Посмертная психологическая судебная экспертиза и ее проведение. Посмертная судебно психиатрическая экспертиза Посмертная психолого психиатрическая экспертиза проводится

  • 5. Процессуальные основы судебно-психиатрической экспертизы в рф
  • 6. Судебно-психиатрическая экспертиза: определение, цели, задачи, основания для назначения, объекты.
  • 7. Постановление (определение) о назначении судебно-психиатрической экспертизы
  • 8. Организация и проведение судебно-психиатрической экспертизы. Её особенности.
  • 9. Эксперт-психиатр. Его обязанности и права
  • 10. Заключение судебно-психиатрической экспертизы и его оценка следственными органами, судом
  • 11. Классификация судебно-психиатрических экспертиз
  • 12. Невменяемость: понятие, критерии. Формула невменяемости. Ограниченная вменяемость.
  • 13. Судебно-психиатрическое значение патоморфоза психических расстройств
  • 14. Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость
  • 15. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших
  • 16. Судебно-психиатрическая экспертиза осужденных
  • 17. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних
  • 18. Посмертные судебно-психиатрические экспертизы в уголовном и гражданском процессах
  • 19. Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе. Понятия: недееспособность, гражданская процессуальная дееспособность.
  • 20. Виды судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе и вопросы, подлежащие разрешению при её производстве
  • 22. Лечебно-реабилитационная тактика в отношении лиц, направленных на принудительное лечение. Непринудительные меры предупреждения общественно опасных действий лиц с психическими расстройствами.
  • 23. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы в уголовном и гражданском процессах (понятие, виды, основания и порядок назначения).
  • 24. Центральная нервная система: понятие, строение. Безусловные и условные рефлексы. Понятие о периферической и вегетативной нервной системе.
  • 25. Первая и вторая сигнальные системы и их различие.
  • 26. Психические расстройства: понятие, причины, условия возникновения. Течение психических расстройств.
  • 27. Классификация психических расстройств, их основные группы
  • 28. Основные виды психических процессов. Психопатологические симптомы, их группировка и особенности
  • 2.1. Симптомы психических расстройств
  • 2.1.1. Расстройства восприятия
  • 2.1.2. Расстройства мышления
  • 2.1.3. Расстройства эмоций
  • 2.1.4. Расстройства воли
  • 2.1.5. Расстройства памяти
  • 29. Синдромы в психиатрии и их клиническое проявление
  • 1.Аффективные синдромы
  • 2.Бредовые и галлюцинаторно-бредовые синдромы
  • 3. Кататонические синдромы
  • 4. Синдромы нарушения сознания
  • 5. Синдромы интеллектуального снижения -синдромы слабоумия
  • 31. Эпилепсия: определение, причины, распространённость, клинические проявления, дифференциальная диагностика. Судебно-психиатрическая оценка.
  • 33. Черепно-мозговые травмы, их этиология, распространённость. Психические расстройства при травмах головного мозга. Судебно-психиатрическая оценка.
  • 34. Психические расстройства при инфекционных заболеваниях. Судебно-психиатрическая оценка.
  • 35. Психические расстройства при спиДе. Судебно-психиатрическая оценка.
  • 36. Психические расстройства при сифилисе мозга. Судебно-психиатрическая оценка.
  • 37. Прогрессивный паралич. Судебно-психиатрическая оценка.
  • 38. Церебральный атеросклероз, стадии. Судебно-психиатрическая оценка.
  • 39. Гипертоническая болезнь, стадии. Судебно-психиатрическая оценка преступлений, совершенных при гипертонической болезни и ее осложнениях.
  • 40. Характеристика психических изменений у лиц предстарческого и старческого возраста. Судебно-психиатрическая оценка (в уголовном и гражданском процессах).
  • 41. Алкоголизм: характеристика, распространенность, социальная значимость, этиология и патогенез, стадии. Диагностика простого и патологического алкогольного опьянения. Судебно-психиатрическая оценка.
  • 42. Алкогольные психозы: определение, классификация. Судебно-психиатрическая оценка. Дипсомания.
  • 43. Алкогольный делирий, этиология, клиническая картина, дифференциальная диагностика.
  • 44. Алкогольный галлюциноз, клиническая картина, дифференциальная диагностика.
  • 45. Алкогольный параноид, клиническая картина, дифференциальная диагностика.
  • 46. Наркомании: определение, распространенность, причины, социальная значимость. Виды наркоманий. Клинические проявления наркомании. Судебно-психиатрическая оценка.
  • 47. Токсикомании: определение, распространенность, причины, социальная значимость, клиническая картина. Судебно-психиатрическая оценка. Общие принципы диагностики наркоманий и токсикоманий.
  • 48. Олигофрении: определение, причины, основные признаки, классификация, судебно-психиатрическая оценка. Деменция.
  • 49. Психопатии: определение, причины, классификация, основные клинические признаки, динамика. Судебно-психиатрическая экспертиза.
  • 51. Реактивные состояния: определение, этиология, нозологические формы. Судебно-психиатрическая оценка неврозов и реактивных психозов.
  • При заочной экспертизе психическое состояние подэкспертного оценивается на основании свидетельских показаний, медицинской документации

    и (в этих случаях особенно важно получить подлинники историй болезни и амбулаторных карт), характеристик, письменной продукции обследуемого. Эксперт должен внимательно изучить документы и уметь связать в единое целое ряд мелких штрихов, имеющих место в отдельных характеристиках и показаниях, чтобы вынести заключение об особенностях психического состояния.

    Иногда для получения более полных данных о психическом состоянии обследуемого целесообразно провести дополнительные допросы свидетелей и близких. После консультации психиатра с работниками следствия и суда это может проводиться с участием одного из членов экспертной комиссии.

    Недостаточность материалов, предоставленных в распоряжение экспертов, особенно при заочных экспертизах, может быть причиной отказа от дачи заключения. Неполнота сведений в некоторых случаях заочных (посмертных) экспертиз в уголовном процессе (но не в гражданском, где решаются вопросы дееспособности и действительности сделки) позволяет ограничиться предположительным заключением о психическом состоянии. Такое заключение необходимо тщательно мотивировать.

    (СПЭ) – это оценка психического состояния лица, его способности понимать значение своих действий и руководить ими при совершении тех или иных юридически значимых действий, совершённых в прошлом.

    Объектом посмертной СПЭ являются материалы дела и медицинская документация. Эксперт психиатр не имеет возможности непосредственно исследовать психическое состояние лица, а лишь проводит его вторичную оценку, анализируя материалы дела и все медицинские документы, которые указывают на психическое состояние подэкспертного, на его поведение в различные промежутки времени, в том числе и в период заключения сделки.

    Практика работы Регионального медико-правового центра свидетельствует о росте посмертных судебно-психиатрических экспертиз по гражданским делам.

    Посмертная судебно-психиатрическая экспертиза назначается судом, когда лица, совершившие тот или иной оспариваемый акт, являются умершими и у суда возникают вопросы, требующие для своего разъяснения специальных познаний.

    Посмертная психиатрическая экспертиза назначается большинстве случае когда обжалованию подлежат такие правовые акты, как составление завещания, оформление дарственной, купля-продажа квартиры или иной жилой площади, заключение или расторжение приватизации жилья, признание брака недействительным.

    При проведении посмертной психиатрической экспертизы анализу подлежат медицинская документация из психиатрических, соматических и неврологических стационаров, Психоневрологических диспансеров (ПНД), свидетельские показания, характеристики.

    Посмертная судебно-психиатрическая экспертиза является наиболее сложным видом психиатрических экспертиз и часто носит вероятностный характер. Поэтому до назначения судом посмертной психиатрической экспертизы важно и нужно собрать полный пакет документов и сведений характеризующих умершего, ставить перед экспертами правильные вопросы. Как показывает практика работы РМПЦ по таким делам основополагающим и, к сожалению, очень часто, единственным доказательством является Посмертное судебно-психиатрическое заключение.

  • Исследуемая личность, в силу специфики своего искаженного мировосприятия, может, с большой вероятностью может совершать противозаконные действия. Чтобы установить причину неадекватных психических реакций умершего, которые послужили пусковым механизмом для совершения преступления.

    Основными заболеваниями, вызывающими дисфункцию головного мозга, являются:

    • Болезнь Альцгеймера.
    • Хроническая бессонница в фатальных формах.
    • Наличие сонного паралича.
    • Лейкомаляция.
    • Внутреннее кровоизлияние в головной мозг.
    • Позотонические реакции.
    • Гипоплазмия мозга.
    • Энцифалит Расмуссена.

    В ходе проведения посмертной психолого-психиатрической экспертизы наследователя специалист изучает историю болезни умершего и все доступные ему документы. Так де он уточняет диагноз и проводит параллель с противоправными действиями. Они могли быть совершены, и повлекли за собой негативные последствия. Это может сказать о том, что на момент совершения действий, умерший не отдавал себе отчет по причине психической неуравновешенности.

    В данном контексте могут иметь место следующие события, которые и повлекли за собой нарушения:

    • Дисфункции и заболевания, которые были приобретены при жизни.
    • Заболевания врожденного характера.
    • Расстройства психики временного характера
    • Травмы различного происхождения.
    • Пройденные при жизни курсы лечения, а также последующей реабилитации.

    На что следует обратить внимание при посмертной экспертизе?

    Если в ходе мероприятий выяснилось, что преступление было совершено по причине данных отклонений, к дальнейшей посмертной психолого-психиатрической экспертизе привлекается и ряд других специалистов. Они изучают и другие обстоятельства, имеющие прямое отношение к делу. Среди них:

    • Масштабы нанесенного умершим вреда.
    • Рассмотрение других объективных причин, которые могли натолкнуть пациента на совершение преступления.
    • Наличие и количество соучастников, которые принимали участие в совершении противоправных действий вместе с подозреваемым.
    • Наличие потенциальных раздражителей, которые вывели подозреваемого из состояния равновесия.
    • Масштаб последствий преступления, совершенного умершим пациентом.
    • Статус обвиняемого в обществе, уровень социальной адаптации и материальный достаток.

    Чтобы разобраться в цепочке действий обвиняемого и роли его психических отклонений в этой ситуации, экспертная группа должна изучить все материалы по данному делу. Это поможет суду вынести приговор максимально обоснованно.

    Посмертная психолого-психиатрическая экспертиза – это комплекс исследований действий поведения и человека в период его жизни. В наследственных делах такая экспертиза позволит оценить, осознавал ли гражданин суть и последствия происходящего при оформлении завещания, при продаже или дарении имущества, которое могло перейти к наследникам. Инициатива о проведении экспертизы может исходить непосредственно от наследников, либо от правоохранительных органов.

    Что такое посмертная психолого-психиатрическая экспертиза?

    После уходи из жизни собственника, его родственники могут столкнуться с отсутствием имущества, оформлением завещания в пользу посторонних лиц. Правообладатель может сам распоряжаться своими активами, выбирать покупателей или одаряемых, наследников по завещанию. Однако если на такое волеизъявление повлияло психическое состояние, граждан мог не в полной мере осознавать свои поступки и их последствия.

    Посмертная психолого-психиатрическая экспертиза позволит дать ответ на следующие вопросы:

    • был ли наследодатель дееспособным в момент совершения сделок или удостоверения завещательного бланка;
    • понимал ли гражданин суть и последствия происходящего, в том числе передачу активов посторонним лицам по завещанию;
    • какое психическое состояние гражданина соответствовало подписанию договоров о распоряжении имуществом или составлению завещания.

    Если завещатель был недееспособен, его завещание и договоры будут признаны недействительными. Факт недееспособности может подтверждаться только судом. Однако если при жизни наследодателя никто не ставил вопрос о его дееспособности, это не означает, что гражданин мог полностью осознавать, что происходит в момент заключения сделки или составления завещания.

    Как проводится?

    Психолого-психиатрическая экспертиза проводится государственными или частными экспертными организациями, имеющими лицензию на такой вид деятельности. Заказать экспертное исследование могут наследники, которые сомневаются в свободе волеизъявления наследодателя, в осознанном характере его поступков. Также экспертизу могут назначить правоохранительные органы, если возбуждено уголовное дело о совершении насилия или угроз в отношении наследодателя.

    Сложность посмертных экспертиз заключается в невозможности личного обследования человека. Поэтому посмертное исследование будет проводиться по следующим направлениям:

    • изучение медицинских документов и истории болезни наследодателя, выявление отклонений в состоянии психического здоровья;
    • проверка факта, не состоял ли наследодатель на учете у психиатра или невролога;
    • психологические особенности личности покойного (например, поведение в стрессовых ситуациях, наличие фобий и страхов, иные критерии);
    • состояние психического здоровья с момент подписания договоров или завещания (например, будет проверяться отсутствие внешнего давления на человека в момент совершения сделки или оформления завещательного бланка).

    Для выявления этих фактов не только изучаются материалы медицинских карт и историй болезни. Опрашиваются близкие и дальние родственники, коллеги, друзья, участники сделок. Проверяются условия оформления документов (например, если договор на продажу недвижимости был заключен не по месту жительства гражданина, а совсем в другом регионе, рассматривается вариант с угрозой насилием).

    По особенностям подписи или почерка человека в договоре или завещании можно определить, испытывал ли он душевное волнение в момент сделки или визита к нотариусу. Для этого исследуются образцы почерка по обычной переписке с родными, при оформлении документов на работе и т.д.

    Итоговое заключение экспертов позволит суду оценить, осознавал ли наследодатель суть своих поступков. Если подтверждено отклонение психического здоровья, либо выявлен факт понуждения, давления и угроз, договоры или завещания могут признаваться недействительными. В итоге, наследники по закону смогут получить вещи и предметы, на которые восстановлено право собственности покойного.

    Сколько стоит экспертиза?

    Стоимость исследований определяется расценками экспертных организаций. Поэтому в каждом субъекте РФ расценки могут отличаться, так как зависят от следующих факторов:

    • перечень вопросов, поставленных перед экспертом;
    • объем документов и сведений, которые предстоит проанализировать в ходе экспертизы;
    • сроки проведения исследований.

    Например, в столице стоимость психолого-психиатрической экспертизы составляет от 10 тыс. руб. Оплачивать расходы придется наследнику, который заключил договор с экспертной организацией. Если экспертиза проводится в рамках уголовного дела, расходы оплатит бюджет, с последующим возмещением за счет осужденного.

    Необходимость проведения посмертной судебно-психологической экспертизы может возникнуть при расследовании дел различных категорий. Прежде всего она проводится в отношении лиц, совершивших самоубийство, когда возникает вопрос о применении ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства). На практике расследованием дел данной категории часто занимаются следователи военных прокуратур по фактам самоубийств среди военнослужащих. Посмертная психологическая экспертиза может быть назначена при проверке фактов насильственной смерти, когда следствие разрабатывает версии о возможном убийстве, замаскированном под самоубийство, или наоборот, о самоубийстве, замаскированном под убийство. Заключение данной экспертизы может также в необходимых случаях помочь разграничить самоубийство и смерть в результате несчастного случая.

    При всем разнообразии условий, которые делают необходимой посмертную психологическую экспертизу, объектом ее всегда является погибший человек, и эксперты решают одни и те же задачи:

    • ? исследование личности, индивидуально-психологических особенностей погибшего;
    • ? исследование психического состояния погибшего, в котором он находился в период, предшествовавший его смерти; решение вопроса о том, являлось ли оно предрасполагающим к самоубийству;
    • ? исследование причин и условий развития у погибшего психического состояния, спровоцировавшего его самоубийство.

    Вопросы экспертам-психологам лучше всего с(}юрмулировать следующим образом.

    • 1. Каковы были индивидуально-психологические особенности погибшего и как они проявились в обстоятельствах его смерти?
    • 2. Не находился ли погибший в период, предшествовавший его смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, и если да, то чем это состояние могло быть вызвано?

    Данный вид экспертизы специалисты относят к числу наиболее сложных и ответственных, поскольку эксперты лишены возможности проведения очного экспериментально-психологического обследования. Человека уже нет в живых, но необходимо воссоздать его образ, личность, психологический статус, восстановить и исследовать внутренний мир, образ мыслей, мироощущение, чтобы выяснить причины, побудившие его уйти из жизни, или констатировать отсутствие этих причин.

    Решение экспертных задач целиком основывается на собранных следствием материалах уголовного дела, и от их качества, полноты и объективности зависит обоснованность, надежность и эффективность выводов экспертов. При расследовании подобных дел представляется полезным непосредственное участие эксперта во время допросов свидетелей, предоставление эксперту в рамках экспертизы возможности опроса родственников, друзей и близких погибшего.

    Материалы уголовного дела, подготовленные к производству данной экспертизы, должны содержать не только показания лиц, знавших погибшего, но и его письма, записные книжки, личные дневники, записки, а также, если имеются, образцы творчества погибшего - рисунки, стихи, прозу и т. п. Важная информация может содержаться на магнитных носителях - аудио-, видеокассетах, в памяти компьютера и на дискетах.

    Для обоснованного ответа на вопросы эксперты должны располагать по возможности исчерпывающими сведениями о личности погибшего, его характере, особенностях эмоционального реагирования, стиле поведения в конфликтных ситуациях, а также о ситуации, сложившейся вокруг погибшего накануне расследуемого события, и его отношении к этому.

    По мнению исследователей, суицид (самоубийство) является следствием социально-психологической дезадаптации личности, когда человек не видит для себя возможности дальнейшего существования в сложившихся условиях.

    Может быть множество причин возникновения такой ситуации. Так, вероятность дезадаптации личности объективно повышается в периоды социально-экономической нестабильности в обществе, что находит беспристрастное отражение в статистике самоубийств. Особенно критическим оказывается «время потери надежд», когда общественный подъем сменяется упадком, что усугубляет кризис общественного сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых его членов. Сильнее всего это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспектив для развития.

    Иллюстрацией к этому может выступать положение в нашей стране: в 1984 г. было зарегистрировано 81 417 самоубийств (примерно 32 на 100 тыс. населения) - больше, чем во всем западном мире, включая Европу, США и Канаду. В первые годы перестройки на фоне обнадеживающих перемен явно наметился спад, но к 1989-1990 гг. и расцвету карточной системы кривая самоубийств вновь поползла вверх. В настоящее время регистрируется 38 случаев на 100 тыс. населения.

    Неприспособленными в этой ситуации оказываются социально незащищенные и те, кто больше других подвержен депрессии, подавленности, у кого легко развивается чувство безнадежности, кто больше других уязвим, подвержен стрессу, импульсивен, неуверен в себе, склонен к сомнениям, зависим от окружающих. Слабыми оказываются и те, кто недостаточно гибок, бескомпромиссен, обладает повышенной требовательностью к себе.

    Острое состояние дезадаптации может возникнуть вследствие тяжелой болезни, жизненных неудач, потери близкого человека. В любом случае при оценке тяжести и глубины социально-психологической дезадаптации личности рассматриваются три компонента:

    • ? серьезность нарушений привычных условий жизни;
    • ? их интерпретация человеком (жизненный крах, безвыходная ситуация, личностная катастрофа или тяжелый, но преходящий эпизод);
    • ? желание или готовность проявить усилия, чтобы приспособиться (усталость от жизни, нежелание «начинать жизнь сначала», отвращение при одной мысли об этом или готовность собраться, пересмотреть жизненные ориентиры, справиться с ситуацией).

    Самоубийства различаются по своему значению и психологическим мотивам. В их основе часто осознанно или неосознанно содержится мотив-апелляция к чувствам близких людей или к общественному мнению, стремление получить от окружающих помощь и поддержку. В таком случае суицидальные действия могут принимать демонстративную окраску, являться истинными или быть имитацией, шантажом. Они нередко совершаются на глазах либо за несколько минут до прихода кого-нибудь, их способ часто не представляет серьезной угрозы - принимается небольшое количество таблеток, делается неглубокий надрез кожи, используется тонкая или старая веревка, двери оставляются открытыми.

    Суицид может принимать парадоксальный характер поступка, выхода из конфликтной ситуации (как последний, неоспоримый аргумент в споре), косвенно означая включенность самоубийцы в жизнь, в отличие от полной отстраненности от жизни человека, совершающего самоубийство вследствие одиночества, тяжелой потери и т. п. В последнем случае выбираются qoy6bie и надежные способы, не оставляющие шансов выжить.

    В основе самоубийств среди военнослужащих срочной службы, по мнению исследователей, лежит несоответствующая тактика приспособления к специфичным условиям жизни в воинском коллективе. Семьдесят шесть процентов самоубийств приходится здесь на первые полгода службы, на период активной адаптации. Молодые солдаты вынуждены приспосабливаться к строгому армейскому распорядку, физическим нагрузкам, ограничению личной свободы, закрытому воинскому коллективу, где порой имеют место такие негативные явления, как дедовщина, где самоутверждение некоторых военнослужащих происходит с применением грубой физической силы, морально-психологического прессинга. При возникновении конфликтных ситуаций выбор молодым солдатом тактики соперничества часто является наиболее деструктивным и в конечном счете суицидогенным.

    Высока вероятность деза- даптаиии в армии у лии, в характере которых преобладают сензитивно-ши- зоидные черты: замкнутость, молчаливость, сдержанность, трудность установления неформальных контактов, склонность преимущественно к индивидуальной, а не групповой деятельности, скромность, бесконфликтность, невысокий уровень напористости, агрессивности, повышенная чувствительность, обидчивость.

    Высока вероятность дезадаптации в армии у лиц, в характере которых преобладают сензитивно-шизоидные черты: замкнутость, молчаливость, сдержанность, трудность установления неформальных контактов, склонность преимущественно к индивидуальной, а не групповой деятельности, скромность, бесконфликтность, невысокий уровень напористости, агрессивности, повышенная чувствительность, обидчивость. Несмотря на свою дисциплинированность, исполнительность, они обладают низким статусом в коллективе, не пользуются популярностью среди сослуживцев, не входят в мелкие сплоченные группы, относительно близки только с одним-двумя сослуживцами, а то и вовсе не имеют друзей, не привлекают к себе внимания командиров. В конечном счете это приводит к эмоциональной изоляции, неприятию, отторжению и агрессии со стороны коллектива и отдельных военнослужащих. При отсутствии эффективной воспитательной работы в подразделении у таких солдат нарастает состояние подавленности, тоски, безысходности, снижается самооценка и чувство самоуважения, что и предрасполагает к принятию решения о самоубийстве.

    Примером подобного рода является самоубийство матроса N-ской учебной части Алексея С., по которому была назначена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

    Экспертное исследование (экспертиза проведена отделом судебной психиатрии судебно-медииинской экспертной службы Санкт-Петербурга) выявило следующие обстоятельства. Со слов матери, Алексей родился здоровым мальчиком, развивался нормально, рос в многодетной семье, говорить начале черырех лет, несколько позже обычного. В школу пошел в 7 лет, учился неважно, оставался на второй год в 4-м и 6-м классах. По показаниям сверстников, Алеша был трудолюбив, по характеру очень спокоен, никаких отклонений в психике не проявлял, был жизнерадостным, никогда не высказывал мыслей о самоубийстве. Увлекался плаванием, техникой. В раннем детстве после конфликтов отмечалась небольшая замкнутость, но отходил быстро, постепенно с возрастом стал более уравновешенным и спокойным.

    Родственники отмечают, что близких друзей у него не было, «просто были одноклассники». После вступления матери во второй брак ревниво относился к отчиму, но вскоре отношения наладились.

    После окончания 6-го класса учился в УПК, получил спеииальность автослесаря, окончил 8-9-е классы вечерней школы. Согласно характеристике, за время учебы проявил себя с положительной стороны, активно участвовал в работе, среди товарищей пользовался авторитетом, показал хорошие знания на выпускных экзаменах. Отмечается, что иногда проявлял грубость и нетактичность по отношению к учителям. Близких отношений с девушками не имел, в злоупотреблении алкоголем, в употреблении наркотиков не замечен.

    С. считал своим долгом отслужить в армии, не дождавшись повестки, сам явился в военкомат, попросился на флот, хотел служить на подводной лодке. В ноябре 1995 г. призван на военную службу, по результатам психофизиологического обследования определен в 1-ю (высшую) группу по нервно-психической устойчивости. По отзывам сослуживиев и командиров, за время службы зарекомендовал себя исполнительным, дисциплинированным матросом, замечаний не имел, был общительным, спокойным, миролюбивым, добродушным, в личных беседах на службу не жаловался, в конфликты не вступал, к командирам с просьбами и за помошью не обращался.

    С. постоянно получал письма от матери и друзей, охотно отвечал. Из его писем, в отличие от показаний его сослуживиев и командиров, следует, что он испытывал определенные трудности в приспособлении к условиям службы. Алексей отмечает отсутствие контакта с сослуживцами, упоминает о неуставных отношениях в роте: «Здесь переводами сденеж- ными> делимся напополам

    Письма С, а также его госпитализация в январе 1996 г. с диагнозом ОРЗ косвенно свидетельствуют о снижении его адаптационных возможностей, несмотря на то что в письмах нет того условного знака, о котором они с матерью заранее договорились на случай, если Алексей окажется в тяжелом положении. С. пытается представить эти факты как неизбежный атрибут армейской жизни: «...без трудностей и на гражданке нет жизни», «от тебя больней доставалось», однако в его объяснениях содержится оттенок безнадежности: «...это армия, и уже ничего не полелаешь» (курсив мой. - В. В.).

    В начале марта 1996 г. С. получил телеграмму, что умер его дедушка, он несколько дней ходил расстроенный. В письме матери наряду с сожалением он выражает досаду: «Я тебе писал, чтобы ты вызов дала, а ты просто телеграмму дала... Надо было вызов делать, хоть домой съездил бы из этого дурдома...» Ао этого С. снова оказался в санчасти с диагнозом ОРВИ, сам он пишет: «Снова закосил и лег в санчасть. Ничего у меня не болит, просто в роте делать нечего, дурдом полнейший, все ходят как собаки злые... здесь лежать не скучно, с пацанами отношения не то что в роте, здесь все по-другому в лучшую сторону», «...говорили мне, что учебка - самое гнилое место на протяжении всей службы, а я, дурак, не верил, а зря...», «мне здесь все уже до такой степени надоело, хоть волком вой... Все равно, лишь бы уехать побыстрей, пока я здесь дураком не стал». Это уже свидетельствует о явной социально-психологической дезадаптации С., он находится в подавленном состоянии, разочарован, обессилен; не в силах выдержать ситуацию, он пытается вырваться из нее: ложится в санчасть, ухватывается за возможность поехать домой по вызову.

    • 10 марта Алексей в составе команды из четрырех человек был направлен в командировку на хозработы, чему он был рад, поехал с охотой.
    • 13 марта предстояло возврашение. После обеда 12 марта С. в разговоре с напарником высказывал нежелание возврашаться в часть, работать в командировке ему понравилось, но о каких-либо намерениях он не говорил. Вечером 1 2-го сослуживиы отметили изменения в его поведении,

    С. был раздражен и замкнут, лег в одежде на чужую кровать, задремал, на просьбу перелечь неожиданно ответил грубостью, потом перелег, но снова не на свою кровать, направил лампу себе в лицо, на неоднократное требование выключить ее никак не реагировал, долго не спал. Утром 13-го в 6 часов сидел один на камбузе, развел огонь, включил чайник, на замечание вошедшего Б. о неаккуратно сложенных дровах раздраженно ответил грубостью, через некоторое время ушел, чисто за собой убрав. Около 8 часов С. обнаружили в туалете висяшим в петле, в кармане была написанная его рукой записка: «Я не понял толк в жизни, зачем без толку жить».

    Следствие не выявило каких-либо следов борьбы, сопротивления, фактов насилия над С. Психиатры пришли к заключению, что он психическим заболеванием не страдал, в состоянии временного болезненного расстройства психической деятельности не находился. По заключению эксперта-психолога, индивидуально-психологические особенности С. сензитивного (чувствительного) типа (эмоииональная уязвимость, интро- вертированность, пассивность, неконфликтность, нерешительность) в сочетании с чувством долга, исполнительностью, ответственностью обусловили в ситуации объективно неблагополучной внешней обстановки возникновение у С. состояния хронической фрустрации, неудовлетворенности, ограничивали его возможности выбора. Это кризисное состояние обострилось в преддверии очередного возвращения С. в стрессовые, фрустрируюшие для него условия, что проявилось в его поведении в виде несвойственной ему раздражительности, сниженного настроения, отрешенности и отгороженности от окружающего. Данное состояние и явилось предрасполагающим к принятию решения о самоубийстве.

    Допустимо предположить, что письма Алексея и показания его сослуживцев, отраженные в материалах данного дела, не в полной мере отражают ситуацию, сложившуюся вокруг С. накануне его смерти. При расследовании подобных дел показания солдат, особенно если они даны ими своим же командирам, часто весьма скупо отображают действительное положение дел. Специфика закрытых воинских коллективов может создать для следователя значительные сложности в расследовании подобного рода дел, требует особой тщательности и настойчивости в сборе материалов для экспертизы.

    При сборе информации о личности погибшего не следует пренебрегать сведе ниями о его развитии в детстве, школьной успеваемости, характере взаимоотно шений в родительской семье, в особенности если расследуется самоубийство под ростка. В случае суицида военнослужащего необходимы материалы, характери зующие личность погибшего до призыва в армию.

    Относительно развития подэкспертного в детстве экспертам-психологам важ но знать следующее:

    • ? возраст матери на момент рождения подэкспертного;
    • ? была ли беременность желанной, запланированной;
    • ? течение беременности, роды, осложнения;
    • ? не было ли задержек в раннем развитии, начале ходьбы, речи;
    • ? особенности поведения, возбудимость, плаксивость, пассивность, частые истерики, ночные страхи, сомнамбулизм (хождение во сне), ночной энурез (недержание мочи), заикание и т. и.;
    • ? кем воспитывался в детстве, особенности воспитания;
    • ? не было ли длительных разлук с матерью;
    • ? черты характера родителей, их сталь воспитания;
    • ? не было ли утраты родителей, в каком возрасте, по какой причине;
    • ? посещал ли детские дошкольные учреждения, отзывы воспитателей;
    • ? возраст начала учебы в школе;
    • ? успеваемость и ее динамика, отзывы педагогов;
    • ? какие предметы усваивались легче, какие труднее;
    • ? увлечения во внешкольное время;
    • ? особенности пубертатного («трудного») возраста, изменения в характере, не было ли побегов из дома, прогулов занятий, факты курения, алкоголизации, наркотизации, раннее начало половой жизни и т. и.;
    • ? круг друзей, приятелей, групповые нормы общения, кумиры и идеалы подростка;
    • ? отношение к будущему, профориентация, характер планов, намерений, их самостоятельность, реалистичность, устойчивость;
    • ? отношение к воинской службе: было ли желание служить, в какой род войск хотел призываться и др.

    Сведения об особенностях поведения, характера, эмоциональной сферы погибшего могут быть получены из наблюдений лиц, знавших последнего. При

    • ? внешний вид: аккуратный, небрежный, невыразительный, неряшливый, выглядел на свой возраст, моложе своих лет, старше;
    • ? присущее выражение лица: спокойное, осунувшееся, вялое, скорбное, удивленное, гримасничающее;
    • ? манера держаться: непринужденно, раскованно, безразлично, демонстративно, театрально, нагловато, без чувства дистанции, скованно, зажато, застенчиво, незаметно;
    • ? взгляд: блестящий, тусклый, холодный, прямой, открытый, исподлобья, пристальный, озирающийся, осторожный, в сторону, вниз, бегающий;
    • ? плач и слезы: часто плакал, на глазах появлялись слезы при упоминании каких-либо событий, отличался сдержанностью;
    • ? улыбка: смущенная, искренняя, ироническая, дурашливая, загадочная, неадекватная;
    • ? голос: тихий, громкий, высокий, низкий;
    • ? движения и жесты: без особенностей, манерные, медлительные, угловатые, суетливые, отсутствие жестикуляции, часто повторяемые движения;
    • ? интонации: без особенностей, злобные, гневливые, раздражительные, жесткие, требовательные, мягкие, жалостливые, страдальческие, просящие, радостные;
    • ? продуктивность речи: лаконичная, скупая, многословная, обыкновенная;
    • ? темп речи: замедленный, с паузами, ускоренный, нормальный;
    • ? особенности речи: частое употребление словесных клише, уменьшительных и ласкательных суффиксов, жаргон, «сорные слова»;
    • ? контактность: вступал в контакт первым, легко, быстро, охотно, с трудом, сдержанно, настороженно, отвечал с задержкой, часто невпопад или не по существу;
    • ? эмоционально-волевое состояние: был боязливым, грустным, унылым, скучным, ленивым, переменчивым, обидчивым, злобным, стыдливым, раздражительным, пассивным, пессимистичным, оптимистичным, жизнерадостным, веселым, в приподнятом состоянии, энергичным, инициативным, упорным;
    • ? внимание: наблюдательный, рассеянный, отвлекаемый, без особенностей;
    • ? память: цепкая, хорошая, плохая, без особенностей;
    • ? мышление: последовательное, поверхностное, с потерями мысли; сообразительный, изобретательный, тугодум, резонер, частые уточнения, излишняя детализация.

    Необходимо выяснить также, каково было состояние здоровья погибшего, какие заболевания он перенес. Особенно важно, на что он жаловался накануне происшествия, была ли у него бессонница, с каким самочувствием он просыпался.

    Безусловно, вызывает интерес степень религиозности погибшего, его профессиональная динамика, наличие различных проблем: алкогольных, финансовых, служебных, криминальных, личных - и его отношение к ним.

    Если возникнет предположение, что погибший был не вполне психически полноценным, здоровым человеком - имел травмы головного мозга, отличался странностями в поведении и т. и., то необходимо назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

    В генезисе суицида нельзя не учитывать роли семьи - ближайшего социального окружения человека. Характер семейных взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми имеет исключительное значение в развитии социально-психологической дезадаптации личности. Внутрисемейная атмосфера способна успешно компенсировать, сглаживать суицидогенные проявления личности, но может и усиливать или даже провоцировать их.

    Суицидологи указывают на следующие семейные факторы, которые могут предрасполагать к самоубийству :

    • ? отсутствие отца в раннем детстве;
    • ? недостаточность материнской привязанности к ребенку в родительской семье;
    • ? отсутствие родительского авторитета;
    • ? матриархальный стиль отношений в семье;
    • ? сверхавторитарность слабого взрослого, стремящегося утвердить себя с помощью эмоциональных взрывов и телесных наказаний ребенка;
    • ? развод родителей;
    • ? семьи, где суицид или суицидную попытку совершали родители или близкие родственники.

    Наряду с этим выделяют определенные социально-психологические типы семей, стиль взаимоотношений в которых создает потенциальную опасность самоубийства. К ним относят следующие.

    • 1. Тип дезинтегрированной семьи, характерной особенноетью которой является обособленность ее членов, формальность отношений, отсутствие эмоциональных связей между ними; особенно опасная ситуация может сложиться в частично дезинтецжрованной семье, в которой кто-то оказался изолированным в одиночестве перед коалицией объединившихся против него родственников.
    • 2. Противоположный дезинтегрированному тип суперинтегрированной семьи, где нарушается чувство личной автономности членов семьи, которые настолько «вжились» друг в друга, что и не мыслят существования врозь, отдельно; в такой семье смерть одного обнажает абсолютную беспомощность другого.
    • 3. Тип дисгармоничной семьи, характеризующийся рассогласованием целей, по- требноетей ее членов, отсутствием взаимной ориентации на общность и согласие, нежеланием поступиться собственными интересами и привычками. Соблюдение принятых норм принимает здесь характер принуждения, связан для кого-то с фрустрацией. Постоянное навязывание одним другому своих привычек, требование изменить поведение, стремление заставить его вести себя в со- ответетвии с неприемлемыми для него жизненными ориентациями может создать в такой семье опасную ситуацию.
    • 4. Тип закрытой самодостаточной семьи, для членов которой семья является основной сферой приложения сил, единственным смыслом жизни, все остальное - работа, внесемейные отношения и др. - рассматриваетея лишь как средства для поддержания и обеспечения семейного благополучия. Какой-либо кризис в главной области жизнедеятельности - семье - грозит обернуться для ее членов суицидоопасной ситуацией.
    • 5. Тип консервативной семьи, оеновной особенностью которой является неспособность адаптироваться к изменчивым внешним условиям. Если член такой семьи оказывается вовлеченным в конфликт, развернувшийея вне этой семьи, другие члены в силу консервативной установки не могут прийти ему на помощь и дистанцируются от конфликта или принимают сторону противника. Подобная ситуация может восприниматься как предательство и привести к самоубийству вовлеченного в конфликт члена семьи. Как отмечают исследователи, таков механизм большинства так называемых «школьных» самоубийств.

    Завершая этот параграф, хочу заметить, что проблема самоубийств в нашем обществе приобрела в последнее время угрожающий характер. Назрела необходимость более активного обращения к ней правоохранительной системы, подкрепленной компетентностью судебной психологии и психиатрии.

    • ЛбрумоваЛ. Г., Пустовапова JI. И. Семейная диагностика в суицидологической практике. М., 1983.

    Проводится в процессе расследования дел различных категорий. Так, в уголовном судопроизводстве подобная процедура назначается при установлении факта самоубийства или подозрении на него. При этом специалисты, на которых возложены обязанности по проведению такой экспертизы, должны собрать информацию о возможном эмоциональном и психологическом состоянии ушедшего из жизни человека в тот период, который непосредственно предшествовал смерти, и в момент ее наступления.

    Проводится посмертная судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) и в отношении гражданских дел. Ее назначают тогда, когда лицо, совершившее то или иное оспариваемое действие, является умершим. При этом суду для вынесения справедливого решения требуются мнения специалистов в области психологических знаний.

    Причины проведения

    Посмертно судебно-психологическая экспертиза назначается:

    При проверке факта насильственной смерти, если следствием разрабатывается версия о возможном убийстве, которое замаскировано под самоубийство, и наоборот;

    Рассмотрении дел о наследовании для определения способности завещателя осознавать и понимать совершенные им действия.

    Особенности

    Проведение психологической экспертизы осуществляется параллельно с патологоанатомическим исследованием трупа. Частично задачи данных процедур совпадают между собой. Это и выяснение самих причин ухода из жизни, и обнаружение заболеваний покойного, и т. д. Однако вопросы психологической экспертизы более обширны. Причем преследуют они не только медицинские цели. Дело в том, что, как правило, проводится психологическая экспертиза в уголовном процессе. И поэтому она призвана ответить на вопросы о том, каков личности и причины, спровоцировавшие человека на те или иные действия.

    Сложность исследований

    Проведение судебно-психологической экспертизы посмертно является делом непростым. Прежде всего потому, что при ее осуществлении нет самого испытуемого. О психическом состоянии объекта исследования можно понять только по письменным доказательствам и по собранным фактам. Это обстоятельство в значительной мере объясняет тот факт, что посмертная психологическая судебная экспертиза весьма трудоемка и сложна.

    Кроме того, у специалиста имеются лишь письменные формы доказательств. Они не могут в полной мере определить психологическое состояние испытуемого лица. В перечне таких документов находятся медицинские справки и медицинские карты больного, а также записки, содержащие в своем тексте стандартные фразы.

    Посмертно судебно-психологическая экспертиза нередко проводится с целью выявления недееспособности гражданина в плане управления своими поступками и понимания их значение. Такое поведение связано с тем или иным заболеванием, вызвавшим нарушение сознания. Однако при его жизни лечащие врачи не придают особого значения глубине и форме имеющего место расстройства психики. При спокойном поведении больного медики указывают в карточке только общее состояние человека.

    Кроме того, посмертная психологическая судебная экспертиза основывается на показаниях свидетелей и на документах. Эти данные в связи с различными объективными и субъективными причинами могут быть крайне противоречивыми. Так, некоторые свидетели иногда лично заинтересованы в направлении дела в то или иное русло. Этим объясняется наличие субъективных причин. Некоторые противоречия во взглядах могут наблюдаться и у врачей, непосредственно контактировавших с больным. Этим объясняются различия объективного характера.

    Стоит сказать и о том, что методика, по которой проводится посмертная психологическая судебная экспертиза, должного развития пока еще не получила. И это несмотря на постоянно возрастающую потребность в таких исследованиях, например из-за махинаций мошенников, выбирающих в качестве объекта своих преступных действий пожилых людей.

    Объект посмертной СПЭ

    Назначение судебно-психологической экспертизы становится необходимым при определении и адекватности осуществленных им действий.

    Объектами посмертной СПЭ являются:

    Физическое и психическое здоровье умершего (при жизни);
    - показания свидетелей;
    - характеристика обстоятельств смерти;
    - вероятные причины отклонения в поведении;
    - характеристика личности покойного.

    Рассмотрение факторов, приведших к гибели

    Наиболее важным объектом посмертной СПЭ является физическое здоровье умершего при жизни. Этот фактор, как правило, характеризует и определяет (в большинстве случаев) действия исследуемого человека.

    Основой исследования считаются психологические расстройства. В большинстве случаев именно они и приводят к тому или иному отклонению в поведении больного. В число таких патологий входят:

    Лиссенцефалия;
    - болезнь Альцгеймера;
    - мозжечковая гипоплазмия;
    - внутримозговое кровоизлияние;
    - лейкомаляция;
    - позотонические реакции;
    - мультикистозная энцефаломаляция;
    - сонный паралич;
    - энцефалит Расмуссена;
    - фатальная бессонница.

    Свидетельства третьих лиц;
    - наблюдение у психиатра;
    - постановка на учет;
    - зафиксированные факты психических расстройств.

    После проведенного исследования эксперт приступает к работе с очевидцами. Он опрашивает знакомых, родных и сослуживцев умершего. По результатам проделанной работы им дается характеристика поступков и действий ушедшего из жизни человека.

    Проведенные исследования позволяют составить психологический портрет личности и определяют наличие возможных отклонений. Помимо здоровья гражданина эксперт изучает те обстоятельства, в которых произошла рассматриваемая ситуация, на предмет повышения психофизических нагрузок и экстремальности. Специалистом фиксируются раздражающие факторы, спровоцировавшие человека на определенное действие.

    Задачи

    Посмертная психологическая экспертиза проводится при расследовании либо предполагаемых, либо уже подтвержденных самоубийств. Случается так, что факт суицида работниками следствия однозначно не установлен. В таких случаях посмертная СПЭ необходима для уточнения обстоятельств летального исхода и определения его причин.

    Иногда факт самоубийства очевиден. В таком случае перед экспертами ставится задача определения состояния ушедшего из жизни человека в течение определенного промежутка времени, который предшествовал суициду. Такие исследования позволяют изучить феномен самоубийства. Это позволит выработать план профилактических действий по предотвращению подобных случаев.

    Посмертная психологическая экспертиза назначается и тогда, когда труп обнаружен без каких-либо видимых следов причинения насилия. Такие исследования проводятся по инициативе следствия или судебных органов. Иногда посмертную СПЭ назначают по просьбе заинтересованных лиц. Ими могут быть родственники, друзья и т. д. В подобных случаях эксперту еще перед началом исследования ставятся конкретные задачи и предлагается перечень вопросов, на которые он должен дать исчерпывающий ответ.

    Так, исследования призваны:

    Установить психологическое состояние покойного;
    - найти те факторы, которые стали возможной причиной смерти;
    - выявить истинные причины летального исхода;
    - установить действия других людей, которые подтолкнули гражданина к суициду;
    - определить вменяемость гражданина в момент его ухода из жизни.

    Классификация

    Существуют различные виды судебно-психологической экспертизы, осуществляемой посмертно. Она классифицируется по составу назначенной группы специалистов. Так, бывает экспертиза:

    Судебно-психиатрическая;
    - судебно-психиатрическая комиссионная;
    - комплексная сексолого-психиатрическая судебная;
    - комплексная судебно-психиатрическая;
    - психолого-сексолого-психиатрическая судебная комплексная.

    Назначение посмертной СПЭ при рассмотрении гражданских дел

    Посмертная судебно-психологическая экспертиза позволяет дать ответы на многие вопросы. Но основной и в то же время единственной причиной ее назначения является определение степени вменяемости человека в тот момент, когда он совершал тот или иной поступок, рассматриваемый в судебном порядке. Помимо уголовных дел сферой разбирательств нередко является наследственное право. Экспертиза необходима в тех случаях, когда потенциальные и будущие наследники оспаривают волю и действия уже умершего наследодателя. При этом суд не может объективно и в короткие сроки установить причинно-следственные связи имеющихся обстоятельств. В таких случаях и приходится обращаться к специалистам. Вопросы психологической экспертизы при этом заключаются в определении:

    Психологических особенностей и состояния личности в тот момент, когда совершался спорный поступок;
    - всех нюансов психологических процессов, имеющих место в этой ситуации;
    - присутствия особого эмоционального состояния человека под влиянием тех или иных факторов.

    Эксперты рассматривают вопросы не только психических, но и физических моментов воздействия на поступки и решения умершего человека. Кроме того, во внимание принимается возрастная группа ушедшего из жизни. Выводы, сделанные специалистами, направляются в судебный орган и способны существенно изменить расстановку позиций сторон.

    Непроцессуальные источники получения информации

    Все документы, описанные выше, предоставляются эксперту следователем или судом. Но есть еще и непроцессуальные источники, из которых исследователь получает необходимую для себя информацию.

    К ним относятся стандарты и эталоны, справочные издания и картотеки, инструкции и методические рекомендации. Конкретный набор таких источников определяется в зависимости от конкретного задания и профессионального уровня специалиста.

    Выводы посмертной СПЭ

    Вне зависимости от того, какие виды психологической экспертизы использовались для рассмотрения каждого конкретного случая, специалист не всегда способен однозначно ответить на поставленные перед ним вопросы. Что это значит?

    Суд будет трактовать данное ему заключение как невозможность получения как прямых, так и косвенных доказательств того, воздействовали ли те или иные факторы на поступки и решения умершего при его жизни. Выводы экспертизы при этом будут считаться предположительными и носящими рекомендательный характер.

    Оформление заключения

    После проведения посмертной психологической экспертизы специалистом составляется соответствующий акт. Это самостоятельный документ, представляющий собой источник судебных доказательств. Акт, составленный экспертами, оценивается параллельно с другими имеющимися у следствия доказательствами. В нем содержатся факты, которые имеют первостепенное значение для принятия правильного решения по рассматриваемому делу.

    В составленном акте экспертом излагаются основания, вызвавшие необходимость проведения данного исследования, а также указываются объекты изучения, ход и полученные в результате проведенной работы результаты. Все выводы, имеющиеся в данном документе, не должны быть голословны. Все они подкрепляются соответствующими обоснованиями. Кроме того, эксперт не имеет права выходить за рамки своих специализированных знаний. Он должен давать ответы только на те вопросы, которые входят в его компетенцию, причем делать это в категоричной форме. Вероятные предположения допускаются только в тех вопросах, которые касаются причинно-следственных отношений между исследуемым лицом и его действиями при наличии у человека психических расстройств.

    Достоверность

    Те выводы, которые сделаны специалистом в результате проведения посмертной психологической экспертизы, не всегда могут восприниматься в полной мере. Истинный ответ исследования могут дать только в том случае, когда имеющиеся свидетельства задокументированы, а также имеются свидетели, подтверждающие изложенные на бумаге обстоятельства.

    Оценка акта посмертной СПЭ

    Высказать то или иное мнение о составленном заключении экспертов - это компетенция юристов. Иногда оценка акта производится в рамках проведения повторного исследования, назначенного судом.

    Но как бы то ни было, все изложенные в заключении положения должны отвечать требованиям существующих законодательных актов и тому уровню, на котором находится современная экспертная практика и теория.