Перевозка аквариумных рыб. Перевозка и транспортировка рыбок

Каждый аквариумист знает, что внутреннее обустройство аквариума требует массу времени и сил, чтобы сделать его настоящим украшением своего места. Как перевезти аквариум с рыбками, чтобы транспортировка минимальным образом сказалась на самой конструкции и ее подводных обитателях?

Главное правило: ни при каких обстоятельствах нельзя перевозить аквариум вместе с рыбками. От этого может пострадать как емкость, так и рыбы. Емкость будет колыхаться, выплескивая содержимое, ее швы и стенки могут не выдержать нагрузки и разойдутся или лопнут.

Перед тем как упаковать аквариум для перевозки, его нужно:

  • демонтировать;
  • отключить всю аппаратуру;
  • извлечь декоративные элементы (камни, песок, замки и др.) и отдельно их упаковать.

Как перевезти аквариум с растениями?

Предварительно необходимо очистить емкость. Корни водорослей и других растений сохраняйте влажными, перевозите их в пакетах с некоторым объемом воды. Если транспортировка не долгая, поместите (без промывки) наполнители фильтра в жесткий чистый герметичный сосуд. Держите наполнитель влажным, но не погружайте в воду целиком. Нагреватели, помпы и др. элементы необходимо аккуратно упаковать.

До того, как перевезти аквариум, его нужно упаковать в отдельный картонный короб соответствующего размера. Предварительно необходимо защитить стенки емкости плотным картоном или пенопластом и закрепить все скотчем. Небольшие сосуды можно заполнить бумагой и обернуть воздушно-пузырьковой пленкой — это обеспечит дополнительную защиту стенкам.

Как упаковать аквариум больших размеров для последующей перевозки?

Перемещение крупных емкостей объемом более 300 литров требует специальных знаний и опыта. Переносить большие сосуды объемом до 500 литров можно, держась за дно, крайне нежелательно трогать стенки. Такую работу лучше доверить профессионалам. Обязательно укажите величину своей емкости при добавлении заказа к нам на сайт.

Что делать с рыбами в процессе транспортировки?

Задумываясь о том, как перевезти большой аквариум, необходимо также подумать о безопасной транспортировке молчаливых «переселенцев». Наиболее рекомендованы прозрачные емкости, не имеющие острых углов: в них удобно контролировать состояние питомцев.

Холодноводные рыбы лучше выдерживают переселение зимой, тепловодные - летом. Температура воды в любом случае не должна превышать оптимальную для соответствующих видов рыб:

  • 12-18 градусов Цельсия — для холодноводных;
  • 23-29 градусов Цельсия — для тепловодных.

Плотность посадки на 1 литр — до 10 рыб длиной до 2 см.

Рыбы гораздо легче переносят транспортировку в темноте, поэтому закройте прозрачные емкости светонепроницаемой оберткой. Такие условия позволяют снизить у питомцев потребление кислорода и уменьшить обмен веществ. Зимой емкости нужно утеплять, а летом, наоборот, охлаждать путем подкладывания кусочков льда и т.п.

  • За сутки до переезда перестаньте кормить рыб (в дороге также не давайте им корм).
  • За 2-3 часа до переезда поместите питомцев в свежую воду, температура которой ниже привычной на 2-3 градуса — это усиливает перистальтику и ускоряет опорожнение кишечника.
  • Сажайте рыбок в емкости или пакеты непосредственно перед транспортировкой.

Что делать после перевозки?

Теперь вы знаете, как перевезти аквариум 250 литров и большего объема. Однако не менее важно правильно установить предмет на новом месте. Необходимо тщательно вымыть емкость и наполовину заполнить «старой» водой, а затем — долить свежую воду до нужного объема.

Перед впуском рыбок, погрузите емкость с ними в полученную обновленную аквариумную воду: температура в обеих средах должна сравняться. Когда рыбки успокоятся, перелейте треть воды из емкости с питомцами в другой сосуд и долейте к рыбкам новой аквариумной воды. Повторите аналогичную операцию через 10-15 минут. Таким образом, вы сможете окончательно выровнять химический состав воды и ее температуру и абсолютно безопасно пересадить рыбок в новый «дом».

Разместите свой заказ на переезд и мы поможем не только сэкономить ваше время, но и подберем надежную транспортную компанию с хорошей ценой.

С проблемой перевозки рыбок на дальние расстояния сталкивались многие аквариумисты. Недолгие поездки рыбки, в основном, переносят нормально – если вы только купили их и везете домой, можете быть спокойны. В баночке или хорошо завязанном полиэтиленовом пакете за час-два с вашими питомцами ничего не случится.

Ну а если вы меняете место жительства, и вам предстоит дальняя дорога? Вот тут уж стоит задуматься. Лучше всего в целях перевозки использовать обычный полиэтиленовый пакет. Идеально – если он будет из плотного материала, тогда его сложно будет повредить или разорвать. Объём пакета для перевозки рыбок на дальние расстояния – чем больше, тем лучше, особенно если вы будете долгое время в пути. /p>

Рыбкам из одного аквариума налейте воду из него же, только сделать это нужно заранее, когда вода чистая без всяких мелких частиц. Можно накануне упаковки рыб произвести частичную замену воды или заполнить контейнеры на 2/3 водой из того аквариума, в котором содержались рыбы, и на 1/3 свежей водой. Чем меньше рыбок у вас в пакете, тем легче их перевезти. Чтобы избежать травм, лучше отдельно перевозить мальков и взрослую рыбу. Рассчитывать можно так: на 1 литр воды 5-7 рыбок длиной 2 см./p>

Если есть необходимость в одном пакете перевезти большое количество мальков, то без закачки в него кислорода не обойтись. Рекомендуется использовать два пакета, причем один должен быть вложен в другой на тот случай, если один из них будет протекать. Углы пакетов необходимо перевязать – с помощью резинок или просто завязать узлом. Если этого не сделать, рыбки, особенно мелкие, могут застрять в углу, задохнуться там или оказаться раздавленными. В некоторых магазинах используют специальные пакеты с округлыми углами, которые предназначены для переноски рыб./p>

Часто рыбки умирают во время переезда из-за загрязнения воды и нехватки в ней кислорода. Объем воздушного пространства в пакете с аквариумными рыбками должен, по крайней мере, в два раза превышать объем воды. Если вы покупаете рыб в зоомагазине, и вам предстоит долгое путешествие, попросите, чтобы пакеты наполнили кислородом. В некоторых магазинах вас обязательно спросят, далеко ли вам ехать, и сами сделают все необходимое. /p>

Рыбок можно упаковывать также в пластмассовые емкости с крышками или в пластиковые банки. Твердые контейнеры, по сравнению с пакетами, гораздо удобнее. Во-первых, вряд ли рыбы смогут проткнуть их своими шипами или нанести другие повреждения. Во-вторых, у них нет углов, в которые может попасть рыбка. В-третьих, во время поездки можно снять крышку и впустить свежий воздух. В-четвертых, такие контейнеры гораздо легче открыть, чтобы выпустить рыб в их новое жилище. /p>

Рыбок нельзя кормить в течение суток до переезда. При переезде идеальный вариант – это затемненная емкость. В темноте рыбки меньше пугаются и ведут себя спокойно. А еще лучше перевозить их в термосумке. В ней не только темно, но и есть возможность поддерживать комфортную температуру, как зимой – с помощью грелок, так и в летнюю жару. /p>

На новом месте не выпускайте рыбок сразу в аквариум. Необходимо чтобы температура воды в пакете была такой же, как и в аквариуме. Чтобы достичь этого, пакет, не развязывая, положите прямо в аквариум. Вода в аквариуме должна быть отстоянной и пригодной для жизни аквариумных рыбок. Когда температуры сравняются, развяжите пакет и добавьте небольшое количество воды из аквариума в пакет. Эту процедуру необходимо повторить несколько раз до тех пор, пока вода из аквариума не составит большую часть воды, находившуюся в пакете. При этом надо наблюдать за состоянием своих питомцев. Если все прошло удачно, то их можно выпустить в аквариум.

Мы едем едем едем

И.ВАНЮШИН
г.Мытищи Московской обл.

Редкому аквариумисту не доводилось перевозить аквариумных обитателей. Память порой сохраняет воспоминания о неудобствах и препятствиях, которые приходилось преодолевать, потворствуя своему увлечению. А сколько было сделано роковых ошибок, от которых пострадали наши подопечные!
Идет лето 1952 года. На семейном совете обсуждается вопрос: как перевезти купленных на Птичьем рынке рыбок поездом из Москвы в Ярославль с пересадкой в Александрове? Рыбок немного» всего 10-12 штук: данио рерио, красные и черные пецилии,гирардинусы и еще что-то, уже и не помню. Брат советует налить в литровую банку свежей воды под верхний край и затянуть герметично резиной от медицинской перчатки. Авторитет старшего непререкаем. Кислорода рыбам хватило на полчаса. Когда обнаружилась беда, до отхода поезда оставалось около часа. Матушка, видя мое безысходное горе, посылает меня с Ярославского вокзала на Кузнецкий мост в зоомагазин за новой покупкой, дав немного денег. И я успел...
А в 1960 году, в июне, я вез рыбок поездом из Москвы в туркменский город Мары в эмалированном 10-литровом ведре с крышкой. Поезд шел 75 часов.

Температура в вагоне в течение нескольких последних суток пути устойчиво держалась в районе 40С. Треть купленных рыб погибла - правда, не только от ДИКОЙ температуры: подростки цихлазомы «канхито», к примеру, съели мальков редкостного но тем временам вишневого барбуса, которых я «в драку» купил на аквариумной выставке, проходившей в том году на стадионе «Динамо».

Фото перевозка аквариумных рыб

Но это так, для «разогрева»- - экстремальные приключения Незнайки-аквариумиста. А теперь советы умудренного как удачным, так и печальным опытом Знайки.
Как перевозить рыб, растения, живые корма и аквариумы?
Рыб сегодня перевозят в полиэтиленовых пакетах. Это наиболее удобный способ, хотя можно использовать для транспортировки и банки. Естественно, чем мельче рыба, тем меньшая требуется емкость. Двух-трех маленьких рыбок можно привезти домой с рынка или из зоомагазина даже в баночке из-под майонеза, положив ее в карман или за пазуху. Для более крупных обитателей аквариума нужна, конечно, более вместительная тара. Критерий достаточности здесь простой: рыба должна свободно помещаться в емкости, не касаясь ее стенок. Очень крупных особей перевозят в специальных контейнерах. В качестве таковых могут быть использованы в том числе 35-40-литровые пластиковые широкогордые баки.

Крупных рыб нельзя перевозить вместе с мелкими в одной емкости, в противном случае часть содержимого вашей «посылки» может быть травмирована, а при длительной перевозке просто съедена.
Пакет герметично и надежно завязывают, а банку туго закрывают крышкой. Герметичность нужна только для того, чтобы избежать утечки воды, что само по себе смертельно опасно для рыб. Если у банки нет герметичной крышки, ее можно накрыть сложенным вдвое-вчетверо полиэтиленовым пакетом и крепко замотать по горлу эластичной изолентой, скотчем или резинкой. Во всех случаях, если к тому нет особых препятствий (допустим, ограничение по весу, так как вода - субстанция тяжелая), жидкости должно быть максимально много. Это способствует благоприятному исходу транспортировки.

От количества воды, в которой перевозится рыба, зависит и способ подачи в сосуд воздуха, необходимого для дыхания «путешественникам». Общее правило: в любой емкости над поверхностью воды должно находиться достаточное количество воздуха не менее 1/3 от объема налитой воды. Если перевозка длится
более 3-4 часов или в маленькой емкости размещено много рыб, то вместо воздуха в пакет следует закачать кислород. Кстати, именно так происходит международная «фирменная» доставка аквариумных рыб. Такая система транспортировки позволяет сохранить рыбок живыми и невредимыми в течение 2-3 суток.
При использовании кислорода количество залитой воды может быть значительно уменьшено, однако здесь появляется новая проблема. Большое количество рыб в малом объеме быстро насыщает воду продуктами метаболизма (моча, экскременты, слизь) и приводит к ее порче. Имеющийся в емкости кислород эту ситуацию не спасает. Отходы быстро разлагаются, превращаясь в ядовитые соединения. На коротких дистанциях, преодоление которых не занимает много времени, процесс не успевает зайти далеко. А вотдлительному путешествию должна предшествовать голодовка рыб в течение 1-2 суток. Этого времени достаточно для того, чтобы максимально опорожнился кишечник гидробионтов.

Фото перевозка рыб

При перевозке рыб в открытых емкостях удобно использовать автономный (с питанием от батареек) воздушный насос, который лучше загодя приобрести в зоомагазине или на рынке (в продаже они бывают не всегда). Раньше в качестве такого насоса любители использовали надутую камеру от волейбольного мяча, которая по мере расхода воздуха через тройник подкачивалась с помощью «груши» от парикмахерского пульверизатора. Обходились и одной только грушей, время от времени насыщая воду воздухом. Этот способ и сейчас используют продавцы на зоорынках.

Существуют специальные добавки, помогающие рыбам перенести долговременное нахождение в замкнутом малом объеме. Для особо нервных питомцев имеются успокоительные составы па базе экстракта алоэ и некоторых трав, которые не только снижают у рыб стресс, но и предупреждают проникновение в
их организм инфекций через неизбежные во время перевозки повреждения кожных покровов. Подобное действие оказывает и экстракт торфа. Есть препараты, позволяющие снизить патогенность накапливающихся во время транспортировки и разлагающихся выделений рыб (американский AMMO-LOCK. WASTE CONTROI. германской фирмы HAGEN и др.).

Не менее важным условием безопасности перевозки является поддержание в транспортировочном сосуде оптимальной температуры. Зимой рыбам угрожает переохлаждение, летом - перегрев. Есть специальные термосумки, которые некоторое время сохраняют температуру в допустимых пределах. Можно замотать емкость с рыбой несколькими слоями ткани или газетной бумаги. В автомашине неплохо положить пакет на сиденье и укрыть его пледом или курткой. Есть самоотверженные любители, которые переносят пакет или банку под одеждой, на груди (этот способ, разумеется, актуален только в зимних условиях). А можно в сумку с пакетом поместить бутылки с горячей или (в зависимости от погоды) холодной водой.
По хватит, не хочу ограничивать вашу фантазию. Важно только одно: насколько возможно дольше сохранить температуру воды, где помещены рыбы. Почти для всех экзотических (т.е. родом не из российских речек или озер) рыб комфортный температурный диапазон 22-25°C. Есть и исключения. Золотые рыбки, к примеру, переносят похолодание до 15°C.

Вообще же при покупке рыб для перевозки неплохо посоветоваться с продавцом. Следует помнить так-
же, что в пути рыбам легче дышать при температуре на нижней границе приемлемого диапазона, так как в прохладной воде выше растворимость кислорода. В аварийной ситуации, особенно при перегреве, можно подменять часть поды на свежую из подходящего источника: водопроводный кран, вода из резервуаров поезда, самолета или питьевая вода из бутылок (только не газированная!).
И еще. Лучше, если рыбы путешествуют в полной темноте, так они спокойнее переносят стресс, вызванный дорожными неудобствами. И уж ни в коем случае не следует пытаться в пути их покормить. Почти наверняка есть они не будут, а невостребованный корм быстро испортит воду.

Фото перевозка рыб

Прибывших на место рыб надо как можно скорее высадить из транспортной упаковки. Делается это так. Если пакет (банка) невелик, то его сразу опускают плавать в предназначенный для них аквариум, чтобы выровнялась температура. Кроме того, надо в несколько приемов (минут за 15-20, имейте терпение!) заменить половину объема воды из транспортной емкости на воду из аквариума. Если за время перевозки вода сильно испортилась (плохо пахнет, помутнела), то после выравнивания температур рыб надо переместить на новое место сачком, а транспортную воду вылить. Мгновенная пересадка в воду с температурой ниже на 2-3°C может вызвать у рыб простудные явления. Если на сле;гующий день вы увидите на плавниках новоселов беловатый растрепан-ный край, простуда состоялась. Особенно сильно это сказывается на мелких экземплярах. У сильных рыб болезнь постепенно проходит, если же нет - надо им помочь - установить оптимальную температуру в аквариуме и добавить лекарство от плесневых (грибковых) заболеваний. Если рискованная пересадка все же произошла, то лекарство лучше добавить сразу, не дожидаясь проявления болезни. Купить же его надо заранее.
Перевозка растений происходит несколько проще, но она тоже имеет некоторые особенности. Не следует помещать растение вместе с рыбами. В тесноте пакета оно будет мешать рыбам, они могут как поломать его ветки-листья, так и сами о него пораниться, да к тому же растения могут выделять не всегда полезные для рыб вещества. Более того, при слабом освещении растения, как и рыбы, потребляют кислород, которого в дороге и так не хватает.

Если предстоит длительная транспортировка, растения лучше поместить в прозрачную упаковку и обеспечить им доступ света. В темноте многие растения выдерживают не более трех дней. Вместе с тем следует избегать прямых солнечных лучей во избежание перегрева емкости. На короткие дистанции растения можно перевозить в полиэтиленовом пакете или банке с водой. Если упаковка герметична, то воды в ней может быть очень немного, лишь бы внутри обеспечивалась высокая влажность.
Надо стараться, чтобы растение лежало свободно, для чего пакет следует слегка поддуть. Освобождая растение от упаковки по прибытии на место, не старайтесь вытащить его из пакета: правильнее пакет разрезать по всей его высоте.

Есть и другой способ. Растения в расправленном состоянии укладывают на выложенные в 2-3 слоя газетные листы и аккуратно (не туго) заворачивают рулоном, после чего газету обильно смачивают водой. Концы рулона загибают и упаковку помещают в полиэтиленовый пакет подходящего размера. Разумеется, обходиться с такой упаковкой надо осторожно: сжатие или перегиб повредят растения. Очевидно, что в этом варианте растения едут в темноте.
Можно изготовить надежный транспортировочный контейнер из пластиковой бутылки соответствующей емкости. Сверху ее ровно обрезают на 2-3 сантиметра ниже основания конусной части. Получившийся «стакан» верхним краем на мгновение опускается в кипящую воду на глубину не более 0,5 сантиметра. От разогрева край стакана слегка заворачивается внутрь. После этой процедуры верхнюю конусную часть с небольшим усилием можно надвинуть на стакан. Образовавшийся контейнер практически герметичен, но для подстраховки лучше после помещения в сосуд растения вытереть насухо наружные стенки и обмотать место соединения несколькими витками узкого скотча. С такой упаковкой удобно обходиться в дороге.
Для сохранения уровня влажности в контейнер нужно палить немного воды. Растения с упругими и хрупкими стеблями или черенками листьев размещаются в расправленном виде, длинностебельные растения с гибким стеблем можно осторожно и не туго скрутить спиралью.

Как и в случае перевозки рыбок, следует позаботиться, чтобы растения не перегрелись летом и не подмерзли зимой. Реже приходится перевозить сам аквариум.

Фото перевозка рыб

С аквариумом, купленным в зоомагазине, дело обстоит достаточно просто. Он, как правило, продается в транспортной упаковке и обходиться с ним надо, как с любой хрупкой вещью. Аквариум отличается тем, что он очень тяжел и нести его крайне неудобно. Начиная с объема в 170-200 литров, он уже и не во всякий легковой автомобиль помещается. А хороший фирменный аквариум имеет еще и подставку. Так что надо или заказывать транспортировку силами торгующей фирмы, или ехать за ним на автомобиле с достаточно емким кузовом. Неплохо перед решающим шагом провести рекогносцировку и узнать габариты выбранной модели аквариума и возможности доставки.

Доставка аквариумов объемом около 1000 литров представляет большую сложность. Они очень тяжелы и требуют для транспортировки уже автофургона.
Кроме того, его габариты (примерно 200x70x70) и вес (а нести можно только на руках) почти наверняка
исключают возможность подъема его в квартиру по лестничным пролетам или в пассажирском лифте. В моей практике был случай, когда подобный аквариум хозяин доставил на девятый этаж мощным подъемным краном, предварительно разобрав окно и часть стены своей квартиры.
Есть и еще одна «деталь». Такой аквариум вместе с водой, грунтом и оборудованием весит не менее полутора тонн, и вы должны быть уверены, что перекрытия в комнате, где будет установлен водоем, справятся с подобной нагрузкой. Крупногабаритные аквариумы правильнее собирать непосредственно на месте установки (некоторые московские специализированные фирмы идут именно по этому пути).

Иная ситуация складывается, если приобретается готовый жилой аквариум, то есть полностью оборудованный, с растениями и рыбами. В Москве есть фирмы, которые по желанию покупателя оформляют («оживляют») купленный аквариум уже по месту его установки - этот вариант мы здесь не рассматриваем, так как тут все заботы ложатся на плечи специалистов. А есть салоны, где вы покупаете (или заказываете оформление) аквариум, в котором уже живут рыбы. Этот вариант сокращает сроки от покупки до получения у себя готового, обжитого рыбами аквариума. Однако усложняется его доставка. Я расскажу, как она происходит, так как этот вариант подходит для тех. кто хочет обойтись только своими силами.
Во всех случаях непреложным условием является доставка вместе с аквариумом «обжитой» воды, то есть той, в которой уже жили рыбы. Количество этой воды позволительно уменьшить на 1/5-1/4 объема, с тем чтобы на месте восполнить ее недостаток водопроводной. Если аквариум сравнительно невелик (не более 300-350 литров), внутреннее его убранство остается на своих местах. Вынимаются только тяжелые элементы дизайна: камни, гроты, коряги и др. Вода полностью сливается шлангом в 35-40-литровые баки. Когда в первый бак будет перелито 20-25 литров, в него из аквариума вылавливают всех обитателей. В этой емкости живность и следует к новому месту. Возможна доставка рыб с предварительной упаковкой в полиэтиленовые пакеты по правилам, упомянутым выше. Пакеты погружаются в баки с аквариумной водой, чтобы температура сохранялась на одном уровне. Баки плотно закрываются крышками.

После слива воды в аквариумах остаются небольшие лужицы, в которых в теплую погоду вполне безопасно могут доехать сомики-«присоски» (их бывает очень сложно выловить не повредив укорененные растения). Чтобы растения не подсохли по дороге, их сверху надежно укрывают общей полиэтиленовой пленкой.
Более крупные и тяжелые (от 4(Х) литров) аквариумы полностью освобождают от всего содержимого. Живые растения вынимают вместе с горшочками, помещают в коробки и защищают от высыхания полиэтиленовой пленкой. Грунт после слива «жилой» воды и высадки рыб вычерпывают и транспортируют в отдельной емкости. Выбирать грунт из аквариума удобнее всего своеобразным совком: срезанной наискось пластиковой бутылкой. Подобный инструмент гибок и не царапает стекло.

Фото перевозка рыб

Если аквариум перед транспортировкой достаточно долго стоял с водой, растениями и рыбами, то перед вычерпыванием грунт надо промыть (можно и прямо в аквариуме - как будет удобнее).
По прибытии на отведенном месте сначала устанавливают подставку (тумбу, стойку). Затем переносят или поднимают на лифте сам аквариум. В кабине лифта пустой аквариум можно поставить на любой бок. Не забудьте, что во вклеенных фильтрах после слива остается приличная порция воды и она готова при наклонах аквариума вылиться на вас или на пол лифта.
Если внутреннее оформление (грунт и растения) осталось на месте, аквариум можно переносить только в горизонтальном положении, иначе грунт под своей тяжестью сместится (сползет) на один бок, сомнет растения и нарушит весь дизайн. Придется все куда-то выкладывать, а грунт еще и перемывать. Особенно труден и сложен подъем такого оформленного аквариума по лестнице.

Аквариум сразу устанавливают на свою подставку. Пока не залита вода, нужно уточнить, правильно ли выбрано место его установки. С водой крупногабаритные аквариумы переместить уже не удается.
Установленный аквариум заполняется водой. Если грунт из аквариума перед перевозкой вынимался, то перед заливкой воды первым делом его возвращают на место. Высыпание грунта в уже залитый водой аквариум равносильно его промывке - привезенная вода будет безнадежно испорчена. Бак на 35-40 литров поднять на высоту аквариума трудно, а еще труднее вылить из него воду так, чтобы не размыть струей грунт. Поэтому правильнее перекачивать воду из баков водяным электрическим насосом (помпой) через шланг, направив струю, например, в фильтр. Если помпы нет, придется воспользоваться промежуточной емкостью, например ведром.
Затем включают в сеть обслуживающие агрегаты (светильник, фильтр, обогреватель), расставляют горшочки с растениями и запускают рыб. Как уже было сказано, недостающую воду берут из водопровода, но уже только после возвращения на свои места изъятых перед транспортировкой объемных элементов дизайна (камней, гротов, коряг) - иначе можно ошибиться с объемом доливаемой воды. Неизбежно возникающее некоторое помутнение за 1 -3 часа устраняет фильтр.

Нередко возникает необходимость перестановки аквариума внутри помещения или здания. В целом необходимые в этом случае работы ничем не отличаются от только что описанных, за исключением, пожалуй, одного соображения. Когда аквариум не очень велик, то можно не сливать из него всю воду и не вылавливать рыб, если имеются в наличии три-четыре крепких работника, которые смогут перенести водоем на новое место.
Делается это так. Аквариум разворачивают на подставке так, чтобы можно было его подхватить
снизу, и затем приподнимают. Два (или более) свободных работника вынимают из-под аквариума подставку и устанавливают ее точно на новое место, пока остальные несут аквариум. Можно перенести аквариум и вместе с подставкой, но это очень неудобно. На новом месте обязательно должно быть заранее предусмотрено питание от электросети, так как отключение фильтра более чем на 1,5-2 часа крайне нежелательно.
Все предыдущие рассуждения касались аквариумов, собранных из современных материалов и склеенных специальным аквариумным силиконовым клеем. Эти же правила распространяются и на аквариумы, изготовленные из оргстекла (акрила и пр.).

Сейчас уже практически невозможно встретить каркасный аквариум со стеклами, вклеенными на цемент-но-лаковой замазке, хотя я не исключаю такой возможности. Эти аквариумы пригодны для перевозки или перемещения только пока они совершенно новые и не были залиты водой. Когда их замазка стареет (твердеет), то даже из-за небольших перекосов, возникающих при переноске, в ней образуются трещины и водонепроницаемость сосуда нарушается. Эти аквариумы также не терпят высушивания: замазка растрескивается, аквариум выходит из строя. Так что их транспортировка (перемещение) сокращает и без того короткий срок жизни цементно-лаковой замазки (1-1,5 года).
Журнал Аквариум 2002 №6

Я транспортирую рыб на дальние расстояния уже на протяжении 25 лет, приходилось возить и самолётом, и поездом, и автобусом, и паромом, и личным автомобилем. Именно на личном автомобиле транспортирую рыб (в основном, озёрных цихлид) более 10 лет.

Начну с того, что рыб перед транспортировкой желательно не кормить минимум одни сутки. Не следует транспортировать на дальние расстояния (3-4 суток) очень мелкого малька (менее двух сантиметров), т.к. даже при его выживании в дальнейшем могут возникнуть необратимые процессы, вызванные длительным голоданием.

Посадка рыб в целлофановые пакеты должна рассчитываться, исходя из длительности транспортировки, вида и размеров рыб и размеров пакетов.

Для упаковки необходимо использовать только новые и специально предназначенные для этих целей пакеты. Использование б/у пакетов не рекомендуется, также не рекомендуется использование пакетов для продуктов или для мусора.

Для посадки рыб необходимо использовать аквариумную воду с температурой 27-28 градусов (это особенно актуально в холодное время года) и желательно не "старую". Если в аквариуме вода долго не подменивалась, то лучше добавить в пакеты 1/4-1/3 часть свежей или отстоянной воды.

Если перед транспортировкой рыбы были случайно накормлены, то в этом нет ничего особенно страшного. В этом случае необходимо отправляемых рыб перед упаковкой высадить в ведро или таз, создать достаточно эффективную аэрацию и подождать 20-30 минут.

Как правило, сам процесс пересадки вызывает у рыб более бурное выделение продуктов жизнедеятельности. Перед посадкой рыб в транспортировочный пакет туда необходимо добавить 1/8-1/4 часть кислородной таблетки (в зависимости от величины пакета и количества налитой в него воды) - таблетки нейтрализуют "органику".

Аквариумная вода в пакет наливается с таким расчётом, чтобы её объём занимал не более 1/4 части объёма пакета. В каждый транспортировочный пакет желательно добавить несколько капель кондиционера для воды, но можно этого и не делать.

Посадка рыб в пакет должна производиться аккуратно, особенно это касается крупных особей, во избежание "шараханья" рыб в пакете и неминуемого прокола пакета - такую операцию я, обычно, произвожу рукой (а не сачком!).

После посадки нужно закачать в пакет кислород (медицинский или технический), оставив определённую высоту пакета для надёжной герметизации резинками. При отсутствии прочных резинок их роль с успехом может выполнить изоляционная лента или узкий скотч.

Для мелких особей и особей среднего размера (до 10 см) необходимо использовать два пакета - внутренний и внешний, - а для крупных особей (более 15 см) - три пакета, причём внутренний пакет (или два внутренних пакета) должны быть перевязаны минимум двумя резинками каждый, а для внешнего пакета достаточно и одной. Если пакеты очень плотные (как правило, это пакеты большого и очень большого размера), то каждый пакет должен герметизироваться минимум двумя-тремя резинками.

При использовании специальной упаковочной машины с металлическими герметизирующими скобками внешний пакет лучше всё равно герметизировать для надёжности резинками.

В холодное время года пакеты должны быть упакованы в специальные термоконтейнеры с пенопластовой выкладкой (или цельно-пенопластовые). Внутренняя часть контейнера должна быть проложена газетами в несколько слоёв (или обернуть газетами каждый пакет в отдельности), а сам контейнер (в зависимости от размеров) должен комплектоваться одной или двумя специальными грелками сухого типа. Если таких грелок нет, то можно использовать и пластиковые бутылки с горячей, солёной (для более длительной теплоотдачи) водой.

Термогрелки или бутылки с горячей водой не должны иметь прямого контакта с пакетами (только через прокладку хотя бы из газеты). В тёплое время года, если ночная температура не опускается ниже +10-+12 градусов, такие меры предосторожности не актуальны.

Не следует паковать пакеты в контейнер очень плотно во избежание возникновения избыточного давления в одном из пакетов и его возможной разгерметизации.

Термоконтейнер должен быть заклеен скотчем по всему периметру (особенно в холодное время года).

Контейнеры с рыбами должны находиться в тёплом помещении (купе, отапливаемый отсек самолёта, салон автомобиля) и желательно, чтобы на них не ставился громоздкий багаж других пассажиров. Это особенно актуально при перевозке рыб без использования термоконтейнеров в тёплый период года (перевозка в мягких сумках и других багажных аксессуарах).

Прошу меня извинить за столь пространное описание упаковки и транспортировки, но хотелось пояснить этот вопрос таким образом, чтобы не возникало какой-либо недосказанности.

Во время моих многочисленных транспортировок цихлид из Германии на личном автомобиле время в пути составляет минимум 2,5-3 суток, а если учитывать время от начала упаковки рыб в Германии и до окончания распаковки в Москве, то смело можно прибавить ещё минимум половину суток. Многолетняя статистика показывает, что при такой упаковке и транспортировке отход рыб бывает крайне редким и минимальным.

В заключение приведу два наглядных примера. Я неоднократно отправлял цихлид, упакованных указанным выше способом, в Казахстан на поезде (время в пути - 3,5 суток) и все без исключения цихлиды доходили идеально.

А теперь необычный пример, достойный Книги рекордов Гиннеса! Мой приятель в Германии получил рыб (гуппи) из Бразилии. Ни он, ни я не знаем, как их оттуда доставляли (наверно, на пирогах), но время в пути составило ровно три (!!!) недели. Как ни странно, все рыбы оказались живы.

Но в принципе, процесс правильной упаковки рыб для её длительной транспортировки не должен являться проблемой аквариумиста-покупателя! Этот процесс полностью зависит от порядочности и определённого профессионального уровня продавца.

Теперь немного о транспортировке камней с морскими беспозвоночными.

Предлагаю вам два способа.

В первом случае транспортировку производят в жёсткой термос-сумке с компрессором. Компрессор должен работать или от батареек, или от аккумулятора, или от прикуривателя автомобиля. Если транспортировка длительная по времени, то можно в пути подменить немного воды и для этого не обязательно добавлять морскую воду. Можно добавить и небольшое количество пресной воды.

При такой подмене солёность, естественно, изменится в сторону понижения, но это изменение настолько незначительно, что морские рыбы или беспозвоночные её даже не заметят. При этом не надо выливать "старую" морскую воду из термос-сумки, достаточно лишь доливать небольшие порции, например, пол-литра, пресной воды. Для стандартной термос-сумки общей ёмкостью 18 литров (при налитых для транспортировки 10 литрах) эта небольшая доза пресной воды составит лишь 5 % от налитого объёма - можете мне поверить, что это "капля в море"!

При отсутствии компрессора можно использовать и кислородные таблетки (оксиген, оксилитен и т.п.), только не следует их бросать целыми в морскую воду, а лучше предварительно измельчить и растворить. Расчёт дозировки кислородных таблеток следующий: 1 таблетка на 10 литров воды на срок 15-24 часов.

Во втором случае транспортировку производят в пакетах, закачанных кислородом. В этом случае во избежание повреждения пакетов острыми краями камней, между пакетами необходимо проложить плотный целлофан (например, плотный целлофан от мусорных мешков), причём эта плотная прокладка должна прикрывать всё дно и весь периметр внутреннего пакета приблизительно до половины его высоты (минимум - до уровня воды в пакете).

Желательно, чтобы для транспортировки гидробионтов, живущих на камнях, использовались плотные транспортировочные пакеты, количеством не менее двух. Если пакеты не очень плотные, то их количество должно быть не менее трех.

Ко всему вышесказанному следует добавить, что этим тема транспортировки рыб на дальние расстояния не исчерпывается, и существует достаточно большое количество нюансов. Так, например, транспортировка рыб, дышащих атмосферным воздухом полностью или частично, в пакетах с закаченным чистым кислородом недопустима.

Экономия места при транспортировке на автомобиле и поезде или уменьшение общего веса "живого груза" при транспортировке самолётом (экономия денежных средств) также содержат некоторые технологические приёмы транспортировки, связанные со специальным приготовлением воды для транспортировки рыб с применением специальных "успокаивающих" препаратов.

Переезд аквариумных жителей любит спешку – чем меньше времени в пути, тем лучше. И не любит одновременно – поспешно выполнять некоторые действия тут просто жизненно опасно для рыб.

Большинство людей любят путешествовать. Да и многим жителям водных глубин, по всей вероятности, путешествия приходятся по вкусу, если они совершены ими самостоятельно. Но случаются ситуации, когда путешествует… аквариум. Переезд, смена места жительства или еще какие-то обстоятельства заставляют хозяев аквариума совершать сложные манипуляции на тему аквариумного переезда. Как это делать правильно? Об этом говорим сегодня.

Транспортировка аквариумной рыбки требует внимательности и осторожности. Для жителей морских и речных глубин нормальным является самостоятельно преодолевать километры пути. Искусственная же транспортировка рыбки в отдельной емкости сопряжена с определенным уровнем опасности для самочувствия, здоровья и даже жизни вашего подводного любимца. Как же перемещать аквариумных жителей на большие расстояния без угрызений совести за их состояние здоровья? Для этого нужно знать некоторые особенности переезда аквариума.

Вы любите путешествовать? Бьемся об заклад, что да. Легкая лента асфальта ведет ваш автомобиль на встречу новым приключениям, в голове – свежие мысли и жажда новых эмоций… Хотя, может, со словом «путешествия» вы вспомнили битком набитый поезд или електричку, ужасный автобус, который грохочет и подбрасывает вас на сидении на каждом повороте? Да, от комфорта многое зависит. Перевозя аквариумную рыбку, нужно помнить, что для нее – то же отдельное путешествие. Которое, если оно прошло с комфортом, меньше принесет стресса, а если без соблюдения каких-либо правил перевозки аквариумной рыбки, то может повлечь за собой печальные последствия.

Как не травмировать рыбку во время переезда?

Прежде всего, нужно помнить о том, что главную роль играет время. Сколько времени планируется провести в «поездке» аквариумным жителям? Если путешествие займет около трех или меньше трех часов, то можно расслабиться. Три часа – та норма, которую чешуйчатые в дороге переносят более-менее нормально. Так, скажем, вы же переносили каким-то образом купленных в зоомагазине рыбок? Вот.

Особенно, если в емкости, в которой они путешествуют, их находится немного. Вспоминаем жестко набитый автобус и комфортные сидения автомобиля… На небольшое расстояние перевозим рыбок в обычных плотных пакетах из целлофана, которые продаются в зоомагазинах. Как вариант – стеклянная банка. Хотя все-таки нужно не забывать, что для аквариумных жителей такой способ путешествий все-таки неестественен, в отличие от нас, так что в целом любое перемещение в пакете или банке для них – это уже стресс.

В нашем Интернет-магазине осуществляется такая услуга, как , а также транспортировка аквариумных рыбок. За годы опыта работы с транспортировкой таких хрупких созданий мы наработали определенную базу практики, которая позволяет делать все профессионально, слаженно. Исходя из этого опыта, наши специалисты могут дать несколько дельных советов по этому поводу. Меньше причинять дискомфорта своим любимцам во время переезда можно, но только при соблюдении определенных правил.

Не забудьте… не кормить

Первое и самое главное: за двадцать четыре часа до переезда рыбок не кормить. Аквариумным жителям вообще очень чревато быть перекормленными, а вообще аквариумисты советуют даже «лучше недокорм, чем перекорм!» и иногда оставляют рыбок без еды вообще.

«Домашняя» вода»

Понятно, что наливать в емкости для транспортировки рыбок воду из-под крана будет только полный, абсолютный дилетант. И если вы таковым являетесь, то перепоручите это дело кому-нибудь знающему. Рыбки останутся целы. Для всех остальных – просто напоминание: вода в транспортировочной емкости должна быть та же, что и в аквариуме, «родная».

Смена окружающей среды для рыбки наиболее стрессовая в изменении химического состава водного пространства. Если мы можем избежать стресса хотя бы здесь, то давайте не будем брезговать этим. «Своя» вода поможет рыбке пережить длительный переезд.

Вообще что касается воды, то очень важно вместе с водой не занести рыбам никакую болезнь. Во время переезда это очень опасно сделать. И тогда получится, что всю технику транспортировки вы соблюли, а рыбки все равно заболели. Но еще главнее – не занести эту заразу в тот аквариум, который ждет в «пункте Б». Для этого советуют на недельку поместить путешественниц в карантинный аквариум. Не всегда это представляется возможным, однако если возможность есть, не упустите ее.

Селедка в банке, или От чего зависит плотность посадки?

То есть не делайте так, чтобы рыбки чувствовали себя в транспортировочной емкости, аки селедка в банке. Плотность посадки должна быть оптимальной. Тут нужно думать не только о количестве особей в емкости, но и об их размерах. Еще раз о набитом битком автобусе, где нечем дышать, и о спокойном свободном транспортном пространстве… Чем меньше рыбок в емкости, тем больше шансов их довезти целыми и невредимыми до пункта «Б». Расчет проводим из пропорций количества рыбок на литр воды. Если наши рыбки длиной в среднем до 2 сантиметров, то не более 5, в крайнем случае – 7 рыбок на литр водного пространства. Перевозить мальков без дополнительной подкачки кислорода не получится.

Кислородное голодание во время переезда

Хуже всего переживают путешествия старые рыбки, а еще хуже – больные. Поэтому по возможности им нужно вообще избегать перевозок, либо же перевозить их в отдельных пакетах. Чтобы не допустить дополнительных травм, не следует перевозить в одном пакете малька и взрослого.

Обратите внимание на то, как ведут себя рыбки. Возможно, вы сможете вовремя заметить первые признаки кислородного голодания. Это когда аквариумные рыбки жадно у поверхности воды глотают воздух.

Кстати, о воздухе. Он должен занимать не менее двух третей емкости, в которой транспортируются ваши аквариумные жители. Воздух очень важен для них – не менее, чем вода!

«Полет нормальный?»

Мы, как правило, не практикуем помещение аквариумных рыбок в прозрачные емкости или пакеты, из-за которых можно вести наблюдение за самочувствием рыбок во время перемещения их на большие пространства. Вообще-то рыбки лучше переносят переезд в темноте. Но, уверенные в том, что все сделали правильно, профессионалы могут это себе позволить. А вот тем, кто имеет сомнения по этому поводу, советуем наблюдать за самочувствием рыбок сквозь стенки прозрачных емкостей. Возможно, вы заметите кислородное голодание. Тогда приоткройте пакет, чтобы туда набрался воздух, возможно, вы слишком много налили воды. Хорошая альтернатива – затемненная транспортировочная емкость. Так сказать, и вашим, и нашим. Все-таки на свету аквариумные жители больше поддаются испугу и ведут себя неспокойно.

Оптимальный вариант сохранить необходимую температуру воды – это термосумка. В ней, кстати, будет довольно комфортно чувствовать себя и большая рыбка, и маленькая. Там темно, так что рыбки не будут пугаться. Зимой туда можно поместить грелку, а в летнюю жару – кусочки льда.

Хитрые и нехитрые приспособления

Если речь идет о далеких расстояниях, то тут без приспособлений и не обойтись. Как минимум, придется постоянно подавать кислород. Ведь на далекие расстояния рыбки путешествуют, как правило, с большой плотностью, а значит, кислород в емкости расходуется в разы быстрее. Спасает ситуацию компрессор, который работает на батарейках. Можно перед поездкой закачать в пакет или банку кислород. Интересно, что раньше, когда не было всех этих хитрых штук, для обеспечения нормального дыхания рыбками, использовали простейшую камеру для мяча (а порой и любую другую), грушу от пульвелизатора и тройник, шланг с распылителем и зажим, благодаря которым и подавался воздух.

Когда уже приехали…

Транспортировав аквариумных красавиц в необходимый пункт «Б», не спешите плюхать их быстренько в новый аквариум. Погодите немного. Дайте сравняться температуре воды в пакетах с температурой воды в той среде, где они будут обитать. Чтобы это осуществить, не развязывая пакеты, опустите их прямо в аквариумную воду. Стоит ли говорить о том, что вода в новом аквариуме должна быть пригодной для жизнедеятельности аквариумных жителей.

Температура в пакете и в аквариуме сравнялась? И снова – не спешите. Добавьте немного аквариумной воды в пакет. Немного, пускай рыбки понемногу привыкнут к новой среде. Через некоторое время снова проделайте то же, и так несколько раз, пока аквариумная вода не станет доминирующей.

При этом внимательно следите за тем, как ведут себя питомцы. Если они высказывают наименьшее недовольство ситуацией, то есть если по ним заметно хоть какое-то недомогание, прекратите доливать воду. Но как правило, все проходит удачно. После того, как рыбки привыкли к новой среде, можно выпустить их в аквариум.

Тут – внимание. Несколько важных нюансов. Мы не доливаем «чужую» воду в аквариум. Берите сачок и вылавливайте рыбок из пакета, а не плюхайте их вместе с водой. Кстати, лучше для начала использовать карантинный аквариум, если есть такая возможность. Чтобы рыбки пожили какое-то время в отдельном аквариуме, вы могли убедиться в их здоровье после переезда, а потом уже можно запускать их в аквариум к другим рыбкам, которым посчастливилось избежать путешествия.

Мы готовы взять эти хлопоты на себя и перевезти ваших рыбок или целый аквариум на любые расстояния. Наши специалисты имеют большой опыт в установке аквариумов, монтаже аквариумного оборудования, так что перевезти ваш аквариум не составит никаких проблем. При этом мы гарантируем сохранность ваших аквариумных питомцев, которых в дороге будут сопровождать заботливые специалисты.

Чтобы узнать более детально об этой услуге, звоните по номерам, указанным на сайте.