Положения о закупках 223 фз. Разработка положения о закупках. Выбор победителя аукциона

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, должны разработать и опубликовать в ЕИС положение о закупках. Это основной документ, определяющий закупочную деятельность. Что касается дочерних предприятий, они обязаны присоединиться к существующему типовому положению о закупках, если оно разработано головной организацией.

Из статьи вы узнаете:

Типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2019 год

Типовые положения стали обязательными после вступления в силу Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Их разрабатывают учредители бюджетных и автономных учреждений, собственники имущества МУПов и ГУПов, а они в свою очередь должны использовать эти положения в своей закупочной деятельности. То же самое касается дочерних предприятий. Они присоединяются к положениям материнских компаний.

Перечень типовых положений о закупках .

Оно должно содержать как минимум три неизменяемые части:

  1. порядок подготовки к процедуре и регламент ее проведения;
  2. срок заключения договора.

О том, могут ли вноситься правки в другие разделы, организация, которая разработала положение, должна указать в приказе о присоединении.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Форма положения о закупках по 223-ФЗ с изменениями 2018 года

До 2019 года заказчики должны были привести свои положения в соответствие с новыми требованиями. Те, кто не успел, считаются не разместившими положение о закупках по 223-ФЗ.

По новым правилам, в нем должны быть указаны способы закупок двух видов - конкурентные и неконкурентные. В число первых входят открытые, закрытые и электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок, закрытые и электронные запросы предложений. Можно использовать и другие виды, но только если о них говорится в документе.

Кроме того, нужно было прописать, когда используются электронные процедуры, иначе заказчик обязан проводить все конкурентные закупки на электронных площадках. Также следовало дополнить экземпляр списком ситуаций, когда закупку можно проводить у единственного поставщика.

Образец положения для бюджетных учреждений 2019 года

Для примера возьмем типовое положение Министерства здравоохранения Калужской области. Оно обязательно к применению для бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий, для которых министерство здравоохранения Калужской области является учредителем или собственником. Изменение типового положения о закупках по 223-ФЗ запрещено.

Минздрав установил следующие разделы документа:

  • основные положения;
  • основные понятия и термины;
  • предмет, цели, принципы регулирования;
  • нормативно-правовое регулирование, область применения положения;
  • информационное обеспечение закупок;
  • планирование закупок;
  • комиссия по осуществлению конкурентной закупки;
  • порядок формирования начальной (максимальной) цены;
  • способы закупок и условия их применения;
  • аккредитация (регистрация) участников закупки на ЭП;
  • особенности документооборота при проведении закупок в электронной форме;
  • участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках;
  • извещение о проведении закупки;
  • документация о закупке;
  • особенности предоставления разъяснений документации о закупке при осуществлении конкурентной закупки;
  • требования к участникам закупки;
  • обеспечение заявки на участие в закупке;
  • обеспечение исполнения договора и гарантийных обязательств.

Документация для конкурентных закупок: что поменять в сроках, терминах и требованиях, чтобы закупать без ошибок в новом году

Если вы актуализировали Положение о закупке и учли в нем все изменения 2018 года, этим подготовка в закупкам - 2019 не ограничится. Не забудьте внести правки во все шаблоны закупочной документации - если она не будет соответствовать требованиям закона, поставщики легко смогут оспорить ее пункты. Хорошие новости: изменений в документации немного, они простые: в тексте должны появиться новые сроки и термины. Еще - правки универсальные. Ваша обновленная документация подойдет для всех конкурентных закупок вне зависимости от способа закупки.

По каждой процедуре в документе можно посмотреть:

  • порядок подачи заявок;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, определения результатов закупки;
  • порядок проведения закупки;
  • последствия признания закупки несостоявшейся;
  • порядок заключения договора.

Также в бумаге отдельно говорится об исполнении и расторжении договора, антидемпинговых мерах и отсутствии конфликта интересов при осуществлении закупочной деятельности.

Что будет, если не разработать положение о закупках по 223-ФЗ

Если заказчик не разработает и/или не разместит положение в ЕИС, ему придется работать по закону о контрактной системе. Такая же участь ждет заказчиков, которые не привели свои положения о закупках в соответствие с новыми требованиями 223-ФЗ.

В частности, придется:

  • обосновывать начальную цену договора с единственным поставщиком;
  • выбирать способ закупки только из числа утвержденных на федеральном уровне;
  • проводить закупки у СМП и СОНО в установленных лимитах;
  • устанавливать обязательные требования к участникам, оценивать их заявки по утвержденным критериям;
  • направлять в ФАС сведения о недобросовестных исполнителях для включения в РНП.

Как разместить положение о закупках по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Разместите Положение о закупке по 223-ФЗ на 2019 год в ЕИС в электронном виде. Документ сформируйте с помощью функционала единой информационной системы и включите в него:

  • наименование Положения о закупке;
  • полное и сокращенное наименование заказчика (возьмите из учредительных документов);
  • ИНН и ОГРН заказчика;
  • дату, когда заказчик утвердил бумагу;
  • дату, когда документ вступил в силу;
  • наименование органа, который утвердил.

Следуйте двум шагам, которые описал эксперт системы Госзаказ:

Шаг 1. Авторизуйтесь в ЕИС в статусе пользователя «Уполномоченный специалист». Действовать нужно только от лица организации со статусом «Заказчик», «Обособленное подразделение заказчика», «Организация, являющаяся представителем заказчика». Учтите, чтобы опубликовать документ, администратор организации должен дать права на эти действия. Также необходима актуальная электронная подпись с корректной настройкой.

Шаг 2. В реестре положений вызовите меню для проекта, который выбрали, и нажмите «Разместить». Всплывет окно с информацией о заказчике и положении. Чтобы завершить процесс публикации, нажмите «Подписать и разместить». После публикации положение станет доступным для просмотра на официальном сайте ЕИС.

Типовое положение о закупках по 223 фз на 2019 год

Внесение корректировок в положение о закупке Организация, работающая в рамках 223-ФЗ, имеет право самостоятельно вносить корректировки в положение о закупках. Для того чтобы изменения вступили в силу, они должны быть опубликованы в ЕИС. Выкладывается два документа: обновленное положение, а также полный реестр всех внесенных корректировок. Обновленная документация подписывается усиленной квалифицированной подписью заказчика. Вносить коррективы организация может столько раз, сколько это необходимо. Никаких рамок по этому вопросу закон не определяет. При составлении и реализации положения о закупках заказчик должен четко соблюдать все требования законодательства. В противном случае на должностное лицо организации накладывается штраф в объеме от 20 до 30 тысяч рублей. Заказчик должен будет выплатить от 50 до 100 тысяч рублей.

Типовое положение о закупках по 223-фз с учетом последних изменений

  • Утверждение Стандарта и внесение изменений.
  • Формирование и корректировка плана заказов.
  • Выбор способа и формы заказа.
  • Правила подготовки и проведения.
  • Принципы формирования требований и критериев оценки.
  • Требования к описанию объекта.
  • Требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора.
  • Подготовка, согласование и утверждение закупочной документации.
  • Порядок проведения процедуры.
  • Контроль и обжалование.
  • Отчетность по закупочной деятельности.
  • Требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.
  • На сайте Единой информационной системы доступны для ознакомления стандарты госзакупок организаций заказчиков различных уровней, которые могут использоваться в целях оптимизации и унификации разрабатываемого документа.

Важно

Составление положения о закупках доверяется опытным сотрудникам, обладающим достаточным уровнем знаний. В случае отсутствия таких работников в штате, компания может привлечь независимых экспертов. Утверждение документа проводится руководящим органам.


Конкретное лицо будет зависеть от типа организации. Возможны следующие варианты:
  • У ГУПов и МУП на документе должна стоять подпись руководителя.
  • В госкорпорациях положение визируется высшим органом управления.
  • У ООО документ подписывается общим собранием участников общества.
  • В хозяйственных обществах положение подписывается советом директоров.
  • У бюджетных учреждений на документе должна быть подпись учредителя.

В случае, если положение о закупках подписано не тем лицом, которое должно это сделать — организация-заказчик может быть привлечена к ответственности контролирующими органами.

Составляем положение о закупках по правилам 2018 года

Инфо

Целесообразно принять положение об отделе закупок, отражающее закрепление за отдельными сотрудниками конкретных полномочий по подготовке, согласованию и утверждению документов, необходимых для проведения заказа, а также фиксирующее сроки исполнения обязанностей и ответственность за их нарушение. Содержание положения Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но также 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», а также «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России. Заказчик должен соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Положение о закупках. основной регламент закупочной работы по 223-фз

Типовое положение о закупках по 223-ФЗ с поправками на 2018 год предполагает наличие неизменной части. В нее следует включить следующие данные: — порядок подготовки и проведения закупочной процедуры; — возможные способы закупок, условия, когда их можно применять; — сроки заключения договора. Вносить свои правки бюджетные и автономные учреждения, а также МУПы и ГУПы не смогут.

Еще одно нововведение связано с тем, что типовая форма положения по 223-ФЗ с новыми изменениями должна включать особенности закупок у малого и среднего бизнеса. Размещение в ЕИС Указанные органы власти размещают решение о присоединении к типовому положению по 223-ФЗ в ЕИС в течение 15 дней со дня принятия. В случае, если в типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2018 год внесли изменения, все организации, присоединившиеся к нему, должны учесть правки при осуществлении закупок.

223-фз. обзор основных изменений в 2018 году

Изменения также размещают в ЕИС в течение 15 дней с момента утверждения. При этом при их публикации устанавливается срок, в течение которого все присоединившиеся организации также должны внести правки в свои положения. Он не может составлять менее 15 дней. Другие изменения, касающиеся положений по 223-ФЗ По новым правилам в своих положениях заказчики должны предусмотреть два вида закупок — конкурентные и неконкурентные.

Внимание

В число первых входят открытые, закрытые и электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок, закрытые и электронные запросы предложений. Можно использовать и другие виды, прописанные в положении. Если заказчик не установил иное правило, он обязан проводить все конкурентные процедуры на электронных площадках.


Также следует дополнить положения списком ситуаций, когда закупку можно проводить у единственного поставщика.

Дочерние предприятия юрлиц с долей участия государства или муниципального образования 50 и более процентов обязаны присоединиться к положениям своих материнских компаний. Типовое положение по 223-ФЗ должно содержать дату, до которой организациям необходимо внести изменения в свои положения либо утвердить новые. Они не будут иметь права менять в утвержденном документе информацию о порядке, способах и условиях закупок, сроке, чтобы заключить договор.

Пакет поправок, указанных в Федеральном законе от 31.12.2017 № 505-ФЗ, вступил в силу в конце 2017 года. Изменения уже действуют. Что ждет нарушителей Если заказчик в срок не приведет свое положение в соответствие с новыми требованиями, он не сможет работать по 223-ФЗ.

Типовое положение о закупках по 223 ap на 2018 год

С 2011 года вступил в силу 223-ФЗ. Он регламентирует закупки, реализуемые отдельными типами заказчиков. Закон носит обобщенный характер, в нем не приводятся конкретные правила поведения контрагентов. В связи с этим организации, подпадающие под действие данного закона, должны приобретать товары и услуги в соответствие с разработанным ими положением о закупках.

Что представляет собой положение о закупках Положением о закупках называется основной документ, регламентирующий закупочную деятельность организации. Только при наличии правильно оформленного положения заказчик имеет право приобретать товары и услуги, необходимые для обеспечения собственных нужд. Положение должно быть обязательно размещено в ЕИС. Делается это в течение пятнадцати дней с момента его утверждения.

Типовое положение о закупках по 223 фз на 2018 год

На титульном листе утвержденного положения должна стоять надпись «Утверждено», указан завизировавший орган, а также приведены реквизиты документа, на основание которого была поставлена подпись, например, протокол общего собрания. Требования к содержанию документа Согласно пункту 2 статьи 2 223-ФЗ в положении о закупках должна быть освещена следующая информация:

  1. Правила проведения подготовительных операций к закупке.
  2. Регламент проведения закупочной процедуры.
  3. Особенности выбора типа закупочной процедуры.
  4. Правила заключения и реализации договора.

При разработке документа организация должна учитывать особенности своей деятельности. Учтены должны быть и нормативно-правовые акты, относящиеся к закупкам.

Типовое положение о закупках по 223 фз на 2018 год с июля 2018

Какие товары можно закупать, руководствуясь положением Согласно 2232-ФЗ заказчик имеет право руководствоваться сформированным положением при проведении любых закупок, не входящих в список, указанный в части 4 статьи 1 закона. В перечень запрещенных входят:

  1. Ценные бумаги.
  2. Драгоценные металлы.
  3. Валюта.
  4. Продукция, реализуемая через товарные биржи.
  5. Услуги лизинга.
  6. Услуги по проведению межбанковских операций.
  7. Проведение обязательного аудита.
  8. Продукция области военно-технического взаимодействия.

Полный список представлен в законе. Он является окончательным и не подлежит дополнению.

Типовое положение о закупках по 223 фз на 2018 год скачать

Бесплатно подписаться на обзоры на сайте КонсультантПлюс ЗАКУПКИ ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ ЗАКОНОМ N 505-ФЗ Исключительные права на представленный материал принадлежат АО «Консультант Плюс». Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 11.01.2018. 31 декабря 2017 года был опубликован Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ. Этот закон внес масштабные изменения в Закон N 223-ФЗ. В настоящем обзоре рассмотрены основные поправки. Большая часть изменений вступит в силу 1 июля 2018 года, однако есть поправки, которые вступили в силу 31 декабря 2017 года. У заказчиков останется время, чтобы привести в соответствие с изменениями положения о закупках. Это надо будет сделать не позднее 1 января 2019 года.

. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа) Положение о закупке — это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, выступающей заказчиком приобретаемых товаров, работ или услуг. Это основа закупочной деятельности.

Кто осуществляет закупки по 223-ФЗ и обязан разработать положение о закупке

  • Естественные монополии. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. Это крупные предприятия с разветвленной структурой и большими оборотами. В России это прежде всего, железные дороги, тепло- и электросети, такие как, ОАО «Роснефть», ОАО «Ростелеком», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД».
  • Госкорпорации и компании. Предприятия, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это коммунальные услуги, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение. ГУПы и МУПы (некоторые из них выведены из-под действия 223-ФЗ в 2016 году и регулируются 44-ФЗ).
  • Автономные учреждения. Некоммерческие структуры в сфере культуры, соцзащиты, здравоохранения, СМИ, физкультуры и спорта и т.п. Они создаются органами власти федерального, регионального или местного уровней.
  • Компании с долей государственного участия более 50%.
  • Бюджетные учреждения, когда они что-то покупают за счет внебюджетных средств. К таким средствам могут относиться гранты, субсидии и т.п.

В этом перечне есть исключения. Например, действие закона о закупках 223-ФЗ не применяется к субъектам естественных монополий с регулируемыми видами деятельности в тех случаях, когда доля их совокупной выручки либо в сфере естественных монополий, либо от регулируемых видов деятельности не превышает 10%, если брать общую сумму за прошлый календарный год. Есть еще несколько исключений, они оговорены в ст. 1 223-ФЗ.

Для чего нужно положение о закупке

Если положение о закупке у заказчика имеется, то заказчик вправе осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном положением о закупке.

Если положение о закупке у заказчика отсутствует, то в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ, заказчики не разместили утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ в части определения поставщикадо дня размещения утвержденного положения о закупке (ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ. Применяя 223-ФЗ организация получает много преимуществ:

  1. Возможность выбирать любой удобный организации способ проведения закупки.
  2. Устанавливать лояльные или наоборот более строгие требования к участникам закупки.
  3. Оперативно вносить изменения в план закупок.
  4. Самостоятельно устанавливать сроки проведения закупок.
  5. Определять основания, необходимые для закупок у единственного поставщика.
  6. Снизить количество обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.

Устанавливая в положении о закупке индивидуальные требования и проводя точную настройку закупочной деятельности, организация сможет вывести свои закупки на более эффективный уровень работы и получить максимальное удовлетворение своих потребностей по разумной цене.

Положение о закупке и изменения, вносимые в положение, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

Что входит в структуру положения о закупке

Структура положения о закупке включает следующие параметры:

  • Термины и определения.
  • Область использования.
  • Последовательность подготовки процедур закупки.
  • Способы закупки.
  • Требования и условия к участникам закупки.
  • Содержание извещения и документации о закупке.
  • Условия применения и порядок проведения процедур закупки.
  • Порядок заключения и исполнения договора.

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Положение о закупке — это рабочий инструмент, путеводитель для всех сотрудников. В нем должны содержаться ответы на любые вопросы, касающиеся проведения закупок. Чем детальнее получится положение, тем более функциональным оно станет в последующей работе.

В положении нужно предусмотреть подробные требования к составу документации о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Среди них требование об указании в ней сведений, необходимых для установления приоритета товаров российского происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, над иностранными ТРУ (п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925). Предоставить такой приоритет можно, только если эти сведения будут включены в документацию о закупке. Ее состав определяется именно положением о закупке.

Подробнее о структуре положения о закупке смотрите комментарий Оксаны Шипуновой, автора вебинара :

Можно ли менять положение о закупке

В структуру положения о закупке организация вправе самостоятельно вносить изменения и коррективы. Для этого необходимо на общероссийском сайте zakupki.gov.ru. добавить новое издание положения о закупке совместно с указанием всех изменений и дополнений. То есть публикуем 2 документа: новую редакцию положения и документ с перечнем изменений. Корректировать положение можно по необходимости, периодичность изменений не определена.

Кто должен утвердить положение о закупке

Положение о закупке, как главный распорядительный документ, должно быть утверждено руководящим органом. Для каждого типа заказчика, перечисленного в ст. 1 закона № 223 ФЗ, этим же законом установлены правила, кто именно утверждает положение.

  • Для МУПов и ГУПов — это руководитель.
  • Для госкорпорации (госкомпании) — это высший орган управления этой корпорации (компании).
  • Для автономного учреждения — это наблюдательный совет.
  • Для ООО — общее собрание участников.
  • Для хозяйственного общества — совет директоров или наблюдательный совет.
  • Для бюджетных учреждений — учредитель.

Если положение о закупке утверждено не тем, кто уполномочен на это действие, то нарушителя ждет штраф. Рассмотрим на примере Постановления ФАС России от 18.09.2015 по делу № П-735/14/АК629-15:

П. 6 ч. 3 ст. 2 Закона о закупках 223-ФЗ установлено, что положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Как следует из материалов дела положение о закупке утверждено генеральным директором. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, учредителем ФГБУ является Министерство. Следовательно, положение о закупке должно утверждаться Министерством, и Заказчик должен осуществлять закупки в соответствии с № 44-ФЗ. Таким образом, действия заказчика нарушают ч.1 ст.15 Закона о контрактной системе.

Ответственность

За несоблюдение порядка осуществления закупки, частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность — наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).

Петербургский правовой портал рассказывает о тонкостях применения Федерального закона № 223-ФЗ. Узнаем, как действует положение о закупках и кто может им воспользоваться.

Федеральный закон № 223-ФЗ принят в 2011 году, но до сих пор вызывает немало вопросов у специалистов. Сегодня мы рассмотрим, что такое положение о закупках и что говорит про него законодательство. Но для начала - немного вводной части, чтобы ответить на вопрос - а к чему и к кому именно относится Закон?

Для кого предназначен закон?

Закон о закупках 223 ФЗ - так его часто называют - вместе с законом 44-ФЗ «О контрактной системе» - это два основных документа, регулирующих государственный заказ и процедуры его осуществления и проведения. Они говорят о том, как вообще устроена система государственных закупок - товаров, работ или услуг, поставки которых осуществляются для госнужд. Но если 44-ФЗ описывает ситуации, когда заказчиками выступают органы власти всех уровней, и покупают они товары и услуги на бюджетные средства, то 223-ФЗ относится к другим видам юридических лиц и другим источникам финансов. Условно, этих юридических лиц можно назвать около-государственными предприятиями, потому что все они так или иначе тесно связаны с госструктурами или госзадачами. Это:
  • Естественные монополии - это чаще всего крупные предприятия с разветвленной структурой и большими оборотами. Мы все их знаем - это прежде всего, железные дороги, тепло- и электросети и прочие гиганты.
  • Госкорпорации и компании.
  • Предприятия, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это (помимо естественных монополий) коммунальные услуги, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение.
  • ГУПы и МУПы.
  • Автономные учреждения - некоммерческие структуры в сфере культуры, соцзащиты, здравоохранения, СМИ, физкультуры и спорта и т.п. Они создаются органами власти федерального, регионального или местного уровней.
  • Компании с долей государственного участия более 50%.
  • Бюджетные учреждения, когда они что-то покупают за счет внебюджетных средств. К таким средствами могут относиться гранты, субсидии и т.п.
Список этих лиц приводится в самой первой статье. Здесь же отдельно оговариваются и исключения - например, действие закона о закупках 223 ФЗ не применяется к субъектам естественных монополий с регулируемыми видами деятельности в тех случаях, когда доля их совокупной выручки либо в сфере естественных монополий, либо от регулируемых видов деятельности не превышает 10%, если брать общую сумму за прошлый календарный год. Есть и еще несколько исключений.

Что именно можно и нельзя закупать по 223-ФЗ?

В данном случае работает правило «все, кроме...». То есть, юридическое лицо обязано проводить все закупки по процедурам закона 223-ФЗ, кроме случаев, когда этого делать нельзя. Эти случаи перечислены в пункте 4 статьи 1 документа. Отметим, что перечень - закрытый, то есть окончательный. Это:
  • ценные бумаги, валюта, драгметаллы;
  • товары, имеющие оборот на товарных биржах;
  • лизинговые услуги, межбанковские операции;
  • выбор аудитора (когда аудит является обязательным);
  • товары в области военно-технического сотрудничества;
  • и еще несколько случаев.

Вернемся к нашей основной теме - к положению о закупках

Положение о закупках - это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, которая выступает заказчиком приобретаемых товаров или услуг. По сути, это основа закупочной деятельности. Если такого документа в организации нет, то покупать по 223-ФЗ она ничего и не может. Разработка положения о закупках - серьезный и важный процесс. Законодательство не упоминает никаких унифицированных форм такого документа, но уже есть несколько типовых положений - одно разработано Минспортом для своих подведомственных структур, другое - Минобрнауки, есть также документы Минздрава, Росимущества и прочих государственных органов. Несколько десятков примерных форм также разработаны независимыми экспертами, они в большинстве своем включены в справочные правовые системы. Такие документы, конечно, можно и нужно брать за основу - как минимум в качестве проработанного юристами качественного материала. Важно помнить, что положение о закупках - это не просто формальность, а настоящий рабочий инструмент, путеводитель для всех сотрудников. В нем должны содержаться ответы на вопросы, кто и как готовит и проводит закупку, каковы ее способы, требования - к ней и к поставщикам, какие документы и как именно должны быть приняты на разных этапах и так далее. Также логично в него включить и блок про формирование коллектива специалистов, участвующих в процедуре закупок, - это могут быть критерии отбора таких сотрудников, их квалификация и обязанности, составы рабочих комиссий и т. п. Чем детальнее получится положение, тем более функциональным оно станет в последующей работе. Положение о закупке, как главный распорядительный документ, должно быть утверждено руководящим органом. Для каждого типа заказчика, перечисленного в статье 1 закона о закупках 223 ФЗ, этим же законом установлены правила, кто именно утверждает Положение.
  • Для МУПов и ГУПов - это руководитель.
  • Для госкорпорации (госкомпании) - это высший орган управления этой корпорации (компании).
  • Для автономного учреждения - это наблюдательный совет.
  • Для ООО - общее собрание участников.
  • Для хозяйственного общества - совет директоров или наблюдательный совет.
  • Для бюджетных учреждений - учредитель.
После утверждения его необходимо опубликовать на официальном сайте zakupki.gov.ru. Этот сайт является так называемой единой информационной системой в сфере госзаказа. Требование о наличии подобного ресурса содержится в ФЗ 223, а правила функционирования государственного портала и работы с этим содержатся в Постановлении Правительства РФ от 10.09.2012 № 908. Опубликовать утвержденное положение о закупках нужно в пятнадцатидневный срок. В завершении отметим, что принятое положение не стоит считать принятым раз и навсегда, неизменным, статичным, застывшим. Это живой рабочий инструмент, и в него, по мере необходимости, можно и даже нужно вносить поправки и коррективы, добиваясь того, чтобы работа организации становилась эффективнее, а процесс закупок - проще и прозрачнее. Важно помнить, что все изменения нужно утверждать и размещать на официальном портале также в течение 15 дней после утверждения. Вам будет интересно: различия

Проведение закупок по 223-ФЗ происходит на основании Положения, разрабатываемого заказчиком. Положение составляется в соответствии с потребностями заказчика, а требования к содержанию документа определяются законодательством о закупках, а также нормами, принятыми в сфере деятельности заказчика.

Положением о закупке называют документ, регулирующий закупочную деятельность заказчика. В таком документе приводится общий порядок осуществления всех закупок, проводимых организацией в соответствии с законом №223-ФЗ .

Положение позволяет заказчику:

  • определять собственные условия закупок;
  • детально регламентировать проведение закупок и договора;
  • избежать двойных толкований законодательства о закупках.

Законодательство о закупках позволяет заказчику определять некоторые моменты закупок (правила выбора исполнителя, сроки) самостоятельно.

Прописывание основных условий будущих договоров с , а также порядка изменения закупочной документации в Положении о закупке дает заказчику возможность ссылаться на данный документ при подготовке каждой закупки.

Правовое регулирование Положения о закупке осуществляется:

Часть 2 ст. 2 закона №223 определяет основные моменты и правила формирования типовых Положений о закупках для различных отраслей хозяйствования. Типовые положения могут утверждаться постановлениями областного и федерального правительства для крупных организаций, выступающих в роли заказчиков по 223-ФЗ . В частности, Постановление Правительства № 510 утверждает типовое Положение о закупках, проводимых РАН.

Структура и содержание

Большинство типовых положений о закупках, проводимых по 223-ФЗ , включают следующие разделы:

  • основные понятия и определения;
  • принятые способы выбора исполнителя;
  • правила внесения ;
  • порядок подготовки к закупке;
  • регламент процедуры выбора исполнителя и заключения договора;
  • порядок заключения договора с исполнителем;
  • требования к и документации о закупке, а также порядок изменения извещения и документации;
  • требования к срокам закупки;
  • порядок составления ;
  • порядок формирования ежемесячной отчетности;
  • регламент работы ;
  • порядок закупки с участием малого и среднего бизнеса (МСП).

В разделе «Основные понятия» заказчик определяет используемые в положении термины, сокращения и условные обозначения.

В разделе «Способы выбора поставщика» следует детально описывать допустимые конкурентные и неконкурентные способы выбора исполнителя, а также условия для выбора каждого способа. Например, закупка методом может производиться при начальной цене договора не менее 10 миллионов рублей.

Для конкурентных способов закупки нужно указать размер обеспечения – своеобразного аналога денежного залога, гарантирующего, что победивший в конкурентной закупке исполнитель не откажется от заключения договора. Размер обеспечения может составлять 0,5-5% от стартовой договора.

Описывая порядок подготовки к закупке, нужно указывать, в какие сроки будет происходить этап отбора участников, при этом такие сроки не должны противоречить срокам, указанным в законодательстве для данного вида закупки.

Если Положение допускает проведение конкурентной закупки в виде многоэтапного , то нужно описывать содержание, регламент и порядок проведения каждого этапа, особенно при проведении конкурентной закупки способом, разработанным заказчиком.

В разделе, описывающем правила закупки у , нужно уточнить все условия закупки с участием данных лиц , ссылаясь на нормы законодательства. Например, размер обеспечения при закупке у МСП не может превышать 2% стартовой цены.

Процедура выбора исполнителя подробно прописывается для каждого способа, предусмотренного Положением (конкурса, аукциона и других). Важно учесть, что заказчик имеет право определить несколько вариантов проведения одного и того же способа закупки для различных начальных условий:

  • объема закупаемых товаров или услуг;
  • требуемых сроков поставки;
  • размера выделенных средств для закупки;
  • сложности предмета закупки.

Важно регламентировать процедуру составления протоколов по итогам рассмотрения заявок на закупку, а также правил формирования ежемесячных и ежеквартальных отчетов о проводимых закупках для представления контрольным органам для проверки.

В разделе, посвященном работе закупочной комиссии, нужно указать ее состав, регламент работы и общие принципы формирования.

При описании порядка заключения договоров с исполнителями нужно указать сроки подписания документа, а также определить, какие условия договора не подлежат изменению , и какие пункты могут быть добавлены или удалены в зависимости от обстоятельств конкретной закупки и условий, выдвигаемых исполнителем (например, в процессе конкурентных переговоров).

Утверждение и публикация

Сформированное положение о закупке подлежит утверждению головной структурой организации заказчика. Для госкомпаний такой структурой является орган управления, для унитарных предприятий – руководитель, для автономных учреждений – наблюдательный совет, а для акционерных обществ – совет директоров или учредителей.

Готовое Положение должно быть размещено в , а также на сайте организации заказчика не позднее, чем через 15 дней после подписания приказа об утверждении. Для публикации положения руководящий орган заказчика загружает Положение через личный кабинет портала закупок, после чего документ проходит проверку контрольных органов и публикуется в общий доступ.

Положение о закупке является основанием для осуществления закупочной деятельности организации заказчика во всех сферах его деятельности. Чтобы избежать недоразумений при проведении , нужно максимально подробно описывать условия и регламент проведения закупок с учетом требований законодательства.