Подготовительная группа развитие речи лексико грамматические упражнения. Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий для воспитанников подготовительной группы с ОНР на тему: «Дикие животные наших лесов. VI. Динамическая пауза. Игра

Татьяна Бурмистрова
Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить предложения и умение отвечать на поставленные вопросы. В своей работе я часто использую данные упражнения для развития речи детей, расширения словарного запаса, развития логического мышления.

1. Если я…

Цель: развивать логическое мышление, учить грамматически правильно строить предложения.

Педагог предлагает детям закончить предложение, подумав о возможных результатах:

Если я полью цветы…

Если я соберу свои игрушки.

Если я выйду летом в пальто…

Если я открою в ванной кран с горячей водой.

Если я поеду в зоопарк…

Затем можно продумать ответы на те же ситуации с частицей «Не».

2. Что бывает круглым?

Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать воображение.

Педагог, кидая мяч детям по очереди, задает вопрос, на который те должны ответить, после чего вернуть мяч обратно.

Что бывает круглым?

Что бывает длинным?

Что бывает высоким?

Что бывает зеленым?

Что бывает сладким?

Что бывает горьким?

Дети дают свои варианты ответов на каждый вопрос.

3. Кто больше?

Цель: расширить словарный запас детей, развивать память, речь.

Педагог просит детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы. Выигрывает тот, кто назвал больше всех слов на определенную букву.

К этой игре можно подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

4. Говори наоборот.

Цель: развивать речь, воображение, логическое мышление.

Педагог называет слово и просит детей назвать слово «недруг», т. е. противоположное по значению. Например:

Веселый-грустный

Быстрый-медленный

Полный-худой

Большой- маленький

Тяжелый-легкий

Гладкий-шершавый

Умный-глупый

Твердый- мягкий и т. д.

5. Кто как разговарива ет?

Цель: расширять словарный запас детей, развивать связную речь.

Педагог поочередно бросает детям мяч, называет животных. Дети возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает».Например:

Корова- мычит

Тигр-рычит

Змея-шипит

Комар – пищит

Собака – лает

Волк – воет и т. д.

6. Кто мы?

Цель: расширять словарный запас детей.

Педагог поясняет детям, что один и тот же человек в разных местах называется по-разному. А вы знаете, кто вы?

У мамы с папой (Сын, дочка.)

У учителя (ученики.)

В детском саду у воспитателя (Воспитанники.)

В транспорте едете? (Пешеходы.)

В магазине, если что-то покупаете (Покупатели.)

В санатории, в доме отдыха (Отдыхающие.)

7. Назови то же самое, но по-другому.

Цель: расширять словарный запас детей, логическое мышление, произвольную память.

Педагог просит детей назвать слова- «друзья», близкие по значению к названным словам:

Смелый- храбрый, отважный.

Красивый- прекрасный, чудесный.

Большой-огромный, громадный.

Маленький-крошечный, малюсенький.

Тихий-бесшумный, неслышный и т. д.

Л Е К С И К А. (Словарь)

I . Развитие номинативного (предметного) словаря. Кто? Что?

/ Можно использовать фишки, флажки, проводится типа соревнования./

    «Что растёт в огороде (в саду)?»

« Кто живёт в лесу?» и т. д.

/использовать муляжи, игрушки, настоящие предметы, предметные и сюжетные картинки./

  1. «Что лишнее?» , «Кто лишний?» , «Четвёртый лишний» / отработка обобщающих понятий/
  2. «Хлопни в ладоши, если услышишь название …»

/ овощей, фруктов, весенних признаков, птиц…/

    Части целого. (Расширение предметного словаря.)

    кожица, мякоть, семечки, дольки …;

    перья, крылья, хвост, клюв, лапы …;

    чешуя, плавники, жабры, хвост … . и т.д.

    Формирование понятия существительных в связи с местоимениями. Игра «МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ»

/ подбор предметов по любой теме, предм. картинки/

    «Кто? - Что?» , «Живое - неживое». Называние предметов, отвечающих на вопрос -Кто? или -Что?

    «Во саду ли, в огороде!»

    растёт в саду / ребёнок стоит, руки вверх/,

    на грядке / ребёнок присаживается/.

