По методу правового регулирования нормы права бывают. Методы и способы правового регулирования и правотворчества: понятие и соотношение. Виды методов правового регулирования

Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, во-первых, опре-делить место каждого вида юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в ре-гулировании общественных отношений, в-третьих, точнее опре-делить границы и возможности регулирующего воздействия пра-ва на общественные отношения, в-четвертых, значительно усо-вершенствовать правотворческую и правоприменительную дея-тельность.

Правильность и полнота классификации зависят прежде всего от выбора ее основания, которым выступает наиболее существен-ный признак, определяющий все остальные признаки классифи-цируемого явления. В настоящей главе предлагаются четыре ос-нования классификации юридических норм (хотя в правовой ли-тературе их значительно больше): функции в правовом регули-ровании общественных отношений, предмет правового регулиро-вания, метод правового регулирования, форма выражения пред-писания.

1. По функциям в механизме правового регулирования выде-ляются: исходные правовые нормы, нормы — правила поведения, общие и специальные нормы.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы за-нимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные на-чала, основы правового регулирования общественных отноше-ний. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направле-ния, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия.

Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не ис-ключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела — если надо обо-сновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законо-дательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законо-дательного положения, либо усилить авторитетность принимае-мого решения.

Исходные правовые нормы довольно неоднородны по свое-му характеру, содержанию и целевому назначению. В их соста-ве можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-нача-ла это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и госу-дарственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Конституции государства. Они получают разви-тие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и прежде всего в нормах-принципах.


Нормы-принципы зако-нодательные предписания, выражающие и закрепляющие прин-ципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значитель-нее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законода-тельном предписании, становится нормой-принципом.

Определителъно-установочные нормы это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляю-щие целевые установки законодателя. Примером таких норм слу-жат предписания Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (ст. 1): «Судебная власть в Российской Федерации осуществля-ется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, на-родных и арбитражных заседателей»; ст. 2 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Россий-ской Федерации» от б февраля 1997 г., где определяются задачи внутренних войск, и др.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых катего-рий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступ-ления в уголовном законе, административного проступка — в ад-министративном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы вы-полняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирова-ния. Их отсутствие в системе права лишило бы законодатель-ство ясности, а процесс его применения стал бы невозможным либо крайне затруднительным.

Именно поэтому российское за-конодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основ-ные понятия, термины. Так, принятый в 1997 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ст. 2 закрепляет определения основных понятий и терминов, исполь-зуемых в этом законе, в частности, «агитация предвыборная», «выдвижение кандидата», «депутат», «избиратель», «избира-тельный блок» и др.

Нормы — правила поведения, в отличие от исходных, — это нормы непосредственного регулирования поведения людей, обще-ственных отношений. Они указывают на взаимные права и обя-занности субъектов, условия реализации этих прав и обязаннос-тей, виды и меру реакции государства по отношению к право-нарушителям.

Специфическая особенность непосредственно регулятивной юридической нормы состоит в представительно-обязывающем ха-рактере, соответственно которому она устанавливает для участ-ников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гаран-тируемые государством взаимные субъективные права и юриди-ческие обязанности. В результате такого целенаправленного ре-гулятивного воздействия нормы — правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение последнее приобретает характер правового, а его участники становятся субъектами дан-ного правоотношения.

В нормах — правилах поведения получают логическое разви-тие и детализацию исходные правовые нормы.

Нормы — правила поведения основательно изучены в юриди-ческой науке. Определение юридической нормы и ее теории в целом до недавнего времени ориентировались исключительно на нормы — правила поведения, оставляя вне поля зрения многие иные виды нормативных предписаний, относящихся к исходным, отправным нормам.

В правовой литературе нормы — правила поведения делятся иногда, с учетом их назначения, на регулятивные и охранитель-ные. Не возражая в принципе против такого деления, подчер-кивающего функциональную направленность соответствующих норм, отметим, вслед за некоторыми другими авторами, услов-ность данной классификации, ибо охрана — один из способов ре-гулирования, вследствие чего одну и ту же норму одновременно можно назвать и регулятивной, и охранительной.

Общие и специальные нормы.

Они различаются между собой степенью общности и сферой действия. Общие нормы это пред-писания, охватывающие своим действием, как правило, все пра-вовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, норма гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы груп-пируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты. В отличие от них, специальные нормы — это предписания, кото-рые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых обще-ственных отношений, с учетом присущих им особенностей.

Спе-циальные нормы детализируют общие предписания, корректиру-ют временные и пространственные условия их реализации, спо-собы правового воздействия на поведение личности. Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей сово-купности Особенную часть той или иной отрасли права. Примером специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в граждан-ском праве; нормы, предусматривающие ответственность за ху-лиганство, разбой, кражу и другие составы преступлений в уго-ловном праве, и т.д.

2. По предмету правового регулирования (по отраслям права): нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей российского права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловлива-ют особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют от-расль права.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и про-цессуальные. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту права, что дает ему право и что оно от него требует.

Процессуальные правовые нормы регулируют организаци-онные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отно-шению к последним процессуальные нормы носят производный, вторичный характер. Далеко не всегда процессуальные правовые нормы группируются в отдельные отрасли. Если же это и проис-ходит, то на определенном этапе развития системы права. Про-цессуальные нормы зарождаются, образуя своеобразную право-вую совокупность, создают определенный раздел соответствую-щей отрасли права.

3. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

1) властно-побудительный (императивный), направленный на обес-печение предписанного государством, строго обязательного пове-дения субъектов;

2) автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления;

3) поощри-тельный, стимулирующий желательное для государства и обще-ства правомерное и социально активное поведение;

4) рекоменда-тельный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения го-сударства вариант поведения. В соответствии с ними и классифи-цируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы категорические, строго обязатель-ные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, отно-сящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

Диапозитивные нормы, предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах за-конных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделя-ются участники отношений, регулируемых диспозитивной нор-мой, заключается в том, что сторонам предоставляется возмож-ность самим договориться о своих взаимных правах и обязаннос-тях, и лишь на случай, если они этого не сделают, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обусловли-вает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно это формулируется следующим образом: «Если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».

Самостоятельность субъектов права проявляется, таким об-разом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если по истечении срока трудового договора (контракта) трудовые отношения фак-тически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их пре-кращения, то действие договора (контракта) считается продол-женным на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специ-фический метод правового регулирования данной отрасли бази-руется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полез-ный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводитель-ный труд людей, их творческую и социальную активность (нор-мативные предписания о государственных наградах, премиях и др.).

Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, ак-ционерным обществам, государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ожидает двоякая судьба:

многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут от-менены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предо-ставив им полную хозяйственную и организационную самостоя-тельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.

Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.

4. По форме выражения предписания: управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы предо-ставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова «впра-ве», «имеет право», «может». Например: осужденные имеют пра-во на получение информации о своих правах и обязанностях;

имеют право на вежливое обращение со стороны персонала уч-реждения, исполняющего наказание; имеют право на охрану здо-ровья и др. (ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения оп-ределенных положительных действий. Для этих норм характер-ны слова «обязан», «должен». К примеру: «Государственная лес-ная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами обя-зана обеспечивать в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях (ст. 77 Лесного ко-декса РФ).

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты — это государственно-властные веления, основная цель которых пред-отвратить возможное нежелательное для личности и общества по-ведение. Запрещенный вариант поведения при этом сопровожда-ется словами: «запрещается», «не вправе», «не может быть», «не допускается» и др. Например: «Брачный договор не может огра-ничивать правоспособность или дееспособность супругов...» (ч. 3 ст. 42 Семейного кодекса РФ); «Назначение работника на работу в течение двух смен подряд запрещается» (ст. 51 КЗоТ РФ);

«Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституци-онного Суда Российской Федерации не допускается» (ст. 29 Фе-дерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.) и т.д.

Среди других оснований классификации юридических норм в литературе нередко предлагаются субъекты правотворчества и сфера действия юридических норм. Но они в большей степени под-ходят для классификации не юридических норм, а нормативных актов.

Классификация норм по методу правового регулирования.

Из содержания предыдущего параграфа следует: правовые нормы в зависимости от метода правового регулирования можно подразделить на нормы императивные и диапозитивные. Иногда к ним добавляют также нормы рекомендательные, в рамках которых государство предоставляет еще большую степень свободы действий, чем при диспозитивном регулировании. В рекомендательных нормах государство формулирует свои рекомендации, пожелания и не предусматривает каких-либо санкций за нарушение рекомендаций. Рекомендательных норм, понятно, не так уж много, поскольку они не обеспечивают четкого и жесткого регулирования, в котором нуждается государство.

Система законодательства.

Если право это много норм, то законодательство - это много нормативных актов. Законодательство - система нормативных актов, т.е. официальных документов, содержащих нормы права: законов, подзаконных актов. Право содержится в законодательстве, поэтому и соотносятся они друг с другом как содержание и форма. Право и законодательство имеют собственные системы. В чем-то эти системы похожи, но есть и существенные отличия.

И право, и законодательство организованы в институты и отрасли. Только в системе права насчитывается порядка 20 отраслей, а в системе законодательства - около 50. Отрасли в системе законодательства создаются, можно сказать, для удобства использования нормативных актов. Каждая отрасль - это отдельная "полочка", на которой лежат подобранные "по теме" законы и подзаконные акты.

Не удивительно, что имеются отрасли законодательства, которые "повторяют" по названию отрасли права (уголовное, гражданское законодательство), но есть отрасли законодательства, которые не имеют аналогов в отраслях права: хозяйственное право, аграрное право, законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.п. Отмечается тенденция к формированию новых комплексных отраслей законодательства -о байках, приватизации, банкротстве предприятий.

Понятие правоотношения, его структура.

Когда норма права "включается" и начинает регулировать общественное отношение, возникает правоотношение. Когда гражданину, например, исполняется 18 лет, он оказывается стороной множества новых правоотношений. Часто от человека зависит, "войти" ли в то или иное правоотношение либо не "входить" в него. Так, если одно лицо дает другому лицу в долг некую сумму, то между двумя лицами возникает правоотношение по поводу суммы долга.

Итак, правоотношение - это общественное отношение, урегулированное юридической нормой, порождающей субъективные права и юридические обязанности. В правоотношении две стороны связаны друг с другом: у одной стороны возникает субъективное право, а у другой - юридическая обязанность. У лица, давшего в долг, возникает право требовать возврата долга, а у лица, взявшего в долг, - обязанность вернуть сумму долга. Право и обязанность представляют собой неразрывное единство; они и есть содержание правоотношения.

Слово "субъективное" перед словом "право" означает, что данное право принадлежит конкретному субъекту и в конкретных обстоятельствах. Сторона, которая несет обязанность, называется обязанной стороной, а сторона, имеющая субъективное право, - управомоченной стороной. Стороны правоотношения - это субъекты; сумма долга - это объект правоотношения.

