Покушение на посредничество во взяточничестве. Посредничество во взяточничестве. Особенности преступления и сроки наказания

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, - наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки. 2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения - наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки. 3. Посредничество во взяточничестве, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки. 4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки. 5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве - наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки. Примечание. Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Консультации юриста по ст. 291.1 УК РФ

Задать вопрос:


    • Ответ юриста:

      Медведев внес в Госдуму поправки в Уголовный кодекс Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в Уголовный кодекс. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Кремля. 30 ноября Дмитрий Медведев, выступая с посланием к Федеральному собранию, особое внимание обратил на необходимость изменений в Уголовном кодексе. "Санкция за нетяжкие, малозначительные преступления должна быть по возможности не связана с лишением свободы. Это, кстати, особенно актуально в тех случаях, когда речь идет о молодых людях, о подростках, о тех, кто впервые нарушил закон", - заявил президент. В поправках, внесенных в Госдуму Медведевым, говорится, что по 11 составам преступлений основным видом наказания теперь будет штраф, а по 12-ти - исправительные работы. Еще одним изменением в УК, как предполагается, станет отмена нижних пределов санкций в виде лишения свободы для 68 составов преступлений. Из 115 составов преступлений отменены аналогичные пределы в виде исправительных работ и ареста. В документе также сказано, что преступления небольшой или средней тяжести, которые совершил условно осужденный, будет разбирать суд. Именно суд будет решать, отменять или сохранять условное осуждение. В послании к Федеральному собранию Медведев также отметил, что в России необходимо ввести санкции для тех, кто осуществляет посредничество во взяточничестве, а за сами взятки - штрафовать на сумму взятки, умноженную на сто. Кроме того, президент отметил, что уголовную ответственность необходимо ввести и за продажу алкоголя несовершеннолетним. Вошла ли эта инициатива в число поправок, предложенных президентом, пока не уточняется.

  • Максим Вилокосов

    Как дать взятку на экзамене и сколько, на оценку 4? Что сказать?

    • Ответ юриста:

      После масштабных изменений от 7 марта 2011г. были только одни изменения - в редакции от 04.05.2011г. № 97-ФЗ "О внесении изменений в УК РФ и КоАП в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции". В частности теперь минимальный штраф по УК РФ (ст. 46) не 2500, а 5000р. + получение и дача взятки в новой редакции + новая статья - 291.1 "Посредничество во взяточничестве ". Подробнее смотрите сам текст закона, я его залил на "файлы майл. ру" (ссылка в источнике) . Более никаких изменений не было. Также в любое время вы можете посмотреть и скачать УК РФ в действующей редакции на сайте "КонсультантПлюс". Тут посмотреть - http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ Тут скачать - http://www.consultant.ru/files/popular/000010.zip

  • Жанна Беляева

    ПОсредничество в даче взятки, эт какая статья?

    • У нас в РФ определенены виды участников 33 ст исполнитель организатор подстрекатель пособник И уголовная ответственность лица посредничающего во взяточничестве наступает в зависимости от того в чьих интересах действует посредник.

    Максим Ловчев

    Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о введении кратных штрафов за взятки.

    • эх....проста взятка это примерно две моих зарплаты(((

    Степан Поповкин

    как бы вы среагировали? сегодня дала МУСОРУ взятку,а он мне сказал-клянусь ЧЕСТЬЮ ОФИЦЕРА, все будет в ажуре

    • он пошутил просто, всем пофиг - честь офицера всего лишь пустые слова, когда надо кормить семью

    • Ответ юриста:

      Декриминализация по Медведевски. Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в Уголовный кодекс. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Кремля. 30 ноября Дмитрий Медведев, выступая с посланием к Федеральному собранию, особое внимание обратил на необходимость изменений в Уголовном кодексе. «Санкция за нетяжкие, малозначительные преступления должна быть по возможности не связана с лишением свободы. Это, кстати, особенно актуально в тех случаях, когда речь идет о молодых людях, о подростках, о тех, кто впервые нарушил закон» , - заявил президент. В поправках, внесенных в Госдуму Медведевым, говорится, что по 11 составам преступлений основным видом наказания теперь будет штраф, а по 12-ти - исправительные работы. Еще одним изменением в УК, как предполагается, станет отмена нижних пределов санкций в виде лишения свободы для 68 составов преступлений. Из 115 составов преступлений отменены аналогичные пределы в виде исправительных работ и ареста. В документе также сказано, что преступления небольшой или средней тяжести, которые совершил условно осужденный, будет разбирать суд. Именно суд будет решать, отменять или сохранять условное осуждение. В послании к Федеральному собранию Медведев также отметил, что в России необходимо ввести санкции для тех, кто осуществляет посредничество во взяточничестве, а за сами взятки - штрафовать на сумму взятки, умноженную на сто. Кроме того, президент отметил, что уголовную ответственность необходимо ввести и за продажу алкоголя несовершеннолетним. Вошла ли эта инициатива в число поправок, предложенных президентом, пока не уточняется.

  • Павел Карелов

    Как квалифицировать действия указанных лиц?. К бывшему следователю районного ОВД Милютину обратилась его знакомая Сорина с просьбой за вознаграждение помочь ее мужу, в отношении которого в ОВД другого района было возбуждено уголовное дело. Одев сохранившуюся у него форму, Милютин пришел к следователю Вишневу, в производстве которого находилось уголовное дело в отношении Сорина, представился следователем и попросил "помочь", обещая в случае необходимости оказать такую же услугу. Вишнев прекратил уголовное дело в отношении Сорина, после чего Сорина передала Малютину 5 000 рублей, из которых 2 000 рублей Малютин передал Вишневу. О том, что Малютин уже не работает в милиции, ни Сорина, ни Вишнев не знали.

    • у следователя - должностное, у бывшего - мошенничество, посредничество во взяточничестве

    Станислав Лихачев

    Что за новый закон о взятках, когда за взятку сумма штрафа возрастает в 100 раз? дайте ссылку если есть

    • Ответ юриста:

      Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о кратном штрафе за взятки Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, которым предлагается установить крупные штрафы за взятки и коммерческий подкуп. Законопроектом Уголовный кодекс дополняется положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 млн руб. Кроме того, Кодекс РФ об административных правонарушениях дополняется новой главой о правовой помощи по делам об административных правонарушениях при необходимости производства на территории иностранного государства соответствующих процессуальных действий, прежде всего в отношении юридических лиц, от имени которых или в интересах которых передавались взятки. Правительство и Верховный суд дали положительные отзывы на данный проект. Он обсуждался на заседании Совета при президенте по противодействию коррупции под председательством Д. Медведева 13 января 2011 года.

  • Лидия Данилова

    Нужно ли ужесточить уголовную ответственность несовершеннолетних? И почему?


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 291.1]

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, —

наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения —

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве —

наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.


3 комментария к записи “Статья 291.1 УК РФ. Посредничество во взяточничестве”

    Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

    Комментарий к статье 291.1

    1. Комментируемая статья, устанавливающая ответственность за посредничество во взяточничестве как за самостоятельное преступление, введена в УК Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ. Ранее по УК это деяние оценивалось как соучастие в совершении преступления и ответственность за него наступала по ст. ст. 33 и 290 или 291 УК.
    Посредничество во взяточничестве, так же как получение взятки и дача взятки, посягает на авторитет и осуществляемую в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. Предмет рассматриваемого преступления аналогичен предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290).
    2. Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий: 1) непосредственной передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.
    Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. руб. Таким образом, сумма предмета взятки отнесена законодателем к числу составообразующих признаков. Иными словами, согласно действующей редакции комментируемой статьи состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать, если сумма предмета взятки не выходит за пределы 25 тыс. руб.
    В этой связи возникает вопрос о том, какова должна быть квалификация посредничества в ином случае, когда сумма предмета взятки составляет 25 тыс. руб. или менее.
    В таких случаях состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать.
    Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки может заключаться в разнообразных действиях. В частности, к числу таких действий могут быть отнесены передача предложения о даче (получении) взятки за оказание услуги, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю и другие действия. В характеристике таких действий главное заключается в их направленности на способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними.
    Состав преступления является формальным. Посредничество во взяточничестве является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей.
    В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, передающего предмет взятки, следует расценивать как покушение на совершение преступления. Такая же правовая оценка должна быть дана и действиям посредника, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от его воли.
    Принятие предмета взятки субъектом данного преступления для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава посредничества во взяточничестве и, в случае задержания лица, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).
    При посредничестве во взяточничестве в виде иного способствования взяткодателю и (или) взяткополучателю оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения действий, образующих указанное способствование.
    От посредничества во взяточничестве следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
    3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает взятку должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, и желает совершить указанные действия.
    4. Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
    5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо лицом с использованием своего служебного положения. Следует отметить, что субъект должен осознавать, что передает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация посредничества во взяточничестве по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.
    6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение посредничества во взяточничестве:
    — п. «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК);
    — п. «б»: в крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. руб.
    7. Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 комментируемой статьи) является посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (если сумма предмета взятки превышает 1 млн. руб.).
    8. В ч. 5 комментируемой статьи предусмотрен самостоятельный состав преступления — обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
    Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.
    Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.
    И обещание, и предложение посредничества во взяточничестве относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения действий, указанных в законе.
    Анализируя данный состав преступления, следует обратить внимание на то, что, на наш взгляд, и в данный состав в качестве обязательного признака включается признак суммы предмета взятки. Так же как и применительно к другим видам посредничества в случае, если эта сумма не превышает 25 тыс. руб., состав преступления, предусмотренный ч. 5 комментируемой статьи, отсутствует, а действия виновного надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 33 и, соответственно, ст. ст. 290 или 291 УК.
    9. Примечание к комментируемой статье содержит специальное условие об освобождении от уголовной ответственности лица, являющегося посредником во взяточничестве. Оно освобождается от уголовной ответственности, если после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
    Условия освобождения от уголовной ответственности посредника во взяточничестве аналогичны за некоторыми исключениями условиям освобождения лица, совершившего дачу взятки (см. комментарий к ст. 291).

    Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

    Комментарий к статье 291.1

    1. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ в УК РФ включена данная статья, предусматривающая ответственность за посредничество во взяточничестве.
    2. По объекту и предмету преступления см. комментарий к ст. 290 УК.
    3. Законодатель весьма подробно обозначил признаки деяния, которое альтернативно может быть совершено в двух формах: 1) непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. При этом четко обозначены параметры взятки — в значительном размере. Далее, в трех частях комментируемой статьи (части 2, 3, 4) ответственность дифференцируется в зависимости от размера взятки, которые закреплены в примечании к ст. 290 УК, и иных квалифицирующих признаков (за совершение незаконных действий, с использованием своего служебного положения, групповое совершение преступления), с использованием наказания в виде штрафа, исчисляемого исходя из величины, кратной размеру взятки.
    4. В части 5 данной статьи предусмотрена ответственность за самостоятельное деяние, которое обозначено законодателем как обещание или предложение посредничества во взяточничестве. На первый взгляд, такие действия можно признать приготовлением к даче или получению взятки, а также подбору соучастников преступления. Возможно, такие термины при установлении уголовно-правового запрета лучше не использовать.
    5. Следует сказать, что ответственность за посредничество в получении и даче взятки сохранена в ст. ст. 290 и 291 УК. В этом случае может возникнуть коллизия соответствующих статей УК РФ. Требуется разъяснение Пленума Верховного Суда РФ по вопросам разграничения указанных деяний, по толкованию таких действий, как обещание или предложение посредничества. Отсутствие подобных разъяснений может привести к ошибкам в квалификации и к случаям объективного вменения.
    6. Если посредник после совершения преступления активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве, он может быть освобожден от уголовной ответственности.

    Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

Новеллой Уголовного кодекса РФ в 2011 году стало появление новой статьи - 291.1, которая предусматривает ответственность за посредничество во взяточничестве.

Действия пособника выражаются, как в передаче материальных ценностей от взяткодателя взяткополучателю, так и в совершении других действий, которые способствуют реализации соглашения между сторонами преступления, предусмотренного ст. 290 и 291 УК РФ. Посредник может представлять интересы любой из сторон.

В зависимости от конкретных действий пособника преступление будет считаться оконченным в разные моменты. Так, если речь идет непосредственно о передаче денежных средств, то моментом окончания будет получение должностным лицом, хотя бы части материальных ценностей. В другой ситуации, когда преступник обещает договориться о даче/получении взятки, преступный замысел будет завершен в момент достижения договоренности, независимо от того произошла в последующем фактическая передача взятки или нет .

Обязательным условием наступления ответственности является размер взятки — он должен быть значительным, то есть не меньше двадцати пяти тысяч рублей.

Важно! Если сумма взятки составляет меньше 25 тысяч, то деяние не образует состава преступления, предусмотренного ст.291.1.

Преступление совершается только с прямым умыслом. В качестве мотива чаще всего выступает корысть, либо желание получить продвижение по службе. Ответственность за пособничество во взяточничестве наступает с 16 лет.

Ответственность за пособничество во взяточничестве

По ч.1 данной статьи Уголовный кодекс предусматривает такие виды наказания:

  1. штраф в размере от 10 до 20 кратной суммы взятки. В данном случае посреднику также запрещается в течение 3 лет занимать определенную должность или заниматься конкретной деятельностью.
  2. лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в 20 раз, превышающим сумму взятки.

Если посредник заведомо знал, что передаваемые средств передаются с целью совершения взяткополучателем незаконных действий, либо лицом с использованием служебного положения, то его действия образуют состав преступления, указанного в ч.2 ст.291.1 Уголовного кодекса РФ.

За совершение данного преступления суд приговаривает виновного к штрафу, который в 30-60 раз превышает сумму взятки и лишению права заниматься определенной деятельностью или занимать должность на срок до 3 лет. Также преступник может оказаться в местах лишения свободы на срок от 3 до 7 лет. В данном случае он будет обязан также заплатить штраф в размере в 30 раз превышающим сумму взятки.

В качестве квалифицирующих признаков законодатель выделяет следующие составы преступления (ч.3 ст.291.1 Уголовного кодекса РФ):

  1. совершение преступления группой лиц;
  2. крупный размер взятки;

Важно! В соответствии со ст.290 УК РФ крупный размер — это сумма больше 150 тысяч рублей.

Если лицо будет признано виновным с квалифицирующими признаками, то оно будет наказано, либо штрафом в 60-80 раз больше суммы взятки с лишением права заниматься деятельностью или занимать определенную должность в течение 3 лет, либо будет направлено в места лишения свободы на срок от 7 до 12 лет. При лишении свободы на преступника также накладывается штрафная санкция в виде 60-кратной суммы взятки .

Ч.4 ст.291.1 предусматривает особо квалифицирующие составы посредничества по взяточничестве в особо крупном размере (сумма больше 1,5 миллиона рублей)

За совершение данного преступного деяния законодатель предусмотрел два наказания:

  1. штраф, в 70-90 раз, превышающий взятку с лишением права заниматься определенной деятельностью или занимать должность в течение 3 лет;
  2. лишение свободы от 7 до 12 лет со штрафом в 70 раз больше суммы взятки.

Ответственность за предложение посредничества во взяточничестве

В качестве отдельного состава в ч.5 ст.291.1 выделено обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Опасность данного деяния кроется в том, что лицо, которое ранее собиралось дать или получить взятку, но сомневалось и не знало, как практически осуществить свой преступный умысел, укрепляется в своих намерениях после получения от преступника такого предложения.

За обещание посредничества виновному грозит одно из 2 альтернативных видов наказания:

  1. штраф, превышающий сумму взятки от 15 до 70 раз или в размере от 25 тысяч до 500 миллионов рублей с лишением права в течении трех лет занимать конкретную должность или заниматься определенной деятельностью в течение 3 лет;
  2. лишение свободы до 7 лет со штрафом, который больше взятки в 10-60 раз.

Следует помнить, что добровольное сообщение правоохранительным органам, имеющим право возбудить уголовное дело о взяточничестве, о посредничестве во взяточничестве, либо активное действие следствие в раскрытии преступления является основанием для освобождения от уголовной ответственности.

Для того, чтобы не оказаться на скамье подсудимых, для консультаций и выбора правильной линии поведения следует обратиться к профессиональным защитникам по уголовным делам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, -


наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.


2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения -


наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:


а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;


б) в крупном размере, -


наказывается штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или в размере от пятидесятикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.


4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, -


наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.


5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве -


наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, или в размере до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.


Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.




Комментарии к ст. 291.1 УК РФ


1. Посредник, выступая в роли связующего звена между взяткодателем и взяткополучателем, осуществляет одно из действий, указанных в ч. 1 комментируемой статьи: 1) непосредственно передает взятку соответствующему должностному лицу; 2) способствует достижению либо реализации соглашения о получении и даче взятки между ними (например, о виде услуг имущественного характера или иных имущественных прав, времени и месте оформления документов об этом и т.д.). Он всегда действует по поручению одного из указанных лиц.

Момент окончания преступления зависит от сути посредничества. В первом случае необходима фактическая передача предмета взятки, во втором достаточно совершения самого деяния, которое способствует достижению цели взяткополучателя или взяткодателя.

2. Ответственность за посредничество во взяточничестве дифференцирована в зависимости от:

1) размера взятки (значительный - ч. 1; крупный - п. "б" ч. 3; особо крупный - ч. 4 ст. 291.1); их понятия даны в примечании 1 к ст. 290 УК;

2) совершения заведомо незаконных действий (ч. 2); о понятии последних см. комментарий к ст. 290;

3) использования посредником своего служебного положения (ч. 2); см. об этом комментарий к ст. ст. 201 и 285;

4) совершения преступления группой лиц или организованной группой (п. "а" ч. 3); о понятии данных форм соучастия см. комментарий к ст. 35.

3. Обещание посредничества во взяточничестве означает добровольное обязательство лица совершить одно из действий, указанных в ч. 1 комментируемой статьи. При предложении посредничества во взяточничестве инициатором передачи взятки или действий по достижению или реализации соглашения о получении и даче взятки выступает сам посредник.

Преступление считается оконченным с момента высказанного обещания или предложения о посредничестве во взяточничестве. Последующие действия по передаче взятки или достижению соглашения лежат за пределами рассматриваемого состава преступления.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При совершении преступления лицо осознает, что оно по поручению взяткодателя или взяткополучателя оказывает посреднические действия, и желает этого (ч. 1) либо осознает, что обещает или предлагает посредничество во взяточничестве, и желает этого (ч. 5 ст. 291.1). Корыстная заинтересованность посредника не составляет необходимого субъективного признака; виновный может совершать посреднические действия, обещать или предлагать это совершить как за вознаграждение, так и по другим мотивам: родственным, приятельским и т.п.

5. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. За посредничество во взяточничестве, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, ответственность несет специальный субъект - лицо, выполняющее управленческие функции (см. примечание 1 к ст. 201 УК и комментарий к нему), и должностное лицо (см. примечание к ст. 285 УК и комментарий к нему).

6. Освобождение посредника от уголовной ответственности обусловлено двумя обстоятельствами: 1) активным способствованием раскрытию и (или) пресечению преступления; 2) добровольным сообщением органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

В целом их характеристика совпадает с характеристикой таких же обстоятельств, указанных в примечании к ст. 291 УК. Однако надо иметь в виду, что освобождение в данном случае не связывается со способствованием расследованию преступления, вместо этого положительное посткриминальное поведение связывается с содействием пресечению преступления. Пресечение деяния в целом характеризуется тем, что процесс совершения преступления останавливается внешним воздействием на стадии приготовления или покушения, когда преступник только подготавливает средства или орудия совершения преступления, ищет соучастников, осуществляет сговор на совершение преступления либо когда процесс преступного посягательства пресекается до того, как была достигнута его цель, причинен преступный вред.

Вряд ли найдется в современном мире взрослый человек, который никогда не слышал о взяточничестве и коррупции. С этим явлением сталкивается практически каждый гражданин, ведущий активную социальную жизнь.

К сожалению, довольно часто в современном обществе возникают ситуации, когда какое-либо важное решение в жизни человека зависит от некоего должностного лица. Это особенно актуально для сферы предпринимательства и экономики, торговли, строительства и т. д. Ограничения налогового законодательства, таможенные законы, Уголовный и Административный кодекс, ПДД касаются всех граждан страны, и порой неукоснительно соблюдать закон бывает проблематично. Кроме того, возникают ситуации, когда должностные лица сами вымогают взятки за те действия, которые они должны предпринимать по закону. Многим людям кажется, что во всех этих случаях взятка должностному лицу - норма, и благодаря этим факторам коррупция с каждым годом все больше расцветает. «Не подмажешь - не поедешь…» - со вздохом признают граждане и соглашаются с требованием должностного лица. Между тем дача и получение взятки - экономическое преступление, карающееся законом.

291 статья. Дача взятки

Уголовный кодекс, действующий в данный момент в был принят в 1996 году. В нем предусмотрено наказание за два вида правонарушений - дача взятки должностному лицу и получение взятки. Под взяткой понимают материальное вознаграждение для должностного лица, обещанное ему или полученное им за выполнение его непосредственных обязанностей. Взятка должностному лицу - это двустороннее преступление. Получатель взятки называется взяткополучателем, а тот, кто дает взятку - взяткодателем.

Как гласит дача взятки должностному лицу с использованием услуг посредника или лично - это уголовно наказуемое деяние, которое наказывается штрафом в сумме от пятнадцатикратной до девяностократной по отношению к взятке, или лишением свободы от двух до двенадцати лет в зависимости от обстоятельств преступления и от размеров взятки. считаются значительный размер взятки, дача взятки должностному лицу за то, чтобы он совершил заведомо противозаконные действия (бездействие). В этих случаях наказание за совершенное преступление будет значительно строже. Преступление - взятка должностному лицу - считается совершенным в момент получения взяткополучателем хотя бы части материальных ценностей от взяткодателя или его посредника. за дачу взятки наступает, начиная с 16 лет. Наказания за преступление и уголовного преследования можно избежать, если взяткодатель добровольно обратился за помощью в правоохранительные органы, способствовал раскрытию преступления или доказал, что взятку у него вымогали. В этом случае уголовное преследование распространяется только на взяткополучателя.

Получение взятки. Статья 290 УК РФ

Взятка, как мы выяснили, является уголовно наказуемым деянием. Получение взятки служащими считается одним из самых тяжких экономических преступлений. В этом случае госслужащий получает от граждан, пользуясь своим служебным положением, за выполнение или невыполнение непосредственных обязанностей в пользу взяткодателя. За этот вид преступления предусматривается наказание в виде штрафа, вплоть до девяностократного размера взятки, лишения свободы сроком до двенадцати лет или отстранение от должности, в зависимости от размеров взятки и других отягчающих обстоятельств преступления. Например, неоднократное получение взятки наказывается строже, чем единичный случай. Под неоднократным получением взятки понимают получение материальной выгоды более двух раз одним и тем же лицом. В любом случае, корыстное злоупотребление своими служебными полномочиями карается по закону.

Вымогательство взятки

Вымогательство взятки является отягчающим обстоятельство при расследовании взяточничества. Если факт вымогательства доказан, взяткодатель может быть освобожден от уголовной ответственности при содействии и оказании помощи следственным органам. Вымогательство должностного лица означает, что требует вознаграждение за выполнение своих служебных обязанностей в интересах взяткодателя, или, напротив, за то, что он не предпримет необходимых мер, которые должен предпринять по закону. Угроза может выражаться в том, что должностное лицо ссылается на занятость, отсутствие необходимых документов или материалов, искусственно создает всевозможные препятствия для принятия решения, в котором заинтересован взяткодатель. Или должностное лицо предупреждает о том, что создаст условия, препятствующие деятельности заинтересованного лица, или условия, приносящие вред взяткодателю, которых можно избежать, если оплатить старания дополнительно. Оплата - это и есть взятка. УК РФ предусматривает наказание только для взяткополучателя при добровольном содействии взяткодателя.

История взяточничества

Термин "коррупция" происходит от слова corrumpire - злоупотреблять должностью, подкупать, портить. Это слово впервые стало использоваться в римском праве - еще Юлий Цезарь боролся со взяточничеством, запрещая чиновникам получать золотые венки от городов, которые им предлагали за покровительство. Во времена Средневековья в Европе чиновники не стеснялись получать материальную выгоду, используя свое служебное положение, взяточничество было распространено повсеместно. В России государственным служащим предоставлялось «кормление» - некоторая плата от заинтересованных в успехе своего дела граждан. Помимо этого, чиновники получали жалованье из государственной казны. За взяточничество наказывали цари Иван III, Иван Грозный, Петр Первый. Были годы, когда мздоимство каралось смертной казнью.

На Востоке взяточничество было повсеместно распространено, но там оно имело характер дароподношения. В средние века и Восток тоже начал бороться со взяточничеством, корыстные чиновники отстранялись от должностей и наказывались.

Начиная с конца XIX века, государственная власть получала все большие полномочия, контроль государства стал повсеместным и охватил все сферы жизни граждан. Это привело к разрастанию взяточничества, чиновники и политики всех уровней стали почти в открытую пользоваться своим служебным положением и не только брать, но и вымогать взятки у граждан. В некоторых странах такое вымогательство приняло вид партийных взносов - то есть взятку брали не отдельные чиновники и должностные лица, а представители партий.

Коррупция в последнее время занимает одно из первых мест в сфере экономических преступлений по всему миру. Коррумпированные чиновники и правительства представляют огромную угрозу для любого государства, так как тормозят развитие страны и подрывают авторитет власти, а иногда и угрожают безопасности своих граждан. Так, в 70-е годы прошлого века громкий скандал произошел из-за американской фирмы «Локхид», которая продавала некачественные самолеты ФРГ и Японии. Чиновники этих стран получали материальную выгоду от фирмы.

Явление коррупции во многом зависит от уровня жизни в отдельной стране и от ее национальной культуры. К примеру, доказано, что в Японии и Китае, где культивируется мудрость и преданность чиновников и руководителей своему государству, взяточничество распространено немного меньше, чем в других странах. Это связано также и с законами стран - там наказание за взятки строже.

Посредничество

Посредничество во взяточничестве - это действия третьих лиц, способствующие достижению договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, или сама передача взятки от одного участника преступления другому. Считается, что брать или давать взятку через посредника проще - взяткополучатель и взяткодатель не всегда знакомы между собой, и в этом случае посредник привлекается для большей безопасности и надежности. Чаще всего посредник тоже имеет некоторое материальное вознаграждение за свои услуги - иногда даже процент от общей суммы передаваемой взятки.

Посредничество во взяточничестве карается законом только при наличии взятки большого размера (статья 291.1 УК РФ). Значительным размером принято считать сумму свыше 25 000 рублей. За посредничество предусмотрено наказание в виде штрафа, вплоть до сорокакратного размера взятки, или лишением свободы сроком до пяти лет. Наказание также зависит от размера взятки и от других отягчающих обстоятельств - к примеру, использование служебного положения посредника или особо крупный размер материальной выгоды.

Причем содействие или соучастие в преступлении может караться по закону не только тогда, когда преступление уже совершено и окончено, но и в тот момент, когда посредник предложил свои услуги участникам взятки. Одно только обещание посредничества уже является экономическим преступлением.

Основные проблемы при расследовании взяточничества

Расследование взяточничества не всегда бывает легким. Самым важным моментом, препятствующим расследованию преступления, является тот факт, что в случае взяточничества нет так называемых пострадавших - все участники взятки заинтересованы в том, чтобы об этом факте не стало известно правоохранительным органам. Коррупция является обоюдовыгодным деянием, и взяткодатель также в большинстве случаев не заинтересован в том, чтобы преступление раскрылось - его заинтересованность объясняется личным участием в преступлении и преследованием своих собственных интересов. Особенно это важно в тех случаях, когда взяткодатель является нарушителем закона, налогового кодекса, правил дорожного движения, уголовного или административного кодекса РФ.

Одной из самых опасных, с точки зрения общества, является постоянная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем, которая возникает в случае покровительства должностного лица, планомерно оказываемого нарушителю закона.

Все большее распространение получают случаи, когда чиновники, помимо занимаемой должности, имеют свои экономические организации и предприятия. Материальная заинтересованность их удваивается и подкрепляется должностными полномочиями и возможностями.

Распространение взяточничества в различных сферах

По данным статистики, самое сильное распространение получило взяточничество в правоохранительных органах. Зачастую представители полиции и прокуратуры сами являются коррумпированными, так как воспринимают взятки как компенсацию за свой тяжелый труд, недостаточно высоко оплачиваемый государством. Взятка полицейскому, как и любому другому должностному лицу - уголовно наказуемое деяние. Сотрудники ГАИ довольно часто не только берут взятки, но и вымогают их. В последние годы это явление стало совсем привычным и почти нормальным - несмотря на все усилия со стороны государства, направленные на то, чтобы искоренить коррупцию. К сожалению, большинство граждан принимают условия должностных лиц и не препятствуют получению взятки.

Представители чиновничества, работники различных администраций и управлений также часто имеют возможность получения взятки. Чиновников много, и некоторые проблемы невозможно решить без их содействия и участия, а отдельные недобросовестные сотрудники этим пользуются.

Иногда возникают случаи взяточничества также и у медицинских работников. Подарки от благодарных пациентов зачастую принимают вид настоящей взятки, особенно в случаях взаимодействия с медицинскими работниками, занимающими высокие должности - главврачами, заведующими поликлиник и больниц, и т. д. Ни для кого не секрет, что при помощи небольшого подарка или вознаграждения можно получить более высокий уровень обслуживания, лечения и ухода практически в любой больнице или медицинском учреждении.

Представители сферы образования тоже бывают задействованы и замечены во взяточничестве. Получение зачетов и сессий, поступление в образовательное учреждение, успешное его окончание и просто процесс получения образования - все это имеет свои расценки в среде отдельных преподавательских коллективов.

Одним словом, практически не найдется ни одной сферы государственной службы, в которой не встречались бы сотрудники, практикующие взяточничество. К сожалению, меры, предпринимаемые государством по отношению к коррумпированным должностным лицам, не всегда дают ожидаемый результат.

Борьба с коррупцией

Согласно законодательству, обязаны вести все государственные комитеты и управления. Для предупреждения случаев взяточничества разрабатываются законы и правовые акты. Существуют специальные телефоны доверия, на которые можно позвонить анонимно и оставить информацию о коррумпированных должностных лицах или о случаях вымогательства. В целях борьбы с коррупцией государственным служащим постоянно прибавляют заработные платы, контроль над этими людьми ведется всеми возможными способами. Например, во многих автомобилях инспекторов ГАИ устанавливаются видеокамеры, которые помогают предотвратить получение взятки. Всячески поощряется обращение граждан в правоохранительные органы в связи с коррупцией. Год от года ужесточается отбор лиц, имеющих допуск к государственной службе, особенно на высокие должности. В некоторых государственных учреждениях строго пресекается возможность трудоустройства через родственников или знакомых, вплоть до отказа от вакансии из-за наличия родственных связей.

Все эти методы дают определенный результат, но все равно процветает во многих сферах коррупция. Взятка принимает более завуалированные формы. Доходы должностных лиц скрываются, и доказать факт преступления становится все труднее. Меняются способы, с помощью которых осуществляются дача и получение взятки.

Взаимосвязь коррупции с другими преступлениями

Как правило, взяточничество очень редко встречается само по себе - чаще всего, факт взятки тесно связан с другими преступлениями, которые совершает взяткополучатель. Взятка должностному лицу нередко сопутствует другим правонарушениям. Хищение предметов, имеющих особую ценность - статья 164 УК РФ, превышение должностных полномочий - ст. 286 УК РФ, злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285 УК РФ, незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст. 289 УК РФ, коммерческий подкуп - ст. 204 УК РФ. Все эти статьи часто применяются к одному и тому же лицу при расследовании фактов взяточничества. Стоит понимать, что наказание за взяточничество не исключает уголовного наказания по каким-либо другим статьям из перечисленных, если правонарушение имело место.

Что делать, если у вас вымогают взятку?

На страже интересов каждого гражданина стоит Уголовный кодекс. Взятка для должностного лица не должна считаться обычным явлением. Если такая ситуация возникла, можно действовать тремя способами:

Если вы соглашаетесь на это, нужно помнить о том, что уголовная ответственность за взятку, в случае раскрытия данного факта, коснется не только получателя, но и вас лично.

Отказавшись дать взятку и предупредив недобросовестного служащего о своих намерениях, можно не только не решить свою проблему, но и усугубить плохие отношения - должностное лицо имеет определенную власть, иначе такой ситуации просто не возникло бы. Положительного решения в этом случае ждать не стоит, скорее наоборот - сотрудник сделает все возможное, чтобы решение вашего вопроса было максимально затруднено. Не исключено, что над вами просто посмеются и выпроводят восвояси.

Самое разумное - дать понять должностному лицу, что вы согласны дать взятку. Постарайтесь при этом полочить как можно больше гарантий в том, что ваша проблема будет решена и содействие оказано. После этого надо уточнить, о какой сумме идет речь, как именно вы должны оплатить услуги, кто берет у вас взятку, в какое время и где. После этого нужно обратиться в правоохранительные органы, написать заявление о факте вымогательства. Можно обратиться за помощью в ФСБ, МВД, Следственный комитет прокуратуры, таможенные органы и т. д. Согласно законодательству, такие обращения обязаны зафиксировать в любом государственном органе - вплоть до обращения в Правительство или к Президенту РФ. Заявление должно быть в письменной форме, один экземпляр остается у вас на руках. Лучше выяснить и запомнить, кто будет заниматься вашим заявлением и чего стоит ожидать. Чем более подробно ситуация будет описана, тем больше шансов на то, что вопрос решится в вашу пользу.

Коррупция - это болезнь современного общества. Бороться с ней необходимо не только государственным органам, но и простым гражданам, ведь страдают от коррумпированных чиновников обычные люди. По статистике, шансы победить коррупцию в отдельно взятой стране составляют 1:250, а если соответствующие меры принимаются во многих странах, шансы увеличиваются - 1:23. Таким образом, эту проблему лучше решать сообща, «всем миром».