Воспитатель: картофель, огурец, слива, помидор, яблоко, редиска, груша. апельсин, капуста …

/Можно проводить как физ минутку/

    Расширение и активизация словаря признаков (прилагательных)

Какой? Какая? Какое? Какие?

    Игра «Какое яблоко?» /Дети стоят в круг и передают друг другу яблоко (мяч) и называют слова, кто молчит, тот выходит из круга/ (На любые темы: Какая зима, какой котёнок, какая снежинка …)

    Образование им. прилагательных от им. существительных.

« Времена года» весна - весенний, зима - зимний, осень - осенний, лето - летний …

«Фрукты» - Какой сок, если его сделали …

    из яблок - яблочный;

    из груш - грушевый;

    из слив - сливовый;

    из апельсина - апельсиновый … ит.д.

    Образование притяжательных прилагательных.

«Дикие животные» , «Домашние животные» ,

«Птицы - перелётные, зимующие»

«Чей хвост? Чья морда? Чьё ухо? Чьи следы?»

/лисий хвост, лисья морда, лисье ухо; вороньи следы, медвежьи следы …/

    «Узнай по описанию»

Воспитатель: оранжевая, твёрдая, длинная, хрустящая, сочная, длинная …(морковь)

Ребёнок - аналогично, но о других предметах.

/Все темы/

    Образование относительных прилагательных от существительных. «Лес, деревья» /гербарий /

«Какой лист?» (Экскурсия в лес)

Дуб - дубовый;

Клён - кленовый;

Липа - липовый;

Ель - еловый;

Осина - осиновый … ит.д.

    Развитие и активизация глагольного словаря.

Что делает? Что сделал? Что сделает?

    Игры - загадки.

«О ком я говорю?»

    летает, клюёт, вьёт, поёт, высиживает, …;

    воет, охотится, гонится, скалится …;

    убегает, прыгает, боится, грызёт, барабанит, петляет..; ит.д.

    Игра с мячом. «Скажи о котёнке» - что он делает?

/можно использовать, как орг. момент /

    «Я скажу об одной птице, а вы о стае птиц»

Изменение глаголов по числам.

    ходит ---ходят машет ---машут

    прыгает ---прыгают клюёт ---клюёт

    летает ---летают чирикает ---чирикают

    сидит ---сидят вьёт ---- вьют

    Работа над предлогами.

    Практическое усвоение предлога -НА-.

а) «Игра с листочком» «Осень»

    Куда упал листок. (На дорожку, на крышу, на

зонт, на на землю …

б) «Где лежит снег?» «Зима»

в) «Куда сел воробей?» «Зимующие птицы» …

2. Практическое усвоение предлога -В-.

а) «Что лежит в корзине?» «Овощи, фрукты»

б) «Кто где живёт?» «Дикие животные»

3. Практическое усвоение предлога -ИЗ-.

а) «Что выдёргивают из земли?» «Овощи»

/морковь, репу, редис, свёклу …/

б) «Что делают из …» «Фрукты»

/ из яблок - компот, варенье …/

в) «Что делают дети из снега?» «Зима»

Дети из снега лепят крепость /снеговика,

снежную бабу, горку …/

    Практическое усвоение предлогов: У, С («Кто с кем» «Дом. и дик животные» «Животные с детёнышем»), ОКОЛО, частично НАД, ПОД.

Грамматические упражнения.

(Старшая группа)

    «Один - много». Образование множественного числа им существительных.

    яблоко - яблоки;

    медведь - медведи;

    снежинка - снежинки;

    ручей -- ручьи …

    «Назови ласково» , «Что у гномика» (игрушка гномика). Образование уменьшительно - ласкательной формы им. существительных.

У тебя. - У гномика.

слива - сливка

ягода - ягодка

заяц - зайчик

воробей - воробышек

зима - зимушка …

    «Чего (кого) нет?» (на блюде, в лесу, на грядке …)

Практическое усвоение родительного падежа единственного числа.

    нет груши, нет яблока;

    нет свеклы, нет лука;

    нет лисы, нет волка;

    нет сороки, нет вороны … и тд.

    «Посчитай» , «Игра с числами 2 и 5». Согласование им числительных с им существительным.

Одна репа, две репы, пять реп,

    один зонт, два зонта, пять зонтов,

    одно дерево, два дерева, пять деревьев …

    «Кому - что?» Практическое усвоение дательного падежа единственного числа.

