Правила призыва на военную службу. Как происходит призыв в армию, какой установлен порядок

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663
"Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации"

В соответствии со статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 23, ст. 2857);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 39 "О внесении дополнения в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 5, ст. 392).

Положение
о призыве на военную службу граждан Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, определяет порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (далее - призывники).

II. Порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе

2. Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации.

Нормы призыва на военную службу устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования, имеющего статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, и доводятся:

до высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - штабами соответствующих военных округов;

до главы местной администрации - соответствующим военным комиссариатом.

3. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности призывной комиссии выделяются и оборудуются необходимые территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников.

4. В целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований):

а) разрабатывает и согласовывает с главой местной администрации план проведения призыва на военную службу;

б) оказывает необходимую помощь организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) в выполнении установленных законодательством Российской Федерации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва на военную службу;

в) представляет заявки руководителям медицинских организаций на выделение требуемых врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, а также в орган местного самоуправления - на выделение технических работников и предоставление средств связи, транспортных и других материальных средств, необходимых для подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу;

г) участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования;

д) вносит в призывную комиссию предложение о предварительном предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, или о необходимости освобождения его от призыва на военную службу, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу;

е) организует при содействии органа местного самоуправления и должностных лиц организаций проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу, и работы по разъяснению населению законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам исполнения воинской обязанности;

ж) организует учет призывников, уклоняющихся от призыва на военную службу, и в случае необходимости направляет в органы внутренних дел материалы на этих призывников;

з) обеспечивает отбор и своевременную подготовку материалов для проведения проверок органами федеральной службы безопасности граждан, подлежащих призыву на военную службу, для исполнения специальных обязанностей военной службы;

и) обеспечивает членов призывной комиссии нормативными правовыми актами и иной документацией, необходимой для проведения призыва на военную службу;

к) выполняет в пределах своей компетенции иные задачи по вопросам призыва на военную службу.

5. Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

6. Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) (далее - повестки).

7. Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

8. После принятия решения о создании призывной комиссии ее председатель - глава местной администрации или иной представитель местной администрации совместно с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) составляет график работы призывной комиссии, на основании которого в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) разрабатываются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии.

9. Явка призывников, проживающих за пределами населенных пунктов, в которых создаются призывные комиссии, проводится, как правило, в организованном порядке в сопровождении представителей организаций.

10. Розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки.

12. В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности.

13. Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

14. Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.

15. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.

16. Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы.

17. При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

18. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.

19. Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

20. Призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе.

21. По завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет решения о призыве граждан на военную службу, отмененные призывной комиссией субъекта Российской Федерации или судом, о чем в протоколе заседания призывной комиссии и учетных картах призывников делаются мотивированные записи.

22. При отмене решения о призыве на военную службу в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, делается запись об отмене решения призывной комиссии о призыве на военную службу, заверяется подписью военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) - заместителя председателя призывной комиссии и печатью военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований). Аналогичная запись делается в учетной карте призывника.

24. В целях обеспечения организованной отправки граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы, формирования воинских эшелонов (команд) и передачи их представителям воинских частей по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выделяются и оборудуются территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского осмотра и контрольного медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников (далее - сборный пункт).

При необходимости по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть выделен и оборудован для совместного использования один сборный пункт, работу которого организует военный комиссариат при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот сборный пункт.

25. Для организации работы сборного пункта военным комиссариатом при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации создается временный штат администрации сборного пункта под руководством начальника сборного пункта. Начальник сборного пункта подчиняется начальнику отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата.

26. Указания о порядке и сроках направления призывников на сборные пункты доводятся до военных комиссариатов муниципальных образований военными комиссариатами после получения ими из штаба соответствующего военного округа выписки из плана отправки в войска (силы) граждан, призванных на военную службу.

27. Призывники обязаны прибыть в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для последующей отправки на сборный пункт в исправной одежде и обуви по сезону.

28. Явка призывников в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для последующей отправки на сборный пункт назначается исходя из установленного срока прибытия их на сборный пункт. При этом учитывается время, необходимое в последующем для обеспечения призывников вещевым имуществом, ознакомления с ними представителей воинских частей и формирования воинских эшелонов (команд).

На сборный пункт призывники направляются в организованном порядке в сопровождении представителей военных комиссариатов муниципальных образований и организаций.

29. На сборном пункте призывники обеспечиваются вещевым имуществом по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

Во время нахождения на сборном пункте они обеспечиваются питанием по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

На сборном пункте при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации организуется продажа товаров первой необходимости, а также проводится воспитательная и культурно-массовая работа с призывниками.

30. На сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3 процентов от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости для пополнения воинских эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам. Призывников, находящихся в резерве, возвращать в военные комиссариаты муниципальных образований запрещается.

31. До убытия со сборного пункта к месту прохождения военной службы в отношении граждан, призванных на военную службу и не имеющих воинских званий, издается приказ военного комиссара о присвоении воинского звания рядового, а в отношении граждан, призванных на военную службу и имеющих воинские звания, издается приказ военного комиссара о направлении их к месту прохождения военной службы. В документах персонального учета этих граждан (военном билете, персональной электронной карте (для граждан, направляемых для прохождения военной службы в Вооруженные Силы Российской Федерации) и учетно-послужной карточке) делаются соответствующие записи о присвоении воинского звания (о направлении к месту прохождения военной службы) и о дате убытия со сборного пункта. В военном билете и учетно-послужной карточке все записи заверяются подписью военного комиссара (начальника отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата) и печатью военного комиссариата, а в персональной электронной карте записи заверяются усиленной неквалифицированной электронной подписью военного комиссара (начальника отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата).

32. Решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации об отмене решения нижестоящей призывной комиссии и о принятии одного из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", заносятся в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации, который в тот же день подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

Личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5-дневного срока с даты принятия этих решений возвращаются в военные комиссариаты муниципальных образований.

33. В течение 15 дней с даты окончания призыва глава местной администрации - председатель призывной комиссии совместно с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) информирует высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об итогах призыва.

В течение 25 дней с даты окончания призыва высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - председатель призывной комиссии субъекта Российской Федерации совместно с военным комиссаром представляет в Министерство обороны Российской Федерации доклад об итогах призыва.

Раздел III. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований

34. При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и , подпунктом "в" пункта 3 , пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.

Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

35. Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.

36. В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении его заключением военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для получения документов воинского учета.

Воинская служба - почетная обязанность. Российская армия - в числе сильнейших в мире, даже по признанию экспертов из ведущих зарубежных держав. И потому многие молодые ребята мечтают попасть в ее ряды. Тому способствует принцип комплектования Вооруженных сил РФ. Значительный процент офицеров армии нашей страны - контрактники. Однако прохождение службы по призыву - важнейшее условие боеспособности Вооруженных сил России. Рассмотрим нюансы, связанные с организацией зачисления в армию новобранцев.

Служба в армии: законодательный аспект

Общие принципы, отражающие функции государственной армии, а также обязанности граждан по отношению к службе в Вооруженных силах зафиксированы уже на уровне Конституции РФ. Призыв на военную службу в РФ регулируется ФЗ "О воинской обязанности", принятым 6 июля 2006 года. Данный правовой акт регулирует практически все аспекты, актуальные для комплектования Вооруженных сил РФ призывниками, а также кадрами по контракту.

Конкретно призыв в армию регулируется 4-м разделом рассматриваемого ФЗ. В частности, в самом его начале, в 22-й статье, указывается, кто может быть призван на службу в ВС РФ. Начнем, таким образом, с этого аспекта.

Кто подлежит призыву?

Прохождение военной службы по призыву - обязанность всех граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. В числе ключевых критериев - нахождение на воинском учете, а также отсутствие статуса пребывающего в запасе Вооруженных сил. В свою очередь, не могут быть призваны в армию россияне, которые в официальном порядке получили освобождение от соответствующей обязанности, те, у кого есть отсрочка, а также граждане, которые по тем или иным причинам не подлежат зачислению в ряды ВС РФ.

Освобождение от призыва

Рассмотрим аспект, касающийся освобождения от призыва в армию. Во-первых, это возможно, если гражданин признан не годным к службе в ВС РФ в силу состояния здоровья. Есть закрепленный законодательно перечень заболеваний, которые могут быть препятствием к зачислению человека в армию. В числе ключевых источников соответствующих сведений - Постановление РФ № 123, принятое 25 февраля 2003 г. Во-вторых, освобождаются от призыва, конечно же, те, кто уже зачислен в ряды армии РФ, отслужил и уволился, а также те, кто проходит службу в альтернативном порядке. В-третьих, не призываются граждане, которые уже находились в рядах ВС других государств.

