Получают мощи святых. Что такое мощи и как они «действуют». Черный рынок мощей

На протяжении многих лет Римско-католической церковью было обнаружено, что тела некоторых святых нетленны. Этот список с фото состоит из десяти самых известных нетленных тел святых.

Умер в 1963 г.

Анджело Джузеппе Ронкалли, родился на севере Италии в городке Сотто-иль-Монте в провинции Бергамо 25 ноября 1881 года. 28 октября, 1958 года Анджело Джузеппе был избран двести шестьдесят первым Папой католической церкви и стал самым пожилым (на момент избрания) папой ХХ столетия. Был причислен к лику блаженных 3 сентября 2000 года, вместе с папой Пием IX.


Умер в 1878 г.

Был Римским Папой с 16 июня 1846 по 7 февраля 1878 года. Вошёл в историю как Папа, провозгласивший догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии и созвавший первый Ватиканский вселенский собор в 1870 году, утвердивший догматическое учение о безошибочности Римского первосвященника. Понтификат Пия IX длился найдольше в истории Римско-католической церкви (31 год, 7 месяцев и 22 дня), после апостола Петра. Пий IX погребён в римской базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.


Умер в 1888 г.

Иоанн Боско родился 16 августа 1815 года, был итальянским католическим священником, педагогом, который обучал методом, основанным на любви, а не на наказании. Причислен к лику блаженных 2 июня 1929; канонизирован 1 апреля 1934; основатель ордена салезианцев. Святой считается заступником подмастеров, редакторов, книгопечатников, а также молодёжи.


Умерла в 1272 г.

Святая Римско-Католической Церкви. Считается покровительницей горничных и домашней прислуги. Святая Зита родилась в 1212 году в деревне Монсаграти, около городка Лукка, область Тоскана. Когда ей исполнилось 12 лет, Зита стала прислуживать в доме семьи Фатинелли. Она считала свою работу призванием Господа и элементом личного покаяния. Святая умерла 27 апреля 1272 года в возрасте 60 лет, прослужив семье Фатинелли 48 лет. В 1696 году Зита была причислена к лику святых.


Умерла в 1727 г.

Вероника Джулиани родилась 27 декабря 1660, Меркателло-суль-Метауро, княжество Урбино, Италия в богатой семье. При крещении она была названа Урсула. В соответствии с католической энциклопедией, Вероника продемонстрировала признаки святости ещё с самого раннего возраста. 17 июня 1802 года Вероника Джулиани была причислена к лику блаженных римским папой Пием VII, а 26 мая 1839 года римский папа Григорий XVI причислил её к лику святых.

Святой Сильван


Умер в 350 г.

Мало чего известно о Святом Сильване. Известно лишь то что, он согласно преданию, был диаконом, которого убили вандалы в Агедунуме (Agedunum), или Акитодунуме (Acitodunum). Учитывая, что его телу более 1600 лет, оно замечательно сохранилась.


Умер в 1660 г.

Католический святой, основоположник конгрегации лазаристов и дочерей милосердия. Во время одной из поездок на юг, был взят в плен берберами и увезён в Тунис, в рабство. В 1607 году по неясным причинам был освобождён и сразу же отправился на родину. После освобождения прибыл в Париж, в 1612 году был назначен настоятелем маленького прихода около Парижа. Папа Бенедикт XIII провозгласил его блаженным (13 августа 1729 года), а папа Климент XII канонизировал (16 июня 1737 года). Мощи святого хранятся в капелле, названной в его честь, на улице Севр в Париже.

Святая Тереза Маргарет


Умерла в 1770 г.

Жизнь святой Терезы Маргарет была тихой и скрытой. Она умерла 7 марта 1770 года от перитонита в возрасте 22 года, пять из которых, провела в монастыре кармелитов во Флоренции. Свою короткую жизнь святая прожила спокойно и с достоинством. Ныне нетленные мощи святой Терезы Маргариты Святейшего Сердца Иисуса хранятся в часовне монастыря во Флоренции, где она приняла монашеское облачение.


Умер в 1859 г.

Католический святой, считается покровителем приходских священников и исповедников. Жан-Мари родился в деревне Дардильи возле Лиона 8 мая 1786 года. Последние 20 лет своей жизни он проводил в исповедальне по 17 часов в день, за что его прозвали «узником исповедальни». Арсского пастыря называли святым ещё при жизни, беатифицирован он был в 1874 году, а в 1925 Папа Пий XI канонизировал святого.


Умерла в 1879 г.

Католическая святая, известна благодаря тому, что как она утверждала, ей являлась Дева Мария. Эти удивительные явления были признаны Католической церковью, настоящими (подлинными), что превратило город Лурд (где Бернадетта родилась 7 января 1844 года) в место массового паломничества. 16 апреля 1879 года святая умерла от туберкулёза. Храм в Лурде впоследствии стал главным местом паломничества, привлекая миллионы католиков каждый год.

Люди очень хотят верить в чудо, особенно, если источник его находится перед глазами. Ярким подтверждением этому является ожидание чудесных исцелений от мощей святых. Когда появляется возможность приложиться к святым мощам, люди выстраиваются в тысячные очереди, в надежде на то, что все самые сокровенные мысли будут услышаны. Н как это можно объяснить? Почему люди отправляются порой на огромные расстояния, совершая паломнические поездки, не жалея пи этом ни сил, ни времени, ни денег. Но прежде чем ответить на данный вопрос, нужно разобраться, что такое святые мощи и почему их иногда называют еще «честными».

Итак, мощи – это останки христианских святых, которые особо почитаются верующими. Церковь видит в них храмы Духа святого, в которых Божья благодать пребывает даже после смерти. В качестве мощей могут использоваться нетленные тела святых, череп, кости, а также небольшие частицы тела (из истории известно, что многих христианских мучеников растерзали звери, во время пыток им дробили кости и отрубали различные части тела).

Проставлять тела христианских мучеников начали еще на заре христианства, когда мученичество воспринималось как свидетельство воскрешения Христа и победы над смертью. На могилах первых мучеников обязательно проводилась божественная литургия, а верующие всеми способами и средствами стремились завладеть мощами, чаще всего просто выкупая их.

Несколько слов необходимо сказать и о таком понятии, как мироточение. Многие останки святых угодников источают благоухающее масло, называемое миром. Помазанием миром также исцеляет от недугов.

Именно к тому раннему времени и относятся первые свидетельства о чудесных исцелениях, которые происходили у мощей святых. Летописцы вели описание различных случаев исцеления и помощи святых. Многие из этих историй дошли до нашего времени и издаются вместе с жизнеописаниями того или иного угодника.

На протяжении многих веков скептики пытались доказать всем, что останки святых — это не более чем трупы, а миро – самая обычная фальсификация. Особый размах это прибрело в советские времена.

Впрочем, современные научно-исследовательские технологии дают возможность изучить даже такие необъяснимые с логической точки зрения вещи, как мощи святых. Так, в частности, в Киево-Печерской лаве проводились исследования, которые доказали, что воздух вокруг мощей святых угодников обладает целебной аурой, в которой совершенно непостижимым образом растворяются болезнетворные микробы и бактерии. В ходе проведения научной экспертизы мира было установлено, что в его составе присутствуют белки, причем это не продукт распада мертвых тканей, а органический продукт. Примечательно, что даже при помощи самых современных технологий синтезировать этот белок невозможно.

В каждом храме, где хранятся мощи, тщательнейшим образом записываются все случаи исцеления и прочих чудес. В этом плане самой большой популярностью пользуется Киев-Печерская лавра, куда ежегодно едут люди со всего мира за исцелением от болезней, депрессий и прочих недугов. Такого числа мощей святых, сколько собрано в лаврских пещерах, больше в мире нет нигде. Их здесь 122. Большая часть этих мощей – нетленны. Начиная с 17 столетия, ученые пытались найти объяснение этому феномену и разобраться, в чем заключается волшебная сила мощей. Для того, чтобы найти ключ к разгадке, чего только не было сделано: вода заражалась микробами, зерна пшеницы облучались радиацией. Однако всякий раз после терапии святыми мощами ни микробов, ни радиации не оставалось.

Каждый святой отвечал за определенную часть жизни, то есть, грубо говоря, у каждого из них была своя специализация. Так, к примеру, преподобный Эразм избавляет от депрессий. По словам монахов лавры, святой сам пережил уныние, однако монахи его вымолили. Конечно, на первый взгляд может показаться, что уныние нельзя назвать грехов в традиционном смысле этого слова. Но с другой стороны – уныние – это путь к отчаянию, а отчаяние приводит к самоубийству.

Святой Эразм при жизни был довольно богатым человеком, но все свои богатства он пожертвовал на украшение храма Успения Божьей Матери. Но поле этого злой дух внушил ему, что он это пожертвование сделал напрасно, а мог использовать их с гораздо большей пользой (как вариант, раздать милостыню).

После всего этого Эразм впал в настоящее уныние. Но как-то раз ему приснился сон, в котором Божья Матерь сказала ему, что в знак благодарности за украшение храма она украсит его жизнь. На следующий день Эразм постригся в монахи, а спустя несколько дней – умер.

Те, кто хочет исцелиться от греха блуда, обращаются с молитвой к Моисею Угрину. Святой сам прошел подобное испытание. По происхождению он был венгром, дружинником князя Бориса. В 1019 году он попал в плен и стал узником польской вдовы. Женщина была настолько поражена его красотой, что захотела, чтобы Моисей стал ей мужем, поэтому принялась склонять его к браку. Однако юноша в сердце был монахом, поэтому от предложения вдовы отказался и тайно постригся в монахи. Женщина в гневе приказала изуродовать и изувечить Моисея. В 1025 году ему все же удалось освободиться из неволи, после чего Моисей пришел в лавру и прожил здесь еще около 10 лет.

Есть в лавре и мощи Ильи Муромца. Несмотря на это, многие историки до настоящего времени поддают сомнениям само существование известного былинного богатыря. Впрочем, еще в 1988 году после проведенных исследований ученые подтвердили, что это был вполне реальный человек. По меркам тех древних времен Илья был богатырского роста – 177 сантиметров. Ученые утверждают, что у него была очень хорошо развита мышечная система, что является доказательством того, что в жизни он часто применял физическую силу. Кроме того, исследователи смогли установить и то, что у Ильи Муромца были большие проблемы с позвоночником. Эти данные полностью совпадают с былинами, в которых говорится о том, что до 30 лет он вообще не мог ходить. А еще ученые увидели следы от многочисленных сражений – переломы ключицы и ребер. Судмедэксперты попытались реконструировать облик богатыря – мужчины лет 50 (примерно в этом возрасте он и умер) с большой бородой и лысиной.

Что касается исследований других мощей, то ученые пришли к выводу о том, что при жизни большинство из них были слишком истощены тяжелой работой и постами. У части угодников были обнаружены проблемы опорно-двигательного аппарата.

Не обошлось и без курьезных ситуаций, а порой даже и мошенничества. Так, к примеру, в середине 19 столетия во Франции появилась книга под названием «Курьезы традиций». Ее авторы утверждали, что в европейских храмах хранится 26 голов и 20 тел святого Юлиана, 9 голов святого Луки, 12 рук и 18 голов святого Филиппа, 15 рук Иоанна Златоуста, 13 рук святого Себастьяна, а также 11 пальцев, 9 рук, 4 плеча, 7 челюстей и 12 голов святого Иоанна Крестителя.

Священнослужители лавры говорят о том, то с ними подобных казусов не случалось, поскольку мощи святых из храма не вывозят. А по миру отправляются «путешествовать» лишь частицы святых.

Еще одним местом хранения мощей святых, куда едут люди не только со всей Украины, но и всего мира, — это Почаевский монастырь. Там хранится, в частности, икона Почаевской Божьей Матери.

Подобные реликвии требуют тщательного ухода. Раз в три месяца мощи обязательно «переодевают», то есть меняют им облачение, и раз в год выносят проветривать. Все это производится с благословения наместника, вся одежда, в которую переодевают мощи святых, пошита из натуральных тканей.

К мощам святых относятся очень трепетно. Так, в частности, в Киево-Печерской лавре есть специальные пещерные смотрители, которые внимательно следят за влажностью и температурой в помещениях. Кроме того, в этих же помещениях работает специальная аппаратура, которая позволяет контролировать климат. Кроме того, есть монахи, которые ухаживают непосредственно за мощами.

Необходимо отметить также, что само понятие «нетленные мощи» меняло свое значение в течение веков. Одно время под ним понимали нераспавшиеся кисти, затем – высохшее тело. В лавре впервые монахи обратили внимание на то, что тела святых очень хорошо сохранились, только после того, как открыли погребальную нишу одного из основателей храма – преподобного Феодосия. Его тело 18 лет пролежало замурованным, а когда пришло время его переносить в Успенский собор, оказалось, что волосы его присохли к голове, а суставы не распались.

Специалисты уверяют, что для того, чтобы стать святым, вовсе необязательно принимать монашеский постриг. Самое главное – чистые помыслы и подтверждение чудес, совершенных при жизни после нее. В Церкви даже на протяжении веков выработалась определенная процедура возведения в лик святых праведного человека. Изначально создается специальная комиссия, стоящая из епископов, священников, богословов, историков, медиков. Все эти люди детально изучают жизнь праведника, устанавливают, насколько он был чист в своей вере и духовной жизни. После этого сбираются факты чудес претендента на канонизацию. В том случае, если доказательств достаточно, все собранные документы направляют на рассмотрение Синода, который и принимает решение, достоит ли праведник стать святым или нет. Впрочем, бывают и исключения, к примеру. Ксения Петербуржская. Люди стали почитать ее и просить помощи еще при жизни, задолго до канонизации. А в большинстве случаев праведники проходят испытание временем – до ста лет.

Но людям, как правило, все эти подробности совершенно не важны. Для них главное получить необходимую помощь, избавиться от болезней и проблем. Примечательно, что к мощам святых обращаются и люди, которые считают себя атеистами. В частности, они говорят о том, что рядом в мощами святых и них проходят головные боли. А про верующих людей и говорить нечего: они уверены в том, что святые угодники обязательно им помогут. И чудеса действительно случаются.

Таким образом, можно уверенно говорить о том, что чудесные исцеления от мощей святых – это реальность. И подтверждает это не только многовековой опыт церкви, но и научные исследования последних лет.

No related links found



Одной из важнейших причинканонизации является превращение тела человека в мощи. Мы расскажем о наиболее почитаемых святых, чьи мощи прославились чудесами и даром исцеления

Мощи святых Матроны, Спиридона, Луки, Дмитрия Солунского и чудеса от них

В Православной Церкви за долгие века канонизировано множество святых в разных чинах. Прославлено множество святых угодников, каждый в своем лике, то есть ранге, в котором человек канонизирован: это мученики и страстотерпцы, преподобные, праведники, святители, юродивые, благоверные и равноапостольные - обычно правители, князья. Мы расскажем о наиболее почитаемых святых, чьи мощи прославились чудесами и даром исцеления.


Одной из важнейших причин и немаловажным критерием канонизации является превращение тела человека в мощи.



Что такое мощи

Это большая святыня. Мощи представляют собой тело человека, от которого исходит множество доказанных чудес по свидетельствам людей. Сначала знамения случаются по молитве к еще не прославленному человеку - и оказывается, что он с Небес помогает, даруя исцеление, облегчение в трудных обстоятельствах и иную помощь. Затем тело эксгумируют, ставят в раку (ковчег для мощей в виде красиво сделанного гроба) и люди прикладываются (целуют) к самим мощам или ко стеклу гроба.
Так происходило с рядом святых. С некоторыми бывало и иначе: люди не знали или забывали, где могила святого, мощи чудесно обретали (внезапно находили) и уже найденные, они начинали творить чудеса.



Нетленные мощи

Интересно, что мощи могут быть нетленными - мощи, например, святого Александра Свирского и многих угодников Киево-Печерской лавры выглядят так, как будто эти люди уснули, - а могут оставаться в виде скелета с частью плоти (как мощи святого Сергия Радонежского или святителя Спиридона Тримифунтского), в виде только костей и черепа.


В Греции, на Афоне, например, традиционно очень почитают полностью, до костей истлевшие мощи. На Святой Горе Афон монахов хоронят на монастырском кладбище, затем через три года выкапывают, и если на костях умершего осталась плоть, о его упокоении усиленнее молятся.


Все это лишь традиции почитания, и самое важное - это свидетельства о помощи Божией и святых через мощи.


Многие миряне и даже духовенство могут не знать, как выглядят те или другие мощи - например, преподобного Сергия, они лежат под вышитым парчовым покровом. А некоторые мощи, например, преподобного Александра Свирского открыты и видны каждому



Многие мощи святых были «вскрыты» при советской власти. Безбожники хотели «доказать», что мощи - обман. Но главное в мощах не нетление, а те чудеса, которые происходит по молитвам перед ними к святым, великая помощь Божия через эти святыни.


Мощи святителя Спиридона Тримифунтского на острове Корфу

Одни из древнейших мощей - мощи святителя Спиридона Трмифунтского. Святителя Спиридона именуют чудотворцем, как и святителя Николая Мирликийского. Он считается одним из великих покровителей Греции, мощи его покоятся на острове Корфу. Во все века люди обращались к святителю и обретали помощь; в России ХХ века его имя было забыто, но сегодня почитание святителя вновь возрождается. В Москве хранится великая святыня, зримо показывающая посещение святым людей всего мира - башмачок с мощей святителя Спиридона.


Спиридон Тримифунтский жил в IV веке после Рождества Христова, был современником Николая Чудотворца. Однако во все последующие века он помогал людям с Небес.


Он родился в семье простых крестьян, но настолько любил Бога, любил молитву и сострадал нуждающимся людям, что стал священником, чтобы утешать всех, приходящих к нему. Жена его рано умерла, и на свою маленькую семью - себя и дочь Ирину - он работал сам. В то же время он был настолько хорошим священником, что люди просили его стать во главе духовенства города Тримифунт. До смерти он разводил скот и возделывал землю, чтобы прокормиться, а пожертвования на Церковь оставлял на строительство и храмов и раздавал нуждающимся. Он был словно отец для всех горожан, и когда не мог помочь сам - обращался к Богу. По его молитвам люди исцелялись, бедняки выходили из нужды, нескольких человек святитель даже воскресил молитвой.


Будучи прост душой, он совершил множество чудес, даже превратил змею в золото для одного разорившегося человека. Святой продолжается творить чудеса и все они имеют документальное подтверждение в хрониках острова Кипр.


Мощи Спиридона Тримифунтского находятся на острове Корфу и источают великие чудотворения. Они - знак того, что святитель ходит среди людей и помогает им: засвидетельствовано на протяжении веков, что башмачки Спиридона, надетые на святые мощи его, меняют ежегодно и подошвы их всегда истерты! Этот поразительный факт укрепляет в людях веру, что святитель незримо встает из гроба и сам ходит по миру, являясь людям и укрепляя их.


Необязательно ехать на Корфу, чтобы стать свидетелями чуда: в Покровском храме Данилова монастыря в Москве находится вышитая туфля с мощей святого, подаренная Русской Церкви митрополитом Элладским Нектарием в 2007 году.


Другие удивительные факты о мощах святого: тело святителя имеет постоянную температуру живого человека, чуть выше 36. Его волосы и ногти продолжают немного расти. А еще на протяжении веков много раз случалось, ключ не мог открыть замок на раке (гробе) с мощами. Тогда все становятся свидетелями: святой ходит по миру и помогает страдающим.


    Прикоснуться к мощам великого чудотворца Спиридона Тримифунтского можно в церкви Воскресения Словущего в Москве. Здесь хранится частица мощей святителя и две его старинные иконы.


    В двух столицах России - Москве и Петербурге - есть храмы Спиридона Тримифунтского. Московский храм стоит в Брюсовом переулке, а петербургский храм - в Ораниенбауме. Кроме того, в Петербурге, на Васильевском острове есть часовня Спиридона Тримифунтского, где постоянно совершаются молебны с акафистом святому. Петербуржцы часто используют ее как ориентир и перевалочный пункт в паломничестве к Ксении Блаженной - ее мощи находятся совсем недалеко, на Смоленском кладбище, по прямой от Спиридоновой часовни.


    В Ялтинском поселке Кореиз и в Донецке рядом с храмами на пожертвования почитателей святого сооружены статуи Спиридона Тримифунтского.


День памяти святителя Спиридона Тримифунтского празднуют единожды в году – 25 декабря (12 декабря по старому стилю). Он выпадает на день зимнего солнцестояния: на Руси его называли «Спиридоновым поворотом».


В материальных трудностях, бедах с деньгами, проблемах с жильем молятся к святителю Спиридону Тримифунтскому - как понимающему все материальные трудности святому, ведь он прожил всю жизнь в бедности и всегда помогает


  • В нехватке денег;

  • При финансовом неблагополучии;

  • В поддержке бизнеса и торговли;

  • В аренде, поиске хорошей квартиры, продаже и приобретении жилья;

  • В работе, хорошей вакансии, трудоустройстве на достойную должность с хорошей зарплатой;

  • О мире, благополучии и материальном достатке;

  • О духовных нуждах - в тоске, отчаянии, невозможности преодолеть вредные привычки и зависимость.

Конечно, молитва ваша будет услышана вне зависимости от времени суток или вашего местопребывания, пола и возраста. Молитесь, даже если многие говорят вам, что проблема пустяковая: молитва никогда не приходит зря, вы призовете благодать Божию в свою жизнь. Лишь искренне обращаясь к святому, с верой и надеждой, вы узнаете, что такое молитва: даже научные исследования подтвердили, что при молитвенном обращении к Богу, Божией Матери и святым изменяются процессы, происходящие в мозгу. То есть молитва - коммуникация с незримыми Силами, Господь Сам ответит нам в нашем сердце.



Древние мироточивые мощи великомученика Дмитрия Солунского

Этого древнего святого называют также Дмитрием Мироточивым: его мощи источали миро, особую чудесную жидкость, состав которой не знает никто на земле.


Будущий святой был сыном римского правителя греческого города Фессалоники, правившего во времена первых христиан и императора Максимиана - гонителя христиан. Святой получил пост градоправителя после смерти своего отца и сразу открыто исповедовал Христа, призывал своих горожан и друзей к жизни по вере Христовой - так было крещено множество людей. Император заключил его в темницу, а затем устроил гладиаторские представления, где заставлял христиан бороться с воинами-профессионалами. Однако по благословению и молитве святого Дмитрия Солунского один из христиан по имени Лий победил всех гладиаторов. Разгневанный император казнил его вместе со святым Димитрием: святой молился в темнице и был казнен путем пронзения несколькими копьями.


Тело святого было тайно похоронено христианами, а его окровавленная одежда и перстень сохранены. Верный слуга святого давал их для поклонения христианам - люди при прикосновении к этим святыням получали исцеления.


С признанием христианства как официальной религии Византийской империи мощи святого были обретены. Долгие века они источали благоуханное чудесное миро: ароматную жидкость, которая появляется на святых иконах и мощах. В храме, построенном буквально через несколько десятилетий после гибели святого, была устроена даже особая раковина для сбора мира. Только после завоевания Византии мусульманами и превращения Дмитриевского храма в мечеть, мощи прекратили источение мира, целебные свойства которого признавали даже иноверцы.


Частицы мощей и миро от великомученика находятся в разных странах, есть частица мощей святого и в России. Особо почитается она в Санкт-Петербурге: здесь, в Коломягах, находится храм Дмитрия Солунского, который никогда не закрывался и где хранится частица мощей святого.


  • Святому Дмитрию молятся как воину-защитнику, покровителю военных и мирных людей на войне: он помогает обрести терпение, мужество, смелость и отвагу.

  • Святой помогает в болезнях глаз, трудностях со зрением.

  • Икона Дмитрия Солунского помогает защитить дом и семью от недоброжелателей и злых воздействий.


Мощи преподобного Александра Свирского

Преподобный Александр Свирский имеет особое место в сонме русских святых. Он жил в XVI веке, в дремучих лесах на реке Свирь, сейчас это Лодейнопольский район Ленинградской области. Знали его как пророка и прозорливца, славили как целителя. Особо благословлен он был Богом: святой стал единственным человеком, увидевшим Бога во Святой Троице после Рождества Христова (то есть в новозаветные времена: библейские книги Ветхого Завета повествуют о явлении Троицы в виде трех Ангелов праотцу Аврааму). После смерти праведник был прославлен Богом: мощи святого Александра Свирского сохранились почти как тело живого человека, они источают множество чудес и называются даже «Белыми ризами Преображения», то есть святой преобразился, словно Христос.


Спустя век, при перестройке Преображенского храма в «отходной пустыни», 17 апреля 1641 года была открыта могила преподобного: земля над ней поднялась словно свод, ветхий гроб являл светящийся лик преподобного, оставшегося словно уснувшим. Нетленные мощи преподобного Александра были поставлены посреди храма: люди с молитвой целовали десницу (правую, благословляющую руку) святого, молились и получали помощь от преподобного. Мощи пребывали в Александро-Свирском монастыре до начала гонений на Церковь. Уже в 1918 году началась «кампания по борьбе с останками» - святыми мощами. Обе обители, основанные преподобным, были разграблены, а многие монахи расстреляны. Но даже этих жестоких людей, безбожников, поразил вид открытых и приготовленных к уничтожению и надругательству мощей святого: красноармейцев объял ужас, ведь святой сохранил тот же вид, что и при погребении, и через век при обретении мощей - «словно уснул». Со временем на место мощей была была положена «болванка» из воска, а сами они увезены. Неизвестно, как долго их перевозили и кто принимал решение об этом, но после возвращения Церкви монастырей их обнаружили в Петербургской Военно-Медицинской Академии. По преданию, их спрятала от уничтожения одна из музейных сотрудниц.


С 1998 года мощи вновь находятся в монастыре, который возрождается из руин по молитвам преподобного. Александро-Свирский монастырь (это общее название для обоих обителей - Александровской и Свято-Троицкой) расположен неподалеку от города Лодейное Поле в Ленинградской области. Почитаемые иконы святого находятся не только в этой обители, но и в столице страны: Свято-Троицком и Александро-Свирском храмах Москвы.


Церковь не препятствует научным исследованиям мощей: все ученые поражены сохранности человеческих тканей в мощах преподобного, и никто не в состоянии объяснить их феномен; кроме того, от мощей исходит приятный запах, на который прилетают пчелы; иногда они источают миро - благоуханную жидкость из эфирных масел также неизвестных на Земле растений (миро в истории Церкви часто источали чудотворные иконы и мощи).


Дни памяти преподобного Александра Свирского установлены для почитания всей Церковью дважды в год: 12 сентября (день кончины преподобного - у всех святых день смерти приравнивается к празднованию памяти, ведь именно в этот день человек восходит ко Господу и обретает покой и славу в Его Царствии) и 17 апреля - день обретения мощей святого в XVII веке.


Как и многих святых, преподобного Александра просят о помощи в тех сферах жизни, где он подвизался, которые связаны с его судьбой.


  • К святым всегда обращаются в тяжелых болезнях - молитесь и преподобному Александру, самому исцеленному Ангелом, о здравии и исцелении любой болезни или травмы, ведь известно о множество случаев его чудесной помощи в болезни.

  • Простой в жизни преподобный особенно поможет в ситуации обиды, несправедливости, при затронутой гордости - молитесь ему о смирении и мире.

  • Известно, что родители святого молились о том, чтобы родить ребенка, поэтому можно просить его об избавлении от бесплодия, здоровье. ребенка и выборе им верного жизненного пути.

  • Святому молятся те, кто собирается принять монашеский постриг, уйти из родительского дома в монастырь - о верном выборе, вразумлении, спокойном уходе без скандалов с родителями.

  • Молятся ему и сами родители будущих монахов - о мире душевном, принятии выбора ребенком, помощи ему.


Мощи святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)

Этот святой официально канонизирован Церковью как святитель Лука Крымский, поскольку свой земной путь он закончил в сане епископа Симферопольского. Однако православные люди зовут его по фамилии: святитель Лука Войно-Ясенецкий. Это объясняется тем, что по сей день еще живы многие люди, знавшие святого лично и звавшие по фамилии, ведь епископ Лука был и врачом, и служителем Церкви.


Множество святых есть в Православной Церкви, но святитель Лука особо выделяется в их сонме. Подвиги его совершались совсем недавно - он скончался уже в 1960-х годах, он лечил раненых Великой Отечественной войне и, пожалуй, единственный из всех священников тогда мог не снимать рясы никогда, даже во время операция нося ее под халатом. Талант его как хирурга был признан даже советской властью, давшей ему, находившемуся в сане, Сталинскую премию - единственный и беспрецедентный случай за всю советскую историю. Впрочем, и епископ-хирург, пожалуй, существовал один во все века. Духовный талант епископа Луки - его святость - являла себя и в его архипастырском служении, и в его чудесах, совершаемых благодатью Божией.


После смерти святого множество людей вышло на улицы города, чтобы проводить его в последний путь. В то же время, власти пытались запретить «слишком массовые» похороны - а люди ложились под колеса разворачиваемого автобуса с гробом владыки, чтобы процессия прошла по основным улицам. В 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия был обретены мощи святого, то есть вскрыта его гробница, а тело, ставшее нетленными чудотворными мощами, перенесено в серебряную раку - особый большой ковчег для мощей. Ее подарили святителю Луке и всем симферопольцам, чтущим память доброго архипастыря и целителя, клирики Православной Церкви Греции: в этой стране также как чудотворец почитается святой Лука Крымский.


Мощи пребывают в Свято-Троицком женском монастыре Симферополя. В обитель можно совершить паломничество, остановиться в монастыре, чтобы посещать богослужения некоторое время, исповедоваться и причаститься, исцелиться по молитвам к святителю перед его мощами. Также в Симферополе есть прекрасный памятник святителю Луке; его же именем назван медицинский университет.


Память святителя Луки отмечается всей Православной Церковью дважды в год:


  • 18 марта, в день преставления святителя ко Господу,

  • 11 июня, в день обретения мощей святителя Луки в Симферополе.

Многие истории чудесных исцелений ежегодно рассказывают люди в дни памяти святителя Луки. Особенно удивительны истории, когда молящимся кажется, что после молитвы во сне они… подвергаются умелой и четкой операции.


  • Есть несколько свидетельств, как после операции в видении люди исцелялись от ушных болезней, мигреней, опухолей.

  • Многие женщины излечивались от бесплодия по молитвам к святому, легко протекали беременность и роды.

  • Святителю Луке молятся об исцелении от глазных болезней, ведь сам он на склоне лет страдал от слепоты.

  • Как исповеднику веры, прошедшему через многие ссылки и тяготы тюрьмы, святому Луке Крымскому молятся о помощи в странствиях, укреплении веры среди жизненных тягот.

  • Просят его и об исцелении заболеваний, требующих хирургического вмешательства: есть множество свидетельств чудесных исцелений, когда казавшаяся злокачественной опухоль перерождалась в доброкачественную или исчезала.

  • Как человека, перенесшего тяготы вдовства, святителя Луку просят о мудрости и поддержек при смерти близких, в разводе, вдовстве.

  • По молитвам к святому исчезали кисты и грыжи, которые требовали срочного оперативного вмешательства, поэтому в случае появления таких образований нужно также молиться святителю Луке.


Мощи Матроны Московской

Матронушка, блаженная Матрона, святая Матрона Московская - все это имена одной святой, почитаемой всей Православной Церковью, любимой и родной для православных христиан всего мира. Святая родилась в XIX веке, а скончалась уже в 1952 году. Есть многие свидетели ее святости, видевшие Матронушку при жизни. К ней за духовным советом и утешением приходили даже монахи из Троице-Сергиевой лавры.


Она появилась на свет абсолютно слепой, родители хотели даже оставить ее в приюте, но во сне ее мать увидела слепую белую птицу, севшую к ней на грудь, и решила, что это знак от Господа. С раннего детства она много времени проводила в храме, на богослужениях и в свободное время, и уже в юности у нее открылся дар прозорливости. Господь открывал ей прошлое, будущее и настоящее - так, однажды ночью она внезапно сказала о смерти крестившего ее священника, жившего в соседней деревне и действительно скончавшегося в это время.


Слава о маленькой святой разошлась по многим губерния России, к ней приезжали многие, но были и завистники: в 17 лет у нее внезапно отнялись ноги. Как говорила Матронушка - Господь попустил это по злобе одной женщины. Однако святая, словно взамен от Господа, получила дар целительства.


После революции святая вместе с подругой поехала в Москву, где много лет скиталась, живя у добрых людей, скрываясь от гонителей Православия и принимая всех, просящих ее помощи. Каждый день к ней приходили за помощью около 40 человек, ночью она проводила в молитве, дремала лишь изредка. Со смирением она несла тяжелый крест телесных немощей и не роптала, а принимала волю Божию о себе. Она принимала многих, помогала всем пророческим советом, а ночью молилась обо всех. Умерла она в 1952 году.


По традиционным меркам святая Матрона Московская была канонизирована вскоре после смерти - в 1999 году. Почитание святой Матроны благословила Церковь. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II 8 марта 1998 года были обретены ее святые мощи, которые находятся в Покровском монастыре Москвы и к которым ежедневно люди стоят в очереди, зная о чудесах от святыни. Матронушка была канонизирована в лике блаженных.


Матронушка и сегодня помогает молящимся, есть множество свидетельств о чудесах после молитв перед ее иконами и мощами в храме Матроны на Таганке и о явлениях блаженной Матроны во сне верующим людям.


Дни празднования памяти святой блаженной Матроны - это дни, когда особо торжественно читаются молитвы ей за Литургией, поются молебны с акафистом:


  • 2 мая - день преставления ко Господу (смерти);

  • 8 марта в обычный год и 7 марта в високосный год - день обретения мощей;

  • последнее воскресение перед 8 сентября - в соборе Московских святых.

Блаженная Матрона, действительно, помогала и помогает в любых скорбях и нуждах. Сегодня ей молятся при самых разных бедах:


  • В трудностях с жильем,

  • Сложностях с деньгами,

  • В тяжести душевной, депрессии, скорби,

  • При семейных ссорах, расставаниях, распаде семьи,

  • При потере работы, сложностях трудоустройства и ссорах в коллективе,

  • В болезнях, при тяжелых заболеваниях или ранениях,

  • О здоровье и хорошем воспитании детей.

Молиться о помощи можно Матроне Московской:


  • у ее мощей в Покровском монастыре у Покровской заставы в Москве,

  • на Даниловом кладбище Москвы, где она была первоначально похоронена,

  • в любом храме вашего города около ее иконы - возможно, в образ будет вделана частица мощей блаженной,

  • дома перед иконой Матронушки или даже без нее, стоя у икон Спасителя и Божией Матери.

Известно, что существуют справочные сайты о святой Матроне, однако записки и комментарии в интернете не являются истинными письмами святой. Посещение храма монастыря, где пребывают мощи Матроны, станет вашим паломничеством, небольшим трудом в знак вашего желания быть услышанным.


Мощи святой находятся в Покровском монастыре у Покровской (Абельмановской) заставы в Москве. Это место также известно как храм или монастырь Матроны Московской на Таганке. Проехать к обители можно на наземном транспорте или на метро.


Есть традиция идти за помощью к Матронушке с цветами - живым приношением ей, свидетельством искренности вашей молитвы и любви к святой. Вы обязательно почувствуете, что Матрона Московская становится вам словно родной, как и для многих людей - вот почему ее называют ласково Матронушкой. В Покровском монастыре вокруг раки (гробницы) со святыми мощами блаженной всегда множество букетов живых цветов. Часто священники благословляют брать цветы, положенные другими людьми, тяжко страдающим и болящим как подарок от самой Матроны Московской.


  • Приобретите по возможности нечетное число роз - их святая любила при жизни, - положите у образа или у мощей.

  • Приобретите церковные свечи и перед образом блаженной в храме прочтите молитву по тексту ниже. Поговорите с ней, как с живой - так она просила сама.

  • Перед молитвой или после зажгите свечу от других свечей в подсвечнике, поставьте, перекреститесь дважды, поклонитесь и поцелуйте изображение святой в руку или край одежды, вновь перекреститесь и поклонитесь.

  • Можно приобрести в храме икону Матронушки для домашней молитвы и церковные свечи, которые вы будете зажигать во время молитвы дома. Сама Матронушка советовала приходить к ней и разговаривать, прося помочь. То есть вы можете просить святую о помощи своими словами, в любое время.

  • Еще одна традиция - писать записки святой. Их кладут у мощей или в любом храме за икону блаженной.

  • Пишите от души, пишите святой Матроне как своей бабушке или матери - как живой, ведь на Небесах она слышит каждого из нас.

Приходить - означает не только посещать мощи Матроны, но и мысленно приходить с молитвой к ней. Однако в составленных и благословленных Церковью молитвах есть полнота просьб - вы можете забыть еще о каких-то нуждах, а в молитве содержатся и просьбы, о которых вы даже не думали. Поэтому стоит читать церковные молитвы Матроне


Да хранит вас Господь молитвами всех святых!


Наверное, нет такой точки на карте нашей Родины, которая не прославилась бы святыми, монастырями, целебными источниками или чтимой иконой. К сожалению, в наши дни даже благочестивые православные могут жить долгие годы в родном городе, но не знать всех святынь этого места, предпочитая посещать только свой приход.

Этой статьей мы открываем цикл, посвящённый святыням разных городов. Начнем с нашего любимого города, сердца нашей страны, - Москвы.

Мощи святых в Москве

В православии «святые мощи» - это останки христиан, которые были причислены к лику святых, праведных, блаженных и т.д.

« Церковь почитает мощи святых как храмы Святого Духа, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого» - преподобный Иустин.

Митрополит Макарий (Булгаков) писал, что нетление мощей - это «изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел ».

1. Покровский женский монастырь, мощи блаженной Матроны Московской

Наверное, можно сказать, что – одна из самых почитаемых московских святых, к которой не уменьшается людской поток. К мощам Матроны Московской лучше идти в будни и не в дни больших церковных праздников.Монастырь открывается в 7 утра, но даже если вы придете к открытию, будьте готовы простоять 1,5-2 часа. В выходные и в праздники время в очереди может увеличиться до 4-5 часов. Придя в монастырь, вы увидите две очереди – одна к мощам блаженной Матроны, вторая – к чтимой иконе. Очередь к мощам движется быстрее. Очень часто верующие приходят семьями и занимают места сразу в двух очередях, обычно сначала поклоняются мощам, а потом идут к иконе, так можно сократить время ожидания в очереди. В монастыре вы увидите много людей с цветами, это потому, что при жизни Матрона Московская очень любила цветы и к ней часто приходили люди с цветами. Принято покупать нечетное количество цветов, так как Матрона говорила перед своей смертью: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Цветы отдают монахине, перед мощами Матроны, их освящают на мощах и раздают по цветочку желающим. Сложился благочестивый обычай заваривать лепестки цветов и пить как чай при различных недугах. Перед чтимой иконой блаженной Матроны вы можете увидеть, справа и слева на ограждениях пакеты, в которые верующие вкладывают записки со своими нуждами. Потом монахини помолятся перед мощами святой блаженной Матроны о помощи в разрешении нужд и скорбей.

Небольшой совет всем верующим, которые идут к мощам: используйте время в очереди для молитв, купите Акафист блаженной Матроне Московской, прочитайте его несколько раз и время пролетит незаметно. Не болтайте! Подумайте, что вы в святом месте, куда люди идут с молитвой и часто с великими скорбями, не провоцируйте их на раздражение своими мирскими разговорами. Используйте это время для молитвы и размышлений о духовном.

2. Данилов монастырь, мощи святого Даниила Московского

Адрес: ул. Даниловский вал, 22

Мощи обретены в 1652 году, в настоящее время рака находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, на втором этаже. Доступ к ним открыт с 7 утра до 8 вечера. Очереди к ним, как правило, не бывает, разве что в выходные дни во время посещения организованных паломников.

3. Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово (Елоховский Собор), мощи святого Алексия Московского

Адрес: ул. Спартаковская, 15

Рака с мощами святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, находится справа от Царских врат. Во время богослужения доступ к ним закрыт, после него вы можете приложиться к святыни. Очереди могут быть, но небольшие. Слева от царских врат – чтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Кроме того, в храме находится место погребения патриарха Алексия II .

По воскресным дням вечером читается акафист святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси чудотворцу, перед ракой с его мощами.

4. Храм Святителя Николая в Кленниках, мощи праведного старца Алексия, пресвитера Московского (Алексей Мечев)

Праведный старец Алексий служил в этом же храме, пострадал во время гонений в начале 20 века, умер в в 1923 году. Известен своей любовью, глубокой верой и непрестанной молитвой, которая помогала и продолжает помогать всем верующим.

Мощи старца Алексия находятся в нижнем храме, доступ к ним открыт в течение дня.

Ежедневно дважды в день у раки с мощами служится молебен святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому:
- утром в будни – начало молебна в 7:45.
- в воскресные дни и в дни праздников, когда совершаются две Божественные литургии, молебен служится после ранней литургии.
- вечером - молебен по окончании вечернего богослужения.
Еженедельно (по вторникам, после вечерни) – молебен с акафистом.

5. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного)

Режим работы: с ноября по апрель - с 11:00 до 16:00, с мая по октябрь - с 10:00 до 17:00, кроме вторника и первого понедельника месяца.

Обратите внимание, что богослужения совершаются регулярно по воскресеньям, в 10 утра, после чего читается акафист Василию Блаженному.

В Соборе находятся мощи двух московских блаженных, Василия и Иоанна, которым еще при жизни был дан дар исцелений, прозорливости и чудотворений. До сих пор верующие получают исцеления по молитвам у мощей этих святых. Оба считаются покровителями Москвы.

Блаженный Василий, Московский чудотворец, Христа Ради Юродивый

Известный московский блаженный, Христа ради юродивый, живший во времена Ивана Грозного, прославился многими чудесами и исцелениями.

Блаженный Иоанн Московский (Иоанн Большой Колпак), Христа Ради Юродивый, московский чудотворец.

Мощи находятся в пределе во имя блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, в Соборе Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.

6. Архангельский собор Московского Кремля

В храме находятся мощи благоверного князя Димитрия Донского, благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского и мучеников князя Михаила и боярина Феодора Черниговских.

Обратите внимание, что собор является музеем, богослужения совершаются нерегулярно (в престольные праздники и на Радоницу). В летний период открыт для посещения с 9.30 до 18, в остальное время - с 10 до 17. В четверг - выходной день

Святой царевич Димитрий и благоверных князь Димитрий Донской почитаются как защитники и покровители всего Русского государства.

7. Успенский собор Московского Кремля

Храм является усыпальницей патриархов и митрополитов, всего там находится 19 гробниц. Из них мощи святых Московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в раках, остальные под спудом.

Собор является музеем, богослужения совершаются нерегулярно. Поклониться мощам святых можно только в дни богослужений.

8. Донской ставропигиальный монастырь, святитель Тихон, патриарх Московский и Всея Руси

Был первым Патриархом Московским и Всея России после восстановления патриаршества в 1917 году. Пострадал от большевиком во время гонений на веру. Мощи обретены в 1992 году.

9. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Видный церковный деятель, пострадавший за веру во время гонений от советской власти.

10. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

Под спудом находятся мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, иноков, которые по благословлению преподобного Сергия Радонежского, участвовали в Куликовской битве.

Пока наш народ знает, почитает и любит своих святых, они будут молиться о нас и Богохранимой стране нашей.

Все Московские Святые, молите Бога о нас!

Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело; у святых святы и душа и тело, поскольку непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что и святые тела их становятся храмами Святого Духа (). Поэтому благостно почитая святые мощи, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога Живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и, по премудрому благоволению Своему, творит чудеса – от них и через них. И те чудеса, которые бывают от святых мощей, свидетельствуют, что их благочестивое почитание людьми угодно Богу.

Основанием для христианского почитания мощей является . Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело – не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. По учению Свщ. Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (). Само тело может стать храмом Святого Духа (), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников.

Это уважение выражается:
– в благоговейном собирании и хранении мощей;
– в торжественном открытии и перенесении их;
– в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения;
– в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей);
– в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых.

Повествуя о чудотворной силе святых мощей, святой говорит о святых мучениках: они и по смерти действуют как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение. Ведь в святых мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа.

Сверхъестественная благодать избирает орудием своих спасительных действий на верующих не только самые мощи, но и различные одежды, бывшие на них, также раки мощей, самый прах, окружающий раку. И потому даже вещи святых издревле были предметом благоговейного почитания верующих.

Мощи святых говорят нам о призвании человека стать храмом для обитающего в нём Бога, говорят нам о грядущем воскресении тел и напоминают о мучениках Церкви, своими страданиями и смертью засвидетельствовавших веру в победившего смерть Христа.

ПО СЛУЧАЮ ОТКРЫТИЯ МОЩЕЙ
ПРЕПОДОБНОГО

Один странник, бывший на открытии мощей преподобного Серафима, между прочим говорил: «Дивны дела Твои, Господи! И кто может разъяснить тайну дел Божиих! Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится (). Ведь кость кости рознь. У нечестивых людей кости мертвые, как сказал Господь про гробы грешников, что они полны костей мертвых и всякой нечистоты. А вот у пророка Елисея кости были живые, они и по успении его пророчествовали, как об этом повествует премудрый сын Сирахов. Ожившие кости видел и пророк Иезекииль. И царь Давид говорит: Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе ()? Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя (). Так вот и теперь у преподобного кости прославляют Господа в многочисленном собрании народа русского».
Происходившие в Саровской обители торжества по случаю открытия святых мощей ознаменовались многими дивными проявлениями благодати Божией. По молитвенному предстательству преподобного отца нашего Серафима слепые прозревали, глухие слышали, немые говорили, хромые ходили.
На источнике отца Серафима ежедневно совершалось по нескольку, иногда более десяти случаев исцелений. В один такой день было собрано около источника до пятнадцати костылей, оставленных исцелившимися хромыми, и народ эти костыли на берегу речки Саровки сжег, как бы наглядно свидетельствуя тем о силе молитвенного предстательства преподобного отца Серафима. На источнике каждый воочию мог видеть кого-либо из исцелившихся и слышать чистосердечный, простой рассказ об исцелении.
Между случаями исцелений были и замечательные: один отрок, немой от рождения, стал говорить; одна слепая от рождения начала видеть солнечный свет, деревья и другие предметы. Другая слепая и вовсе стала хорошо видеть. Один остававшийся семь лет недвижимым и глухонемым стал слышать, говорить и ходить.
Когда одна мать немой девочки коснулась гроба преподобного платком и отерла им лицо больной дочери, последняя, к великой радости матери, тотчас же стала говорить. Так дивно и явно проявил Господь милость Свою через новопрославленного Своего угодника.
Подлинно, если так можно выразиться, кости преподобного прославили Господа при многочисленном собрании народа русского.
Что прибавить к сему и чем заключить слово? Прибавим слова святителя Иоанна Златоуста и ими заключим сказанное нами: «Не только тела, но и гробы святых преисполнены духовных даров благодати. Посему призываю всех, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мирском несчастий или в глубине греховной, – приходите к мощам с верою: вы получите помощь и с великой радостью возвратитесь от них, приобретши одним воззрением облегчение своей совести. Сие сокровище благопотребно для всех, сие пристанище надежно и для несчастных, ибо освобождает их от бедствий, и для счастливых, ибо «утверждает их счастье, и для болящих, ибо возвращает им здравие, и для здравых, ибо отвращает болезни». Аминь.