Коту мышку. Использовать

Кролику морковку. предметные

Петуху зерна. картинки.

Медведю мёд. …

    «Про что можно сказать …?» Согласование им существительного с им прилагательным в роде, числе и падеже.

    КРАСНЫЙ - арбуз, мак, лист, лис, попугай …

    КРАСНАЯ - ягода, малина, редиска, гвоздика …

    КРАСНОЕ - солнце, яблоко, дерево.. итд.

    «Игра со словом ЕХАЛ». Префиксальное словообразование. (использовать игрушки)

УЕХАЛ, ПОЕХАЛ, ПРИЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ,
СЪЕХАЛ,ВЫЕХАЛ, ВЪЕХАЛ, ЗАЕХАЛ …

    Антонимы. «Скажи наоборот»

Зимой холодно, а летом жарко.

Виноград сладкий, а лук горький.

Река широкая, а ручеёк узкий. Итд.

Грамматические упражнения.

(Подготовительная группа)

    «Игра со словом МНОГО» Образование формы родительного падежа множественного числа.

    много лука, много картофеля …;

    много снега, много сугробов … ;

    много ежей, много зайцев … ит.д

2. Образование слов с уменьшительно - ласкательными и увеличительными оттенками. Работа по схеме.

«У гномика и у великана».

    лук - лучок - лучище;

    слива - сливка - сливища;

    кот - котик - котище;

    крыло - крылышко - крылище; … итд.

    Образование сравнительной степени прилагательных. «Похвались»

ЯБЛОКО - спелое - спелее

    красное - краснее

    вкусное - вкуснее

    сочное - сочнее

ОСЕНЬ - ЗИМА

    холодно - холоднее

    сильный (ветер) - сильнее

    темные - темнее

    тёплые (одежда) - теплее … итд.

    Образование сложных слов методом словосложения.

Лист + падает = листопад

Сад + разводит = садовод

Хвост + длинный = длиннохвостый

Белый + бок = белобокая

Большие + уши = большеухий

Красная + грудь = красногрудый

Толстое + брюхо = толстобрюхий

Длинные + крылья = длиннокрылый …

    Практическое усвоение сложных предлогов:

МЕЖДУ, НАД, ПОД, ИЗ - ЗА, ИЗ - ПОД.

«Кто выглядывает ИЗ - ЗА сугроба?»

«Что (кто) спрятался ПОД снегом?»

« Кто(что) сидит (растёт) МЕЖДУ …?»

«Кто выглядывает ИЗ -ПОД …?»

5. Префиксальное словообразование. (Использовать приставки на каждого ребёнка.)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

    Многозначность слов. Обращать внимание детей, что у некоторых слов несколько значений.

Идёт - снег, дождь, человек, часы …

Ножка - у ребёнка, у стула, у торшера, у гриба..

Шляпка - у мамы, у гвоздя, у гриба …

Рожок - у телёнка, у люстры, название булки, мороженное, музыкальный инструмент …

    Родственные слова. (Использовать набор слов, дерево)

ЛЕС - лесной, лесник, лесок, перелесок …

    Антонимы. «Скажи наоборот»

    Синонимы. Подбор слов, имеющих одно значение и разное звучание.

ИДЁТ - шагает, движется, стремится …

БЕЖИТ - несётся, торопится, мчится, стремится …

    Подбор слов - рифм. Использовать фишки, флажки.

ОВЕЧКА - свечка, печка, крылечко, уздечка, колечко, …

ШИШКА - крышка, мышка, малышка, мальчишка, книжка, фишка, коврижка, зайчишка, хвастунишка мартышка … итд.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

С союзом КАК:

    У мухомора шляпка красная, как косынка.

    Вишня мелкая, как бусины.

Слон огромный, как гора. …

С союзом А:

Ранней осенью погода тёплая, а поздней холодная.

    Зимой ветер холодный, а летом тёплый. …

С союзом ПОТОМУ ЧТО:

Почему на улице тепло?

На улице тепло, потому что наступила весна.

    Почему Катя не пошла на прогулку?

Катя не пошла на прогулку, потому что промочила ноги. … итд.

Светлана Кононова
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе.

Конспект НОД по развитию речи «Лексико-грамматические игры по теме Весна» в подготовительной группе.

воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ №61 г. Кирова С. Н. Кононова

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, существительных мн. ч. в род. падеже; поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом; совершенствование навыка анализа предложения.

Ход занятия:

Игра «Что за окном?» (посмотрим, что интересного мы увидели в окно)

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла. (Весна)

Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает.

А какие месяцы Весна с собой привела?

Назовите по порядку весенние месяцы?

Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:

Днём стало пригревать солнце.

Стало теплее, день стал длиннее.

Снег потемнел, стал таять.

Появились первые проталины.

Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

Побежали, зазвенели ручьи.

Возвращаются перелётные птицы.

Давайте сядем поудобнее и поговорим о весне.

Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна! Алферов

А вы знаете стихотворение про весну? (Ночь и день. Соловьева)

Зима никак не хочет уходить от нас. Ребята, для того чтобы прогнать зиму, мне нужна ваша помощь. Вы хотите стать помощниками Весны?

Игра «Помощники Весны»

Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова. (Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.)Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники.

Молодцы, помогли Весне растопить снег, и я думаю, что Весна скоро полностью вступит в свои права.

Игра «Весенняя поляна»(с мячом)

Представьте, что мы находятся на весенней поляне, где все весеннее.

Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Н – р: день-весенний день. (солнце, погода, лес, трава, небо, месяцы, гроза, дождь, цветы,настроение)

Давайте красивые подснежники возьмем и к самой Весне пойдем (плакат на доске.)Садитесь поудобнее.

А Весна приготовила для вас шкатулку с весенними словами.

Игра «Шкатулка весенних слов» (картинки)

Послушайте загадки, если отгадаете – картинку увидаете.

(солнышко)Солнышко, какое? (весеннее, яркое, веселое, теплое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, большое, радостное, нежное, жгучее, щедрое, утреннее, вечернее, желтое, золотистое, огненное, огромное, рыжее, благодатное, ликующее, нежное, приветливое).Что делает солнышко? (светит, пригревает, ласкает) .

(небо)Небо, какое? (голубое, чистое, ясное, яркое, весеннее, высокое) .

(сосулька)Сосульки, какие? (Веселая, звонкая, длинные, прозрачные, блестящие).Что делают сосульки? Капают, тают.

(снег)Весной снег, какой? (Рыхлый, серый, темный, талый, грязный). Что делает снег? (темнеет, оседает, тает)

(ручей) Какие ручьи? (Весёлые, звонкие, прозрачный, журчащий,быстрые, бурливые, бурные, бурлящие, говорливые, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние.). Что ручьи делают? (Бегут, журчат, звенят, шумят, сливаются в речку.)

(травка) какая? - молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная Трава (что делает) - пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует. ;

Ребята, когда появляется солнышко, что происходит со снегом? (тает)

Правильно, тает, бегут веселые ручейки, а с крыш капает…. (капель).

Но что-то я не слышу звона капели. Давайте ее разбудим.

Я буду говорить, что происходит весной, и если так бывает- вы звонко хлопаете в ладоши. Но если так не бывает, то молчите.

дидактическая игра “Бывает - не бывает”

Весной ярко светит солнышко.

Весной на деревьях распускаются желтые листочки.

Весной тает снег.

Весной в лесу собирают грибы.

Весной люди снимают теплую одежду и одевают более легкую.

Весной идет дождь.

Прилетают насекомые с юга

Весной журчат грачи

Набухают листочки

Тают слезинки

Картинка –небылица «Что весной не бывает?»

Словесная игра «Исправь ошибку».

Я буду называть приметы весны, а вы найдите ошибку в моем предложении и исправьте.

Весна наступила потому, что прилетели птицы.

Солнце светит потому, что тает снег.

Снег тает потому, что бегут ручьи.

Тепло потому, что все ожило.

Солнце вышло потому, что стало тепло.

Солнце светит потому, что звенит капель

Подснежник расцвела первыми.

Как много вы знаете о весне! А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы?

Игра «Я начну, а ты продолжи».

Зимой солнце морозит, а весной. греет,

Зима ушла, а весна. пришла,

Зима холодная, а весна. тёплая,

Зимой надевают шубы, а весной. куртки,

Зимой сугробы высокие, а весной. низкие.

Зимой снег чистый, а весной -.

Зимой солнце тусклое, а весной -.

Зимой дни холодные, а весной -.

Зимой погода часто пасмурная, а весной -.

Зимой медведь спит, а весной - (просыпается)

Зимой снег выпадает, а весной (тает)

Зимой заяц белый, а весной (серый)

Зимой дни короткие, а весной (длинные)

Зимой деревья спят, а весной (просыпаются)

А сейчас, ребята, я предлагаю вам вместе отдохнуть.

Физкультминутка «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик. Дети ритмично скрещивают руки над головой.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху.

Потом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щечки.

И весной на носик ставит

Точки, точки, точки. Ритмично постукивают пальцем по носу.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это. Прыжки на месте, руки на поясе.

Ребята, как вы уже говорили, перелетные птицы возвращаются к нам с юга весной. Назовите их (картинки). Чтобы птицы быстрее вернулись домой, нужно назвать их ласково.

Игра «Назови ласково» (с птицами) .

Скворец – скворушка

Соловей – соловушка

Журавль - журавушка

Лебедь – лебедушка

Утка – уточка

Кукушка – кукушечка

Трясогузка – трясогузочка

Жаворонок – жаворонушек

Какие изменения в жизни животных происходят весной? (Медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата).

Игра «Чей хвост? Чьи Уши?» -называют притяжательные прилагательные (лисий, медвежий)

Физкультминутка «Весна пришла»

Ребята, давайте мы тоже выйдем на весеннюю улицу и на весну полюбуемся.

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)

Вот веселый воробей

В лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)

Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)

И отряхается. (Потрясти кистями)

А теперь полетели и на место тихо сели.

Игра «Народные заклички» - игра с шелковой лентой.

Весна прекрасное время года, когда природа просыпается от зимнего сна.

Все рады весне, ждали ее с нетерпением. Раньше люди звали весну в гости и говорили такие слова:

Весна-красна! В гости просим. Приди скорей.

Принеси теплое солнышко, певчих птичек, травки зеленой, цветов ярких».

А что бы вы хотели попросить у весны.

Дети передают друг другу жёлтую атласную ленточку.

У нас с вами получилось свое солнышко, солнышко-дружбы.

Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.

Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет – весне дорогу».

Вид непосредственной образовательной деятельности: Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи.

Тема: Лексическая тема: «Транспорт»

Программа: - Образовательная программа детского сада;

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;

Программа Т.Б.Филичевой и Г.А.Каше «Программа обучения детей с

недоразвитием фонетического строя речи»

Возраст: 6 лет

Направление : Познавательно – речевое развитие

Основная образовательная область : Познание

Интегрированные образовательные области: Познание - коммуникация

Форма проведение : фронтальное занятие

Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».

Задачи:

коррекционно-воспитательные:

воспитание коммуникативных навыков, уважения к труду водителя;

воспитание чуткого и внимательного отношения друг к другу.

коррекционно-развивающие:

развитие умения строить распространенные предложения путем введения

второстепенных членов предложения;

развитие навыков овладения операциями обобщения, классификации;

развитие общей и мелкой моторики;

коррекционно-образовательные:

закрепление названия профессий людей, управляющих различными видами

транспорта, видов транспорта;

закрепление согласования прилагательных с существительными;

закрепление образования существительных множественного числа;

закрепление глагола «ехать» с различными приставками;

Планируемый результат: Умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Методы и приемы:

Игровой момент, показ, беседа, рассматривание, объяснение, задание, закрепление.

Наглядные средства обучения :

предметные картинки с изображением разных видов транспорта;

силуэт грузовика и детали к нему;

волшебный ящик;

листы бархатной бумаги с контурами разных машин;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Организация детей: психогимнастика

Индивидуальная работа: лексико – грамматические игры и упражнения

Словарная работа: Совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Практическая значимость: Данное занятие позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития дошкольника. Появление информации на мониторе компьютера или экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Красочное оформление, веселые картинки надолго привлекают внимание ребенка.

Данное занятие может быть использовано как в работе со всей группой детей, так и индивидуально.

Ход занятия.

I . Организационная часть.

Психогимнастика

Представьте себе, что вы управляете автомобилем. Давайте заведем автомобили и поехали (р- р- р). А теперь мы управляем поездом (чух- чух- чух)

Пересели в самолет (у– у - у), полетели в небосвод. А теперь пошли пешком (шагаем) и пришли мы к дому.

Логопед : Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови картинку» Правила такие: Кто правильно назовет картинку - тот садится (перед детьми картинки с изображением разных видов транспорта).

II . Сообщение темы.

Логопед : Обратите внимание на экран.

Что вы там видите?

Как одним слов мы назовем все эти картинки?

Правильно, транспорт.

Какие виды транспорта вы знаете? (внимание на экран)

Для чего нужен транспорт?

Послушайте загадку:

«Встаем мы очень рано,

Проста у нас забота –

Любого пассажира,

Доставить на работу»

Правильно, это шофер (водитель).

Каким должен быть водитель?

(внимательным, осторожным, грамотным (знать ППД) культурным, смелым).

III . Лексико – грамматические игры и упражнения.

«Дидактическая игра «Назови профессию»

Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? - Автобус водит водитель.

Кто управляет самолетом? (самолетом управляет летчик)

Кто управляет автобусом? (автобусом управляет водитель)

Кто управляет поездом? (Поездом управляет машинист)

Кто летает на ракете? (На ракете летает космонавт)

Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет капитан)

Кто ездит на мотоцикле? (На мотоцикле ездит мотоциклист)

Наши ребятки очень любят играть в игру «Строители». У нас в группе много разных машин. Но среди них нет грузовика. А как вы думаете, для игры в строители нужен грузовик? Да он просто необходим. У меня есть готовые детали этой машины. Давайте вместе ее соберем.

Дидактическая игра «Соберем машину» (используем магнитную доску)

Назовем основные детали, которые есть у грузовика (Кабина, кузов, колеса) (собираем машину - вначале вместе, а потом каждый самостоятельно).

Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться). Играть с ней будет удобно, если она будет объемная. Положим детали в волшебную коробку и произнесем волшебные слова – « Раз, два, три, волшебная коробка помоги!»
Игра «Из чего – какой?» (рассматриваем машину)

У машины много деталей и все они сделаны из разных материалов.

Колесо из резины (какое?) – резиновое.

Дверца из металла (какая?)

Руль из пластмассы (какой?)

Сиденье из кожи (какое?)

Фары из стекла (какие?)

Усвоение глагола «ехать»

Давайте отправимся на нашем грузовике в магазин игрушек. (На экране схема передвижения машины)

Мы ехали, ехали

к речке подъехали,

мост переехали,

к горке подъехали,

на горку въехали,

Упражнение на координацию речи с движением «Едем, едем на

машине…».

Завели машину (вращения руками перед грудью)
Накачали шину "Насос".

Улыбнулись веселей,

И поехали скорей. (вращение воображаемого руля)

Едем, едем на машине, (движения рулем)

Нажимаем на педаль (сгибать и вытягивать ногу)

Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль. (ладонь ко лбу)

Дворники счищают стекла,

Вправо, влево - чистота.

Волосы ерошит ветер (шевелить пальцами)

Мы шоферы хоть куда! (поднять большой палец)

Приехали в магазин игрушек. (На витрине стоят игрушечные машины)
Дидактическая игра «Один - много»

На витрине грузовик, а в магазине на полке (грузовики)

На витрине автобус, а в магазине на полке (автобусы)

На витрине автомобиль, а в магазине на полке (легковые автомобили)

На витрине полицейская машина, а в магазине на полке

(полицейские машины)

На витрине самолет, а в магазине на полке (самолеты)

На витрине мотоцикл, а в магазине на полке (мотоциклы)

Развиваем мелкую моторику «Рисование нитью»

Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин и

атласные ленточки на каждого ребенка.

Какое важное событие сейчас происходит в нашей стране? (олимпиада)

В каком городе проходит зимняя олимпиада? (в г. Сочи). А не хотите ли

принять участие в этой олимпиаде? (хотим) Я предлагаю вам сделать

подарки для наших спортсменов. Обратите внимание, у вас на столе

лежат большие конверты. В них, заготовки будущих открыток. При

помощи ленточек прошиваем контуры машин.

Посмотрите, какие красивые открытки у нас получились. Я думаю, что нашим спортсменам

будет приятно получить ваши подарки. Давайте загрузим открытки в

грузовик и отправим в г. Сочи.

Итог . На этом наше занятие окончено. Я благодарю вас за активность.


Хафизова Лилия Расимовна

учитель-логопед Колесникова А.Е.

МДОУ комбинированного вида

д/с №399 городского округа Самары

Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие).

Цель:

  • Коррекционно-образовательная : уточнение, закрепление предметного словаря по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей) ; закрепление навыка согласования числительного и существительного; совершенствование навыков слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов со включением предлога;
  • Коррекционно-развивающая: расширение объёма внимания; развитие слухового внимания; развитие логического мышления;
  • Коррекционно-воспитательная: умение сосредоточенно выполнять задания на занятии; воспитание умения радоваться за успехи товарища; воспитание умения работать в коллективе;

Оборудование:

Демонстрационный : предметные картинки с взрослыми птицами и их птенцами (Курица – петух – цыплята, гусь – гусыня – гусята, утка – селезень – утята, индюк – индюшка – индюшата);

Раздаточный: предметная картинка со взрослой птицей (мама или папа) или птенцом; картинка с цифрой (от1 до 10); разноцветные полоски из плотного картона, для составления схемы предложения;

Ход занятия.

I . Вступительная часть.

1. Организационный момент:

Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.

– назови птенца индюка;

– назови его «маму»;

– его «папу»;

– «Мама» – гусыня, а «папа»…?

– назови его птенца;

2. Объявление темы занятия.

Мы сегодня продолжим говорить о домашних птицах и, надеюсь, узнаем о них кое-что интересное.

II . Основная часть.

1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).

Курица – красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была.

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Вкусные, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот,

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Назовите, а кто будет парочкой для моей курочки? (Петух)

2. Прослушивание стихотворения с инструкцией поиска слов с заданным звуком (читает ребёнок).

Л.: Дашенька Иванова знает стихотворение о петушке. Даша научилась очень хорошо проговаривать звук (Ш) и сейчас вам это покажет. Внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком «Ш»

Ребёнок декламирует стихотворение.

Назовите слова со звуком «Ш».

А теперь давайте поздравим Дашеньку (похлопаем) с и порадуемся её успехам.

3. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).

Л.: Ребята, мама у нас есть – курица, папа – петух, а птенец у них кто?

Петух…? – кукарекает, курица… – кудахчет, цыплёнок – пищит, и т.д.

4. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)

Л.: Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму – птицу, которая так обращается к своим малышам.

  • Крякушки – детушки, мои непоседушки… (утка);
  • Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);
  • Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);
  • Куд-куда, куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?… (курица)

Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки (крякушки, балабочет, гогочу, куд-куда).

5. Упражнение «Кто живёт в птичнике» (уточнение названий птенцов домашних птиц, составление предложений с использование м навыка словоизменения существительных по падежам – Винительный падеж).

Л.: А кого же не могут мамы – птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц и расскажем, кто там живёт.

Дети, показывая на картинку, составляют предложения по образцу:

ОБРАЗЕЦ (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят. И т.д.

Один ребёнок составляет предложение по одной картинке, которую выбирает сам.

6. «Слоговая задачка» (синтез слова из отдельных слогов, деление слова на слоги)

Вспомните, кто всё время пугал наших птиц в птичнике? (Кот). За кем гоняется наш кот – проказник? Как вы думаете? (за мышкой) А вы хотите узнать, кого он поймал?

На доске стоят отдельные слоги слова, постав те их в нужном порядке и вы узнаете, кого поймал кот. ШО – НОК – МЫ (Мы- шо-нок).

7. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).

Утром с шуткой – прибауткой

(пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

Прихорашивалась утка:

(показывание перед лицом «зеркала» – две ладони вместе)

«Я пригожа и стройна

(проведение руками по лицу, затем по телу)

И умом наделена!

(наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

Плавная походочка –

(руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)

Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

8. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом, совершенствование навыка согласования существительных с числительными в Р.п.).

Л.: Пока мы гуляли на как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.

– Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

– Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры. Которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры)

Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.

9. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.

Л.: Ребята составьте схему предложения. А вот какого? Я сама не знаю? (провокационное поведение) Давайте составим предложение вместе.

– О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе – уточнение окончаний слов).

– Как называется их птенец? (цыплёнок)

– Где они живут? (в птичнике)

– Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица?