Порядок допуска должностных лиц и граждан российской федерации к государственной тайне. Третья форма допуска к государственной тайне

д) осуществляет контроль за исполнением установленных требований по допуску граждан к государственной тайне;

ж) проводит инструктаж граждан, допускаемых к государственной тайне.

32. В случае отсутствия в организации режимно-секретного подразделения или работника, исполняющего функции режимно-секретного подразделения, оформление допусков к государственной тайне осуществляется режимно-секретным подразделением организации, которая оказывает данной организации услуги по защите государственной тайны.

33. На каждого гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий, режимно-секретное подразделение направляет в орган безопасности следующие документы:

а) письмо с обоснованием необходимости оформления гражданину допуска к государственной тайне, в котором указываются:

должность, на которую оформляется гражданин, ее порядковый номер в номенклатуре должностей, дата и номер согласования номенклатуры должностей, количество работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне и допущенных к государственной тайне по указанной должности. При оформлении допуска руководителю режимно-секретного подразделения и руководителю организации, впервые допускающейся к работам с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в случае, если в организации отсутствует номенклатура должностей), кратко отражается характер документов или выполняемых работ и степень их секретности со ссылкой на пункты развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию;

форма и номер ранее имевшегося у гражданина допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа безопасности, который их проводил, причина переоформления допуска к государственной тайне (в случае переоформления допуска к государственной тайне);

обоснование принятия руководителем организации решения об оформлении допуска к государственной тайне гражданину, в отношении которого имеются основания для отказа в допуске к государственной тайне (в этом случае письмо подписывается руководителем организации);

37. На граждан, которым оформляется допуск к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, оформляется карточка (форма 1) , которая регистрируется в журнале учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9) отдельно от карточек (форма 1) , оформленных на граждан, допущенных к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

38. Карточка (форма 1) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий и номером допуска к государственной тайне возвращается в организацию.

39. Решение о допуске гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и печатью организации (при наличии печати).

(см. текст в предыдущей редакции)

При оформлении карточки (форма 1) лицам, замещающим должности, включенные в перечень должностей, при замещении которых граждане считаются допущенными к государственной тайне, в позиции 8 производится запись с указанием номера и даты акта Президента Российской Федерации об утверждении данного перечня.

40. При оформлении допуска к государственной тайне судьям на период исполнения ими своих полномочий режимно-секретное подразделение оформляет карточку (форма 1), в позиции 7 которой делается отметка "В соответствии со статьей 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" проверочные мероприятия не проводились". Указанная запись удостоверяется подписью руководителя режимно-секретного подразделения и печатью организации. После оформления допуска к государственной тайне в орган безопасности направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10) , на обороте которой указываются номер и дата оформления допуска к государственной тайне.

При оформлении допуска к государственной тайне адвокатам, участвующим в качестве защитников в судопроизводстве по уголовным делам, связанным со сведениями , составляющими государственную тайну, карточка (форма 1) не заводится и номер допуска к государственной тайне не присваивается. Решение о допуске адвоката к государственной тайне оформляется записью в материалах соответствующего дела, которая заверяется подписью должностного лица, наделенного соответствующими полномочиями, и печатью организации. Расписка адвоката приобщается к материалам данного дела. После оформления допуска к государственной тайне в органы безопасности по месту регистрации адвоката и по месту оформления указанного допуска направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10) , на обороте которой указываются дата оформления допуска к государственной тайне, организация, в которой оформлен допуск к государственной тайне, должностное лицо, которое приняло решение о допуске к государственной тайне, а также номер дела, к которому адвокат получил доступ.

41. На гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне, заводится одна карточка (форма 1) . При переходе гражданина на работу (службу) в другую организацию указанная карточка по письменному запросу режимно-секретного подразделения соответствующей организации пересылается по новому месту работы (службы).

Карточка (форма 1) , оформленная на гражданина, допущенного к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в другие организации не пересылается.

44. В отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п. и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки, и карточка (форма 1) хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на права гражданина, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

48. В случае получения из органа безопасности уведомления о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 15 настоящей Инструкции могут послужить основанием для прекращения гражданину допуска к государственной тайне, соответствующие должностные лица принимают решение о возможности или невозможности дальнейшей работы гражданина со сведениями , составляющими государственную тайну, о чем информируют орган безопасности. До принятия такого решения гражданин отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

У большинства допуск к гостайне ассоциируется лишь с ограничением выезда за рубеж. Главный вопрос у тех, кто собирается получить доступ к секретным сведениям - именно поездки за границу.

Однако ограничения прав и свобод начинаются уже при оформлении допуска к государственной тайне, на этапе проверок кандидата. В дальнейшем контролируется не только выезд за границу, но и выборочно - иное поведение гражданина.

Доступ к секретным сведениям необходим гражданам и юридическим лицам для выполнения служебных или договорных обязательств. Оформлением допуска для должностных лиц занимается работодатель перед назначением кандидата на должность. Для получения доступа к секретным данным организации обязаны предварительно с оформлением допуска нужной степени на руководителя.

Форма допуска зависит от важности сведений, к которым предоставляется доступ. Они соотносятся так:

  • Допуск секретности 3 формы = сведения под грифом «Секретно»
  • Допуск секретности 2 формы = сведения под грифом «Совершенно секретно»
  • Допуск секретности 1 формы = сведения «Особо важные».

Ограничения при оформлении допуска к гостайне

Об этом мало кто думает, но уже на этапе получения доступа права кандидата могут быть ограничены. При заполнении анкеты по форме 4 гражданин даёт согласие на проведение проверочных мероприятий со стороны работодателя и ФСБ. Проверка работодателя обычно заключается в сверке данных в документах, и это характерно для оформления доступа по форме 3. В случае предоставления более серьёзных полномочий за дело берётся ФСБ, и здесь проверка может быть связана с запросом дополнительных сведений в ведомствах и государственных органах, ознакомлении с личными делами на предыдущих местах работы, изучении личных дел близких родственников, в особо важных случаях - запрос данных о содержании переписки или телефонных переговоров у оператора связи, перекрестная проверка и т. д.

Мало кто воспринимает эти мероприятия как ограничения прав при допуске к гостайне. Однако именно на этапе проверки ограничиваются конституционные права претендента на неприкосновенность частной и семейной жизни, телефонных переговоров и прочие основополагающие права и свободы.

Ограничения при наличии допуска 1, 2, 3 формы

Выезд за границу

При 3 форме допуска ограничений практически нет, в том числе и при выезде за границу. Если в других случаях в анкете на загранпаспорт требуется указывать наличие/отсутствие допусков к гостайне, то к 3 форме допуска это не относится - можно поставить прочерк. Это связано с тем, что к сведениям с грифом «Секретно» принадлежит в основном служебная информация с пометкой «ДСП», куда относятся различные инструкции по делопроизводству, учёту, списки допустимых в работе устройств и обозначений. Допуск необходим лишь формально для назначения на должность по номенклатуре. При этом сотрудник за всё время работы может так никогда и не увидеть реально засекреченных документов.

Вероятно, поэтому такие сотрудники не представляют особой ценности для охотников за секретными сведениями, а значит, могут беспрепятственно выезжать за рубеж при допуске 3 степени секретности. Для на руководителя в большинстве случаев оформляется именно 3 форма.

При 1 и 2 форме допуска к гостайне всё сложнее. При назначении на должность трудовым контрактом предусмотрен запрет на выезд за рубеж в течение 5 лет со дня реального ознакомления с документами или информацией, отнесенными к категориям «Сов. Секретно» или «Особой важности». Если того требуют интересы государства, Межведомственная комиссия вправе распространить этот период до 10 лет.

Учите, что запрет на выезд при допуске к гостайне 1 и 2 формы не обязателен, но возможен при наличии обстоятельств:

  • -сотрудник реально работал с информацией, отнесённой к категории «Особо важно» и «Совершенно секретно»;
  • -степень секретности 1 или 2 на момент запроса на выезд за границу;
  • -цель и обстоятельства выезда, которые связаны/не связаны с работой;
  • -страна, которую планирует посетить гражданин (относится к списку недружественных, поддеживающих санкции, с повышенной террористической или экстремистской опасностью и т. д.).

Оформление загранпаспорта и документов для выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени секретности, также имеют свои особенности:

  • -чтобы оформить в ФМС заграничный паспорт, нужно разрешение режимно-секретного подразделения компании, согласованное с ФСБ;
  • -при отрицательном заключении РСП и ФСБ в 90% случаев в выдаче загранпаспорта отказывают;
  • -даже если вы получили все разрешения, оформление загранпаспорта в ФМС растягивается до 3-х месяцев;
  • -о каждом намерении покинуть страну придётся сообщать в режимно-секретное подразделение своей организации т. к. нужно получить разрешение и в большинстве случаев по внутренним инструкциям организации загранпаспорт лиц, допущенных к гостайне, хранится в РСП и может быть передан сотруднику лишь при согласовании выезда.
Ограничение на обращение со сведениями, содержащими гостайну

В законе «О гостайне» предусмотрен запрет на сообщение секретных сведений полностью или в части, а также в любом виде в открытый доступ, третьим лицам, не имеющим оснований для получения таких данных. То есть, гражданин, имеющий допуск к гостайне и ознакомленный с секретными документами, не вправе разглашать их содержание, копировать, распространять, публиковать полностью или фрагментами.

Также ограничения касаются порядка обращения с носителями секретных данных. Сотрудник, допущенный к гостайне, не может выносить документы за пределы режимного объекта, переносить данные на внешние носители данных и хранить их в нарушение установленного порядка.

Запрет касается и использования секретных разработок. Нельзя использовать их при демонстрации изобретений и промышленных прототипов, приводить в пример в научных и новостных публикациях, описывать в обзорах оборудования, методов и технологий, иными способами обнародовать засекреченные данные.

Также запрещено вывозить за границу полностью или частично секретные разработки в виде чертежей, прототипов, моделей, планов и опытных образцов, за исключением специально предусмотренных случаев. Ограничение касается и технического сотрудничества с государствами-союзниками.

Иные ограничения при допуске к гостайне

Каждое ведомство вправе принимать собственные документы, определяющие правила поведения и выполнение служебных функций для своих сотрудников при работе с секретными сведениями. Так, например, Минобороны РФ запретило заносить смартфоны, аудио- и видеозаписывающие устройства, GPS-трекеры и прочие устройства передачи информации в военные части, где производится обработка государственной тайны. Для сотрудников ВС РФ и правоохранительных органов выпущены рекомендации, ограничивающие использование соцсетей и распространение сведений о службе и работе в сети Интернет.

Оформляете допуск к государственной тайне и есть вопросы? Обращайтесь, консультации бесплатны.

При этом на новом бланке указывается номер листа, а в графе «Примечание» журнала учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9) — количество листов в карточке (форма 1). Организация, оформившая допуск к государственной тайне гражданам, состоящим на воинском учете, направляет в соответствующие военные комиссариаты по их запросам уведомления о форме допуска к государственной тайне, его номере, дате окончания проведения проверочных мероприятий, наименовании органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также сведения о фактах переоформления или прекращения допуска к государственной тайне. 43. Если в течение 6 месяцев после проведения проверочных мероприятий не было принято решение о допуске гражданина к государственной тайне, отметка о проведении проверочных мероприятий органами безопасности в карточке (форма 1) становится недействительной.

Что означает форма допуска к государственной тайне

Порядок ознакомления со сведениями Прохождение проверочных мероприятий и получение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не означает автоматического допуска ко всем сведениям, включенным в ту или иную категорию. Оформление 3 формы допуска Основания для прекращения допуска могут являться: Прекращение контракта или организационно-штатные мероприятия (сокращение штата) ликвидация воинской части и пр.); Однократное нарушение военнослужащим требований по обращению со сведениями, содержащими государственную тайну; Нарушение самим лицом или его близкими родственника требований п 10 Инструкции МО (совершение уголовного преступления, выезд на постоянное место жительства за границу и т.п.).
Прекращение допуска к сведениям государственной тайны автоматически влечет расторжение с ним контракта (на воинскую службу) или занятие определенных должностей.

Ii. порядок оформления допуска к государственной тайне

В случае изменения формы допуска граждан к государственной тайне в орган безопасности, осуществляющий проверочные мероприятия, в месячный срок направляется соответствующее уведомление, в котором указываются фамилии, имена, отчества граждан (в алфавитном порядке), даты и места их рождения, номера и формы допусков к государственной тайне, даты окончания проведения органами безопасности проверочных мероприятий. 27. Подготовка материалов для оформления допуска граждан к государственной тайне осуществляется кадровыми подразделениями (работниками, ведущими кадровую работу) организации (далее — кадровые подразделения).


Направлять граждан в режимно-секретные подразделения и органы безопасности по вопросам, связанным с оформлением допуска к государственной тайне, запрещается. 28.

3-я форма допуска к гос. тайне

При этом орган, уполномоченный на проведении проверки и дающий заключение, не обязан информировать кандидата о причинах отказа в допуске к сведениям, составляющим гостайну. После получения соответствующей формы допуска к государственной тайне лицо дает подписку о неразглашении сведений ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей и предупреждается об ответственности за нарушение порядка обращения с такими сведениями.


Порядок ознакомления со сведениями Прохождение проверочных мероприятий и получение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не означает автоматического допуска ко всем сведениям, включенным в ту или иную категорию.

Осторожно: государственная тайна!

Важно

Российской Федерации о государственной тайне (форма 2); д) осуществляет контроль за исполнением установленных требований по допуску граждан к государственной тайне; е) осуществляет учет предписаний на выполнение задания (форма 5) и справок о соответствующей форме допуска (формы 6 — 8); ж) проводит инструктаж граждан, допускаемых к государственной тайне. 32. В случае отсутствия в организации режимно-секретного подразделения или работника, исполняющего функции режимно-секретного подразделения, оформление допусков к государственной тайне осуществляется режимно-секретным подразделением организации, которая оказывает данной организации услуги по защите государственной тайны.


33.

Оформление 3 формы допуска

Карточка (форма 1) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий и номером допуска к государственной тайне возвращается в организацию. 39. Решение о допуске гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и печатью организации (при наличии печати).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1549) (см. текст в предыдущей редакции) При оформлении карточки (форма 1) лицам, замещающим должности, включенные в перечень должностей, при замещении которых граждане считаются допущенными к государственной тайне, в позиции 8 производится запись с указанием номера и даты акта Президента Российской Федерации об утверждении данного перечня. 40.

Форум винского

Qool 18 октября 2006 года Я иду работать на гос.предприятие, имеющее прямое отношение к баллистическим ракетам (это не тайна). Первым делом при трудоустройстве оформляется ТРЕТЬЯ ФОРМА допуска к гос.тайне.
Что это такое? Чем она отличается от второй и первой? Не иметь права ездить за границу я не хочу, я не патриот. Василий Максимов 19 октября 2006 года 80 50 В-третьих, патриот это не тот, кто за границу носа не кажет, а тот, кто свою родину любит больше, чем чужую.Во-вторых, обладателю третьей формы допуска сведения, составляющие государственную тайну, не доверят.И во-первых,в соответствии с действующим федеральным законом N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» ограничения касаются только лиц, имевших доступ к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям.

Внимание

В этом случае в орган безопасности, проводивший проверочные мероприятия, в месячный срок направляется соответствующее уведомление, в котором указываются фамилия, имя, отчество гражданина, дата и место его рождения, номер и форма допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий. В случае включения в указанный список нескольких граждан их фамилии указываются в алфавитном порядке.


44. В отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п. и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1), действие допуска прекращается. 45.

Как оформляется 3 я форма допуска

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну для абитуриентов военных вузов, призывников срочной службы и лиц, заключающих контракт на службу в ВС РФ оформляется военными комиссариатами по месту жительства.В зависимости от степени секретности сведений, к которым будет допущен кандидат в процессе прохождения воинской службы, в отношении его могут (III степень) или в обязательном порядке (I и II степени) проводится проверочные мероприятия, согласие на проведение которых кандидат дает в своей анкете.Проверочные мероприятия включают в себя: Проверку сведений, сообщенных гражданином в анкете; Проверку наличия снятых и не снятых судимостей; Проверку сведений о родственниках кандидата (отца, матери, супруга, детей старше 14 лет); Проверку физического и психического здоровья кандидата; Выявление фактов постоянного или длительного проживания за границей РФ.
Степени секретности, по российскому законодательству, имеют три уровня:

  • 1-й уровень – сведения особой важности
  • 2-й уровень – совершенно секретные сведения
  • 3-й уровень – секретные сведения

Кроме того, разрешение на допуск означает и обязанности гражданина по сохранению и нераспространению доверенных ему секретных сведений (гос. тайн). Разглашение подобных сведений может привести к тяжким юридическим последствиям для их обладателя.


Остались вопросы?Закажите звонок прямо сейчас и получите ответы на все ваши вопросы! Ваш контактный телефон Получить консультацию Нажимая «Перезвонить» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
При оформлении допуска к государственной тайне судьям на период исполнения ими своих полномочий режимно-секретное подразделение оформляет карточку (форма 1), в позиции 7 которой делается отметка «В соответствии со статьей 21.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» проверочные мероприятия не проводились». Указанная запись удостоверяется подписью руководителя режимно-секретного подразделения и печатью организации.
После оформления допуска к государственной тайне в орган безопасности направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10), на обороте которой указываются номер и дата оформления допуска к государственной тайне.

Понятия и основные положения допуска должностных лиц и граждан.

Подбор и приём на работу кандидатов на должности, связанные с государственной тайне.

Допуск к государственной тайне

1. Подбор и приём на работу кандидатов на должности, связанные с государственной тайне;

2. Понятия и основные положения допуска должностных лиц и граждан. Форма допуска;

3. Порядок оформления допуска;

4. Порядок переоформления допуска к государственной тайне;

5. Основания для отказа в допуске к государственной тайне и условия его прекращения;

6. Форма учётной документации.

Работники кадрового подразделения:

1. Знакомят гражданина, оформляемого на допуск с нормами законодательства РФ по ГТ, предусматривающие ответственность за его нарушение;

2. Сверяют сведения, указанные гражданином в анкете со сведениями, содержащимися в представленных документах;

3. Уточняют, при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;

4. Доводят до гражданина, оформляемого на допуск, обязательства перед государством, о соблюдении требований законодательства РФ о государственной тайне;

5. Также запрашиваются необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием договора об оформлении допуска к государственной тайне;

6. В ходе беседы, работник кадрового подразделения или службы безопасности выясняет следующие вопросы, не предусмотренные анкетой:

a. Имел ли гражданин за последний год отношения к секретным работам, документам, изделиям;

b. Давал ли он обязательства по неразглашению государственной тайны;

c. Работал ли, служил (он) на режимных объектах.


Допуск к государственной тайне это оформленное в установленном порядке право граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности устанавливаются три формы допуска:

1. Первая форма допуска для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

2. Вторая форма допуска для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

3. Третья форма допуска для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Оформление гражданам допуска к ГТ осуществляется по месту работы (службы).

Допуск граждан оформляется в добровольном порядке и предусматривает следующее:

· Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведениям, составляющих государственную тайну;

· Письменное согласие на частичные, временные ограничение их прав (в соответствии со ст. 24 «О государственной тайне»);

· Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами (ФСБ России) проверочных мероприятий;



· Определение видов, размеров и порядков предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством (надбавки за секретность);

· Ознакомление с нормами законодательства о государственной тайне предусматривающее ответственность за его нарушение;

· Принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

Должностные лица и граждане, допущенные к государственной тайне, могут быть временно ограничены в следующих правах:

1. Право на выезд за границу (при допуске к «Совершенно секретно» и «Особой важности») на срок, определённый трудовым договором (максимум 5 лет с правом продления на 5 лет);

2. Распространение сведений, составляющих государственную тайну и использование открытий и изобретений;

3. Неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий;

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска проводятся органами безопасности (ФСБ России и их территориальные органы).

Допуск к государственной тайне по третьей форме проводится без проведения проверочных мероприятий, за исключением:

· Руководитель организации;

· Руководитель структурного подразделения по защите государственной тайны;

· В случае, если имеется обоснованные сомнения в предоставлении анкетных данных по решению руководителя организации.

Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований к законодательству оформляются в виде расписке (форма 2).

Члены совета федерации, депутаты государственной думы, судьи (на период исполнения ими своих полномочий), а так же адвокаты, участвующие в качестве защитников по делам, связанным с государственной тайной, допускаются к государственной тайне без проведения проверочных мероприятий.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи исполнении ими своих полномочий и о привлечении их к ответственности в случае разглашения, о чем берется у них соответствующая расписка.

Решение о допуске к государственной тайне принимается:

· В отношении граждан пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу – военный комиссар.

· В отношении руководителей государственных органов и государственных организаций теми, кем они были назначены на соответствующие должности.

· В отношении руководителей негосударственных организаций – руководителем организации – заказчиком секретных работ.

Ранее мы определили, каким бывает допуск к государственной тайне, какие обязанности, а также дополнительные гарантии имеют сотрудники, получившие такой допуск*. Сегодня речь пойдет об оформлении документов на этапе предоставления гражданину допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и о роли сотрудников кадровой службы в процедуре допуска.

Согласно ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о гостайне) процедура допуска работников к государственной тайне предусматривает:

1) Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

2) Согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о гостайне;

3) Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

4) Определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о гостайне;

5) Ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

6) Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

НА № 5‘2010Порядок допуска к государственной тайне детально регламентируется инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (далее - Инструкция). Процедура допуска включает в себя ряд этапов. Рассмотрим их более подробно.

Этап 1 Представление документов

В соответствии с ч. 2 ст. 65 тк РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы тк РФ, иными федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. В Законе о гостайне перечень документов, необходимых для оформления допуска, не предусмотрен.

Согласно п. 28 инструкции претендент на доступ к государственной тайне обязан представить:

1. Собственноручно заполненную анкету (приложение 1 ). Анкета должна быть подписана работником кадрового подразделения и заверена печатью организации или кадрового подразделения.

Информация, указываемая в анкете, включает в себя:

а) сведения о самом претенденте на допуск;

б) сведения о близких родственниках;

в) отметку об ознакомлении с законодательством о государственной тайне, согласие на проверочные мероприятия.

Какие сведения о близких родственниках указываются в анкете?

Под близкими родственниками в Инструкции понимаются жена/муж, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. В случае изменения близкими родственниками фамилии, имени или отчества в анкете также указываются прежняя фамилия, имя или отчество. В анкете указываются сведения о проживании близких родственников за границей и периоды такого проживания. В пункте 3 анкеты поставлен вопрос о судимости близких родственников с указанием времени и основания судимости, хотя наличие судимости у близких родственников не является основанием для отказа в допуске.

В анкете указывается, что претендент ознакомлен с законодательством о государственной тайне и ответственностью за его нарушение. Также претендент ставится в известность о негативных правовых последствиях за представление заведомо ложных данных в анкете.

Кстати сказать

Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом Минздрав- соцразвития России от 26.08.2011 № 989н.

Медицинские противопоказания для допуска к государственной тайне дифференцированы на три группы.

Группа 1. Психические расстройства и расстройства поведения:

  • Органические, включая симптоматические, психические расстройства;
  • Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
  • Расстройства настроения (аффективные расстройства);
  • Расстройства привычек и влечений;
  • Умственная отсталость.

Группа 2. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Группа 3. Болезни нервной системы (эпилепсия).

Анкета подписывается претендентом и работником кадрового подразделения и заверяется печатью организации или кадрового подразделения.

2. Документы, необходимые для оформления допуска:

  • Документы, удостоверяющие личность претендента и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.);
  • Справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Каковы правила оформления справки об отсутствии медицинских противопоказаний?

Для получения справки претендент должен обратиться в медицинскую организацию, имеющую соответствующую лицензию. Осмотр проводится врачом-психиатром, врачом-наркологом и врачом-неврологом. Медицинское заключение утверждается врачебной комиссией медицинской организации и заверяется печатью организации. Справка по утвержденной форме (приложение 2 ) выдается претенденту только при отсутствии медицинских противопоказаний. Срок действия справки - 1 год со дня ее выдачи.

В пункте 12 анкеты, которую заполняет гражданин, претендующий на получение допуска к государственной тайне, содержится вопрос о судимости самого гражданина, заполняющего анкету, и его близких родственников. Должно ли наличие или отсутствие судимости в этой ситуации подтверждаться соответствующей справкой?

По общему правилу наличие или отсутствие судимости гражданина подтверждается соответствующей справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Однако в Законе о гостайне или в Инструкции прямо не говорится о представлении соответствующей справки.

Согласно ч. 1 ст. 65 ТК РФ справка о наличии (отсутствии) судимости представляется в случае, если работник поступает на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся или подвергающиеся уголовному преследованию. Соответствующая норма содержится в ст. 22 Закона о гостайне: основанием для отказа в допуске является наличие неснятой судимости за государственные и иные тяжкие преступления. А значит, при поступлении на работу, связанную с допуском к государственной тайне, кандидат должен подтвердить отсутствие судимости за тяжкие преступления, представив соответствующую справку, выданную в соответствии с приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

Обратите внимание: в данном случае речь идет о судимости за определенные виды преступлений (тяжкие), которая не была снята (случаи погашения и снятия судимости определены ст. 86 Уголовного кодекса РФ).

Согласно п. 34 инструкции органы безопасности могут запрашивать в организациях дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

Этап 2 Ознакомление с законодательством о государственной тайне

В Законе о гостайне и инструкции не уточнен момент ознакомления гражданина с законодательством о государственной тайне, с его обязательствами и ответственностью в этой сфере. Определен только документ, где фиксируется такое ознакомление, - п. 19 анкеты.

Очевидно, что ознакомление должно быть произведено при представлении документов для прохождения допуска к государственной тайне и оформлении анкеты. Цель ознакомления: принятие обоснованного решения работником (претендентом на работу) о возможности выполнения обязанностей, связанных с допуском к государственной тайне.

Этап 3 Получение согласия претендента на проведение проверочных мероприятий и на частичное временное ограничение его прав

В Законе о гостайне и инструкции не определен способ, которым должно быть оформлено согласие на проведение проверочных мероприятий. Положение о том, что претендент согласен на проведение таких мероприятий, содержится в п. 21 анкеты.

Обратите внимание! Цель проведения проверочных мероприятий - выявление обстоятельств, служащих основанием для отказа в допуске к государственной тайне

Также ни в Законе о гостайне, ни в инструкции не определен способ фиксации согласия претендента на ограничение его прав. В форме 2, являющейся приложением к инструкции и содержащей примерные обязательства граждан перед государством, указывается, что гражданин дает согласие на частичные, временные ограничения его прав, которые могут касаться права выезда за границу, права на использование полученных секретных сведений, права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий при оформлении и переоформлении допуска.

Этап 4 Проведение проверочных мероприятий в отношении претендента

Проверочные мероприятия осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций и их территориально обособленных подразделений. Возможность проведения проверочных мероприятий также зависит от формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

В каких случаях проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке?

Законодательством РФ предусмотрено три формы допуска к государственной тайне, соответствующие степеням секретности сведений:

  • Первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • Вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • Третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При оформлении допуска первой и второй формы проведение проверочных мероприятий органами безопасности обязательно. Для получения допуска по третьей форме проверочные мероприятия не проводятся за исключением случаев, когда имеются сомнения в достоверности их анкетных данных.

Проведение проверочных мероприятий при оформлении допуска обязательно для руководителей организаций, работников структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лиц, на которых возлагается исполнение функций таких структурных подразделений независимо от формы допуска.

Таким образом, проверочные мероприятия при оформлении допуска к государственной тайне должны быть проведены в отношении:

  • Граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности;
  • Руководителей организаций;
  • Работников структурных подразделений по защите государственной тайны;
  • Лиц, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны.

Кстати сказать

Когда в допуске к государственной тайне могут отказать

Гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне по следующим основаниям.

Основание 1. Признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления.

Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством и гл. 31 ГПК РФ.

В ранее действовавшем Уголовном кодексе РСФСР выделялись государственные преступления, сегодня они помещены в разд. Х УК РФ «Преступления против государственной власти». В статье 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы и с учетом определения преступлений средней тяжести не менее пяти лет лишения свободы.

Для принятия решения об отказе в допуске к государственной тайне значение имеет именно сам факт нахождения под судом или следствием за обозначенные виды преступлений, а не наличие доказанности вины и обвинительного приговора суда.

Согласно ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости. В соответствии со ст. 400 УПК РФ судимость снимается судом на основании ходатайства лица, отбывшего наказание до истечения срока погашения судимости.

Основание 2. Наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития.

Основание 3. Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Согласно Инструкции под постоянным проживанием за границей понимается проживание граждан за пределами РФ более шести месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы.

Основание 4. Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ.

Закон о гостайне не определяет действия, создающие угрозу безопасности России. Для сравнения - в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» к действиям, создающим угрозу безопасности, следует отнести насильственное изменение основ конституционного строя РФ. Вопрос об угрозе безопасности, созданной действиями оформляемого лица, решается в каждом случае органами безопасности.

Основание 5. Уклонение оформляемого лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Ни в Законе о гостайне, ни в Инструкции не указывается форма решения об отказе в допуске. Полагаем, что отказ в допуске к государственной тайне, влекущий за собой отказ в заключении трудового договора по требованию лица, которому было отказано в допуске, должен быть оформлен в письменной форме с указанием причин отказа по аналогии со ст. 64 ТК РФ. О том же свидетельствует судебная практика.

Пример

Президиум Верховного суда РФ рассмотрел в порядке надзора гражданское дело по жалобе Т. Об отказе в допуске к государственной тайне (постановление Президиума Верховного суда РФ от 23.02.2000 № 162пв- 99). Суд в своем решении определил, что перечень оснований для отказа в допуске к государственной тайне и указание на возможность обжалования такого отказа предполагают, что в решении должны быть изложены мотивы отказа гражданину или должностному лицу в допуске к государственной тайне.

Этап 5 Оформление допуска к государственной тайне

Работники кадровых подразделений принимают непосредственное участие в подготовке материалов для оформления допуска к государственной тайне. С этой целью на них возлагаются следующие правомочия:

  • Ознакомить гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за нарушение таких норм;
  • Сверять сведения, указанные гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • Уточнить при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;
  • Довести до гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства РФ о государственной тайне.

Работники кадровых служб должны подробно разъяснить гражданину нормы действующего законодательства, связанные с защитой государственной тайны, ознакомить его с нормами, предусматривающими ответственность за разглашение государственной тайны. Особое внимание следует уделить тому обстоятельству, что прекращение допуска к государственной тайне не влечет прекращения обязательств по защите государственной тайны. Также необходимо разъяснить ограничения, связанные с допуском.

Прежде чем поставить свою подпись и печать на анкете, следует сверить ее данные с документами проверяемого лица.

Остальную работу, связанную с допуском к государственной тайне, выполняют режимно-секретные подразделения, наличие которых является условием получения лицензии на осуществление работ с государственной тайной.

Этап 6 Решение о допуске к государственной тайне

Решение о допуске к государственной тайне принимается:

  • Военным комиссаром в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы;
  • В отношении руководителей государственных органов и государственных организаций - теми, кем они были назначены на соответствующие должности;
  • Заказчиком работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в отношении руководителей негосударственных организаций.

Обратите внимание! Заключить трудовой договор о работе со сведениями, составляющими государственную тайну, можно только после получения гражданином допуска

В организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации, оформлявшей допуск к государственной тайне, где указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

Для государственных гражданских служащих получение допуска к государственной тайне может рассматриваться в качестве основания для освобождения от прохождения процедуры конкурса. В данном случае наличие допуска - преимущество для работника.

Этап 7 Оформление обязанностей, связанных с допуском

Решение о способе оформления обязанностей по защите информации ограниченного доступа принадлежит работодателю.

Законодательство о государственной тайне регламентирует оформление обязанностей по обеспечению секретности сведений следующим образом: в ст. 21 Закона о гостайне предусмотрено, что взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре; заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Какие условия о работе со сведениями, составляющими государственную тайну, должны быть закреплены в трудовом договоре?

Прежде всего, в трудовом договоре следует указать обязанность обеспечивать секретность сведений.

Кроме того, исходя из ст. 23 Закона о гостайне именно в трудовом договоре должно быть указано на то, что прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора. Нормы ТК РФ не требуют такого уточнения. Однако суды при решении подобных споров принимают во внимание требование ст. 23 Закона о гостайне.

Также следует обратить внимание на содержание обязательств по защите государственной тайны при оформлении совместителя на должность, связанную с допуском к государственной тайне.

На совместителей налагается дополнительная обязанность: работник на работе по совместительству не вправе использовать сведения, составляющие государственную тайну, которые получены им по основному месту работы. Данная обязанность должна найти отражение в его трудовом договоре.

Предусмотрена ли нормативными актами форма трудового договора о работе со сведениями, составляющими государственную тайну?

Ранее действовавшая Инструкция содержала форму договора об оформлении допуска к государственной тайне. По сути, такой договор заключался дополнительно к трудовому договору.

Действующая Инструкция не предусматривает примерной формы договора, но содержит примерные обязательства по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне (приложение 3 ).

В пункте 10 Инструкции определяется:

1) С лицами, с которыми заключается трудовой договор, обязательства гражданина перед государством отражаются в трудовом договоре;

2) С лицами, с которыми не заключается трудовой договор, обязательства перед государством оформляются в виде расписки.

Полагаем, что оформление обязанностей, связанных с защитой государственной тайны в трудовых отношениях, возможно двумя способами.

Способ 1. Оформляется обязательство по форме 2 как приложение к трудовому договору.

Способ 2. В трудовой договор включается раздел, посвященный обязанностям работника, связанным с допуском к государственной тайне. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ в трудовой договор может быть включено дополнительное условие о неразглашении государственной тайны.

В следующих номерах «Справочника кадровика» мы расскажем об особенностях оплаты труда работников, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также о последствиях прекращения допуска к государственной тайне.

Приложение 1

Форма анкеты, оформляемой при получении допуска к государственной тайне

Приложение 2

Форма справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну


Приложение 3

Примерное обязательство гражданина по соблюдению требований законодательства о государственной тайне

Журнал: Справочник кадровика, По состоянию на: 07.04.2013, Год: 2013, Номер: №5

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право