Потенциальные опасности в быту и их последствия. Понятие об опасности. Классификация опасностей. Риск в жизни человека. В быту. меры по профилактике отравлений

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тема 1.4. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту. Содержание: Опасность. Основные понятия и определения. Порядок выявления источников опасности в ОУ Принципы, методы и средства обеспечения безопасности Теории риска. Основные положения теории риска Причины пожаров. Меры противопожарной безопасности в профессиональной деятельности и в быту

2 Опасность. Основные понятия и определения. Порядок выявления источников опасности в ОУ. Опасность - вероятность, возможность того, что может произойти какое-то нежелательное событие. Опасность - это начавшееся или возможное неблагоприятное воздействие на человека и его окружающую среду вредных факторов различного происхождения:вероятность возникновения неблагоприятных событий,угрожающих жизни,здоровью,имуществу человека,его правам и интересам. Опасность для человека. Опасный фактор, количественной и качественной характеристики, продолжительности действия, может оказать следующие отрицательные воздействия на человека: чувство дискомфорта усталость острые и хронические профессиональные заболевания травмы различной тяжести летальный исход Источники опасности. Естественные источники опасностей: Землетрясения, наводнения; Космические источники метеориты, кометы, солнечная активность; Глобальное потепление. Антропогенные источники опасностей: Войны и конфликты; Экологическая и техногенная опасность; Опасность со стороны полей и излучений; Опасность со стороны веществ. Техногенные источники опасности это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического). Источниками техногенных опасностей являются соответствующие объекты связанные с влиянием для человека объектов материально культурной среды. К социальным источникам опасностей принадлежат опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: бродяжничество, проституция, пьянство, алко-

3 голизм, преступность и тому подобное. Источниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное состояние, плохие условия существования, забастовки, восстания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве. Источниками политических опасностей являются конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное притеснение, политический терроризм, идеологические, между партийные, межконфессиональные и вооруженные конфликты, войны. И впрочем, большинство источников опасностей имеют комбинированный характер. Вот несколько примеров: естественно техногенные опасности смог, кислотные дожди, пылевые бури, уменьшения плодородия почв и другие явления, порожденные человеческой деятельностью; естественно социальные опасности наркомания, эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания, СПИД, рак и другие; социально техногенные опасности профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на подсознание средствами массовой информации и специальными техническими средствами, токсикомания. Когда говорят о таких источниках опасности, как профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм и тому подобное, имеют в виду не заболевание одного лица, травму или злополучный случай, а явление в определенной отрасли, регионе, стране, которое приводит к уменьшению производительного потенциала общества, социальной напряженности, повышения общей заболеваемости населения, а иногда и к социальным конфликтам, которые уже в свою очередь являются носителями разного рода опасных и вредных факторов. Следует четко осознавать, что наличие источника опасности не означает того, что человеку или группе людей присущи какие-то недостатки. Существование источника опасности свидетельствует всего лишь о существовании или же возможности образования конкретной опасной ситуации, которая может нанести вред, привести к материальным убыткам, повреждению, вреда здоровью или летальному исходу. Под поражающими факторами понимают такие факторы жизненной среды, которые в определенных условиях наносят ущерб людям и системам жизнеобеспечения людей, приводят к материальным убыткам. По своему происхождению поражающие факторы могут быть физические, в том числе энергетические, химические, биологические, социальные и психофизиологические. В зависимости от последствий влияния конкретных поражающих факторов, они в некоторых случаях разделяются на вредные и опасные.

4 Вредными факторами принято называть такие факторы жизненной среды, которые приводят к ухудшению самочувствия, снижения работоспособности, заболевания и даже смерти как следствию заболевания. Опасными факторами называют такие факторы жизненной среды, которые приводят к травмам, ожогам, обморожениям, другим повреждениям организма или отдельных его органов и даже внезапной смерти. Хотя деление поражающих факторов на опасные и вредные довольно условно, оно эффективно используется в охране труда в организации расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний, налаживания работы, направленной для разработку мероприятий и средств защиты работников, профилактику травматизма и заболеваемости на производстве. По характеру и естественному влиянию опасные и вредные факторы разделяются на четыре группы: Физические Химические Биологические Психофизиологические Физические факторы: 1. Повышена скорость движения воздуха 2. Повышена или снижена влажность 3. Повышено или снижено атмосферное давление 4. Недостаточная освещенность 5. Рушащиеся конструкции и другие. Химические факторы: 1. Химические вещества, которые пребывают в разном агрегатном состоянии (твердом, газообразном, жидком) 2. Элементы, которые различными путями проникают в организм человека (через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, через кожные покровы и слизистые оболочки) 3. Вредные вещества (токсичные, наркотические, раздражающие, удушающие, сенсибилизующие, канцерогенные, мутагенные, тератогенные и др., влияющие на репродуктивную функцию). Биологические факторы: 1. Различные представители флоры и фауны

5 2. Макро организмы 3. Микроорганизмы Психофизиологические факторы: Физические перегрузка (статическая, динамическая) 1. Нервно-психические перегрузки (умственные перегрузки, перегрузки анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки). Опасные и вредные факторы бывают скрытыми, неявными или же такими, которые трудно обнаружить или распознать. Это касается любых опасных и вредных факторов, равно как и источников опасности, которые порождают их. Солнечное излучение, необходимое для существования всех живых организмов на Земле, в том числе человека, может служить причиной заболевания кожи. Привлекательная детская игрушка может выделять вредные вещества, а пассажир, который мирно клюет носом в кресле салона самолета, может быть террористом. В каждом из этих случаев, как и во всех других, если источник опасности является очевиднее чем, например, взрывчатка, оружие, автомобиль, влиятельный вулкан, дом, который разрушается, мы говорим о наличии источника опасности, впрочем это не всегда означает наличие опасной ситуации. Следует также знать, какой единственный источник опасности может ссылаться к разному роду опасных ситуаций, а последние порождают разные поражающие факторы. В свою очередь, поражающие факторы могут быть причиной новых опасных ситуаций или источников опасности. Современная жизненная среда, даже бытовая, не говоря уже о производственной, содержит массу источников опасностей. Это и электроаппаратура, система водоснабжения, медикаменты, ядовитые и огнеопасные вещества и тому подобное. Для того, чтобы возникла реальная опасная ситуация, необходимо условие, «пусковой механизм», при котором потенциальная опасность переходит в реальную. Логическим путем развития опасности, реализации потенциальной угрозы является триада «источник опасности корень (условие) опасная ситуация». Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. В структуре общей теории безопасности принципы и методы дают целостное представление о связях в определенной области знаний. Принцип это идея, мысль, основное положение. Метод это путь, способ достижения цели.

6 Средства обеспечения безопасности это конкретная реализация принципов и методов, т. е. конструктивное, организационное и материальное воплощение по обеспечению безопасности. Рассмотрим эти характеристики более подробно. Принципы обеспечения безопасности классифицируют по четырем группам: ориентирующие, технические, организационные и управленческие. Ориентирующие принципы представляют собой основные идеи для поиска безопасных решений и накапливания информационной базы. К ним относятся: а) принцип активности оператора. Человек (оператор), не участвуя физически в управлении процессом, находится в состоянии постоянной готовности вмешаться в него (например, работа диспетчера); б) принцип гуманизации деятельности ориентирует на рассмотрение проблем безопасности человека как первоочередных при решении любых производственных задач; в) принцип системности ориентирует на учет всех без исключения элементов, формирующих опасные или вредные факторы, которые могут привести к несчастному случаю; г) принцип деструкции направлен на поиск хотя бы одного элемента в системе обстоятельств, искусственное удаление которого позволило бы не допустить несчастного случая (например, понижение температуры в помещении не позволяет произойти самовозгоранию паров топлива или органической пыли); д) принцип снижения опасности направлен не на ликвидацию опасности, а только на снижение ее уровня (например, снижение напряжения до 36 В при пользовании электроинструментом без заземления); е) принцип замены оператора направлен на замену человека роботом, станками с программным управлением; ж) принцип ликвидации опасности состоит в устранении опасных и вредных факторов при выполнении технологических процессов (например, замена опасного оборудования безопасным, применение научной организации труда и т. д.); з) принцип классификации направлен на распределение опасных и вредных факторов по определенным признакам, что позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных фактов или закономерностей. Технические принципы основаны на использовании физических законов с применением технических средств. К ним относятся: а) принцип блокировки исключает возможность проникновения человека в опасную зону (например, автоматические шлагбаумы, двери, заслонки, створки, которые закрываются или фиксируются при приближении человека к опасной зоне); б) принцип слабого звена заключается в запланированном разрушении одного из звеньев механизма в случае его перегрузки (например, плавкие предохранители, шпонки, штифты, предохранительные муфты); в) принцип прочности направлен на повышение уровня безопасности наиболее ответственных элементов конструкций путем повышения коэффициента запаса прочности, когда значения критериев разрушения материала превышают допустимые нагрузки в эксплуатации; г) принцип флегматизации заключается в применении ингибиторов (инертных компонентов) в целях замедления скорости химических реакций или превращения горючих веществ в негорючие; д) принцип экранирования заключается в размещении между человеком и источником опасности преграды, гарантирующей защиту от опасностей (защита от

7 шума, магнитных полей, ионизирующих излучений и т. п.); е) принцип защиты расстоянием заключается в том, что источник опасности устанавливается от человека на расстоянии, при котором обеспечивается заданный уровень безопасности. Принцип основан на том, что некоторые опасные или вредные факторы снижают свое воздействие на человека при увеличении расстояния; ж) принцип герметизации заключается в обеспечении невозможности утечки жидкой или газовой среды из одной зоны в другую (сальниковые уплотнения, оболочки, баллоны, сильфоны, мембраны, диафрагмы); з) принцип вакуумирования заключается в проведении технологических процессов при пониженном давлении по сравнению с атмосферным (например, для смещения точки кипения жидкости в сторону более низких температур, для транспортировки пыли в аппаратах, где вакуум позволяет вести процесс более экономично и безопасно); и) принцип компрессии состоит в проведении в целях безопасности различных процессов под повышенным давлением по сравнению с атмосферным (например, для снижения температуры самовоспламенения в камерах с агрессивными средами: мука, сахарная пыль и т. д.). Организационные принципы это те принципы, которые с целью повышения безопасности способствуют реализации положения научной организации деятельности. К ним относятся: а) принцип защиты временем предполагает сокращение длительности нахождения человека под воздействием опасных или вредных факторов до безопасных значений, сокращение времени хранения продуктов и товаров в таре с целью предотвращения отравлений, взрывов и пожаров; б) принцип нормирования состоит в регламентации условий, соблюдение которых обеспечивает необходимый уровень безопасности (например, ПДК ПДУ предел допустимой концентрации вредных веществ в среде обитания, уровня излучений, воздействия магнитных полей и т. д.); в) принцип несовместимости заключается в пространственном или временном разделении объектов реального мира с целью предотвращения их взаимодействия друг с другом (например, запрещено хранить в одном помещении продукты питания и токсико-химические вещества или краски); г) принцип эргономичности состоит в том, что для обеспечения безопасности учитываются антропометрические, психофизические и психологические свойства человека при создании рабочего места, места отдыха и социально-бытовых нужд; д) принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, обеспечивающих необходимый уровень безопасности (например, инструктаж, обучение, предупреждающие знаки, сигнализация); е) принцип резервирования (дублирования) состоит в одновременном применении нескольких устройств, способов, приемов, направленных на защиту от одной и той же опасности (например, несколько выходов для эвакуации в помещениях, несколько двигателей в самолете, аварийное освещение в зданиях, имеющее несколько различных источников энергопитания), ж) принцип подбора кадров заключается в таком подборе людей по специальности, практическому опыту работы, формирования структуры служб и отделов, которые были бы способны обеспечить необходимый уровень безопасности на производстве; з) принцип последовательности заключается в формировании определенной очередности выполнения операций, процессов, регламентных работ с целью снижения уровня опасности (например, перед допуском рабочего к выполнению ра-

8 боты проводится инструктаж по технике безопасности, перед включением в работу станочного оборудования выполняется техосмотр). Управленческие принципы это те принципы, которые определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся: а) принцип плановости состоит в установлении на определенном периоде количественных показателей и направлений деятельности. Планирование в области безопасности направлено на улучшение условий труда, б) принцип стимулирования опирается на распределение материальных благ и моральных поощрений в зависимости от результатов труда работающего, в) принцип компенсации состоит в предоставлении дополнительных льгот на работах с тяжелыми условиями труда с целью восстановления или поддержания здоровья (например, повышение тарифных ставок для работающих по "горячей сетке", выдача лечебно-профилактического питания для предупреждения профессиональных заболеваний); г) принцип эффективности состоит в сопоставлении фактических результатов с плановыми и оценке достигнутых показателей по критериям затрат и выгод (например, контроль уровня травматизма на производстве, улучшение условий труда по сравнению с принятыми обязательствами); д) принцип контроля заключается в организации органов контроля и надзора с целью проверки объектов на соответствие их регламентированным требованиям безопасности; е) принцип обратной связи заключается в организации системы получения информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую путем сравнения параметров соответствующих состояний (например, контроль за расходом топлива в зависимости от скорости движения автомобиля); ж) принцип адекватности заключается в том, что система управляющая должна быть адекватно сложной по сравнению с управляемой; з) принцип ответственности означает, что для обеспечения безопасности должны быть регламентированы права, обязанности и ответственность лиц, которые участвуют в управлении безопасностью (например, за здоровье и жизни людей отвечает руководитель предприятия, а контроль за условиями труда должен быть возложен на работника службы охраны труда). Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Методами (способами) осуществляется конструктивное и техническое воплощение принципов в реальной действительности. Зная методы обеспечения безопасности, можно согласовать возможности человека с окружающей средой, т. е. достичь определенного уровня безопасности. Прежде чем раскрыть суть методов обеспечения безопасности, необходимо познакомиться с такими определениями, как гомосфера и ноксосфера. Гомосфера пространство (рабочая зона), в котором находится человек, осуществляя свою деятельность, ноксосфера пространство, в котором постоянно или периодически существует опасный или вредный фактор. С позиций безопасности полное совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо. Существует три основных метода по обеспечению безопасности: А метод разделения гомосферы и ноксосферы в пространстве или во времени. Этот метод реализуется следующими средствами: ограждением механизмов, обеспечением недоступности в опасную зону, использованием блокирующих и предохранительных устройств;

9 герметизацией оборудования и аппаратуры; тепловой изоляцией нагретых поверхностей или применением средств защиты от лучистого тепла; переходом к технологиям и оборудованию с замкнутым циклом движения жидких и газообразных веществ; проведением периодического технического обслуживания и проверкой технического состояния оборудования на соответствие требованиям безопасной эксплуатации; обеспечением функциональной диагностики состояния оборудования в процессе работы; использованием дистанционного управления технологическими процессами и оборудованием; использованием средств автоматизации и станков с программным управлением; использованием роботов. Б метод, состоящий в нормализации ноксосферы, т. е. путем исключения опасности. Достигается следующими средствами: использованием экранов, демпферов, поглотителей, фильтров для защиты от шума, пыли, вибрации, излучений, электромагнитных полей и т. д.; заменой вредных веществ безвредными; заменой сухих способов транспортировки и обработки пылящих материалов мокрыми; заменой технологических процессов, связанных с возникновением шума, вибрации и других опасных и вредных факторов, процессами, где эти факторы отсутствуют или имеют несущественную интенсивность; организацией полного улавливания или очистки технологических выбросов и сбросов. В метод, включающий гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Это достигается: закалкой организма, общей физической культурой; обучением, получением инструктажа на отдельные виды работ; психологической подготовкой к восприятию опасностей и отработкой практических навыков и норм поведения в экстремальных условиях; использованием индивидуальных средств защиты, спецодежды, противогазов, инструмента с изолированными ручками, измерительных средств и приборов. Теории риска. Основные положения теории риска. Количественная оценка опасностей называется риском. Риск - это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час и т.д.). Подсчитаем риск Rпр гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около n = 40 чел., а численность работающих составляет примерно N = 78 x 106 чел.

10 Следовательно, можно ставить вопрос о своего рода нормировании уровня безопасности на основе понятия риска. В мировой практике нормированный риск называется приемлемым. Для обычных общих условий деятельности приемлемый риск гибели человека принимается равным Противники понятия "приемлемый риск" считают его неприемлемым, противоречащим морали, антигуманным. Мы долгое время были подвержены соблазну ставить идеологию выше фактологии. Дискуссии утихают при сравнении приемлемых рисков с фактически-ми. Как видно из приведенных выше значений, фактический риск в раз выше приемлемого. При этих сравнениях вспоминается библейское изречение: знания приносят грусть. Естественно, что и приемлемый риск не остается постоянным. Понятие риска относится к любым негативным последствиям. Таким образом, введение понятия "приемлемый риск" имеет стимулирующий характер. В некоторых стандартах ССБТ понятие вероятности (риска) уже используется. Различают индивидуальный и социальный риск. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный (групповой) - это риск для группы людей. Социальный риск - это зависимость между частотой и числом пораженных при этом людей. Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести финансовую меру человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение среди определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки недопустимы. Однако на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, если вопрос ставится так: "Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь." По зарубежным исследованиям человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 x 106 долларов США. Следует выделить 4 методических подхода к определению риска. 1.Инженерный - опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности. 2.Модельный - основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.п. 3.Экспертный - определяющий вероятность различных событий на основе опроса опытных специалистов, т.е. экспертов. 4.Социологический - основанный на опросе населения. Все эти методы необходимо применять в комплексе. Традиционная техника безопасности (ТБ) базируется на обеспечении безопасности, не допускать никаких аварий. Требование абсолютной безопасности может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Следует иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска. В действительности приемлемые риски на 2-3 порядка "строже" фактических.

11 Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека. Для управления риском средства можно расходовать по 3 направлениям: совершенствование технических систем и объектов; подготовка персонала; ликвидация чрезвычайных ситуаций. К техническим, организационным, административным добавляются экономические методы управления риском (страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др.). В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

12 Причины пожаров. Меры противопожарной безопасности в профессиональной деятельности и в быту. Основными причинами пожаров явились: - неосторожное обращение с огнем 30%; - нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования 24%; - неисправность печей (дымоходов) и нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления 20%; - поджог 14%. В целях предупреждения пожаров в жилье: 1. Никогда не курите в постели. Помните, сигарета и алкоголь - активные соучастники пожара. 2. Будьте осторожны при эксплуатации печного и газового отопления. 3. Не забывайте вовремя очищать от сажи дымоходы. 4. Не оставляйте топящиеся печи без присмотра, а также не поручайте надзор за ними малолетним детям. 5. Не располагайте топливо и другие горючие материалы на предтопочном листе. 6. Не перекаливайте печь. 7. Никогда не оставляйте без присмотра включенные электроприборы. 8. Следите за исправностью электропроводки, не перегружайте электросеть, не допускайте применения самодельных электроприборов и «жучков». 9. Не закрывайте электролампы и другие светильники бумагой и тканями. 10. Не оставляйте на открытых площадках и во дворах тару (емкости, канистры и т.п.) с легковоспламеняющейся жидкостью и горючей жидкостью, а также баллоны со сжатыми и сжиженными газами. 11. Не оставляйте детей без присмотра, обучите их правилам пользования огнем.

13 12. О соседях, создающих угрозу возникновения пожара, сообщайте в ближайшие подразделения пожарной охраны. Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить! При возникновении пожара немедленно звоните по телефону службы спасения «01», «112» четко сообщите, что горит,адрес и свою фамилию.


РАЗДЕЛ 1: «ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ». ЗАНЯТИЕ 1.2 «Основы теории производственной безопасности» 1. Потенциальная опасность трудовой деятельности. Задачи

Основы безопасности жизнедеятельности. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки Автор курса: доцент Каюмов Р.Р. это повседневная деятельность человека и отдых, способ существования человека.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие

Основные понятия, термины и определения Безопасные условия труда условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия

* Возможность возникновения конкретной производственной травмы (несчастного случая на производстве) зависит от характера рабочего места, характера труда, характера работника и сочетания целого ряда других

Модуль 1. Основы охраны труда. Основные принципы обеспечения безопасности труда. Понятие «безопасность труда» Основная задача безопасности труда - исключение воздействия на работников вредных и (или) опасных

УДК 614.842.8 Исаева Е.В., магистрант Сметанкина Г.И. к.т.н., профессор кафедры ОГО и УЧС Дорохова О.В. старший преподаватель кафедры Государственного надзора ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ УСЛОВИЙ ТРУДА Вредный производственный фактор фактор среды и трудового процесса, который может вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности,

Пропаганда знаний в области пожарной безопасности. В Российской Федерации большинство пожаров возникает в результате безответственного отношения отдельных граждан к правилам пожарной безопасности. Сегодня

Таблица 1 Номера вариантов и контрольных вопросов для студентовзаочников факультета перерабатывающих технологий Номера вариантов (последние две Номера контрольных вопросов цифры зачетки) 1 2 3 4 5 6 00

ЗАНЯТИЕ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 ч) Ключевые слова: БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СРЕДА ОБИТАНИЯ, КОМФОРТНОЕ, ДОПУСТИМОЕ, ОПАСНОСТЬ, ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

Приложение к положению от 28.10.2016 94/4 ПОЛОЖЕНИЕ об охране труда работников и обучающихся в АНО ВО МГЭУ и его институтах (филиалах) 1. Общие положения 1.1. Положение разработано в соответствии с Конституцией

ЛЕКЦИЯ 2 РИСКИ 1. ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ Так как понятие риска является многоплановым, в научной литературе используются различные производные этого понятия в зависимости от области применения, стадии

Лекция 1 Система «человек среда обитания» и основы взаимодействия в ней Основные понятия, термины и определения Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания

Инструкции по охране труда должны состоять из следующих разделов: 1. Общие требования охраны труда; 2. Требования охраны труда перед началом работы; 3. Требования охраны труда во время работы (при нормальных

Лекция 1. Человек и техносфера. Техносфера это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты. Развитие техносферы в ХХ в. имело исключительно высокие темпы по сравнению

РАЗДЕЛ 1. ОХРАНА ТРУДА (В ПРОМЫШЛЕННОСТИ) Законодательные акты и Российской Федерации в области охраны труда. Основные принципы государственной политики в области охраны труда. Гарантии права Работника

АННОТАЦИЯ к рабочей программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Направление подготовки (специальность) 38.03.04 Государственное и муниципальное управление 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цель

Номер варианта соответствует списочному номеру ФИО по алфавиту на момент выдачи задания. Вопросы по БЖД 1 1.Понятие, содержание и социально-экономическое значение безопасности жизнедеятельности. Задачи

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Ф.И.О. студента (Дата заполнения) (Отметка о зачете) 2 Тема: БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Задание 1. Продолжить определение.

Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной базовой части. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

1. Жизнедеятельность человека это +совокупность процессов деятельности, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья человека, а также его нормальное физическое и умственное развитие на определенном интервале

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра ФКСиБЖД 2. Направление подготовки 3. Дисциплина (модуль) 4. Тип заданий 050100.62

Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя» (РИЗП) Рассмотрено и СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры «Гражданское право и процесс» протокол 9 от 11.05.2017

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для самопроверки знаний студентов по дисциплине «Производственная санитария и гигиена труда» На каждый вопрос выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее правильным. 1. Производственная

Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирская Государственная Геодезическая Академия Кафедра безопасности жизнедеятельности ТЕСТ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕДИКО- БИОЛОГИЧЕСКИЕ

ЛЕКЦИЯ 1 ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ, ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ Основные понятия и терминология Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний

Лекция 1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ БЖД Безопасность жизнедеятельности (БЖД) наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний,

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для ООП 43.03.03 «Гостиничное дело» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Цель дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности»

Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя» (РИЗП) Рассмотрено и СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

Содержание Предисловие...11 Введение... 13 Часть I. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Глава 1. Теоретические аспекты чрезвычайных ситуаций... 18 1.1. Единая государственная система предупреждения

Содержание Предисловие Глава 1. Введение 1.1. Основные понятия и определения 1.2. Риск и устойчивое развитие Глава 2. Человек и техносфера 2.1. Подсистема «биосфера техносфера 2.1.1. Рост народонаселения

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ. 8 класс. Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть

П/п 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 Тематическое планирование по ОБЖ 8 класс Количе ство часов Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия Тема урока Элементы содержания Домашнее задание Профилактика

Серия «Учебные издания для бакалавров» Л. Л. Никифоров, В. В. Персиянов БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области технологии сырья и продуктов

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ рп. Хор» (КГБОУ СПО АПТХ) " СОГЛАСОВАНО Председатель ПК С.Г. Нестерова «Р.?»

Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе:. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 202 г. 273-ФЗ

Тема 2.9.1. Основы предупреждения профессиональной заболеваемости Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание человека, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа ДЕТСКИЙ САД 8 Согласовано: Утверждаю: Председатель профсоюзного комитета Заведующий Детским садом 8 Е.П.Клейменова

1. Производственная санитария и гигиена труда. 1.1 Вредные вещества и их классификация; определение и нормирование содержания вредных веществ; заболевания, возникающие от воздействия вредных веществ; средства

СОГЛАСОВАНО: Председатель профсоюзного комитета Н.Г.Натальина 01.11.2013г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОАУ «Детский сад комбинированного вида 33» Е.Г. Захарова 01.11.2013г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы

Рассмотрено на заседании МО естественно-математического цикла Протокол от 2014 г. Руководитель МО /Р.Г. Тагаева/ Согласовано Зам.директора по УВР /О.Е. Юричева/ 2014г. Утверждаю Директор МБОУ средней школы

Содержание Введение... 8 Раздел I. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА... 13 1. Физиолого-гигиенические основы труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности... 13 1.1.Профессиональные

МИНОБРНАУКИ РОССИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета Ю. Г. Слижов " " 2015 г. Рабочая программа дисциплины Безопасность

УТВЕРЖДЕНА приказом Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы "Детская школа искусств "Родник" от 09 января 2017 г. 1/5 ПРОГРАММА обучения для работников ГБУДО г.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков ОБЖ в 8 классе учителя ОБЖ ГБОУ Школа 439 Бирюкова Андрея Михайловича (205 206 учебный год) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Класс - 8 Учитель: Бирюков А.М. Количество

Контрольные тесты по дисциплине БЖД (бакалавр) 1. Какой анализатор служит сигналом тревоги для организма человека: а) зрительный анализатор б) обоняние в) осязание г) слуховой анализатор 2. Какой анализатор

Перечень вопросов для подготовки к тестированию 1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их разновидности и 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их разновидности и 3. Чрезвычайные ситуации

Контроль результативности учебного процесса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Контроль результативности на очной форме обучения включает экзамен по билетам (см. приложение 2), защиту практических

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся

Муниципальный детский сад 63 СОГЛАСОВАНО» Председателий К l.h.kopheeea «УТВЕРЖДАЮ» ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса Принято на педагогическом

Девисилов В. А. Охрана труда: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.: ил. - (Серия «Профессиональное образование»). ISBN 5-8199-0041-3 (ФОРУМ) ISBN 5-16-000987-6 (ИНФРА-М) В учебнике изложены основные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова» ОТДЕЛ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРОГРАММА

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ Направление 20.04.01 Техносферная безопасность Программа Безопасность технологических процессов и производств нефтяной и газовой промышленности Форма обучения:

Частное образовательное учреждение высшего образования «Институт социальных и гуманитарных знаний» (ЧОУ ВО «ИСГЗ») Методические рекомендации по изучению дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени

Г Ф.Денисенко Охрана труда учебное пособие для вузов ББК 65.9 (2) 248 Д 33 Рецензенты: кафедра охраны труда и окружающей среды Московского института нефтехимической и газовой промышленности им. И. М. Губкина

Утверждаю Директор И.В.Соколова 20 г. Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 9 классы Тип программы Статус программы Название, автор предметной учебной программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ к 8-му изданию ВВЕДЕНИЕ Часть 1. Основы Охраны труда ТЕМА 1.1. Трудовая деятельность человека 1.1.1. Общие понятия о трудовой деятельности человека 1.1.2. Общие сведения об организме

Государственная инспекция труда в Московской области информирует Профилактика травматизма в организациях и на предприятиях Проводя анализ состояния и причин производственного травматизма в Московской области

Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен Знать/понимать: основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное,

В быту нас ожидает так же большая гамма опасностей. К ним относятся:

Воздух, загрязнённый продуктами сгорания газа, выбросами ТЭЦ, промышленных предприятий, автотранспорта;

Вода с избыточным содержанием вредных примесей;

Недоброкачественная пища;

Шум, вибрация;

Инфразвук;

Электромагнитные поля бытовых приборов;

Ионизирующие излучения (естественный фон, медицинское обслуживание, фон от строительных материалов, предметов быта);

Медикаменты при избыточном и неправильном потреблении;

Табачный дым;

Вирусы, бактерии и их токсины;

Аллергены и др.

25. Антропогенные опасности.

В ходе цивилизационного процесса человек менял одни виды техногенных опасностей на другие. Создание надёжного жилища не что иное, как стремление обеспечить себе и семье защиту от естественных опасных (молнии, осадки, ураганы и т.д.) и вредных (резкие колебания температуры, солнечная радиация, запыленность) факторов.

Но с появлением жилища возникла проблема задымления, возгорания, появились другие опасности.

Применение в быту большого количества электроприборов, бытовой техники, современных отделочных материалов, хотя и заметно повысилась комфортность и эстетичность, создало опасность поражения электрическим током, электромагнитными излучениями, токсическими веществами и т.д.

В итоге, история человечества породила очередной парадокс – в течении многих столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям, связанным с производством и использованием техники и технологии.

Антропогенные опасности также возрастали и продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и изготовлении технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении техническим персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора.

Статистика свидетельствует, что неблагоприятные психологические качества человека всё чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая в отдельных производствах 40% от общего количества причин.

Человеческий фактор становится всё чаще определяющим при авариях на транспорте. Известно, что 80% авиакатастроф происходит из-за ошибочных действий летчиков и диспетчеров. Около 80% дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей. Одной из наиболее распространённых причин аварий является управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Аварии на объектах с повышенной опасностью в 60 случаях из 100 происходят из-за ошибок персонала.

26. Классификация опасностей последующим признакам (величине и видам потоков в жизненном пространстве, по официальному стандарту, по вызываемым последствиям, по источникам происхождения).

В настоящее время номенклатура (перечень) реально действующих опасностей значительна и превышает 150 наименований, при этом не является полным, мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно растёт.

С целью анализа, обобщения и разработки мероприятий для предупреждения негативных последствий существует необходимость классификации опасностей, источников, которые их создают.

Все виды (классы) опасностей классифицируют по ряду признаков:

По видам потоков в жизненном пространстве (признак) – энергетические, химические, механические, информационные и т.д. (виды);

По величине потоков в жизненном пространстве – допустимые, предельно допустимые, опасные, чрезвычайно опасные;

По моменту возникновения – прогнозируемые, спонтанные;

По длительности возникновения – постоянные, переменные (периодические), кратковременные;

По локализации – связанные с литосферой, атмосферой, гидросферой, космосом;

По официальному стандарту – физические, химические, биологические, психофизические;

По объектам негативных воздействий – действующие на человека, на природную среду, материальный ресурс, комплексного действия;

По количеству людей подвергшихся опасному воздействию – личные, групповые (коллективные), массовые;

По вызываемым последствиям – утомление, травма, заболевание, летальный исход;

По характеру влияния на человека – активные, пассивные;

По способности человека идентифицировать опасности органами чувств – ощущаемые, не ощущаемые;

По видам зон воздействия – действующие в помещении, или территории;

По размерам зон воздействия – локальные, региональные, межрегиональные, глобальные;

По источникам происхождения (наиболее приемлемая классификация) – естественные, природные, техногенные (антропогенные), социально-политические, комбинированные (природо-техногенные, природо- социальные, социально-техногенные), военные.

Характеристика опасностей

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия. Количество признаков характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

Опасность хранят все системы имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области БЖД, позволяет глубже познать природу опасности. Совершенная достаточно полная таксономия пока не разработана.

По природе происхождения опасности бывают: природные, технические, антропогенные, экологические, смешанные.

Согласно ГОСТу опасности делятся на: физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на: импульсивные, кумулятивные.

По вызываемым последствиям: у томление, заболевания, травмы, аварии, летальные исходы.

По приносимому ущербу : социальный, технический, экологический и т.п.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на: активные , проявляющиеся за счет своей энергии (электричество, ультразвука и т.д.), пассивные , проявляющиеся как бы опосредованно (ржавчина, накипь), активно-пассивные , активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (острые колющие и режущие неподвижные элементы; неровности поверхности по которой перемещается человек; уклоны, подъемы, незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.)

Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные (следы).

Опасности носят потенциальный, то есть скрытый характер.

Идентификация опасностей – процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий направленных на обеспечение БЖД.

В процессе идентификации выявляются номенклатура опасности, вероятность их проявления, пространственная локализация, возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Причины и последствия – условия, при которых реализуются потенциальные опасности .

Другими словами причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия или ущерб. Формы ущерба, или нежелательные последствия разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

Опасность, причины, последствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, ЧС, пожар и т.д.

Триада «опасность - причины - нежелательные последствия» - логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствия). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т.е. является многопричинным.

Аксиома о потенциальной опасности – любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение носит аксиоматический характер.

ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА.

ТЕМА 1.1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО И

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту.

2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия.

3. Техногенные опасности и угрозы (радиационно-опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства).

4. Чрезвычайные ситуации военного характера. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий (прямые, косвенные, связанные с изменением среды обитания людей). Ядерное, химическое, бактериологическое оружие. Обычные средства поражения.

5. Международный и внутригосударственный терроризм.

6. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

В современном мире люди все больше страдают от ими же создаваемых опасностей. Только в ДТП в России ежегодно погибают более 30 тыс. человек. Десятки тысяч людей становятся ежегодно жертвами алкоголя. Тысячи гибнут на производстве.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически и биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасность – это центральное понятие БЖД, под которым понимают любые явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека и ущерб окружающей природной среде.

Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Это позволяет сформулировать следующую аксиому: деятельность человека потенциально опасна.

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасности. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются, причинами . Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб. Форма ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной степени тяжести, заболевания, ущерб окружающей среде и др. Опасность, причина, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, ЧС, пожар и т.д. Триада «опасность – причины – нежелательные следствия» - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т.е. является много причинным. Одна и та же опасность может реализовываться в нежелательное событие через разные причины.



Потенциальная опасность как явление – это воздействие на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. По степени и характеру действия на организм все факторы условно делятся на вредные и опасные. Это деление условно, поскольку вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными.

К вредным относятся те факторы, которые в определенных условиях становятся причиной заболевания человека или снижения его работоспособности.

Опасными называются факторы, которые в определенных условиях приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья (схема 1.1).

Признаками, определяющими опасность, являются:

1) угроза жизни;

2) возможность нанесения ущерба здоровью, т.е. заболевание, травмирование, следствием которых может стать летальный исход, инвалидность и т. п.;

3) нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека и экологических систем.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ:

· по происхождению: природные, техногенные, экологические, социальные, биологические, антропогенные;

· по локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом;

· по вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.п.;

· по приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические;

· по сфере проявления: бытовые, спортивные, производственные, дорожно-транспортные, военные;

· по структуре (строению): простые и производственные, порождаемые взаимодействием простых;

· по реализуемой энергии: активные и пассивные;

· по времени проявления: импульсивные и кумулятивные.

Источниками формирования опасностей могут быть:

· сам человек, его деятельность, средства труда;

· окружающая среда;

· явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Последовательность изучения опасностей включает несколько стадий:

Стадия I. Предварительный анализ опасностей, состоящий:

Шаг 1. Выявление источника опасности.

Шаг 2. Определение части системы, которая может вызвать опасности.

Шаг 3. Введение ограничения на анализ, т.е. исключение опасностей, которые

не будут изучаться.

Стадия II. Выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева

событий и опасностей.

Стадия III. Анализ последствий.

Ученые всего мира пытаются уменьшить вероятность реализации опасности. Но это невозможно, поскольку опасности по своей природе:

· вероятностны, т.е. случайны;

· потенциальны, т.е. скрыты;

· перманентны, т.е. постоянны, непрерывны;

· тотальны, т.е. всеобщи и всеобъемлющи.

Следовательно, не существует человека, которому не угрожают опасности. Но

многие люди об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни. Таким образом, задача БЖД состоит в обеспечении общей грамотности человека в области безопасности. Человек, освоивший основы БЖД, защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.

Страницы в журнале: 66-69

М.Б. РУМЯНЦЕВ,

аспирант Российского университета дружбы народов

Ведущаяся на протяжении долгого времени дискуссия об источниках повышенной опасности не затронула главную их черту - потенциальную опасность. Потенциальная опасность деятельности зависит от способа ее осуществления. Дискуссия о сущности источника повышенной опасности должна быть окончена: источники повышенной опасности существуют в трех видах, каждый из которых имеет право на закрепление в законе.

Ключевые слова: источник повышенной опасности, вред, деятельность, объект, опасность.

Potential danger of a source the raised danger and its kinds

Discussion conducted throughout long time about a source of the raised danger hasn’t mentioned its main line - potential danger. Potential danger of activity depends on a way of its realization. Discussion about essence of a source of the raised danger should be ended: the source of the raised danger exists in three kinds, each of which has the right to fastening in the law.

Keywords: a source of the raised danger, harm, activity, object, danger.

Ведущаяся на протяжении длительного времени дискуссия о сущности источника повышенной опасности практически не затронула важнейший его признак - потенциальную опасность причинения вреда. Понимание того, как источник повышенной опасности приобретает свои повышенно опасные свойства, может быть получено только путем уяснения процесса образования в нем этой потенциальной опасности.

О.А. Красавчиков отметил, что «формирование (создание) опасности - это накопление объективно необходимых условий для реализации возможности (составляющей сущность опасности) в действительность. Степень опасности характеризуется количественными показателями компонентов (условий) осуществления соответствующей опасности». До реализации возможности причинения вреда «соответствующая опасность остается потенциальной». То есть первоначально будущий источник повышенной опасности проходит стадию формирования и накопления в нем объективно присущих ему свойств; в случае выхода из-под контроля человека эти качества могут причинить вред. Но как происходит образование и накопление повышенно опасных сил, которые и станут потенциально угрожать причинением вреда?

По мнению С.К. Шишкина, «признаки объектов, потенциально опасных для окружающих, определены в юриспруденции. Во-первых, это вредоносность как качественная характеристика предметов; во-вторых, невозможность осуществления полного контроля над ними при определенных количественных параметрах».

В данном определении С.К. Шишкин делает попытку выразить потенциальную опасность источника повышенной опасности через уже существующие в науке термины. Нельзя признать ее удачной. Так называемая вредоносность есть не что иное, как приведение объекта материального мира в состояние, когда при потере контроля над ним он готов к причинению вреда, т. е. становится потенциально опасным. И такое состояние указанные объекты приобретают по-разному. Именно способ наделения объекта материального мира потенциальной опасностью и определяет вид источника повышенной опасности. Поэтому термин «вредоносность» (как недостаточно точный, весьма неопределенный и явно неудачный) следует заменить понятием «потенциальная опасность».

Объект материального мира становится потенциально опасным в случае набора объективно необходимых ему признаков:

а) используется человеком для извлечения полезных (а не вредоносных) характеристик;

б) приводится в состояние, когда эти качества могут генерироваться в автоматическом режиме даже при неумышленном их включении;

в) потеря контроля над процессом генерации его свойств может повлечь причинение вреда.

Качественные признаки источника повышенной опасности - это приобретение объектами способности причинения вреда своими свойствами под воздействием деятельности человека. Но их потенциальная опасность вытекает из законов природы, которые использует человек в процессе осуществления своей деятельности. Качественные признаки потенциально опасных источников человек закладывает в процессе их изготовления до процесса использования либо придает их непосредственно при осуществлении определенной деятельности. Так, автомобиль приобретает такие качественные свойства, как способность двигаться под управлением человека и своим весом или ударом причинить вред; граната или снаряд обладают свойством взрываться; здания и сооружения могут разрушаться.

Количественные показатели влияют только на степень опасности источника, которая может быть больше или меньше. Например, тот же автомобиль в случае выхода из-под контроля человека потенциально менее опасен на малой скорости, чем на большой; здания и сооружения могут причинить больший ущерб при их разрушении, если они выше, массивнее и прочнее.

Весьма неудачен подход, когда источник повышенной опасности определяется не по его потенциальной опасности, а лишь в случае проявления им «своих потенциально опасных свойств (к примеру, работа деревообрабатывающего станка, движение автомобиля, морского судна)». Такое понимание источников повышенной опасности исключает из их числа огромное количество не только объектов повышенной опасности (боеприпасы, взрывчатые, ядовитые и горючие вещества, биологические организмы и т. д.), но и целый вид источников повышенной опасности - деятельность, повышенно опасную для окружающих. Все указанные выше объекты повышенной опасности (в том числе деревообрабатывающий станок, автомобиль, корабль) являются таковыми не потому, что они проявили потенциально опасные свойства, а потому, что их изготовили с этими заранее известными свойствами, которые в неконтролируемом режиме могут причинить вред. То есть потенциальная опасность этим объектам присуща «по рождению», а не в связи с тем, что их привели в действие, возбудили в них характерные повышенно опасные свойства. «Все объекты повышенной опасности могут быть приведены в действие:

а) по небрежности, путем случайного возбуждения их свойств;

б) из-за недостаточного знания свойств данного объекта;

в) из-за непринятия мер по предупреждению самопроизвольного проявления объектом своих свойств (например, фосфора - гореть на воздухе, автомобиля - катиться);

г) из-за потери контроля над объектом в момент его использования».

Отсюда понятно, что объекты, будучи потенциально опасными с момента их создания, могут причинить вред не только в период, когда они приведены в состояние активного их использования, но и в иных случаях (хранение, перевозка, ремонт, консервация, ревизия и т. д.).

Следует оговориться, что, по нашему мнению, источник повышенной опасности - это всегда материальный объект, который выходит из-под контроля человека в процессе его использования (как в ходе деятельности, так и в других состояниях), что и порождает вероятность причинения вреда. Однако потенциальная опасность у различных источников возникает по-разному. Это и предопределяет необходимость деления их на виды. Статья 1079 ГК РФ предусматривает, по мнению многих ученых, два вида таких источников: деятельность, повышенно опасную для окружающих, и материальные объекты с такими же свойствами. С этим следует согласиться, хотя и с определенными оговорками.

Дело в том, что источники повышенной опасности в реальной действительности встречаются не двух, а трех видов. Помимо тех, которые предусмотрены ст. 1079 ГК РФ, иногда потенциально опасными становятся некоторые вещи материального мира, которые по своему назначению заведомо должны обладать только полезными свойствами. К числу таковых часто относятся продукты питания, биодобавки, лекарственные препараты и др. Потенциальная опасность этих вещей возникает, как правило, в результате допущенной ошибки производителя, о которой он сам либо не знал, либо проявил халатность. В первом случае производитель должен нести ответственность по признакам ст. 1079 ГК РФ, а во втором - на основании допущенной вины.

Рассмотрим подробнее порядок возникновения у различных источников потенциально опасных свойств.

Первый вид источников повышенной опасности - это так называемые объекты: автомобили, тракторы, самолеты, боеприпасы и взрывчатые вещества, горючие и ядовитые материалы, здания и сооружения, котлованы и колодцы и т. д. Потенциальная опасность всех этих объектов закладывается человеком в ходе их изготовления. При этом потенциальная опасность обусловлена тем, что они обладают специфической способностью проявлять свои извлекаемые человеком с пользой для себя свойства в автоматическом режиме после их запуска. Поэтому за ними нужен постоянный контроль. Потеря контроля может обусловить причинение вреда окружающим. Поскольку все объекты готовы к генерации своих свойств с момента изготовления, их повышенная опасность должна контролироваться человеком как в момент вовлечения в процесс деятельности, так и в иных состояниях. Человек знает о заложенной в объекте потенциальной опасности, поэтому, приобретая его на правах собственности и вовлекая в процесс деятельности, он добровольно берет на себя обязанность так его эксплуатировать, чтобы исключить всякий вред. Но если вред все же был причинен, то даже в случае отсутствия вины владельца источника повышенной опасности он должен нести ответственность за ущерб. Таково требование ст. 1079 ГК РФ.

Второй вид источников повышенной опасности - это деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих. И хотя в данном случае вред причиняется также различными предметами материального мира, но этот вред обусловливается именно за счет определенной деятельности, осуществляемой человеком. Высказанное в юридической литературе мнение, что «существование повышенно опасной деятельности в отрыве от ИПО вообще невозможно себе представить», противоречит тому, как формируется потенциальная опасность предметов, которые используются в процессе деятельности. Так, подъем на высоту различных грузов порождает потенциальную опасность, поскольку их падение может повлечь причинение вреда. Вне деятельности по использованию этих предметов путем подъема на высоту они не могут быть источником повышенной опасности.

Не всякая деятельность является повышенно опасной для окружающих. Например, деятельность, связанная с уборкой дома, посадкой деревьев, сбором опавших листьев в саду, переноской кирпичей, не является повышенно опасной, так как используемые в ее ходе предметы материального мира не наделяются повышенно опасными свойствами. Они не становятся потенциально опасными под влиянием этой деятельности.

Деятельность может осуществляться и с использованием объектов, являющихся с момента их создания источником повышенной опасности. Если вред причиняется в связи с потерей контроля над объектом, который сам по себе является источником повышенной опасности, такая деятельность не может быть признана источником повышенной опасности. Здесь источник опасности - сам объект, вышедший из-под контроля человека. Но если вред причинен в связи с тем, что деятельность наделяет ранее безопасный предмет потенциально опасными свойствами, такая деятельность безусловно является источником повышенной опасности. Так, использование экскаватора для рытья котлована возле уже построенного дома не может быть признано деятельностью, представляющей опасность для окружающих, если в связи с близостью котлована к уже построенному дому ему не угрожает обрушение. И наоборот, деятельность будет повышенно опасной, если возникает потенциальная опасность обрушения уже построенного дома. Даже если котлован выкопан вручную, потенциальная опасность разрушения дома обусловливает необходимость признания такой деятельности повышенно опасной для окружающих.

Из сказанного вытекает, что деятельность приобретает повышенную опасность для окружающих в зависимости от способа ее осуществления. Если способ деятельности не порождает потенциальную опасность, вытекающую из перевода обычного предмета материального мира в источник повышенной опасности, такая деятельность не является повышенно опасной для окружающих. При этом потенциальная опасность деятельности может включать следующие способы:

1) перевод обычного предмета в источник повышенной опасности за счет повышения его энергетических качеств;

2) изменение положения предмета в пространстве, что приводит к возникновению его неустойчивости (например, размещение обычного камня на краю обрыва, крыши дома);

3) проведение рискованных работ, когда обычные предметы могут причинить вред в связи с их падением, деформацией, разрушением, опрокидыванием и т. д.;

4) допущение ошибки в расчете прочности предмета, его назначении, сроках службы и др.

Способы деятельности могут быть различными, но потенциальная опасность возникает всегда в связи с тем, что в ходе ее осуществления обычные предметы приобретают такие качественные изменения, которые переводят их в разряд источников повышенной опасности.

Таким образом, деятельность, повышенно опасная для окружающих, - это совершенно самостоятельный вид источника повышенной опасности, и его отрицание или отождествление с объектами повышенной опасности может только внести путаницу при уяснении сущности данной юридической категории.

Третий вид источников повышенной опасности, в отличие от первых двух, не указывается в ст. 1079 ГК РФ. Речь идет о тех случаях, когда потенциальная опасность причинения вреда у предмета материального мира возникает под воздействием ошибки, которую допустил человек. Ранее совершенно безвредная вещь может быть ошибочно наделена потенциально опасными свойствами либо недостаточно изученная вещь переведена в разряд безопасных. И в том и в другом случае лицо, использующее потенциально опасную вещь, не подозревает о ее опасных свойствах и поэтому не осуществляет контроль ее качества для возможного предотвращения вреда; оно даже оснований не имеет для такого контроля, так как вещь заведомо не должна быть опасной. И если в первых двух случаях источник повышенной опасности - это сознаваемая человеком потенциальная возможность причинить вред в связи с выходом из-под контроля объекта повышенной опасности либо повышенно опасной деятельности для окружающих, то в последнем случае такое предвидение отсутствует.

В связи с этим ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности должны нести разные субъекты. Причинение вреда источником повышенной опасности в результате воздействия объектом обусловливает ответственность для его владельца. Если вред причинен в ходе повышенно опасной деятельности для окружающих, ответственность должен нести непосредственный производитель работ. За вред, нанесенный в результате ошибочного придания вещи потенциально опасных свойств, ответственность лежит на ее производителе.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) спор о том, является источник повышенной опасности объектом, деятельностью или свойством вещей, по сути, с нашей точки зрения, завершен. Это самостоятельные виды источников повышенной опасности, и каждый из них имеет право на закрепление в законе;

2) потенциальная опасность причинения вреда источниками повышенной опасности является главным их признаком, на основании которого они делятся на виды. Объекты приобретают признаки повышенной опасности в момент их изготовления и теряют эти признаки только с утилизацией (либо путем перевода в другое качественное состояние). Деятельность становится потенциально опасной, если в ходе нее обычные предметы материального мира под ее воздействием приобретают новые повышенно опасные свойства. Вещи, обладающие потенциально опасными свойствами, это та группа источников, которые создаются их производителем по ошибке, когда заведомо безвредной вещи придаются новые опасные для человека свойства;

3) хотя вред причиняется всегда только предметом материального мира, источники повышенной опасности, в зависимости от того, как в них формируется потенциальная опасность причинения вреда, необходимо делить на три вида: а) объекты, б) деятельность, в) вещи с потенциально опасными свойствами;

4) существующий в науке и судебной практике подход, когда один и тот же объект материального мира (например, автомобиль, танк, бронетранспортер) в одних случаях признается источником повышенной опасности, а в других нет, не учитывает влияние потенциальной опасности на формирование вида источника повышенной опасности и вытекающую из этого обязанность владельца контролировать в процессе использования этот источник с целью предотвращения возможного вреда. Источник повышенной опасности - это объективно существующий очаг опасности, и он не может видоизменяться вопреки законам природы, даже если имеется судебное решение;

5) ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, должна связываться не только с самим источником, но и с потенциально опасными его свойствами и виной причинителя вреда. Так, смерть военнослужащего от выхлопных газов автомобиля в боксе парка боевых машин исключает ответственность по ст. 1079 ГК РФ не потому, что автомобиль в данном случае не был признан судом источником повышенной опасности, а потому, что имеется вина потерпевшего, который знал о потенциальной опасности выхлопных газов автомобиля в закрытом помещении и не принял мер по предупреждению вреда.

Библиография

1 Красавчиков О.А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. - М., 1966. С. 22.

2 Там же. С. 21.

3 Шишкин С.К. Источник повышенной опасности и его виды // Российская юстиция. 2002. № 12.

4 Гражданское право: Учеб. Т. II / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 2007. С. 347.

5 Сагрунян В.М. Источник повышенной опасности как физический объект // Вестник Саратовской государственной академии права. 2009. № 3(67). С. 92.

6 См.: Гражданское право: Учеб. Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. - М., 1997. С. 733 и др.

7 См. подробнее: Сагрунян В.М. Указ. раб. С. 93.

8 Трофимов С.В. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, и реалии научно-технического прогресса // Транспортное право. 2007. № 3.

9 См.: Кулешов Г.В. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 3.