Каждый человек находится в сотнях и тысячах правоотношений с другими людьми, даже незнакомыми ему. Это и делает из нас общество. Если обязанная сторона выполняет свою юридическую обязанность (т.е. возвращает сумму долга, например), то данное правоотношение "закрывается": два лица больше не связаны между собой по поводу этой суммы.

От такого - правомерного - поведения выигрывают все стороны: одно лицо воспользовалось полученными в долг деньгами и вернуло сумму долга; другое лицо получило свои деньги назад, возможно с процентами; интересы обеих сторон были удовлетворены, а государство и общество получили порядок во взаимоотношениях. Следовательно, норма права (и право в целом) выполнили свою регулирующую функцию. Многие правоотношения сопровождают человека на протяжении всей жизни или ее значительной части.

Например, с рождением человека "открывается" серия правоотношений между ним и государством по поводу гражданства, прав и свобод гражданина. Соответственно со смертью человека "закрываются" все правоотношения, которые связывали его с обществом. Со вступлением в брак, "включаются" брачные правоотношения, рождаются права и обязанности между супругами - по поводу имущества, рождения и воспитания детей. С рождением детей появляются новые правоотношения - родительские; это правоотношения между каждым из родителей и каждым из детей. За невыполнение родительских обязанностей государство может лишить родителей родительских прав.

Важными являются правоотношения собственности. Некое лицо, например, является собственником квартиры или дома, и у лица, соответственно, имеется субъективное право владеть, пользоваться и распоряжаться квартирой/ домом. Складывается правоотношение между собственником и неопределенным кругом лиц (всеми остальными) по поводу его собственности: все остальные несут юридическую обязанность НЕ препятствовать тому, чтобы собственник владел, пользовался и распоряжался своей собственностью.

Как видно из вышеизложенного, правоотношения имеют свою структуру, состав. В состав правоотношения входят следующие елементы:

  • o субъекты правоотношения;
  • o объект правоотношения;
  • o субъективное право;
  • o юридическая обязанность.

Условно структуру правоотношения можно было бы изобразить следующим образом.

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНИКА

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2014.3.7

Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государствоведения и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается метод правового регулирования

как совокупность способов воздействия на субъектов общественных отношений. Рассмотрены обстоятельства, предопределяющие метод правового регулирования: целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы; свойств субъектов правового отношения; характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношения; положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями; различных средств обеспечения и охраны правовых норм; оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор). Автор дает классификацию методов и способов правового регулирования. Императивный метод раскрыт через обязывание и запрещение. В статье рассмотрены способы диспозитивного правового регулирования: поощрение, рекомендация. Автор формулирует дефиницию индифферентные диспозитивные нормы. Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений - информирование о возможном правомерном поведении без поощрения и рекомендаций.

Ключевые слова: метод правового регулирования, способы правового регулирования, правомочие, обязывание; запрещение, диспозитивный метод правового регулирования, императивный метод правового регулирования, индифферентное диспозитивное регулирование, поощрение, позитивная ответственность, рекомендация, сверх нормы деятельность, правомочие.

1. Понятие метода правового регулирования

Право призвано активно воздействовать на поведение людей. Именно для этой цели оно создается, и именно по ее достижению оценивается его эффективность. Право может воздействовать на участников общественных отношений достаточно разнообразными приемами, которые зависят от вида отношения, свойств его участников и ряда других обстоятельств.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов воздействия на субъектов общественных отношений.

Метод правового регулирования зависит от:

Целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы;

Свойств субъектов правового отношения;

Характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов -правоотношения;

Положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями;

Различных средств обеспечения и охраны правовых норм;

Оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор).

Метод правового регулирования зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы. Деятельность государства на длительный период времени задается его функциями. Цели могут достигаться активными действиями, для достижения которых государство «вынуждает» доступными ему приемами совершать необходимые для него действия. При этом цель может оставаться одной и той же, а способы правового воздействия на граждан изменяться. Существенными факторами, влияющими на выбор приемов в конкретных условиях, являются политический режим, сила и авторитет государства, господствующая идеология. Так, необходимость осуществить крупномасштабное строительство государство вызвала к жизни целый ряд разных правовых решений: 1) сделать это идеологической конструкцией, национальной идеей, и тогда субъекты права под воздействием эмоционального состояния причастности к высоким государственным делам сделают необходимое (стройки ХХ века, например Байкало-Амурская магистраль, освоение целины и др.); 2) заинтересовать участников общественных отношений привлекательными для них стимулами -материальными или идеальными, - под влияниями которых субъект права достигает необходимых государственных целей и получает соответствующее поощрение; 3) запретить альтернативные пути достижения целей субъекта права. Он должен достигать своих целей только в случае совпадения (или хотя бы непротиворечия) своих личных и государственных целей; 4) обязать (заставить) совершить необходимые государству действия под влиянием наказания, или действие совершается как санкция за ранее совершенное правонарушение (принудительные работы).

На методы правового воздействия государства оказывают влияние свойства субъектов правового отношения. Субъекты

права могут быть публичными. Тогда они непосредственно наделяются правами и обязанностями государства для реализации его функций, что и предопределяет особенности воздействия на него со стороны высших органов государственной власти. Публичные субъекты имеют двойственное начало, так как, с одной стороны, по отношению к одним субъектам (гражданам) они являются властными и дают им указания относительно их правомерного поведения, а с другой - получают указания по вертикали органов государственной власти. Граждане же находятся только в горизонтальных связях. Оказывая воздействия на участников общественных отношений, государство использует желаемые и нежелательные для конкретных субъектов последствия, которые имеют для них значение. Например, граждане могут подвергаться лишению свободы, а органы государственной власти - роспуску. Граждане обладают свободой выбора модели правомерного поведения, а публичные органы могут действовать только в пределах их компетенции.

Правовые отношения по общему правилу являются двусторонними, соответственно две стороны этого отношения находятся в определенном положении друг по отношению к другу. Характер и взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношения, отражая их правовую природу, имеют результатом положение субъектов друг по отношению к другу. Субъекты права всегда обладают взаимными правами и обязанностями, но они могут обмениваться ими в равном положении или в положении зависимости одного от другого. Они могут обмениваться правами и обязанностями по собственному желанию или по принуждению. И это их положение может изменяться в разных правоотношениях с одними и теми же участниками. Так, государство и юридическое лицо могут встретиться в гражданско-правовых отношениях. По характеру гражданские отношения

Это отношения равенства, взаимосвязь прав и обязанностей субъектов возникает по желанию участников. Эти же участники могут войти во взаимодействие по привлечению к юридической ответственности. В таких административных отношениях стороны не равны друг другу, а орган государственной власти предъявляет требования к подчиненному ему субъекту. Таким образом, положение субъектов правоотношения друг к другу, опосредованное их правами и обязанностями, характеризует метод правового регулирования. Координация (равенство) и субординация (подчинение одного другому) - два основных положения субъектов друг по отношению к другу.

При реализации прав и обязанностей могут быть использованы различные средства обеспечения и охраны правовых норм. Набор этих правовых средств достаточно определен, он сложился и практически неизменен: наказание, награда. Формирование конкретного инструментария в рамках правового средства, наоборот, изменчиво, реагирует на изменения социальной среды, формы государства, правовую идеологию и ряд других факторов. Так, могут применяться смертная казнь, штраф, лишение специальных прав и широкий спектр санкций, которые как раз детерминированы формой государства. Например, демократическое правовое государство провозглашает принципы индивидуализации и соразмерности наказания, гуманизма, которые существенно влияют на

диапазон тех средств, которые государство может применить к управляемым субъектам. Так, едва ли возможно сегодня обеспечивать правопорядок сжиганием на костре нарушителей правил дорожного движения.

Основания возникновения правоотношения определяют набор средств правового взаимодействия на субъектов права. Стороны заключают гражданско-правовой договор по собственному желанию, на свой страх и риск. Правовые нормы предоставляют им свободу выбора при вступлении в эти отношения, они имеют возможность самостоятельно определять свои взаимные права и обязанности в договоре при условии их соответствия законодательству. Договорные отношения равные, санкции призваны обеспечить интересы сторон договора.

Правоотношения, возникающие на основании актов органов государственной власти, имеют властную природу. Государственные документы возлагают обязанности на участников отношений в одностороннем порядке без участия субъектов правоотношений. Именно эти отношения подлежат первоочередной защите со стороны органов государственной власти в силу их публичного происхождения.

Общественные отношения могут регулироваться методом властных распоряжений, например, управление государственной собственностью, уплата налогов. Данные отношения являются неравными: одна сторона обладает правомочиями оказывать воздействие на другую сторону, то есть отношения построены на началах субординации. Отношения могут строиться также на началах равенства и автономии, в их основании чаще всего лежит договор. Именно по такой моделе строятся гражданские правоотношения.

Большое значение приобретает разделение частных и публичных отношений, дозволительных и обязательных, императивных и диспозитивных. Наиболее четко эта грань просматривается при сравнении гражданских и административных отношений. В гражданских отношениях стороны выступают в качестве юридических и физических лиц. Органы государственной власти выступают как юридические лица и лишены возможности использовать свою власть. Однако в правовых отношениях, в которых государственный орган обладает властными полномочиями, их регулятором будут нормы административного права либо другого публичного права. В Гражданском кодексе РФ (п. 3 ст. 2) этот вопрос разрешается следующим образом: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Выделяют императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

2. Императивный метод правового регулирования

Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.

Запрет - это возложенная на субъект права обязанность

воздерживаться от определенного поведения. Реализация запрета осуществляется посредством бездействия субъекта права. Это способ является императивным, так как он не дает альтернатив единственной модели правомерного поведения - бездействию. Запрещающие нормы могут содержать соответствующие слова: «запрещается», «не допускается», «нельзя». Нередко непосредственно в текст не включаются глаголы, но из структуры нормативного правового акта следует, что описывается именно запрещенное поведение. Именно так формулируются нормы Уголовного кодекса РФ. Запрет на совершение описываемых в статьях деяний следует из названия раздела (преступления против личности) и названия главы (преступления против жизни и здоровья). Также запрет можно понять из использования слова «наказывается» после завершения описания собственно состава преступления. Совершение запрещенного деяния является правонарушением и наказывается соответствующими юридическими санкциями. Иногда запрет тесно сливается с обязыванием. При таком положении можно одно и то же по содержанию правило изложить как с использованием запрета, так и с использованием обязывания. Например, статья 125 УК РФ «Оставление в опасности» устанавливает состав преступления: заведомое оставление без помощи лица,

находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Статья УК РФ формулирует правовое требование: не оставлять человека без помощи. Фактически это запрет на бездействие. И в этой же статье указывается обязывание: оказать помощь этому лицу. Запрет бездействовать истолковывается через требование действия.

Обязывание также является способом императивным. Его воздействие проявляется в требовании к субъекту осуществить определенное действие. При этом в правоотношении имеется управомоченная сторона, которой предоставлено право требовать исполнения соответствующей обязанности. Обязанности могут устанавливаться в различных отношениях. В трудовых правоотношениях обязанности приходить на работу в определенное время соответствует право работодателя требовать начать работу в определенное временя. Обязанности платить налоги соответствует право налогового органа требовать уплаты налогов. Алиментарные обязанности одних членов семьи соответствуют правомочиям других. Так, родители платят алименты, а их получателями являются дети, которым принадлежит соответствующее право требования. Неисполнение обязанности является основанием для привлечения к юридической ответственности.

И запрещающее, и обязывающее воздействие как формы императивного метода правового регулирования объединяет то, что они возникают без желания субъекта правоотношения. Возникают эти правоотношения на основании законодательства вне зависимости от интересов обязанного лица. Управомоченное лицо (или лицо, действующее в его интересах) свое намерение использовать принуждение воплощает в

акте (иск о взыскании алиментов, постановление о привлечении к налоговой ответственности, решение суда и т.п.).

Обязывание и запрещение обеспечиваются санкциями правовых норм.

3. Диспозитивный метод правового регулирования

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами. Диспозитивность означает, что стороны обладают правом вступать в эти отношения, но могут и не делать этого. Законодательством может устанавливаться запрет на установление обязанности вступать в диспозитивные по своей правовой природе отношения. Так, трудовые отношения диспозитивны, и, соответственно, принудительный труд не допускается. Однако в рамках другой отрасли права - уголовного права -имеются исключения в регулировании отношений в сфере труда. Так, статья 53.1 УК РФ устанавливает в качестве санкции принудительные работы. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

Запрещается принуждение к заключению гражданско-правового договора, вступлению в брак, что предопределяется диспозитивной правовой природой этих отношений.

Диспозитивный метод правового регулирования может иметь несколько проявлений, которые выявляют отдельные его нормы: информативные (индифферентные), рекомендательные, поощрительные.

Диспозитивные нормы по общему правилу информативные. Они сообщают субъекту права о возможности его правомерной деятельности. В частноправовых отношениях (например, гражданских) граждане вообще свободны, в том числе они могут совершать действия, не указанные в законе. Субъект права самостоятельно определяет потребность в реализации диспозитивных норм и приступает к их осуществлению.

Но может иметь место и определенный вектор намерений от власти. Так, государство в некоторых случаях может быть заинтересовано в определенном поведении субъектов права, но по каким-то причинам не имеет возможности применить обязывание или запрет. Сохраняя намерение оказать на участников общественных отношений воздействие, органы государственной власти применяют рекомендации и поощрения. В отличие от других диспозитивных норм (условно назовем их индифферентными) при использовании рекомендательных норм государство заинтересовано стимулировать определенную правовую активность граждан и использует для этого мотивацию субъектов права.

Способ рекомендаций используется аналогично поощрительному но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот способ, могут содержаться слова «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т.п. Реальное воздействие рекомендательного способа зависит от авторитета их источника, автора.

Рекомендация - это предложение совершить определенную деятельность, не имеющее никакого конкретного поощрения. Субъект права выполнит рекомендацию из намерения быль послушным, лояльным, выделиться из числа других субъектов права с желанием позже воспользоваться этим в своих целях. Поощрение может лежать не на поверхности, а быть частью правового статуса и в нужный момент получить положительную оценку со стороны заинтересованных государственных органов.

Государство, формулируя рекомендацию, фактически ждет исполнения, что соответствует обязыванию. Этот способ правового воздействия может быть понят через поговорку - «предложение, от которого нельзя отказаться». И действительно, если устранить это ожидание государства, то норма станет избыточной. Например, рекомендация правотворческим органам привести свои акты в соответствие с вышестоящими документами.

Важным для понимания правовой природы поощрения и рекомендаций является понятие «подвига», «сверх нормы деятельности». То есть субъект права добровольно берет на себя дополнительные обязанности в расчете на положительную оценку своего поведения со стороны государства. При этом рекомендация - это предложение совершить что-то без конкретной награды, а поощрение имеет четко установленную награду.

Способ поощрения предполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т.п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели. Поощрение должно представлять для субъекта права желаемую награду в моральной или материальной форме. Выбор конкретной награды имеет культурно-исторические особенности и существенно изменяется в связи с развитием общественных отношений. Преобладание материальных стимулов - знак нашего времени. Эффективным является сочетание моральных и материальных стимулов. Уменьшение ответственности или ее устранение также может выполнять функцию поощрения. Так, ст. 76.1 УК РФ установлено, что по ряду составов правонарушитель освобождается от уголовной ответственности, если он возместил ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления и перечислил в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

Большое социальное значение имеют нормы, которые выступают стимулом сверхнормодеятельности в течение длительного периода - 20, 30 и более лет. Субъект права совершает ряд инициативных поступков, зная

о возможной перспективе награды. Такие нормы требуют от законодателя ответственного поведения, так как он не должен менять условия в течение всего срока действия для лиц, выполняющих установленные условия. Так, награда орденом за длительную активность станет невозможной, если законодатель отменит орден. Но это станет наказанием для лиц, сознательно стремившихся к достижению установленных показателей для награды.

Максимальный результат дает «чествование героя». Отсутствие награды лишает поступок героизма и, по сути, сводит на нет все поступки активного правомерного субъекта. Незаслуженное предоставление награды снижает общий позитивный потенциал награды, а может и вообще лишить его. Так, известны истории массовых награждений к каким-то датам, например, 850-летию Москвы. В рамках кампании награды раздаются по спискам, требования к кандидатам снижаются, и в результате награды получают совершенно разные субъекты, а смысл награды исчезает.

Диспозитивные нормы, которые не мотивируют на определенное поведение рекомендациями и поощрениями, можно называть индифферентными. Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений - информирование о возможном правомерном поведении. Предложение субъекту права осуществить определенные права по сути своей в частном праве является избыточным, так как субъекту права и так разрешено все, что не запрещено. Фактически законодатель информирует субъектов права о рациональных моделях. Так, граждане могут составить любой гражданско-правовой договор, но им предлагаются договоры купли-продажи, мены, дарения и другие для упрощения их выбора. По сути, диспозитивного правового регулирования не может быть. Фактически оно диспозитивно только на входе в правоотношения. Диспозитивность состоит в праве выбора: вступать в эти отношения или нет. Если выбор сделан, субъект права незамедлительно попадает в действие императивных норм. Так, субъект права, действуя в рамках диспозитивного метода, самостоятельно принял решение заключить сделку на сумму 100 000 рублей. И тут же на него возлагается правовая обязанность совершить сделку в письменной форме, что императивно установлено в ст. 161 ГК РФ.

К диспозитивному методу правового регулирования относится правомочие, которое состоит в наделении субъекта правом требовать от другого субъекта совершения в его пользу определенных действий. Правомочие принадлежит лицу, обладающему правом, и оно будет реализовано только в том случае, если обязанное лицо совершит определенные действия. Законодательством предусмотрено огромное количество гарантий, которые реально могут быть осуществлены только при условии действий других субъектов. Так, для реализации конституционного права на образование должны существовать образовательные учреждения, которые своими действиями трансформируют правомочие в содержательный процесс.

Дозволение реализуется без участия других субъектов права, чем оно отличается от правомочия. Дозволение состоит в предоставлении субъекту права возможности действовать определенным способом и закреплять результаты этой деятельности. Так, законодательство закрепляет право быть автором произведения и гарантирует его. Дозволение обеспечивает

активность граждан, так как, видя правовые гарантии, они развиваются. Лицо в рамках дозволений действует, удовлетворяя свои интересы своими действиями: человек имеет творческие способности быть автором, и он им становится (создает произведение). Законодательство гарантирует его права и уведомляет иных участников общественных отношений о наличии этого права и его защите.

Библиографический список

1. Альференко А.В. Метод регулирования в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2013.

2. ГенрихН.В. Предмет и метод уголовно-правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук.- Рязань, 2011.

3. Долгополова М.В. Актуальные проблемы предмета и метода правового регулирования. - СПб., 2009.

4. Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2000.

5. Марченко О.В. Метод муниципально-правового регулирования общественных отношений: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2004.

6. Султыгов М.М. Запрет как метод правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1996.

Предмет правового регулирования;

Они и выступают системообразующими факто­рами.

Под предметом правового регулирования понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. Последние, как известно, пред­ставляют собой сложную, многоаспектную категорию. В структу­ру предмета правового регулирования входят следующие элемен­ты :

а) субъекты - индивидуальные и коллективные;

б) их поведение, поступки, действия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;

г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих от­ношений.

Предмет в данном случае - это все то, что подпадает под дей­ствие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую рас­пространяется право и которая находится под его юрисдикцией.

Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым или юридическим полем. За пределами этого поля находится не­правовое пространство.

Под методом понимаются определенные приемы, спосо­бы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос,как право осуществляет свою регуля­тивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разно­характерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит Эффективность правового регулиро­вания, достижение выдвигаемых при этом целей.

Предмет является главным, материальным критерием разгра­ничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объектив­ное содержание, предопределен самим характером обществен­ных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более стро­гой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь нали­чие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.

Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделе­ния той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляет­ся и соответствующий метод регулирования, который в значи­тельной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отно­шений, может избирать тот или иной способ правового воздейст­вия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность ме­тода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.



Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наибо­лее принципиальные с точки зрения интересов государства отно­шения. И притом такие, которые объективно нуждаются в право­вом опосредовании. Государство не ставит своей целью тоталь­ной юридической регламентации общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами - моралью, обычаями, традициями и т.д. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают пра­вовую форму и выступают как правовые.

Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей.

Например, отношения собственности во всех ее формах регу­лируются гражданским правом, уголовным, административным, конституционным. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ибо каждая правовая отрасль имеет свой, харак­терный для нее способ воздействия на поведение субъектов (либо их сочетание).

Словом, одного материального ориентира недостаточно: если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не сущест­вует абсолютно независимых отраслей, так как они - части еди­ной системы. Если бы основанием для деления права служил только предмет, то отраслей оказалось бы слишком много.

В общее понятие метода правового регулирования (как соби­рательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы :

а) установление границ регулируемых отношений, что в свою очередь зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потреб­ности, государственная заинтересованность и др.);

б) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и воз­можном их поведении;

в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;

г) определение мер ответственности (принуж­дения) на случай нарушения этих установлении.

В целом правовой метод представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государ­ственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упо­рядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результатив­ность действия права.

Однако наряду с общим существуют конкретные методы пра­вового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. К ним относятся:

Императивный и диапозитивный методы, используемые глав­ным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма - это властное предписание, веление государст­ва; в то же время она дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Ука­занные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

Такое же сквозное значение имеютдозволения, обязывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписы­вая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой сан­кции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отно­шения в нужное русло.

В административном праве действуетметод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать уп­равленческую, служебную, оперативную и иную деятельность го­сударственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих - характерные черты указанного метода.

Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где дей­ствуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орде­нами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.

Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуаль­ных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники су­дебного разбирательства находятся в одинаковом процессуаль­ном положении друг перед другом, законом и судом, их отноше­ния характеризуются самостоятельностью. Равенством субъек­тов отличаются также многие гражданские отношения.

не государственные организации и по отноше­нию к ним властно-императивные средства воздействия непри­емлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекоменда­тельных актов, советов.

В качестве особых методов правового регулирования исполь­зуютсяубеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных соче­таниях.

В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод свободного во­леизъявления), под которым понимается форма самостоятель­ной юридической деятельности субъектов, направленной на упо­рядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической обще­обязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д.

Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, пере­плетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с дру­гом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

Правовое регулирование осуществляется с применением (использованием) определенных способов, также именуемых в теории права методами.

Под способами (методами) правового регулирования понимают определенные приемы и режимы (как сочетание способов) направляющего и закрепляющего воздействия на регулируемые общественные отношения, предназначенные побуждать субъектов этих отношений к определенному (желаемому, допускаемому, необходимому) их поведению и действиям либо воздерживаться от них в интересах общества, других лиц и своих собственных.

В теории права преобладает мнение, согласно которому в правовом регулировании используются три способа: дозволение, обязывание (позитивное) и запрет.

Под дозволением понимается предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах. Под позитивным обязыванием - возложение на лиц обязанности совершать активные действия как приказ, долг совершать такие действия. Под запретом - обязанность не совершать какие-то действия, т.е. обязанность воздерживаться от действий, запрещенных законом.

Называют и другие способы регулирования: - предоставление юридической возможности (субъективного права) и возложение активной или пассивной обязанности (запрет).

Правовое регулирование характеризуется многими приемами и режимами воздействия на общественные отношения, поэтому представляется весьма дискуссионным выделение только двух, хотя бы и основных, способов правового регулирования.

На основе разнообразной, прежде всего, правотворческой практики в теории права выделяют шесть специальных способов правового регулирования : запреты, дозволения, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкции.

В этом случае под запретом понимается возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздерживаться от запрещенных нормой права действий. Дозволение выражается в предоставлении лицам права действовать определенным образом. Правомочие - наделение нормой права гражданина или иного лица возможностью требовать определенного поведения от другого лица. Позитивное обязывание - закрепленное нормами права предписание гражданам, иным лицам совершить какие либо действия в пользу другого, управомоченного лица.

Стимулы характеризуются закреплением нормами права определенных материальных и духовных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно (длительно либо сверх обычных требований, по сравнению с другими лицами). Стимулирование - это получение лицом определенных материальных и/или духовных благ, ради которых лицо вступало в конкретные правоотношения; дополнительных материальных вознаграждений, премий, доплат; почетных званий, государственных орденов и медалей (наград), почетных грамот в значении моральных стимулов. И, наконец, санкции - это установление государством мер наказания в нормах права.


В приведенном перечне представляется нелогичным выделение санкций наряду с запретами, поскольку последние как правовые нормы предполагают санкции (как, впрочем, и другие способы). Без правовой санкции как официальной меры принуждения, включая наказание (уголовное или административное), не существует правового способа, но есть иной, например, моральное воздействие. Наличие санкции присуще любой норме права с любым выражаемым ею способом правового регулирования, в том числе и поощрительной норме (лишение права на получение награды или её самой). Логически санкция - составляющая каждого способа правового регулирования и не может одновременно существовать в качестве способа самостоятельно, отдельно,т.е. не может являться самостоятельным способом правового регулирования,а лишь обеспечительно связана с другими его способами.

Дискуссионным представляется и выделенный способ «позитивного обязывания», поскольку предполагает наличие противоположного по содержанию понятия - негативное обязывание, которого нет, если не считать таковым запрет, обязывающий не совершать определенные действия (бездействия). Но запрет - это самостоятельное понятие, дихотомически противоположное разрешению. Поэтому правильнее употреблять понятие «обязывание».

С учетом изложенного логичны следующие способы правового регулирования (см.схему):

1) обязывание лиц ,

2) установление запретов для лиц ,

3) выражение дозволения лицам ,

4) наделение лиц правомочиями ,

5) стимулирование (поощрение, льготирование) лиц .

Обязывание лиц - это императивное выражение в нормах права (и, соответственно, правоприменителями) предписания гражданам, иным лицам (в т.ч. органам) совершать какие-либо определенные действия либо воздерживаться от них в пользу другого, управомоченного (наделенного правом, в т.ч субъективным) лица.

Установление запретов для лиц - это императивное возложение (как правотворческим, так и, соответственно, правоприменительным органом) на граждан и иных лиц (в т.ч. органов) обязанности воздерживаться от недопустимых для общества и лиц (запрещенных нормами права) действий или, наоборот, не допускать запрещенного бездействия, например, неоказания помощи потерпевшему с оставлением его в опасности для его жизни, уклонения от государственной регистрации сделки, юридического лица и т.п.

Выражение дозволения лицам - предоставление нормами права (и, соответственно, правоприменителями) лицам конкретных прав (субъективных прав) и свобод в виде возможности (дозволения) действовать или бездействовать в определенных случаях (отношениях) и определенным образом. При этом предоставление может быть как диспозитивным, так и императивным для сторон регулируемых этим способом отношений.

Наделение лиц правомочием - это предоставление нормами права (и, соответственно, правоприменителями) гражданам и иным лицам (в особенности органам) возможности требовать определенного поведения от других лиц (или лица), осуществлять определенные виды и направления деятельности (функции), в т.ч. организационно-распорядительную деятельность, связанную с подчинением других лиц (или лица). Данное предоставление также может быть как императивным, так и диспозитивным, а в отношении государственных органов - только императивным (под угрозой наказания их должностных лиц за халатность, т.е. неосуществление предоставленных им полномочий - правомочий).

Стимулирование (поощрение, льготирование) лиц - предоставление нормами права (и, соответственно, правоприменителями) гражданам, иным лицам возможности получения ими (передача им) каких-либо материальных и/или духовных благ за их длительное и/или особо активное и результативное правомерное поведение в интересах общества и других лиц, а также компенсирующих или гарантирующих льгот в различных их формах, включая и привилегии, иммунитеты.

Предоставление поощрений в настоящее время почти во всех государственно организованных обществах (государствах) является диспозитивным, а не императивным. С данным способом правового регулирования в теории права связано введение в научный оборот понятий «поощрительные нормы», «наградное право», «право привилегий». Однако остается не решенным вопрос о том, какой - императивный или диспозитивный - характер должен иметь этот способ правового регулирования, что фактически лишает силы этот способ правового регулирования, несмотря на его очевидную перспективность. Следует учитывать, что при диспозитивности этого способа практика субъективного «усмотрения» в применении поощрений приводит к обратному результату - антистимулированию, девальвации поощрения.

Заметим, что примененное выше словосочетание «и, соответственно, правоприменителями» означает дедуктивное (от общего к частному, конкретно определенному) выражение, предоставление, возложение правоприменителями нормативно предполагаемых субъективных прав и обязанностей в отношении уже конкретно явленных и индивидуально признанных субъектов права (правоотношения). Это связано с необходимостью соблюдения и выражения единства правового регулирования на всех его стадиях, в том числе и в вопросе об однообразном применении в них одного и того же его способа.

Полагаем, что названные пять способов (методов) правового регулирования представляют исчерпывающий перечень(в своем ряду). Однако с учетом постоянного и активного использования в отраслевых юридических науках (например, гражданского права, административного права, уголовного права и т.д.) и в самой теории права таких методов отраслевого регулирования, как императивный и диспозитивный методы, необходимо теоретически выделить и их, но в своем понятийно-логическом ряду.

Это обусловлено тем, что такого рода методы, наряду с предметом правового регулирования, в теории права общепризнанно относятся к основаниям деления права на отрасли в рамках одной системы права, в связи с чем они являются системообразующими основаниями. Так, по преимуществу диспозитивный метод регулирования лежит в основе выделения в системе права некоторых его отраслей, например, гражданского права, а императивный метод - уголовного и административного права как совершенно преобладающий в них.

Наличие в правовом регулировании казуального и нормативного судейского усмотрения, особенно в англосаксонской правовой семье (системе), и казуального административного усмотрения, а также казуального свободного усмотрения самих лиц, имеющих отличие от императивного и даже диспозитивного метода в позитивном праве, предполает вывод о существовании (в их логическом ряду) особого метода (способа) правового регулирования, который можно условно назвать методом «по собственному усмотрению» (методом саморегулирования) .

Иногда называют и рекомендательный метод правового регулирования, в чем-то сходный с диспозитивным методом, а также поощрительный метод , но он не вписывается в данный понятийный ряд, так как имеет другое основание своего выделения (цель, а не характер, степень свободы регулирования). Подобные методы не равнозначны императивному и диспозитивному методам по масштабам и частоте своего использования в правовом регулировании и являются факультативными, т.е. используемыми в отдельных, особых случаях этого регулирования. Примерами использования метода саморегулирования можно назвать предоставление в гражданском праве возможности заключения договоров на основе принципа свободы договора, закрепленного в ст. 421 ГК РФ, или в процессуальном праве - возможности заключения сторонами дела мирового соглашения.

В последнее время в теории права появилось утверждение о существовании в правовом регулировании своеобразного его средства, которое выражается в допускаемой правоустановителями (законодателем) неопределенности в праве. По своему функциональному значению в правовом регулировании данное средство логически можно считать особым способом правового регулирования, близким к диспозитивному методу и методу саморегулирования. Это в особенности свидетельствует о сложности правового регулирования.

Основой видового деления названных и, по существу, общих методов правового регулирования является учет степени обязательности и самостоятельности регулирования общественных отношений (его характер).

Способы (методы) правового регулирования используются в отраслях правового регулирования (отраслях права) не монопольно, в исключительном значении, а в их сочетании (комбинации) и с преобладанием какого-то одного из них либо в относительно равной мере разных способов и т.д.

Например, даже в гражданском праве, наряду с преобладающим диспозитивным методом регулирования (заметим, выражаемым в дозволении, предоставлении правомочия лицам, обязывании и т.д.), применяется также и императивный метод (выражаемый в установлении запретов, например, злоупотребления своими гражданским правами, обязывании лиц, наделении правомочиями, например, в вопросах специальной правоспособности юридических лиц), а также метод саморегулирования (выражаемый в тех же конкретных способах - обязывании, дозволении, стимулировании и т.д., например, в вопросах свободы договора).

В сочетании названных общих методов и конкретных способов правового регулирования проявляется постоянно решаемая проблема практического определения необходимости и достаточности такого сочетания в правотворчестве, правореализации и правозащите, которая напрямую связана с общей проблемой эффективности правового регулирования. Вместе с тем, это сочетание является также способом правового регулирования, названным нами режимом регулирования общественных отношений.