Подборка упражнений для закрепления тем "обращение", "вводные и вставные конструкции". Обращение и знаки препинания при нем М.в.курочкина,школа n2, пос. салым, тюменская обл

М.В.КУРОЧКИНА,
школа N2, пос. Салым, Тюменская обл.

ОБРАЩЕНИЕ
И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ

8 класс

ПЕРВЫЙ УРОК

Цель. Повторение и закрепление сведений об обращении; формирование умений:

1) находить в предложении обращение, употреблять его в речевой ситуации;
2) правильно ставить знаки препинания при обращении;
3) выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

ХОД УРОКА

I. Совместная постановка задачи

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. Подчеркните грамматические основы предложений. Если встретится односоставное предложение, определите его вид.

1. Земля родная, будь ты мне всегда мила . (А.Плещеев)
2. Люблю твою, Россия, старину. (Н.Рубцов)
3. Прекрасны вы, поля земли родной. (М.Лермонтов)

Продолжите работу над предложениями: подчеркните в них как члены предложения остальные слова. Что вы можете сказать о словах, которые остались неподчеркнутыми?

II. Задания по вариантам

1-й вариант
Подготовьте, пользуясь учебником, связный ответ по теме «Способы выражения обращений».

2-й вариант
Подготовьте ответ «Знаки препинания в предложениях с обращениями», пользуясь схемами, известными с 5-го класса.
Запишите свои примеры на каждую схему.

3-й вариант
Запишите предложения:

1. Хороша Россия в ледоход весной,
Только первый снег ее снится нам и в зной.

2. Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина – Россия.

3. Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. (Ф.Тютчев)

4. Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.

– В роли каких членов предложения выступает слово Россия ? В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему?

III. Общая работа

1) Слушаем подготовленный ответ на задание 1-го варианта по теме «Способы выражения обращения».
– Как выражено обращение в предложении Как ты красив, о лес, в убранстве осени ?

Вывод: перед обращением может стоять частица о , которая сливается с ним в произношении и запятой от него не отделяется.

2) Слушаем ответ на задание 2-го варианта о знаках препинания в предложениях с обращениями.
– С какой интонацией произносится обращение?
При выполнении всех упражнений на уроке необходимо обращать внимание на соблюдение нужной интонации, пауз и логического ударения.

3)Слушаем сообщение ученика (индивидуальное домашнее задание) о звательном падеже (по книге Ю.Гвоздарева «Язык есть исповедь народа...»).
Вспомним Пушкина:

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».

Что за форма старче ? В обращении у нас обычно используется именительный падеж, а у слова старик именительный падеж иной:

Возвратился старик ко старухе ...

Сравните еще более древние тексты:

Пойди, княже, с нами в дань («Повесть временных лет»);
Милостивейший государь батюшко! (Обращение в письме царевича Алексея к царю Петру.)
Князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче – во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском; в русском же исчез.

IV. Закрепление темы по вариантам

1-й вариант
Запишите по памяти стихотворение в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева. Обращения выделите более крупным шрифтом. Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните все известные орфограммы.

2-й вариант
Ответьте на вопросы и запишите ответы в соответствующую графу по образцу (табл. 1).

3-й вариант
Упражнение 260.

V. Совместная работа. Общая проверка заданий 1-го и 2-го вариантов

VI. Проверочная работа

Графический диктант

1. Мать-земля родная наша, в дни беды и в дни побед нет тебя светлей и краше и желанней сердцу нет. (А.Сурков)
2. Но за что тебе столько страданий, Россия? (Ю.Друнина)
3. Спасибо, Родина, за счастье с тобою быть в пути твоем . (А.Твардовский)
4. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н.Некрасов)
5. <...> Родная земля!

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал...

(Н.Некрасов)

VII. Подведение итогов. Запись домашнего задания

Домашнее задание: § 29.

1-й вариант
Заполните таблицу 2, приводя свои примеры. Обращения выделите более крупным шрифтом.

2-й вариант
Выпишите из стихотворения М.Лермонтова «На смерть Поэта» предложения с обращениями. Выразительно прочитайте стихотворение.

3-й вариант
Упражнение 262.

ВТОРОЙ УРОК

Цель. Выработка навыков – находить в предложении обращения, употреблять их с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями, выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию; воспитывать любовь к русской литературе.

ХОД УРОКА

I. Лингвистическая разминка

Чтобы узнать тему урока, попробуем разгадать кроссворд.

1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 2. Второстепенные члены предложения. 3. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания. 4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 5. Главный член предложения. 6. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 7. Раздел науки о языке, в котором изучаются строение и значение словосочетаний и предложений. 8. Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. 9. Словарный состав языка.

II. Проверка домашнего задания

Связный рассказ по материалу § 29. Свой ответ ребята иллюстрируют примерами из упражнений, выполненных дома (по вариантам).

III. Тренировочные упражнения

1-й вариант
Дополните текст к рисункам (открыткам с надписями «С 8 Марта!», «С Новым годом!», «С днем рождения!» и т.п.) обращениями (нераспространенными и распространенными), выраженными разными частями речи.
Предложения запишите, указывая сверху, какой частью речи выражено использованное вами обращение.
Рядом запишите предложения, в которых слова, бывшие обращениями, были бы употреблены как подлежащие.
Обращения постарайтесь употребить в начале, в конце или в середине предложения.

2-й вариант
Распространите данные обращения: друзья, ребята, директор – и составьте с ними предложения.

3-й вариант . Выполните задание упражнения 263.

IV. Проверка работы

1-го и 2-го вариантов

V. Совместная работа

Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

1) Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, для сердца ты всегда дороже. (К.Батюшков)
2) Приди ко мне, любезный друг. (М.Лермонтов)
3) Ты не пой, соловей, под моим окном. (А.Кольцов)
4) Ты пахни в лицо, ветер с полудня. (А.Кольцов)
5) Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустными ты не дружи. (С.Есенин)
6) О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
7) Опять я ваш, о юные друзья. (А.Пушкин)

VI. Подведение итогов

1. Что нового вы узнали об обращениях?
2. Что можно сказать о роли обращений в поэтических произведениях?
3. Как тема «Обращение» может быть связана с этикой, воспитанием вежливости?
4. Только ли распространенные обращения позволяют нам передать отношение к адресату, дать ему характеристику?

VII. Домашнее задание

1-й вариант
Составьте и запишите 4–5 предложений, используя обращения в разных стилях речи.

2-й вариант. Упражнение 264 (ч. 2).

3-й вариант. Упражнение 264 (ч. 1).

Работа ведется по учебнику: Русский язык. Учебн. для 8-го кл. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков,
Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. 21-е изд. М.: Просвещение, 1999.

Класс: 8

Цель урока: расширить и уточнить понимание синтаксической сущности обращения.

  • познакомить с обращениями, олицетворяющими неодушевленные предметы и отвлеченные понятия,а также с обращениями, дающими одному и тому же лицу или предмету сразу несколько наименований;
  • познакомить учащихся со всеми возможными позициями обращения в предложении;
  • усовершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.

Оборудование: дидактический раздаточный материал, тексты произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про Ивана Васильевича…», проектор.

Ход урока

1. Актуализация знаний по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Работа с текстом М.Ю Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (3 часть со слов «Уж зачем, ты алая заря,просыпалася? На какой ты радости разыгралася»)

  1. Найдите употребление прямого и переносного значения слов в этом литературном отрезке,общеупотребительных и необщеупотребительных слов.
  2. В словах: рассыпчатые,просыпалася,разыгралася сделать морфемный разбор.
  3. В словах: златоглавая, белокаменные определить способы словообразования.
  4. Сделать синтаксический разбор предложения «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася». (Предложение записывается на доске)

2. Изучение нового материала:

Давайте обратимся к словам, ставшим девизом нашего сегодняшнего урока.

Эпиграф урока:

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых,естественных понятий…» (В.Г.Белинский)

Мы ежедневно и, наверное,чаще чем другие формы,употребляем в своей речи, казалось бы совсем прозаические, естественные слова, которые называются обращениями. И чтобы соблюдать чистоту языка, надо знать все тонкости их употребления, поэтому цель нашего урока - расширить и уточнить понимание синтаксической сущности обращения.

Приступим к работе.

Обратимся к последнему предложению и ответим на вопрос.

Каким членом предложения является слово «алая заря»? (Обращением)

Найдите в Толковом словаре Ожегова лексическое значение слова «обращение». Читаем (Обращение-слово или группа слов, которым и называют того, к кому обращаются с речью.)

  • Связано ли словосочетание «алая заря» сочинительной или подчинительной связью? (Нет)
  • Является ли членом предложения данное словосочетание? (Не является)
  • Какая интонация у этой части предложения? (Звательная, восклицательная интонация).
  • К кому обращается автор этих слов? (К заре алой)
  • В каком из стилей речи чаще всего употребляется обращение? (В разговорном).

Работа в группах.

1 группа. Какую идейную нагрузку несут обращения в следующих предложениях.

Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ. (Некрасов)

Друзья мои, прекрасен наш союз! (Пушкин)

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой. (Пушкин)

(Выражают основной идейный смысл высказывания, несут в себе основной идейный заряд)

2 группа. Определить, какую эмоциональную функцию выполняют обращения в следующих предложениях.

Откуда ты, прекрасное дитя. (Пушкин)

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом. (Крылов)

И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!» (Крылов)

Полно, степь моя, спать беспробудно. (Никрасов)

(Выражают ласку, строгость, раздражение, насмешку, лесть.)

Защита исследований, проведённых группами.

3. Закрепление.

Выполнить контрольные упражнения для закрепления.

(Тексты с контрольными упражнениями розданы учащимся)

Расставить знаки препинания. Определить на что указывают обращения.

1) Сердечный друг ты не здорова. (П) 2) В разведку меня дяденька будете брать? (Кат.) 3)Куда ты кумушка бежишь так без оглядки? (К.) 4) О чем ты думаешь казак? (П.) 5)Что же ты моя старушка приумолкла у окна? (П.) 6) Учись мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни. (П.) 7) Позвольте мне читатель мой заняться старшею сестрой. (П.) 8) У кого гармонь ребята? (Тв.)

1) И в самом обычном наряде мила ты Отчизна до слез. (Т.) 2) Родина-мать по равнинам твоим я не ездил еще с чувством таким. (Н.) 3) Множатся твои весна желанные приметы. (Б.) 4) Ой ты стежка погоди протянись немножко. (Ис.) 5) Как я любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы. (Л.) 6) Не пугай зима: весна придет. (Посл.)

1) Повидайся со мной родимая появись легкой тенью на миг.(Н.)
2) Отпусти меня родная на простор широкий. (Н.)
3) Милая добрая старая нежная с духами грустными ты не дружись. (Е.)
4) Услышь меня хорошая услышь меня красивая. (Ис.)
5) Что же сероглазая ты смеешься? (См.)

Указать,чем отличаются обращения в этом упражнении. Расставить знаки препинания.

  • Эй в гимнастерке подойди сюда. 2) Прощай с глазами синими тебя я не виню.Я цену настоящую давно узнал огню.(И.Гр) 3) Здравствуй в белом сарафане из серебряной парчи! На тебе горят алмазы,слово яркие лучи. (Вяз.)

Определить позицию обращений в данных предложениях. Расставить знаки препинания.

Друзья мои я молод был. (Л.) 2) Русь моя люблю твои березы!(Руб.) 3)о первый ландыш из- под снега ты просишь солнечных лучей.(Ф.) 4) О тонкая береза Что загляделась в пруд? 5)В тумане чистом и глубоком челнок плыви.(Бл.) 6) А что Соня самовар готов?(М.Г.) 7) Благослови нас на подвиг родная земля! (Сур.) 8) Вы слышите меня однополчане?(Ванш.) 9) Покойной тебе ноченьки солдатик родной.(Ал.) 10) Журчи журчи звени родник певучий. (Б) 11) Приветствую тебя Кавказ седой! (Л.) 12) Что ты поникла зеленая ивушка (А.М.) 13)Будь терпелив читатель милый мой! (Л.)

Материал для самопроверки. (Приложение №1)

Дорогие ребята, сейчас выполним упражнения, котрые позволят нам отличать обращение от подлежащего.

  • Прочитайте предложение. Найдите существительное, имеющее форму именительного падежа. Выделили бы вы словосочетание степные дороги как обращение, если опустить из предложения слово вы.

Весел мирный просёлочный путь, хороши вы, степные дороги! (Б.)

  • Скажется ли на пунктуации предложения замена глагола в повелительном наклонении глаголом в изъявительном наклонении.

В тумане чистом и глубоком, челнок, плыви. (Бл.)

  • Прочитайте стихотворение. Объясните, почему словосочетание подруга желанная в первом четверостишии выделено запятыми, а в третьем нет.

Встану я в утро туманное, солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная, всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжёлые! Ветром пахнуло в окно!
Песни такие весёлые не раздавались давно!
С ними и в утро туманное солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная всходит ко мне на крыльцо!

  • Прочитайте предложения и докажите, что существительные в именительном падеже не являются обращениями.

1. Пусть для вас сияет солнце. 2. Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у нас в груди. (Тв.) 3. Всяк сверчок знай свой шесток (Посл.)

Материал для самопроверки. (приложение №2)

Обобщение темы.

Приём «Кубик» Блума .

Опишите . Обращение-это слово или сочетание слов называющие того, к кому обращена речь. Обращения бывают как именами собственными, так и нарицательными.

Сравните. Обращение, как и подлежащее, выражается существительным в именительном падеже. Подлежащее входит в грамматическую основу. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему. Обращение не входит в грамматическую основу. К нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

Ассоциируйте. Когда слышим слово, чувствуем в интонации нотки повелительного наклонения. В обращении присутствует звательная интонация и интонация вводности. Наиболее отчетлива звательная интонация в начале предложения.

Проанализируйте. Чтобы не было пунктуационных ошибок, необходимо видеть в предложении обращение. Трудности обнаружения обращений обусловлены многими причинами: способом выражения обращения, местом его в предложении, возможностью смешения обращения с подлежащим.

Предложите. Легче всего обнаруживается обращение, если им является имя, отчество и фамилия. Чаще обращение не бывает замечено, если оно указывает наименование лица по роду занятий, семейным отношениям. Много неточностей при определении обращений, если обращение выражается неодушевленными существительными. Будьте внимательны при анализе предложений.

4. Итог урока.

Наше время подходит к концу. Слово корреспонденту программы «Итоги» Халиловой Алине.

Уважаемые ученики и гости Акжанской школы, с вами информационно –познавательная программа «Итоги».

Сегодня ученики 8 класса познакомились с грамматическим понятием «обращение». Теперь мы знаем, что обращения - это слова или словосочетания, называющие того, к кому обращена речь. На письме они выделяются запятыми и не являются членами предложения.

И свежее сообщение. Дорогие слушатели программы, чтобы в совершенстве, владеть навыком обнаружения обращений, необходимо выполнить упражнение №256., составить информационную карту по заданной теме. (приложение №3)

Для всех слушателей – объявление.

Уважаемые одноклассники, просьба всем участникам познавательной программы подойти к учителю с дневниками.

С вами была Халилова Алина. Всего доброго, друзья. До скорой встречи!

5. Рефлексия.

Даны слова: внимательно, увлекательно, не занимательно, успешно, интересно. Составьте стихотворение, используя те слова, которые позволяют понять ваше отношение к уроку.

Урок прошел замечательно. Усвоили все мы успешно, и было нам всем интересно.

Пожелайте друг другу удачного дня, используя обращения. Спасибо за работу!

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Обращение» Упражнение 1. Выпишите те предложения, в которых есть обращения. 1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес. Упражнение 2. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. 1. Ветер споет нам про дикие горы. 2. Мой друг настойчиво добивается цели. 3. Бабушка рассказывает сказку на ночь. 4. Ребята пошли на речку. 1 / 21

2 5. Мама купила мне книгу. 6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять. Упражнение 3. Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями. Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка. Упражнение 4. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.) 2 / 21

3 II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк.... Рабы разгибайте спины и ко лени. Армия пролетариев встань стройна. Упражнение 5. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения. I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем. II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться. III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу. 3 / 21

4 Упражнение 6. Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания. 1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.) Упражнение 7. Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи. Упражнение 8. Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах. 4 / 21

5 Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе. Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней. Простите мне, я так люблютатьяну милую мою. Прощай, письмо любви! Прощай: она велела... Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке. Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку? Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч... Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума. 5 / 21

6 Упражнение 9. Закончите предложения: а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того, ; б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено; в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой() ; г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и, поэтому при разборе предложения его нередко. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в, не является (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с. Упражнение 10. Как вы думаете, в какой речи устной или письменной чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится 6 / 21

7 использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений? (Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.) Упражнение 11. Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) Сашенька, а третьему (или в иных условиях) Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит. Упражнение 12. Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения. 7 / 21

8 Упражнение 13. Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания. 1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский) 2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин) 3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой) Упражнение 14. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения. а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова) 8 / 21

9 б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская) Упражнение 15. Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать. 1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин). Упражнение 16. Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения. 1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее 9 / 21

10 мечты всегда были возвышенны и романтичны. Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва мой любимый город. Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тест по теме "Обращение" 1. Одно из утверждений неверно. Найдите его. 1) Обращение это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь. 2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта. 3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами. 4) В предложении обращения обычно являются подлежащими. 2. С чем нельзя согласиться? 10 / 21

11 1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа. 2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения. 3) Обращение может стоять в любой части предложения. 4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания. 3. Выберите ошибочное утверждение. 1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями. 2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми. 3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком. 4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ. 11 / 21

12 4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным. 1) Здравствуй, солнце да утро веселое! 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. 3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход. 4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, все ваша музыка плоха. 5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным. 1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять. 2) Свет Родионовна, забуду ли тебя? 3) Ты хочешь меду, сын? Так жала не страшись. 4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая! 12 / 21

13 6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания. 1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить! 2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил. 3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе. 4) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде. 7. Установите соответствие: 1) Подлежащее. 2) Обращение. А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему. Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от 13 / 21

14 сказуемого. 8. Установите соответствие: 1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?» 2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились. 3) «Вот что, князь, тебя смущает?» 4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит. А. Гости - подлежащее. Б. Князь - подлежащее. В. Гости - обращение. Г. Князь - обращение. 14 / 21

15 9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено 1) обращением и вводным словом. 2) вводным словом и словом-предложением. 3) обращением и уточняющим обстоятельством. 4) словом-предложением и обособленным приложением. 10. Нераспространенным обращением осложнено предложение 1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин) 2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев) 3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов) 4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин) 15 / 21

16 11. Распространенным обращением осложнено предложение 1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев) 2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин) 3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский) 4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский) 12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении 1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов) 2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин) 3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов) 4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин) 16 / 21

17 13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении 1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин) 2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев) 3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов) 4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин) 14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется 1) обращение. 2) вводное слово. 3) слово-предложение. 4) обособленное приложение. 5) уточняющие члены предложения. 17 / 21

18 15. В каком предложении нет обращения? I) Зачем ты, Балда. к нам залез? 2) Воротись, поклонися рыбке. 3) Постой, бабушка, постой немножко." 4) Здравствуй, солнце да утро веселое! 16. В каком предложении нет обращения? 1) Ребята, вероятно, уже все в оборе? 2) Взвейтесь кострами, синие ночи! 3) Ты, видимо, меня не услышал. 4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели. 18 / 21

19 17. В каком предложении есть обращение? 1) Откуда ты идешь? 2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу. 3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко. 4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи. 18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка? 1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься. 2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить. 3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович? 4) Ты письмо мое, милый, не комкай. 19 / 21

20 19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка? 1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа. 2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы. 3) Брат мой, как я рад тебя видеть! 4) Читатель, любишь ли ты книги? 20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка? 1) Помоги мне, солнце красное. 2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы. 3) Итак, вы в Москве родные мои? 4) Он был, о море, твой певец. 20 / 21

21 Ответы: 21 / 21


Запомните! Обращение - это слово, или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией, бывает нераспространённое:

МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ» Лискинского района Воронежской области План-конспект урока русского языка в 8 классе Подготовила: учитель русского языка Гончарова Е.К. с. Сторожевое 2-е 2015-2016 учебный

Петрусева Ирина Владимировна Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Таежно-Михайловская основная общеобразовательная школа» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЕМ»

МОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Предложения односоставные и двусоставные Урок в 8 классе на методическую неделю составила учитель русского языка и литературы

Обращение Русский язык, 5 класс, Лучкина Ольга Николаевна Тема. Обращение. 42. Цели: Образовательные: - познакомить учащихся с понятие обращение; - рассмотреть способы его выражения, роль в предложении;

22.01.Материал параграфа 53. Знать, на какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое. Выполнить упр.424, стр.154 (озаглавить текст, списать, вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова, обозначить

Знаки препинания при вводных словах и обращениях Задание 10 Как формулируется задание В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые

Урок русского языка в 5 классе Обобщение изученного по теме: «Синтаксис. Пунктуация» Разработала: Свитнева Елена Николаевна учитель русского языка и литературы 2014-2015 учебный год Цели урока: Обучающая:

Урок со сказками Пушкина и обращения в них Выполнила: ученица 11 класса А гимназии 125 Идиятова Эвелина Проверила: Хабибуллина И.Н. Понятие об обращении Слово или сочетание слов, называющее адресата речи,

Сценарий праздника 8 МАРТА старшая группа (Дети заходят в зал под музыку и становятся полукругом) Начинается весна не с цветов, Есть тому много причин. Начинается она с теплых слов, С блеска глаз и с улыбок

Сценарий праздника 8 марта в детском саду вторая младшая группа. Дети под музыку входят в зал. Ведущий: Вот опять наступила весна! Снова праздник она принесла Праздник радостный, светлый и нежный. Праздник

Очень маму я люблю Ясли Лисичка. Дети с мамами под музыку входят в зал Солнышко ласково улыбнулось нам, Наступает праздник, праздник наших мам. В этот светлый день весенний Вы дружно в гости к нам пришли

ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Правила по русскому языку 1-4 Хочу всё знать и правильно писать! Раздел VІ СИНТАКСИС (раздел грамматики, изучающий строение предложений) 1. Что называется п р е д л о ж е н и

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г.белоярский Сценарий музыкально-развлекательной программы, посвященной Дню

Оформление: мамочка» выставка рисунков «Портрет мамы», сочинения «Моя Звучит музыка. В зал входят мамы, дети, мамы занимают места в зале. Ведущий: Добрый вечер, дорогие мамы! Мы начинаем наше торжество!

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебно-методическому комплекту «Русский язык» Канакиной В.П. (Учитель: Клокова М.Н.) 1 Урок-зачет по русскому языку в 4-м классе Тема: Имя прилагательное. Цель:

Сценарий ко Дню матери «Мама, мамочка моя!» Входят два ангела это мальчик и девочка. 1 ангел: Мама, мама, мамочка. 2 ангел: Мамочка? Ты веришь в маму? 1 ангел: Она везде, вокруг нас. Голос: Ангелы в лице

8 Марта (ст.гр.) Вот опять наступила весна! Снова праздник она принесла! Праздник радостный, светлый и нежный! Праздник всех дорогих наших женщин! О чем воробышек пропел Нам за окном с утра? Что наступает

ГУК «Областная библиотека для слепых им. Н. Островского», 1995. Анна Дмитриевна Абрамова родилась 28 января 1945 года в деревне Вечна Перемышльского района Калужской области в крестьянской семье. Инвалид

С днём матери!!! Наши мамы лучшие на свете!!! - Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит. -

Оглавление Примеры эпитафий... 1 Общие... 1 Ребенку... 4 Ему (мужу, отцу, сыну)... 4 Отцу... 6 Сыну... 6 Ей (жене, матери, дочери)... 7 Матери... 9 Дочери... 9 Родителям... 9 Примеры эпитафий Общие - Помним,

Задание 8 и 11: кто в доме хозяин? Конечно, мы, учителя, знаем, что для вас, учеников, очень важно хорошо сдать ОГЭ по русскому языку. Было бы просто наивно полагать, что главная мотивация каждого из вас

8 МАРТА В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Цель: формирование гендерной, семейной принадлежности; воспитание любви и уважения к матери. Задачи: 1. Формирование у детей таких качеств, как доброта, забота, любовь. 2.Формирование

ПАВЕЛ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧОНОК ПЕСНИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ СОЛНЫШЕК Солнечный зайчонок: песни для маленьких солнышек. Павел Рождественский. Челябинск, 2010. 14 с. Для маленьких солнышек, ищущих Радость

1 КОНЦЕРТ ДЛЯ МАМ!!! 2012 2013г. Старше подготовительная группа. Детский сад 24, ст. Варениковская. Музыкальный руководитель Агошкова И. В. Вот опять наступила весна, Снова праздник она принесла. Праздник

Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение Основными средствами оформления предложения являются порядок слов, актуальное членение предложения, интонация и логическое ударение Для правильного

1 УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ Учитель русского языка и литературы Потатуева Наталья Сергеевна 2 Дата: 22.04.2014г. Класс: 8 Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём». Тип урока: урок сообщения

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Приближается празднование Дня Победы! В ДОУ будет проходить фестиваль песен военных лет «Споемте друзья» Повторите вместе с детьми слова песен. «Катюша» Расцветали яблони и груши, Поплыли

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 2» при ФКУ ИК-4 Групповая консультация по русскому языку в 7 классе Тема консультации: «Категория

ОБРАЗЕЦ ТИПОВОГО ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (фрагмент) Время выполнения теста 45 мин. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Тест имеет 3 части: Грамматика/Лексика, Чтение и Письмо. Вы получили

Конспект урока по русскому языку по теме «Обращение» в 8 классе. Мосолова В.П. Учитель русского языка и литературы МБОУ Школы 63 г. о. Самара Тема: Обращение. Назначение обращений. Распространѐнные обращения.

Провели воспитатели Золотарева Людмила Николаевна Зайцева Ольга Васильевна Участники дети старшей группы Цель: Развлечение «День России» Старшая группа 9 июня 2018 года Воспитывать любовь и гордость к

Сценарий праздника 8 марта «Красная Шапочка в гостях у ребят» вторая младшая группа Цель: Создать праздничное настроение детей, вызвать эмоциональный отклик на праздничное действие. Задачи: Развивать эмоциональную

МБОУ «Большебыковская СОШ» Урок русского языка в 8 классе по теме «Виды односоставных предложений» Подготовил и провел учитель русского языка и литературы Давыдова Н. В. Тема урока: Виды односоставных

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 14 «Березка» Сценарий праздника «Мамочке любимой» Волжск 2013 Выполнила: музыкальный руководитель Отмахова О.Л. Ведущая:

Утренник на 8 марта «Праздник вместе с Машей и Медведем» (средняя группа) Под музыку дети входят в зал. Ведущий. Солнечный луч заглянул в этот зал. Гостей дорогих в нашем зале собрал. Вы с нами сейчас

МКОУ «Специальная школа 106» Тематическая линейка «По сказкам А.С. Пушкина» Подготовили и провели: Антоновская Е.Ю., учитель русского языка и литературы; Шепелева А.С., учитель русского языка и литературы

Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

Сценарий праздника День матери ТАНЕЦ (Звучит мелодия на сцену выходят 2 ведущих) 1 ведущий. Кто сказал, что ангелов на Земле не бывает? Просто иногда у них нет крыльев, и тогда мы называем их мамами. 2

УРОК 2 Повторите окончания винительного падежа существительных и прилагательных, а также личных местоимений (учебник «Жили-были. 12 уроков русского языка», стр. 27 28). 1 Раскройте скобки, поставьте слова

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме Разряды имён прилагательных 2011 21 слайд Тема урока: Разряды имён прилагательных Тип урока: повторительно-обобщающий Технология: элементы методики

Справочные материалы по блоку " Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения" 5 Что изучают синтаксис и пунктуация Синтаксис это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения,

Конспект урока в 3 классе по теме: Род и число имени существительного. Моя малая Родина. (урок-закрепление) Цель: закрепление умения определять род имен существительных, число имён существительных и при

УДК 373.167.1:82 ББК 84я71 Г80 Г80 Грехнёва, Г. М. Литературное чтение. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1: рабочая тетрадь / Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова. 4-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2018. 94, с. : ил. ISBN

ГБОУ СОШ 84 Лебедева С.С. Способы передачи чужой речи Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней». Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней. И долго, долго

Праздник «День любимых мам» Савина Л.А. Цели: формировать в детях чувство уважения к мамам. Оборудование: фотовыставка, выставка рисунков, диски с фонограммами, шары для украшения зала, подарки мамам и

Сценарий праздника «1 сентября - День знаний» Дети стоят на улице перед центральным входом в детский сад. Ведущий: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! Очень мы рады сегодняшней встрече! Учиться

Благотворительная акция «Новогодняя сказка» 24 декабря в Образовательном центре встречали гостей из школы-интерната 73. На новогоднюю сказку «Новогодний переполох» приехали ученики младших классов, педагоги

// Прими, мамуля, поздравленья В твой день чудесного рожденья! Пожелать хотим цветенья, молодости, доброты, Счастья, радости, терпенья И душевной красоты! 1 / 25 Твоей любовью, мама, дорожим! Ты нас растила,

Муниципальное образовательное учреждение «Октябрьская средняя (полная) общеобразовательная школа» Сценария сказки «Заколдованная слезинка» (для детей разновозрастной группы) Составила: воспитатель дошкольной

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ СЕМЬИ» ГРУППЫ 12 «КАПИТОШКА» Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей. Родители и дети заходят в зал под «Гимн

8 класс. Контрольный тест Главные члены предложения 1 вариант А 1. Найти предложение, в котором подлежащее выражено неделимым словосочетанием: 1. Отец с сыном отправились на стадион. 2. Мокрый дождя не

Хотел бы я, чтобы мой дед Был ветераном той войны. И рассказывал всегда Военные истории свои. Хотел бы я, чтобы бабушка моя Была ветераном труда. И рассказывала внукам, Как трудно было им тогда. Но мы

Сценарий развлечения «ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ». Интеграция: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Речевое развитие. Цель: Познакомить

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ И СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ Ребенок это свет счастья. Жить с ребенком это возможность постоянного общения со светом. СЧАСТЛИВАЯ ПЛАНЕТА Детство добрая планета, Это мир чудес

Сценарий праздничного концерта к 8 Марта «От всей души» Ход праздника. Дети под фанфары заходят в зал, за ними выходят ведущие. Ведущий 1: Вновь опять наступила весна! Снова праздник она принесла, Праздник

День знаний в детском саду Описание: Массовый праздник в детском саду, посвященный Дню Знаний (1 сентября) с участием Гномика Молчка. Данный сценарий предполагает минимальную подготовку к этому празднику.

1. Что такое имя прилагательное? 1) Слово. 2) Часть речи. 3) Часть предложения. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Тест 1. 2. Имена прилагательные отвечают на вопросы... 1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3)

МыслиVслух Мысли вслух СТИХИ И ПЕСНИ 16+ Новокузнецк Издательство «Союз писателей» 2017 Издательство «Союз писателей», 2017 МыслиVслух Мысли вслух СТИХИ И ПЕСНИ Новокузнецк Издательство «Союз писателей»

Сценарий совместного мероприятия ко дню Матери «Мамочка любимая моя» для детей и родителей в старшей группе. Зал празднично украшен. Ведущая: Сегодня мы отмечаем день Матери. Для каждого человека, мама

План - сценарий мероприятия в старшей группе Тема: «Знайка и Незнайка в гостях у ребят» Возраст: 5 6 лет. Цель: Закрепление представлений детей о времени. Задачи: Образовательные: систематизировать знания

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 класс Вариант 7 Инструкция по выполнению работы На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий. Ответ запишите

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того ,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено ____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой (_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с______________________________ _ .

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка. )

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич , другому (или в других условиях) – Сашенька , а третьему (или в иных условиях) – Санек . И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

Упражнение 15.

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Упражнение 16.

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Обращение и знаки препинания при нем.

1. Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены):

К утру мороз крепчал.

Муравьи санитары леса.
Догорай костёр дотла.

Подкралась осень незаметно.

Друзья познаются в беде.
Прощай любимый город.
2. Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:
Собственное имя
Название лица по родству
Название лица по профессии
Название лица по возрасту

1
4
3
5
2

Сергей Сергеевич, это вы ли?

Пошёл, кучер!

В каждую колонку запишите свое предложение.
3. Найдите древние формы обращений:


4. Распространите обращения прилагательными (см. слова для справок) и запишите предложения:


(:) мама, я очень скучаю. Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.
Запишите по одному своему предложению с распространенным обращением.
5. Спишите предложения, расставив знаки препинания:
Соседка, перестань срамиться!



Федя, а Федя, дай карандаш!

Обращение и знаки препинания при нем
В своей речи мы часто обращаемся с просьбой или высказыванием к конкретному лицу. Для обозначения конкретного адресата, способного выполнить побуждение или ответить на вопрос, мы используем обращения. Сегодняшний урок мы посвятим изучению обращения. Слайд 2, план изучения обращений (гиперссылки).
Определение:
Слайд 3. Обращение - это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь.
Саша, у тебя сегодня сколько уроков?
Слайд 4. Задание: Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены):
I вариант
Не трещите морозы в заповедном бору.
К утру мороз крепчал.
Вылезайте муравьи после зимней стужи.
Муравьи санитары леса.
Догорай костёр дотла.
II вариант
Что ты рано осень в гости к нам пришла.
Подкралась осень незаметно.
Песню эту пронесём друзья по свету.
Друзья познаются в беде.
Прощай любимый город.
Проверка: I 1, 3, 5; II 1, 3, 5 (для проверки нажать на восклицательный знак)
Способ выражения обращения:
Слайд 5. Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Например: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.).
В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии:
Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.)
Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица:
Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?
В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия (Пушкин).
Слайд 6. Задание: Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:
Собственное имя
Название лица по родству
Название лица по профессии
Название лица по возрасту
Название лица по общественному положению

1
4
3
5
2

Предложения:
Сергей Сергеевич, это вы ли?
Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною.
Пошёл, кучер!
Я и не отговариваюсь, тётушка.
Ты что же, молодчик, оброка не платишь?
Для проверки нужно нажать на восклицательный знак.
Грамматическая форма:
Слайд 7. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.
В разговорной речи существуют особые формы обращения: так называемый усечённый именительный падеж существительного.
Маш, дай ручку. Петь, а Петь, приходи пораньше.
История обращения в русском языке:
Слайд 8. Вспомним А.С.Пушкина:
Приплыла к нему рыбка, спросила:"Чего тебе надобно, старче?"
Что это за форма "старче"? В обращении мы используем именительный падеж. А слово "старче" в устаревшем падеже (в древнерусском языке было 7 падежей) русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении.
Слайд 9. Задание: Подчеркните древние формы обращений.
Молитва:
Отче наш, Иже еси на небесех,да святится Имя Твое,да приидет Царствие Твое,да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Народная разбойничья песня:Не шуми, мати, зелёная дубравушка,Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.
Слайд 10. Дополнительный вопрос:
Назовите произведения А.С.Пушкина, в которых воспроизводится эта песня. (роман "Дубровский", повесть "Капитанская дочка")
Обращения распространённые и нераспространённые
Слайд 11. Нераспространённые обращения выражены одним словом:
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Лермонтов).
Распространённые обращения включают в себя пояснительные слова:
Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не спеша! (Твардовский).
Слайд 12. Задание: Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения.
(:) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.
(:) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.
(:) мама, я очень скучаю.
Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.
Роль обращений в языке
Слайд 13. В устной речи обращения служат для привлечения внимания собеседника и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику.
Провожающие, просим вас освободить вагоны.
В письменной речи обращения служат для выражения отношения пишущего к адресату:
Милый Миша, здравствуй.
Использование обращений в поэтической речи
Слайд 14. В поэтических текстах нередко в качестве обращений используются неодушевлённые предметы. Такая стилистическая фигура речи называется риторическим обращением. Главная задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторические обращения не требуют ответа.
Слайд 15. Задание: На уроках литературы мы недавно знакомились с произведениями Ф.И.Тютчева. Запишите по памяти строки с обращениями, соответствующими данным иллюстрациям.
Учащиеся должны записать по памяти:
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
Ты, волна моя морская, Своенравная волна,Как, покоясь иль играя,Чудной жизни ты полна!
В каком отрывке обращение только называет предмет, а в каком выражает его характеристику, эмоциональную оценку?
(Обращение "ива" только называет предмет, а обращение "волна моя морская" выражает характеристику предмета и эмоциональную оценку).
Место в предложении
Слайд 16. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.
Слайд 17. Задание: Перестройте предложение, чтобы оно соответствовало схеме.
Милые внуки мои, родилась я под Киевом, в тихой деревне.
Интонация Обращение произносится со звательной интонацией, то есть с усиленным ударением.
Слайд 19. Задание: прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями из рассказов Чехова (При нажатии на скрипичный ключ воспроизводится аудио). Выпишите обращения, которые использует Чехов. (Отрывок 1: окаянная, ребята; 2: Порфирий, голубчик мой, Миша, друг детства.)
Слайды 20, 21. Знаки препинания при обращении
Правило
Пример

Обращение выделяется запятыми
Наташа, иди сюда!
Вперёд тебе наука, друг.

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.
Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть.
Отколе, умная, бредёшь ты голова?

Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком.
О небо, над нами синей!
Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава.

Однородные обращения, соединённые союзом И или ДА запятой не разделяются.
Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Частицы А и ДА, стоящие перед обращением, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится.
Петька, да Петька же, куда ты запропастился?

Слайд 22. Задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания:
Соседка, перестань срамиться!
Гражданин! Спасите раненого бойца.
О барабанщики предместий, когда же среди гулких плит ваш голос ярости и мести вновь над Парижем прогремит?
Голубчик ты мой, сделай это для меня.
Федя, а Федя, дай карандаш!
Подведение итога урока
Что нового об обращении мы узнали?
Какие задания вызвали у вас затруднения