Пдд движение во дворах. Знак жилая зона Дорожный знак дворовая территория

На отечественных дорожных просторах нечасто можно встретить знак «Жилая зона», имеющий нумерацию в Правилах 5.21, поэтому многие водители просто забывают о его назначении и ограничениях, накладываемых им на режим движения транспорта. Однако в последнее время увеличение количества привело к созданию значительных помех нормальной жизнедеятельности людей, поэтому подобные предупреждающие символы стали встречаться всё чаще. Что же необходимо делать при виде подобного знака, и на какую территорию распространяется его действие?

Дворы - тоже жилое пространство

Под жилой зоной автомобилисты должны подразумевать пространство между знаками 5.21 и 5.22, который обозначает её окончание. На этой территории действуют все ограничения, предписанные , а также сохраняются изменения в преимуществах участников дорожного движения. Однако в действующих нормах существует и указание насчёт распространения статуса жилой зоны и на дворовые территории, которые не обязаны оснащаться соответствующими знаками.

Тем не менее понятие дворовой территории не имеет соответствующего определения и описания - поэтому с ним стоит разобраться подробнее. Согласно разъяснениям , таковой является пространство, прилегающее к строениям, не оснащённое отдельным тротуаром. Вместе с тем не на всей части дворовой территории может действовать ограничение - если в её пределах установлен знак жилой зоны и окончания, они касаются только указанного промежутка. Поэтому, хотя жилая зона и дворовая территория имеют сходные свойства, они не равнозначны и могут иметь непересекающиеся части.

Все преимущества - пешеходам

Если перед вами находится знак «Жилая зона», предписывают полностью изменить своё поведение за рулём автомобиля - в частности, требуется забыть о существовавших ранее преимуществах. Согласно законодательным нормам, во дворах и в зоне действия знака 5.21 ни один участник движения не должен создавать помех пешеходам, которые имеют право перемещаться по всей ширине проезжей части . Автомобили также должны уступать велосипедам, которые в жилой зоне находятся по статусу всего на одну ступеньку ниже пешеходов. Однако последним не стоит создавать намеренных помех - например, курить, стоя на дороге, либо специально преграждать путь транспорту. Это будет расценено как грубое правонарушение - в особенности при образовании препятствия для проезда автомобиля специальных служб.

На участке, где установлен знак «Жилая зона», скорость ограничивается уровнем 20 км/ч без исключений. Система штрафов, варьирующихся в зависимости от разницы между фактической скоростью перемещения и разрешённой, здесь продолжает действовать. Соответственно, при минимальном превышении допустимых динамических параметров в жилой зоне вам придётся расстаться с суммой 500–1500 рублей. Проезд сквозь зону действия знака либо через двор на скорости 80 км/ч грозит более серьёзными административными наказаниями, включая лишение права управлять транспортом на срок до 12 месяцев.

Проезд через выделенный участок

Одним из ограничений, которые накладывает дорожный знак «Жилая зона», является запрет на проезд сквозь указанную территорию без остановки. Однако сохранить свою правоту достаточно просто - необходимо только полностью прекратить движение на 10–30 секунд, чтобы очистить свою совесть перед инспекторами ГИБДД. Кроме того, маневрирование, включающее совершение разворотов любых типов в жилой зоне разрешается исключительно в случае крайней необходимости, например, при попадании в тупик.

Среди того, что запрещает знак «Жилая зона», необходимо отметить и свободный выезд на дорогу, обладающую обычным статусом. Водитель в подобном случае обязан предоставить преимущество любому участнику движения, будь то пешеход, велосипедист или человек, управляющий мотоциклом. Направление при этом не имеет значения - важно лишь то, что вы не должны создавать помех ни для кого и не формировать аварийных ситуаций.

Если внимательно изучить правила, которыми руководствуется водитель, въезжающий под знак «Жилая зона», ограничения также касаются и учебной езды. Проводить занятия стоит в иных местах, являющихся дорогами без подобного статуса, а также не относящихся к магистральным транспортным путям. Действие знака относится и к специальному транспорту, принадлежащему автомобильным школам. Когда необходимо осуществить проезд сквозь подобный участок, инструктору стоит самостоятельно принять на себя и вновь отправить на водительское место ученика только после выезда из жилой зоны либо дворовой территории.

