Поисковое аварийно спасательное обеспечение полетов. Рабочее время и отдыха. Рекомендуемая структура подразделений впо спасоп фас россии в авиационных предприятиях

Ежедневно в Тюменском, а так-же во многих других аэропортах толпы людей спешат на свои рейсы. Многие из нас и не задумываются о том как много людей трудится для того что-бы их рейс был комфортным и безопасным.
Садясь в самолет пассажир верит что за штурвалом опытные пилоты, а на земле не менее опытные техники которые ни за что не выпустят самолет если в нем есть какая-то поломка - обычно всё так и есть. Однако от чрезвычайных ситуаций к сожалению в нашей жизни не застрахован ни кто. Сегодня я продолжаю знакомить вас с закулисьем Тюменского Рощино и расскажу о технике и людях которые в любую минуту готовы придти на помощь!

В каждом аэропорту для обеспечения безопасности полетов существует служба СПАСОП, аббревиатуру эту можно расшифровать как: Служба Поисково Аварийно-Спасательного Обеспечения Полётов.
Что-бы лично глянуть на то как работает эта служба мы вместе с четырьмя Тюменскими блогерами в сопровождении службы авиационной безопасности отправляемся на "той самой" (кто в теме поймут) серой буханке через весь перрон где находится личный состав и техника которые в любую минуту готовы придти на помощь людям!
На всей территории аэродрома для наземной техники существует скоростное ограничение, чем мы и воспользовались: взяли в руки фотоаппараты и начали просто снимать
2. ЮТэйровский CRJ-200 рейсом 444 готовится вылететь в Московский аэропорт Внуково

3. А это так называемый "Вертолёт-Спасатель". Ежедневно на юге Тюменской области в Тюмени и Тобольске экипажи этих машин заступают на дежурство (ПАСР), в случае необходимости в течении нескольких минут готовы отправится на поиск воздушного судна или упавшего космического объекта

4. Перрон

5. Здание терминала уже скоро будет обновленно, а по телетрапам пойдут первые пассажиры, а пока все по старинке.

Еще одна особенность передвижения заключается в том что практически всё движение транспорта согласовывается с диспетчером руления, а при нахождении его на полосе с диспетчером старта. Так было и у нас. Каждая машина в Тюменском аэропорту имеет свой номер, он же позывной, наш УАЗик был с номером 2485 и переговоры звучали следующим образом:
2485, Тюмень-Руление остановитесь, пропустите Ми-8
Рулению, 2485 останавливаюсь, пропускаю борт!
6.

2485 Тюмень-Руление, продолжайте движение до "Альфа 1" (рулежная дорожка)
7. Этот вертолёт имеет белый окрас с буквами UN, и скорее всего эта машина перегоняется для работы миротворческой миссии в странах Африканского континента

8. Еще один вертолёт для VIP пассажиров. Обычно используется для перевозки губернатора и полпреда в УРФО

9. Взлет с курсом 301

10. Ямалы

11. Здание где находится личный состав, техника и наблюдательный пункт.

Идем знакомиться во внутрь
12. Комната дежурного. Отсюда в случае необходимости можно подать сигнал тревоги

13. Для сотрудников созданы все условия для комфортного дежурства, одно из которых вот эта комната отдыха

14. В теплом гараже могут разместиться 4 пожарных машины, три из которых могут расположиться здесь

15. И еще одна в этой части. Синие бочки - это пенообразователь, в случаи необходимости пеной могут покрыть всю взлетно-посадочную полосу

16. Кухня!

17. Поднимемся наверх и попадаем в смотровую вышку где несет в этот день свое дежурство Денисов Игорь. В его распоряжении имеется Бинокль, рация для прослушивания переговоров экипажа и суточный план полётов

18. С вышки открывается вид на практически весь аэродром

19. А-320, Ямала

20. Здание терминала

21. Дальние стоянки у ВПП 12/30

22. Но есть части аэродрома которые скрыты от глаз наблюдателя. В помощь приходят камеры наблюдения

23. В распоряжении пожарных находятся 4 машины

24. Экипаж каждой машины состоит из 4-х человек

25. Внутри довольно просторно! Имеется пульт управления системами пожаротушения

26. Каждая машина оборудована всем необходимым

27.

28. Управления средствами пожаротушения может происходить как из кабины, так с задней части

29. Демонстрационный показ:)

После интересного общения с пожарными, наблюдателем и другими сотрудниками отправляемся дальше
30. Пересекаем полосу 12/30

Для отработки навыков у сотрудников службы СПАСОП по тушению воздушных судов, спасению людей и других внештатных ситуаций в аэропорту Рощино имеются два самолета
31. Один из которых старенький Ту-134

32. Самолет окрашен в цвета Советского Аэрофлота и носит бортовой номер СССР-65012

33.

34.

35. Еще один самолет был отдан авиакомпанией ЮТэйр

36. Як-40, когда трудился на благо ЮТэйр и развозил пассажиров по северам

На этом интересная экскурсия и знакомство с службой СПАСОП была окончена
Ежедневно в Тюменском аэропорту Рощино на страже здоровья пассажиров и экипажей несут службу пожарные и спасатели службы поисково аварийно-спасательного обеспечения полетов. Многие из пассажиров даже и не знают того что в случае необходимости эти люди всегда готовы придти на помощь и сделать всё что-бы последствия того или иного инцидента свести к минимуму. Очень хотелось бы, что-бы количество взлётов было равно количеству посадок, а сигнал тревоги и выезды пожарных Тюменского да и всех остальных аэропортов были только учебными!
За организацию интересной экскурсии выражаю благодарность главному-инженеру Тюменского аэропорта Рощино Разаеву Тимуру Рафиковичу, генеральному Директору Полякову Владимиру Николаевичу, а также начальнику службы СПАСОП за интересную экскурсию и чашку согревающего чая в тот прохладный ветреный день.

Спасибо за внимание!

Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) АО «Аэропорт Толмачево» создана в 1997 году и предназначена
для поисково-спасательного, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полётов в соответствии с Воздушным кодексом РФ, рекомендациями ИКАО и другими нормативными документами.

СПАСОП включает в себя штатные и нештатные аварийно-спасательные расчеты, осуществляющие посменное круглосуточное дежурство. При необходимости для проведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ привлекаются силы и средства Министерства обороны, Министерства чрезвычайных ситуаций, а также аварийно-спасательные службы других организаций и ведомств г. Новосибирска и Новосибирской области.

Весь персонал СПАСОП проходит специальное обучение и аттестацию в соответствующем порядке. СПАСОП аттестована Центральной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей транспортного комплекса РФ и имеет сертификат на право ведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ.

Силы и средства аварийно-спасательного формирования в соответствии с нормами ИКАО, обеспечивают возможности аэропорта по приему и выпуску всех типов воздушных судов отечественного и иностранного производства.

Поисково-спасательное обеспечение полётов

Для поиска и спасания на территории Сибирской зоны авиационно-космического поиска и спасания организовано дежурство поисково-спасательных воздушных судов, спасательных парашютно-десантных групп, наземных поисково-спасательных команд, персонала Регионального координационного центра поиска и спасания.

Наземная поисково-спасательная группа АО «Аэропорт Толмачёво» осуществляет круглосуточное дежурство в 30-ти минутной готовности к выезду летом и в 45-ти минутной готовности зимой, включает в свой состав 10 человек и оснащена:

  • передвижным пунктом управления на транспортном средстве повышенной проходимости с УКВ и КВ радиостанциями для обеспечения внутрипортовой радиосвязи, радиосвязи с воздушными судами и оперативным штабом управления;
  • гусеничным вездеходом-амфибией с поисковым и аварийно-спасательным оборудованием и снаряжением.

Аварийно-спасательное обеспечение полётов

Аварийно-спасательное обеспечение полетов осуществляется круглосуточно аварийно-спасательной командой АО «Аэропорт Толмачёво» включающей в свой состав пожарно-спасательную команду, медицинский расчет, расчет инженерно-авиационной службы, расчеты пассажирских и грузовых перевозок, расчет службы эксплуатации аэродрома, расчет службы авиационной безопасности, расчет обеспечения связи и другие.

Всего в состав аварийно-спасательной команды дежурной смены входят 87 человека и 20 единиц техники.

Аварийно-спасательная команда АО «Аэропорт Толмачёво» оснащена всем необходимым снаряжением и оборудованием для оказания помощи пассажирам и членам экипажей воздушных судов терпящих бедствие.

Для эвакуации воздушных судов потерявших способность двигаться аэропорт Новосибирск (Толмачёво) имеет современный комплекс аварийно-эвакуационного оборудования, применяемого для любого типа воздушных судов как зарубежно­го, так и отечественного производства, в том числе:

  • аварийные пневмотканевые подъёмники (АПТП);
  • комплект для буксировки аварийного воздушно­го судна;
  • приспособления для подъёма аварийного воз­душного судна за крыло и носовую часть фюзеляжа.

Противопожарное обеспечение полётов и объектов аэропорта

АО «Аэропорт Толмачёво» имеет Лицензию надеятельность по тушению пожаров и Сертификат соответствия на противопожарное обеспечение полётов с обеих ВПП по 9 категории по уровню требуемой пожарной защиты (УТПЗ).

Противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта осуществляет ведомственная пожарная охрана (ВПО СПАСОП) включающая в свой состав 4 пожарно-спасательные команды и группу противопожарной профилактики.

ВПО СПАСОП оснащена 5-ю основными и 2-мя резервными пожарными автомобилями с общим запасом огнетушащих составов на дежурных автомобилях (вода + пенообразователь) более 50 тонн. Пожарные автомобили оснащены углекислотными и порошковыми установками пожаротушения, установками покрытия взлетно-посадочной полосы пеной, пожарно-техническим вооружением, инструментом для вскрытия фюзеляжа воздушных судов и другим оборудованием.

Пожарные и аварийно-спасательные машины радиофицированы, имеют привод на все колеса, размещаются в боксах основной и стартовой аварийно-спасательных станций (АСС), находящихся напротив центров взлетно-посадочных полос. АСС снабжены пунктами для постоянного наблюдения за взлётом, посадкой и рулением воздушных судов.

Время боевого развертывания пожарных автомобилей в самой удаленной точке летного поля, от момента получения сигнала до начала тушения пожара, составляет 3-4 минуты.

Кроме поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полётов аварийно-спасательное формирование может привлекаться для ликвидации последствий аварий техногенного и природного характера.

Здравствуйте, прошу разъяснить, в какой части можно распространить нормы закона 151-ФЗ (предоставление удлинённого отпуска, льготное пенсионное обеспечение и т.д.) на работников Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов, если они зачислены и работают по профессии пожарный, начальник пожарно-спасательного расчёта, начальник пожарно-спасательной команды ведомственной пожарной охраны? Эти работники, как и все пожарные (муниципальные, ведомственные) для сертификации проходят аттестацию и получают статус спасателя (книжку). При этом трудовой договор с ними заключён по профессии "пожарный". В штатном расписании службы единиц с наименованием "спасатель" не предусмотрено. Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность подразделения Ведомственной пожарной охраны службы ПАСОП, является Положение о ведомственной пожарной охране службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов Федеральной авиационной службы России, введённое Приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361. На наш взгляд, спасатель и пожарный профессии разные, они по-разному закодированы в классификаторе, для них разные квалификационные требования, они отнесены к разным категориям: служащий и рабочий. Буду Вам очень благодарна за ответ.

Ответ

Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ; устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.

Согласно п. 3 ст. 1 закона № 151-ФЗ, спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ. В тексте вопроса Вы указываете, что Ваши сотрудники получают статус спасателя.

Согласно ст. 5 закона № 151-ФЗ, к аварийно-спасательным работам относятся, в частности, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров.

Следовательно, ведомственная пожарная охрана Службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России также относится к аварийно-спасательным службам, а работающие в ней пожарные относятся к спасателям (имеют соответствующий статус), и на них распространяется действие закона № 151-ФЗ.

Подробности в материалах Системы:

1. Нормативная база: Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 02.10.2012) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

Настоящий Федеральный закон:*

определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации;

устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов их семей.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

1. Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

2. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

3. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

4. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

5. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

6. Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

7. Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Приказ Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361 "О введении в действие Положения о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1999 N 1734)

1. Общие положения

1.1. Положение о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России (ВПО СПАСОП ФАС России) разработано в целях обеспечения пожарной безопасности воздушных судов и объектов организаций гражданской авиации и на основании Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3649), Федерального закона от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503), Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.97 N 154 "О Службе поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 7, ст. 861).

1.2. Положение является основным нормативным документом Федеральной авиационной службы России, определяющим вопросы организации, реорганизации и ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны Службы ПАСОП ФАС России, и определяет их задачи, функции и права.

Порядок и условия работы личного состава органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России определяются действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

1.3. Положение обязательно для выполнения во всех подведомственных авиационных предприятиях, осуществляющих свою деятельность в области гражданской авиации.

1.4. Вопросы пожарной охраны, не регламентированные настоящим Положением и другими нормативными документами ФАС России, подлежат разрешению в соответствии с общегосударственными нормами и правилами.

2. Организационная структура ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, руководство и контроль ее деятельности

2.1. Ведомственная пожарная охрана СПАСОП ФАС России входит в Службу поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов ФАС России и состоит из:

Отдела ПАСОП ФАС России, на который возложены также функции общего руководства деятельностью ведомственной пожарной охраны и отделами ПАСОП территориальных органов ФАС России;

отделов поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов территориальных органов ФАС России в части их функций противопожарного обеспечения полетов гражданской авиации;

подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП авиационных предприятий.

2.2. Служба ПАСОП ФАС России осуществляет специальные, исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по организации и проведению аварийно - спасательного и противопожарного обеспечения полетов и объектов авиационных предприятий.

2.3. Нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы организации деятельности ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, разрабатываются Службой поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов ФАС России в соответствии с общегосударственными нормами и правилами и требованиями нормативных актов государственной противопожарной службы МВД России.

2.4. Отделы ПАСОП территориальных органов ФАС России осуществляют контроль за деятельностью подразделений ведомственной пожарной охраны по обеспечению требований пожарной безопасности в авиационных предприятиях.

3. Основные задачи и функции ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России

3.1. Основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России являются:

3.1.1. организация контроля и осуществление мероприятий по противопожарному обеспечению полетов воздушных судов;

3.1.2. организация работы и ведомственный контроль по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании;

3.1.3. организация профессиональной подготовки пожарно - спасательных расчетов;

3.1.4. тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно - спасательных и противопожарных работ.

3.2. Основными функциями ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России являются:

3.2.1. разработка и согласование проектов инструкций и иных необходимых организационно - распорядительных документов по вопросам обеспечения пожарной безопасности охраняемых объектов;

3.2.2. проведение обследований и целевых проверок противопожарного состояния охраняемых объектов;

3.2.3. проведение практических занятий с личным составом пожарно - спасательных расчетов;

3.2.4. разработка оперативных планов действий пожарно - спасательных расчетов по тушению пожаров на воздушных судах, участие в подготовке планов ликвидации аварий и аварийных ситуаций на охраняемых объектах;

3.2.5. проверка внутреннего и наружного водоснабжения на территории авиационных предприятий;

3.2.6. участие в обучении работников авиационных предприятий, в том числе временно работающих, а также добровольных пожарных, мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре;

3.2.7. взаимодействие пожарно - спасательных расчетов ВПО СПАСОП ФАС России с подразделениями государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России, а также других ведомств по совместным действиям при ликвидации пожаров и проведении аварийно - спасательных работ, должно быть определено на основе соглашений, планов и договоров.

Ответственным руководителем аварийно - спасательных работ при авиационных и чрезвычайных происшествиях на воздушных судах на территории и в районе ответственности аэропорта является сменный заместитель руководителя авиационного предприятия или другое должностное лицо, назначенное приказом руководителя авиационного предприятия;

3.2.8. разработка типовых программ подготовки личного состава ВПО СПАСОП ФАС России и согласование их с ГПС МВД России;

3.2.9. участие в испытаниях и освоении новых аварийно - спасательных и противопожарных средств и техники;

3.2.10. подготовка необходимой документации в части противопожарного обеспечения полетов для сертификации авиационных предприятий;

3.2.11. представление в установленном порядке статистической отчетности о пожарах на объектах авиационных предприятий в Главное управление государственной противопожарной службы МВД России.


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

Общеизвестно, что СПАСОП аэропортов является важнейшим условием обеспечения безопасности полетов. От их оснащенности, профессионального уровня и экипировки личного состава и зависит может ли аэропорт принимать воздушные суда и осуществлять аэропортовую деятельность, или нет?!

Это является жестким требованием Международной организации гражданской авиации (ICAO), неисполнение которого равнозначно банкротству.

Что же такое СПАСОП аэропорта России сегодня, кто и как в них работает? Пожарные, спасатели... . Каков их правовой статус и социальная защита?

Именно эти, и целый ряд других жизненно важных вопросов были предметом дискуссий и обсуждений, состоявшихся в рамках круглого стола 26 октября 2016 года в городе Москве на тему: «Нормативное правовое обеспечение и организация деятельности СПАСОП: проблемы и пути решения» .


Круглый стол был организован редакцией журнала «Транспортная безопасность и технологии». Модератором выступил главный редактор журнала Сергей Груздь , который на основании публикаций в журнале руководителей аэропортов и СПАСОП, а также экспертных мнений сделал обобщенный вступительный доклад (скачать ) и представил презентацию (скачать ).

В работе круглого стола приняли участие руководители и специалисты СПАСОП ряда аэропортов (Шереметьево, Внуково, Домодедово, Курумоч, Калуга, Нижний Новгород), авиакомпании «Сибирь», института «Аэропроект», а также представители Росавиации, Ространснадзора, МЧС России, других заинтересованных структур и компаний- разработчиков и поставщиков техники, оборудования, дыхательных аппаратов, огнетушащих веществ, учебно-тренажерных комплексов, боевой одежды и снаряжения (36 участников).


Участники круглого стола отметили, что на сегодня в силу нечеткости и неполноты законодательной регламентации правовой статус у этих служб вызывает массу вопросов. СПАСОП сегодня выступает одновременно в двух качествах- как аварийно-спасательное формирование и проходит аттестацию в соответствии с законодательством об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя, с одной стороны. И с другой- как Ведомственная пожарная охрана — получает лицензию на деятельность по тушению пожаров. Но это никак, к сожалению, не коррелируется со статусом сотрудника СПАСОП, его социальной защитой, оснащенностью, финансовым обеспечением деятельности.


На сегодня практически не урегулирован ряд вопросов, связанных с созданием, численностью таких служб, и оснащением, подготовкой личного состава, со статусом сотрудника и др.

Остается открытым вопрос кем же должен быть сотрудник СПАСОП- пожарным или спасателем? Так как во всех действующих классификаторах (в частности- ЕКС и ЕКТС) нет должностей пожарный- спасатель или пожарный, спасатель. В этой связи наблюдается отсутствие единообразия в толковании статуса сотрудников СПАСОП и, соответственно их социальной защиты и льгот.

Как признались присутствующие руководители СПАСОП, им на практике приходится изловчаться, опираться на законодательство о защите населения и территорий от ЧС, об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя и пожарной безопасности, приспосабливать программы, убеждать юристов, финансистов и руководителей аэропортов.

В итоге пришли к выводу, что требуется четкая регламентация вопросов оснащения СПАСОП, профессиональной и боевой подготовки личного состава, ГДЗС.

Нужны такие решения и документы, которые бы позволили внедрять более современные образцы мощной и высокопроизводительной техники, оптимизировать количество пожарных аэродромных автомобилей, находящихся на боевом дежурстве, численность личного состава данных подразделений, дыхательных аппаратов, огнетушащих веществ, учебных тренажеров и финансовое обеспечение с применением различных финансовых институтов и инструментов.


Малый аэропортам с низкой интенсивностью полетов не всегда по силам и экономически целесообразно создавать и содержать в полном объеме полноценные ПАСОП. Поэтому в качестве выхода из положения назывались варианты субсидирования содержания таких СПАСОП за счет федерального и региональных бюджетов в рамках действующих программ по субсидированию перевозок, а также аутсорсинг и кратковременную (на период осуществления полетов и подготовки) аренду частных противопожарных и аварийно-спасательных формирований., соответствующих предъявляемым требованиям и имеющих соответствующие разрешительные документы.


А для обновления парка пожарной и аварийно-спасательной аэродромной техники, оборудования, огнетушащих веществ, дыхательных аппаратов, одежды и экипировки личного состава участники высказали заинтересованность в привлечении лизинговых схем с участием ГТЛК и других лизинговых компаний. Одновременно это, в конечном итоге, должно повысить эффективность СПАСОП, сделать службу в ней привлекательной и престижной.