Учет возрастных возможностей требует более широкого использования в младшем возрасте дидактических игр с игрушками и предметами для развития у детей сенсорных и умственных способностей; в старшем возрасте увеличивается значение настольно-печатных и словесных игр.

Чтобы избежать однообразия, в плане указывают изменения, которые вносятся в различные варианты одной и той же игры.

В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития, поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться при выборе задания, постановке вопроса с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает преодолеть ему застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается его чаще вызывать, чтобы выступать перед коллективом.

Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм:

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные дя умственного развития детей и их воспитания.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

для логопедических занятий.

Составила:

учитель-логопед

МБОУ Саваслейской школы

Цымбалова Елена Павловна

Речевая гимнастика «Памятник пословице»

Памятники воздвигают в честь великих людей и знаменитых событий. В памятниках отражено прошлое каждой страны. Но история страны - это не только люди и события, это еще и язык. А “золотой фонд” каждого языка - это пословицы. Поэтому было бы вполне справедливо, если бы воздвигали памятники пословицам. Попробуйте представить такой памятник, а представив, создайте его. То есть замрите в виде памятника, который называется так же, как и пословица:

    «В споре рождается истина»

    «Любви все возрасты покорны»

    «Сытый голодному не товарищ»

    «Глаза боятся - руки делают»

    «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Речевая гимнастика «Скороговорки»

Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
7. Около кола колокола, около ворот коловорот.
8. Шакал шагал, шакал скакал.
9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
11. Ткет ткач ткани на платки Тани.
12. Водовоз вез воду из-под водопровода.
13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
15. В один, Клим, клин колоти.
16. Стоит копна с подприкопёночком.
17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
19. У елки иголки колки.
20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
23. На меду медовик, а мне не до медовика.
24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
27. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.
30. У нас гость унес трость.
31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
32. Рододендроны из дендрария даны родителями.
33. К Габсбургам из Страсбурга.
34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
36. Хвалю халву.
37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Отработка звуков: р, л, м, н

38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.
41. Клара-краля кралась к ларю.
42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
43. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
47. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
55. Дробью по перепелам да по тетеревам.
56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
61. Король-орел.
62. Курьера курьер обгоняет в карьер.
бЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.
65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
66. Гонец с галер сгорел.
67. Талер тарелка стоит.
68. Идти на рать, так бердыш брать.
69. Интервьюер интервента интервьюировал.
70. Либретто Риголетто.
71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
74. Во мраке раки шумят в драке.
75. На дороге с утра тарахтят трактора.
76. Жри во ржи, да не ржи во ржи.
77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
78. Город Нерль на Нерли-реке.
79. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.
81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
83. А мне не до недомогания.

Отработка звуков: з, с, ж, ш, ч, щ, ц

84. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
85. У осы не усы, не усища, а усики.
86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
87. Осип охрип, а Архип осип.
88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
89. Сачок зацепился за сучок.
90. По семеро в сани уселися сами.
91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
92. Свиристель свиристит свирелью.
93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
100. Четверть четверика гороха без червоточинки.
101. Инцидент с интендантом.
102. Прецедент с претендентом.
103. Константин констатировал.
104. У ежа ежата, у ужа ужата.
105. Жутко жуку жить на суку.
106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
107. Тщетно тщится щука ущемить леща.
108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
109. Яшма в замше замшела.
110. В Чите течет Читинка.

Шутливые словесные загадки на развитие внимания


МОЙ дружок, Умельцев Леха, Сделал порох из гороха .
А рецепт совсем простой,

Догадайся, дорогой!

(Заменить букву Г на П: горох - порох.)

Вот девчоночья коса, В ней сидит, жужжит оса. Если нам осу прогнать, Что с косою может стать? (Превратится в букву К.)
Хоть малым-мала корзинка,
Но сидит в ней наша Зинка!
Ну скажите мне на милость,
Как она там поместилась? (Корзинка.)

Нету братика - исчез, В макаронину залез. Вам я правду говорю -С детства лжи я не терплю. Брат на шалости мастак, Может он один лишь так. Пораскиньте-ка умишком, Как же назван мой братишка? (Макар - макаронина.)

С буквой А - жужжу, верчусь, С Я - девчонкой становлюсь. (Юла - Юля.)

С буквой У - на мне сидят, С буквой О - за мной едят. (Стул - стол.)

С буквой Б - я одноногий, И стою я у дороги. А без Б - ног аж четыре, И стою в твоей квартире. (Столб - стол.)

С буквой Д - вас в дом пускает, С буквой 3 - рычит, кусает. (Дверь - зверь.)

С буквой В - я часть рубашки, А без В - я часть Наташки. (Рукав - рука.)

С буквой Т - это символ защиты, А без Т - вам в тарелку налиты. (Щит - щи.)

С буквой Р - помощник-автомат, Труд любой он облегчить вам рад. С буквой X - его имеет слон, Знаменит длиной своею он. (Робот - хобот.)

С буквой Г - вас громом напугает, А без Г-на клумбе расцветает. (Гроза - роза.)

С буквой Г - я по небу лечу, С буквой В - детишек я лечу. (Грач - врач.)

С буквой Р - я задом пячусь, С буквой М - я в булке прячусь. (Рак - мак.)

С буквой Ч - я над морем летаю, С буквой М - я ребят одеваю. (Чайка - майка.)

С буквой К - плюет на червячка, А без К - на кончике крючка. (Рыбак - рыба.)

С буквой Б - я емкость для солений, С буквой Т - в конце я предложений. (Бочка - точка.)

С буквой М - пчела несет домой, С буквой Л - на речке он зимой. (Мед - лед.)

С буквой Н - он детям ночью снится, С буквой К - в жару дает напиться. (Сон - сок.)

С буквой П - идет он от кастрюли, С буквой Ш - на ниточке у Юли. (Пар - шар.)

С буквой Р - вас сыпью награждает, С буквой Н - на скачках побеждает. (Корь - конь.)

Игра «Сочини анонимку»

Анонимкой называют письмо без подписи или письмо, которое сочинил «аноним», то есть «неизвестный». О чем только не пишут авторы анонимок! О том, что кто-то включает по вечерам громкую музыку. О том, что кто-то не платит за свет и за газ. О том, что кто-то выбрасывает мусор в неположенном месте... В общем, в анонимке, как правило, содержится информация о «антиобщественном поведении» какого-либо человека. Представьте, что страсть к написанию анонимок охватила не людей, а товары в продовольственном магазине. Все продукты питания начали жаловаться в правление по контролю за торговлей на своих соседей по полкам. Пофантазируйте и сочините анонимку, которую мог бы написать...

    маргарин, жалующийся на кабачковую икру

    селедка, обиженная копченой курицей

    сметана, невзлюбившая голландский сыр

    сосиски, помирившиеся с кетчупом

    кефир, завидующий импортному йогурту

Игра «Подбери рифму»

Все девчонки и мальчишки
Прочитали эти ……………

Посмотри скорей в оконце
И увидишь в небе ………..

В заболоченной речушке
Громко квакают …………

У ежа есть и у ёлки
Очень колкие …………

Молока попив из миски
Лапкой ротик моет ………

«Уходите поскорей!»-
Нам чирикал …………

Возле ёлки в Новый год
Дети водят ……………..

Очень весело Егорке
На санях кататься с ……….

Радостно у наших ног
Машет хвостиком ………..

Папа у своей машины
Подкачать намерен ……….

Нужно в новую тетрадь
Ручкой буквы ……………

Школьник любит получать
За ответ оценку …………..

Мы укладываем спать
Куклу в мягкую ………

Смотрели мы спектакль хороший
И громко хлопали в................

Игра «Сочини сказку»
1 вариант


Откройте журнал или книгу на любой странице и, не глядя, ткните пальцем в попавшееся слово. Первый рассказчик должен придумать фразу, используя это слово. Затем снова попадите пальцем в какое-нибудь слово в журнале, после чего следующий рассказчик придумает фразу, которая станет продолжением предыдущей. Когда все игроки придумают по предложению, сложится интересная история.

Правила игры:

    Откройте журнал или книгу на любой странице и, не глядя, ткните пальцем в попавшееся слово.