Правила размещения транспорта

Следует внимательно следить за тем, куда вы ставите свой автомобиль в жилой зоне либо во дворе. Постановка машины на газон, клумбу, детскую площадку, а также иные участки, содержащие зелёные насаждения, либо предназначенные для обеспечения комфортабельности условий проживания, повлечёт за собой получение штрафа размером до 5000 рублей для физических лиц и до 100 тыс. при пребывании автомобиля в собственности юридического лица. Кроме того, жилая зона запрещает выполнять стоянку с работающим мотором. Напомним, таковой считается отсутствие перемещения транспортного средства в течение 5 минут. Если в сильный мороз вы станете прогревать двигатель и потратите на эту процедуру свыше отведённого законом времени, то можете стать обладателем штрафа до 3500 рублей.

Не разрешается оставлять на время свыше 5 минут и грузовые автомобили, относящиеся к категории «C» - даже при условии заглушенного мотора. Существует единственное исключение - оно относится к специальным стоянкам, обладающим соответствующей разметкой и оборудованной знаками. Однако зона действия знака «Жилая зона» никак не ограничивает въезд грузовиков и автобусов в её территорию. Правда, если вы хотите разгрузить подобный транспорт, перевозя вещи из иного места жительства либо получая доставку товара в магазин, вам придётся сделать это за 5 минут.

Ознакомившись с тем, как выглядит знак «Жилая зона», что означает этот символ, какие ограничения он накладывает на режим движения транспорта, вы должны понимать, что водителю стоит избегать зоны его действия и въезжать на неё только при существовании реальной необходимости. Этим вы не только избавите себя от риска получения , но также значительно облегчите передвижение пешеходов и снизите риски для проживающих на данной территории людей, включая и несовершеннолетних. Если же вам пришлось попасть на автомобиле в жилую зону, помните о том, что вы должны уступать дорогу абсолютно всем, а также никуда не торопиться, соблюдая скоростной режим 20 км/ч и парковаться исключительно в специально созданных для этой цели местах.

Многие водители очень удивлялись, заметив инспектора с «Визиром» в руках во дворе: кто решил контролировать скорость в жилой зоне? Но итог замеров оказался довольно настораживающим. Превышают практически все: кто на 5 км/ч, кто на 8, кто на 9. За это ответственность не предусмотрена, хотя на такой скорости можно убить пешехода или велосипедиста. Были еще двое водителей, которые успели на маленьком отрезке разогнать автомобили до 31 км/ч. Некоторые из них даже не знали, сколько разрешено ехать в жилой зоне. Сразу заметим, что никто протоколы не составлял, штрафы не выписывал, в водительские талоны записи не делал. Инспекторы объясняли: это скорее предупреждающий рейд по аварийным дворам, где фиксировались ДТП, в том числе с пострадавшими.

Водитель служебного автомобиля ГАИ, но в «гражданском исполнении», паркуется в одном из дворов по ул. Шаранговича. Инспектор с «Визиром» занимает удобную позицию - так, чтобы можно было контролировать скорость сразу в двух направлениях. При появлении машины направляет радар. Получилось, что измерялась скорость абсолютно всех автомобилей, въезжающих в эти два двора.

- Вот Peugeot едет 24 км/ч. У внедорожника 26 км/ч. Opel разогнался до 27 км/ч, - объявлял периодически сотрудник ДПС.

Формально это превышение скорости. Но привлечь к ответственности за такое нарушение нельзя. Она наступает только при +10 км/ч. То есть ездить по дворам 29 км/ч без штрафных последствий вполне можно, что и делают автомобилисты, привычно прибавляя к законному максимуму +9 км/ч. Правда, в данном случае есть один существенный нюанс: на такой скорости во дворах убивают людей и такие происшествия не единичные!

Вечером жильцы начинают возвращаться с работы и трафик заметно возрастает. Кстати, вот еще одно наблюдение: интенсивность движения во дворах недооценена. За полчаса, что мы находились во дворе, проехало около сотни автомобилей. Три машины в минуту! Это больше, чем на проселочной дороге где-нибудь под Минском.

- Останови-ка этот Volkswagen Polo, - просит напарника инспектор ДПС спецподразделения Минской ГАИ Руслан Чимбур.

Водитель возмущен. Удивляется еще больше, когда инспекторы показывают на экране «Визира» его скорость: 29 км/ч. Тут же выясняется, что ранее мужчину останавливали за превышение скорости на 20 км/ч и выше. Причем несколько раз, потому что в водительском талоне указана часть 4 статьи 18.13 КоАП (она действует за повторность).

- Так то на магистрали было. Сам бог велел, - обиженно замечает водитель.

- А знаете про случай в соседнем дворе? - спрашивают сотрудники ДПС.

Выясняется, что мужчина не слышал про аварию, произошедшую 29 мая этого года. Тогда был совершен на 11-летнего мальчика. Как описывали ситуацию очевидцы, школьник выскочил на Volkswagen Passat и ударился о его кузов в районе стойки. Нога оказалась под колесом. У ребенка диагностировали открытый перелом обеих костей голени. Свидетели говорили, что скорость была небольшой - водитель притормозил перед ямкой.

- Автотехническая экспертиза установила, что сидевший за рулем не располагал технической возможностью применить меры экстренного торможения, - рассказала об итогах разбирательства руководитель пресс-службы Минской ГАИ Татьяна Харлинская. - Поэтому в возбуждении уголовного дела было отказано. Однако это скорее исключение. Гораздо чаще именно автомобилисты признаются виновными в дворовых ДТП с участием пешеходов.

Во время рейда детей во дворе тоже было много. Ребятишки помладше играли под присмотром взрослых, сильно ограничивавших их передвижение. Дети постарше (многие считают 10-летних детей взрослыми и с легкостью отпускают поиграть во дворе) чувствовали себя более свободно. Могли выехать на роликовых коньках из-за машины или бегать между припаркованными автомобилями. Дети воспринимают двор как игровую территорию, тогда как для водителей он является дорогой к месту парковки. Это главные причины возникновения конфликта.

- Будьте, пожалуйста, внимательным в следующий раз при выборе скорости, - просит водителя Volkswagen инспектор ДПС спецподразделения Минской ГАИ Денис Деруго, возвращая документы.

Мужчина облегченно вздыхает и уезжает. А инспекторы обращаются к детям: «Почему выходите из-за автомобилей? Где ваши родители?» Смущенные ребятишки спешат домой.

Еще некоторое время после этого радар работает вхолостую: 24, 25, 26 км/ч. По нашим наблюдениям, нарушают 90% водителей. Ощущение, что порог опасности у большинства снижен.

Правда, в какой-то момент машины вдруг стали ехать заметно меньше 20 км/ч. Явно произошла предсказуемая реакция, из окон за инспекторами стали пристально наблюдать. Несколько раз к нам подходили встревоженные жильцы с вопросом: что случилось? А один из водителей стал фотографировать сотрудников ДПС на камеру телефона. Для людей измерение скорости во дворах было очень непривычным зрелищем.

- У горожан близость дома создает мнимое ощущение безопасности, - считает Татьяна Харлинская. - Ведь рядом твой подъезд, сюда выходят окна квартиры. Если ты знаешь каждый пятачок, то ничего не случится. А вот и нет! Минские дворы населяют пешеходы, велосипедисты, автомобилисты, и здесь также происходят аварии. Цифры говорят сами за себя: с начала этого года на таких территориях в Минске случилось 31 учетное ДТП, в результате 3 человека погибло, 29 получили травмы. Поэтому мы рекомендуем всем участникам дорожного движения быть максимально внимательными друг к другу. В частности, водителям следует обратить внимание, что в любую минуту откуда-нибудь может появиться пешеход, а пешеходам, особенно в условиях интенсивного движения во дворах, необходимо следить за появлением автомобилей и смотреть по сторонам.

Ну а мы едем в другой аварийный двор. Переулок Корженевского, 6. Тут часто регистрировались столкновения автомобилей. Обходилось без жертв. Но на карте аварийности это место помечено красным цветом. Прямо на въезде установлен «спящий полицейский». Его размещение нелогично: проехав искусственную неровность, водители начинают разгоняться. А там закругление и подъем - обзор ограничен припаркованными машинами. Многие стремятся побыстрее проскочить участок - до появления встречного автомобиля. Иначе придется уступать, сдавать назад, маневрировать…

- Извините, как-то так получилось, - объясняет водитель Volkswagen Golf.

Его автомобиль двигался со скоростью 31 км/ч. Если бы кто-то резко выбежал из подъезда, то он бы не успел остановить машину.

- А с какой скоростью нужно ездить по дворам? - спрашивают инспекторы.

- Не более 20 км/ч, - с ходу дает правильный ответ мужчина.

Здесь такая же ситуация, как на ул. Шаранговича. Многие едут с небольшим превышением, за которое привлечь к ответственности нельзя. Особенность извилистого переулка в том, что де-факто это дворовая территория. На въезде даже установлен знак 5.38 «Жилая зона». Но де-юре это улица, поэтому покрытие на ней хорошее. Есть несколько прямых участков, на которых водители превышают скорость. На одном из них и проводился радарный контроль.

Следующим остановленным оказывается водитель BMW (его скорость - 31 км/ч). Он также в курсе действующих ограничений и не спорит с нарушением. Талон его испещрен записями о превышении скорости: 2-я, 3-я и даже 4-я части статьи 18.13 КоАП. Вот еще одна характерная деталь: чаще по дворам двигались быстрее положенного те, кто нарушает и на магистралях. Эти люди, входящие в группу риска, настроены на быструю езду.

Понятие «жилой зоны» детально рассматривается в 17 разделе ПДД. За нарушение данных требований предусмотрены довольно ощутимые штрафы, вплоть до лишения прав на 12 месяцев, поэтому их изучению нужно уделить внимание. В этой статье постараемся разобраться с вопросами:

  • что такое жилая зона, какими знаками обозначается;
  • правила передвижения, стоянки и остановки в пределах таких территорий;
  • какие наказания и штрафы предусмотрены по КоАП.

Точная дефиниция приводится в Градостроительном Кодексе РФ.

Документ этот достаточно объемный, поэтому дадим термин, касающийся непосредственно водителей:

«Специально обустроенная территория, где действуют особые требования ПДД. Въезды и выезды обозначены соответственно знаками 5.21 и 5.22».

Уже из названия понятно, что подобные площади находятся в пределах спальных районов, в зонах застройки многоэтажными или частными домами. Основное преимущество в передвижении здесь предоставлено пешеходам и велосипедистам, поэтому действуют серьезные ограничения, относящиеся:

  • к скорости передвижения транспортных средств;
  • к правилам ;
  • к выезду и въезду.

Необходимо также отметить, что данные требования актуальны для дворовых и придомовых территорий, правда, ГК РФ и ПДД не дают расшифровки терминов «придомовая или дворовая территории». Таким образом, ориентироваться нужно на знаки 5.21 и 5.22. Если же их нет, то обычно вывешивается знак ограничения скорости 3.29 до 20 или 5 километров в час.

Важным моментом является и то, что патрульные машины ГИБДД и ДПС редко заезжают во дворы домов, поэтому водители часто пользуются этим, превышая скорость и размещая свои транспортные средства на детских площадках и газонах.

Жители домов могут проучить нарушителей, сообщив об этом, например, через форму обращения на официальном сайте ГИБДД.

Правила движения, стоянки и остановки в пределах знака 5.21

Данный знак предусматривает выполнение следующих правил:

  • Наличие знака подразумевает ограничение скорости до 20 км/час.
  • Преимуществом обладают пешеходы, то есть водитель обязан их всегда пропускать. Правда, пешеходам запрещается специально загораживать проезжую часть и создавать помехи в движении.
  • Придомовые территории не предназначены для сквозного проезда, ими нельзя пользоваться для сокращения маршрута. Кстати, так поступают многие водители, желающие «срезать» или проехать через дворы, при этом они не придерживаются скоростных ограничений.
  • Также не разрешается использовать такие зоны для совершения различных маневров: разворотов, езды задним ходом.

Если же вам по тем или иным причинам необходимо проехать через двор, то данный маневр не будет считаться сквозным проездом при условии, что вы совершите остановку длительностью не менее пяти минут.

Кроме всего прочего в жилых зонах запрещены:

  • учебная езда;
  • стоянка с заведенным мотором;
  • стоянка для машин, относящихся к категории «С», то есть грузовых весом более 3,5 тонны (при условии отсутствия отдельных разрешающих знаков и разметки).

Последний пункт говорит о том, что даже если вам нужно перевезти мебель, то грузовая машина не может находиться дольше 5-ти минут в пределах придомовой территории. Однако данное требование не распространяется на грузовые ТС со специальной табличкой, а также транспорт коммунальных служб.

Выезд из жилой зоны приравнивается выезду из любой другой прилегающей территории, соответственно, нужно придерживаться следующих требований:

  • давать приоритет всем участникам дорожного движения, которые перемещаются по , - пешеходам, водителям других транспортных средств, мотоциклистам, велосипедистам - причем вне зависимости от направления их движения;
  • запрещается при выезде пересекать (если таковая имеется), то есть поворачивать можно исключительно направо.

Ну и особого внимания заслуживает распространенное нарушение - или площадках. Оставлять транспортное средство можно только в специально отведенных местах для парковки.

Возможные штрафы за нарушения в дворовой зоне

Если человек нарушил какое-либо из выше перечисленных требований, его ожидают следующие штрафы:

  • 1500 рублей или 3000 для Москвы и СПб - несоблюдение правил въезда/выезда, сквозная езда, непредоставление приоритета пешеходам, стоянка с работающим мотором (12.28 КоАП);
  • стоянка на газоне, детской площадке - для каждого региона определена своя сумма штрафа (в Москве до 5 000 рублей).

Особняком стоит - здесь действуют те же нормы, что и для дорог общего назначения:

  • то есть при превышении на 20-60 км/час нужно платить денежный штраф;
  • если же вы превысили на 80 и более, то предусмотрено лишение ВУ.

Кроме того, выезжая из жилой зоны в нарушение правил - с пересечением сплошной или непредоставлением преимущества - штрафы назначаются по соответствующим статьям КоАП.

В случае, если водитель проезжает в обратном направлении, сотрудники ДПС вменяют движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Часть 3 статьи 12.16 Коап за данное правонарушение предусматривает ответственность в виде лишения права управления на срок от 4-6 месяцев или штраф 5000 рублей.

Статья 12.16.

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Конечно, на прилегающей к дороге территории нет дороги. В ПДД чётко указано, что есть дорога, есть прилегающая к ней территория, остальное домыслы и фантазии заинтересованных лиц.

"Прилегающая территория " — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

В тексте статьи использую только выдержки из ПДД и Коап РФ.

Одно из ошибочных мнений состоит в том, что на прилегающей территории есть проезжая часть, а соответственно и дорога, ведь проезжая часть это элемент дороги.

"Проезжая часть " — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Приходят к этому мнению анализируя следующие пункты и определения ПДД:

17.1. 5.21 и 5.22 , движение пешеходов разрешается как по тротуарам , так и по проезжей части . В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории .

"Прилегающая территория " — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы , жилые массивы , автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, в жилой зоне есть проезжая часть и тротуары, и, следовательно, есть дорога. Требования 17 раздела ПДД распространяются также на дворовые территории (дворы). В свою очередь дворы (дворовые территории) и жилые зоны упоминаются в определении прилегающей территорий и далее всё это распространяется на остальные прилегающие территории (парковки, АЗС и т.п.).

Казалось бы, всё логично и правильно, но это не так. Раздел 17 ПДД содержит признаки жилых зон (наличие знаков 5.21 , 5.22 , тротуары, проезжая часть) и требования, предъявляемые к движению в жилых зонах:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22 , движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.2 . В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Пункт 17.4 ПДД указывает, что требования 17 раздела ПДД распространяются и на дворовые территории (дворы). Всё верно, требования распространяются, но признаки жилых зон не распространяются — нет во дворах проезжей части.

Вот, собственно, и весь ответ на поставленный вопрос. На прилегающей территории, за исключением жилых зон (жилых массивов), нет проезжих частей, тротуаров, и, соответственно, дорог. Следовательно, привлекать водителей за движение во встречном направление по дороге с односторонним движением на прилегающей территории, за исключением жилых зон (жилых массивов), неправомерно.

В случае, если вы въехали на прилегающую территорию (за исключением жилых зон) в нарушение требований знака 3.1 и вас остановил инспектор ДПС, то справедливо привлечёт вас по части 1 статьи 12.16 Коап.

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.

На основании вышеизложенного делаем следующие выводы в контексте данной статьи:

1. Прилегающие территории делятся на два типа:

а) жилые массивы (жилые зоны), обозначенные знаками 5.21 и 5.22 , дворы (дворовые территории);

б) АЗС, парковки и т.п.

2. Проезжая часть и тротуары имеются только в жилых массивах (зонах);

3. Требования раздела 17 ПДД (запрещены сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест, при выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения) распространяются только на жилые зоны и дворовые территории;

4. Привлечь к ответственности по части 4 статьи 12.15 или части 3 статьи 12.16 можно только в жилых зонах.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Также стоит отметить тот факт, что в соответствии с Федеральным Законом N 257 от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» каждая дорога должна быть внесена в Единый государственный реестр автомобильных дорог. В том числе и частные дороги.

Статья 10. Единый государственный реестр автомобильных дорог

1. Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее также — реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.

Получить выписку из единого государственного реестра автомобильных дорог можно на портале госуслуг , оплатив государственную пошлину 200 рублей.

Постановление Верховного Суда N 57-АД12-3 от 4 июля 2012 г.

В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи, влечет административное наказание.

В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; полоса движения представляет собой любую из продольных полос проезжей части, обозначенную или не обозначенную разметкой и имеющую ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд; прилегающая территория — это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что административная ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае, если движение во встречном направлении было осуществлено на дороге, но не на прилегающей к ней территории .

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, водитель Плехов В.В. в нарушение требования дорожного знака 4.2.1 "Объезд препятствия справа" допустил движение во встречном направлении на прилегающей территории (во дворе дома).

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи и другими статьями главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируется по части 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по части 4 статьи 12.15 данного Кодекса.

На просторах родного отечества автомобилистам нечасто приходится сталкиваться со знаком Жилая зона - многие водители вообще видели его лишь на картинках во время обучения в автошколах. Соответственно, далеко не каждый может сразу вспомнить о том, какие ограничения предусматривает этот указатель. В последние годы, в связи с резким увеличением количества автотранспорта и затруднением обычной жизнедеятельности людей, данный указатель начинает устанавливаться более активно.

К сожалению, для большинства автовладельцев алгоритм действий при пересечении этого знака до сих пор окончательно неясен. Отсюда - многочисленные нарушения ПДД, которые легко можно отнести к категории грубых, нервозность водителей и пешеходов, которые присутствуют в жилой зоне. Часть автовладельцев считают, что при въезде во двор жилого дома, перед которым не установлен соответствующий указатель, каким-либо образом менять свое поведение они не обязаны и преимуществ своих они не теряют. На самом деле это совершенно неверно. На придомовой территории действителен статус для жилой зоны, а говорящие об этом знаки устанавливать не обязательно.

Так что же означает знак Жилая зона

Установленный дорожный знак жилая зона обязывает водителя любого транспортного средства практически полностью поменять поведение. Первое, что необходимо понять водителю транспортного средства - после пересечения знака жилая зона он теряет абсолютно все преимущества, действующие ранее перед пешеходами, поскольку здесь «правят бал» только они. Пешеход, находящийся в жилой зоне имеет право беспрепятственно передвигаться в любом месте проезжей части, а любое авто должно уступать им дорогу. Это же относится и к велосипедистам - они также «главнее» автомобилистов.

Знак Жилая зона ограничивает скорость любого ТС до 20 км/ч. Автомобилисту следует знать, что здесь продолжает сохранять актуальность система штрафов за превышение, аналогичная той, что работает и на дорогах общего пользования. Т. е. в зависимости от конечной скорости превышения, можно расстаться с суммой от 500 рублей и выше, а также лишиться права управления ТС на срок до года. Определенные ограничения имеются и на сам факт проезда по территории, отмеченной соответствующими указателями как жилая зона - проезжать ее без остановки запрещено. Т. е. на въезде потребуется полностью остановить ТС на 15-30 секунд, лишь после этого можно двигаться дальше.

Особые требования в жилой зоне распространяются и на маневрирование. Оно допускается лишь при выраженной необходимости, к примеру, при заезде в тупик и невозможности совершать дальнейшее движения не совершив разворот транспортного средства. Не все так просто и с простым, казалось бы, выездом из жилой зоны на общую магистраль. Водитель ТС обязан пропускать любого - будь то пешеход или мотоциклист, который может двигаться в любом направлении.

Стоит отметить, что знак жилой зоны не допускает здесь учебной езды. Инструктор должен это знать, и составлять маршрут таким образом, чтобы исключить заезд в жилые зоны, которые обозначены специальными указателями. Если же по каким-либо причинам учебный автомобиль не может продолжать движение без въезда на такую территорию, инструктор обязательно должен принять управление на себя, и лишь после выезда на обычную дорогу вновь может доверить управление ученику. Более подробно об этом можно узнать, посмотрев видео:

Жилая зона - особые требования к парковке

Помимо вышеперечисленных особенностей, знак дорожного движения Жилая зона требует и соблюдения особых условий в отношении автомобилей. Сразу следует сказать, что существуют места, где стоянка автотранспорта категорически запрещена. К ним относятся:

  • газоны и клумбы;
  • любые участки даже не огороженные, где присутствуют зеленые насаждения;
  • детские игровые площадки.

В случае нарушения этого требования законом предусмотрен очень серьезный штраф - до 5000 рублей, а если автомобиль-нарушитель принадлежит юридическому лицу сумма увеличивается до 100 000 рублей. Многие автолюбители не знают и то, что в жилой зоне нельзя оставлять автомобиль с работающим двигателем более, чем на пять минут. Таким образом, автовладельцы, прогревающие зимой двигатель свыше этого времени, могут быть оштрафованы на сумму до 3500 рублей.

Особые требования отмечаются и в отношении грузового автотранспорта, относящегося к категории «С» - даже если двигатель авто заглушен, оставлять грузовик в жилой зоне дольше, чем на пять минут не допускается. Это относится даже к тем машинам, которые разгружаются, к примеру, при перевозке мебели. Исключение из такого строгого правила допускаются, но лишь если на придомовой территории выделена специальная площадка для стоянки грузовых ТС, снабженная соответствующими указателями и разметкой.

Где устанавливается знак жилая зона

Наиболее часто знак жилая зона располагается в начале спальных районов или в зоне расположения большого числа частных или малоэтажных домов. Чтобы понять, что означает дорожный знак Жилая зона, нужно вспомнить о накладываемых им ограничений:

  • предельной скорости движения на всей территории действия этого указателя;
  • невозможности оставлять авто как попало;
  • процессу въезда и выезда с территории.

Многие водители, въезжая на придомовую территорию, не отмеченную знаком жилой зоны, не считают ее за таковую, и продолжают чувствовать себя хозяином положения - не уступают дорогу пешеходам или велосипедистам, паркуются в неположенных местах и серьезно нарушают скоростной режим. Следует знать, что несмотря на возможное отсутствие соответствующего указателя, любая территория, расположенная во дворе многоквартирных домов приравнена к жилой зоне, и на ней действуют аналогичные требования ПДД.

Конечно, сотрудниками ГИБДД крайне редко осуществляется патрулирование таких зон, чем и пользуются нарушители. Несмотря на это, следует понимать, что любой местный житель вправе вызвать на место нарушения инспекторов, которые непременно зафиксируют этот факт, составят протокол об административном правонарушении. Особенно часто приходится сталкиваться с неправильной парковкой транспортных средств, водители которых не считают нарушением, к примеру, оставить машину непосредственно на детской площадке или на разбитом жильцами газоне.