Ответственность за экологические правонарушения может быть. Экологические правонарушения

И свобод человека и , собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.
От чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы в значительной степени зависит состояние здоровья человека, являющегося в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью.

Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов.

Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три группы:

  1. специальные экологические составы;
  2. смежные;
  3. дополнительные.

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе "Экологические преступления" (гл. 26). Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
  • загрязнение вод (ст. 250);
  • загрязнение атмосферы (ст. 251);
  • загрязнение морской среды (ст. 252);
  • порчу земли (ст. 254);
  • нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
  • нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
  • незаконную охоту (ст. 258);
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
  • другие преступления.

К специальным экологическим составам также относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка:

  • отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140);
  • регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);
  • терроризм (ст. 205);
  • нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216);
  • нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); и др.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды.

К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

Виды наказаний за совершение экологических преступлений :

Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа - 40 тыс. рублей, максимальный - 500 тыс. рублей.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;

Обязательные работы заключаются в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 240 часов).

Исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 2 лет); за загрязнение атмосферы (до 1 года); за порчу земли (до 2 лет); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет).

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 2 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет).

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев).

Лишение свободы на определенный срок предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (до 5 лет); загрязнение вод (до 5 лет); загрязнение атмосферы (до 5 лет); порчу земли (до 5 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); уничтожение или повреждение лесов (до 7 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).

Субъективная сторона составов экологического преступления выражается, как правило, в форме косвенного , когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме .

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Общее число зарегистрированных в стране преступлений сократилось в 2000 г. на 1,6%, но экологических - возросло на 19,4%. В результате их удельный вес в общей структуре преступности увеличился с 0,3% в 1999 г. до 0,5 в 2000 г. По-прежнему преобладает незаконная порубка деревьев (50,7%), незаконная добыча водных животных и растений (42,7%), незаконная охота (4,9%), которые в совокупности составляют 98,3% от числе всех экологических преступлений (в 1999 г. - 97,7%).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ СПО Вологодский кооперативный колледж

на тему «Виды ответственности за экологические правонарушения»

по дисциплине «Основы экологического права»

Выполнил:

Духанина.М.

Группа: Ю-33

Проверил:

Климашевская С.Н.

Вологда, 2014

Введение

2.4 Материальная ответственность за экологические правнонарушения

Заключение

Список литературы

Введение

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов.

В соответствии с российским экологическим законодательством, как должностные лица, так и граждане несут гражданско-правовую, материальную,дисциплинарную, административную, уголовную ответственность, а предприятия - административную и гражданско-правовую ответственность за экологические правонарушения и преступления.

Целью данной работы является рассмотрение видов ответственности за экологические правонарушения.

1. Понятие ответственности за экологические правонарушения

2. Виды экологических правонарушений

экология ответственность правонарушение

1. Понятие ответственности за экологические правонарушения

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом следует иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме права окружающей среды. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере - экономические меры (например, платежи за загрязнение окружающей среды).

Об особом месте юридической ответственности в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции. Санкция - это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

Экологическое правонарушение - это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

При характеристике экологического правонарушения необходимо обратить внимание на следующие два обстоятельства. Первое касается того, что экологически значимое противоправное деяние не всегда должно быть виновным. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть компенсирован независимо от вины причинителя. Второе обстоятельство связано с тем, что совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда. В определенных условиях вред мог не наступить, но была реальная угроза его наступления. Например, после выполнения агрохимических работ оставшиеся агрохимикаты были оставлены в поле на хранение, вместо перевозки их в хранилище, как этого требуют соответствующие правила. При определенных обстоятельствах (если бы пошел дождь или оставленные химикаты были съедены животными) мог быть причинен существенный экологический вред.

Часто экологическое правонарушение проявляется в нарушении законных прав и интересов гражданина или иного субъекта экологического права. Например, может быть нарушено право гражданина на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые - менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем.

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие - только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи - по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

2. Виды экологических правонарушений

2.1 Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчиненности организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заключаться в невыполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования.

Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность. К нарушителям могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами могут быть установлены иные дисциплинарные взыскания: перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок или понижение в должности.

В качестве разновидности дисциплинарной меры ответственности рассматривается депремирование должностных лиц и иных работников, т.е. полное или частичное лишение премии по итогам года, например, за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды либо за нарушения природоохранительного законодательства. Основанием для решения о депремировании служит справка территориальных органов по охране окружающей среды о состоянии выполнения природоохранных мероприятий и степени соблюдения экологического законодательства за соответствующий период.

Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. При наложении взыскания должны быть учтены тяжесть совершенного проступка, служебная характеристика и поведение работника. За каждое нарушение трудовой дисциплины налагается только одно взыскание. До наложения взыскания от провинившегося должно быть истребовано объяснение. В приказе (распоряжении) о наложении дисциплинарного взыскания обязательно указывается, за какой проступок и какое наказание налагается. О приказе (распоряжении) работнику объявляется под расписку.

Дисциплинарное взыскание может быть применено к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения (не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске).

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения более строгих видов ответственности при наличии правовых оснований - административной, уголовной, гражданской.

2.2 Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РСФСР и экологическим законодательством.

Субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица. Применяется административная ответственность только при наличии вины правонарушителя.

Установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например права охоты; исправительные работы, административный арест.

Административная ответственность применяется за:

нарушение права государственной собственности на недра; на воды; на леса; на животный мир;

нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;

незаконное использование земель государственного лесного фонда;

нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст.62);

уничтожение или повреждение подроста в лесах;

повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами;

засорение лесов бытовыми отходами и отбросами;

уничтожение полезной для леса фауны;

нарушение требований пожарной безопасности в лесах;

выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;

несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов;

нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных;

нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу;

уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных;

нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования и т.д.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

2.3 Уголовная ответственность за экологические правонарушения

В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В то же время общий массив уголовно-экологического законодательства гораздо шире главы 26 УК РФ. Сюда входят также нормы, устанавливающие ответственность за экологические преступления, но помещенные как в других разделах УК РФ (например, ст. 358 «Экоцид»), так и иных нормативно-правовых актах, содержащие признаки составов преступлений, причиняющих вред окружающей среде наряду с последствиями другого рода.

В Уголовном Кодексе предусмотрена уголовная ответственность за следующие виды преступлений:

1) нарушение правил экологической безопасности при производстве работ (ст. 246);

2) нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

3) нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

4) нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК);

5) загрязнение вод (ст. 250);

6) загрязнение атмосферы (ст. 251);

7) загрязнение моря (ст. 252);

8) нарушение законодательства о континентальном шельфе (ст. 253 УК);

9) порчу земли (ст. 254 УК);

10) нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК);

11) незаконную добычу воды, животных и растений (ст. 256 УК);

12) нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК);

13) незаконную охоту (ст. 258 УК);

14)незаконную порубку деревьев и кустарников (ст. 259 УК);

15) уничтожение или повреждение лесов (ст. 260 УК);

16) нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 261 УК)

2.4 Материальная ответственность

За экологические правонарушения - это определенная трудовым, а не гражданским законодательством имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы, связанные с возмещением причиненного экологическим правонарушением вреда.

Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возмещение предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущественных потерь по вине неправомерных действий их работников.

Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих. Они, согласно ТК, несут такую ответственность лишь при условии, что причиненный ими ущерб произошел при исполнении ими своих трудовых обязанностей и по их вине. Другой особенностью этой ответственности, отличающей ее от имущественной ответственности по гражданскому законодательству, является то, что она носит, как правило, ограниченный характер. Ее размеры чаще всего лимитируются определенной частью заработка, тогда как имущественная ответственность по ГК РФ характеризуется возмещением обычно в полном объеме, включая упущенную выгоду.

В Трудовом кодексе предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанностей, учитывается только прямой ущерб, а неполученные доходы (т.е. упущенная выгода) не учитываются. Не допускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска. При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.

Рабочий или служащий, причинивший ущерб предприятию, учреждению, организации, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия администрации он вправе передать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить повреждение.

По действующему законодательству рабочие и служащие несут материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего месячного заработка. Случаи полного возмещения ущерба предусмотрены одной из статей Трудового кодекса РФ:

Когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;

Когда в соответствии с законодательством на работника возлагается полная материальная ответственность;

Когда между работником и администрацией заключен договор о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;

Когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;

Заключение

Существуют административная, уголовная, дисциплинарная и материальная виды юридической ответственности за экологические правонарушения. Каждый вид ответственности имеет свои меры наказания.

Применение административной ответственности регулируется как экологическим законодательством, так и Кодексом об административных правонарушениях. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; за невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также за предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений; за несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке; и др.

В настоящее время целями норм, устанавливающих ответственность за совершение экологических преступлений, объявляется защита и обеспечение уголовно-правовыми средствами правил охраны окружающей среды в целом и правил охраны отдельных ее компонентов, установленного нормативно-правового порядка деятельности, в той или иной степени связанной с использованием окружающей среды или оказанием на нее воздействия, защита экологических прав и интересов граждан, обеспечение правомерных видов пользования окружающей средой, сохранение ее качества, предотвращение уничтожения (гибели) объектов природы и т.п.

В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26).

Все поставленные мною цели и задачи выполнены.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»

2. Уголовный Кодекс РФ

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение института ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель. Исследование понятия земельного правонарушения. Анализ дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за правонарушения.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2012

    Понятие административного экологического правонарушения. Развитие административной ответственности. Виды административных экологических правонарушений и взысканий. Эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2011

    Приоритеты социальной и экономической политики в сфере экологической безопасности. Общая характеристика ответственности за экологические правонарушения. Сущность уголовной ответственности в этой сфере. Характеристика составов экологических преступлений.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2015

    Понятие ответственности за экологические правонарушения, ее виды, задачи и принципы. Основания уголовной ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Экологические преступления в действующем российском уголовном законодательстве.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2013

    Изучение экологических правонарушений и видов ответственности за их совершение (юридическая, уголовная). Суть административной ответственности, которую рассматривают как негативную реакцию государства на нарушение эколого-правовых административных норм.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Характеристика пяти видов юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой, уголовной. Обстоятельства привлечения к административной ответственности, виды наказаний, сроки, возраст и особые обстоятельства.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2012

    Понятия и основания административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности. Состав административного правонарушения. Региональное законодательство субъектов РФ. Процессуальные основания административной ответственности.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2013

    Определение понятия и признаков материальной и дисциплинарной ответственности работника и работодателя. Изучение видов и пределов ответственности сторон трудовых правоотношений. Порядок привлечения сторон к материальной и дисциплинарной ответственности.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2015

    Черты юридической ответственности: государственное принуждение, осуждение правонарушения, его субъекта, наличие неблагоприятных последствий для правонарушителя. Особенности гражданско-правовой, дисциплинарной, уголовной, административной ответственности.

    статья , добавлен 15.06.2010

    Рассмотрение понятия и сущности административного правонарушения. Анализ юридического состава административного правонарушения как основания ответственности. Особенности ответственности отдельных категорий граждан, должностных и юридических лиц.

Законодательные проступки, которые могут быть действием или бездействием в природоохранном законодательстве и которые причиняют вред окружающей среде, а следовательно, и здоровью человека, именуются как экологические правонарушения. Ответственность за них предусматривается в зависимости от тяжести последствий в виде административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой.

Классификация экологических правонарушений

Всю их совокупность подразделяют на три вида:

  • проступки в рассматриваемой сфере;
  • экологические преступления общего характера относительно природной среды;
  • деликты (незаконные действия).

Понятие о юридической ответственности

Через ее применение реализуется госпринуждение по исполнению рассматриваемых требований.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения — это отношения, складывающиеся между уполномоченными госорганами в сфере охраны природной среды, а также иными подобными субъектами и физическим или юридическим лицом, которое совершило экологическое правонарушение, по поводу наложения на последнего соответствующего взыскания. При этом для нарушителя наступают неблагоприятные последствия.

При применении юридической ответственности реализуется принцип госпринуждения к исполнению требований природоохранного законодательства.

Функции рассматриваемого вида ответственности

Среди основных можно выделить:

  • Стимулирующая к тому, чтобы нарушитель соблюдал природоохранное законодательство.
  • Превентивная, заключающаяся в том, чтобы он не нарушал в дальнейшем данные правовые акты.
  • Карательная. Любое лицо, совершившее какой-либо проступок, должно за него отвечать. Не являются исключением и экологические правонарушения.
  • Компенсационная — направлена на возмещение ущерба окружающей среде и здоровью человека.

Административная ответственность за экологические правонарушения

В сфере охраны природы наибольшее распространение получил именно данный вид ответственности. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений устанавливается в КоАП РФ на федеральном уровне и законах об административных правонарушениях субъектов Федерации на местном уровне.

Ответственным за совершение данного проступка может быть признано физическое лицо, начиная с 16-летнего возраста. Для юридического лица ответственность наступает в том случае, если будет доказано, что оно имело возможности для соблюдения административных правовых норм, но не соблюдало их.

Административная ответственность за экологические правонарушения может осуществляться в виде:

  • штрафа;
  • лишения спецправа;
  • конфискации или возмездного изъятия продукции незаконного природопользования либо орудий совершения данных проступков;
  • предупреждение;
  • административный арест;
  • исправительные работы.

При этом третий из рассматриваемых видов может быть как основным, так и дополнительным, остальные же взыскания применяются только как основные.

Виды экологических правонарушений, влекущие административную ответственность

Они определены в законе «Об охране окружающей среды». К ним относятся:

  • несоблюдение нормативов ее качества;
  • непроведение госэкологической экспертизы, невыполнение требований, которые были отражены в ее заключении или при предоставлении заведомо ложных экспертных заключений;
  • нарушение требований в сфере экологии на разных стадиях проектирования и эксплуатации различных объектов;

  • загрязнение окружающей среды, что приводит, как следствие, к ухудшению здоровья человека, наносит вред флоре и фауне, имуществу, принадлежащему физическим и юридическим лицам;
  • порча или повреждение природных экосистем, а также иных природных объектов, включая памятники природы, заповедники;
  • нарушение порядка и правил добычи, купли-продажи, обмена, импорта-экспорта объектов флоры и фауны, продуктов, созданных на их основе, минералогических и биологических коллекций;
  • невыполнение мер, относящихся к обязательным, по восстановлению окружающей среды, подвергшейся нарушению, а также воспроизводству природных ресурсов;
  • неподчинение госорганам, выдавшим предписание при осуществлении госэкологического контроля;
  • нарушение требований по складированию, переработке, обеззараживанию, утилизации и захоронению различных отходов;
  • то же по отношению к поллютантам, включая радиоактивные отходы;
  • превышение предельно допустимых уровней воздействия ионизирующего излучения и другие.

Как уже отмечалось, административная ответственность за экологические правонарушения устанавливается, в основном, КоАП РФ либо местными административными законами. В них устанавливается, что к ней могут привлекаться и физические, и юридические лица, а также что она может быть применена к должностным лицам последних. Одной из наиболее распространенных мер ответственности за подобные нарушения являются штрафы. Их размер зависит от следующих обстоятельств:

  • вида правонарушения и его характера;
  • степени вины нарушителя;
  • уровня вреда, причиненного им;
  • полномочий накладывающего штраф органа.

В соответствии с КоАП размер санкций для физических лиц может составлять 500-2500 руб., для юридических — от 10 тыс. до 300 тыс. руб. Последние, в основном, предпочитают, чтобы в случае, если не удается избежать штрафа, его накладывали на должностных лиц, поскольку его размер в данных обстоятельствах уменьшается до 1000-20000 руб.

Данные меры ответственности могут налагать ОВД, специально созданные комиссии при исполнительных властных органах, должностные лица конкретных контрольно-надзорных органов.

Меры административной ответственности за совершение экологических правонарушений могут налагаться по упрощенной процедуре без соответствующего обращения в судебные органы.

Суммы взысканных штрафов переводятся на счета соответствующих госэкологических фондов. Виновное лицо, уплатившее штраф, не освобождается от возмещения вреда, что обусловлено тем, что первый является мерой наказания, при этом суммы, полученные в результате ее наложения, поступают на спецсчета внебюджетных экофондов, а не направляются на возмещение вреда.

Помимо судов, административные дела рассматривают ОВД, органы Роспотребнадзора (в случае повреждения или уничтожения знаков различных санитарных зон, курортов, лечебно-оздоровительных местностей, непредоставления правдивой информации о состоянии атмосферного воздуха, радиационной обстановке, источниках питьевого водоснабжения), органы, осуществляющие госэкологическую экспертизу

Дисциплинарная ответственность

Она является одним из видов юридической ответственности за экологические правонарушения. Для нее характерны все признаки последней, а также имеются свои индивидуальные, к которым относятся:

  • дисциплинарный проступок, совершенный виновным лицом;
  • источником ее установления с правовой точки зрения являются законодательные и другие официальные акты;
  • к ней могут быть привлечены работники, у которых с работодателем заключен трудовой контракт;
  • наложение дисциплинарных взысканий к нарушителю трудовой дисциплины, таких как замечание, выговор, включая его строгую форму, а также увольнение;
  • их могут налагать соответствующие субъекты, которым делегированы полномочия по использования дисциплинарной власти;
  • последняя реализуется в виде дисциплинарного производства.

Дисциплинарный вид ответственности за экологические правонарушения может наступать по отношению к противоправным действиям, ненадлежащему исполнению или неисполнению работником тех трудовых обязанностей, которые соотносятся с экологическими правами по трудовому контракту или временному поручению топ-менеджмента организации. Здесь объектами правонарушений выступают как окружающая среда, так и правила распорядка, установленные внутри хозяйствующего субъекта.

Как разновидность дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения выделяется депремирование различных категорий нарушителей на основании справки соответствующих органов по охране природы.

Наложение подобных взысканий не освобождает виновное лицо от других видов ответственности.

Материальная ответственность

Она представляет собой комплекс юридических мер, которые призваны сохранить природу и подойти дифференцированно к оценке причиненного вреда и виновным в этом деянии.

Для материальной ответственности за совершение экологических правонарушений характерны следующие признаки:

  • она лимитируется определенной частью дохода и должна быть сопоставима с размером ущерба, за исключением некоторых случаев, оговоренным законодательными актами;
  • работник определенного хозяйствующего субъекта может нести данный вид ответственности только в случае наличия его доказанной вины;
  • упущенная выгода вследствие причинения ущерба конкретным работником не подлежит возмещению;
  • если он был причинен при нормальном производственном риске, то работники, его допустившие, не должны подвергаться материальной ответственности;
  • последняя должна наступить не позднее 2 недель с момента нанесения ущерба;
  • внесудебное взыскание может быть наложено администрацией хозяйствующего субъекта в том случае, если работник с этим согласен;
  • ущерб возмещается вне зависимости от того, привлекается ли работник к иным видам ответственности за данный проступок.

Данная ответственность может быть применена в следующих случаях:

  • несоблюдение ПДК выбросов в различные оболочки Земли, иные противоправные действия нарушителя;
  • нанесенный ущерб природе, включая повреждения конкретного природного объекта, убытки из-за нарушений экологического законодательства, расходы на восстановление нарушенного объекта;
  • установления причинной взаимосвязи между наступившим вредом и противоправным поведением нарушителя.

Этот вид может быть частичным (при неосторожной форме вины) или полным (в случае умышленного причинения ущерба).

Таким образом, понятие ответственности за экологическое правонарушение включает не только те виды из них, которые определяются одноименными кодексами, но и те, которые определяются нормами права.

Уголовная ответственность

Ее специфика в рассматриваемой сфере заключается в следующем:

  • основание привлечения — правонарушение в области экологии со всеми признаками преступления в рассматриваемой области;
  • объектом состава выступает комплекс общественных отношений, которые складываются в области охраны природы и экологии;
  • к данному виду привлекаются лишь физические лица, осуществление функций которыми связано с определенными воздействиями, оказываемыми на природную среду;
  • меры наказания при данном виде ответственности могут сводиться к штрафу, обязательным и исправительным работам, лишению права заниматься определенной деятельностью или занимать некоторые должности.

Цели уголовной ответственности за экологические преступления:

  • обеспечение ;
  • установленного порядка осуществления деятельности, связанной с определенным воздействием на природную среду;
  • защита экологических интересов и прав физических лиц;
  • обеспечение экологической безопасности по отношению к конкретным территориям и гражданам;
  • предупреждение ухудшения качества природы и угроз гибели ее объектов.

Наиболее часто применяется такой вид уголовной ответственности, как лишение свободы.

Для разрешения некоторых вопросов, которые требуют спецзнаний в области охраны природы и экологии, в качестве экспертов могут быть привлечены различные биологи, включая экологов, а также санитарные врачи.

Предметом экологического преступления не являются кустарники, древесная растительность, произрастающие на садово-огородных участках, землях с/х назначения, кроме защитных лесополос, а также такие из них, которые были повреждены в результате стихийных сил природы.

Отличие уголовной ответственности за экологические правонарушения от административной нужно проводить по нескольким признакам:

  • наличие крупного ущерба;
  • использование самоходного плавающего или другого механического транспортного средства, различных химвеществ, средств массового уничтожения в рыболовстве;
  • места совершения проступка или преступления.

Подследственность уголовных дел в экологическом отношении в основном относится к райсудам.

В 26 главе УК РФ установлены экологические преступления, за которые может наступить уголовная ответственность. К ним относятся:

  • нарушение правил охраны природы при осуществлении работ или обращении отходов и экологически опасных веществ;
  • загрязнение гидро-, атмо-, литосфер;
  • нарушение правил охраны недр и рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение ареалов организмов, занесенных в Красную Книгу РФ.

Специальные экологические составы встречаются и в иных УК РФ. К ним можно отнести сокрытие информации о тех обстоятельствах, которые создают опасность для здоровья или жизни людей, экоцид, нарушение требований по безопасности на объектах атомной энергетики.

Помимо этого, выделяют смежные составы преступлений. К ним относят те из них, которые выполняют соответствующие экологические функции только в определенных обстоятельствах. К ним могут относиться:

  • регистрация незаконных сделок с землей;
  • нарушение правил безопасности при проведении различных работ, а также некоторые другие.

Также выделяют составы, не относящиеся напрямую к экологическим, но которые в некоторых обстоятельствах могут быть использованы для целей защиты природы. К ним, в частности, можно отнести превышение служебных полномочий, служебный подлог и другие.

Гражданско-правовая ответственность

Она является одним из видов правовой ответственности за экологические правонарушения. Она может использоваться совокупно вместе с применением мер административного, уголовного и дисциплинарного воздействия.

В ГК РФ определено, что под экологическим вредом понимается какое-либо ухудшение состояния природы из-за нарушения экологических требований с умалением любых благ, включая имущество физических лиц и хозяйствующих субъектов, здоровье и жизнь человека.

В гражданских делах могут быть рассмотрены такие из них, которые связаны с ответственностью за экологические правонарушения из-за упущенной выгоды или возмещением морального вреда в случае, например, уничтожения зеленых насаждений.

Основания ответственности определены в ГК. К ним относятся:

  • противоправность действия или бездействия;
  • причинная взаимосвязь между ними и причинением вреда;
  • вина нарушителя.

В большинстве случаев в том случае, если нарушитель докажет то, что ущерб был причинен не по его вине, он освобождается от возмещения вреда. Но если последний был причинен в результате применения источника повышенной опасности, то освобождение не наступает.

Такая ответственность за экологические правонарушения по-другому называется имущественной. Таким образом, она направлена на возмещение, прежде всего, соответствующего ущерба конкретному лицу.

В заключение

Выделяют различные виды рассматриваемой ответственности. К ним относятся и административная, и уголовная, и дисциплинарная, и материальная, и гражданско-правовая. Ответственность за экологические правонарушения предусмотрена за совершение действий, которые причиняют ущерб природной среде, и, как следствие, жизни и здоровью человека. В зависимости от тяжести последствий, величины ущерба и некоторых других факторов может использоваться тот или иной вид ответственности или возможно их совокупное действие.

Дисциплинарная ответственность – санкция, которая распространяется на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с осуществлением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, за нарушение нормативов качества окружающей среды, за нарушение требований природоохранного законодательства, которые они должны выполнять, исходя из занимаемой должности. Статьей 192 Тр.К РФ установлены следующие меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение. Возможно лишение премий и других материальных поощрений.

Дисциплинарная ответственность наступает только за экологические правонарушения, совершенные сотрудником в процессе своей трудовой деятельности при исполнении им своих должностных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность не требует применения сложных процессуальных мер и налагается администрацией предприятия.

В ряде случаев возможна замена дисциплинарной ответственности на административную, однако такая процедура должна быть прямо предусмотрена в нормативных актах.

Материальная ответственность за экологические правонарушения – имущественная ответственность в соответствии с трудовым, а не гражданским законодательством работников и должностных лиц, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Этот вид ответственности предусмотрен Тр.К РФ.

При наложении на работника материальных санкций соблюдаются следующие условия:

– материальная ответственность ограничивается лишь частью заработка и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

– материальная ответственность работника согласно трудовому законодательству возможна лишь при наличии его вины;

– учитывается только прямой ущерб, причиненный работником, неполученные доходы не принимаются в расчет;

– работники, причинившие ущерб при нормальном производственно-хозяйственном риске, освобождаются от материальной ответственности;

– для привлечения к материальной ответственности законодательством предусмотрены сокращенные сроки (она налагается не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба);

при согласии виновного лица ущерб взыскивается администрацией, в противном случае – в судебном порядке;

– ущерб должен быть возмещен независимо от привлечения работника к другим видам ответственности.

Подгражданско-правовой ответственностью за экологические правонарушения понимается имущественная ответственность граждан и юридических лиц за экологические правонарушения, устанавливаемая в соответствии с нормами гражданского и экологического законодательства.

Имущественная ответственность за противоправное причинение вреда состоит в полном возмещении ущерба. Согласно ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» вред рассматривается как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных ландшафтов и истощение природных ресурсов.

Ст. 77 Закона расширяет понятие вреда окружающей среде: это загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Данная статья (пункт 3), а также ст. 1064 ГК РФ называет вредом не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. В случае отсутствия таковых – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Возмещение ущерба производится добровольно, в противном случае – по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда. На основании их решения вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен возложением на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Учитывая длительность многих природных процессов, иски о компенсации экологического вреда могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Главная особенность гражданско-правовой ответственности заключается в том, что она предусматривает восстановительную функцию, а административно- или уголовно-правовая ответственность – функции карательные.

Административная ответственность за экологические правонарушения – ответственность, наступающая только за конкретные экологические правонарушения, указанные в Законе как административные, и применяемая судами, органами, должностными лицами, комиссиями, лицами, специально уполно­моченными рассматривать дела об административных нарушениях (ст. 23.1-23.6 КоАП РФ).

К видам административных наказаний относятся: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права (например, управления транспортным средством, права охоты); 7) административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация. За административ­ные правонарушения в экологической области согласно КоАП РФ применяются санкции пунктов 1-6.

Принятие 1 июля 2002 г. Кодекса РФ об административных правонарушениях принесло в область экологического законодательства глубокие изменения. В новом Кодексе перечень правонарушений в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов включен в восьмую главу. Компетенция экологических органов существенно ограничена: в нее входит рассмотрение таких составов, как порча земель, нарушение правил обращения с отходами, правил охраны атмосферного воздуха, среды обитания и правил пользования объектами животного мира, правил охоты и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Исключены из компетенции экологических органов составы правонарушений в сфере рационального использования земель, охраны и использования недр, охраны и использования водных объектов, правил лесопользования, правил охраны рыбных запасов и мониторинга загрязнения окружающей среды.

Ст. 27.4. КоАП РФ сузила правовую базу участия общественности в охране окружающей среды и свела почти к нулю общественный экологический контроль, особенно в сфере охраны заповедных территорий, рыбных запасов и животного мира.

Экологические правонарушения влекут за собой привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность наступает за экологические правонарушения, совершенные в связи с исполнением трудовых, служебных обязанностей.

Она регламентируется Трудовым кодексом РФ. В силу ст. 192 Трудового кодекса РФ могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы в случае систематического неисполнения требований экологического законодательства.

Трудовые отношения лиц, работающих на предприятиях транспорта, атомной промышленности и иных организациях, деятельность которых представляет повышенную опасность, регламентируются Уставами о дисциплине и другими актами. За совершенные экологические правонарушения работники таких предприятий привлекаются к специальной дисциплинарной ответственности. Так, в соответствии с п.10 Устава о дисциплине работников организаций с особо опасными производствами в области использования атомной энергии, утвержденного постановление Правительства РФ от 10 июля 1998г. № 744 применяются следующие виды дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод с согласия работника на другую, нижеоплачиваемую работу или другую, низшую должность на срок до трех месяцев; перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года; освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности); увольнение за однократное нарушение законодательства РФ в области использования атомной энергии из числа правонарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей.

Если в результате совершения экологического правонарушения был причинен вред предприятию (организации) работник может привлекаться также к материальной ответственности в порядке, предусмотренном статьями 232, 233, 238-248 Трудового кодекса РФ.

Административная ответственность наступает в случае совершения экологического проступка и регламентируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Предусмотрена административная ответственность за:

Правонарушения в области охраны собственности на природные ресурсы: самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1. КоАП РФ), пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требоывавний утверждения в установленном порядке технических условий (ст. 7.3. КоАП РФ); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4. КоАП РФ), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5. КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользованием им с нарушением установленных условий (ст. 7.6. КоАП РФ); самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9. КоАП РФ); самовольная уступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда; участком леса не входящим в лесной фонд или водным объектом (ст. 7.10. КоАП РФ); пользование объектами животного мира без разрешения (ст. 7.11. КоАП РФ); повреждения гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7. КоАП РФ); уничтожение специальных знаков – межевых и иных информационных знаков, наблюдательных режимных скважин, объектов наблюдательной сети и т.д. (ст. 7.2. КоАП РФ);

Правонарушения в области регулирования экологических отношений: нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4. КоАП РФ); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5. КоАП РФ), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12. КоАП РФ), нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24. КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4. КоАП РФ), невыполнение в срок законного предписания (постановление, представления органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)) (ст. 19.5. КоАП РФ), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6. КоАП РФ), непредоставление сведений (информации), в т.ч. экологической (ст. 19.7. КоАП РФ), нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9. КоАП РФ); нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих (ст. 19.14. КоАП РФ), несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, в т.ч. в отношении природных ресурсов (ст. 19.21. КоАП РФ);

Правонарушения в области охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов; несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (ст. 8.1. КоАП РФ); несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами (ст. 8.2. КоАП РФ), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3. КоАП РФ), порча земель (ст. 8.6. КоАП РФ); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7. КоАП РФ); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ), нарушение правил охраны полосы отвода автомобильных дорог (ст. 11.21. КоАП РФ), нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9. КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13. КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, устройств (ст. 8.15. КоАП РФ); нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19. КоАП РФ), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21. КоАП РФ), выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22. КоАП РФ), эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23. КоАП РФ), незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28. КоАП РФ); уничтожение лесной инфрастуктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30. КоАП РФ); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31. КоАП РФ), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32. КоАП РФ), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33. КоАП РФ), нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст.

8.34. КоАП РФ), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35. КоАП РФ), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38. КоАП РФ), нарушение правил охраны и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39. КоАП РФ), невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6. КоАП РФ);

Нарушения в области природопользования: использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ), нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10. КоАП РФ), нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11. КоАП РФ), нарушение правил водопользование (ст. 8.14. КоАП РФ), нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ стандартов (норм, правил) или условий лицензии (ст. 8.17. КоАП РФ), нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18. КоАП РФ), нарушение правил использования лесов (ст. 8.25. КоАП РФ), самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26. КоАП РФ), нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37. КоАП РФ), нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40. КоАП РФ); нарушение правил пользования воздушного пространства (ст. 11.4. КоАП РФ); нарушение правил плавания (ст. 11.7. КоАП РФ);

Нарушения в области преобразования, мелиорации природных ресурсов: проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9. КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 10.10. КоАП РФ), нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27. КоАП РФ).

Меры административного наказания применяют должностные лица органов государственного экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора и органов, осуществляющих контроль в сфере использования и охраны отдельных природных ресурсов: государственного земельного контроля, геологического контроля, лесной охраны, государственного охотничьего надзора и других.

К правонарушителям применяются следующие меры административного наказания:

· предупреждение;

· конфискация орудий охоты, рыболовства и других орудий совершения экологического правонарушения, в том числе транспортных средств, используемых при совершении правонарушения;

· конфискация незаконно добытой продукции;

· лишение права на охоту;

· приостановление действия и аннулирование лицензии на осуществление лицензируемых видов экологической деятельности, лицензий на пользование природными ресурсами;

· приостановка, прекращение работ, деятельности предприятий (организаций), отдельных цехов, агрегатов и иных объектов;

· прекращение природопользования, изъятие природных ресурсов у пользователей.

Субъектами административной ответственности являются граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, должностные лица предприятий (организаций), органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Уголовная ответственность регламентируется Уголовным кодексом РФ 1996г. В УК РФ имеется глава 26 Экологические преступления, в которой содержатся статьи, предусматривающие уголовную ответственность:

· Статья 246 за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

· Статья 247 – нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

· Статья 248 – нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо иными биологическими агентами или токсинами;

· Статья 249 – нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

· Статья 250 – загрязнение воды;

· Статья 251 – загрязнение атмосферы;

· Статья 252 – загрязнение морской среды;

· Статья 253 – нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экологической зоне РФ;

· Статья 254 – порча земли;

· Статья 255 – нарушение правил охраны и использования недр;

· Статья 256 – незаконная добыча (вылов) водных экологических ресурсов;

· Статья 257 – нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;

· Статья 258 – незаконная охота;

· Статья 259 - уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ;

· Статья 260 – незаконная рубка лесных насаждений;

· Статья 261 – уничтожение или повреждение лесных насаждений;

· Статья 262 – нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Кроме того, статьей 358 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за экоцид – массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Предусмотрена уголовная ответственность за нарушение экологических прав граждан, общественных объединений. Так, по статье 140 УК РФ наступает уголовная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданам экологической информации, за предоставление неполной или заведомо ложной экологической информации, по статье 149 УК РФ – за незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждение к участию в них, по статье 141 УК РФ - за воспрепятствование осуществлению права участвовать в референдумах по экологическим вопросам и статье 142 УК РФ - за фальсификацию документов таких референдумов, заведомо неправильное установление их результатов, нарушение тайны голосования.

Экологическое значение имеют преступления, не относящиеся напрямую к экологическим, квалифицируемые по ст. 215 УК РФ - за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, если это могло повлечь радиоактивное загрязнение окружающей среды, ст. 220 УК РФ – незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными отходами, ст. 236 УК РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических правил, ст. 237 УК РФ – сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для окружающей среды, ст. 243 – уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства.

К уголовной ответственности за экологические преступления могут привлекаться граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица и работники предприятий (организаций) всех форм собственности и подчиненности, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Экологические преступления влекут за собой применение различных мер уголовного наказания:

· исправительные работы,

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,

· лишение свободы.