Папы. Павел IV. Павел IV, Джанпьетро Караффа

Каждый знал теперь, чему должен веровать, и если это новое изложение церковного учения было связано со всеобъемлющей церковной дисциплиной, которой подчинялись все верующие, в особенности же клир, то, с другой стороны, это самое законоучение подавляло всякую свободу, следовательно перекрывало, если не уничтожало совсем, источник всего доброго и возвышенного, всякое стремление к истине и познанию.

Прежде всего была восстановлена инквизиция, это страшное судилище всяких отклонений от того, что было признано как истинное верование. При Павле III была издана соответствующая булла (1542 г.) и исполнение ее было поручено самому ревностному и строгому из кардиналов, Иоанну-Петру Караффе. В ней значилось: быстрое формирование дела при малейшем подозрении, не взирая на личности, снисхождение допустимо лишь при сознании и раскаянии в вине, никакого помилования еретикам, запрещение печатать или продавать книги без разрешения инквизиции. Эти постановления особенно строго применялись в Италии, находя активную опору во взаимной враждебности партий и сообществ, которые были рады вредить друг другу, и самым распространенным средством были доносы инквизиции.

Новый создатель ее, основатель театинского ордена, кардинал Караффа, был избран в папы несколько месяцев спустя после заключения религиозного мира. Он принял имя Павла IV (1555-1559 гг.). Это был уже 80-летний старец, но в глазах которого блистал еще юношеский огонь.

Папа Павел IV, Караффа. Гравюра на меди работы Николая Беатризе

Его отношение к тому, что он называл церковной реформой, было похоже на болезненную страсть. Павел IV гордился тем, что не пропустил ни одного дня, не сделав какого-либо распоряжения на пользу восстановления Церкви. Особенно заботился он об инквизиции, предоставив ей право применять пытку для допроса лиц, причастных к делам тех, которые обвинялись в ереси.

Такое направление церковной политики оставалось господствующим в течение долгого периода времени. Даже кроткие и благородные люди, занимавшие после него папский престол, разделяли этот взгляд. Если они и не были согласны с таким положением вещей, изменить его были бессильны. Ближайшими преемниками Караффы был Пий IV (1559-1565 гг.), человек мягкого и веселого характера. При нем собор завершил свое мудреное дело. Затем Пий V (1572 г.), возведенный на папский престол строгой партией. Даже став папой, он продолжал вести монашеский образ жизни, проникнутый сознанием своего высокого призвания и считал своей обязанностью не щадить ни себя, ни других. Вместе с тем он неумолимо преследовал еретиков, так как вырос в атмосфере жесточайших воззрений инквизиции и оставаясь верен им до конца своих дней. Его преемником стал Григорий XIII (1585 г.), получивший в молодости юридическое образование, имевший сына и по-своему покровительствовавший науке. Он был последним папой, которому наука должна быть благодарна и которому она обязана исправленным календарем, носящим его имя (1582г.).

Но самым замечательных в этом ряду пап был Сикст V (1585-1590 гг.), человек, сам проложивший себе дорогу в жизни, в полном смысле этого слова. Он происходил из беднейшей семьи и с величайшим трудом добился первоначального образования, рано вступил в францисканский орден и выдвинулся как член самой строгой партии. Даровитый, образованный, наделенный громадной трудоспособностью и энергией, он безраздельно верил своей звезде и своему Богу, возведшим его, простого пастуха, в высший духовный сан в христианстве на шестьдесят четвертом году жизни, следовательно, сравнительно рано. Он оказался превосходным правителем. Благодаря своей беспощадной решимости, он сумел пресечь страшные бесчинства бандитов, хотя пали головы не одних только виновных. Помимо этого, Сикст V сумел навести порядок в области, составлявшей наследственное достояние Церкви, упорядочил ее управление, помог развитию промышленности и земледелия, насаждению тутовых деревьев, построил водопровод, Aqua Felice, носивший его имя и обеспечивавший Рим водой для питья. Помимо этого, он пополнил истощенную папскую казну, отчасти благодаря своей врожденной бережливости, а отчасти с помощью менее популярных финансовых мер, которые издавна были здесь в ходу. Ему удалось скопить большие суммы, разумеется не при помощи сбережении, а займов, проценты по которым выплачивались из средств от продажи вновь учреждаемых должностей и из вновь вводимых налогов.

Папа Сикст V предписывает построить Ватиканскую библиотеку. Безымянная гравюра

В числе случаев, при которых эти суммы могли быть затронуты, значился следующий: если католическому христианству будет угрожать настоятельная опасность утратить какую-либо область. Подобная опасность существовала постоянно, вплоть до 1618 и даже 1648 года потому, что церковные и политические интересы тесно повсюду сплетались и папский престол постоянно вмешивался в решение важнейших европейских вопросов, о которых речь пойдет ниже. Таковы были вопросы: восточный, англо-шотландский, французский, испанско-нидерландский, а также сложности, возникавшие в государстве германском вследствие его неопределенного политического строя, на почве которого вспыхнула великая «мировая» война по поводу важнейшего из всех вопросов – быть ли одному католицизму или же еще и другим, равноправным с ним Церквам?

павел ivanka, павел ivana
Па́вел IV (лат. Paulus PP. IV; в миру Джанпьетро Карафа , итал. Giovanni Pietro Caraf(f)a; 28 июня 1476 - 18 августа 1559) - папа римский эпохи Контрреформации (понтификат 1555 - 1559).
  • 1 Кардинал Карафа
  • 2 Инквизитор на папском престоле
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

Кардинал Карафа

Джанпьетро Карафа родился 28 июня 1476 года в знатном неаполитанском семействе Карафа и своей карьерой был обязан влиянию своего дядюшки, кардинала Оливьеро Карафа. Получил богословское образование. Юлий II назначил его епископом Кьети, а Лев Х послал Карафу в Англию в качестве своего легата. 1515 году он стал апостольским нунцием при испанском дворе. Возвратился он в Рим вместе с Адрианом VI. 1524 году он отказался от епископства и вместе с Каэтаном Тиенским основал орден театинцев, целью которого было обновление религиозного духа среди духовенства. 1536 году, в один день с будущим папой Юлием III, Карафа был назначен кардиналом и председателем Священной канцелярии.

Инквизитор на папском престоле

Джанпьетро Карафа создал первый «боевой» монашеский орден театинцев в 1527 году. Будучи великим инквизитором Неаполя, он содействовал созданию папой Павлом III Фарнезе центрального инквизиционного трибунала при новоиспечённом ордене Иисуса Сладчайшего (иезуиты). Получивший в 1542 году кардинальскую шапку Карафа стал первым подлинным основателем папской инквизиции, воссоединив средневековую доминиканскую инквизицию с испанской государственной. Он воспринял от них страшные методы бесчеловечных пыток и ещё более страшные психологические методы убийства человеческой души. Карафа был мрачным вершителем «правосудия», строгим и безжалостным в выносимых им приговорах, непреклонным в своих поступках и суждениях. Папская инквизиция Карафы могла судить каждого, невзирая на ранг и происхождение, вынося смертные приговоры, помилование по которым осуществлял только папа. Павел III только один раз воспользовался этим правом, чтобы замять дело брата очередной своей любовницы, что впрочем не помешало Карафе добраться до него при новом понтифике Марцелле II. После смерти же последнего в 1555 году Карафа, к ужасу римлян, взошёл на папский престол, приняв имя Павла IV.

Павел IV был самым пожилым на момент избрания папой XVI столетия. На папский трон он сел, когда ему было уже 79 лет, но он был полон энергии. Четыре года его понтификата вошли в историю как пример крайнего интегризма и абсолютизма. Его советниками были театины и иезуиты. Несгибаемый поборник христианской морали, папа, однако, протежировал своим непотам. Его племянник Карло Карафа, известный кутила, получил кардинальскую шапку и высокую должность заместителя папы. международной политике Павел IV выступал против императора Карла V и не признал мира, заключенного с протестантами в Аугсбурге. Он выступил также против преемника Карла на испанском троне - Филиппа II, призывая на помощь не только Францию, но даже протестантов и турок. Когда испанские войска приблизились к Риму, Павел IV перепугался и запросил мира, отказываясь от союза с Францией. Риме папа проводил строгие реформаторские меры, применяя террор и полицейский надзор. Из Вечного города были изгнаны 113 епископов, которые незаконно оставили свои епархии, из всех домов и закоулков Рима были выловлены сотни монахов, шатающихся за пределами своих монастырей. Выдворены были также все проститутки и их сутенеры, комедианты и шуты. Еврейское население проживало в гетто. Не были пощажены и кардиналы, обвиненные в аморальности или подготовке заговоров. последние месяцы своей жизни Павел IV приговорил к изгнанию даже собственных непотов. Павел IV умер в момент, когда он обращался к своему окружению с призывом бороться с ересью. 1558 году Павел IV ввёл праздник Кафедры Святого Петра, который призван был напомнить о роли и месте папства в католической церкви.

