Правила проведения сертификации продукции. Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации 

Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.

Сертификация продукции включает следующие основные этапы:

  • подачу заявки на сертификацию;
  • рассмотрение и принятие решения по заявке;
  • проведение необходимых проверок (анализ документов, испытания, проверка производства и т. п.);
  • анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
  • выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия;
  • инспекционный контроль за сертифицированным объектом в соответствии со схемой сертификации.
  • 1. Подача заявки на сертификацию

Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, а при его отсутствии - в Госстандарт РФ или другой государственный орган управления.

Формы заявок на проведение сертификации продукции (работ, услуг, систем качества, производств) приведены в правилах по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе», утвержденных постановлением Госстандарта России 17.03.98 г. № 12.

При наличии нескольких органов по сертификации заявитель может обратиться в любой из них при условии, что в область аккредитации органа по сертификации включен заявляемый объект.

2. Рассмотрение и принятие решения по заявке

Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее 15 дней после ее получения направляет заявителю решение по заявке.

  • 3. Проведение необходимых проверок
  • а) Отбор, идентификация образцов и их испытания.

К сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению и имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции, в соответствии с законодательством РФ.

Образцы для испытания, как правило, отбираются представителем органа по сертификации, испытательной лабораторией или представителями территориальных органов Госстандарта.

Орган по сертификации должен проинформировать заявителя о порядке отбора образцов, объеме выборки, нормативном документе, в соответствии с которым проводится отбор, и порядке обращения (движения) образцов в процессе сертификации продукции.

При сертификации продукции у заявителя-изготовителя отбираются образцы из числа готовой продукции, принятой соответствующими службами и подготовленной для реализации. У заявителя-продавца проводится такая же процедура отбора, только в его присутствии. В случае если продукция не растаможена, необходимо присутствие таможенника.

Этапы движения образцов в ходе испытаний фиксируются в специальном журнале. По окончании испытаний образцы возвращаются заявителю. Если образцы приведены в негодное для использования состояние, составляется акт на их списание. Если правилами сертификации однородной продукции предусмотрено хранение контрольного образца, то при отборе продукции выбирается контрольный образец с целью сохранения наглядности сертифицированной продукции и возможной ее идентификации. Он хранится в испытательной лаборатории или у заявителя. Срок хранения должен соответствовать сроку действия сертификата или сроку годности продукции.

Срок хранения образцов, требования к маркировке или учету, порядок списания устанавливаются в испытательной лаборатории руководителем по качеству и по каждой конкретной заявке согласуются с заявителем.

Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.

б) Оценка производства.

В зависимости от выбранной схемы сертификации проводится анализ состояния производства, сертификация производства либо системы качества. Метод оценки производства указывается в сертификате соответствия продукции.

4. Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия

Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для заключения о соответствии продукции заданным требованиям. По результатам анализа на основе этих данных составляется заключение эксперта. На основании этого документа орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия.

При отрицательном заключении эксперта орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе с указанием причин. В этом случае орган по сертификации также должен уведомить соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя, продавца продукции (или исполнителя работ) для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной продукции (или выполнения работ, оказания услуг).

5. Выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия

На продукцию, для которой по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, выдается сертификат соответствия. Эта продукция маркируется знаком соответствия согласно с установленным порядком. Знак соответствия наносят на продукцию (тару, упаковку), сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации.

Изготовитель получает право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия, получив лицензию от органа по сертификации.

Обычно в каждой системе принят свой знак. Сертификаты в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в государственном реестре.

На виды продукции, к которым установлены особые требования в области безопасности (например, санитарные, ветеринарные и др.), сертификат выдается только при наличии гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного и других видов сертификатов.

Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации, но не более 3 лет.

6. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом в соответствии со схемой сертификации (за сертифицированной продукцией)

Проводится, если предусмотрен схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия (но не реже 1 раза в год). Внеплановые проверки назначаются органом по сертификации в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций и контролирующих органов. Цель инспекционного контроля заключается в подтверждении соответствия реализуемой продукции установленным требованиям. Общие правила инспекционного контроля за конкретными видами сертифицированной продукции устанавливаются в документах, определяющих правила по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий и правила сертификации однородной продукции.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом, который хранится в органе по сертификации.

Орган по сертификации имеет право приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

Первое возможно, когда изготовитель продукции по согласованию с органом по сертификации может принять корректирующие меры по устранению несоответствий и снова представить образец продукции на подтверждение соответствия, по возможности без повторных испытаний.

Корректирующие мероприятия назначает орган по сертификации. Он также устанавливает срок выполнения этих мероприятий и контролирует их проведение изготовителем. Изготовитель обязан уведомить потребителей об опасности пользования продукцией. Если результат корректирующих мероприятий положительный, орган по сертификации возобновляет действие сертификата и обязует изготовителя применять другую маркировку изделия, о чем информируются участники сертификации. В противном случае действие сертификата и лицензии на знак соответствия аннулируется.

1. Сертификация продукции проводится органами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и дополнительными требованиями, изложенными в статье 148 настоящего Федерального закона.

2. Сертификация включает в себя:

1) подачу изготовителем (продавцом) заявки на проведение сертификации и рассмотрение представленных материалов аккредитованным органом по сертификации;

2) принятие аккредитованным органом по сертификации решения по заявке на проведение сертификации с указанием ее схемы;

3) оценку соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

4) выдачу аккредитованным органом по сертификации сертификата или мотивированный отказ в выдаче сертификата;

5) осуществление аккредитованным органом по сертификации инспекционного контроля сертифицированной продукции, если он предусмотрен схемой сертификации;

6) осуществление изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий при выявлении несоответствия продукции требованиям пожарной безопасности и при неправильном применении знака обращения на рынке.

3. Процедура подтверждения соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона включает в себя:

1) отбор и идентификацию образцов продукции;

2) оценку производства или сертификацию системы качества (производства), если это предусмотрено схемой сертификации;

3) проведение испытаний образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;

4) экспертизу документов, представленных изготовителем (продавцом) (в том числе технической документации, документов о качестве, заключений, сертификатов и протоколов испытаний), в целях определения возможности признания соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

5) анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата.

4. Заявитель может обратиться с заявкой на проведение сертификации в любой аккредитованный орган по сертификации, имеющий право проведения таких работ.

5. Заявка на проведение сертификации оформляется заявителем на русском языке и должна содержать:

1) наименование и местонахождение заявителя;

2) наименование и местонахождение изготовителя (продавца);

3) сведения о продукции и идентифицирующие ее признаки (наименование, код по общероссийскому классификатору продукции или код импортной продукции в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, применяемой в Российской Федерации), техническое описание продукции, инструкцию по ее применению (эксплуатации) и другую техническую документацию, описывающую продукцию, а также декларируемое количество (серийное производство, партия или единица продукции);

4) указание на нормативные документы по пожарной безопасности;

5) схему сертификации;

6) обязательства заявителя о выполнении правил и условий сертификации.

6. Аккредитованный орган, осуществляющий сертификацию, в течение 30 суток со дня подачи заявки на проведение сертификации направляет заявителю положительное или отрицательное решение по его заявке.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Отрицательное решение по заявке на проведение сертификации должно содержать мотивированный отказ в проведении сертификации.

8. Положительное решение по заявке на проведение сертификации должно включать в себя основные условия сертификации, в том числе информацию:

1) о схеме сертификации;

2) о нормативных документах, на основании которых будет проводиться сертификация соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

3) об организации, которая будет проводить анализ состояния производства, если это предусмотрено схемой сертификации;

4) о порядке отбора образцов продукции;

5) о порядке проведения испытаний образцов продукции;

6) о порядке оценки стабильности условий производства;

7) о критериях оценки соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

8) о необходимости предоставления дополнительных документов, подтверждающих безопасность продукции.

9. Подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона включает в себя, если это предусмотрено схемой сертификации:

1) отбор контрольных образцов и образцов для испытаний;

2) идентификацию продукции;

3) испытания образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;

4) оценку стабильности условий производства;

5) анализ представленных документов.

10. Отбор образцов продукции (контрольных образцов и образцов для испытаний) проводится в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

11. Допускается в качестве контрольных образцов использовать образцы продукции, подвергшиеся сертификационным испытаниям, если их идентификационные признаки и показатели, проверяемые при сертификации, остались неизменными.

12. Образцы продукции, отобранные для испытаний и в качестве контрольных, должны быть по конструкции, составу и технологии изготовления идентичны продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

13. Заявитель (изготовитель, продавец) прилагает к образцам документы, подтверждающие приемку продукции изготовителем (продавцом) и ее соответствие нормативным документам, по которым выпускается продукция (или их копии), а также необходимые технические документы, состав и содержание которых приведены в решении аккредитованного органа по сертификации по заявке на проведение сертификации.

14. После отбора образцов должны быть приняты меры защиты от подмены образцов или ошибок в их идентификации.

15. Контрольные образцы подлежат хранению в течение срока действия сертификата.

16. Идентификацию проводят как при отборе образцов, так и при испытании продукции с целью удостоверения, что представленные образцы действительно относятся к сертифицируемой продукции.

17. Идентификация состоит в сравнении основных характеристик образцов продукции, указанных в заявке на проведение сертификации продукции и технической (сопроводительной) документации на нее, и маркированных характеристик на образце, упаковке (таре) и в сопроводительных документах.

18. При сертификации партии продукции дополнительно проверяется соответствие ее фактического объема заявляемому объему.

19. Результаты идентификации при проведении испытаний отражаются в протоколе испытаний (отчете об испытаниях).

20. Испытания в целях сертификации проводятся по заказу аккредитованного органа по сертификации.

21. Испытания проводятся испытательными лабораториями, прошедшими аккредитацию на право проведения работ.

22. В случае отсутствия испытательной лаборатории, аккредитованной на техническую компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, усложняющей транспортирование образцов, увеличивающей стоимость испытаний и удлиняющей сроки их проведения, допускается проведение испытаний в целях сертификации испытательными лабораториями, аккредитованными только на техническую компетентность, независимыми от изготовителя или потребителя сертифицируемой продукции. Такие испытания проводятся под контролем представителей аккредитованного органа по сертификации. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает аккредитованный орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение.

23. По результатам испытаний испытательные лаборатории оформляют протоколы испытаний и передают их в аккредитованный орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению в испытательной лаборатории в течение срока службы (годности) сертифицированной продукции, но не менее 3 лет после окончания срока действия выданных на их основании сертификатов или решений об отказе в выдаче сертификатов.

24. Протокол испытаний (отчет об испытаниях) должен содержать следующую информацию:

1) обозначение протокола испытаний (отчета об испытаниях), порядковый номер и нумерацию каждой страницы протокола, а также общее количество страниц;

2) сведения об испытательной лаборатории, проводившей испытания;

3) сведения об аккредитованном органе по сертификации, поручившем проведение испытаний;

4) идентификационные сведения о представленной на испытания продукции, в том числе об изготовителе продукции;

5) основание для проведения испытаний;

6) описание программы и методов испытаний или ссылки на стандартные методы испытаний;

7) сведения об отборе образцов;

8) условия проведения испытаний;

9) сведения об использованных средствах измерений и испытательном оборудовании;

10) проверяемые показатели и требования к ним, сведения о нормативных документах, содержащих эти требования;

11) фактические значения показателей испытанных образцов, в том числе промежуточные, в соответствии с необходимыми критериями оценки и с указанием расчетной или фактической погрешности измерений;

12) сведения об испытаниях, выполненных другой испытательной лабораторией;

13) дату выпуска протокола испытаний (отчета об испытаниях).

25. Протокол испытаний (отчет об испытаниях) должен быть подписан всеми лицами, ответственными за их проведение, утвержден руководителем (заместителем руководителя) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) и скреплен печатью аккредитованной испытательной лаборатории (центра). К протоколу испытаний (отчету об испытаниях) прилагается акт отбора образцов со всеми приложениями к нему.

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Протокол испытаний (отчет об испытаниях) должен включать необходимый объем информации, позволяющей получить аналогичные результаты в случае проведения повторных испытаний. Если результатом какого-либо испытания является качественная оценка соответствия продукции установленному требованию, в протоколе испытаний (отчете об испытаниях) приводится информация, на основании которой получен результат.

27. Не допускаются исправления и изменения в тексте протокола испытаний (отчета об испытаниях) после его выпуска.

28. Не допускается размещение в протоколе испытаний (отчете об испытаниях) общих оценок, рекомендаций и советов по устранению недостатков или совершенствованию испытанных изделий.

29. Протокол испытаний (отчет об испытаниях) распространяется только на образцы, подвергнутые испытаниям.

30. Анализ производства проводится с целью установления необходимых условий для изготовления продукции со стабильными характеристиками, проверяемыми при сертификации.

31. Оценка стабильности условий производства должна выполняться не ранее чем за 12 месяцев до дня выдачи сертификата на основе анализа состояния производства (схемы 2с и 4с) или сертификации производства или системы качества производства (схема 5с).

32. Основанием для проведения анализа состояния производства является решение аккредитованного органа по сертификации. Аккредитованный орган по сертификации может поручить проведение проверки состояния производства организации, имеющей в своем штате экспертов по сертификации данной продукции или экспертов по сертификации производства и систем качества производства. В этом случае оформляется обоснованное письменное поручение аккредитованного органа по сертификации.

33. При проведении анализа состояния производства должны проверяться:

1) технологические процессы;

2) технологическая документация;

3) средства технологического оснащения;

4) технологические режимы;

5) управление средствами технологического оснащения;

6) управление метрологическим оборудованием;

7) методики испытаний и измерений;

8) порядок проведения контроля сырья и комплектующих изделий;

9) порядок проведения контроля продукции в процессе ее производства;

10) управление несоответствующей продукцией;

34. Недостатки, выявленные в процессе проверки, классифицируются как существенные или несущественные несоответствия.

35. К существенным несоответствиям относятся:

1) отсутствие нормативной и технологической документации на продукцию;

2) отсутствие описания выполняемых операций с указанием средств технологического оснащения, точек и порядка контроля;

3) отсутствие необходимых средств технического оснащения и средств контроля и испытаний;

4) использование средств контроля и испытаний, не прошедших метрологический контроль в установленном порядке и в установленные сроки;

5) отсутствие документированных процедур контроля, обеспечивающих стабильность характеристик продукции, или их невыполнение.

36. Наличие существенных несоответствий свидетельствует о неудовлетворительном состоянии производства.

37. При наличии одного или нескольких существенных несоответствий организация должна провести корректирующие мероприятия в сроки, согласованные с аккредитованным органом по сертификации.

38. Несущественные замечания должны быть устранены не позднее дня проведения очередного инспекционного контроля.

39. По результатам проверки составляется акт о результатах анализа состояния производства сертифицируемой продукции. В акте указываются:

1) результаты проверки;

2) дополнительные материалы, использованные при анализе состояния производства сертифицируемой продукции;

3) общая оценка состояния производства;

4) необходимость и сроки выполнения корректирующих мероприятий.

40. Акт о результатах анализа состояния производства сертифицируемой продукции хранится аккредитованным органом по сертификации, а его копия направляется заявителю (изготовителю, продавцу).

41. Решение о конфиденциальности информации, полученной в ходе проверки, принимает проверяемая организация.

42. Аккредитованный орган по сертификации учитывает результаты анализа состояния производства наряду с протоколом испытаний (отчетом об испытаниях) при принятии решения о возможности и об условиях выдачи сертификата.

43. Аккредитованный орган по сертификации после анализа протокола испытаний (отчета об испытаниях), результатов анализа состояния производства (если это установлено схемой сертификации), других документов о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности готовит решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата.

44. На основании решения о выдаче сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности аккредитованный орган по сертификации оформляет сертификат, регистрирует его в едином реестре в установленном порядке и выдает заявителю (изготовителю, продавцу). Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.

45. При отрицательных результатах оценки соответствия продукции установленным требованиям аккредитованный орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

46. Сертификат соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

47. Сертификат соответствия продукции требованиям пожарной безопасности может иметь приложение, содержащее перечень конкретных видов и типов продукции, на которые распространяется его действие.

48. Для продукции, выпускаемой серийно, срок действия сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности устанавливается для схем:

1) 2с - не более 1 года;

2) 3с - не более 3 лет;

3) 4с и 5с - не более 5 лет.

49. Для продукции, выпускаемой единично или партиями (схемы 6с и 7с), срок действия выданного сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности устанавливается до окончания срока годности (службы) указанной продукции, в течение которого изготовитель в соответствии с законодательством Российской Федерации обязуется обеспечивать потребителям возможность использования продукции по назначению. По истечении указанного срока продукция может перестать удовлетворять требованиям пожарной безопасности. Если такой срок изготовителем не установлен, срок действия сертификата составляет 1 год.

50. Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен после ее поставки, продажи в течение срока годности (службы), в течение которого изготовитель в соответствии с законодательством Российской Федерации обязуется обеспечивать потребителям возможность использования продукции по назначению. Если срок изготовителем не установлен, то для данной продукции сертификат действителен в течение 1 года после даты окончания его действия. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции.

51. По истечении срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию, сертифицированную по схемам 4с и 5с, срок действия сертификата на ту же продукцию может быть продлен по решению аккредитованного органа по сертификации, проводившего предыдущую сертификацию, на основании положительных результатов инспекционного контроля этой продукции и протокола испытаний (отчета об испытаниях), проведенных с учетом ранее проведенных испытаний по сокращенной программе. Для продления срока действия сертификата соответствия заявитель направляет в аккредитованный орган по сертификации запрос о продлении срока действия сертификата соответствия, содержащий заявление о том, что с момента проведения инспекционного контроля изменения в рецептуру и процесс изготовления сертифицированной продукции, влияющие на ее безопасность, не вносились. К запросу должен быть приложен оригинал ранее выданного сертификата соответствия.

52. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства изготовитель должен известить об этом аккредитованный орган по сертификации, выдавший сертификат. Аккредитованный орган по сертификации принимает решение о распространении действия сертификата на модернизированную продукцию или о необходимости проведения новых испытаний или дополнительной оценки производства этой продукции.

53. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляют аккредитованные органы по сертификации, проводившие ее сертификацию, с привлечением при необходимости представителей испытательной лаборатории, проводившей испытания. Инспекционный контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о сертифицированной продукции в виде результатов испытаний и анализа состояния производства, о соблюдении условий и правил применения сертификата и знака обращения на рынке в целях подтверждения того, что продукция в течение времени действия сертификата продолжает соответствовать требованиям пожарной безопасности.

54. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится при сроке действия сертификата более 1 года:

1) не более одного раза за период действия сертификата, выданного на срок до 2 лет включительно;

2) не менее двух раз за период действия сертификата, выданного на срок от 2 до 4 лет включительно;

3) не менее трех раз за период действия сертификата, выданного на срок более 4 лет.

55. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, результаты проведенной сертификации продукции, стабильность производства, объем выпуска продукции, наличие сертифицированной системы качества производства и стоимость проведения инспекционного контроля.

56. Объем, периодичность, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются в решении аккредитованного органа по сертификации о выдаче сертификата.

57. Внеплановый инспекционный контроль проводится в случае поступления информации о претензиях к безопасности продукции от потребителей, торговых организаций, а также от органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством продукции, на которую выдан сертификат.

Сертификация на отечественную продукцию или услуги может проводиться как в виде обязательной, так и добровольной процедуры. Порядок сертификации и правила её проведения регламентируются Постановлением ФА по метрологии и техническому регулированию.

Сертификация заключается в определенной последовательности этапов, направленных на подтверждение заявленной продукции соответствующим требованиям и нормам. Порядок сертификации регламентирует следующие действия:

  • подача заявки на сертификацию – производителю или продавцу необходимо направить ее в сертификационный центр, Госстандарт России или другой государственный орган. Форма заявления на проведение сертификационной процедуры приводится в правилах, определяющих порядок сертификации. Основные документы утверждены Постановлением Госстандарта РФ;
  • рассмотрение и принятие решения по заявке. Сертификационный орган рассмотрит ее и на протяжении 15 дней направит заявителю свое решение;
  • проведение контроля, который представляет собой анализ поданных документов, лабораторные испытания, проверку предприятия по производству продукции. Порядок сертификации предполагает отбор и идентификацию образцов товаров для проведения исследований. Образцы для проведения соответствующей процедуры отбираются представителями сертификационного органа либо же представителем территориального органа Госстандарта. Все полученные результаты фиксируются в специальном протоколе согласно порядку проведения сертификации продукции и товаров. Срок хранения данного документа полностью отвечает сроку действия сертификата;
  • рассмотрение полученных результатов. Протокол испытаний, а также результаты лабораторных испытаний подвергаются анализу, на основе которого составляется заключение эксперта;
  • принятие решения о возможной или невозможной выдаче сертификата соответствия. Основанием для выдачи или отказа в получении сертификационного документа является протокол испытаний и заключение эксперта;
  • выдача лицензии или сертификата на использование знака качества. Заявитель, получивший сертификат, имеет право маркировать свою продукцию знаком соответствия. Порядок сертификации предусматривает срок действия сертификата от года, но более трех лет;
  • инспекционное наблюдение за объектом, для которого проводится сертификация, согласно схеме сертификационной процедуре. Целью данного мероприятия является подтверждение соответствия реализуемого товара всем необходимым установленным нормам и требованиям. Результаты инспекционного контроля фиксируются в акте, хранящемся в сертификационном органе.

Узнать о том как происходит порядок сертификации продукции или услуги, порядок проведения обязательной и добровольной сертификации товаров Вы сможете бесплатно у специалистов нашего центра.

Сертификация продукции включает следующие этапы:

Подача заявки на сертификацию;

Рассмотрение и принятие решения по заявке;

Отбор, идентификацию образцов и их испытания;

Оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия (об отказе в выдаче);

Выдача сертификата соответствия;

Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);

Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.

Рассмотрим содержание каждого этапа.

1. Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации. При отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертификации интересующей его продукции, он может получить ее в территориальном органе Госстандарта России или в Госстандарте России. При наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель в праве направить заявку в любой из них.

При сертификации по схемам 6,9 и 10 изготовитель вместе с заявкой на проведение сертификации представляет в орган по сертификации заявку-декларацию.

2. Орган по сертификации рассматривает заявку и (не позднее 15 дней) сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации:

Указывается схема сертификации;

Перечень необходимых документов (заключение санэпиднадзора, ветеринарной службы и т.д.);

Перечень аккредитованных испытательных лабораторий;

Перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации).

3. Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок их отбора и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными или организационно-методическими документами по сертификации данной продукции и методиками испытаний.

Осуществляемая на данном этапе идентификация должна подтвердить подлинность продукции, в частности соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке.

Испытания проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на право проведения тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению в течение срока действия сертификата.


4. В зависимости от схемы сертификации проводиться анализ состояния производства продукции (схемы 2а, 3а и 4а), сертификация производства и системы качества (схемы 5 и 6).

Порядок анализа состояния производства сертифицируемой продукции устанавливается в правилах по сертификации однородной продукции. Сведения (документы) о проведенном анализе состояния производства, или сертификации системы качества указывают в сертификате на продукцию.

5. Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества, анализа других документов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражают в заключение эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата.

При отрицательных результатах оценки соответствия продукции орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин. Также орган по сертификации должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя (продавца, исполнителя работ или услуг) для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной продукции или выполнения работ (оказания услуг).

6. Орган по сертификации оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.

При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует всем требованиям всех нормативных документов, установленных для данной продукции.

При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки производства этой продукции.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или система качества. Но не более чем на три года.

Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают. (Понятие партии имеет разное содержание для различной продукции. Например, для пищевой промышленности – это объем продукта, выработанного за одну смену; для выращенной и собранной продукции – это урожай с одного поля.)

Для серийно выпускаемой продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата, последний действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством РФ для предъявления требований по поводу недостатков продукции.

В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (Руководство по эксплуатации, паспорт, этикетка и др.), а также в товарно-сопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).

Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе.

Сам знак представляет сочетание РСТ и означает аббревиа­туру названия стандарта - Р(оссийский) СТ(андарт). Он указы­вает на национальную принадлежность знака соответствия.

Под знаком соответствия при обязательной сертификации проставляется буквенно-цифровой код ОС - две буквы и две цифры. Часто буквенные индексы кода (полностью или частично) отражают начальные буквы наименования сер­тифицируемого объекта: УО, УИ, УП - услуги общественного питания; ЛТ - текстиль; БП - посуда; ПП, ПО, ПР... - пище­вые продукты и продовольственное сырье; ЛД - товары детс­кого ассортимента; ЛК - кожевенно-обувные изделия. Иногда буквенный индекс не является аббревиатурой наименования объекта: ME - электрооборудование; АЮ, АЯ - расширенная область аккредитации. Например, под кодом АЯ46 значится Российский центр испытаний и сертификации - «Ростест- Москва».

Маркирование продукции знаком соответствия осуществля­ет изготовитель (продавец). Изготовителю (продавцу) право маркирования знаком соответствия предоставляется лицензией, выдаваемой ОС. В лицензии устанавливается обязательство из­готовителя (продавца) обеспечить соответствие всей продук­ции, маркированной знаком соответствия, стандартам и испы­танному образцу.

Знак соответствия ставится на изделие или тару, сопроводительную техническую документацию. Знак соответствия наносят на тару или упаковку при невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ). Правила нанесения знака соответствия на конкретную продукцию устанавливаются порядком сертификации однородной продукции. Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Изображение знака соответствия может быть выполнено гравированием, травлением, литьем, печатанием или другим способом, обеспечивающим соблюдение предъявляемых к нему требований.

7. Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированной продукцией проводится (если это предусмотрено схемой серти­фикации) в течение всего срока действия сертификата и лицен­зии не реже одного раза в год в форме периодических и внепла­новых проверок, включающих испытания образцов продукции, анализ состояния производства и пр. Цель инспекционного кон­троля, как это уже указывалось выше, - подтверждение соот­ветствия реализуемой продукции установленным требованиям.

Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступ­ления информации о претензиях к качеству продукции от по­требителей, торговых организаций, а также надзорных органов.

Результаты инспекционного контроля оформляют актом. Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются заявителю (изготовителю, продавцу) и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. По результатам инспекционного контро­ля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертифика­та и аннулировать лицензию на право применения знака соот­ветствия в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов.

Решение о приостановлении действия сертификата принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, его выдавшим заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории соответствие продукции нормативным документам. Если этого сделать нельзя, то действие сертификата отменяется.

Инспекционный контроль осуществляют, как правило, органы по сертификации, проводившие сертифика­цию данной продукции.

8. Корректирующие мероприятия проводятся при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

Приостанавливает действие сертификата;

Информирует заинтересованных участников сертификации;

Устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

Контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий.

Изготовитель (продавец):

Определяет масштаб выявленных нарушений: количество произведенной с нарушениями продукции, модель, номер и размер партии;

Уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности применения (эксплуатации) продукции.

После того, как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты являются удовлетворительными, орган по сертификации:

Указывает производителю (продавцу) на необходимость новой маркировки для отличия изделия до и после корректирующих мероприятий, при этом в каждом конкретном случае определяет характер и вид маркировки;

Информирует заинтересованных участников сертификации.

При невыполнении изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата.