Пожарная охрана в постсоветское время. История советской пожарной охраны. Становление и развитие пожарной охраны

В июле 2010 года, оказавшемся аномально жарким и засушливым, в многих регионах центральной части России начались лесные и торфяные пожары. К началу августа ситуация не улучшилась.

Во времена СССР (с 1966 г.) руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили аппараты Государственного пожарного надзора, осуществлявшие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и профессиональной пожарной охраны, на которые было возложено тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства.

В пожарной охране МВД имелся Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, сеть территориальных пожарно-технических станций, проводящих научно-исследовательские работы в области пожарной безопасности, а также учебные заведения, готовящие инженеров и техников пожарного дела. Некоторые министерства и ведомства (например, министерство путей сообщения, министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели свою ведомственную пожарную охрану. На промышленных предприятиях и стройках, в учреждениях и организациях, колхозах и совхозах организовывались из рабочих, служащих и колхозников добровольные пожарные дружины.

Привлекали население к делу профилактики пожаров республиканские, краевые и др. добровольные пожарные общества. Члены добровольных пожарных дружин пользовались по месту работы рядом льгот (например, им предоставлялся дополнительный отпуск).

Для выполнения своей главной задачи - борьбы с огнем - пожарная охрана располагала различными автомобилями , пожарными самолетами и вертолетами, поездами и катерами, специальными лабораториями. Были даже подразделения пожарных десантников - их выбрасывали на парашютах в труднодоступных районах для локализации и ликвидации очагов пожара.

Все леса были разделены на кварталы для проезда техники и для локализации верхового пожара. Применялось боронование (опашка). При тушении лесных пожаров использовались сборно-разборные трубопроводы, которые хорошо показали себя при при тушении лесных пожаров в 1972 г. в подмосковных лесах. В СССР было 18 трубопроводных бригад, способных развернуть за сутки 120 км трубопровода диаметром 100 и 150 мм. В частях ГО были также комплекты трубопроводов длиной до 15 км.

Большое значение придавалось профилактике пожаров . Например, пожарная охрана следила за тем, чтобы в населенных пунктах, где дома из дерева, устраивались отсечные кирпичные стенки, непреодолимые для огня.

Зимой заранее делались просеки, чтобы затруднить распространение пожара. Ранней весной, когда в лесу еще сыро и большой пожар невозможен, делались профилактические сжигания прошлогодней листвы и опавших веток, так называемые "контролируемые отжиги".

Почему этот праздник отмечают до сих пор?

Сегодня исполняется 100 лет советской пожарной охране. 17 апреля 1918 г. был подписан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», который сыграл значительную роль в деле становления и развития пожарной службы нашей страны.

По старой доброй традиции ветераны-пожарные свой профессиональный праздник отмечают в этот день, несмотря на то, что с марта 1999 года, День пожарной охраны России официально празднуют 30 апреля.

История советского пожарного дела наполнена подвигами людей, которые встали на защиту своей страны. В годы Великой Отечественной войны пожарная охрана оказала неоценимую помощь Красной Армии. Она стала своеобразным щитом, обороняющим от вражеских авианалетов и огня военные и стратегически важные для государства объекты, населенные пункты.

В честь этой знаменательной даты, московские огнеборцы запустили специальный проект, призванный вспомнить историю пожарной охраны, а также - тех, кто на протяжении века защищал город от яростной стихии.

Для восстановления визуального облика исторических объектов пожарной охраны, авторы решили совместить старые снимки и современный вид города. Итог оказался очень интересным, на фотографиях появились старые здания, пожарная техника и огнеборцы.

Профессия пожарного требует смелости, отваги и осознанного выбора. Люди, связавшие свою жизнь с делом спасения людей на пожаре, из поколения в поколение несут нелегкую службу и служат Отечеству, ежедневно спасая самое ценное – человеческую жизнь. Поэтому, династии в пожарной охране – дело распространенное. Многим из них более 100 лет. Связанные родственными узами, пожарные и спасатели стараются не уронить честь своей фамилии.

История отечественной пожарной службы уходит своими корнями в глубь веков. Однако для многих наших современников особо памятна дата 17 апреля 1918 г. Именно в этот день был подписан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», который сыграл значительную роль в деле становления и развития пожарной службы нашей страны. Эта дата стала началом отсчета истории советской пожарной охраны.

Рывок в развитии пожарной охраны был настолько мощным, что уже в 30-е годы гужевой транспорт, на котором издревле передвигались огнеборцы, ушел в прошлое, и на смену подводам пришли автомобили.

В 1927 году НКВД РСФСР утверждает Положение о городских профессиональных пожарных командах, которое устанавливает четкую структуру пожарной охраны, права и обязанности личного состава, порядок несения службы. Для расследования пожаров, а главное, установления причин возгораний и методов противодействия им в 1930 году создается Научный пожарно-технический комитет, в декабре 1931 г. начинает действовать первая пожарно-испытательная лаборатория. Глубокое изучение процессов горения и совершенствование пожарной техники происходит в 1936 году, после создания Центральной научно-исследовательской пожарной лаборатории, которая приступает к проведению ценных исследовательских и конструкторских работ. Через год лабораторию преобразовывают в Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны.

К началу Великой Отечественной войны пожарная охрана СССР была полностью технически оснащена. В первые дни войны в Москве, Ленинграде, Киеве и других крупных городах, а также на особо важных объектах подразделения огнеборцев военизируются, части переходят на усиленный вариант несения службы и входят в состав местной противовоздушной обороны. После войны личный состав пожарной охраны вместе с населением городов и сел активно участвует в восстановлении промышленных объектов, жилых домов, зданий учреждений.

В послевоенные годы широкое развитие получает пожарное добровольчество: во всех союзных республиках организуются республиканские добровольные пожарные общества,организуются дружины на объектах народного хозяйства. Появились новые формы участия общественности в борьбе с огнем – внештатные пожарные инспекторы, пожарно-технические комиссии на объектах, общественные уполномоченные по пожарной охране жилых домов, добровольные дружины юных пожарных.

Вторая половина 60-х годов ознаменовала новый этап развития и укрепления пожарной охраны. С воссозданием союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка было восстановлено централизованное управление пожарной охраной. В систему министерства были переданы профессиональная пожарная охрана городов, других населенных пунктов и объектовые пожарные части.

В начале 1990-х гг. в результате распада СССР и образования МВД РФ ряд вопросов по осуществлению организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны переданы на места. 23 августа 1993 г. Совет Министров РФ преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ в Государственную противопожарную службу МВД РФ, а с 2002 года противопожарная служба была передана в ведение МЧС России.

Сегодня пожарная служба продолжает динамично развиваться, совершенствуется ее структура. На вооружение огнеборцев поступает современная пожарно-спасательная техника и оборудование, специальная защитная экипировка и снаряжение, внедряются новейшие разработки. Все это позволяет сократить время реагирования на пожары, а значит спасти человеческую жизнь.

По сей день в центре внимания - подготовка высококвалифицированных специалистов. Надежной опорой здесь для нас являются ветераны пожарной охраны. Многие из них по-прежнему в строю, передают свой бесценный опыт и знания молодому поколению.

Показать больше новостей

Пожарная охрана СССР до 1931 г. была крайне разобщена. Только в РСФСР пожарной безопасностью занималось 18 различных ведомств. Журнал «Власть Советов» (№ 16) писал: «едва ли найдется еще одна отрасль советского строительства, которая была бы так раздроблена между отдельными ведомствами. В Ленинграде имеется 293 пожарных команды, которые находятся в подчинении 11 ведомств ».
4 марта 1931 г. СНК РСФСР издал документ о централизации пожарной охраны республики, которая перешла в ведение ОГПУ. Ведомственная осталась лишь в НКПС, на Военно-морском Флоте и НК водного транспорта. Охрану лесов от пожаров СНК СССР постановлением от 14 мая 1931 г. возложил на ВСНХ. Так же до 1 июля 1938 года в 8 городах: Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове, Свердловске, Горьком, Харькове и Одессе действовала своя своя городская пожарная охрана. Постановлением СНК Союза ССР от 6 мая 1938 г. N 601 их передали в Наркомвнудел СССР и создали Добровольные пожарные команды.

Под катом один из интереснейших исторических документов: Постановление СНК СССР от 06.05.1938 N 601 "О реорганизации пожарной охраны в 8 городах и об усилении частей пожарной охраны Наркомвнудела СССР" вместе с "Положением о Добровольной пожарной дружине на промышленных предприятиях" от 5 мая 1938 года

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

О РЕОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В 8 ГОРОДАХ
И ОБ УСИЛЕНИИ ЧАСТЕЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ НАРКОМВНУДЕЛА СССР


В целях усиления противопожарной охраны в Москве, Ленинграде и других городах, обеспечения единства в организации этого дела в крупных городах и развития добровольной организации рабочих и служащих в противопожарной защите предприятий, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Передать управлениям городской пожарной охраны Наркомвнудела СССР все команды ведомственной пожарной охраны заводов и фабрик, расположенных в городах Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове, Свердловске, Горьком, Харькове и Одессе. Передачу закончить к 1 июля 1938 года.
2. Обязать Наркомвнудел СССР за счет принимаемых ведомственных пожарных команд усилить существующие городские пожарные команды и сформировать новые, обеспечив лучшую постановку дела противопожарной охраны и в том числе в отношении предприятий, на которых расформировываются ведомственные пожарные команды.
3. Передать городской пожарной охране Наркомвнудела СССР автонасосы, автомеханические лестницы и автопожарные цистерны, а также пожарные депо, общежития и склады упраздняемых команд ведомственной пожарной охраны.
4. Разрешение вопросов, связанных с дислокацией вновь организуемых городских пожарных команд НКВД, передачей им зданий и инвентаря ведомственных пожарных команд, возложить на комиссии в составе председателя соответствующего горсовета (председатель комиссии), представителя Наркомвнудела СССР и представителя заинтересованного предприятия.
5. Организовать на всех предприятиях, на которых в соответствии с настоящим постановлением ликвидируются команды ведомственной пожарной охраны, добровольные пожарные дружины из рабочих, инженерно-технических работников и служащих, возложив на эти дружины предупредительную противопожарную работу и оказание первой помощи при пожарах.
Ответственность за своевременно осуществление противопожарных мероприятий, а также и за организацию добровольных пожарных дружин на предприятиях возложить на руководителей предприятий.
Контроль за состоянием и подбором личного состава добровольных пожарных дружин на предприятиях, а также за осуществлением на предприятиях противопожарных мер возлагается на Государственный пожарный надзор Наркомвнудела СССР.
6. Утвердить прилагаемое Положение о добровольных пожарных дружинах на предприятиях.
7. Передать добровольным пожарным дружинам предприятий пожарные депо ведомственной пожарной охраны, которые не будут использованы пожарной охраной Наркомвнудела. Добровольным пожарным дружинам на предприятиях должны быть также переданы, по совместному определению руководителей предприятий и органов пожарной охраны Наркомвнудела, необходимые для их работы автонасосы и автоцистерны.
Весь прочий противопожарный инвентарь расформированных команд ведомственной пожарной охраны оставить на предприятиях для использования по усмотрению руководителей предприятий.
8. Ввести с 1 мая 1938 года для городской пожарной охраны Наркомвнудела СССР в городах, являющихся республиканскими, краевыми и областными центрами, единые должностные оклады (Приложения N 1 и 2).
9. Установить для работников городской пожарной охраны Наркомвнудела СССР городов, в которых вводятся единые должностные оклады (ст. 8), выплату дополнительно к основному окладу процентной надбавки за непрерывную службу в размере:

10. Отнести содержание городской пожарной охраны Наркомвнудела СССР в городах Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове, Свердловске, Горьком, Харькове и Одессе с 1 мая 1938 года на общесоюзный бюджет.

Председатель СНК Союза ССР
В.МОЛОТОВ

Управляющий Делами СНК Союза ССР
Н.ПЕТРУНИЧЕВ

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ДРУЖИНЕ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

I. Общие положения


1. На заводах, фабриках, складах и других предприятиях для охраны их от пожаров могут быть организованы добровольные пожарные дружины (ДПД) из рабочих, инженерно-технических работников и служащих данного предприятия.
2. При расположении нескольких предприятий на совместной территории, может создаваться объединенная добровольная пожарная дружина с распределением расходов по содержанию пропорционально между предприятиями, согласно заключаемого ими договора.
3. Для руководства работой добровольной пожарной дружины на предприятии устанавливаются штатные должности начальника дружины и его помощников (всего не более 4 чел.).
Установление количества штатных работников для каждого предприятия и назначение их производится руководителем предприятия по согласованию с органами пожарной охраны НКВД. Совмещение должности начальника дружины и его помощников с другими должностями не допускается.
4. Ответственность за противопожарное состояние предприятия, за организацию дружины и за своевременное выполнение указаний органов Государственного пожарного надзора несет руководитель предприятия. Ответственность за подготовку пожарной дружины и исправное состояние пожарного оборудования на предприятии несет начальник добровольной пожарной дружины.
5. Начальник дружины подчиняется во всех отношениях руководителю предприятия.

II. Задачи добровольной пожарной дружины


6. В задачи дружины входит:
а) наблюдение за своевременным выполнением всех противопожарных правил и требований Государственного пожарного надзора, а также ликвидация пожаров и загораний на производстве и на территории охраняемого предприятия;
б) наблюдение за обеспеченностью предприятия средствами пожаротушения (водоснабжение, пожарное оборудование) и за исправностью и готовностью их к действию;
в) организация и проведение противопожарной пропаганды на предприятиях;
г) организация и проведение противопожарных мероприятий в условиях противовоздушной и химической обороны предприятия (ПВХО);
д) несение дежурств на пожарных постах предприятий.

III. Порядок организации дружины


7. Численный состав добровольной пожарной дружины определяется руководителем предприятия.
8. Членами добровольной пожарной дружины могут быть рабочие, инженерно-технические работники и служащие данного предприятия, достигшие 18-летнего возраста.
9. Все желающие быть членами добровольной пожарной дружины должны подать на имя начальника дружины письменное заявление с приложением подписки об обязательстве проработать в дружине не менее одного года.
10. До утверждения в члены дружины все подавшие заявления зачисляются начальником дружины практикантами дружины с испытательным сроком на два месяца. В течение этого срока практиканты обязаны пройти программу пожарного техминимума, установленного на предприятии, аккуратно выполнять все возложенные на них обязанности по дружине и сдать испытание.
По истечении практикантского стажа все сдавшие техминимум и хорошо выполнявшие свои обязанности принимаются в члены дружины общим собранием дружины и утверждаются руководителями предприятий по представлению начальника дружины.
Примечание. Лицам, не выдержавшим после двух месяцев стажировки испытания, срок стажировки может быть продлен еще на один месяц, после чего не выдержавшие испытания практиканты исключаются из списков дружины распоряжением начальника дружины.
11. Состав дружины и последующее изменения в ее личном составе объявляются приказом по предприятию.
12. Организованную на предприятии добровольную пожарную дружину руководитель предприятия обязан в 3-дневный срок зарегистрировать в местном органе пожарной охраны НКВД СССР, указав при этом:
а) численный состав дружины;
б) фамилию, имя и отчество начальника дружины и помощников;
в) наличие пожарного оборудования, состоящего на вооружении дружины.
13. Выход из дружины производится по собственному желанию члена дружины путем подачи об этом заявления начальнику дружины за шесть месяцев до указанного подателем срока увольнения.

IV. Организация службы дружины


14. Все члены дружины разбиваются по рабочим сменам предприятия с тем, чтобы в каждой смене было необходимое количество дружинников для несения службы по предупредительной противопожарной работе и организации пожаротушения имеющимися на предприятии средствами.
15. В нерабочее время на предприятиях устанавливается дежурство членов дружины в количестве, обеспечивающем пожарный надзор на предприятии и своевременный вызов пожарной помощи.
16. Руководство тушением пожара до прибытия городской пожарной команды осуществляет начальник дружины. По прибытии городской пожарной команды руководство переходит к прибывшему старшему начальнику городской пожарной охраны.
17. На наиболее ответственные и огнеопасные объекты предприятия начальником дружины составляются оперативные планы пожаротушения, которые согласовываются с местными органами пожарной охраны НКВД СССР и утверждаются руководителем предприятия.
18. Учебные занятия с дружинниками производятся согласно расписания, объявленного приказом руководителя предприятия, в свободное от работы время.

V. Обязанности начальника добровольной пожарной дружины


19. Начальник дружины обязан:
а) подготовить членов дружины предупреждать загорания на охраняемом предприятии, а при возникновении его - быстро ликвидировать;
б) систематически проверять и требовать от предприятия исправного содержания пожарного водоснабжения;
в) содержать в исправном состоянии противопожарное оборудование как в цехах, так и находящееся на вооружении дружины и следить за постоянной готовностью его к действию;
г) вести систематическую работу по предупреждению пожаров на охраняемом объекте и наблюдение за выполнением правил и мер пожарной безопасности;
д) разработать и знать оперативный план противопожарной обороны предприятия и планы пожаротушения отдельных цехов;
е) вести среди рабочих, инженерно-технических работников и служащих пропаганду противопожарных мероприятий путем проведения бесед, лекций, организации пожарных уголков в клубах и т.д.;
ж) обучить рабочих предприятия пожарно-техническому минимуму.

VI. Обязанности членов добровольной пожарной дружины


20. Члены дружины обязаны:
а) твердо знать правила и обязанности дружины, положение и инструкцию о ней;
б) выполнять возлагаемые на них обязанности и распоряжения начальника дружины;
в) являться по сигналу о тревоге к назначенному месту сбора и на занятия по установленному расписанию;
г) наблюдать за целостью и исправностью противопожарного оборудования как на предприятии, так и состоящего на вооружении дружины, и о всех замеченных недостатках немедленно сообщать начальнику цеха и начальнику дружины;
д) нести дежурство на предприятии по установленному расписанию дежурств в рабочее и нерабочее время;
е) наблюдать за соблюдением противопожарного режима на производстве во время работы и принимать меры к устранению замеченных недочетов, сообщая обо всем начальнику цеха и начальнику дружины или лицам, их замещающим;
ж) знать пожарный техминимум и пожарную опасность технологического процесса своего производства и меры пожарной безопасности во время работы в цеху;
з) вести противопожарную пропаганду среди рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятия, способствуя организации в цеху (в своей смене) ячеек противопожарной профилактики.
21. Никто из членов дружины не имеет права уйти с дежурства, учений или покинуть свою позицию на пожаре без разрешения своего непосредственного начальника.

VII. Порядок поощрений и взысканий


22. За активную работу члены добровольной пожарной дружины поощряются по представлению начальника дружины и руководителя предприятия:
а) грамотами,
б) деньгами,
в) ценными подарками.
За выдающиеся заслуги по предупреждению или ликвидации пожара члены дружины представляются к награждению:
а) специально установленными знаками и
б) общегосударственными наградами.
23. За несение службы в добровольной пожарной дружине членам дружины выплачивается ежемесячно дополнительное вознаграждение к основной зарплате в размере от 30 до 50 руб. в химической, машиностроительной, металлургической, нефтяной, угольной и энергетической промышленности и в размере от 20 до 40 руб. в пищевой, легкой, лесной, торфяной и цветной промышленности.
Примечание. Практиканты получают вознаграждение в половинном размере.
24. За невыполнение возложенных обязанностей, распоряжений начальника дружины, за нарушение правил внутреннего распорядка в дружине и другие проступки на виновных членов добровольной пожарной дружины налагаются следующие взыскания:
Начальником дружины:
а) выговор;
б) предупреждение об исключении из дружины;
в) исключение из дружины.
Руководителем предприятия:
а) исключение из дружины с одновременным увольнением с предприятия.
За невыполнение распоряжений начальника дружины в боевой обстановке при тушении пожара виновные привлекаются к уголовной ответственности.
25. Все расходы по содержанию дружины несет предприятие, на котором она организована.
26. Дружине за счет предприятия должно быть предоставлено:
а) специальное помещение для дежурств и для содержания пожарного оборудования с отоплением и освещением;
б) пожарное оборудование, инвентарь и другие материалы и принадлежности, необходимые для осуществления нормальной работы дружины;
в) боевое обмундирование для работы на пожарах: брезентовая куртка, брезентовые брюки, спасательный пояс с карабином, каска и брезентовые рукавицы.
27. За время, потраченное дружинниками при тушении пожара, происшедшего в рабочее время, за дружинниками сохраняется их заработная плата по основной работе.
28. Члены добровольных пожарных дружин страхуются от несчастных случаев при выполнении своих обязанностей за счет предприятия.
29. Начальнику дружины и его помощникам предоставляется администрацией предприятия квартира в непосредственной близости к предприятию. Члены дружины пользуются правами на первоочередное получение квартир в домах предприятий, расположенных и непосредственной близости к нему.
30. Ответственность за делопроизводство по дружине несет начальник дружины. Предприятия обеспечивают дружины средствами для ведения делопроизводства.

Народный Комиссар
Внутренних Дел Союза ССР
Генеральный Комиссар
Государственной Безопасности
Н.ЕЖОВ

ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ОКЛАДОВ ПО АППАРАТУ И ЧАСТЯМ
ГОРОДСКОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ НКВД СССР


Примечание. НКВД СССР предоставляется право при увеличении численности пожарной охраны городов относить последнюю из одной группы в другую.

Продолжение приложения N 1

Примечание 1. При введении должности политрука вместо пом. начальника по политической части оклад содержания устанавливается наравне с начальником.
Примечание 2. Лица, занимающие должности помощников, не поименованные в настоящем перечне, получают заработную плату на 10% меньше начальников.
Примечание 3. Остальные должности (врачи, лекпомы, секретари, делопроизводители-машинистки, зав. складом, обслуживающие) оплачиваются по госнормированию.

Продолжение приложения N 1


СПИСОК
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ГОРОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКИХ, КРАЕВЫХ
И ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРОВ ПО ГРУППАМ

В первые месяцы Советской власти пожарная охрана держалась на вчерашних «трубниках» и «топорниках», которые, встав во главе пожарных частей, возмещали недостатки в технических знаниях революционным энтузиазмом. Однако уже в начале 1918 г. стало ясно, что защиту народного достояния от огня необходимо поднять на уровень государственных задач, создать пожарную охрану, коренным образом отличающуюся от пожарной охраны царской России. Поэтому 15 февраля 1918 г. в Народном комиссариате труда специальная комиссия обсудила вопрос о постановке пожарного дела в стране. Комиссия предложила ходатайствовать перед Советом народных комиссаров (СНК) о создании пожарного комиссариата или пожарного совета, который бы занялся вопросами организации пожарной охраны в стране. 17 апреля 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Дату подписания этого декрета работники пожарной охраны нашей страны отмечают как день организации советской пожарной охраны. Один из видных деятелей советской пожарной охраны К. М. Яичков, участвовавший в заседании Совнаркома, на котором обсуждался декрет, пишет: «Мне вспоминается такой факт. При рассмотрении проекта декрета нам не удалось дать ему четкое наименование, которое полностью бы отвечало содержанию этого исторического документа. Владимир Ильич, видя наши затруднения, пришел на помощь и дал декрету точное и строго научное определение: “Об организации государственных мер борьбы с огнем”. В декрете была заложена новая система организации мер борьбы с огнем, определены принципиальные задачи пожарной охраны, указаны основные направления в работе: проведение планомерных мероприятий в целях привлечения широкой общественности к работе по предупреждению и тушению пожаров, подготовка кадров; осуществление контроля над производством предметов противопожарного оборудования и снаряжения, разработка нового пожарного инструмента и техники; тушение возникающих пожаров» .

На первом заседании (21-27 мая 1918 г.), в соответстствии с декретом, Пожарным советом был поставлен вопрос о создании в городах и селах местных органов надзора за пожарной безопасностью и контроля за деятельностью пожарных организаций. 27 сентября 1918 г. за подписью
М. Т. Елизарова (в то время занимающего пост народного комиссара по делам страхования) вышло Положение о местных органах противопожарного надзора. Согласно этому Положению при губернских исполкомах, уездных и городских Советов с населением свыше 10 тыс. человек были образованы местные пожарные комитеты, на которые возлагались организация пожарной охраны и проведение других мер, направленных на предупреждение и тушение пожаров.


1 декабря 1918 г. руководство пожарным делом в стране было передано пожарно-страховому отделу Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Соответствующие подотделы были организованы на местах. Однако сложнейшая обстановка, создавшаяся в связи с гражданской войной и иностранной интервенцией, требовала эффективною проведения мер по борьбе с пожарами, которые часто возникали в результате диверсий контрреволюции в юродах и кулачества в сельской местности. Назревала необходимость создать самостоятельный орган, который занимался бы только вопросами пожарной охраны. Учитывая это, СНК СССР 12 июля 1920 г. принял постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД». Это постановление отделяло пожарное дело от страхового. В составе Главного управления коммунального хозяйства Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) был образован Центральный пожарный отдел (ЦПО) с междуведомственным Пожарным советом при нем. На местах, в управлениях коммунального хозяйства НКВД, организуются пожарные подотделы. В городах и на объектах создаются все новые и новые профессиональные пожарные команды. К концу 1920 г. в стране насчитывалось около 900 городских профессиональных пожарных команд численностью 35 тыс. человек и более 1500 пожарных команд на фабриках, заводах и других объектах различных ведомств, насчитывающих свыше 30 тыс. человек. ЦПО НКВД координировал работу всех видов пожарной охраны страны и осуществлял функции Государственного пожарного надзора. В декрете, принятом 17 апреля 1918 г., отмечалась необходимость организации пожарно-технических училищ, школ и курсов.

В 1918 г. в Петрограде на базе бывших курсов пожарных техников было открыто пожарно-техническое училище. В ряде крупных городов страны организуются краткосрочные курсы для подготовки младшего начальствующего состава пожарной охраны. Декрет предусматривал осуществление контроля за производством предметов пожарного оборудования и снаряжения, а также разработку новых типов пожарных инструментов и машин. Работники пожарной охраны вложили много труда в развитие пожарной техники. Они строили пожарные автомобили своими силами, используя для этого старые, вышедшие из строя на фронте автомобили заграничных марок.

Уже в 1918-1920 гг. пожарные Москвы, Петрограда, Краснодара стали заменять конные обозы автотранспортом. В годы восстановления народного хозяйства большое внимание уделялось расширению функций Государственного пожарного надзора. Так, в начале 1921 г. междуведомственное совещание, собранное ЦПО, рассмотрело вопрос о состоянии пожарного дела в стране и наметило конкретные меры по его улучшению, которые были сформулированы в постановлении Совета Труда и Обороны (СТО) от 23 апреля 1921 г. «О мерах борьбы с пожарами».

При НКВД была создана специальная комиссия по борьбе с пожарами, которая через органы пожарной охраны произвела обследование противопожарного состояния промышленных предприятий и других объектов. На местах при пожарных отделах были созданы аналогичные комиссии, получившие название «пожарные тройки». Решения этих комиссий были обязательными для всех учреждений и предприятий. Комиссии рассматривали протоколы обследований, обязывая руководителей предприятий и ведомств устранять выявленные недочеты, выполнять предписания органов пожарного надзора и создавать пожарную охрану на предприятиях. Центральная пожарная комиссия НКВД издала Положение об обязанностях сельских пожарных инспекторов и пожарных уполномоченных на предприятиях и в учреждениях. Инспектора и уполномоченные имели право привлекать к административной ответственности должностных лиц, уклоняющихся от выполнения противопожарных правил, а в более серьезных случаях – ставить вопрос о предании виновных суду революционного трибунала.

4 мая 1921 г. СТО в целях сбережения пожарной техники, невмешательства в распоряжения руководителей тушения пожаров, а также своевременной и быстрой переброски пожарной помощи вынес специальное постановление за подписью В. И. Ленина о мерах по сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности, об организации дежурных пожарных поездов в семи районах республики. 13 мая 1921 г. СТО принял постановление «По срочному проведению противопожарных мероприятий в 1921 г. в РСФСР».

В этом постановлении задания, возложенные на пожарную охрану, и работа пожарных организаций признавались ударными Наркомпроду предлагалось обеспечить личный состав пожарных команд продовольственным пайком наравне с рабочими местных ударных предприятий. Было решено возвратить из рядов Красной Армии пожарных работников для использования их по специальности. Несмотря на общие хозяйственные трудности в стране, правительство нашло возможным мобилизовать 3000 годных для службы в пожарных подразделениях лошадей и обеспечить их фуражом из государственных запасов. Соответствующее постановление, подписанное В. И. Лениным, было принято СТО 18 мая 1921 г. .

Постановления СТО от 8 декабря 1923 г. и 5 августа 1924 г., а также постановление СНК РСФСР от 21 ноября 1924 г. были также направлены на усиление борьбы с пожарами. Этими постановлениями на Главное управление государственного страхования было возложено ведение (при участии пожарных органов) статистического учета пожаров, происходящих на территории республики, учет убытков от пожаров и установление причин их возникновения. Статистические данные давали возможность вырабатывать и осуществлять обоснованные организационные и технические мероприятия по предупреждению пожаров и борьбе с ними. Наряду с созданием и развитием профессиональной пожарной охраны Советское правительство предусматривало также развитие добровольных пожарных организаций, привлечение широкой общественности к работе по предупреждению и тушению пожаров. Всероссийская пожарная конференция, состоявшаяся в Москве в марте 1923 г., наметила пути вовлечения широких слоев населения в борьбу с пожарами, создания плановой сети добровольных пожарных обществ и дружин в городах и сельской местности. Поддерживая эти решения, НКВД РСФСР 11 июля 1924 г. утвердил уставы добровольных пожарных организаций, а Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и СНК РСФСР 1 декабря 1924 г вынесли постановление «О предоставлении льгот добровольным пожарным организациям и их членам». Согласно постановлению добровольные пожарные организации освобождались от уплаты местных налогов и сборов за пожарные автомобили, повозки и лошадей; получали право бесплатно пользоваться помещениями, где размещались; получали лес, пользовались покосами и пахотными землями. Начальники добровольных пожарных обществ (ДНО) и дружин, их помощники и начальники отрядов были освобождены от несения обязанностей сельских исполнителей. Отдельные добровольные пожарные организации и некоторые активные их члены были награждены орденами Трудового Красного Знамени, грамотами НКВД.

Период 1921-1925 гг. характеризуется большой работой по подготовке кадров пожарной охраны. Открывается несколько школ и курсов по подготовке пожарных специалистов младшей и средней квалификации. В 1924 г. в Ленинграде на базе пожарно-технического училища был организован пожарный техникум, который готовил кадры пожарной охраны для всей страны. К 1924 г. относится начало производства пожарных автонасосов в стране. В 1926 г. ленинградский и московский заводы изготовили пятьдесят пожарных автомашин. Это было большим достижением. Ускоренное развитие промышленности и строительства требовало от пожарной охраны обеспечить надлежащую пожарную безопасность. В связи с этим правительство приняло ряд мер, направленных на дальнейшее укрепление пожарной охраны.

Так, 19 июля 1926 г. циркуляром Президиума ВЦИК «Об усилении охраны имущества республики от пожаров» предлагалось образовать управления пожарной охраны в тех краевых, областных, губернских и окружных центрах, в которых они еще не были организованы, усилить отпуск денежных средств из местного бюджета на укрепление пожарной охраны. 15 апреля 1927 г. СНК СССР принял постановление «О мерах охраны государственных и имеющих государственное значение предприятий, складов, сооружений». Этим постановлением на руководителей промышленных предприятий, транспорта, заведующих складами и т.д. была возложена персональная ответственность за противопожарное состояние подведомственных им хозяйств. 18 июля 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определяло функции, права и обязанности работников Государственного пожарного надзора, а 23 января 1928 г. циркуляром НКВД и Народного комиссариата юстиции РСФСР органам Государственного пожарного надзора было предоставлено право самостоятельно производить дознание по делам о нарушении противопожарных правил. Это поднимало авторитет работников пожарной охраны и, следовательно, способствовало более глубокому изучению причин нарушений противопожарного режима, а также принятию наиболее эффективных мер по предупреждению пожаров. 19 октября 1927 г. НКВД РСФСР утверждает Положение о городских профессиональных пожарных командах РСФСР, которое определяло организацию и структуру пожарной охраны, права и обязанности личного состава, порядок несения службы. 29 мая 1928 г. выходит постановление СНК РСФСР «О развертывании сети специальных пожарно-технических учебных заведении» .

Согласно постановлению в Ленинграде, Саратове, Свердловске, Курске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Иванове, Симферополе, Новосибирске и в ряде других городов организуются центральные, краевые и областные пожарно-технические курсы с различными сроками обучения. 3 января 1930 г. было принято постановление ВЦИК и СНК СССР «О военизировании пожарной охраны на промышленных объектах». Согласно этому постановлению военизации подлежала пожарная охрана тех предприятий, на которых ранее уже имелась военная охрана. Постановление способствовало усилению пожарной безопасности и охраны крупных промышленных предприятий государственного значения, укреплению дисциплины и боеспособности пожарных подразделений на объектах. 20 сентября 1930 г. СНК РСФСР принимает постановление «Об организации производства пожарного оборудования». В постановлении подчеркивались важность и необходимость расширения производства пожарного оборудования и инвентаря. Бурный рост народного хозяйства в годы пятилеток, появление новых отраслей промышленности выдвинули перед пожарной охраной много новых проблем, которые могли быть разрешены только при научной разработке мер пожарной безопасности. Поэтому в 1930 г. создается Научный пожарно-технический комитет. В него входили три секции (техническая, нормативно-стандартная, эксплуатационная) и комиссии автоматического и химического тушения, пожарной связи и сигнализации, огнестойких составов и материалов, пожарно-технического просвещения. В секциях и комиссиях участвовали свыше ста пожарных специалистов, научных работников, инженеров-производственников. В декабре 1931 г. в Москве при Научном пожарно-техническом комитете начала действовать первая в СССР пожарно-испытательная лаборатория с тремя основными отделениями: химическим, физико-механическим и гидравлическим.

Все отделения лаборатории были обеспечены соответствующим оборудованием. Были также оборудованы камера высоких температур и огневая площадка для проведения опытов. К концу 1932 г. существовала уже стройная сеть пожарно-технических учебных заведений, функционировал пожарный техникум в Ленинграде, были организованы пожарные техникумы в Москве, Харькове, Свердловске, вели большую работу по подготовке и переподготовке личного состава пожарной охраны пожарно-технические курсы в различных городах страны с годичным, шести- и трехмесячным сроком обучения. В 1933 г. в Минске была создана школа по подготовке и переподготовке командного состава пожарной охраны. 1 сентября 1933 г. в составе Ленинградского института инженеров коммунального строительства открылся факультет инженеров противопожарной обороны. 10 июля 1934 г. постановлением ВЦИК СССР в составе НКВД СССР создается Главное управление пожарной охраны, а в НКВД союзных республик – управления и отделы пожарной охраны. Пожарные техникумы и факультет были переданы в 1935-1936 гг. в непосредственное подчинение НКВД СССР. Одновременно с совершенствованием структуры пожарной охраны продолжали развиваться функции Государственного пожарного надзора. Так, 7 апреля 1936 г. было принято Положение о Государственном пожарном надзоре и о городской пожарной охране. В нем получили дальнейшее развитие основные положения декрета от 17 апреля 1918 г. Положение о Государственном пожарном надзоре и городской пожарной охране действует и в настоящее время.

В 1936 г. создается Центральная научно-исследовательская пожарная лаборатория, которая выполняла ряд ценных исследовательских и конструкторских работ в области пожарной техники (изыскание новых пенообразующих веществ, разработка способов получения воздушно-механической пены, создание зарядов пенных огнетушителей и т. д.), но не могла охватить все стороны многообразной деятельности пожарной охраны, так как ее материально-технические возможности были невелики. Поэтому в 1937 г. лаборатория была реорганизована в Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, который уже в довоенные годы провел большую работу по конструированию новых видов пожарной техники, разработке средств и способов тушения пожаров.
К началу Великой Отечественной войны пожарная охрана СССР была полностью технически оснащена. Уже в первые дни войны в Москве, Ленинграде, Киеве, Батуми, Риге, Грозном и других крупных городах, а также на особо важных объектах пожарная охрана военизируется. Части ее переходят на усиленный вариант несения службы, развертывают большую работу по подготовке населения к борьбе с пожарами. Пожарная охрана являлась противопожарной службой местной противовоздушной обороны. Органы Государственного пожарного надзора усилили контроль за объектами и населенными пунктами прифронтовой полосы, за объектами, эвакуированными из западных районов страны. В крупных городах страны создаются районные управления пожарной охраны (РУПО), которые осуществляли функции Государственного пожарного надзора в районах, руководили пожарными командами и противопожарными формированиями на промышленных объектах и в жилых домах, готовили население, личный состав команд и групп самозащиты, а также здания и сооружения к противопожарной обороне.

Постановление СНК СССР от 13 августа 1942 г. «Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности» расширяло права органов Государственного пожарного надзора, которым предоставлялось право непосредственно налагать денежные штрафы на лиц, виновных в нарушении или невыполнении установленных правил и требований пожарной безопасности, а также виновных в безалаберном содержании и неправильном использовании противопожарного инвентаря и оборудования. В период Великой Отечественной войны не прекращалась подготовка кадров пожарной охраны. Изменились только названия средних пожарно-технических учебных заведений (они стали называться пожарно-техническими школами), и сократились сроки обучения. Таких школ в период войны было пять: в Москве, Ленинграде, Свердловске, Харькове и Ташкенте. Продолжал функционировать факультет инженеров противопожарной обороны, который перебазировался из Ленинграда вначале в Ессентуки, а затем (в 1943 г.) в Баку – при Азербайджанском индустриальном институте. Несмотря на огромные потребности фронта в автотехнике и средствах связи, Советское правительство, заботясь о повышении боеспособности пожарной охраны, выделяет ей автомобили и радиоаппаратуру, отпускает большие денежные средства на осуществление противопожарных мероприятий и строительство служебных помещений. Отвечая на заботу партии и правительства, личный состав пожарной охраны активно участвует в разгроме фашистских захватчиков. В дыму и пламени Одессы, Севастополя и Сталинграда, в блокадном Ленинграде пожарные вместе со всем народом боролись против фашизма.

22 ноября 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о нагрудном знаке «Отличный пожарник». Пожарные собрали в фонд обороны страны более 19 млн. руб. После войны личный состав пожарной охраны вместе с населением городов и сел активно участвует в восстановлении промышленных объектов, жилых домов, зданий учреждений. Многие пожарные приобретают строительные специальности.

В декабре 1956 г. в целях улучшения работы по обеспечению охраны общественного порядка управления Министерства внутренних дел (МВД) при краевых и областных Советах депутатов трудящихся были преобразованы в управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных Советов депутатов трудящихся, а управления, отделы (отделения) милиции в городах и районах – в управления, отделы (отделения) милиции исполнительных комитетов городских и районных Советов депутатов трудящихся. Следовательно, и пожарная охрана стала подчиняться непосредственно местным Советам депутатов трудящихся. В 1956 г. были введены новые типовые штаты частей военизированной пожарной охраны (ВПО) городов и объектов, предусмотрено создание новой службы – пожарно-испытательных станций. В послевоенные годы растут и крепнут связи пожарной охраны с общественностью. Дальнейшее развитие получает пожарное добровольчество. Во всех союзных республиках организуются республиканские добровольные пожарные общества (ДПО) с широкой сетью краевых, областных, городских и районных отделений. Насчитывают они сотни тысяч членов. В Литовской, Латвийской и Эстонской республиках охрана от огня сельских населенных пунктов, городов районного подчинения и рабочих поселков полностью возлагается на ДПО. Инициатива прибалтийцев была поддержана другими республиками. Широкое распространение получили добровольные пожарные дружины на объектах народного хозяйства, в совхозах, колхозах. Появились новые формы участия общественности в борьбе с огнем – внештатные пожарные инспектора, пожарно-технические комиссии на объектах, общественные уполномоченные по пожарной охране жилых домов, добровольные дружины юных пожарных и т. п. В послевоенный период продолжает совершенствоваться система подготовки кадров пожарной охраны .

Так, в 1946 г. пожарно-технические школы вновь были реорганизованы в пожарно-технические училища. В 1947 г. на базе Московского пожарно-технического училища организуются Высшие пожарно-технические курсы (ВПТК). В СССР имелась стройная сеть пожарно-технических учебных заведений. Шесть пожарно-технических училищ (в Ленинграде, Свердловске, Харькове, Львове, Иванове и Иркутске) готовят пожарных специалистов средней квалификации. При училищах есть заочные отделения. В ряде городов созданы пожарные техникумы. На базе ВПТК в 1957 г. создан факультет инженеров противопожарной техники и безопасности, который вошел в состав Высшей школы МВД СССР. С 1960 г. адъюнктура Высшей школы МВД готовит научно-педагогические кадры и для факультета инженеров противопожарной техники и безопасности. В послевоенные годы в связи со значительными сдвигами в отечественном автомобилестроении были разработаны новые типы пожарных автомобилей, пожарные автомобили оборудовались новыми мощными насосами ПН-20, ПН-30, ПН-40, ПН-45. Машины имели кузов закрытого типа, что делало их удобными для личного состава, особенно в зимних условиях. Большую работу проводил Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД СССР. Работа его шла по нескольким направлениям: пожарная техника, профилактика, гидравлика, противопожарное водоснабжение, пенное и газовое тушение, пожарная связь и сигнализация, огнезащита сгораемых материалов, огнестойкость строительных конструкций, пожаро- и взрывоопасность электротехнических изделий, пожароопасность жидких и твердых горючих веществ и др. Институт сотрудничал со многими научно-исследовательскими организациями. Его сотрудники выполнили много важных научно-исследовательских работ, результаты которых нашли практическое применение. ВНИИПО и предприятия, выпускающие пожарное оборудование, продолжают работать над созданием новых марок пожарных автомобилей, автомеханических лестниц, повышением тактических возможностей и качества пожарной техники, внедрением различных пластических масс в пожарную технику, оборудованием автоматического пожаротушения на предприятиях и т. д. Все это создает необходимые условия для дальнейшего укрепления пожарной безопасности народного хозяйства. Большой вклад в изучение процессов предупреждения и тушения пожаров внесли профессора и преподаватели факультета инженеров противопожарной техники и безопасности, пожарно-технических училищ. Было создано много учебных пособий по пожарной профилактике, тактике и технике. По представлению Совета Всероссийского пожарного общества Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) образовал комиссию, которая направила в Совет Народных Комиссаров (СНК) «Проект реорганизации пожарного дела в России». Этот документ стал основой принятого СНК 17 апреля 1918 г. декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положившего начало созданию системы обеспечения пожарной безопасности в России.

Для охраны достояния республики от пожаров, руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнем был учрежден Пожарный совет. В состав совета вошли 23 человека из различных комиссариатов, что дало возможность Совету оперативно решать организационные вопросы.

12 июля 1920 г. Совет Народных Комиссаров своим постановлением передал пожарную охрану в ведение Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД). Несмотря на острую нехватку техники, пожарные героически боролись с огнем, спасая людей и народное имущество. За мужество и самоотверженность пожарные команды Борисоглебска, Краснодара и Москвы в 1923-1925 гг. были награждены орденами Труда Российской Федерации (орденом Трудового Красного Знамени – высшей правительственной наградой того времени).

Утверждение в июле 1924 г. Устава добровольных пожарных организаций позволило на правовой основе развернуть строительство добровольных пожарных команд. 10 июля 1934 г. декретом ЦИК СССР был образован НКВД СССР. В его состав вошло и вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО).

Важным шагом в развитии пожарной профилактики стало принятие 7 апреля 1936 г. «Положения о Государственном пожарном надзоре».
В профилактической работе упор был сделан на привлечение населения.
В цехах, на предприятиях, жилом секторе создаются специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбе с ними. В 1940 г. был введен в действие «Боевой устав пожарной охраны», «Устав внутренней службы» и ряд других документов, регулирующих деятельность пожарной охраны.
В конце 1940 г. ГУПО организует проведение обучения населения правилам пожарной безопасности, приемам и тактике борьбы с зажигательными бомбами.

В канун Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой организованную силу. Она в централизованном порядке обеспечивалась кадрами, необходимой техникой. Вся боевая и профилактическая работа строилась по единым уставам и наставлениям.

В годы Великой Отечественной войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД вошли в систему местной противопожарной обороны (МПВО), но оперативно были подчинены ГУПО. При ликвидации возникающих от ударов с воздуха пожаров они действовали самостоятельно. Именно военизированные и профессиональные пожарные команды НКВД гг. Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Смоленска, Новороссийска, Мурманска, Тулы, Воронежа, Астрахани, Туапсе, Ростова-на-Дону, Ярославля и других городов, находящихся в зоне действия вражеской авиации, приняли на себя всю тяжесть тушения пожаров, возникавших в результате варварских бомбардировок.

В послевоенные годы усилия ГУПО были направлены на совершенствование боевой подготовки органов управления и подразделений пожарной охраны, восстановление и развитие их материально-технической базы.

В 1956 г. в крупных городах страны была осуществлена реорганизация пожарной охраны. Функции предупреждения и тушения пожаров были объединены в одном подразделении.

В 1956 г. заметно оживилось и международное сотрудничество в области пожарной охраны. В СССР побывали делегации пожарной охраны Болгарии, Венгрии. Делегация советских пожарных посетила Чехословакию. В сентябре 1957 г. в Варшаве проходил международный конгресс под эгидой Технического комитета по предотвращению и тушению пожаров (КТИФ), в котором советские пожарные приняли участие в качестве наблюдателей. А год спустя на очередном конгрессе советская пожарная охрана была представлена как полноценный член КТИФ.

Работа передовых добровольных пожарных команд в эти годы показала, что эти подразделения успешно охраняют не только населенные пункты сельской местности, но и города. Развитие добровольчества сдерживала раздробленность, отсутствие единого руководства.

14 июля 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР № 1074 было организовано Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО). С созданием ВДПО эти проблемы были решены.

1966 г. ознаменовал новый этап развития и укрепления пожарной охраны. С воссозданием союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка было восстановлено централизованное управление пожарной охраной. В систему министерства были переданы профессиональная пожарная охрана городов, других населенных пунктов и объектовые пожарные части.

Большая и ответственная задача стояла перед пожарной охраной в период подготовки и проведения XXII Олимпийских Игр в Москве. В результате предпринятых органами пожарной охраны профилактических мер в местах, связанных с проведением «Олимпиады – 80» и культурной программы, пожаров удалось избежать.

В ночь 26 апреля 1986 г. на четвертом блоке Чернобыльской АЭС прогремел взрыв. Прибывшие по тревоге пожарные свой долг выполнили до конца. Их было 28 – первых, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора.

В начале 1990-х гг. в результате распада СССР и образования МВД Российской Федерации ряд вопросов по осуществлению организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны переданы на места.

23 августа 1993 г. Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД РФ.

21 декабря 1994 г. был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности». Проблема пожарной безопасности перестала быть проблемой только противопожарной службы. Согласно закону обеспечение пожарной безопасности – это одна из важнейших функций государства. В Законе комплексно рассмотрены вопросы по обеспечению пожарной безопасности; определен статус ГПС МВД России (с 2002 г. ГПС МЧС России) как основного вида пожарной охраны; определены полномочия органов государственной власти, предприятий, должностных лиц, граждан .

История пожарного дела в России имеет не только государственные вехи. Она наполнена подвигами, славными делами, энтузиазмом и незаметной внешне работой не одного поколения огнеборцев. Во многих городах, населенных пунктах помнят своих героев.

О развитии пожарной охраны в нашей республике можно узнать при посещении местных пожарных частей, из бесед с ветеранами пожарной охраны, а также в Центре противопожарной пропаганды и общественных связей Чувашии.