Пожарные лифты для транспортировки пожарных подразделений. Лифт для пожарных подразделений: нормы и требования. Пиктограмма лифта для пожарных

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИФТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

НПБ 250-97

МОСКВА1998

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России, Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России, МОС ОТИС.

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.

Утверждены и введены в действиеприказом ГУГПС МВД России от 30.12.1997 г. № 82.

Дата введения в действие 01.01.1998 г.

Вводятся впервые.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИФТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Fire fighting lifts

General technical requirements

НПБ 250-97

Дата введения в действие 01.01.1998 г.

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают общие технические требования к пассажирским лифтам, имеющим режим работы “перевозка пожарных подразделений”.

Проектирование, изготовление и применение таких лифтов следует осуществлять в соответствии с требованиями настоящих норм, а также государственных стандартов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.

Требования настоящих норм обязательны для предприятий, организаций, объединений и юридических лиц,независимо от форм собственности и принадлежности, на всей территории Российской Федерации, а также для граждан.

1.2. Отступления от требований настоящих норм подлежат согласованию органами Государственной противопожарной службы МВД России в установленном порядке в соответствии с НПБ 03-93 .

2. Нормативные ссылки

5. Конструктивное исполнение

5.1. Требования к конструкциям лифтов для пожарных

5.1.1. Конструкции лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям настоящих норм, ПУБЭЛ и ГОСТ 28911.

5.1.2. Размещение лифта для пожарных в здании (сооружении) должно быть предусмотрено на путях движения пожарных подразделений и должно обеспечивать доступ пожарных во все помещения на всех этажах.

5.1.3. В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем, лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

5.1.4. В непосредственной близости от лифта для пожарных, как правило, должен предусматриваться выход на эвакуационную лестничную клетку.

5.1.5. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановок в надземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифт имел остановки в надземной и 2 уровнях подземной частей здания (сооружения), включая цокольный этаж. При 3 и большем количестве уровней (этажей) подземной части следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этих уровнях.

5.1.6. Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны быть автоматическими горизонтально-раздвижными центрального или бокового открывания, включая телескопическое исполнение, и должны сохранять работоспособность при избыточном давлении в шахте, создаваемом приточной противодымной вентиляцией.

5.1.7. Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (ЕI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2). Допускается располагать лифт для пожарных в общей шахте с другими лифтами. В этом случае двери шахт всех лифтов, размещенных в общей шахте (см. приложение, ), должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (ЕI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2).

5.1.8. В крыше кабины лифта для пожарных в соответствии с ГОСТ 22011 должен быть предусмотрен люк, отвечающий требованиям ПУБЭЛ .

5.1.9. Ограждающие конструкции (стены, пол, потолок и двери) купе кабины лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244 .

Пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки) поверхностей конструкций стен и потолков купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

группа горючести по ГОСТ 30244 ................................. Г 2

группа воспламеняемости по ГОСТ 30402 ................... В 2

группа дымообразующей способности

5.1.10. Материал покрытия пола кабины должен обеспечивать минимальный риск скольжения при его увлажнении или при увлажнении подошвы обуви пожарных.

Использование полированного камня (мрамор, гранит и т. п.) и других подобных материалов в качестве покрытия пола кабины не допускается.

5.1.11. В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальное устройство о перегрузке.

5.2. Требования к строительным конструкциям и оборудованию систем противопожарной защиты

5.2.1. Лифт для пожарных должен размещаться в выгороженной шахте. Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 2,0 ч (REI 120 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1) В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проемы и отверстия для установки дверей, оборудования лифта, а также для систем вентиляции.

5.2.2. Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), как показано на - приведенных в приложении, с размерами, указанными в соответствующих СНиП.

При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскими лифтами лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.

5.2.3. В случае установки лифта для пожарных в выгороженной шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами (см. приложение, ) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны иметь пределы огнестойкости не менее указанных в соответствующих СНиП, а двери шахт – 0,5 ч (Е 30 по СНиП 21-01 , ГОСТ 30247.2).

5.2.4. Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типас противопожарными дверями 2-го типапо СНиП 2.01.02 (СНиП 21-01) в дымогазонепроницаемом исполнении. Указанные двери должны иметь устройства самозакрывания и уплотнения в притворах с обеспечением сопротивления дымогазопроницанию не менее 50000 кг -1 ·м -1 .

5.2.5. Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов для пожарных, вне зависимости от типа привода лифтов, должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 2,0 и 1,0 ч соответственно (REI 120 и EI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1 , ГОСТ 30247.2).

Сопротивление дымогазопроницанию дверей машинных помещений должно быть не менее 50000 кг -1 ·м -1 .

Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь пределы огнестойкости не менее 1,0 ч (REI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1 ).

5.2.6. Шахты лифтов для пожарных, а также их лифтовые холлы (тамбуры) в подземных и цокольных этажах зданий (сооружений) должны быть оснащены автономными системами приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления при пожаре по СНиП 2.04.05. Количество подаваемого воздуха следует определять расчетом при скорости истечения не менее 1,3 м/с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура, для шахты – с учетом одной открытой двери на этаже пожара.

Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применение систем, обслуживающих лифтовые шахты, при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально-закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкости которых не меньше пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.

5.2.7. В лифтовых холлах или тамбурах лифтов для пожарных должны быть установлены пожарные извещатели системы пожарной сигнализации зданий (сооружений).

5.2.8. При оборудовании зданий (сооружений) водяными установками пожаротушения размещение оросителей перед лифтами для пожарных и в холлах (тамбурах) этих лифтов не требуется.

5.2.9. Проникновение воды, используемой для тушения пожара, в шахты и машинные помещения лифтов для пожарных следует предотвращать посредством необходимых строительных мероприятий.

6. Системы управления, сигнализации, связи и энергоснабжения

6.1. Система управления лифтом для пожарных должна отвечать требованиям настоящего раздела, ПУБЭЛ и ГОСТ 28911.

6.2. Система управления должна:

объединять групповым управлением лифты для пожарных между собой, а также с другими пассажирскими лифтами в соответствии с ПУБЭЛ ;

обеспечивать возможность подключения к системе диспетчеризации и (или) центральному пульту управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ).

6.3. Система управления лифтом для пожарных должна обеспечивать выполнение режимов:

пожарная опасность”;

“перевозка пожарных подразделений”.

6.6.3. В режиме “перевозка пожарных подразделений” управление лифтом может производиться только из кабины, действие вызовов с этажных площадок исключается, должна быть предусмотрена возможность остановки лифта по приказу с панели управления кабины на всех обслуживаемых этажах.

Приказ для движения подается путем нажатия кнопки приказов на панели управления с номером нужного этажа. После нажатия этой кнопки двери лифта начнут закрываться, при этом кнопку приказов нужно держать в нажатом состоянии до полного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия приводит к автоматическому возвращению дверей в открытое положение. Допускается закрытие дверей производить путем нажатия специальной кнопки, предусмотренной для использования только в режиме “перевозка пожарных подразделений”. Причем действие специальной кнопки “Закрытие дверей” должно быть аналогичным описанному действию кнопки приказов.

После остановки кабины на нужном этаже двери остаются в закрытом положении. После нажатия на специальную кнопку “Открытие дверей”, используемую только в режиме “перевозка пожарных подразделений”, двери лифта начнут открываться. При этом специальную кнопку “Открытие дверей” нужно держать в нажатом состоянии до полного открытия дверей, отпускание кнопки в процессе открытия приводит к автоматическому возвращению дверей в закрытое положение. Для лифтов, которые в соответствии с ПУБЭЛ оснащены кнопкой “Открытие дверей”, используемой в режиме нормальной эксплуатации, допускается специальную кнопку не устанавливать. При этом алгоритм работы кнопки “Открытие дверей” в этом режиме должен быть таким же, как алгоритм работы специальной кнопки “Открытие дверей”. Допускается автоматическое открытие дверей в режиме “перевозка пожарных подразделений” после остановки кабины на основном посадочном этаже.

Действие специальных кнопок “Открытие дверей” и “Закрытие дверей” в других режимах не допускается.

6.7. Гнездо для специального ключа, переводящего работу лифта в режим “перевозка пожарных подразделений”, а также специальные кнопки “Открытие дверей”, “Закрытие дверей” (если они имеются) следует размещать вблизи пульта управления или на самом пульте управления в кабине. Допускается размещать гнездо для специального ключа, а также специальные кнопки в нише с дверкой.

Вместо запираемой дверки для закрытия ниши можно использовать стекло толщиной не менее 4 мм, которое разбивают в случае необходимости для переключения лифта в режим “перевозка пожарных подразделений”.

Лифты для пожарных, устанавливаемые в общественных зданиях, в которых осуществляется контроль за входящими в здание лицами, допускается не оборудовать нишей для размещения специального ключа и специальных кнопок.

6.8. Аппараты и устройства (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т. п.), на работу которых оказывают вредное воздействие дым и повышенная температура, в конструкции лифта для пожарных применять не допускается.

6.9. Должно быть предусмотрено световое табло в кабине и на основном посадочном этаже, показывающее местоположение кабины и направление ее движения.

6.10. В режиме работы лифта “перевозка пожарных подразделений” должна быть обеспечена переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ, если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.

6.11. Энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для электроприемников I категории согласно пп. 1.2.17 и 1.2.18 ПУЭ . При этом в общественных зданиях высотой более 50 м от уровня подъезда пожарных машин до низа оконных проемов верхнего этажа (не считая верхних технических этажей) энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для особой группы электроприемников I категории.

7. Методы контроля

7.1. Конструкции, оборудование и материалы, применяемые в лифтах для пожарных, подлежат испытаниям на огнестойкость и пожарную опасность.

Перечень конструкций, оборудования и материалов лифтов для пожарных, для которых необходимо проведение испытаний, включает в себя:

противопожарные двери шахт;

противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений;

воздуховоды приточной противодымной вентиляции;

противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции;

силовые и слаботочные электрокабели систем электропитания и связи пожарных лифтов;

материалы кабин.

7.2. Противопожарные двери шахт лифтов для пожарныхподлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2 .

7.3. Противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2 и на дымогазопроницаемость согласно требованиям “Методики испытания дверей и ворот на дымогазопроницаемость” (ВНИИПО МВД России, 1994), действующей до введения в действие НПБ “Двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость”.

7.4. Воздуховоды приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ 239 .

7.5. Противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ 241 ПУБЭЛ .

При проведении полного и периодического технических освидетельствований должна проверяться работоспособность лифта в режимах “пожарная опасность” и “перевозка пожарных подразделений”.

7.9. Системы приточной противодымной вентиляции лифтов для пожарных подлежат приемо-сдаточным и периодическим испытаниям согласно требованиям НПБ 240 .

Рис. 1 . Примеры размещения лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскими лифтами:

1– лифт для пожарных;2– пассажирские лифты; 3 –противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости EI 60; 5 – ограждающие конструкции общей шахты с пределом огнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 7 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении

Рис. 2 . Примеры размещения лифта для пожарных в обособленной (выгороженной) шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами:

1 – лифт для пожарных; 2 – пассажирские лифты; 3 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости E 30; 5 – ограждающие конструкциишахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл; 7 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла в дымогазонепроницаемом исполнении; 8 – ограждающие конструкции шахты пассажирских лифтов с пределами огнестойкости, установленными соответствующими СНиП

Рис. 3 . Примеры размещения лифта для пожарных у наружной стены общественного или производственного здания (сооружения):

1 – лифт для пожарных; 2 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 3 – ограждающие конструкциишахты с пределом огнестойкости REI 120; 4 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 5 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении

Пожарные лифты, предназначенные для перевозок пожарных подразделений, как правило, устанавливаются в зданиях с большим количеством людей, где в случае пожара, необходима быстрая мобилизация, эвакуация пассажиров и доставка пожарных подразделений к месту возгорания. Пожарный лифт должен быть устроен таким образом, чтобы беспрепятственно перевозить бригады из нескольких человек на нужные этажи, а также быть полностью оснащённым необходимым оборудованием.

В первую очередь, грузоподъемность пожарных лифтов по требованиям технического регламента должна быть не менее 630 кг для того, чтобы иметь возможность перевозки большого количества человек. Помимо этого, в силу своей специфичности, пожарные лифты должны быть пригодны для транспортирования спасаемых людей и людей на носилках, а поэтому, должны иметь соответствующие габариты – размеры кабины по регламенту должны быть не менее 1м 10 см х 2 м 10 см, при этом ширина дверного проёма – не меньше 80 см.Отдельное внимание в техническом регламенте уделено крыше кабины лифта. В ней должен быть обязательно оборудован люк, размеры которого не должны быть меньше чем 50 х 70 см, при этом для пожарных лифтов, грузоподъёмность которых 630 кг, допускается уменьшить размеры люка минимум до 40 х 50 см.Также, пожарные лифты должны иметь особые материалы для отделки и облицовки стен, потолков, купе кабины. В первую очередь, они должны быть особо прочными и иметь группу горючести Г2, то есть умеренногорючие, продолжительность самостоятельного горения которых не более 30 секунд, а также, группу воспламеняемости В2, то есть умеренновоспламеняемые, имеющие величину критической плоскости теплового потока не более 35 киловатт на квадратный метр. Кроме того, все материалы в кабине лифта должны принадлежать к группе умеренной токсичности.

Важно отметить, что лифты для перевозки пожарных должны иметь возможность работы в режимах «Пожарная опасность» и «Перевозка пожарных подразделений». Разные режимы необходимы для того, чтобы лифт правильно действовал в обеих этих ситуациях, и мог доставить пассажиров и пострадавших на нижний этаж в любой ситуации, а также оперативно доставить пожарные подразделения к месту возгорания.Необходимо также, чтобы в режиме «Перевозка пожарных подразделений» кабина лифта для была оборудована средствами для подключения к системе двусторонней переговорной связи между диспетчерским пунктом или центральным пультом управления системы противопожарной защиты, а также с основным посадочным этажом. При этом, в целях экономии времени, переговорная связь из кабины лифта должна осуществляться без применения телефонных трубок.

ГОСТ Р 52382-2010

(ЕН 81-72:2003)

Группа Ж22

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лифты пассажирские

ЛИФТЫ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ

Passenger lifts. Firefighters lifts

ОКС 91.140.90

ОКП 48 3611

Дата введения 2010-10-14

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "МОС ОТИС"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 августа 2010 г. N 212-ст

4 В настоящем стандарте реализованы требования технического регламента "О безопасности лифтов"

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому региональному стандарту ЕН 81-72:2003 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Специальные применения пассажирских и грузопассажирских лифтов. Часть 72. Лифты для пожарных" (ЕН 81-72:2003 Safety rules for the construction and installation of lifts. Particular applications for passenger and goods passenger lifts. Part 72: Firefighters lifts).

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского регионального стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ.

Дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации выделены курсивом.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского регионального стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5)

6 ВЗАМЕН ГОСТ Р 52382-2005

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" 22 июля 2008 г. был принят Федеральный закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 782 был принят технический регламент о безопасности лифтов.

С целью учета положений вышеупомянутых технических регламентов, уточнения и разграничения требований к объектам технического регулирования: к лифтам и противопожарным требованиям к установке лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях возникла необходимость пересмотра ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003) "Лифты пассажирские. Лифты для пожарных".

Настоящий стандарт устанавливает требования непосредственно к конструкции лифтов для пожарных и из него исключены положения, не относящиеся к объекту технического регулирования "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности".

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на пассажирские лифты, соответствующие общим требованиям безопасности по ГОСТ Р 53780, а также специальным требованиям безопасности, установленным настоящим стандартом.

1.2 Настоящий стандарт распространяется на новые лифты, устанавливаемые в новые и реконструируемые здания, а также на замену лифтов в существующих зданиях.

1.3 Настоящий стандарт может быть использован в качестве базы при модернизации находящихся в эксплуатации лифтов.

1.4 Настоящий стандарт может быть использован при сертификации лифтов.

1.5 Настоящий стандарт не предусматривает использование лифтов с частичным ограждением шахты в качестве лифтов для пожарных.

1.6 Действие настоящего стандарта ограничивается моментом проникновения опасных факторов пожара и воды в холл или тамбур-шлюз лифта для пожарных.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51032-97 Материалы строительные. Метод испытания на распространение пламени

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТС 14798:2006) Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска

ГОСТ Р 53770-2010 (ИСО 4190-1-1999) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры

ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 30244-94 Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть

ГОСТ 30402-96 Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 53296 *, а также следующие термины с соответствующими определениями:

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 53296-2009. - Примечание изготовителя базы данных.

3.1 лифт, предназначенный для транспортирования пожарных во время пожара (лифт для пожарных): Пассажирский лифт, обеспечивающий перемещение пожарных на этажи зданий (сооружений) для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара ("Технический регламент о безопасности лифтов").

3.2 назначенный этаж: Этаж, определенный в соответствии со стратегией эвакуации во время пожара для перемещения пассажиров из кабины лифта к безопасному выходу из здания или в безопасную зону.

3.3 система пожарной сигнализации здания (сооружения): Совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста ("Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

4 Перечень важнейших опасностей

4.1 Требования настоящего стандарта установлены с учетом анализа рисков, выполненного по ГОСТ Р 53387 в отношении опасностей, опасных ситуаций и событий, идентифицированных как важнейшие для лифтов для пожарных и требующих принятия мер по устранению или уменьшению риска.

4.2 Перечень важнейших опасностей и опасных ситуаций, учтенных в настоящем стандарте:

Общие опасности для лифтов;

Опасность блокирования/застревания лифта;

Задержка действий пожарных;

Комбинация опасностей;

Отказ (сбой) в работе системы управления;

Ошибочные действия пожарных, пассажиров (человеческий фактор);

Вандализм на объектах установки лифтов.

4.3 В настоящем стандарте не рассматриваются следующие опасности:

Блокирование людей в лифтовом холле на этажах, не обслуживаемых лифтами;

Проникновение опасных факторов пожара и воды в лифтовый холл и/или шахту, в помещения для размещения лифтового оборудования;

Разрушение здания, прежде чем пожарные прекратят использование лифта для пожарных.

5 Требования безопасности и/или защитные меры

5.1* Требования к строительным конструкциям и оборудованию систем противопожарной защиты, по предотвращению при помощи строительных мероприятий проникновения воды, используемой для тушения пожара, в шахты и машинные помещения лифтов для пожарных, а также требования к электроснабжению лифтов для пожарных по ГОСТ Р 53296.

_______________

* Выполнение данных требований не входит в область ответственности изготовителей (поставщиков) лифтов.

5.2 Основные параметры и размеры лифтов для пожарных

Основные параметры и размеры лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям технического регламента о безопасности лифтов.

5.2.1 Грузоподъемность лифта для пожарных должна быть не менее 630 кг.

5.2.2 Размеры кабин, грузоподъемность и скорость лифтов для пожарных - по ГОСТ Р 53770.

5.2.3 Лифты для пожарных, в которых предусматривается возможность транспортирования спасаемых людей на носилках, должны иметь достаточные для этого размеры кабины, но не менее 1100 2100 мм или 2100 1100 мм .

5.2.4 Ширина дверного проема кабины и шахты должна быть не менее 800 мм.

5.2.5 Скорость перемещения кабины лифта, м/с, должна быть не менее определяемой по формуле ( - высота подъема кабины, м).

5.2.6 На основном посадочном этаже около проема дверей шахты лифта для пожарных должна быть маркировка в виде пиктограммы, приведенной в приложении А.

5.3 Высвобождение пожарных из застрявшей в шахте кабины

5.3.1 В крыше кабины лифта для пожарных должен быть оборудован люк. Размер люка в свету должен быть не менее 0,5 0,7 м. Для лифтов грузоподъемностью 630 кг допускается выполнять люк размером в свету не менее 0,4 0,5 м. Люк должен отпираться (закрываться) ключом, предназначенным для перевода лифта в режим "Перевозка пожарных подразделений" в соответствии с 5.6.2.1, перечисление а).

5.3.2 Конструкцией подвесного потолка (при его наличии в кабине) должна быть предусмотрена возможность его открывания или устранения для обеспечения доступа пожарных к люку без применения специального инструмента. Открывание подвесного потолка может производиться с помощью ключа, который переводит лифт в режим "Перевозка пожарных подразделений" в соответствии с 5.6.2.1, перечисление а).

5.3.3 Применение переносной лестницы для обеспечения возможности, при необходимости, пожарным покинуть кабину лифта - в соответствии с приложением Б.

5.4 Применяемые материалы

5.4.1 Требования к материалам ограждающих конструкций купе кабины (стены, пол, потолок и двери) и материалам дверей шахт лифтов для пожарных - по ГОСТ Р 53296.

5.4.2 Пожарно-технические характеристики материалов отделки (облицовки) поверхностей стен и потолков купе кабины лифтов для пожарных должны быть не ниже следующих:

- группа горючести Г2 по ГОСТ 30244;

- группа воспламеняемости В2 по ГОСТ 30402;

ГОСТ 12.1.044;

ГОСТ 12.1.044.

Пожарно-технические показатели материалов отделки (облицовки) толщиной до 0,3 мм не нормируются. В зданиях, оборудованных системами контроля и управления доступом населения и посетителей, пожарно-технические показатели облицовочного слоя толщиной до 1,2 мм не нормируются.

5.4.3 Пожарно-технические характеристики материалов покрытий пола кабины лифтов для пожарных должны быть не ниже следующих:

- группа распространения пламени РП2 по ГОСТ Р 51032;

- группа дымообразующей способности Д3 по ГОСТ 12.1.044;

- группа токсичности при горении Т2 по ГОСТ 12.1.044.

5.4.4 Плафоны устройств стационарного электрического освещения кабины лифта для пожарных следует изготовлять из материалов группы воспламеняемости не ниже В2 по ГОСТ 30402.

5.5 Двери кабины и шахты лифтов для пожарных

Двери кабины и шахты лифтов должны отвечать требованиям ГОСТ Р 53296.

5.6 Система управления лифтом для пожарных

Система управления лифтом должна обеспечивать выполнение режимов:

- "Пожарная опасность" (фаза 1);

- "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2).

5.6.1 Режим работы лифта "Пожарная опасность".

5.6.1.1 Перевод лифта в режим "Пожарная опасность" (фаза 1) должен производиться по команде из автоматической системы пожарной сигнализации здания (сооружения), при поступлении которой кабина лифта должна быть отправлена на основной посадочный этаж. В случае обнаружения системой автоматической пожарной сигнализацией опасных факторов пожара на основном посадочном этаже допустима подача команды на перемещение кабины лифта на другой (альтернативный) назначенный этаж. Данная возможность должна быть оговорена при заказе лифта.

Дополнительно допустима установка специального переключателя, промаркированного пиктограммой (см. приложение А) и расположенного в лифтовом холле на основном посадочном этаже на расстоянии не более 2,0 м по горизонтали от края дверного проема лифта для пожарных на высоте 0,9-1,8 м. Специальный переключатель должен иметь позиции "0" и "1", при переводе которого ключом по 5.6.2.1, перечисление а), из позиции "0" в позицию "1" лифт должен переходить в режим "Пожарная опасность" (фаза 1).

5.6.1.2 Аппараты и устройства лифта, расположенные на этажных площадках и дверях шахты (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т.п.), на работу которых могут оказать воздействие дым и повышенная температура, не должны препятствовать переходу лифта в режим "Пожарная опасность".

5.6.1.3 При включении режима "Пожарная опасность" все устройства безопасности должны оставаться в рабочем состоянии, за исключением устройства контроля дверного проема, а также контроля несанкционированного проникновения в шахту.

5.6.1.4 В кабине лифта для пожарных при поступлении команды на включение режима "Пожарная опасность" должен быть предусмотрен звуковой сигнал о включении режима и необходимости устранить возможные препятствия закрытию дверей. Сигнал должен быть настроен на уровень звука 35-65 дБ . Звуковой сигнал выключается при закрытии дверей кабины и шахты в режиме "Пожарная опасность".

5.6.1.5 Во время нахождения лифта в режимах "Ревизия", "Управление из машинного помещения", а также при срабатывании электрических контактов цепи безопасности при возникновении пожара в здании подаваемый звуковой сигнал по 5.6.1.4 указывает обслуживающему персоналу о необходимости, если это возможно, перевести лифт в режим "Нормальная работа". Это позволит выполнить команду на включение режима "Пожарная опасность". Звуковой сигнал может быть прекращен после включения лифта в режим "Пожарная опасность".

5.6.1.6 После поступления команды по 5.6.1.1 система управления лифтом для пожарных автоматически переходит в режим "Пожарная опасность" (фаза 1). В режиме "Пожарная опасность" (фаза 1) алгоритм работы лифта для пожарных обеспечивает следующее:

а) все вновь поступающие приказы в кабине лифта и вызовы с этажных площадок не регистрируются и не принимаются для исполнения;

б) все ранее зарегистрированные приказы и вызовы аннулируются;

в) находящийся на любом этаже лифт должен закрыть двери и без промежуточных остановок следовать на основной посадочный (назначенный) этаж;

г) лифт, движущийся в направлении от основного посадочного (назначенного) этажа, должен остановиться на ближайшем этаже без открывания дверей, изменить направление движения и следовать на основной посадочный (назначенный) этаж;

д) лифт, движущийся в направлении основного посадочного (назначенного) этажа, должен продолжать свое движение без промежуточных остановок на основной посадочный (назначенный) этаж;

е) по прибытии лифта для пожарных на основной посадочный (назначенный) этаж двери кабины и шахты автоматически открываются и остаются в открытом положении.

Дальнейшее движение кабины лифта для пожарных может осуществляться только по приказу, подаваемому пожарными с поста управления в кабине лифта пожарными в режиме "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2);

ж) переход лифта в режим "Пожарная опасность" должен быть независим от выхода из строя пассажирских лифтов, связанных с лифтом для пожарных общим групповым управлением.

и) двухсторонняя громкоговорящая связь по ГОСТ Р 53780 должна оставаться в рабочем состоянии.

5.6.1.7 Команда на перевод в режим "Пожарная опасность" для каждого лифта, включая лифт для пожарных, даже если лифты объединены системой группового управления, подается отдельно.

5.6.1.8 На основном посадочном этаже в лифтовых холлах пассажирских лифтов может размещаться сигнальная информация, например, в виде табло размером не менее 100 100 мм, приведенном в приложении В. Табло должно включаться при включении режима "Пожарная опасность".

5.6.2 Режим работы лифта "Перевозка пожарных подразделений"

5.6.2.1 В режиме "Перевозка пожарных подразделений" алгоритм работы лифта для пожарных обеспечивает следующее:

а) включение режима "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2) осуществляется после завершения режима "Пожарная опасность" (фаза 1).

Работа лифта в режиме "Перевозка пожарных подразделений" не должна зависеть от выхода из строя пассажирских лифтов, связанных с лифтом для пожарных общим групповым управлением.

Перевод лифта в режим "Перевозка пожарных подразделений" должен осуществляться при помощи универсального ключа, вставляемого в треугольную ключевину, расположенную на панели управления или рядом с ней. Универсальный ключ поворачивается из позиции "Выключено" (позиция "0") в позицию "Включено" (позиция "1"). Универсальный ключ должен иметь возможность выниматься из гнезда только в позиции "0";

б) приказ для движения подается путем нажатия кнопки приказа на панели управления с номером нужного этажа. После нажатия кнопки двери должны начать закрываться, при этом кнопку приказа необходимо держать в нажатом положении до полного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия должно привести к автоматическому открыванию дверей. Допускается проводить закрытие дверей при помощи специальной кнопки "Закрытие дверей", причем действия с этой кнопкой должны быть аналогичны описанным с кнопкой приказа. Может быть подан и зарегистрирован только один приказ. Зарегистрированный приказ должен иметь световую индикацию на посту управления кабины;

в) местоположение кабины должно быть отображено на световых табло в кабине и на этаже входа пожарных в здание;

г) во время движения кабины по зарегистрированному приказу допускается возможность его отмены и регистрация нового приказа;

д) открывание дверей остановившейся на этаже кабины возможно только путем постоянного нажатия на кнопку открытия дверей. Если до полного открытия дверей нажатие на кнопку открытия дверей прекращается, то двери должны автоматически закрываться;

е) при закрытых дверях перевод ключа в кабине из позиции "1" в позицию "0" должен автоматически перевести лифт в режим "Пожарная опасность";

ж) при переводе ключа из позиции "1" в позицию "0" при нахождении кабины лифта на любом этаже с открытыми дверями в режиме "Перевозка пожарных подразделений" кабина остается в таком положении и никакие подаваемые приказы не выполняются до перевода ключа в позицию "1";

и) устройства контроля дверного проема, средства для предотвращения пуска кабины при несанкционированном проникновении в шахту лифта, контакты безопасности контроля закрывания люка кабины должны быть отключены в режиме работы "Перевозка пожарных подразделений";

к) в режиме "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2) двусторонняя громкоговорящая связь согласно 5.8.1 должна оставаться в рабочем состоянии;

л) при завершении работы лифта в режиме "Перевозка пожарных подразделений" движение лифта становится возможным после возвращения лифта в режим "Нормальная работа". Возвращение лифта в режим "Нормальная работа" должно осуществляться только после проведения осмотра лифта уполномоченным лицом и выявления отсутствия повреждений, влияющих на безопасность лифта.

5.7 Система связи лифта для пожарных

5.7.1 Кабина лифта для пожарных должна быть оборудована средствами для подключения к системе двусторонней переговорной связи и обеспечения связи в режиме "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2) между диспетчерским пунктом или центральным пультом управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ), если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.

5.7.2 Переговорная связь из кабины лифта должна осуществляться без применения телефонных трубок.

6 Подтверждение выполнения требований безопасности и/или защитных мер

Проверка выполнения требований безопасности и защитных мер на лифтах для пожарных, предусмотренных разделом 5, должна осуществляться в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 - Подтверждение соответствия

Пункт настоящего стандарта

Визуальная проверка

Проверка соответствия технической документации стандарту

Измерения

Проверка соответствия лифта технической документации

Функциональные испытания

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

Примечание - Знак "+" означает, что данный вид проверки выполняется, знак "-" - не выполняется.

Результаты визуальной проверки должны подтвердить наличие маркировки, регламентированных стандартом устройств, руководства по эксплуатации.

Результатом проверки соответствия технической документации является подтверждение соблюдения требований настоящего стандарта в технической документации.

Результаты измерений должны подтвердить, что измеряемые размеры соответствуют требованиям настоящего стандарта.

Результаты проверки соответствия лифта технической документации являются подтверждением того, что лифт изготовлен в соответствии с технической документацией.

Результатом функциональных испытаний является подтверждение того, что лифт функционирует так, как это предусмотрено настоящим стандартом.

Приложение А

(обязательное)

Пиктограмма лифта для пожарных

Исполнение пиктограммы:

Основная часть пиктограммы белая;

Фон пиктограммы - красный;

Размер пиктограммы на этажной площадке 100 100 мм;

Размер пиктограммы на приказном посту около ключевины 20 20 мм.

Приложение Б

(справочное)

Применение переносной лестницы*

_______________

* Данные требования не входят в область ответственности изготовителей (поставщиков) лифтов.

Б.1 В лифтовом холле на основном посадочном (назначенном) этаже, где осуществляется вход пожарных в кабину лифта, должны быть предусмотрены ниша или шкаф, в которых размещается переносная лестница. Ниша или шкаф должны быть оснащены дверью, которая закрывается (отпирается) ключом, предназначенным для перевода лифта в режим "Перевозка пожарных подразделений" согласно 5.6.2.1, перечисление а).

Б.2 Размеры переносной лестницы должны позволять осуществить следующие действия:

Перед переводом лифта в режим "Перевозка пожарных подразделений" пожарные должны достать эту лестницу и внести в кабину лифта;

С помощью указанной лестницы в аварийной ситуации пожарные могут подняться к люку в крыше кабины и, открыв люк (с учетом 5.3.2), выйти на эту крышу;

С крыши кабины с помощью указанной лестницы подняться к замку двери шахты и вручную открыть ее;

Открыв дверь шахты, пожарные могут покинуть шахту, воспользовавшись указанной лестницей.

Приложение В

Табло "Вход запрещен"*

_______________

* Наименование Приложения В (рекомендуемое) в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Рисунок В.1

Исполнение табло:

- поле табло - красного цвета;

- запрещающая часть - белого цвета.

Приложение ДА

(обязательное)

Сведения о соответствии ссылочных национальных и межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном европейском региональном стандарте

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного национального стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта

ГОСТ Р 51032-97

ГОСТ Р 53296-2009

ГОСТ Р 53387-2009

MOD

ИСО/ТС 14798:2006 "Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология оценки и снижения риска"

ГОСТ Р 53770-2010

MOD

ИСО 4190-1:1999 "Лифтовая установка. Часть 1. Лифты классов I, II, III и IV"

ГОСТ Р 53780-2010

MOD

ЕН 81-1:1998 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 1. Лифты электрические"

ЕН 81-2:1998 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 2. Лифты гидравлические"

ГОСТ 12.1.044-99*

ГОСТ 30244-94

ГОСТ 30402-96

ГОСТ 30444-97

Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

MOD - модифицированные стандарты.

_________________

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 12.1.044-89. - Примечание изготовителя базы данных.

Приложение ДБ

(справочное)

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем европейского регионального стандарта EН 81-72:2003

Таблица ДБ.1

Структура настоящего стандарта

Структура европейского регионального стандарта EН 81-72:2003

Введение

Введение

1 Область применения

1 Область применения

3 Термины и определения

3 Термины и определения

4 Перечень важнейших опасностей

5 Требования безопасности и/или защитные меры

6 Подтверждение выполнения требований безопасности и/или защитных мер

Информация для пользователя

Приложение А (справочное) Концепция борьбы с пожаром в высотных зданиях

Приложение В (справочное) Размещение пожарных лифтов в зданиях

Приложение С (справочное) Энергоснабжение зданий для лифтов для пожарных

Приложение D (справочное) Защита лифтов в зданиях от воды при борьбе с пожаром

Приложение Е (справочное) Концепция пожарозащищенных отсеков в зданиях

Приложение А (обязательное) Пиктограмма лифта для пожарных

Приложение FА Пиктограмма лифта для пожарных

Приложение Б (справочное) Применение переносной лестницы

Приложение G (справочное) Примеры эвакуации пожарных из лифта

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальное издание

М.: Стандартинформ, 2010



О том, что строго запрещено пользоваться пассажирскими лифтами как в жилых многоквартирных домах, так и в общественных зданиях для эвакуации из них в случае возникновения пожара знают большинство людей, не прогуливавших уроки ОБЖ; реально, а не только на бумаге прошедших в специализированных центрах, в организации/на предприятии. Действительно, как показывает печальная статистика, они после отключения электроснабжения здания, заполнения лифтовых шахт дымом, часто превращаются в смертельную ловушку, из которой нет выхода.

Но, есть и исключение из правил – это пассажирские лифты, предназначенные также для безопасной оперативной перевозки пожарных, или специальные лифты, установленные исключительно для этой цели.

Чем конструктивно, какими техническими, эксплуатационными характеристиками они в лучшую сторону в части обеспечения безопасности отличаются от других своих «собратьев» по быстрой транспортировке людей на этажи, отметки зданий, инженерных, технологических сооружений пойдет речь в этой статье.

Правила установки в зданиях

Лифт для перевозки пожарных подразделений при делении строения на в обязательном порядке устанавливается в его каждой части. При использовании во время возведения лифтовой шахты стальных строительных элементов необходима для обеспечения, требуемого нормами, предела стойкости к огню.

Монтаж таких лифтов ведется в ходе строительства зданий/сооружений, реконструкции существующих, замене выработавших свой эксплуатационный ресурс пассажирских лифтов.

Пожарный лифт обычно не должен соединять наземные и подземные уровни здания/сооружения. Допустимо наличие остановок в наземных и двух подземных уровнях, включая цоколь. При наличии в здании три более подземных уровней требуется установка отдельного пожарного лифта с остановками на каждой отметке здания или сооружения.

Не только шахты таких лифтов, но и холлы/тамбуры в подземных этажах оснащаются самостоятельными системами/установками приточной вентиляции, создающими избыточное давление воздуха, вытесняющего дым из них.

При обеспеченности зданий, производственных объектов водяными монтаж или в холлах, тамбурах пожарных лифтов, а также непосредственно перед ними на отметке/этаже недопустим.

В то же время эти помещения защищаются пожарными извещателями установки АПС здания.

Режимы работы

Существует три режима. Пожарные нормы для лифтов говорят об этом следующее:

  • Перевозка пассажиров в нормальном повседневном режиме.
  • «Пожарная опасность» – режим установленной последовательности действий управляющей системы, который предписывает его принудительное движение на основной этаж посадки пассажиров, кроме команд непосредственно из кабины и поступающих по пути вызовов с этажей/отметок. По прибытии на посадочный, как правило, первый этаж лифт стоит с открытой дверью (дверями) до прибытия первого пожарного расчета.
  • «Перевозка пожарных подразделений» – алгоритм, обеспечивающий движение лифта, исключительно по командам пожарных из кабины. Это происходит не с помощью сенсорной панели, а только посредством нажимной не фиксируемой кнопки. При этом двери не открываются автоматически по прибытии на выбранную отметку здания, а исключительно по команде из кабины. Открытие происходит небыстро, что дает пожарным возможность оценки ситуации, подачи команды на закрывание дверей в случае непосредственной опасности.

Область применения

Согласно нормам ПБ пожарные лифты обязательны к установке на следующих объектах в:

  • зданиях учреждений для детей, престарелых, инвалидов, если высота здания превышает 10 м.
  • высотных жилых домах больше 50 м.
  • общественных, административных, производственных зданиях/сооружениях выше 28 м.
  • подземных автостояночных комплексах – при количестве этажей более двух.

Сегодня пожарные лифты становятся неотъемлемой инженерной системой противопожарной защиты современных жилых, общественных комплексов, новых производственных, инженерных объектов, технологических установок.

Когда нужен пожарный лифт и даже при его наличии, он не всегда используется. Почему – это непростой вопрос. Вызвано, это тем, что мало выполнить эту довольно сложную инженерную систему здания в полном соответствии с нормами ПБ, проектной документацией, обеспечив безопасность при использовании в условиях пожара; но и обеспечить его правильное обслуживание, ответственную эксплуатацию, взаимодействие специалистов инженерных служб объекта и сотрудников территориального подразделения МЧС.

Не секрет, что наученные печальным опытом использования такого инженерного оборудования, пожарные не без серьезных на то оснований, для чего достаточно вспомнить пожар на Останкинской телебашне; часто довольно скептически, крайне настороженно относятся к необходимости использования пожарных лифтов не в ходе учений, а в реальной обстановке по прибытии к месту вызова. Многие считают, что вести разведку, тушение пожара, лучше используя традиционные , а не полагаться на волю зачастую непредсказуемых технических устройств, становясь их заложниками в прямом смысле этого слова.

Конечно, это ни в коей мере не говорит о том, что нужно отказаться от этой инженерной системы. Для этого есть как минимум две важных причины: их установка обусловлена обязательными нормативными требованиями; а их использование экономит время, силы пожарных в ходе разведки, тушения очага, следовательно, повышает шансы на спасение людей, оперативную ликвидацию пожара.

Регламент работы и документация

В целом пожарные лифты аналогично другим подобным устройствам, предназначенным для перемещения в многоэтажных зданиях/сооружениях должны соответствовать «Техническому регламенту о безопасности лифтов», утвержденному Правительством РФ в 2009 году.

Для обеспечения безопасной и долговременной эксплуатации пожарных лифтов ГОСТы требуют, кроме регулярного обслуживания, проведения периодических и полных технических освидетельствований этих важных инженерных систем здания, в том числе в режимах «пожарная опасность», «перевозка пожарных подразделений».

Схожие требования предъявляются к противодымной вентиляции лифтовых шахт, холлов/тамбуров.

По всем результатам обслуживания, переосвидетельствований ведется, заполняется соответствующая техническая документация согласно установленным нормам.

Предлагаем Вам ознакомится с образцами лифтов зарубежных коллег, как видно из видео, этот лифт используются для перевозки пассажиров, но внутри предусмотрен специальный люк, для подразделений пожарной охраны. Если сотрудникам противопожарной службы понадобится данный лифт, то с помощью специального ключа, он может быть переведен в нужный режим работы