В ФЗ "О воинской обязанности" есть формулировки, в соответствии с которыми у отдельных категорий граждан есть право на то, чтобы освободиться от призыва в ВС РФ. Так, например, могут не пойти в армию люди с официальной ученой степенью - кандидаты и доктора наук. Также право на освобождение имеют сыновья или братья военнослужащих, отдавших за Родину свою жизнь в период службы по призыву.

Конечно, обладатели ученых степеней могут пойти по желанию в армию. Правда, призывниками они могут стать, только если им еще не исполнилось 27 лет. После - только на контрактной основе.

Кто не подлежит призыву

Есть категории граждан, для которых прохождение военной службы по призыву в законодательном порядке запрещено. Так, не могут быть зачислены в ряды ВС РФ парни, которые отбывают наказание в тюрьме, арестованные или люди с судимостью, которая не погашена. А также лица, в отношении которых правоохранительные органы ведут следствие, или же которым предстоит участвовать в качестве обвиняемых в уголовном судебном процессе.

Отсрочка

Законодательство РФ предусматривает вариант, при котором призыв на военную службу может быть перенесен. Существуют различные виды отсрочки от зачисления в ВС РФ. Рассмотрим их специфику.

Отсрочку могут получить граждане, получивших статус временно не годных к зачислению в ВС РФ. Срок, в течение которого человека не могут призвать - до одного года.

Получить отсрочку также могут граждане, которые ухаживают за больными ближайшими родственниками (если этого больше некому делать, а также при условии, что аналогичную функцию не выполняют государственные органы). Опекуны братьев или сестер, которым еще нет 18 лет, также могут не идти в армию до совершеннолетия подопечных.

Призыв на военную службу в установленном законом порядке переносится, если у гражданина есть ребенок, и он воспитывает его сам. Также мужчина может не идти в армию, если у него двое и более детей. При этом если у призывника один ребенок, но его жена вновь беременна (срок - 26 недель и более), то также дается отсрочка. То же касается гражданина, воспитывающего ребенка с инвалидностью, которому нет 3 лет.

Если человек служит в силовых органах, пожарной службе, на таможне - при условии, что он отучился в специализированных ведомственных образовательных структурах - то на период работы в соответствующих учреждениях он может воспользоваться правом не идти в армию. Правда, при этом гражданин должен обладать специальным званием.

Отсрочку от призыва в армию имеют депутаты Госдумы, а также парламентских структур субъектов федерации и муниципальных образований. Аналогично мэры городов и главы районов также временно освобождаются от службы в ВС РФ - пока находятся на соответствующих должностях. Можно отметить, что и кандидаты на рассматриваемые государственные и муниципальные посты получают отсрочку - пока участвуют в выборах.

В числе самых распространенных оснований для отсрочки - обучение в учебных заведениях. Если человек получает среднее образование, то он может не идти в армию до 20 лет. Если в вузе - освобождается на все время учебы. Или пока актуален установленный законом возраст призыва на военную службу. Аналогично - если человек учится в аспирантуре. Таким образом, призыв на военную службу студентов не осуществляется, но только если их статус (как слушателя того или иного заведения) на момент проведения кампаний по зачислению в армию подтвержден. Но если они отчислены, то военкомат вышлет им повестку в период осеннего или весеннего призыва.

Еще вариант, при котором зачисление в ВС РФ может быть отложено: гражданин России призывного возраста, годный к армии и не имеющий оснований для отсрочек, находится за границей. Призвать его из-за рубежа, конечно же, военкомат не вправе. Однако по возвращении человека из-за границы в период весеннего или осеннего призыва соответствующие структуры вполне могут вручить ему повестку.

Сроки призыва

Организация призыва на военную службу осуществляется в определенные сроки. Это происходит два раза в год. С 1 апреля по 15 июля идет весенний призыв. Юридическое основание для него - соответствующий указ Президента РФ. С 1 октября по 31 декабря организуется осенний призыв. Указанные сроки могут отличаться применительно к проведению кампаний по зачислению граждан РФ в армию в некоторых районах Крайнего Севера или на территориях, приравненных к ним. Там весенний призыв проходит с 1 мая по 15 июля. Аналогично, если человек работает преподавателем. Осенний призыв на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях - с 1 ноября по 31 октября. То есть соответствующие сроки заметно сокращаются. Также законом определено, что осенний призыв в отношении граждан, которые заняты на сельскохозяйственных работах, проходит с 15 октября по 31 декабря.

Аспекты организации

Рассмотрим аспекты, касающиеся организации призыва россиян в армию. Первый этап - это обеспечение явки гражданина на медицинский осмотр и последующее заседание территориальной призывной комиссии, ответственной за зачисление в ВС РФ новобранцев. Далее - в рамках сроков, утвержденных законом, призывник должен явиться в военкомат по месту регистрации, а затем отправиться к месту несения службы. Коммуникации между военным комиссариатом и гражданами, которые подлежат призыву, осуществляются посредством повесток.

Кроме призывной комиссии, призыв граждан на военную службу подразумевает участие и ряда иных структур. Каких именно? Прежде всего, это вышестоящая призывная комиссия субъекта РФ. Также если военкомат определит, что человек намеренно избегает армии, то инициируется передача необходимых сведений о личности призывника в компетентные правоохранительные органы.

Деятельность территориальной призывной комиссии

Рассмотрим, каков порядок призыва на военную службу граждан РФ в аспекте деятельности соответствующей комиссии. Каковы обязанности данной структуры? Прежде всего, это принятие по факту исследования личной информации о призывнике (главным образом медицинского характера) решений, связанных с прохождением службы в общем порядке или альтернативным способом, предоставлением отсрочки, освобождением от зачисления человека в ВС РФ или определением гражданина в запас.

Комиссия определяет, в какой род войск должен быть направлен гражданин, зачисляемый в армию. Решения, принятые рассматриваемой структурой, фиксируются в рамках документа установленной формы. Призывник может запросить его копию. Решение призывной комиссии может быть обжаловано в вышестоящих структурах. Собственно, полезно будет рассмотреть специфику работы соответствующих органов подробнее.

Особенности комиссий на уровне субъектов

Призывные комиссии, таким образом, существуют не только на уровне муниципальных территорий, но также и в привязке к политической структуре субъекта федерации. На практике это можно проследить уже на примере принципов формирования таких ведомств. В частности, призывные комиссии на уровне субъекта федерации формируются высшим должностным лицом региона. Специфика деятельности данных структур в некоторой степени подобна работе территориальных комиссий. Так, в компетенцию рассматриваемых учреждений входит медосмотр, освидетельствование на предмет возможного освобождения от службы в армии, а также работа с заявлениями граждан, считающих, что призывная комиссия на нижестоящем уровне отработала не вполне качественно (в аспекте вынесения решения относительно пригодности их к службе).

Комиссии на уровне субъектов также разрабатывают различные методические рекомендации, касающиеся деятельности нижестоящих структур в военкоматах, проверяют, корректно ли предоставляются отсрочки, правильно ли поняты сотрудниками локальных призывных комиссий критерии освобождения граждан от зачисления в армию. Рассматриваемые учреждения также проверяют, насколько обоснованны решения локальных структур, отражающие географию распределения новобранцев по местам службы.

Призывные комиссии, работающие на уровне субъектов, вправе отменять решения, принятые нижестоящими структурами. При этом соответствующее учреждение принимает одно из альтернативных. То есть если, например, отменено решение, касающееся определения гражданина непригодным к службе, то сразу же оформляется сценарий, связанный, к примеру, с зачислением человека в армию посредством вручения повестки.

В свою очередь, если призывник не согласен с решением комиссии на уровне субъекта РФ, то он может его обжаловать через суд. При этом определенные учреждением сценарии не могут быть реализованы, пока результат судебного слушания не вступит в законную силу.

Если пришла повестка

Призыв на военную службу подразумевает, что гражданин должен относиться к зачислению в армию как к обязанности. Можно отметить тот факт, что повестка из военкомата - не просто формальность, а документ, прямо предписывающий человеку явиться в соответствующий орган на медосмотр. Получать ее нужно под расписку. Если человек проигнорирует содержание повестки, то в отношении него на законных основаниях может быть инициировано дело об уклонении от призыва в армию РФ.

Сколько нужно служить в армии?

Сейчас срок военной службы по призыву - один год. Это, надо сказать, исторически один из самых коротких периодов. Например, до 2007 года служить нужно было вдвое дольше, чем сейчас. Был сравнительно небольшой период, с 1993 по 1996 гг., когда россияне призывались в армию на полтора года. Но затем срок выполнения воинского долга в ВС увеличился. С 2007-го начался постепенный переход к службе в течение одного года.

Особенности службы в армии РФ

Военнослужащие - это граждане, которые имеют особый статус. Если человек попал в армию по призыву, он также имеет основные права и обязанности соответствующей категории лиц. В частности, служба в ВС РФ часто связана с работой со сведениями, содержащими государственную тайну. Военнослужащие не имеют права участвовать в различных акциях и забастовках. Стоит вместе с тем отметить, что спектр прав и обязанностей солдат-призывников и офицеров, находящихся в армии по контракту, в ряде позиций существенно отличается.

Призыв в армию наряду с контрактной формой зачисления военнослужащих - ключевой механизм комплектования состава ВС РФ. Есть сведения, что в обозримом будущем состав Вооруженных сил России будет пополняться также и гражданами иностранных государств. Но пока успешный призыв - в числе ключевых факторов обороноспособности страны. И потому военные комиссариаты, организуя весеннюю и осеннюю комиссии по призыву, подходят к своей работе с особой ответственностью.

Традиционно служба в российской армии считается почетной обязанностью. И это может быть не только военная подготовка. Призывники, которые служат в войсках, могут в ряде случаев принимать участие в реальных боевых действиях. Особенности военной службы по призыву вместе с тем предполагают главным образом активную подготовительную работу. Это может осуществляться в том числе и посредством участия солдат в военных учениях, которые в последние годы проводятся в армии РФ достаточно регулярно и в довольно больших масштабах.

Принципы военной службы

Служба в армии - это прежде всего порядок. Который подкрепляется беспрекословностью принципа "приказы не обсуждаются". Единоначалие - другой важнейший аспект армейского порядка, и он закреплен в Уставе Вооруженных Сил России. Командир обладает распорядительной властью в отношении подчиненных в полном объеме при условии персональной ответственности за свои действия.

В числе ключевых обеспечивающих функционирование российских Вооруженных сил, - ФЗ "Об обороне". В нем присутствуют положения, отражающие то, каким образом должно осуществляться взаимодействие тех или иных структур власти при решении задач, связанных с защитой суверенитета государства. Другой значимый закон - "О статусе военнослужащих".

Отмеченный нами выше ФЗ "О воинской обязанности" - также в перечне важнейших. В самом начале статьи мы отметили, что к числу основополагающих источников права в аспекте организации армии можно отнести также и Конституцию РФ. В 59-й статье основного закона России сказано, что защита Отечества - это долг и обязанность каждого гражданина страны.

Классификация уставов

Документы, регламентирующие ход военной службы, быт солдат, принципы ведения боевых действий в армии РФ - уставы. В современных российских Вооруженных силах есть несколько типов соответствующих источников - боевые и общевоинские. Каковы их особенности?

Уставы, относимые к общевоинским, устанавливают общие для всех видов ВС России принципы, согласно которым должны выстраиваться взаимоотношения между офицерами, их права и обязанности. В период призыва на военную службу новобранец в обязательном порядке знакомится с соответствующими принципами. Какие именно документы относятся к общевоинским? Прежде всего, это Устав внутренней службы ВС РФ. Также аналогичный документ функционирует и в отношении гарнизонных и караульных структур армии. Есть дисциплинарный и строевой Уставы ВС РФ.

В свою очередь, существуют соответствующие документы, которые относятся к категории боевых. Такие уставы базируются на ключевых формулировках национальной военной доктрины РФ, а также опыте ведения боевых действий. Данного рода источники могут быть использованы в ходе практического задействования армии в условиях войны.

Введение………………………………………………………………………….. 2

    Порядок призыва на военную службу…………………………………....4

    1. Этапы призыва……………………………………………………....4

      Сроки военной службы………………………………………......…6

      Отсрочка от призыва…………………………………………......…7

    Альтернативная служба……………………………………………………8

Заключение…………………………………………………………………….…10

Список использованной литературы…………………………………………...11

Введение

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, представляющий собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства.

Служба в Вооруженных Силах – важный этап в биографии каждого мужчины. Ведь сегодня в российской армии большое внимание уделяется физической подготовке, дисциплине, воспитанию ответственности и умению постоять за себя и своего боевого товарища. Долг, честь, служба Отечеству – вот главные составляющие мотивации военной службы. Призыв осуществляется на основании Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. (сокращённо ЗВОВС) с изменениями, внесенными в 2000-2002 годах Федеральными законами.

Законом установлены:

а) правила и порядок:

Воинского учёта,

Присвоения офицерских воинских званий гражданам, закончившим ВУЗы с военными кафедрами,

Призыва на военную службу,

Поступления на военную службу по контракту гражданским лицам и военнослужащим;

Военной службы по призыву,

Призыва на военные сборы и их прохождения

б) ответственность за невыполнение обязанностей:

По воинскому учёту,

По призыву на военную службу,

По призыву на военные сборы,

Военнослужащих.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, разделены Законом на 2 категории:

1) граждане, не пребывающие в запасе,

2) граждане, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера - это выпускники гражданских Вузов с военными кафедрами, которые будучи студентами 2 или 3 курса заключили (добровольно!) с Министерством обороны РФ контракт “О военном обучении по программе по программе подготовки офицеров запаса и военной службе по призыву”. В этом контракте (договоре), возможность и правила заключения которого определены Гражданским кодексом РФ, предусмотрены обязательства сторон и основания для расторжения контракта.

Во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, силовые ведомства издали приказы, которыми они руководствуются по вопросам, касающимся призыва граждан на военную службу и прохождения военной службы.

  1. Порядок призыва на военную службу

    1. Этапы призыва

Призыв осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря, но не раньше, чем будет издан соответствующий указ Президента РФ. Своим указом Президент может сократить, но не продлить сроки призыва. Согласно п. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу призывников включает в себя:

    явку на медицинское освидетельствование;

    явку на заседание призывной комиссии;

    явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы;

    нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Таким образом, и медицинское освидетельствование, и заседание призывной комиссии, и мероприятия по организации и осуществлению отправки к месту прохождения военной службы соотносятся с таким правовым институтом, как «призыв на военную службу», как частное с общим, а в своей совокупности и составляют призыв. Говоря языком образов и схем,

Призыв = медицинское освидетельствование + заседание призывной комиссии + организация отправки.

Будучи элементами призыва, рассматриваемые мероприятия могут производиться только в сроки призыва. Практикуемые врачами военных комиссариатов медицинские освидетельствования в марте и сентябре и отправки в войсковые части в январе незаконны. Результаты медицинского освидетельствования до начала призывной кампании ничтожны и не имеют юридической силы. Это не означает, что с практической точки зрения нельзя являться по повестке на медицинское освидетельствование, скажем, в сентябре: согласитесь, интересно узнать, как отнесутся к медицинским документам призывника врачи в то время, когда они связаны сроками призыва, и призывная комиссия не имеет возможности вынести решение о призыве и, тем более, осуществить отправку к месту прохождения военной службы.

    Граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооружённых Сил РФ. В настоящее время такого перечня не существует;

    Граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

    Граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.

Важно отметить, что каждый этап призыва имеет в своём завершении юридически значимые последствия.

Медицинское освидетельствование завершается вынесением врачами-специалистами и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, заключения о годности гражданина к военной службе . Заключение предопределяет содержание решения призывной комиссии.

На заседании призывной комиссии выносится решение о призыве на военную службу (об освобождении от призыва, о предоставлении отсрочки от призыва, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о зачислении в запас). От содержания решения зависит проведение отправки к месту прохождения военной службы. Таким образом, отправка – не обязательный, а факультативный элемент призыва.

В рамках отправки к месту прохождения военной службы определяется правовой статус гражданина. Согласно п. 10 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», гражданин теряет статус призывника и приобретает статус военнослужащего в день присвоения воинского звания рядового приказом военного комиссара.

И заключение врача, и решение призывной комиссии, и действия должностных лиц, выразившиеся в отправке к месту прохождения военной службы, и решение о присвоении воинского звания можно оспорить в суде.

Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста. От призыва на военную службу освобождается гражданин:

    признанный негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;

    проходящий или прошедший военную службу;

    прошедший военную службу в вооруженных силах другого государства;

    имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

    гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Уже к 18-летию каждый юноша начинает понимать, что призыв на срочную службу не ограничивается поголовной отправкой на распределительный пункт, а представляет из себя последовательность мероприятий, которые проводятся по линии Министерства обороны и направлены на предварительный отбор контингента по ряду показателей.

Процедура отправки юношей на воинскую стезю имеет под собой вполне определенный законодательный фундамент. Порядок призыва граждан на военную службу прописан в ФЗ о воинской обязанности. Этот закон периодически претерпевает определенные изменения, поэтому при уточнении каких-либо вопросов необходимо пользоваться самой последней редакцией. Постановлением Правительства разработано более подробное положение для определения алгоритма проведения осенней или весенней кампании, а также сформулированы основные правила призыва.

Постановка на первичный воинский учет

В любом муниципальном образовании обязательно создано структурное подразделение, которое занимается военно-учетной и мобилизационной работой. В большинстве своем оно представлено в виде военного комиссариата, а там, где нет возможности его создать, обязанности берут на себя органы местного самоуправления.

Весной и осенью создается военная комиссия, куда входят представители разных государственных структур. Целью работы этой комиссии является обследование юношей по психологическим тестам, определение уровня интеллектуального развития и, конечно же, медицинское обследование. В результате юноша получает , как подтверждение того, что он поставлен на воинский учет.

Кто должен явиться по требованию военкомата

На первичный воинский учет должны быть поставлены все без исключения юноши, которым исполнилось 17 лет, а призвать в армию можно только ограниченный контингент. В возрастном диапазоне, который начинается с 18 лет и заканчивается 27 годами, граждане вызываются в военкомат повесткой для прохождения срочной службы, но есть ряд исключений:

  • От армии освобождаются лица с категорией годности «В», «Г», «Д». Строго говоря, категория «Г» предоставляет лишь временную отсрочку на полгода или на год.
  • Если возраст гражданина лежит вне указанного диапазона, то он не считается призывником.
  • Отбывающие наказания за различные преступления не попадают под призыв в армию.
  • Отсрочка может быть предоставлена не только по здоровью, но и для получения образования, по уходу за нуждающимися родственниками и по некоторым другим семейным обстоятельствам.
  • Граждане РФ, которые проживают за пределами государства, освобождены от исполнения воинской обязанности.

Периоды призывной кампании

Противостояние военкомата и призывника закончится еще не скоро, поэтому обе стороны идут на различные ухищрения для достижения своих целей. В качестве совета приводим тот факт, что порядок призыва на военную службу предусматривает вызов повесткой только в период призывной кампании (не путать с постановкой на учет). Она объявляется указом Президента два раза в год:

  1. Так называемый весенний призыв начинается в апреле и заканчивается в середине июля.
  2. Осенняя же кампания начинается с октября и длится ровно три месяца.

Предусмотрены некоторые корректировки для жителей северных регионов, работников сельского хозяйства и образовательных учреждений.

Нюансы в получении повестки из военкомата

Единственным способом, по которому происходит документально подтвержденное приглашение юноши в военный комиссариат, является вручение повестки. Несомненно, на гражданина накладываются определенные обязательства после того, как в его руках оказался подобный документ, но все же о правах тоже нужно сказать пару слов.

Повестку нельзя отправлять по почте или передавать третьим лицам. Ее вручает только представитель военного комиссариата под роспись гражданина. В особых случаях на это может быть уполномочено лицо, ответственное за воинский учет в муниципальном образовании (работодатель, директор школы или колледжа, представитель местной власти).

За то, что призывник не явился по повестке, ему предусматривается административная, а в случае грубых нарушений, уголовная ответственность. Однако это произойдет лишь тогда, когда юноша распишется в получении. В противном случае предъявить претензии просто невозможно. На этом обычно и играли те, кто пытался уклониться от службы.

Сейчас лучше с этим не шутить, так как с 2014 года действует закон, согласно которому мужчина в 27 лет, если он не прошел службу, может получить вместо военного билета справку. Изменить это решение в некоторых случаях можно через суд, но в любом случае, беспокойная жизнь вам обеспечена.

Мало кто знает обо всех изменениях в законодательстве, а тем временем, с 2017 года введено такое замечание в правила призыва, которое обязывает призывника «выйти из тени» не позднее, чем две недели после начала призывной кампании. Все повестки могут условно делиться на три типа:

  1. одни обязывают явиться для прохождения медицинского освидетельствования;
  2. другие – на заседание военной комиссии;
  3. последняя повестка служит для отправки в армейские подразделения.

Нередко военкомат идет на небольшие хитрости, приглашая призываемых для сверки документов и уже на месте вручая им повестки. Уклониться от такого «подарка» уже невозможно.

Алгоритм проведения призыва

По отдельности все этапы мы рассмотрели, осталось собрать воедино картину призыва на службу. Данный алгоритм может реализовываться несколькими способами, так как юноша создает семью или идет учиться, поэтому рассмотрим несколько вариантов развития событий.

  • Медицинское освидетельствование – заседание комиссии – присвоение категории «А» или «Б» — первичный учет – отправка в ряды ВС.
  • Категория «В» — отправка в запас.
  • Категория «Д» — снятие с учета.

Для граждан, проходящих медкомиссию, предусмотрена , но по ее завершении призывник снова является в военкомат. Отсрочка по другим предусмотренным причинам может продливаться, вплоть до достижения непризывного возраста. В этом случае, без срочной службы гражданину выдается военный билет.

Военный призыв - это обязательная общепринятая форма, которая позволяет выполнить каждого гражданина государства. Чтобы призыв прошел по всем правилам, существует целый ряд организационных мероприятий, которые проводятся ответственными за это органами власти, активно принимает участие также и местное управление.

В чем заключается суть призыва на службу?

Сперва стоит отметить, что призываться могут все граждане, которые достигли определенного возраста, как правило, в законе прописаны ограничения, поэтому с уверенностью можно говорить, что призывниками являются молодые люди от 18 до 27 лет. Для призыва имеются свои сроки, например, по закону РФ граждане могут призываться с 1 апреля до 15 июля, а также с 1 октября и до 31 декабря, всего два раза за двенадцать месяцев.

Стоит помнить также об ограничениях, например, в определенных местах может немного смещаться, но это все связано с месторасположением, так граждане Крайнего Севера призываются с 1 мая, а граждане, которым необходимо принимать активное участие в сельскохозяйственных работах, призываются после проведения этих работ.

Как организовывается призыв на службу?

Призыв граждан на военную службу, которые не числятся в запасе, происходит в несколько этапов:

1. Изначально призывник должен явиться на обследование.

2. Комиссия выдает молодому человеку заключение, где указывается, что он годен для службы, а в указывается категория.

3. После комиссии и признании призывника годным для службы он в назначенное время должен прийти в комиссариат, чтобы отправиться на место своей службы.

Решение, имеет ли право призывник поступать на службу, дается только комиссией, так как существует множество нюансов, на которые обращается внимание. Вердикт комиссии вполне реально обжаловать, но исключительно в судебном порядке.

Какие призывники должны приниматься на воинскую службу?

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят комиссию, где специалисты распределяют категории. Если у комиссии возникают вопросы по поводу пригодности, то молодого человека перенаправляют на амбулаторное либо стационарное лечение, после чего он проходит комиссию снова. Призывникам могут назначаться такие категории:


Существует большое количество оговорок в законе, в котором четко указано, что есть определенные категории молодых людей, которые не могут отдать долг Родине по причинам, не связанным со здоровьем.

Кто освобождается от призыва на воинскую службу?

Военный призыв распространяется не на всех, в законе прописаны все те категории граждан, которые освобождаются от службы.


Когда дается отсрочка?

Молодой человек, призывающийся в армию, может воспользоваться правом на отсрочку, но она дается в определенных случаях:

  1. Призывник может быть признанным не годным из-за проблем со здоровьем, в таком случае ему дается отсрочка сроком на один год, после чего ему снова необходимо проходить комиссию.
  2. Военный призыв не осуществляется по отношению к молодым людям, которые вынуждены следить за больными родителями или другими близкими родственниками.
  3. В случае когда молодой человек является опекуном не достигшего совершеннолетия родственника.
  4. Призывник, воспитывающий ребенка без матери или у которого есть двое несовершеннолетних детей.
  5. Не призываются в армию мужчины, поступившие на службу в полицию или в пожарную часть.
  6. Право на отсрочку дается призывникам, у которых беременная жена, при этом срок должен быть не менее чем 26 недель.

Можно ли не прийти в комиссариат и какое наказание ждет призывника?

Военный призыв предусматривает то, что каждый призывник обязан явиться , исключением могут послужить отдельные случаи:

  1. Например, если призывник не явился в определенное время в комиссариат из-за увечья, то он обязан предоставить специальную справку о потере своей трудоспособности.
  2. Также уважительной причиной является резкое ухудшение здоровья близких родственников.
  3. Неявка в комиссариат может быть по другим причинам, которые абсолютно не зависят от призывника.

Если призывник не явился в военный комиссариат в указанное время, то гражданина будут считать уклоняющимся от службы, а в таком случае в законе предусматривается административное наказание.

Стоит отметить, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут освобождаться от службы, если во время службы у них для этого появляются серьезные основания.


3. Если военнослужащий был лишен звания из-за дисциплинарного нарушения.

4. Если ребенок военнослужащего остался по каким-то причинам без матери, и он является единственным опекуном.

Все причины отсрочки и увольнения со службы рассматриваются в индивидуальном порядке, после чего выносится решение, также если призывник наоборот хочет поступить на службу, но по состоянию здоровья комиссия его не допускает, он может обжаловать это решение в суде.