Почему площадь восстания. Восстания площадь. Смотреть что такое "Восстания площадь" в других словарях

Площадь Восстания neznaiko wrote in January 20th, 2014

Наверное, каждый второй, приезжающий в Петербург, выходит с Московского вокзала на площадь Восстания. Первое, что видит гость - вечно стоящий в пробках Лиговский проспект, на самой площади - обелиск победы и здание гостиницы "Октябрьская" с надписью на фасаде "Город-герой Ленинград".


Площадь Восстания, н.в.

У площади очень интересная история. Также здесь можно заметить визуальный обман обелиска, и имеет свою, не менее интересную, историю.

В 1765 году императрица Елизавета Петровна распорядилась построить на пересечении Невского проспекта и церковь. В те времена это была граница того, первого Санкт-Петербурга. На месте Смольного собора располагалась деревня, вместо Лиговского проспекта был водный канал, берущий своё начало в реке Лиге. В 1794 году вместо церкви был заложен каменный храм, а в 1804 году строительство было закончено.
Знаменской церковь названа по пристроенному приделу. Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые — во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.
Знаменская церковь была разобрана в начале 1941 года. (Дата 1936 год ошибочна — церковь ещё действовала в первой половине 1937 года).


Знаменская площадь, между 1890 и 1905 годами


Знаменская площадь, вид со стороны Лиговского канала (ныне - проспект), 1860-е

Саму же площадь образовали в 1840-х годах в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Чуть позже было построено здание Николаевского (ныне Московского) вокзала.


Здание вокзала Петербург-Московской железной дороги, между 1855-1862 годами


Площадь Восстания, съёмка с летательного аппарата, 1931 год.

В середине 19 века была построена . Гостиница потом называлась "Северной", "Большой Северной", а после революции стала "Октябрьской". В 1920-х годах в гостинице было организовано городское общежитие пролетариата, куда свозили всех Петроградских беспризорников. Сокращенно общежитие называли ГОП, а его малолетних обитателей — гопниками.

В 1909 году в центре площади был установлен памятник Александру III. В октябре 1937 года памятник был демонтирован и его перевезли во двор Русского музея. В 1994 году монумент установлен во дворе Мраморного дворца.


Открытие памятника Александру III 23 мая 1909 года


Площадь Восстания, памятник Александру III

17 ноября 1918 года площадь, на которой в 1917 году разворачивались масштабные события и манифестации Февральской революции, была переименована в площадь Восстания.
В конце 1930-х годов начались работы по строительству метрополитена, которые были заморожены в начале Великой Отечественной войны и блокады города.
Во время войны площадь Восстания была активным действующим пунктом - работал вокзал (эвакуация жителей блокадного города), были размещены ДОТы.


ДОТ (долговременная огневая точка) на площади Восстания, 1944 год



Сквер на месте Знаменской церкви, 1948 год

В послевоенное время, в 1952 году, проведена реконструкция площади, разбит парадный сквер, в центре которого в дальнейшем намечалось установить монумент в память об исторических событиях города.


Вид на площадь Восстания от Гончарной улицы, сквер по центру, 1970-е г.г.

В 1955 году была открыта станция метро "Площадь Восстания".


Открытие ст. м. "Площадь Восстания", 15 ноября 1955 года


Вид на Невский проспект и вестибюль ст. м. "Площадь Восстания", между 1960-1970 годами

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" был установлен в 1985 году.



Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Лиговского проспекта, 2000-е г.г.


Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Невского проспекта, 2000-е г.г.

Что интересно: на Невском проспекте в Санкт-Петербурге две высотных доминанты — Башня Городской Думы и Обелиск "Городу-герою Ленинграду" являются в плане правильными пятиугольниками.
Это создаёт благоприятный эффект со всех точек обзора и хорошо вписывается в городской ландшафт, поэтому многие горожане традиционно считают, что оба эти сооружения — в своём плане квадратные.

Площадь Восстания занимает одну из лидирующих позиций среди площадей Северной столицы. Она находится на пересечении проспектов - и . Ее основали в 40-х годах девятнадцатого столетия по проекту русского архитектора Николая Ефимовича Ефимова. Хотя ее биография начинается еще с 18-го века.

Предыстория

В 1765-м на месте современной площади был пустырь, на котором выстроили Знаменскую церковь из дерева. Сорок лет спустя ее сменила каменная. Классический храм с пятью куполами-луковками задал важный тон будущему архитектурному ансамблю.

В 1840-х обширные пустоты вокруг храма решили обустроить в площадь. Поэтому она и получила его имя и стала Знаменской. В 1851 году на ней возвели великолепное здание Николаевского железнодорожного вокзала (одного из первых в России), в 1857-м - красивую гостиницу в четыре этажа, в 1870-м - причтовый дом при церкви, ставший значимым элементом архитектуры площади. В 1909-м ее центральное место занимал памятник Александру Третьему, восседающему на коне.

Сейчас можно увидеть на площади здания вокзала, переименованного в “Московский” и являющийся точной копией Ленинградского в Москве, и гостиницы “Октябрьской”, признанной одной из самых старых в городе, а также причтовый дом (Лиговский, 39). Судьба царя и церкви оказалась сложнее.

В череде революций XX века Знаменская площадь попала в центр массовых выступлений, манифестаций. Храм выдержал. Но в 1918 году площадь переименовали созвучно времени – Восстания. Православный приход работал до 1938 года благодаря знаменитому академику Ивану Павлову. Ученый-физиолог был его почетным старостой. Со смертью Павлова хлопотать о культовом сооружении стало некому. К 1941 году храм разобрали под предлогом строительства метрополитена. Судьба камней неизвестна.

Монумент конному императору служил центром площади вплоть до 1937 года. Потомки не уничтожили реликвию. Но дополнили надписью на постаменте: “Торчу здесь пугалом чугунным для страны”... Соответствующие строки нашлись у “левого” поэта Бедного. Затем памятник переехал в пространство Русского музея, потом Мраморного, где, наконец, нашел покой.

Дальнейшая судьба

В Великую Отечественную площадь служила городу как могла. Подготовительные работы по прокладке метро под ней прекратились. Вольное пространство заняли долгосрочные огневые укрепления. Вокзал без отдыха отправлял составы с детьми, реликвиями, заводами. И затих только с блокадой. Едва ее сняли, доты стали разбирать, площадь восстанавливать, не дожидаясь конца мировой войны.

В 1953 году, к 250-летию Северной столицы, площадь Восстания реконструировали и дополнили парковой зоной. Здесь был заложен камень с клятвой - установить памятник Ленину. Не получилось. В 1985 году сердцем территории стал обелиск городу-герою Ленинграду.

Сейчас место Знаменской церкви занимает вестибюль станции метро “Площадь Восстания”. Об этом информирует установленная в 2007 году памятная надпись на стене.

Зеленые насаждения рядом

На Невском и Лиговском проспектах – череда купеческих особняков, доходных домов, культовых сооружений. В 15 минутах ходьбы:

  • Сад Прудки, или Некрасовский, или Греческий. Появился в конце XIX века на средства горожан. В 2007-м реконструирован по лекалам начала прошлого века.
  • Овсянниковский сквер, или сад Чернышевского. Место гражданской казни писателя Николая Чернышевского. Разбит в 1864 году на личные деньги купца Овсянникова, особняк которого сохранился рядом.
  • Сквер Галины Старовойтовой. Зеленый уголок с монументом известной правозащитнице, погибшей в 1998 году от рук киллеров.

На площади Восстания всегда людно, так как на ней находится много памятных и инфраструктурно важных достопримечательностей:

  • Обелиск "Городу-герою Ленинграду";
  • Московский вокзал;
  • Станция метро “Площадь Восстания”;
  • ТК "Невский центр" и ТРЦ "Галерея";
  • Гостиницы “Park Inn by Radisson” и “Октябрьская”, в ней, кстати, размещается один из книжных магазинов сети “ ”, где показывают бесплатно кино, проводят встречи-обсуждения с известными писателями и другими творческими деятелями, а также мастер-классы, лекции, семинары.

На площади часто и шумно проходят праздничные события, для которых она преображается и выглядит весьма эффектно и колоритно, что приятно лицезреть не только жителям, но и гостям Санкт-Петербурга.

Площадь Восстания (до 1918 года она называлась Знаменская площадь) располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Еще до основания Петербурга здесь проходил Новгородский тракт. В 1718 – 1721 годах от реки Лиги был сооружен Лиговский канал, вода из которого поступала по трубам к фонтанам Летнего сада. Этот канал пересек Невскую першпективу, и в месте его пересечения возвели деревянный мост. В 40-е годы XVIII века в районе будущей площади находился Слоновый двор. После того, как он переехал в Царское Село, его место заняли каретные сараи.

В 1765 году на углу нынешней площади Восстания заложили деревянную церковь Знамения пресвятой Богородицы. В начале XIX века она была заменена каменной с торжественным портиком и пятью куполами. Церковь вскоре дала название площади, соседней улице и мосту через Лиговский канал. В связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург – Москва архитектором Н.Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план застройки площади.

В плане имелся вокзал и каменное здание напротив него, на другой стороне площади. Это четырехэтажное здание было построено архитектором А.М. Гемилианом для графа Стенбок-Фермора. Здесь были гостиничные номера, зимний сад, проходили балы и концерты. Здание называли «Знаменским вокзалом», а позже – гостиницей «Знаменской», «Северной» и др.

В начале XX века архитектор А.С. Хренов для купца В.И. Соловьева (именно ему тогда принадлежало здание) перестроил гостиницу. Оно стало шестиэтажным, с купольным покрытием в центре, при этом количество номеров выросло до 150, и появился ресторан на 500 мест. Гостиница поменяла название на «Большую Северную». В XX веке гостиница была перестроена еще несколько раз. Ныне она называется гостиница «Октябрьская».

Что касается вокзала, то он был построен в 1844 – 1851 годах по проекту архитектора К.А. Тона. Непосредственно строительными работами руководил инженер Р.А. Желязевич. Вокзал был назван Николаевским. Он имеет П-образную в плане форму и состоит из главного двухэтажного корпуса и двух боковых помещений. Центральный корпус увенчан двухъярусной башней с часами. В XX веке здание вокзала несколько раз перестраивалось, однако архитектурный облик его главного фасада остался без изменений.

С 1924 года он называется Московским вокзалом. Сегодня Московский вокзал – главный вокзал Санкт-Петербурга. В конце XIX века Лиговский канал был засыпан (деревянный Знаменский мост также разобрали), и на его месте появилась широкая Лиговская улица. В начале XX века рядом с площадью были расположены несколько доходных домов, гостиниц и ресторанов. Так, например, в угловом доме по Невскому проспекту находились гостиница «Эрмитаж», гастроном, хлебопекарня, магазин «Фрукты», «Торговый дом Гер. Брахман и К» и др. А в доме напротив располагались чайный и фруктовый магазины, аптека, красильня, гастроном и магазин «Часы, запонки, серебро. Николай Линден».

В 1907 году появилась постоянная трамвайная линия от вокзала по Невскому проспекту к Адмиралтейству. А спустя два года на Знаменской площади был установлен бронзовый конный памятник императору Александру III работы скульптора П.П. Трубецкого. Автор работал над монументом в течение восьми лет и подготовил 14 различных вариантов, причем два из них – в натуральную величину. На постаменте памятника по распоряжению Николая II сделали надпись – «Любящий сын – возлюбленному отцу». В 1937 году монумент был перенесен с площади во двор Государственного русского музея (ныне он находится у входа в Мраморный дворец). В 1940 году была снесена Знаменская церковь, и на ее месте в 1955 году построили наземный павильон станции «Площадь Восстания». К 40-летию Победы над фашистской Германией в 1985 году в центре площади установили обелиск «Городу-герою Ленинграду».

Через территорию, называющуюся сейчас площадью Восстания, ещё в XVII веке пролегал Новгородский тракт, который шёл по намытой древним Литориновым морем песчаной гряде. Естественная возвышенность защищала эту местность от наводнений. В 1710 году началась прокладка Большой першпективной дороги (будущий Невский проспект), спустя два года соединившей Адмиралтейство с Новгородским трактом. Получившийся перекрёсток впоследствии и стал площадью Восстания. С 1712 года в течение шести лет сюда же прокладывалась дорога от Александро-Невского монастыря . Она соединилась с Новгородским трактом чуть севернее Большой першпективной дороги, что предопределило единственный излом Невского проспекта.

В 1718-1725 годах по трассе Новгородского тракта был прорыт Лиговский канал для питания водой фонтанов Летнего сада . Через канал здесь был перекинут деревянный мост.

Часто в путеводителях встречается версия, что Пётр I изначально хотел проложить дорогу от Адмиралтейства до монастыря по прямой. Но две бригады строителей ошиблись, и вывели два отрезка магистрали сюда, из-за чего якобы и получился единственный поворот Невского проспекта. Для пущей убедительности рассказчики дополняют эту историю тем, что Пётр I приказал выпороть строителей на месте поворота. Эта байка не имеет ничего общего с действительностью.

При императрице Анне Иоанновне в 1730-х годах была предпринята попытка вывести Невский проспект на купол Свято-Троицкого собора. Параллельно Невской першпективной дороге проложили новую, создав таким образом трассы современных улиц Гончарной и Тележной. Но впоследствии от этой идеи отказались, вернув старой дороге прежнее название - Невский проспект.

В середине XVIII века между улицами Восстания и Маяковского находился царский птичий двор, а напротив через першпективу - конюшни и псовый двор. Площадь Восстания в то время представляла собой огромный пустырь. С 1744 до 1778 года к северу от пустыря располагался Слоновый двор - один из первых в России зверинцев. Его территорию обнесли оградой, а у ворот повесили табличку с надписью "Слоновая её величества охота". Рядом со зверинцем с возов велась торговля разной снедью.

Вместе с тем, это место тогда ещё оставалось мало обжитым. По сведениям историка П. Н. Столпянского здесь однажды "в 9-м часу вечера появился... волк, набежал на пожарного смотрителя, осматривавшего фонари, сбил его с ног и, разорвав зубами левую его щёку, бросился бежать... ". [Цит. по: 2, с. 11]

На углу Невского проспекта и Лиговского канала в 1765-1767 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны была построена деревянная церковь Во имя Входа Господня в Иерусалим, ставшая известная в народе как Знаменская. Это название храм приобрёл от одного из своих приделов - Знамения Пресвятой Богородицы, освящённого в 1765 году.

После закрытия Слонового двора на его месте выросли каретные сараи, рядом с которыми находились деревянные жилые дома. Они стояли в основном в глубине участков, выставляя к будущей площади лишь заборы.

Это место долгое время оставалось за чертой Петербурга. В плохую погоду пустырь превращался в болото. Для проезда транспорта по нему укладывали брёвна, поверх которых устраивали колёсопроводы (два ряда досок). В 1772 году вдоль проезжей части устроили временные тротуары, которые появились по повелению Екатерины II для прохода к Александро-Невскому монастырю. Булыжная мостовая появилась здесь только в конце XVIII столетия.

Архитектурной доминантой площади в 1794-1804 годах стала возведённая по проекту Ф. И. Демерцова новая каменная Знаменская церковь. В 1809 году храм обнесли чугунной оградой с двумя часовнями по углам.

Атмосферу этого места 1840-х годов описал знаменитый адвокат А. Ф. Кони: "Знаменская площадь обширна и пустынна... Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо... протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила ". [Цит. по: 2, с. 13]

С 1849 года это место упоминается как площадь к Знаменскому мосту. С 1857 года - Знаменская площадь, по находящейся рядом Знаменской церкви.

Восточную сторону площади в первой трети XIX века обозначил деревянный дом купца А. Тимофеева, на месте которого в 1835 году было построено трёхэтажное каменное здание. За ним в 1846-1850 годах архитектором З. Ф. Краснопевковым был перестроен съезжий дом Каретной части (Невский пр. 91). Каланча съезжего дома была хорошо видна со Знаменской площади, она являлась заметной частью облика этого места.

Особая роль выпала этому месту, когда на его южной окраине было решено построить конечную станцию железной дороги между Петербургом и Москвой. В связи с этим архитектором Н. Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план планировки Знаменской площади. Высочайше утверждён он был 8 февраля 1845 года . Реализовывался план в рамках строительства в 1847-1851 годах Николаевского (ныне Московского) вокзала по проекту К. А. Тона (Невский пр. 85). С его открытием Знаменская площадь стала главными "воротами" в Петербург.

Ещё с 1843 года от Знаменской площади до Адмиралтейства начали возить пассажиров "калиберы" (их ещё называли "гитары") - дрожки с узким сиденьем для двух человек. С открытием железнодорожного движения от Петербурга до Колпино в 1847 году отсюда начали ходить омнибусы - крытые кареты на 20 человек. Их петербуржцы прозвали "обнимусь" или "сорок мучеников".

О строительстве железнодорожной станции в городе знали заранее. Поэтому земля в округе быстро подорожала и стала скупаться деловыми людьми для строительства гостиниц и доходных домов. Участок на северной границе площади Николаем I был безвозмездно отдан купцу Понамарёву "с товарищами" для возведения здесь гостиницы. Купца обязали в 1845 году строительство начать и завершить его спустя три года. Но Понамарёв обязательство не выполнил. Участок был передан графу Стенбок-Фермору. К 1851 году, то есть к открытию железной дороги между Петербургом и Москвой, северную сторону Знаменской площади оформило здание гостиницы Стенбок-Фермора (Невский пр. 118).

С августа 1863 года на Знаменской площади располагалось кольцо конно-железной дороги ("конки"). Вагоны должны были ходить каждые 10 минут ежедневно с 9 утра. Однако, расписание почти никогда не соблюдалось, так как вагоны стояли на конечной остановке до полной занятости пассажирами.

До середины XIX века Знаменская площадь и её окрестности освещались масляными фонарями. Их четырёхугольные столбы были окрашены чёрно-белыми полосами, на каждом из них висело по четыре горелки. Светили они слабо, давая свет только на несколько шагов от себя. Во второй половине XIX века их сменили газовые фонари.

За порядком на Знаменской площади следил будочник, чёрно-белая будка которого стояла у широкого Знаменского моста. Он был одет в серый мундир грубого сукна и вооружён алебардой. На голове будочник имел кивер внушительных размеров. Дежурство осуществлялось в две смены. Один из стражей отдыхал в будке, а второй следил за порядком. Им помогал помощник-подчасок. Приказом петербургского обер-полицмейстера 1866 года предписывалось:

"Стража от Аничкина моста... должна быть усилена в ночное время для пресечения грабежей, и кроме того подчаски... должны обходить Знаменскую площадь поочерёдно в течение всей ночи" [Цит по: 2, с. 13].

В 1867 году дом купца А. Тимофеева по заказу нового владельца, мебельного фабриканта К. А. Тура, был надстроен и перестроен архитектором Г. М. Барчем (Невский пр. 87). Ещё через один год было построено здание на противоположной стороне Невского проспекта - четырёхэтажный дом купцов Чесноковых (Невский пр. 120). Лиговский канал в районе Знаменской площади был взят в трубу и засыпан в 1892 году. Его сменила Лиговская улица, теперь проспект. Знаменский мост был разобран за ненадобностью.

Первое петербургское такси начало возить пассажиров в 1897 году от Знаменской площади до Адмиралтейства. Спустя десять лет сюда начали ходить сменивший конку трамвай и автобус. О последнем 5 октября 1907 года писала газета "Петербургский листок": "Вчера... члены товарищества совершили... пробный рейс пока на единственном в Петербурге омнибусе-моторе. Весь рейс от Николаевского вокзала и до Александровского сада омнибус прошёл в 9 минут, обогнав 5 вагонов конки ". [Цит. по: 2, с. 40]

Центр площади в 1909 году был украшен конным памятником императору Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого.

С 1910 года, когда торцами покрыли Невский проспект до Фонтанки до Знаменской площади, здесь работал один из первых светофоров. Тогда он представлял собой раскрашенный тремя цветами круг со стрелкой, перемещаемой регулировщиком.

В феврале и июне 1917 года на Знаменской площади проходили многолюдные демонстрации и митинги, столкновения восставших с полицией. В память о революционных событиях в октябре 1918 года это место стало называться площадью Восстания.

Регулярные автобусные маршруты от площади Восстания появились в декабре 1926 года. Отсюда автобус ехал до Витебского вокзала и далее к Дворцовой площади . Всего на линии первоначально было пять машин.

В начале 1930-х Знаменскую церковь собирались закрыть. Но тогда влияние на власть города имел всемирно известный учёный Иван Петрович Павлов. По одной из легенд в этой церкви Павлов венчался. Также известно, что учёный был глубоко верующим человеком и часто бывал здесь. Сразу после его смерти храм в 1936 году был снесён, занимаемый им участок долгое время оставался огорожен забором, за которым сооружалась первая станция ленинградского метрополитена.

В 1937 году памятник Александру III был перенесён во двор Михайловского дворца .

Великая Отечественная война остановила бурную жизнь площади Восстания. Последний эшелон с Московского вокзала ушёл 29 августа 1941 года. Зимой не работал трамвай, но следующей весной ленинградцам удалось вновь наладить его работу. 20 марта 1944 года от Московского вокзала отошёл первый послеблокадный поезд до столицы. На площади по этому поводу состоялись торжественные проводы состава.

В 1950-1952 годах фасады всех зданий на площади Восстания были отреставрированы. Её центр в 1952 году занял сквер, в котором установили закладной камень. На его месте планировалось поставить памятник В. И. Ленину. К этому времени с площади сняли трамвайное кольцо, трамвай перестал ходить по Невскому проспекту. Проезжую часть площади залили асфальтобетоном.

Место Знаменской церкви занял построенный по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлёва и В. В. Ганкевич павильон станции метро "Площадь Восстания", открытой 5 ноября 1955 года. Эта станция метрополитена стала одной из первых восьми, открывшихся в Ленинграде.

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" открыт в центре площади Восстания 8 мая в 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В 1980-х годах начали создаваться проекты создания двухуровневой развязки на площади Восстания, благодаря которой был бы развязан уже тогда сильно загруженный транспортный узел. Лиговский проспект согласно планам советских инженеров должен был пройти под Невским. Однако, из-за дороговизны проект к 1990-м годам осуществлён не был, а затем из-за смены экономической системы его вовсе забыли. В 2000-х годах широко обсуждался проект создания под площадью Восстания нового торгового центра. Но из-за того, что подземные работы могут негативно сказаться на состоянии соседних исторических зданий, к этому проекту современные архитекторы относятся с большой осторожностью. Его реализация дорога и для современной капиталистической экономики. Вместе с тем, до сих пор поступают предложения о замене обелиска на памятник Александру III.

(до 1918 Знаменская, по Знаменской церкви (1794-1804, архитектор Ф. П. Демерцов, не сохранилась)), на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Образована в 1840 х гг. по плану архитектора Н. Е. Ефимова в связи со строительством железной дороги Петербург - Москва. В 1844-51 возведён Николаевский, ныне Московский вокзал. В 1847 построено здание гостиницы (Невский проспект, 118, архитектор А. П. Гемилиан, неоднократно перестраивалось), ныне гостиница «Октябрьская». В 1909-37 на площади стоял памятник Александру III (скульптор П. П. Трубецкой, ныне в ГРМ). В 1952 В. п. перепланирована, разбит сквер. В 1955 открыта станция метро «Площадь Восстания». К 40-летию Победы (1985) на площади установлен обелиск «Городу-герою Ленинграду» (архитектор А. И. Алымов, В. М. Иванов, инженер Б. К. Брудно). В дни Февральской революции на площади проходили митинги и демонстрации трудящихся, переросшие в восстание (отсюда современное название площади). ,

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .

ВОССТАНИЯ площадь

Площадь, расположенная на пересечении Невского и Литовского проспектов у Московского вокзала, раньше называлась Знаменской. Такое название носила и отходящая от площади улица. Когда здесь протекал Лиговский канал, мост через него по Невскому проспекту также назывался Знаменским. Все эти названия произошли от Знаменской церкви, построенной в 1794-1804 годах на месте бывшей там ранее деревянной церкви. В 1936 году Знаменская церковь была разобрана. Сейчас на ее месте находится наземный вестибюль станции метро «Площадь Восстания». В дни Февральской революции 1917 года Знаменская площадь стала местом митингов и манифестаций трудящихся. С 1918 года она именуется площадью Восстания. Позднее, в 1923 году, улицей Восстания стала называться Знаменская улица. Улица Восстания идет от Невского проспекта до Кирочной улицы. На площади Восстания в 1985 году установлен обелиск городу-герою Ленин граду.

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. - Л.: Лениздат . Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967 .


Смотреть что такое "Восстания площадь" в других словарях:

    ВОССТАНИЯ площадь - Площадь, расположенная на пересечении Невского и Лиговского проспектов у Московского вокзала, раньше называлась Знаменской. Такое название носила и отходящая от площади улица. Когда здесь протекал Лиговский канал, мост через него по Невскому… … Почему так названы?

    Площадь находится на пересечении Невского и Лиговского проспектов, улица начинается от площади и идет до Кирочной улицы. Первое название улицы, известное с 1774 года, – Офицерская. Здесь жили офицеры лейб гвардии Преображенского полка … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Содержание 1 Площади 1.1 Белоруссия 1.2 Китай 1.3 Россия … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. площадь Восстания. площадь Восстания Казань тат. Восстание (Фетнә) мəйданы … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Площадь Восстания. Площадь Восстания Таганрог … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Площадь Ленина (станция метро). Координаты: 59°57′25.54″ с. ш … Википедия

    Площадь Восстания (станция метро, Санкт Петербург) Станция «Площадь Восстания» Кировско Выборгская линия Петербургский метрополитен … Википедия

    После Февральской и Октябрьской революции площади нескольких городов России, на которых в 1917 году разворачивались масштабные манифестации и восстания, были переименованы в площади Восстания. Под некоторыми такими площадями были построены… … Википедия

    Площадь Восстания Харьков Общая информация Район города Коминтерновский, Московский, Червонозаводской Прежние названия Конная площадь (до 1925 г.) Ближайшие станции метро Площадь Восстания Почтовые индексы 61005 У этого термина существуют и… … Википедия

    Площадь Калинина (станция метро, Красносельско Калининская линия) Станция «Площадь Калинина» Красносельско Калининская линия Петербургский метрополитен Дата открытия … Википедия

Книги

  • Saint Petersburg and Its Environs. One-Day Pedestrian Routes. Guide (+карта) / Санкт-Петербург и пригороды. Пешеходные маршруты одного дня. Путеводитель (+ карта) , Т. Е. Лобанова , Путеводитель на английском языке представляет 10 однодневных пешеходных маршрутов, охватывающих основные достопримечательности Северной столицы и ее загородныхдворцово-парковых ансамблей:… Категория: Российские просторы Издатель: П-2, Медный Всадник ,
  • Санкт-Петербург и пригороды. Пешеходные маршруты одного дня. Путеводитель (+ карта) , Т. Е. Лобанова , Путеводитель представляет 10 однодневных пешеходных маршрутов, охватывающих основные достопримечательности Северной столицы и ее загородных дворцово-парковых ансамблей: Петропавловская… Категория: