Правительство разрешит стимулировать чиновников за счет сокращения штатов

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

В последнее время информация о сокращении числа рабочих мест в тих или иных организациях государственного типа встречается все чаще. Власти занялись активной оптимизацией государственной сферы деятельности и задумались о повышении заработных плат бюджетников, однако в казне нет средств на проведение данных мероприятий, поэтому власти вынуждены идти на непопулярные меры, вызывающие негативный отклик у общественности. Сегодня стоит поговорить о том, будет ли сокращение госслужащих в 2018 году, последние новости не содержат какой-либо конкретной информации по этому вопросу, но тщательный анализ данных, полученных и разных источников, позволит сформировать примерный прогноз грядущих событий, что даст россиянам возможность к ним подготовиться.

Какие прогнозы давались раньше?

В 2014-м году власти приняли законопроект, который касался существенного уменьшения числа государственных служащих. В тексте закона было указано то, что сокращение кадрового состава должно происходить постепенно – в период с 2015-го по 2018-й года. Они планировали провести масштабно систему реорганизации и оптимизировать число, на самом деле необходимых для выполнения тех или иных функций в государстве, служащих. Точной информации о количестве людей, которые могут потерять свое место работы, на тот момент никто не давал, но был определен принцип увольнений – работы должны были лишиться люди, которые занимали должность не по праву, то есть не имели профильного образования или необходимой квалификации.

Обсуждая сокращение госслужащих в 2018 году в России, свежие новости о котором (как было сказано выше) пока отсутствуют, можно предположить, что происходить данное мероприятие будет именно по принципу наличия или отсутствия образования. Согласно данным из некоторых источников, должность руководителя или специалиста в госструктуре сможет заниматься только человек, имеющий диплом об окончании высшего учебного заведения на уровне магистра или специалиста. Государственные служащие более низкой категории должны будут иметь обязательное профильное образование на среднем уровне. Однако это ещё не всё, ведь дополнительно среди сотрудников будет проверяться знание кодекса законов РФ, знание правил русского языка и обязательно антикоррупционного законодательства, потому что сегодня высшая власть ведёт активную борьбу с коррупцией среди чиновников (госслужащих).

Какого процента сокращений можно ожидать в 2018 году?

Согласно предварительным данным (информация неточная, потому представители власти делают ориентировочные прогнозы по этому вопросу), планируется сокращение госслужащих в 2018 году на 5-10 процентов, и на этом волна оптимизации в государстве на некоторое время закончится. Специалисты делают акцент на том, что пределов повышению эффективности работы государственных служащих нет, поэтому стремится к улучшению дайной сферы деятельности государство должно всегда. Однако после окончания числа уменьшения рабочего состава госструктур в них останутся только те люди, которые будут обеспечивать нормальное функционирование государственной системы.

Число рабочих мест будет уменьшено преимущественно в регионах, потом что именно здесь сегодня количество сотрудников завышено, а работу у них, по сути, не так уж и много. Минтруда говорит, что они планируют реализовать определенный комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию и перераспределение функций тех или иных ведомств. Планируется проведение масштабного мониторинга, который позволит создать наиболее оптимальное штатное расписание и улучшить работу ведомств.

Более конкретной информации о том, на сколько , члены правительства не предоставляют, но Минтруда неоднократно делал заявления о том, что сегодня в стране работает слишком много чиновников, которые буквально постоянно придумывают себе всевозможные занятия, о чем говорит постоянно растущее число проверок тех или иных организаций, и изменение законопроектов. Многие функции в государственных организациях дублируются, а ведомства выполняют практически выполняют одну и туже работу, что негативным образом отражается на состоянии государственного бюджета, потому что одна и та же работа оплачивается несколько раз.

В общем, сокращения государственных служащих обязательно будут, и к этому стоит подготовиться уже сегодня. Неизвестным остается только тот факт, по какому именно принципу они будут проводиться, но можно успокоить всех людей, которые не имеют профильного диплома, потому что сразу их точно увольнять никто не будет. Каждый человек получит возможность исправиться и получить необходимую квалификацию (образование, диплом), поэтому люди, которые действительно захотят остаться работать в данной сфере деятельности, смогут достичь своей цели, главное – желание.

В наше время известия о масштабных увольнениях сотрудников определённых госструктур не новы. И поэтому сведения по поводу того, будет ли сокращение госслужащих в 2018 году, последние новости насчёт которого раз за разом можно наблюдать в СМИ, беспокоят множество наших соотечественников. Стало быть, данная проблематика достойна всестороннего обсуждения.

Факторы прогрессирования рассматриваемой ситуации

Те, кто наблюдает за положением экономической составляющей России, в курсе о существенном дефиците денег. Степень материального обеспечения граждан не меняется, и чтобы повысить оклады, отечественным чиновникам надо пускать в ход довольно нестандартные методы. В число принимаемых мер входит урезание рабочих штатов предприятий и перераспределение обязанностей между подчинёнными, продолжившими трудиться на своих местах. Плюс от проведения подобного мероприятия состоит в поднятии жалований тем работникам, что по-прежнему числятся в том или ином ведомстве.

Стоит упомянуть не первый случай такого решения правительственных органов снизить расходную часть государственной казны. Так, 2010 год был ознаменован увольнением десятой части всех бюджетников, но тогда, правда, сокращение коснулось по большей части сотрудников низших категорий. Учитывая подобный расклад, на сколько сократят госслужащих является всё более животрепещущей темой. Потому что такая же процедура была совершена в докризисное время, но сейчас её уже не суждено миновать.

Наступающий год обещает быть очень непростым и насыщенным множеством происходящих ситуаций для представителей бюджетной сферы жизнедеятельности общества. Ведь определённой доли бюджетников нужно будет покинуть прежнюю занятость, хотя накануне предстоящих увольнений прогнозируются процессы, задачей которых является идентификация уровня компетентности всех госслужащих. Пребывать на службе в госструктуре достоин лишь тот уполномоченный гражданин, что обладает конкретным образованием, имеет выслугу лет и подходит под прочие дополнительные условия сохранения рабочего места.

На данный момент работать в бюджетной сфере вправе обладающий степенью магистра либо специалиста (бакалавр в этом случае исключается). Также, говоря о сокращении госслужащих в 2018 году в России, свежие новости о котором публикуются всё чаще и чаще, надо сказать, что обладатели вышеуказанных дипломов станут проверяться на наличие у них осведомлённости о законодательстве. Кроме того, в перечень необходимых знаний входят понятия о гражданских актах, а также осуществлении процедур, направленных на предупреждение коррупции.

Смягчающие обстоятельства и их критика

Есть смысл упомянуть о наличии требований, позволяющих остаться трудиться в госаппарате и без обладания соответствующим специальности образованием. Итак, перечень подобных условий представители Министерства труда объявляют следующим:

  • ряд профильных навыков;
  • немалое количество выслуги лет, приравнивающееся к опыту работы;
  • наличие особенностей характера, благодаря которым подчинённый может с успехом выполнять вверенные ему рабочие обязанности, невзирая на отсутствие нужного образования.

Но есть те люди, что не согласны с такой системой действий, ведь они считают обязательным для оставления сотрудника на прежнем месте наличие у него выслуги лет. Потому что большая часть госслужащих подолгу работает на тех должностях, что не соответствуют их профессионализму и с течением времени пребывания на том или ином посту ситуация не меняется. Следовательно, текущая категория людей уверенна в необходимости установления чётких требований для всех бюджетников безо всяких частных случаев.

Политические деятели считают невозможным обойтись без сокращения госслужащих в 2018 году на 10 процентов, и единственную причину совершения данного мероприятия слуги народа усматривают не только в кризисной обстановке. Просто можно сказать, что рабочий штат различных госструктур ныне очень велик и ряд его ответвлений занимаются ни чем иным как повторением рабочих обязанностей других ведомств. Упорядочить и рационализировать функционирование совокупности бюджетных сфер государства возможно исключительно благодаря упразднению определённых систем либо сокращению части подчинённых.

Порядок осуществления увольнений

В различных уголках нашей страны процесс лишений насиженных мест станет совершаться в разных масштабах, поэтому указанная цифра в 10% является обобщающей. Ведь конкретные регионы могут потерять больший процент сотрудников по отношению ко всем тамошним бюджетникам, тогда как в других административно-территориальных единицах России данное значение наоборот будет ниже усреднённого.

Кроме этого, трудящиеся в правительственных кругах смотрят в сторону иных методов рационализации деятельности бюджетных областей РФ. В частности, высшее руководство страны не откидает возможность делегирования полномочий некоторых госструктур частным организациям. Конечно, последний способ не блещет стабильностью, а значит, рассматриваемая проблематика продолжает оставаться на повестке дня. Хотя ряд увольнений, так или иначе, будет неизбежен для госслужащих.

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

Сокращение численности государственных гражданских служащих планируется провести до 1 ноября 2017 года. Работа будет осуществляться в рамках разрабатываемой Министерством труда и социальной защиты федеральной программы развития государственной гражданской службы на 2015–2018 годы. В течение 3 лет планируется провести перераспределение функций и полномочий ведомств, а также оптимизацию численности сотрудников государственных органов власти. Сегодня в России, согласно данным Росстата по состоянию на 2013 год, на федеральном уровне числятся почти 49 тыс. чиновников и около 1,5 млн государственных служащих - на уровне регионов. Из общего числа 81,7% работают в органах исполнительной власти, 14,9% - в судебной власти и прокуратуре, 2,1% - в законодательной власти и 1,1% - в других государственных структурах. Насколько именно планируется сократить штат госслужащих, в министерстве не сообщают, аргументируя это тем, что сама программа пока проходит обсуждение в правительстве.

В Минтруда поясняют, что необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на перераспределение функций и полномочий государственных органов, исключить дублирующие функций ведомств и органов власти, а также провести оптимизацию численности государственных служащих. Для реализации последнего пункта будет проведен мониторинг с целью составления обоснованного штатного расписания в каждом ведомстве или федеральном органе власти, необходимого для реализации своих полномочий.

Пределов повышения эффективности работы госслужащих нет. Сокращения будут производиться преимущественно в регионах, потому что в большинстве случаев количество госслужащих на сегодняшний день завышено, однако сразу хочется отметить, что не везде сложилась такая ситуация, - пояснил источник в Минтруда.

Оценку потребности в количестве кадров в каждом ведомстве предлагается осуществлять через анализ направлений деятельности самого органа власти, соответствия профильного образования сотрудника занимаемой должности, оценку трудозатрат на осуществление конкретных задач госоргана и общий показатель трудоемкости. В этом пункте Минтруда предлагает введение новых требований к государственным служащим. Предлагается нормативно закрепить новую кадровую систему, которая будет включать базовые, функциональные и квалификационные требования к чиновнику. Будет проведен анализ на соответствие образования, умений и навыков, а также личностных профессиональных качеств, которые необходимы для нахождения на определенном государственном посту. В конечном счете планируется сформировать паспорта должностей, в которых будет прописано, какие именно функции и обязанности исполняются на этой должности, а также требования, предъявляемые к той или иной должности на государственной службе.

Помимо этого, предлагается внедрить систему показателей эффективности государственного органа в целом, государственных служащих в отдельности, а также эффективности деятельности руководителя госоргана по ключевым направлениям деятельности.

Министерство предлагает также рассмотреть возможность централизации исполнения отдельных функций госорганов обеспечивающего характера или же передачу некоторых функций на аутсорсинг.

У нас очень много чиновников. Когда такое огромное количество различных проверок, бумаг и требований, то это явно говорит о том, что кому-то просто нечего делать и они сами ищут, чем бы им заняться. Надо менять климат, и чем меньше мы будем говорить в общем на эту тему и больше делать конкретно, тем лучше будет атмосфера в самом обществе, - считает бывший руководитель администрации президента Бориса Ельцина и президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что сокращение штата чиновников проводить необходимо и одним понижением или заморозкой роста зарплат здесь не обойтись.

Необходимо повышать эффективность госаппарата через уменьшение численности. Такая необходимость есть как на федеральном, так и на региональном уровне. Многие функции дублируются, и различные ведомства выполняют абсолютно одинаковые функции. Можем взять сегмент, связанный с инвалидами, - здесь у нас и несколько федеральных программ, и несколько ведомств, курирующих эти вопросы, начиная от Минобороны и заканчивая Минобрнауки. Чем больше ведомств регулирует какой-то вопрос, тем больше административных барьеров для граждан, бизнеса и пр., - считает Дмитрий Абзалов.

Он также отметил, что предварительно необходимо провести аудит и посмотреть, какие функции исполняются, какие являются избыточными, по какому функционалу есть избыточность штата и т.д.

По передаче части функций на аутсорсинг ситуация неоднозначная. При схеме аутсорсинга необходимо выделять те функции, которые реально имеет смысл передавать. Допустим уборку можно отдать на аутсорсинг, чтобы не держать многотысячный штат, - добавил Дмитрий Абзалов. - Такими заказами со стороны госорганов может быть поддержан малый и средний бизнес. Но если это будет делаться как в Минобороны при Сердюкове, когда единственный подрядчик Минобороны в то же время являлся его дочерней конторой, то все мы помним, к чему это приведет.