    Первый рассказчик должен придумать фразу, используя это слово. Затем снова попадите пальцем в какое-нибудь слово ыв журнале, после чего следующий рассказчик придумает фразу, которая станет продолжением предыдущей.

    Когда все игроки придумают по предложению, сложится интересная история.

2 вариант

Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Игра «Сочини рассказ про одну букву»

Вот маленькая история из современной жизни: «авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, арендовал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов”. В этом рассказе немного смысла, но зато все слова начинаются на букву “А”. Попробуйте сочинить такой же короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно на букву...

Игра «Сочини рассказ «Жизнь замечательных вещей»

Попробуйте создать книжную серию «Жизнь замечательных вещей», посвятите эту серию тем предметам, что день изо дня неприметно служат нам в повседневной жизни. Напишите для этой серии биографии:

Старого коврика

    старой вешалки

    старого чайника

    старой табуретки

    старого полотенца

Игра со словом «Логориф»

Логориф - это такая загадка, в которой к одному слову добавляется (отнимается) буква и в результате получается новое слово. Например:

С буквой О -

Арктический и антарктический,

Без неё

Я знак математический.

В этом четверостишии-логорифе заданы слова “полюс” и “плюс”. Попробуйте сочинить логориф про такие слова:

    ель - мель

    тир - тире

    дар - удар

    рот - рота

    тёс - утёс


Игра «Отгадай слово!»

Выбирают отгадчика и просят его удалиться. Затем подбирают несколько слов (по числу играющих), которые начинаются с одного и того же слога. Например: вино, видеть, висок, витязь, вихор, визирь, виток...Призывают отгадчика. Он спрашивает у каждого: «Что Вы дадите мне к моему слову?» Игроки отвечают по очереди: «Я даю Вам но... А я - деть... Я - сок»
Если отгадчик сметлив, он скажет, что ему самому, следовательно, принадлежит слог ви-, который с названными слогами составляет перечисленные нами выше слова. Так же легко догадаться, что к слогам вик, вость, сок, ша, га, ра, готъ, силки, ров, мер требуется слог но-. А слоги венец, стень, чатка, натый, сик, гамент требуют слога пер-.
Советуем прибегать к словарю, в котором тотчас отыщется множество слов, начинающихся одним и тем же слогом.

Игра «Летает, не летает!»

Игра проходит за столом. Все играющие кладут на стол пальцы так, чтобы все их видели, водящий называет всевозможных птиц, насекомых, зверей, цветы и самые разные предметы. При назывании летающего предмета все игроки должны поднять пальцы вверх. Если же назван нелетающий предмет, соответственно, пальцы поднимать уже не следует.
Тот кто ошибается, платит . Какой именно будет , можно определить заранее.
Можно играть и так: участники становятся в круг, и при назывании летающего предмета все подпрыгивают на месте. Если назван нелетающий предмет, стоят неподвижно.
Указания к проведению: от водящего зависит, насколько интересной будет игра.
Он должен чередовать в своих «заданиях» летающие и нелетающие предметы, стараясь запутать участников (например: голубь, ракета, Карлсон, утюг, стрекоза, обезьяна, карандаш)
Водящий должен поднимать пальцы, когда назван летающий и нелетающий предмет.

Игра «Сочини метаграмму»

Метаграмма - это такая загадка-стихотворение, в которой загадываются слова, сходные по звучанию, но отличающиеся одной буквой.

Например:

С буквой “С” живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой “Ф” за красоту

Меня жар-птицей называют.

Ответом в этой загадке являются слова “сазан” и “фазан”. Попробуйте сочинить такое же стихотворение-метаграмму, в которой были бы загаданы слова:

    палач - калач

    халат - салат

    баран - банан

    лапта - лапша

    печать - печаль

Игра «Сочини анаграмму»

Анаграмма - это такая загадка (обычно в стихах), в которой загадываются два слова, состоящие из одних и тех же букв, но отличающиеся порядком этих букв. Например...

Я застываю на сосне,

Бываю и на ели.

Смените буквы так во мне,

Чтоб вы меня с картошкой ели.

Ответ в этой загадке – «смола» - «масло». Попробуйте сочинить стих-анаграмму и загадайте в нем слова:

    каприз - приказ

    терка - актер

    карп- парк

    кулак - кукла

    плюшка – шлюпка

Игра «Разгадай анаграмму»

Не раз в оркестре я звучала,
Мой голос струнный так певуч!
Но «Ф» мое поставь с начала,
И я во тьму направлю луч.
(Ответ: «Арфа» - «фара».)

Вот вам - повозка, не телега,
Но если в ней, взяв букву слева,
Перенести на правый борт,
То будет русских яблок сорт.
(Ответ: «Сани» - «анис».)

Найдешь загаданное слово
В названии «жителя морского»,
А как прочтешь наоборот –
Под парусами он плывет.
(Ответ: «Краб» - «барк».)

В моря и океаны
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В часах меня услышишь.
(Ответ: «Кит» - «тик».)

Лежу я на земле,
Прибита я к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу.
(Ответ: «Шпала» - «лапша».)

Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.
(Ответ: «Дог» - «год».)

Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду;
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Ответ: «Сосна» - «насос».)

Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что я - французская река,
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.
(Ответ: «Рона» - «нора».)

Во мне картину на стене
Повесят, чтоб ловила свет.
Но буквы переставь во мне –
Меня наклеишь на конверт.
(Ответ: «Рамка» - «марка».)

С одним порядком букв его
Увидеть можно в поле.
Большое спелое зерно
К земле его там клонит.
С другим порядком - в высоте
Летит он хищной птицей,
И с ним в проворстве, быстроте
Едва ли кто сравнится.
(Ответ: «Колос» - «сокол».)

Со мною каша лучше станет,
Оближет пальчики едок.
Но буквы поменяй местами,
Я превращусь в древесный сок.
(Ответ: «Масло» - «смола».)

Когда-нибудь во мне катались,
Возможно, мой дружок, и вы.
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы.
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
Я бы взлетела с сильным треском
В ночной небесной тишине.
(Ответ: «Карета» - «ракета».)

Когда вдруг в глаз влетит помеха,
То всем нам будет не до смеха.
Но буквы переставь - тогда
Ищи меня в траве с утра.
(Ответ: «Соринка» - «росинка».)

Я пищу, не зная сна,
Только буквы переставь –
Вмиг морская бьет волна,
И с меня спускают трап.
(Ответ: «Комар» - «корма».)

Я - защита от дождя
В каждом важном случае.
Только буквы переставь –
Время года лучшее.
(Ответ: «Навес» - «весна».)

Известная игрушка,
В меня вы все играете.
Но буквы переставьте –
Меня ищите в пальцах.
(Ответ: «Кукла» - «кулак».)

Я - трудяга-пароход,
По реке плыву я ловко.
Но буквы переставь, тогда
Я измельчу в обед морковку.
(Ответ: «Катер» - «терка».)

Я - время года теплое,
Бежим мы в лес, на реку.
Но буквы только переставь –
Я корпус человека.
(Ответ: «Лето» - «тело».)

Я - канат причальный,
Крепкий, до ребячества.
Только буквы переставь –
Номер, вид и качество.
(Ответ: «Трос» - «сорт».)

Я - сирень, акация.
Словом, вид растения.
А в другом я качестве –
Грохот через стену.
(Ответ: «Куст» - «стук».)

На термометре я есть,
Коль градусник поставите.
Буквы переставь - я зверь,
Ем все, что оставите.
(Ответ: «Шкала» - «шакал».)

Я - важная артерия,
Нужна для жизни вам.
А буквы переставь –
стада Баранов по горам.
(Ответ: «Аорта» - «отара».)
Приголубит мама дочку –
Вот вам слово первое.
Если буквы переставить,
То - гора, наверное.
(Ответ: «Ласка» - «скала».)

Это карта мира,
Есть у вас в портфеле.
Это - угощенье,
В его составе зелень.
(Ответ: «Атлас» - «салат».)

Этот человек - опасен,
Пусть не встретится он вам.
А второе слово - яма,
Ее ты вырыть можешь сам.
(Ответ: «Вор» - «ров».)

В дождливый час и в летний зной
Спастись ты можешь подо мной.
Когда с конца меня прочтешь,
То озером в горах найдешь.
(Ответ: «Навес» - «Севан».)

Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы - вмиг
Превращусь я и в аллею,
И в лужайки, и в цветник.
(Ответ: «Карп» - «парк».)

В океанах он живет,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот –
Будет дергаться щека.
(Ответ: «Кит» - «тик».)

По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.
(Ответ: «Вена» - «Нева».)

Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Стану деревом в лесу.
(Ответ: «Насос» - «сосна».)

Игра «Сочини акростих»

Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слова. Вот так выглядит акростих, в котором зашифровано слово «Зима»:

Земли не видно - снег кругом,

И спит медведь в берлоге,

Мороз сковал все речки льдом.

Ах, как замерзли ноги!

Попробуйте сочинить акростих, в котором было бы зашифровано слово:

    БАНЯ

    КЛАД

    ПЛЯЖ

    ВРАЧ

    ЗНОЙ

Игра «Новый характер у старой сказки»

Герои сказок бывают разные: добрые и злые, хитрые и простодушные, смелые и трусливые. Каждая сказка - это столкновение разных характеров. А что произойдет, если у одного из героев характер изменится? Наверное, все события, описываемые в сказке, будут происходить по-другому. Попробуйте по-новому рассказать некоторые старые народные сказки с учетом изменившегося характера главного героя. Представьте, что

    Колобок - жестокий и коварный

    Машенька (“Машенька и медведь”) - глупая и слезообильная

    Волк (“Волк и семеро козлят”) - добрый и заботливый

    Курочка Ряба - капризная и высокомерная

    Емеля (“По щучьему велению”) - жадный и хитрый

Игра «Необычная декламация»

Декламация - это выразительное чтение стихов. Но иногда красиво продекламировать стихи бывает просто невозможно. Попробуйте прочесть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус», но так, словно...

    вы сильно замерзли

    вам придавило ногу

    у вас во рту горячая картошка

    вы очень сильно хотите спать

    вас сейчас расстреляют

Игра «Необычный гимн»

Гимнов существует много: гимн страны, гимн города, гимн команды, гимн профессии... И хотя гимнов много, есть ещё группы людей, которые пока не имеют своего гимна, но очень хотели бы иметь. Попробуйте для этих людей сочинить гимн (слова и музыку). А объединяет категорию граждан, нуждающихся в гимне, то, что они являются...

    любителями кефира

    любителями чесать в затылке

    любителями воздушной кукурузы

    любителями шмыгать носом

    любителями манной каши

Исполните этот гимн, как и полагается, торжественно и величаво.

Телевидение невозможно представить без рекламы. За один телевизионный день по всем каналам показывают до тысячи рекламных роликов. Придумать сюжеты для такого количества рекламных мини-фильмов - неимоверный труд. Попробуйте помочь тем, кто делает рекламу. Возьмитесь за создание ролика, рекламирующего продукты питания, а точнее - сладости. Придумайте сюжет, напишите текст, а затем инсценируйте рекламу...

    шоколада “Базальт-классик”

    печенья “Белена-экстра”

    леденцов “Ням-энд-Ням”

    конфитюра “Турнепс-элит”

    мармелада “Гранд-гудрон”

Игра «Фестиваль одной песни»

В последние годы все чаще стали звучать “песни прошлых лет”. Причем их исполняют не певцы-ветераны, а звезды современной эстрады. Представьте, что всех молодых певцов пригласили на необычный фестиваль. На этом фестивале все певцы и певицы должны исполнить одну и ту же песню - неувядающую “Катюшу”. Но исполнить эту песню каждый должен в своей манере, своем стиле (можно даже с танцевальной группой поддержки). Покажите, как могли бы спеть “Катюшу” такие популярные исполнители, как...

    Анжелика Варум

    Леонид Агутин

    Наташа Королева

    Олег Газманов

    Татьяна Овсиенко

Игра «Киножанры»

Когда режиссёр берется за съемку фильма, он решает для себя, в каком жанре и стиле будет этот фильм. Порой одно и то же произведение, экранизированное разными режиссерами, становится то трагедией, то комедией. Представьте себя съемочной группой и “экранизируйте” сказку “Три медведя”. При этом не забудьте, что вы решили “снять” фильм жанре...

    фильма-мюзикла

    психологического триллера

    эксцентрической комедии

    крутого боевика

    фильма ужасов

Игра «Звукоподражатели»

Человек обладает самым совершенным в мире голосовым аппаратом. Уникальность нашего голоса выражается не только в том, что мы можем говорить или петь. Человек своим голосом способен воспроизвести любой звук: от писка мышонка до рёва реактивного самолета. Тех людей, которые лучше других повторяют звуки окружающего мира, называют “имитаторами” или “звукоподражателями”. Попробуйте стать имитаторами и покажите звуковую зарисовку, которую можно было бы назвать так:

    Весенний лес”

    Гонки на мотоциклах”

    На морском берегу”

    Парад на Красной площади”

    Утро в деревне”

Отбор речевого материала

В логопедической литературе достаточно подробно описывается содержание и приёмы коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичёва и др.).

Многие авторы отмечают, что закрепление поставленных звуков может осуществляться в определённой последовательности с применением речевого материала, который важно использовать как на логопедических занятиях, так и вне их – в процессе коррекционной работы воспитателя и в условиях домашних занятий ребёнка с родителями.

Вместе с тем в ряде практических пособий предлагаемый для этого лексико – грамматический материал не вполне отвечает методическим требованиям проведения автоматизации и дифференциации звуков. Если этот материал используется специалистом без осуществления необходимого отбора, то практически неизбежно появление ошибок в реализации соответствующей логопедической технологии.

Отбирая речевой материал для занятий с ребёнком, необходимо соблюдать целый ряд требований.

Наиболее важными из них являются следующие.

При выборе материала для различных этапов автоматизации и дифференциации звуков важно учитывать индивидуальные особенности усвоения нормативного звукопроизношения ребёнком.

При автоматизации большинства звуков на уровне слога возможны различные варианты выбора фонетического материала: как прямые, так и обратные слоги (реже используется интервокальная позиция – поставленный согласный звук между гласными). Имеются общие рекомендации по поводу выбора типа слога для закрепления тех или иных групп согласных звуков. Однако, по нашему мнению, выбор определяется главным образом тем, в каком сочетании поставленный звук ребёнку легче и удобнее произносить правильно. Это определяется, как правило, сразу после появления адекватного произнесения звука в изолированном положении, то есть после постановки звука на занятии.

Желательно закреплять согласный звук в сочетании с различными гласными (или первоначально с одним из гласных) в слогах и затем, излишне не задерживаясь на этом, переходить к автоматизации на уровне слова.

Первоначально отбираются слова, включающие те слоги или звукосочетания, в которых звук произносится правильно. Затем ребёнок упражняется в произнесении серий слов, в каждой из которых звук произносится в определённой позиции. Переход к произнесению слов в каждой последующей позиции производится лишь в том случае, если освоена предыдущая позиция.

Приведем пример последовательности использования разнотипных по структуре лексических единиц для автоматизации звука С:

  1. прямой слог – слова с этим слогом;
  2. обратный слог и слова с ним;
  3. звук между гласными в звукосочетаниях и соответствующая серия слов;
  4. стечение согласных в начале слова;
  5. стечение согласных в конце слова;
  6. стечение согласных в середине слова;
  7. автоматизируемый звук повторяется дважды в слове, при этом данный звук часто оказывается в разнообразных позициях.

Автоматизируя звук на уровне предложения, целесообразно как можно быстрее помочь ребёнку перейти от упражнений с минимальным включением слов с автоматизируемым звуком к предложениям до максимального их наполнения. В результате ускорится процесс введения правильно произносимого звука в самостоятельную речь ребёнка.

Важной особенностью организации процесса закрепления звукопроизносительных навыков детей с общим недоразвитием речи является то, что используемый материал одновременно может применяться для коррекции недостатков и развития лексико – грамматического строя речи. Кроме основной направленности, это важно по другим причинам. Упражнения и задания для преодоления ошибок лексико – грамматического характера, как правило, содействуют развитию других высших психических функций детей, повышают их положительную мотивацию в обучении и вызывают познавательный интерес, позволяя избежать «механического тренажа».

Нами отобраны и разработаны серии разнообразных упражнений, заданий, игр для закрепления правильного произношения поставленных звуков в речи дошкольников с ОНР и одновременно решения других коррекционных задач. Эти практические материалы могут быть использованы как на логопедических занятиях, так и применяться вне их взрослыми из ближайшего окружения ребёнка (воспитателями, родителями) при условии соответствующих разъяснений логопеда.

Выбор того или иного вида заданий и упражнений по комплексной коррекции нарушений зависит от состояния различных сторон речи и в целом психического развития ребёнка, от актуальных задач конкретного периода логопедической работы и других факторов.

Таблица иллюстрирует возможности выбора речевого материала для такого рода заданий и упражнений.

Подбор речевого материала для заданий и упражнений, предусматривающих одновременное решение разных коррекционных задач

Закрепление звукопроизносительных навыков

Коррекция нарушений лексико – грамматического строя и развития навыков словообразован-я

Речевой материал для заданий и упражнений

Дифференциация звуков Л – Л’ – Р – Р’ в словах

Подбор антонимов

Молодой – старый, весёлый – грустный, плохой – хороший, слабый – сильный, белый – чёрный, больной – здоровый, длинный – короткий, большой – маленький, лёгкий – тяжёлый, сильный – слабый, тепло – холодно, темно – светло, хорошо – плохо, грустно – весело, легко – тяжело, добро – зло

Выбор родственных слов

Дифференциация звуков С – С’

Лес, лесок, лесной, лесник, лесовик, лесовод, лесоруб, лесовоз, лесопарк, лесополоса

Автоматизация звуков: 1) Ш;

2) Л’;

3) дифференциация звуков С – С’

Выполнение операции образования сложных слов

  1. кашу варит – кашевар, пеший ход – пешеход, мышь ловит – мышеловка, землю пашет – землепашец, шпагу глотает – шпагоглотатель;
  2. поле «водит» - полевод; оленей «водит» - оленевод; книгу любит – книголюб; пули метает – пулемёт;
  3. сам катит – самокат; снег падает – снегопад; лист падает – листопад; сад «водит» - садовод; светлые волосы – светловолосый; сам ходит – самоход; пыль сосёт – пылесос; по снегу ходит – снегоход

Автоматизация звуков: 1) Ш;

2) Л’;

3) дифференциация звуков Ц – Ч

Отбор слов с уменьшительно – ласкательным значением

  1. шапка – шапочка, мешок – мешочек, лошадь – лошадка, башня – башенка, шкаф – шкафчик, пушка – пушечка, шишка – шишечка, подушка – подушечка;
  2. Валя – Валечка, Оля – Олечка, Коля – Колечка, Толя – Толенька;
  3. заяц – зайчик, палец – пальчик, яйцо – яичко, лицо – личико, письмо – письмецо, птица – птичка, пуговица – пуговичка, синица – синичка, сердце – сердечко, сестрица – сестричка

Автоматизация звуков: 1) Л;

2) Ш

Употребление творительного падежа существительных

  1. мылом (мыл), молотком (забивал гвозди), иглой (шила), пилой (пилил), лопатой (копал), ложкой (ел);
  2. карандашом (рисует), топором (рубит), рукой (гладит кошку), ручкой (пишет)

Автоматизация звуков:

  1. Дифференциация звуков Ч – Т’

Образование множественного числа существительных в именительном (1) и родительном (2) падежах

  1. (1) а) нос – носы, сук – суки, стол – столы, стул – стулья, самолет – самолеты, оса – осы, сумка – сумки, стакан – стаканы, сова – совы;

б) палец – пальцы, овца – овцы, птица – птицы, пуговица – пуговицы, боец – бойцы, заяц – зайцы, яйцо – яйца, лицо – лица, кольцо – кольца;

г) печь – печи, птичка – птички, читатель – читатели, учитель – учителя, печать – печати;

(2) а) много столов (самолетов, сумок, собак);

в) много барабанов (раков, баранов, сырков, уроков, роз, рук, ворон, сорок, рыб);

г) много печей (птичек, читателей)

  1. автоматизация звука Й;
  2. дифференциация звуков Ч – Т’

Употребление глагольных форм (настоящего времени; повелительного наклонения)

  1. пой (песню), дай (мяч), катай (Юлю), копай (землю), отдавай (игрушку);

2) хочет – хотят (мальчик хочет посадить дерево; дети хотят …..; дед хочет вытянуть репку; дед и баба хотят …..)

Автоматизация звука Ц

Образование возвратных глаголов

(кот) умывается, (мама) улыбается, (Катя) одевается, (лисицы) охотятся, (поезд) останавливается, (Гена) занимается

  1. автоматизация звуков Ш;
  2. дифференциация звуков Л – Л’

Подбор прилагательных (в том числе относительных и качественных)

  1. шерстяной (шарф), пушистый (хвост), душистый (горошек), мышиная (нора), широкая (дорога), большой (мешок), хорошая (шина);

2) луна – лунный, лук – луковый, ласка – ласковый, луч – лучистый, футбол – футбольный, глаз – глазной, липа – липовый, лень – ленивый, любить – любимый

Автоматизация звука Р

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Красная машина – красный шар, красивая роза – красивый цветок, оранжевая ракета – оранжевый шарф, румяная Рая – румяный пирог, озорная мартышка – озорной Рома

Автоматизация звуков: 1) С;

2) Ш

Употребление сочетаний числительных с существительными

  1. один (самолет, самокат, стол, стул), одна (собака, сова); два (самолета, самоката, стола, стула), две (собаки, совы); три, четыре (самолета, стола, стула; собаки, совы); пять (самолетов, самокатов, столов, стульев; собак, сов);
  2. составить аналогичные словосочетания со словами: кошка, пушка, подушка, шишка, мышка, машина, шина
  1. автоматизация звуков: С;
  2. дифференциация звуков Р – Р’

Использование предложно – падежных конструкций

  1. с предлогами с – со: Саня взял сайку (со) стола. Соня подняла стул (с) пола. Сеня встал (с) кресла. Саня снял котенка (со) столба;
  2. с предлогами с, к, в, на, под, над, из – за, из – под: Рома несет ведро (с) раками. Боря идет (к) озеру. Рая встретила (в) лесу барсука. Игорь летит в самолете (над) рекой. Варя вылезла (из – под) кровати и т.п.

Выбор речевого материала для каждого ребёнка индивидуализируется. Идеальный вариант состоит в том, что материал максимально содержит автоматизируемые (или дифференцируемые) звуки, но в то же время не включает пока еще не поставленные звуки, которые неправильно произносятся ребёнком.

Как правило, формулировки инструкций к заданиям и упражнениям не вызывают особых затруднений у квалифицированных специалистов. В связи с этим обратим внимание лишь на некоторые моменты.

Логопедические инструкции должны отличаться четкостью и точностью и предполагать однозначный изначально запланированный специалистом ответ ребенка. Например, вербальная инструкция «Посмотри на картинки. Вот один стол, а здесь – много …….(столов)» предполагает, что дети выберут форму родительного падежа множественного числа существительных. Другой вариант задания: «Вот один стол, а здесь – не один стол. Как назвать эти предметы? (столы)». Во втором случае дети используют форму именительного падежа.

Если ребенок затрудняется в выборе нужной формы ответа, логопед использует разнообразные виды помощи: дополнительные (в том числе наводящие) вопросы, наглядный материал, образец ответа и др.

Один и тот же речевой материал может быть использован в различных вариантах заданий. К примеру, закрепляя предложно – падежные конструкции в речи ребенка, логопед может предложить ребенку:

а) вставлять нужные «маленькие слова» (предлоги) в произносимые им предложения;

б) ответить на вопросы по содержанию сюжетных картинок;

в) самостоятельно составить предложения по соответствующим сюжетным картинкам.

Многолетний опыт логопедической работы свидетельствует о том, что применение заданий и упражнений, которые позволяют одновременно решить несколько коррекционных задач с учетом актуальных и потенциальных речевых возможностей ребенка с ОНР, усиливает эффективность коррекционно – развивающих воздействий по преодолению имеющихся у него дефектов.

Подготовила и провела учитель-логопед Н.А.Рыль