Развивая жуткую деятельность по истреблению еретиков, Папа сделал инквизиционную машину своим безотказным оружием. Епископам было предписано безотлагательно начать кампанию террора, в результате которой аутодафе запылали с новой, поистине дьявольской силой. Епископ Женевы за три месяца отправил на костёр 500 человек, епископ Бамберга - 600, а епископ Вюрцбурга - 900. Каждую неделю Павел IV сам председательствовал на заседаниях римского инквизиционного трибунала, загубив множество жизней; даже такие авторитетные личности как кардиналы Джованни Мороне и Уго Пооле не спаслись от его когтей. Своей суровостью и своими жуткими распоряжениями Папа способствовал не укреплению и возрастанию авторитета Папства, а усилению страха и ненависти. Когда в 1559 году старик Павел IV скончался, на миг примирившиеся многовековые враги Орсини и Колонна взбудоражили ликующую толпу, и низвергнутую статую Карафы разбили на куски и протащили по улицам Рима. После смерти папы римского люд уничтожил все его скульптурные изображения и поджёг здание Священной канцелярии. Какой-то шутник, повторяя случай, произошедший после смерти Адриана VI в 1523 году, написал на двери папского врача «Спаситель Отечества».

Литература

Основной источник: Е. Гергей "История папства"

Ссылки

  • Павел, папы римские // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
100 великих людей Харт Майкл Х

6. АПОСТОЛ ПАВЕЛ (4-64 н. э.)

6. АПОСТОЛ ПАВЕЛ (4-64 н. э.)

Апостол Павел, который был младшим современником Иисуса, стал самым выдающимся проповедником новой религии - христианства. По сравнению со всеми другими христианскими писателями и мыслителями его влияние на христианскую теологию было самым долговременным и эффективным.

Павел, известный также как Савл, родился в городе Тарсусе в Силиции (современная Турция) через несколько лет после начала христианской эры. Хотя он был римским гражданином, он был урожденным евреем, в юности он изучал иврит и получил настоящее еврейское образование.

Хотя Павел был в Иерусалиме в то же время, что и Иисус, я полагаю, маловероятно, чтобы эти два человека когда-нибудь встречались. После смерти Иисуса на первых христиан смотрели как на еретиков и подвергали их преследованиям. Какое-то время Павел сам принимал участие в этих преследованиях. Однако во время его путешествия в Дамаск у него было видение, в котором с ним говорил Иисус, и тогда он принял новую веру.

Это был поворотный момент в его жизни. Бывший какое-то время противником христианства, он становится самым страстным и самым влиятельным пропагандистом новой религии. Павел провел остаток жизни в раздумьях, в написании трудов о христианстве, в стараниях по приобщению к новой религии, новых приверженцев.

Во время своей миссионерской деятельности он много путешествовал по Малой Азии, Греции, Сирии и Палестине. Павел не был так удачлив в своих проповедях, с которыми он обращался к евреям, как другие ранние христиане, его манеры часто вызывали раздражение у соплеменников, и несколько раз его жизнь находилась под угрозой. Когда он проповедовал не перед евреями, он, напротив, добивался таких выдающихся успехов, что часто его так и называли «Апостол неевреев». Никто иной не сыграл такой значительной роли в пропаганде христианства.

После трех долгих путешествий в восточную часть Римской империи Павел вернулся в Иерусалим. Там он был арестован и в конце концов отправлен в Рим, где должен был предстать перед судом. Точно не известно, как закончился этот судебный процесс и покидал ли Павел когда-нибудь Рим. Однако в конце концов (вероятнее всего, это произошло около 64 года н. э.) его казнили в предместьях Рима.

Огромное влияние Павла на развитие христианства можно объяснить следующими тремя моментами: 1) его огромным успехом в миссионерской деятельности; 2) его «Посланиями», которые составляют значительную часть Нового Завета; 3) его ролью в развитии христианской теологии. Из двадцать семи книг Нового Завета Павлу приписывают авторство не менее чем 14 книг. Хотя современные ученые полагают, что четыре или пять из этих книг были действительно написаны другими людьми, вполне ясно, что Павла можно считать основным автором Нового Завета.

Влияние Павла на христианскую теологию невозможно переоценить. Ему принадлежат следующие постулаты: Иисус был не только вдохновенным пророком, он был Сыном Божьим. Христос умер за наши грехи, и его страдания могут спасти нас. Для того чтобы обрести спасение, человеку недостаточно просто следовать библейским предписаниям, он должен принять Христа. И тогда, если он принимает Христа, его грехи будут прощены. Павел также сформулировал концепцию первородного греха (Послание к Римлянам, 5:12–19). Поскольку одна только законопослушность не может обеспечить спасение, Павел указывал, что нет необходимости обращаться в христианство для того, чтобы принимать еврейские ограничения в пище, исполнять ритуалы Моисеева кодекса или даже чтобы совершить обрезание.

Некоторые из ранних христианских лидеров были не согласны с Павлом по этому вопросу, и если бы их точка зрения превалировала, маловероятно, чтобы христианство так быстро распространилось по всей Римской империи. Павел никогда не был женат, и хотя это вряд ли доказуемо, он, видимо, никогда не имел сексуальных контактов с женщинами. Его взгляды на секс и женщин, включенные в Священное писание, оказали заметное влияние на отношение к этим проблемам в более поздние времена. Его самое известное изречение по этому поводу гласит (Первое послание к Коринфянам, 7:8–9): «Безбрачным же и вдовам говорю, хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».

У Павла были довольно строгие представления о положении, которое должны занимать женщины. «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева». (Первое послание к Тимофею, 2:11–15). Подобные же идеи, но высказанные, пожалуй, даже в более резкой форме, содержатся в Первом послании к Коринфянам (11:7–9). Маловероятно, что в этих отрывках Павел выражал точку зрения большинства своих современников. Следует заметить, что не было случая, чтобы евреи выступали с подобными заявлениями. Павлу более чем кому-либо другому, принадлежит заслуга в том, что христианство из еврейской секты превратилось в мировую религию. Его центральная идея о божественном начале Христа и о спасении посредством веры оставались основой христианства во все последующие века.

Все последующие христианские теологи, включая Блаженного Августина, Фому Аквинского, Лютера и Кальвина, находились под большим влиянием его Посланий. И действительно, влияние идей Павла было настолько велико, что некоторые ученые утверждают, что скорее его, а не Иисуса нужно считать главным основателем христианской религии. Как мне представляется, выступать с подобными заявлениями - значит впадать в крайность. Тем не менее, если даже влияние Павла не равносильно влиянию Иисуса, то все равно он в этом превзошел любого другого христианского мыслителя.

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Апостол Апостол, по всей вероятности, должен был войти в переводные славянские книги уже на первых порах при Кирилле и Мефодии, но, подобно Евангелию, из А. начали сперва делать выдержки, и сборники таких выдержек назывались праксапостолами. Только потом стали пополняться

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Пётр (апостол) Пётр (греч. P?tros, буквально - камень, скала; прозвище) (настоящее имя Симон), в новозаветной мифологии апостол, один из ближайших учеников Христа. Согласно евангелиям, сын Ионы из Бетсаида, рыбак. Образ П. в евангелиях противоречив: по Евангелию от Матфея П.

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

АПОСТОЛ Фамилия молдавского происхождения. Павел Апостол, из молдавских бояр, поселился на Украине при Богдане Хмельницком. Потомки его занимали важные должности. Известная фамилия декабриста Муравьева-Апостола в определенной степени искусственная: так именоваться,

автора Авадяева Елена Николаевна

АПОСТОЛ ПЕТР Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 1 Пет 5 Если у некоторых исследователей-материалистов когда-то возникали сомнения относительно существования самой личности Иисуса Христа, то сомнений в

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Как скоро предсказывал апостол Павел второе пришествие Христа? Первое поколение христиан жило в уверенности, скорее в ожидании, что наступит конец света, который последует за возвращением Христа, причем настолько скоро, что они еще будут живы. По свидетельству

Из книги автора

АПОСТОЛ ПЕТР Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 1 Пет. 5 Апостол Петр был реальной исторической личностью и сделал для проповеди христианства более, чем кто-либо иной, исключая, разумеется самого Христа.

Из книги автора

Апостол (Der Apostel) Пьеса (1901)Время и место действия драматургом не определены, но по всем признакам события во всех трех актах происходят в современную автору эпоху.Дом министра. Голь, делая упор на своих правах давнего друга семьи, настоятельно требует от супруги хозяина

Из книги автора

Павел (Paulus) Апостол (первоначальное имя Савл или Саул) (ум. 66/67) христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и традиционалистские предрассудки людей, трансформировать христианство в мировую религию. П. всемерно

Павел IV.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Павел IV, в миру - Джанпьетро Карафа (Gianpietro Carafa) (28.VI.1476 - 18.VIII.1559), - римский папа с 1555 года. Активный деятель контрреформации. С 1536 года - кардинал. До избрания папой возглавлял верховный инквизиционный трибунал. С фанатической жестокостью преследовал еретиков, протестантов, иудеев (пытки, сожжение на костре стали при Павле IV обычным явлением). При нем был составлен и впервые опубликовал (1559) "Индекс запрещенных книг ". Когда он умер, народ сбросил его статую в Тибр и сжег тюрьму инквизиции.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Павел IV (Джанпьетро Караффа), 1555.V.23 - 1559.VIII.18

Павел IV, Папа Римский (Paulus Quartus). Мирское имя: Джованни Пьетро Карафа. Происхождение: Каприлья Ирпина (Италия). Годы жизни: 28 июня 1476 - 18 августа 1559. Годы понтификата: 23 мая 1555 - 18 августа 1559. Отец: Джованни Антонио Карафа, граф Монторио. Мать: Виттория Кампонески.

Джованни Карафа начал духовную карьеру при поддержке дяди, кардинала Оливьеро Карафа. В 1494 г. кардинал представил племянника папскому двору, а позже уступил ему епархию Кьети. В 1515 г. Джованни стал нунцием в Испании. В 1524 г. аскетичный священник неожиданно попросил Климента VII освободить его от всех должностей, и вместе со святым Каэтаном основал конгрегацию театинов, сторонников преобразования церкви. Конгрегация сильно пострадала во время Римского погрома 1527 г., немногие оставшиеся в живых члены бежали в Венецию, но мудрый Павел III , осознавая необходимость реформ, вернул театинов в Рим. Карафе было получено разработать проект реформы курии. 22 декабря 1536 г. он получил сан кардинала. Кроме того, папа назначил его архиепископом Неаполя, но из-за конфликта папы с императором не мог исполнять свои обязанности. Впоследствии Карафа возглавил Священную Канцелярию - римский аналог инквизиции. В 1555 г. он был избран папой под именем Павел IV.
На момент избрания папе шел 79-й год, но он был полон сил и энергии. Его избрание было встречено Габсбургами с неодобрением. Павел, не разделявший примиренческой политики Карла по отношению к протестантам, отвечал тем же. Тех, кто поддерживал испанцев, папа изгнал из Рима, а их имения раздал своим родственникам. Среди возвышенных непотов был племянник Карло, известный кутила, получивший шапку кардинала и высокую должность в курии. Вместе с тем, Павел при помощи иезуитов и театинов начал твердой рукой наводить порядок в Риме, не брезгуя самыми жесткими мерами. Он прогнал епископов, незаконно оставивших свои епархии и подвизавшихся при дворе, выдворил из Рима шутов, комедиантов, проституток и монахов, покинувших свои обители. Евреи были переселены в гетто и были обязанны носить отличительные знаки в виде головных уборов желтого цвета. Кардинал Мороне, заподозренный в сочувствии Реформации, был арестован как еретик. Под конец понтификата Павел изгнал даже собственных племянников, в которых был жестоко разочарован.
После смерти Павла IV римляне уничтожили все его скульптурные изображения и подожгли здание Священной Канцелярии.

4. «Государь избрал ему жену прелестнейшую…»

(БАГРАТИОН И ЕГО КНЯГИНИ – ВЕЛИКАЯ И «БЛУЖДАЮЩАЯ»)

Настало время сказать несколько слов о брачном союзе князя Багратиона, и о новоиспечённой княгине Екатерине Павловне, поскольку этот брачный союз, хотя и косвенно, но всё же оказал некоторое влияние и на судьбу великой княгини Екатерины Павловны.
Но… Обо всём по порядку.
Известно, что Император Павел I благоволил к Петру Ивановичу Багратиону.
Знал он беду князя. Отважный воин, славный военачальник, которого называли «генералом по образу и подобию Суворова» был человеком широкой, доброй души, но внешностью не вышел. Строен, подтянут, да лицом не красив. Известна шутка, относящаяся, правда, к более позднему времени, к кампании 1807 года.
Адъютантом к князю Багратиону был назначен Денис Давыдов, в то время уже получивший известность, благодаря своим, зачастую, дерзким стихам. Помнил Багратион о стихотворении Дениса Давыдова, в котором тот слегка высмеял его длинный нос, а потому, сразу сказал со свойственным ему юмором, явно робевшему перед первой встречей с ним юному гусару:
– А вот и тот, кто потешался над моим носом.
Денис Давыдов нашёлся. Он заявил, что шутку свою в стихах отпустил из зависти, поскольку у него самого нос был совсем маленьким. Багратион рассмеялся, и с тех пор сам любил подшучивать и над собою, и над своим адъютантом. Когда докладывали ему, что противник, мол, «на носу», сразу переспрашивал:
«На чьём носу? Если на моём, то можно ещё отобедать, а если на Денисовом, то – по коням!».
Да, лицо Багратиона портил длинный нос. Ну а у Дениса Давыдова, напротив, нос был маленький, да и не особо влиял на внешность своего хозяина.
Багратион балов не любил. Но всё же бывал в светском обществе. Ну и однажды, после возвращения из Швейцарского похода, повстречал необыкновенную красавицу, которая пронзила его сердце раз и навсегда. То была Екатерина Павловна Скавронская, по словам генерала графа Александра Фёдоровича Ланжерона, «самая живая из красавиц Петербурга».
Родилась она 7 декабря 1783 года, и в то время, когда встретил её князь Пётр Иванович Багратион, шёл ей семнадцатый год. И вот в эту, совсем ещё юную, «самую живую красавицу» страстно влюбился тридцатипятилетний князь Пётр Иванович.
Итальянский и Швейцарский походы 1799 года под знамёнами великого Суворова принесли Багратиону славу. Суворов характеризовал князя Петра Ивановича как «наиотличнейшего генерала и достойного высших степеней». Именно по представлению Александра Васильевича Багратиону был пожалован чин генерал-майора, а сам полководец подарил ему шпагу, ставшую предметом особой гордости князя.
Итак, Багратион прибыл в столицу в ореоле славы. Кончина Суворова в мае 1780 опечалила русское общество, которое с ещё большим трепетом отнеслось к любимцу великого полководца.
Алексей Петрович Ермолов в своих записках отметил:
«Князя Багратиона счастие в средних степенях сделало известным и на них его не остановило. Война в Италии дала ему быстрый ход; Суворов, гений, покровительствовавший ему, одарил его славой, собрал ему почести, обратившие на него общее внимание. Поощряемые способности внушили доверие к собственным силам».

В 1800 году, в период недолгой для России мирной передышки, Багратион проходил службу в столице, причём Император Павел постоянно оказывал герою монаршие милости, а неудачи в личной жизни, вызванные отчасти внешней непривлекательностью, а отчасти весьма умеренным достатком, принимал близко к сердцу.
Однажды доложили ему о страстной любви князя к юной Скавронской. И тут же созрел план у скорого на решения Самодержца: немедля сделать счастье отважного генерала.
Быть может, он бы и не предпринял столь решительных действий, которые многие сочли сумасбродными, да прознал, что Екатерина Скавронская неравнодушна к князю. Не ведал он, что юная красавица просто оказалась в безвыходном положении, несмотря на своё положение в обществе и несметное богатство. Она была, по отцу дочерью Павла Мартыновича Скавронского, внучатого племянника Императрицы Екатерины I, а по материнской линии – Екатерины Васильевны, урождённой Энгельгардт, племянницы Светлейшего Князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического.
По поводу того, каким образом удалось Императору Павлу Петровичу полюбовно деликатный вопрос, касающийся женитьбы своего любимца, существует довольно распространённый анекдот, повторять который мы не будем. А обратимся к фактам.
После окончания очередных гатчинских манёвров Павел Петрович повелел князю Багратиону задержаться во дворце, пока не объясняя, что задумал. Готовил сюрприз? Возможно.
Между тем, уже скакал к матери юной красавицы, курьер с приказанием облачить дочь в белое платье и немедленно доставить её в Гатчинский дворец.
Мать Екатерины, графиня Екатерина Васильевна Литта, была младшей дочерью сестры Светлейшего Князя Григория Александровича Потёмкина, Елены Александровны Потёмкиной и смоленского помещика Василия Андреевича Энгельгардта.
В первом браке она была замужем за графом Павлом Мартыновичем Скавронским. От этого брака и была дочь Екатерина Павловна, назначенная Императором в невесты князя Багратиона. Знаменитый мемуарист Филипп Филиппович Вигель называл Скавронского «женоподобным миллионером».
И сообщал о нём: «Молодой Скавронский, как говорят, был великий чудак: никакая земля не нравилась ему, кроме Италии, всему предпочитал он музыку, сам сочинял какой-то ералаш, давал концерты, и слуги его не иначе имели дозволение говорить с ним как речитативами, как нараспев».
Скавронский умер в 1794 году, и Екатерина Васильевна вышла замуж за графа Джулио Ренато Литта-Висконти-Арезе, известного в России как Юлий Помпеевич Литта.
Павел Мартынович Скавронский, покинув сей мир, оставил, как уже упоминалось выше, супруге, ну и естественно дочери огромное состояние, что неудивительно, поскольку он был последним представителем по мужской линии рода Скавронских. Получил известность в своё время как меломан, выслужил чин камергера и назначение русским посланником при неаполитанском дворе.
Евгений Анисимов сообщил о Скавронских:
«Корень свой они вели от латышского крепостного крестьянина Карла Самуиловича, который, благодаря феноменальному успеху своей сестры Марты, ставшей императрицей Всероссийской Екатериной I Алексеевной, превратился в богатого помещика, графа и кавалера.
Сын Карла Мартын, благодаря чрезмерной длине своего языка, попал в Тайную канцелярию времен Анны Иоанновны, но отделался только поротой спиной. Он-то и был дедом невесты князя Багратиона. При своей двоюродной сестре Императрице Елизавете Петровне он стал генерал-аншефом, камергером, обер-гофмейстером и сенатором. Тем не менее, для представителя древнейшего рода Багратидов брак с правнучкой крепостного крестьянина являлся позорным мезальянсом. Но на дворе были уже иные времена, и графы Скавронские прочно заняли высокое место в русской элите».
Как свидетельствует Камер-фурьерский журнал в записи от 26 августа 1800 года, «Их Величества возвращались из церкви в Кавалерскую комнату, где их благодарила фрейлина графиня Екатерина Павловна Скавронская за позволение вступить в брак с князем П.И. Багратионом».
То есть, для графини Екатерины Васильевны и её дочери такое приглашение в Гатчинский дворец неожиданностью не было. Скорее всего, клеветники Императора Павла Петровича несколько переусердствовали, добавляя к создаваемому ими лживому образу Императора ещё и самодурство по насильственному соединению брачными узами своих подданных.
Впрочем, у Павла Петровича, который не без согласия обеих сторон содействовал бракосочетанию, не было сомнений, что он устраивает счастье любящих сердец.
Многие современники обращали внимание на то, что юная графиня никак не могла полюбить Петра Ивановича Багратиона, поскольку он был вдвое старше неё, да к тому же, мягко говоря, некрасив. Не будем повторять все злобные эпитеты, адресованные злопыхателями герою, сложившему голову за Россию. Что касается разницы в возрасте, то она не была нонсенсом для того времени. Ну а относительно внешности: во-первых, на Руси считалось, что «с лица не воду пить». А во-вторых, порой, и некрасивость скрадывается, если человек приятен в общении.
Вот что писал о Багратионе в своих знаменитых «Очерках Бородинского сражения» Фёдор Николаевич Глинка:
«Это был человек, которого усвоила история, который … одним личным достоинством вынудил себе всеобщее уважение; я не говорю уже о потомстве… Не спрашивая, можно было догадаться, при взгляде на его физиономию, чисто восточную, что род его происходит из какой-то области Грузии, и этот род был самым знаменитым по ту сторону Кавказа. Это был один из родов царственных… Этот человек и был, и теперь знаком всякому по своим портретам, на него схожим. При росте несколько выше среднего, он был сухощав и сложен крепко, хотя несвязно. В лице его были две особенные приметы: нос, выходящий из меры обыкновенных, и глаза. Если бы разговор его и не показался усеянным приметами ума, то всё ж, расставшись с ним, вы считали бы его за человека очень умного, потому что ум, когда он говорил о самых обыкновенных вещах, светился в глазах его, где привыкли искать хитрость, которую любили ему приписывать. На него находили минуты вдохновенья, и это случалось именно в минуты опасностей; казалось, что огонь сражения зажигал что-то в душе его, – и тогда черты лица, вытянутые, глубокие, вспрыснутые рябинами, и бакенбарды, небрежно отпущенные, и другие мелочные особенности приходили в какое-то общее согласие: из мужчины невзрачного он становился Генералом Красным. Глаза его сияли…».
Александр Васильевич Суворов говорил о нём: «В беседе с ним его не увидишь».
Кроме всего прочего, Император полагал, что делал для своей дальней родственницы благое дело, доставляя ей знатность, коей как раз Скавронским и не хватало. Ведь род-то их, как сказано выше, происходил от литовского крестьянина, сестру которого Марту Самуиловну Скавронскую высмотрел царь Пётр в обозе воеводы Бориса Петровича Шереметьева, да и возвысил до царицы, а потом и императрицы российской.
Но знатность знатностью, да вот достаток у князя невелик. Конечно, «бедность не порок», но ведь Скавронские жить-то привыкли на очень широкую ногу.
Итак, в шестнадцать тридцать в Белом зале Гатчинского дворца собрались приглашенные придворные вельможи с супругами. Присутствовали в зале и члены Императорской фамилии – и цесаревич, и великие князья, и великие княжны. Шафером на свадьбе был сам Император Павел Первый. Провёл обряд венчания дежурный просвитер церкви Гатчинского дворца Николай Стефанов.
Евгений Анисимов в книге «Генерал Багратион. Жизнь и война» пишет:
«Во всех биографиях Багратиона отмечается, что его женитьба была инициирована Павлом и его окружением. Отрицать это, учитывая личности посаженых отца и матери, мы не будем. Свадьба, сыгранная 2 сентября 1800 года в Гатчинском дворце, логична для ситуации, в которой оказался Багратион: его приблизили к трону, он командовал одной из гвардейских частей, и его женитьба была продолжением процедуры инкорпорации Багратиона в придворную среду. Невестой его стала фрейлина императрицы Катенька Скавронская, молодая и очень красивая девушка.
Свадьбу сыграли по высшему разряду – в императорской резиденции, венчали молодых в присутствии Императора, императрицы и всего двора, в придворной гатчинской церкви. До этого невеста, одетая в русское платье, была введена её посаженым отцом графом Александром Сергеевичем Строгановым во внутренние покои Императрицы Марии Федоровны, которая помогла убрать прическу невесты царскими бриллиантами. Хотя в камер-фурьерском журнале и не указано, но наверняка (таков был обычай) тут находилась и посаженая мать невесты, 22-летняя графиня А. П. Гагарина (урожденная Лопухина), камер-фрейлина, а потом статс-дама двора и последняя фаворитка Императора Павла, осыпавшего её саму и её родственников разными милостями…
Венец над женихом держал генерал-адъютант князь Петр Долгоруков, с которым Багратион был в приятельских отношениях, а над невестой – кавалергард Александр Давыдов. После этого Император и императрица пожаловали новобрачных к руке; последние, как отмечено в камер-фурьерском журнале, «с находящимися при них родственниками проходили по имеющейся со входа от двора лестнице в Картинную комнату, и для угощения в оной бывших с новобрачными гостей, как кофием с десертом, так и после сего и вечерним столом, было откомандировано по одному из каждой должности официанту с помощниками». После поздравлений Павел и Мария покинули празднество».
Спустя несколько дней, 5 сентября, новоиспечённая княгиня Екатерина Павловна Багратион в том же Гатчинском дворце благодарила Императора за содействие в браке с Петром Ивановичем Багратионом.
Вскоре Государь пожаловал ей орден Святого Иоанна Иерусалимского.
И всё же, почему Павел Петрович взялся за устройство счастья своего любимого генерала с таким энтузиазмом?
Наверняка всё заранее было оговорено с графиней Екатериной Васильевной Литта. Знал он, что матушка невесты мечтала о знатности. И действительно, сама-то она хоть и была сестрой великого Потёмкина, но сестрой… Слава и титулы Светлейшего Князя Таврического на сестёр и внучатых племянниц, естественно, не распространялась. Да и сама слава в период правления Павла Петровича несколько была затушёвана. Известно, что Потёмкин всегда поддерживал перед Екатериной её сына Павла, бывшего в ту пору великим князем, да и сам Павел против него ничего никогда не предпринимал. Но по восшествии на престол бывших материнских приближённых, о которых молва чего-то только не измышляла, не жаловал.
Ну а на что же, на какую знатность могла рассчитывать невеста по линии своего отца? Ни на какую… А здесь она стала княгиней. И не просто княгиней – князь Пётр Иванович был потомком побочной ветви грузинского царского дома Багратионов. Ветвь карталинских князей Багратионов (предков Петра Ивановича) была внесена в число российско-княжеских родов 4 октября 1803 года при утверждении Императором Александром I седьмой части «Общего гербовника».
Петр Иванович Багратион родился в 1765 году в Кизляре. Происходил он из древнего рода грузинских царей Багратидов. Его дед, царевич Александр, перебрался в Россию в 1757 году и дослужился в русской армии до подполковника. В 17 лет Петр Багратион поступил сержантом в Кавказский мушкетерский полк, участвовал в экспедиции против чеченцев, в бою был ранен и захвачен в плен, но горцы вернули его в русский лагерь даже без выкупа в знак уважения к отцу.
Конечно, если не брать, выражаясь словами Алексея Орлова, «материю любви», то брак внешне был взаимовыгоден.
Но супруги оказались совершенно разными людьми, по меткому замечанию одного из биографов, «единственным, что их сближало, было горячее и искреннее чувство патриотизма».
Алексей Петрович Ермолов так отозвался о браке Петра Ивановича Багратиона и Екатерины Павловны Скавронской:
«Государь избрал ему жену прелестнейшую, состояние огромное, но в сердце жены не вложил он любви к нему, не сообщил ей постоянства! Нет семейного счастия, нет домашнего спокойствия! Уединение – не свойство Багратиона; искать средств в самом себе было уже поздно, рассеянность сделалась потребностью, что усиливало беспрерывное в службе обращение».
Если князь Пётр Иванович был не только беспредельно предан России и русской армии, но полностью поглощён своей воинской службой, то у супруги его были иные интересы. Она уже привыкла блистать в обществе, она обожала балы, походы в театры, словом, была предана не только России, но и столичному светскому обществу.