Подготовительный этап. Главы I, II, III, VIII Сочетание гласных звуков

Неправильное произношение звука С является одним из самых частых нарушений у детей в дошкольный период. Это может быть замена звука С на Ш (собака - «шабака»), искаженное произнесение (межзубное, призубное) и т.д. Следует своевременно обратить внимания на эту проблему и оказать ребенку квалифицированную помощь в постановке и автоматизации звука С. Конечно же, лучше всего обратиться за советом к опытным . Однако заниматься с ребенком можно и нужно дома родителям. Если ваш малыш затрудняется в правильном произнесении звука С, в нашей статье вы сможете получить подробную консультативную помощь постановки звука С.


Артикуляционные упражнения для вызывания звука С


Упражнение «Улыбочка». Губы сомкнуты, попеременно растягиваются в улыбке и приходят в исходное положение.


Упражнение «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были видны. Удерживать данное положение в течение 5 секунд.


Упражнение «Качели». Улыбнуться, открыть рот широко, поднять кончик языка вверх за альвеолы, после чего опустить за нижние передние зубы. Упражнение выполнить не менее 5 - 10 раз. В момент выполнения упражнения должен двигаться только язык, нижняя челюсть и губы следует удерживать в неподвижности.


Упражнение «Чистим зубы». Улыбнуться, открыть широко рот и кончиком языка совершить круговые движения по зубам (под губами).


Упражнение «Катаемся на горке». Улыбнуться, широко открыть рот, опустить кончик языка за передние резцы, спинку языка поднять высоко вверх. Удерживать органы артикуляции в таком положении на протяжении 5-10 секунд.


Изолированное произнесение звука С


Звук С получиться верно, если губы будут растянуты в улыбке, зубы сомкнуты, кончик языка будет упираться в нижние передние зубы, струя воздуха идти по середине языка, в результате чего можно будет ощутить резкую холодную струю на тыльной поверхности ладони, поднесенной ко рту. Если ребенок испытывает трудности в процессе подражания вашим действиям и все же поднимает язык вверх, используйте шпатель, с помощью которого следует придержать кончик языка внизу за нижними передними зубами.


Совершенствование произнесения звука С в разных позициях в слогах и словах


Если ребенок произносит правильно изолированный звук, следует переходить к его закреплению в слогах и словах. Изначально используется прямая позиция, когда после согласного следует гласный звук. Предложите ребенку повторить следующие последовательности слогов: со, са, сы, су, са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы, са-со-сы и т.д. Когда малыш научиться качественно произносить звук С в слогах, переходите к словам. Предложите ребенку повторять за вами слова, называть, что нарисовано на картинке, что окружает его и т.д. Примеры слов, в которых звук С расположен в прямой позиции: сок, Соня, сад, сахар, сушка, сыр и др.


Следующим этапом работы является в интервокальной и обратной позициях, в стечении согласных на материале слогов и слов: аса, осо, усу, ысы, асо, осу, коса, оса, колесо, ас, ос, ус, ыс, квас, класс, колос, ананас, сва, сво, сла, слу, смы, сму, сварить, свой, смог, стул, стол, сны, скатерть, скамейка и др.


Автоматизация звука С в разных позициях во фразах и связной речи


Для того чтобы ребенок не задумывался, как правильно произносить звук С, а чувствовал себя уверенно, постепенно даем ему задания, позволяющие, с одной стороны, совершенствовать данный звук, а, с другой стороны, развивать грамматической строй языка, связную речь. С этой целью можно предложить малышу следующие упражнения: дополнить или составить предложения по картинке; подобрать слова с изучаемым звуком С к прилагательным; придумать слова, в которых звук С находится в разных позициях (в середине, в начале, в конце слова); придумать предложения, в которых были бы слова со звуком С; пересказать услышанный рассказ; придумать рассказ из набора слов; выучить стихотворение и т.д.

В норме становление правильного произношения звука К происходит к двум годам (М.Ф. Фомичева).

При произношении звука К губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Боковые края языка прижаты к задним зубам. Мягкое нёбоподнято и закрывает проход в полость носа. Голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции Г добавляется участие голосовых складок. ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции по сравнению с К.

При артикуляции звука Х в отличие от К задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

При произнесении мягких КЬ, ГЬ, ХЬ язык продвигается вперёд и производит смычку с нёбом (а для ХЬ - щель). Средняя часть спинки языка приближается к твёрдому нёбу. Передняя часть опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы.

Постановка звука [к]

По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически

механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука [т]. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — ка.

Постановка звука от "покашливания"

1. Ребёнок должен "покашливать" вслед за педагогом. Широко открыть рот, чтобы ребёнок видел, где расположен язык взрослого, и, выдохнув воздух, имитировать лёгкое покашливание (такое, какое бывает. когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). "Покашливать" нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться лёгкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребёнок должен "покашливать" себе в ладонь.

​2. Показать ребёнку, как "покашливать" шёпотом - "покашливать" едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребёнок должен повторять за педагогом. Выполнять упражнение надо после полного выдоха.

3. Если получится правильный звук [к], то есть ребёнок, фактически произнесёт слог [кэ] , закрепив его, переходим к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: "Теперь будем покашливать так: [ка-ка-ка]"

4. В конце произнести звук изолированно, ребёнок повторяет звук за педагогом.

Постановка звука [г]

Постановка звука [Г’] по подражанию. Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и,«включив» голос, произносить звук [К]

Постановка звука [Г] с механической помощью. Ребенку предлагается произносить «да -да -да», язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания: «да - да - га».

Постановка звука [х]

Постановка звука [Х] по подражанию.

а). - Звук [Х] легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

Предложите представить ребёнку, что он оказался на сильном морозе. Что бывает с ручками на морозе? Они мёрзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них тёплым воздухом (тёплая воздушная струя). При этом слышится звук [х].

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук [Х] в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).

Постановка звука [Х] с механической помощью. Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».

Постановка звука [Х] от правильного [К]. Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук [К]. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук [Х], после чего отрываем [К] от [Х]. Получается [Х].

Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Й

1. Покусать язык.

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

2. «Наказать непослушный язык»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)

3. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

4. «Горка»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

5. «Горку построим — горку разрушим»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

6. «Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения (1 класс).

Тема: «Автоматизация звука [Р] в изолированном произношении, в слогах и словах».

Вид занятия : занятие по автоматизации звука.

Место занятия : класс.

Форма занятия: подгрупповое занятие.

Цель занятия:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Уточнение артикуляции звука [Р] и закрепление правильной артикуляции в изолированном произношении, в слогах и словах.
  • Обогащение словарного запаса.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Умение находить место звука [Р] в слогах и словах;
  • Закрепить знания о механизме образования звука [Р] и его акустических особенностях;
  • Закрепить связь между звуками [Р], [Р’] и буквой «эр»;
  • Продолжать учить детей давать полную характеристику звукам на основе их артикуляции;
  • Обогащать словарь по теме «Транспорт».
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Развитие мышления и воображения.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Развитие интереса к занятиям и обучению.
  • Совершенствование навыков самопроверки и взаимопроверки.
  • Развитие познавательных способностей детей.

Оборудование:

  • Индивидуальные зеркала,
  • Артикуляционный профиль звука [Р],
  • Картинки с изображением предметов на звук [Р].

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Логопед: Чтобы узнать, с каким звуком мы сегодня будем работать, отгадаем загадку:

Крыльев нет у этой птицы,
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд.

Молодцы, вы отгадали загадку – это ракета. Какой первый звук в слове ракета? Правильно, в слове ракета первый звук [Р] – со звуком [Р] мы сегодня будем работать.

Сейчас с вами, дети, отправимся в сказочный полёт на ракете. Приготовимся к полёту!

II. Подготовительная часть.

(На рабочем столе у каждого ребёнка – зеркало и ракета из картона.)

Подготовка к полёту будет очень серьёзной, и начнём мы её с артикуляционной гимнастики (упражнения выполняются после показа и объяснения логопеда):

Артикуляционная гимнастика:

1. «Иллюминатор».

Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, широкий язык лежит на нижней губе («Лопаточка»).

2 «Карусель».

Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, язык делает круговые движения влево, затем вправо.

3. «Невесомость».

Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, широкий язык, поднимается вверх, затем опускается вниз (Качели»).

4. «Ракета»

Описание упражнения: губы и зубы широко раскрыты, широкий язык прилипает к нёбу, уздечка натянута.

После упражнений пробуем космическую пищу.

5. «Чашечка».

Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, широкий язык принимает форму чашечки) и «садимся в ракету».

6. «Звездопад»: произнесение Д-Д-Д.

7. «Рокот»: произнесение Р-Р-Р.

Мы хорошо подготовились к полёту. А теперь – взлетаем!

Тихо Р-
Громко Р—
Очень громко Р—
Громко Р—
Тихо Р-

Летим: Р-Р-Р-Р-Р-Р (звукоподражание).

III. Основная часть.

1.​ Сообщение темы занятия.

Ребята, мы будем работать со звуком [Р]: учиться правильно произносить звук Р изолированно, в слогах и словах.

На нашей сказочной ракете мы отправляемся в полёт, и первая межгалактическая станция – «Артикуляционная». Чтобы на неё попасть, мы должны правильно описать артикуляцию звука [Р].

Артикуляция звука [Р].

(Артикуляция звука разбирается вместе с учениками с использованием индивидуальных зеркал, профилей).

Губы: разомкнуты.
Зубы: разомкнуты.
Язык: Форма языка напоминает ложечку. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена. Кончик языка касается бугорков за верхними передними зубами. Под напором воздуха кончик языка дрожит.
Голосовые связки: сомкнуты, «работают».
Воздушная струя: сильная, встречает преграду.

Молодцы, вы правильно описали артикуляцию звука Р, отправляемся на следующую станцию: «Станцию характеристики». Чтобы на неё попасть, мы должны дать характеристику звука [Р].

Характеристика звуков [Р] и [Р’]

(Дети «находят» символы, обозначают характеристики звуков [Р] и [Р’], объясняют их).

[Р]: согласный, звонкий, твёрдый.
[Р’]: согласный, звонкий, мягкий.

2.​ Обозначение звуков [Р], [Р] буквой «эр».

Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Букварию»

На что похожа буква Р?

Посмотрите-ка на это – «Р» похожа на ракету! (картонная ракета с яркой буквой Р на корпусе). Звуки [Р], [Р’] обозначаются на письме буквой «эр».

На этой станции нам нужно выполнить задание царицы «Букварии»:

Построить лесенку, вставляя нужную букву:

Ак
-ука
-укав
-акета
-одина

А как пишется буква «эр»? (Запись буквы после показа написания и объяснения элементов буквы учителем). Запишем букву «эр» в тетрадь.

Физминутка.

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
(Дети маршируют.)
На носки поднимись,
(Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.)
А потом руки вниз.
(Опускают руки.)
Раз, два, три, потянись:
(Тянутся.)
Вот летит ракета ввысь!
(Бегут по кругу.)

6.​ Выделение звука [Р] из ряда других звуков, произнесение звука [Р].

Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Станцию звуков».

На эту станцию могут попасть только те ракеты, которые издают рокот [Р]. Поднимаем карточку с изображением ракеты, если услышим «Р»:

Д З Р Р Б Д Н В Ж Р Д Б Н Р Ж

Какой звук издают ракеты на этой межгалактической станции?

(Каждый ребёнок произносит Р-Р-Р, за правильное произнесение получает звёздочку).

7. Выделение слогов со звуком [Р] из ряда других слогов, произнесение слогов со звуком Р

Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Слоговую».

Чтобы на неё попасть, мы должны определить все слоги, в которых есть звук Р. Для этого выполним задание: вы слушаете слоги, а как только услышите слог со звуком Р, «зажигаем звёздочку»:

ДО РУ БА ВО ЖИ РА РЭ НУ ГО ДЭ РО ВУ ДА РЫ

Сколько вы «зажгли звёздочек»?

Правильно, пять: РУ РА РЭ РО РЫ (Каждый ученик проговаривает слоги, за правильное произнесение получает звёздочку).

Примерный набор слогов на автоматизацию [Р] в слогах (на первом занятии по автоматизации [Р]:

Ра рав раг рад ран рам рап
Рэ рэв рэг рэд рэн рэм рэп
Ры рыв рыг рыд рын рым рып
Ро ров рог род рон ром роп
Ру рув руг руд рун рум руп

8.​ Выделение слов со звуком [Р] из ряда других слов, произнесение слов со звуком Р

Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Слова»

Прослушайте слова со звуком [Р], и на волшебных космических орбитах обозначьте место звука Р в этих словах:

Рак, труба, парта, рука, сыр, урок, карман, тетрадь, трамвай, дорога.

(Дети отмечают на звуковых кругах место звука [Р] в названных словах).

9.​ Выделение слов со звуком [Р] из ряда других слов, произнесение слов со звуком Р

Выберите из ряда слов те слова, в которых вы услышите звук [Р]:

Грузовик, машина, корабль, вертолёт, самолёт, метро, троллейбус, трамвай, мотоцикл.

Каким одним словом можно объединить все эти названия? (Транспорт)

IV. Заключительная часть.

Евгения Криволевич
Приемы исправления недостатков произношения заднеязычных звуков

В коррекционно-логопедической работе по преодолению недостатков звукопроизношения любой группы звуков выделяют три основных этапа : (см. слайд 2)

I. Подготовительный - включает в себя развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука и артикуляционную гимнастику.

Среди артикуляционных упражнений наиболее эффективных при работе над заднеязычными звуками можно выделить следующие :

«Горка» - рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать язык в таком положении 10 – 15 сек.

«Катушка» - положение языка тоже, что и в упражнении «Горка» , только в этом упражнении язык двигается вперед, как бы «выкатываясь» изо рта.

«Кто сильнее?» - губы в улыбке, рот открыт. Логопед кладет чисто вымытый и обернутый бинтом палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец взрослого, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка . Когда ребенок привыкнет к новому ощущению подъема задней части языка , он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад.

II. Основной – включает в себя :

Постановку звука .

Автоматизацию звука .

Дифференциацию формируемого звука и смешиваемых с ним в произношении звуков .

III. Заключительный.

На данном этапе идет закрепление навыка произношения формируемого звука в разных видах самостоятельной речи детей и в различных коммуникативных ситуациях.

При работе по формированию правильного звукопроизношения важно задействовать все четыре анализатора, имеющих непосредственное отношение к становлению речи. (см. слайд 3) .

Описание правильной артикуляции звуков [К] , [Г]. (см. слайд 4)

Губы раскрыты, занимают нейтральное положение. Зубы разомкнуты. Кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба . Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки, при произнесении звука [К] – не напряжены , разомкнуты, не вибрируют – голос не образуется. При произнесении звука [Г] – сомкнуты и вибрируют, образуя голос. Воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный. При произнесении звука [Г] воздушная струя слабее, чем при звуке [К] .

Дефекты произношения заднеязычных звуков

Нарушению произношения заднеязычных звуков предрасполагают :

Аномалиями строения органов речевого аппарата. Высокое и узкое твердое и мягкое небо.

Нарушение фонематического слуха.

Слабость отдельных мышц языка.

Нарушение иннервации мышц языка.

Незначительное снижение физического слуха.

Недостатки произношения звуков [К] , [К’]

носят название каппацизма,

[Г], [Г’] – гаммацизма,

[Х], [Х’] – хитизма,

Разновидности дефекта связанные с заменой заднеязычных звуков какими-либо другими , называются паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом.

Варианты возможных недостатков произношения звука «К» . (см. слайды 7-9)

1. Вместо «К» слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук , вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.

Исправление : ставить звук заново .

2. «К» заменяется звуком «Х» . Причина : язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.

Исправление : а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при «К» и плавной струей при «Х» ; б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.

3. Вместо «К» твердого слышится мягкое («кет» место «кот» ). Причина : Язык смыкается не с задней , а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для «КЕ» , «КИ» , где звук «К» смягчается под влиянием следующих гласных.

Исправление : показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого «К» . Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги) .

4. Слышится глубокое, горловое «К» , свойственное некоторым восточным языкам. Причина : язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки . Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука .

Исправление : ставить звук заново , исходя из слога «ТА» и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого «К» (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука ).

5. После звука «К» в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук «Э» («Ы» ). Обычно этот недостаток произношения звуков «П» и «Т» .

Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т» , если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки ; б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком «П» или «Т» («ап-ак, ат-ак» ). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука «К» она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту) .

6. Вместо «К» получается «Г» . Причина : в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука «К» соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т» .

Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т» , если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки ; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками «П» и «Т» (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак) . Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани) .

Временно увеличить силу выдоха после взрыва.

7. Произношение «К» , особенно в обратном слоге, напоминает звук , слышимый при откупоривании бутылки. Причина : состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков «П» и «Т» , одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации) . Взрыв производится за счет воздуха , находящегося в полости рта и глотки.

Исправление :

а) проверить произношение звуков «П» и «Т» и исправить его (если необходимо) ;

б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п - т - к; aп - ат -ак) .

Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.

Постановка заднеязычных звуков .

Когда у ребенка нарушено произношение всех твердых заднеязычных звуков , сначала ставится звук [х] , затем [к], после этого [г].

Если возникают трудности с постановкой звука [х] , можно попытаться поставить звук [к] , затем, опираясь на правильное произношение этого звука , - звук [х] .

Работа над звуками [К] , [К’]. (см. слайд 11 – 12)

1. Постановка звука [К] по подражанию .

Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло, с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]) «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом.

2. Постановка звука [К] на вдохе .

Предложить ребенку «всосать язык» или «зевнуть» , имитировать храп. Показать как это нужно сделать, при этом на вдохе произносить слоги близкие по звучанию [ка-ка-ка]. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе.

3. Постановка звука [К] от правильного [Х].

Предложить ребенку во время длительного произнесения звука [х] зажать щель , «поставить точку» , перекрыть поток воздуха. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к] . Лучше это делать после выдоха, чтобы избежать придыхательного оттенка, призвука [х] .

Работа над звуками [Г] , [Г’]. (см. сайд 13)

1. Вызывание звука по подражанию или от звуков [к] , [к’] на

тактильной основе.

Предлагаем ребенку произнести звук и [к] , [к’], приложив при этом ладошку к своему горлышку, чтобы почувствовать вибрацию голосовых связок.

2. Постановка механическим способом от звука [д] .

Многократное произнесение слога [да] и нажимом шпателя на спинку языка. Аналогично способу постановки [к] от [т].

Работа над звуками [Х] , [Х’]. (см. слайд 14 – 15)

1. Постановка звука [Х] по подражанию .

Имитируем смех. Смеяться надо после выдоха (плечи опущены, негромко, низким голосом. Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» - толчки горячего воздуха. В дальнейшем предлагается ребенку смеяться, произнося ХО-ХО , ХЭ-ХЭ, ХЫ-ХЫ и мягкие ХИ, ХЕ.

2. Постановка звука [Х] от [К] .

Предлагаем ребенку длительно и внятно, не отрывая язычка от неба

произнести звук [к] . Получится звукосочетание [кх-х -х] . Ребенок подставляет ко рту ладонь и «дует» в нее следующим после [к] звуком . Дальше нужно произносить звукосочетание [кх-х-ха] в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто это придаст звуку [х] большую внятность.

3. Постановка [Х] от [Х’].

Предлагаем ребенку похихикать утрированно произнося слоги [хи -хи -хи] . Продолжая произносить слоги приоткрываем рот шире, примерно на ширину пальца. Приоткрываем рот до тех пор, пока не послышится полноценный звук [х] .

Постановка [К’], [Г’], [Х’].

Специфической подготовки к постановке и собственно постановки мягких заднеязычных звуков нет , так как все они являются промежуточными звуками при механическом способе постановки твердых заднеязычных звуков . Необходима лишь тщательная автоматизация с последующей дифференциацией со сходными звуками .

Вокруг звука [р] рычали звери. Как они рычали? Падали камни. Произнесите звук отрывисто. Грохотал гром. (Произносится звук [р] с усилением и ослаблением голоса.) Это были звуки, с которыми нельзя подружиться. Стало ему грустно. (Произносится звук [р] с грустью.) Пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты грустишь, иди в детский сад "Колокольчик", там все буквы и звуки живут в волшебных Замках, и дети научились их произносить». Обрадовался звук [р] этому известию и отправился в дорогу. А сейчас мы будем смотреть как будто в волшебное зеркало, все видеть и помогать звуку [р]. (Дети садятся на места.)

Произношение звука [р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах

Выставляется картинка с изображением гор.

Что это? (Горы. )Звуку [р] надо помочь перебраться через горы. Отправьте ему на помощь гласные звуки. Прилетел звук [а]. Какой слог получился? (Ра. )(Аналогичное задание дается со звуками [у], [ы], [о].) Получилось волшебное заклинание: ры-ро-ру-ра, расступилась гора! Повторите его. (Дети повторяют и изображают, как раздвигается гора.) Расступилась гора, а за ней огромные та-во-ро. Что я перепутала? Произнесите слово правильно. (Ворота )Упал звук [р], поранил руку и воскликнул: «Ох, рана!» Какое слово можно составить из этих двух слов? (Охрана. )

Подбор антонимов. Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Чтобы охрана пропустила звук [р] через ворота, надо сказать особые слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные им по смыслу - хорошие слова. Зло. (Добро )Лень. (Трудолюбие )Трусость. (Храбрость )Грусть. (Радость. )Ура! Ворота открылись! За воротами - звери. Если отгадаете их названия, они помогут звуку [р], укажут ему путь.

Задания

В названии животного первый звук [т"], последний - [р]. Кто это? (Тигр. )«Разбросайте» звуки этого слова. Какой гласный звук есть в этом слове? На каком месте стоит звук [р]? Сколько звуков в слове тигр ?Соберите «рассыпанные» звуки [ж], [р], [и], [а], [ф] в слово. (Жираф. )

Отгадайте названия животных в словах с перепутанными слогами: дил-кро-ко, ру-кен-гу, ра-зеб, блюд-вер. (Крокодил, кенгуру, зебра, верблюд. )С кем подружился звук [р]? (С крокодилом, зеброй, верблюдом, кенгуру. )Кто помог ему продолжить путь? (Верблюд. )

Падежное управление

Идет звук [р], и вдруг перед ним сад. Что увидел звук [р]? (Фруктовый сад, цветы. )Назовите эти цветы. (Ромашки, астры, розы, георгины, нарциссы. )Сорвал звук [р] хоть один цветок? Что он подумал? (Незаметно распыляются духи.) Что вы почувствовали? (Аромат цветов. ) Звук [р] любовался... (ромашками, розами, георгинами ).

Произношение звука [р] в предложениях. Словообразование

Какие фруктовые деревья увидел звук [р]? (Грушевые, гранатовые, персиковые. )На этой лозе растет... (виноград ). Какая это лоза? (Виноградная. )Расскажите, какие фруктовые деревья угощали звук [р] плодами. (Грушевое дерево угостило его грушами, персиковое дерево - персиками, виноградная лоза - виноградом. )Поблагодарил звук [р] фруктовые деревья, а куда дальше идти - не знает. В саду есть цветок, который ему поможет.

Звукослоговой анализ слова

Выставляется схема слова роза из цветовых символов.

Догадайтесь, как называется этот цветок. (Роза. )Почему вы думаете, что это роза? Как может роза помочь звуку [р]? (Роза дает ему свой розовый лепесток, который показывает направление. )

Произношение звука [р] в чистоговорках. Словотворчество детей

Идет звук [р], песенки распевает, чистоговорки сочиняет. (Сочинение чистоговорок со словами гора, виноград, гранат. )(Ра-ра-ра, стоит высокая гора. Рад-рад-рад, растет сладкий виноград. Нат-нат-нат, я люблю гранат. )

Физминутка

Веселая разминка под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам».

Произношение звука [р] в словах и подбор определений

Подул сильный ветер. Покажите какой. Вырвал ветер лепесток из рук у звука [р] и унес его. Пошел звук [р] дальше. Видит - стоит знак, а на нем надпись: «Направо пойдешь - к Дракону попадешь, налево пойдешь - в Рыжий город попадешь». Куда пошел звук [р]? (Направо. )(Дети показывают направления. Выставляется изображение Черного Замка.) Слышит звук [р] чьи-то рыдания. (Уточнение значения слова рыдание. )Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это? Там плачут Бу...атино, Пет...ушка, Чебу...ашка, К...окодил Гена. (Открываются игрушки.) Какой звук забрал у них Дракон? Знаете зачем? Чтобы еще больше рычать и быть более сердитым. Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул им звук [р]. (Дети подбирают определения.) Каким стал Дракон? (Хорошим, добрым. )Что сказали звуку [р] Чебурашка, Буратино? С кем он подружился? Он стал их... (другом ). Кого вы можете назвать своим другом? А ты, Миша (Маша), хороший друг? Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу: «Дружба и братство дороже богатства». (Дети несколько раз повторяют пословицу.)