Праздник 21 сентября рождество пресвятой богородицы приметы. Рождество Пресвятой Богородицы: традиции. Как отмечают Рождество Богородицы


В пятницу, 21 сентября, все православные верующие отмечают Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Этот двунадесятый непереходящий Богороднический праздник празднуется как один из великих праздников, считается днем начала Русского государства, как обозначено на памятнике Тысячелетия России, воздвигнутом в Новгороде в 1862 году, в царствование императора Александра I.

Рождество Пресвятой Богородицы: история

Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женой Анной, люди благочестивые и известные не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся жизнь их была проникнута любовью к Богу. Большую часть своих денег они раздавали бедным, кормили и поили убогих, часто посещали синагоги, которые украшали на свои средства. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели, это очень огорчало их. В то время каждый еврей надеялся через свое потомство быть участником в царстве Мессии, и если детей не было, это считалось великим наказанием Божиим за грехи.

Однажды в большой праздник Иоаким пошел в храм принести жертву. Священник же, узнав, что Иоаким бездетный, не позволил ему это сделать. Бывшие же здесь евреи начали смеяться над ним и оскорблять его. Происшедшее так опечалило Иоакима, что он не захотел возвращаться домой, а отправился в пустыню, где паслись его стада. Тут в молитвах Богу он дал обещание до тех пор не есть, не пить и не возвращаться домой, пока Бог не услышит его молитвы.
Анна, жена его, оставалась дома. Услышав о происшедшем, она стала еще усерднее молиться Богу и дала обещание отдать дитя на служение господу, если Ему угодно будет услышать молитву их. Во время этой молитвы явился ей Ангел и сказал: «Молитва твоя услышана, Господь пошлет тебе дочь, которую назовешь Марией». Одновременно явился Ангел Иоакиму и объявил ту же радостную весть.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне эту великую радость - под конец их жизни у них родилась Дочь. По указанию Ангела родители дали ей имя Мария, что значит по-еврейски «Госпожа, Надежда». Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына Божия, Спасителя мира. Свою Пресвятую Дочь родители хранили как зеницу ока и не только любили как дочь, но и почитали, помня, что о ней сказал Ангел. Когда Ей исполнилось три года, они привели Марию в храм, и, по обещанию, посвятили Богу. Это событие празднуется под названием Введение во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря (21 ноября ст. ст.).

Рождество Пресвятой Богородицы: традиции

На любом богослужении восхваляется Пречистая Дева Мария, удостоившаяся быть Матерью Спасителя нашего Иисуса Христа, и упоминается о родителях Ее, святых Иоакиме и Анне. Праведные Иоаким и Анна, по народной вере - главные помощники в супружеском бесплодии, их называют Богоотцами.

Служба в храме начинается до восхода солнца, все женщины зажигают свечи и оставляют возле иконы записки с просьбами. Во время службы они искренне молятся и просят здоровья детям и близким, гармонии в семейных отношениях, благополучия в семье, излечение от недугов и даровании возможности родить здорового ребенка.

Также в этот день было принято помогать бедным, раздавая им еду (хлеб и сдобу, испеченные заранее, разные виды круп, овощи и фрукты, выращенные своими руками).

Рождество Пресвятой Богородицы: традиции

Существует много примет, связанных с этим днем, которые передаются из поколения в поколение:

До праздника православные старались убрать весь урожай и закончить сельскохозяйственный сезон;

Нашими предками было замечено, если женщина успеет искупаться до первых лучей солнца, то красота ее до самой старости;

В день Рождества Богородицы незамужние девушки читали молитвы о будущей счастливой семейной жизни, о рождении здоровых первенцев и прославляли Пресвятую Богородицу;

Молодожены звали в гости родственников: молодая супруга старалась удивить их своими кулинарными способностями, а ее муж - ведением домашнего хозяйства, в частности - показывал родным животных, выращенных на подворье в течение года.

Рождество Пресвятой Богородицы 2017: что нельзя делать в этот праздник

В день Рождества Богородицы нельзя совершать следующие действия:

ругаться или ссорится с родными, близкими и незнакомыми людьми;

тяжело работать, необходимо в этот день позволить себе отдых;

выбрасывать крошки после еды (их необходимо оставить животным);

обзывать кого-то плохими словами, или употреблять нецензурные и злые слова.

Обычаи и традиции Рождества Пресвятой Богородицы

Издавна считается, что это праздник всех женщин, матерей. В этот день благодарят Пресвятую Богородицу за возможность продолжения рода, за рождение Ею Сына Божьего.

Какую молитву читать перед иконой Пресвятой Богородицы?

Празднование Рождения Девы Марии – это благодарность Богу за спасение и возможность избавиться от греха. Верующие люди, надев свои праздничные одежды, отправляются в церковь, чтобы воспеть хвалу Господу, поблагодарить Его, помолиться Богоматери, поставить Ей свечу. К ней в этот день можно обращаться со своими бедами, просьбами, тревогами. Произнесенные к Ней обращения в этот праздник будут услышаны. Впрочем, Богородица и в другие дни никогда не игнорирует молящихся Ей, радуясь, что люди к ней обращаются. Перед иконой читают молитвы, прося не только за себя, но и за других.

Молитва Богородице:

«О Пресвятая Богородице! Призри благосердием на моления нас, грешных и смиренных рабов Твоих, и умоли Бога Сына Твоего, да ниспослет нам и всем, притекающим к Тебе, здравие душевное и телесное и вся, яже к вечной и временной жизни потребная, да простит нам всякое согрешение вольное и невольное; да избавит нас от всяких скорбей и болезней, и напастей, и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша Преблагая, Надеждо наша несокрушимая и Заступнице необоримая! Не отврати лица Твоего от нас, за множество прегрешений наших; но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение во благо. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом; от всякаго же начинания греховнаго и промышления лукаваго отврати нас, да выну славим Пречестное имя Твое и поклоняемся честному образу Твоему, и величаем Бога Отца, и Единороднаго Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа со всеми святыми, во веки веков. Аминь»

Загадать желание перед иконой Божьей Матери. Как просить у Богородицы благополучия для своей семьи и себя?

Женщины у Божьей Матери просили благополучия для своего дома, членов семьи. Они ставили Ей свечи, низ которых заранее обматывался листиками бумаги с написанными желаниями. Когда свеча горела, смотрели, какой край первым будет обожжен – желание, записанное там, исполнится. Выгоревшая полностью бумага означала, что Божья Матерь услышала все просьбы. Лучшим даром для Пресвятой Богородицы является вера людей, чистота их души, способность любить.

Хлебцы от всех болезней на Рождество Богородицы

Хозяйки в этот праздник пекут хлебцы с первыми буквами его названия - «Рождество Богородицы» для каждого члена семьи. Их хранили вплоть до Рождества Христова под образами. Когда кто-то из членов семьи заболевал, ему давали хлебцы со свяченой водой, которую освящают в праздник Рождества Богоматери. Иногда для лечения их крошили в свяченую воду и давали ее выпить.

Что можно есть на праздник рождения Богородицы?

Этот день попадает на пост, но рыбу в праздник кушать можно. Приготовленными блюдами угощали близких и обязательно нищих. Женщины должны давать милостыню в виде еды и денег, чтобы Бог дал им детей и семейное благополучие. Скупящихся на милостыню женщин Он наказывает бесплодием.

Столы в этот день накрывают щедро. Считается, что это благодарность природе за то, что дала богатый урожай. Пекут пироги с разными начинками, накрывают стол дарами земли. Праздник отмечают долго – от нескольких дней до двух недель, в зависимости от того, каким был урожай – богатым или бедным.

Можно ли жениться на Рождество Богородицы?

Владельцы пасек убирали с них улья, чтобы пчелы не замерзли. Для питания им засыпался сахар.

С праздника начинается луковая неделя. Овощ убирали с полей и огородов, а у девиц начиналась пора посиделок. На них приходили молодые люди, приносили угощенье, пели песни.

С этого праздника начинается свадебная пора. Все летние дела сделаны, можно посвятить время празднованию. Природа начинает новый виток своей жизни, значит, самое время создавать семью.

Как просить у Богородицы о зачатии и рождении ребенка?

В Рождество Богородицы обращаются к Ней с молитвой бездетные, просят наступления беременности, легких родов, рождения здорового малыша. Читают такую молитву около Ее образа:

Молитва Богородице о рождении малыша:

«О, Пречистая и Преблагословенная Дева, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная, Богом возлюбленная, и чистоты ради души и тела Твоего Матерью Сына Божиего, Господа нашего Иисуса Христа избранная. Кто Тебя не ублажит или кто не воспоет Твоего преславного рождества ибо Рождение Твое это начало спасения нашего. Прими от нас, недостойных, хвалу тебе и не отринь мольбу нашу. Твое величие исповедуем, к Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь просим: испроси Сына Твоего и Бога нашего дать нам грешным, искреннее покаяние и благочестивую жизнь, да возможность жить Богу угодно и душам нашим полезно. О Преблагословенная Дева Мария, Царице небес и земли, призри милостиво на рабов Твоих которые не смогли еще разродиться потомством и Твоим всесильным ходатайством ниспосли им исцеление от неплодства. О Богородица и Питательница жизни нашей, буди нам в помощь и верные чада Святой Церкви спаси, мольбы наши услышь, болящих уврачуй, скорбь утоли, мужество ко благу направи. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: испроси нам у Всемилостивого Господа Бога прощение всех грехов наших вольных и невольных, страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия. И все, что жизни и спасению нашему так необходимо, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Ты надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, и наследие вечных и неизреченных благ Царства Небесного. Со всеми святыми неустанно просим тебя о заступничество и славим единого Истинного Бога, во Святой Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь»

Или такую молитву:

Молитва Деве Марии о рождении малыша:

«О Пресвятая Владычице моя Богородице, надежда моя несокрушимая, прими молитвы сии с великой надеждой и верой на Твое безмерное милосердие возносимые, смилуйся над рабой Божьей (имя) и даруй мне исцеление от неплодства моего и возможность зачать ребенка от мужа моего»

Как зарядить свой дом удачей и благополучием в будущем году?

Рождество Богородицы отмечают хлебосольно. Принято ходить в гости к друзьям, родственникам.

Молодая семья приглашает родителей к себе в гости, угощает вкусностями, хвалится своим хозяйством. Приходят не только родители – дом посещают дедушки, бабушки, старцы. Молодая хозяйка должна порадовать гостей вкусным пирогом, приготовленным собственноручно. Если блюдо оказалось вкусным, ей преподносят подарок. Если нет, дают наставления, советы, как стать хорошей хозяйкой. За столом старики рассказывают молодым о приметах, обрядах. Если пара выполняет их и прислушивается к рекомендациям старшего поколения, жизнь у них складывается дружная и безоблачная. Крошки, оставшиеся от съеденного пирога, рассыпают около овина, чтобы скотина не болела, не была уничтожена забредшими зверями, и урожай не был испорчен птицами.

Обязательно нужно навестить родителей. Идут к ним вечером, не с пустыми руками, а с вкусными угощеньями. Чтобы паре был не страшен плохой глаз, жена повязывает на одежду тесьму с вышитыми буквами «Р» и «Б». Если она отвязывается от одежды, развязывается, это является признаком зависти от окружающих.

Считается, что с рождения Богородицы начинается новая жизнь. Чтобы год был благополучным и удачным, в старину обновляли огонь. У каждого в избе была лучина, которая всегда горела. В Рождество Богородицы ее гасили, а потом зажигали заново. Считалось, что это поможет оставить позади горести и болезни, а в новую жизнь взять только хорошее здоровье и радость.

Обряд защиты детей от болезней и бед

В старину люди разжигали костры и сжигали в них изношенную обувь, одежду. Это защищало их от порч, болезней и невзгод. Детей принято было обливать водой, когда они переступали порог.

В этот день отмечают Вторые Осенины и осенний день равноденствия. Праздник связан со вступлением осени в свои права. С раннего утра женщины идут к водоемам встречать Осенину. Они брали с собой угощенья – кисель, овсяный хлеб. Осенины посвящены благодарности природе за урожай. Чтобы не потерять красоту до самых седин, женщины умывались до того, как солнце взойдет. Девушки это делали, чтобы жених засватал. Два праздника сливаются в один, хотя имеют разное происхождение.

0

Рождество Пресвятой Богородицы, еще также называют Богородичным праздником, украинцы празднуют 21 сентября 2017 года. Этот день считают радостным событием, семьи вместе отправляются на церковные богослужения и не берутся за тяжелую работу. Предлагаем вам узнать о том, что можно делать в этот день и от чего все же стоит воздержаться.

Христиане восточного обряда отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы, или "Второй Пречистой" или "осенины", поскольку в этот день по народному календарю наступает осень. Христиане издавна обращались к Богородице, которая стала объединяющим началом между Богом и человеческим родом, и просили у нее защиты и благословения.

Богородичные праздники пышно отмечаются в местах, где освящались церкви в ее честь. Храмовые (престольные) праздники обычно проходят с богослужением и следующей за ним трапезой. Обязательно устраиваются обеды, где все родственники собираются за круглым столом.

Обычаи праздника Рождества Пресвятой Богородицы, - что можно и стоит делать в этот день

1. Этот праздник также традиционно считается и женским праздником, когда женщину принадлежит почитать как продолжательницу рода. Он, очевидно, наследует древний арийский праздник Рожениц, когда наши предки выражали благодарность опекунам полей и урожаю, дедам-ладам.

2. Женщины, у которых нет детей, устраивают обед i приглашают бедных - "чтобы молилась Богородица за их детей". Женщины также заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают людей к себе на обед. Говорят, что молитвы к Пресвятой Богородице будущих матерей о здоровье и счастье детей, на которых они ждут, в этот день имеют особую силу.

3. Рождество Пресвятой Богородицы отмечается как праздник настоящей радости. Поэтому в эти дни не работали, не постились, а после молитв в храме собирали веселые застолья.

4. Также на праздник издавна приходится последний срок заготовки "волшебного" зелья. Считалось, что собранные между Первым (Успения Пресвятой Богоролици - 28 августа) и Вторым Пречистыми праздниками приворотные травы имели особое свойство привлекать парня к девушке (мужчину к женщине) и наоборот.


Женщины собирают "волшебное зелье" к Богородичному празднику

5. Со дня праздника Рождества Пресвятой Богородицы можно было засылать сватов к девушкам. Также в этот день хорошо делать свадьбу и ходить семьями в гости на застолье.

6. С древних времен также в Рождество Пресвятой Богородицы женщины рано утром пытались пойти на водоем. Считалось, что если женщина в этот день умоется водой до восхода солнца, то красота ее сохранится до самой старости. А для крепкого здоровья детей обливали на пороге водой.

7. Также в этот день начиналась луковая неделя - хозяйки с грядок убирали этот овощ. А к Рождеству Пресвятой Богородицы хозяева пытались собрать весь урожай, пчеловоды в это время начинали готовить пчел к зимовке - убирать ульи.

8. Во это время обычно холодает, поэтому до Второй Пречистой следовало полностью выкопать картошку и засеять землю рожью.

Приметы и пословицы праздника Рождества Пресвятой Богородицы:

- Пришла Первая Пречистая - одела природа ожерелье, пришла Вторая Пречистая - взяла комара нечистая, пришла Третья Пречистая - стала дубрава безлистной.

Пришла Пречистая - на дереве чисто, а придет Покрова - на дереве голо.

Пречистая - картофель чистая.

Пришла Пречистая - принесла сватов нечистая.

Успение рожь засевает, а вторая - дождем поливает.

Если на Рождество Богородицы погода будет солнечной, то и осень ждет теплая и ясная, без обильных дождей. Если небо будет хмурым в этот день, то и осенние холода придут с дождями.

Если девушка умоется к востоку солнца, то ее обязательно посватают в этом году.

Чтобы избежать "злых глаз", клеветы и болезней, в Рождество Пресвятой Богородицы сжечь старую одежду и обувь.

В православной церкви 21 сентября празднуется рождение Пресвятой Богородицы.

Но это знаменательный день не только для посещения храма. Издавна 21 сентября связывали с народными приметами и обрядами, которые совершались ежегодно в эту дату. Некоторые из них уже давно позабыты, но, тем не менее, определенные наблюдения могут быть очень полезными.

История праздника

Иоаким и Анна, будущие родители Пресвятой Богородицы, жили в Назарете. Будучи праведными христианами, они долго молились Богу о детях. Спустя время, когда Иоаким был в пустыне, а жена его одна в доме, к ним одновременно явился Ангел. Он поведал супругам, что Анне удастся зачать ребенка, Деву Марию, через которую придет к людям спасение, и о ней узнают во всем мире. Сразу после этого встретились они у Золотых ворот в Иерусалиме. Обнявшись, супруги уже знали, что родится у них дочь.

Как раз через 9 месяцев после зачатия, 21 сентября, появилась на свет Дева Мария. Всего три года прожила она в доме родителей, после чего, согласно обету, данному Богу, была отправлена в храм. В этот день православные христиане во всем мире и празднуют рождение Пресвятой Богородицы.

О чем молиться Пресвятой Богородице?

С давних времен рождение Пресвятой Богородицы считается праздником всех женщин и матерей. В этот день следовало надевать свою лучшую одежду и отправляться в храм на службу. Здесь Деву Марию благодарят за рождение Сына Божьего. В Рождество Пресвятой Богородицы приметы обязательно сбудутся, а молитвы будут услышаны. Просьбы, тревоги, беды - вот с чем люди обращаются к Деве Марии. Женщины всегда молились о благополучии своего дома, о здоровье детей. Обращались к Богородице не только за себя и семью, но и за других людей.

В храме обязательно зажигали праздничную свечу, отмечая 21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы. Приметы с этим были связаны следующие. К концу свечи приматывали бумажку с просьбой. Когда она полностью сгорала, это означало, что Богородица услышала все молитвы. В этот день женщины должны обязательно давать милостыню, еду и деньги, чтобы не стать бесплодными.

Народные обряды и обычаи

В эту сентябрьскую дату, 21 числа, по народному календарю отмечается праздник Урожая или Вторые осенины. Приходились они как раз на Рождество Пресвятой Богородицы. Приметы и обряды, которые проводились в эту дату еще нашими предками, сохранились в некоторых регионах и по сегодняшний день.

До 21 сентября почти весь урожай с полей успевали собрать. Пчеловоды прятали улья, чтобы не дать пчелам замерзнуть. Начиналась луковая неделя. Убирали с полей не только лук, но и оставшиеся овощи.

В народе существовала поговорка: «Придет Пречиста, станет чисто-чисто». С этого дня в домах начинались вечерние посиделки. На православное Рождество Пресвятой Богородицы приметы в основном относились к женщинам. Они вставали 21 сентября еще до восхода солнца. Если женщины успевали умыться еще до рассвета, то это означало, что им удастся сохранить красоту до самых седин. Молодые девушки делали это для скорого сватовства жениха.

После этого ранним утром женщины отправлялись к водоемам с овсяным хлебом и киселем. Там они пели песни и благодарили Пресвятую Богородицу Деву Марию за собранный урожай, встречая одновременно осенины. Хлеб разламывали по кусочку и раздавали его скоту. После обрядов на берегу водоемов все отправлялись в гости к новобрачным.

Праздник 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы: приметы семейные

В этот день родители, старейшины села и другие родственники навещали молодых. Поскольку на эту дату приходился праздник Рождество Пресвятой Богородицы, приметы на смотринах обязательно учитывались. Хозяйка встречала гостей пирогом. Если он был вкусным - ее хвалили. Если же пирог не удался, молодую хозяйку начинали поучать уму-разуму. На праздничном столе были и другие блюда, которые оценивали гости.

Хозяин же показывал навещавшим родственникам свои постройки и скот. Его же за это хвалили или поучали, как и жену. Также 21 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы) приметы касались будущей жизни супругов. Вечером они отправлялись к родителям. От сглаза жена себе на рукава завязывала тесьму с вышитыми буквами «Р», «Б». Если она терялась или развязывалась, это значило, что рядом присутствуют завистники.

С Рождества Пресвятой Богородицы начиналась новая жизнь. Старую свечу в доме принято было гасить, а новую зажигать.

Рождество Пресвятой Богородицы: приметы народных синоптиков. Какой будет зима?

Известно, что люди всегда следили за изменениями погоды за окном и уже летом знали, какую им ждать зиму. В осенний праздник 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы, приметы указывали на следующее: если день выдался ясным, то такая погода сохранится и до конца октября; если утром туман - следует ожидать дождливой погоды; если туман развеется неожиданно быстро - погода будет переменчивой; если утром пошел дождь, то будет лить он еще 40 дней, а зима выдастся холодной; если яркое солнце утром быстро высушивает росу на траве - не стоит ждать много снега зимой.

В эту дату не разрешалось работать, а следовало посвятить день духовным размышлениям и молитвам.

8 / 21 сентября праздник Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.
В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).

Праздник Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни.

Тропарь Рождества Богородицы, глас 4

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Наталия Сухинина

Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим -Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда – с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, – доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.

– Рождество Христово знаете? – Еще бы не знать нам Христово Рождество! – А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи…

Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной». Родилась в семье девочка, Своим рождением – Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов.

Нередки сетования на дефицит положительных примеров для наших детей. Нет учителей, нет личностей, готовых повести за собой, научить добру и укрепить нетвердые детские души. А Иоаким и Анна?! Энциклопедия семейной жизни, в которой что ни поступок, то наука. Смиряться. Любить. Надеяться. Верить. Их презирали за бездетность, а они не роптали. Их звали праведными, а они почитали себя «грешнее всех в мире». Года серебрили их головы, а они не теряли надежды. Смиренное сердце – подарок Господу, и Он поспешает к смиренным с подарком: «Анна! Услышана молитва твоя!… У тебя родится дочь» – возвестил благую весть Ангел. Радость великая. И тут же – поспешающая благодарность Господу: обещание посвятить Ему дочь! Какое удивительное, какое смиренное и кроткое материнское сердце. Богородица Дева унаследовала его от матери, и ни разу, даже когда по человеческим меркам было невозможно терпеть и смиряться, – не изменила щедрому родительскому наследству. И почему мы так редко молимся праведным родителям Пресвятой Богородицы? Почему не взыскуем их богатейшего опыта семейной жизни? Почему не плачем перед святой их иконой, не просим вразумления и помощи? Уж они-то в праведности своей для нас те самые образчики золотые, которых мы так жаждем, и которых днем с огнем ищем в современных учебниках по педагогике и лекциях о семье и браке.

Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока – пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя. А мы… Мы быстро устаем от молитвы, нам надо сразу, нам надо сейчас, нам надо быстро. А не дается быстро, – значит без толку, сколько можно расшибать лоб о церковные настилы, сколько свечей теплить, сколько серебра изводить. Заполошные, спешащие, маловерные, нетерпеливые, обидчивые, – каких Господних подарков ждем мы, на какие щедроты надеемся?

Матерь Бога нашего празднует ныне Свое Рождество. Праздником этим Пречистая будит наши заскорузлые души от спячки и маловерия. Сегодня Рождество… Сегодня светлый день светлой славы Матери Света. Почтим Ее песнями, почтим рождественским тропарем, почтим нашей недостойной молитвой. Лишь бы только сердце не впитало в себя дыхание первых, еще осторожных осенних непогод.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Несколько дней тому назад мы с вами по милости Божией вступили в новый церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового богослужебного круга – .

Для того чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви.

Не случайно ведь самое важное в жизни Святой Церкви – ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, мы называем ТАИНСТВАМИ .

Сами мы, своим тварным умом не могли бы постигнуть этой тайны церковной. Но Господь по Своей милости постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду.

В жизни церковной есть много тайн, но одна из них постоянно открывается верующим. Мы входим в общение с ней не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении.

Впрочем, для многих из нас, верующих, тайна эта продолжает оставаться сокрытой. Для того чтобы по-настоящему соприкоснуться с ней, нам нужно быть не простыми слушателями и зрителями того, что совершается в храме, но войти в опыт тех, кто были творцами богослужения и запечатлели его в составленных ими молитвах и песнопениях, начиная со времен апостольских, через мучеников и преподобных и кончая подвижниками нашего времени.

Творцы богослужения, в полном согласии со всеми отцами и учителями Церкви, говорят нам о том, что человек создан для Вечной жизни, что подлинной стихией, в которой только и может жить его душа, является вечность.

Когда мы погребаем наших усопших и молимся об упокоении их душ, мы просим, чтобы Господь сотворил им вечную память. Но эта молитва может относиться и к нам, живущим еще на земле, потому что и мы нуждаемся в том, чтобы Господь имел нас в Своей Вечной Памяти: ведь цель нашей жизни и есть приобщение к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное есть пожелание вечной памяти.

А мы постоянно забываем об этом. Отягощенные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего мы созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом, – ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Все же остальное отметается и бросается в огонь – во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец: «В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых и для них оно вовсе не существует»(1).

Воистину существует только жизнь в Боге и то, что идет по пути стяжания Царства Божия в нас.

Святые отцы говорят нам, что человек создан по образу и подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и вместе с тем сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всей земной тварью, потому что тело это Господь создал, персть взем от земли (Быт. 2,7), а своей душой он соединен с Горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров – земного и Небесного. «В творении его, – говорит Григорий Богослов, – художническое слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа; созидает, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на землю иного Ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной»(2).

Но созданный по образу Божию и поставленный Господом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил, отпав от Бога, а через него и весь видимый мир, венцом которого он является, стал отходить от Господа. Тогда на землю явился Сын Божий, Который Своею смертью упразднил смерть и Своим Воскресением открыл нам путь к Вечной жизни. Он даровал и нам вечную память, и не только нам – верящим в Него, но и всей видимой твари.

Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, очищая от греха свою душу, поднять и одухотворить также и вещество, из которого создано его тело, сделав его достойной обителью бессмертной души. Святые отцы говорят, что в день последнего воскресения предстанут пред Господом не только наши души, но вместе с ними и наши воскресшие тела. И в этой земной жизни, в своем восхождении к Богу человек может идти только путем, который указан ему Господом, поставившим его на грани двух миров. Только в общении с этими обоими мирами и вместе с ними может человек здесь, на земле, служить Богу. Об этом нам постоянно напоминает Святая Церковь в своем богослужении.

Недавно мы с вами совершали новогоднюю службу. Мы приносили в этот день хвалу Господу не только от себя, но и от всего мира видимого и невидимого, с которым мы соединены по телу и по душе.

Об этом ясно говорится в каноне этого дня: Вся дела Твоя, Господи, небеса, земля, свет и море, воды и вси источницы, солнце же, луна и тьма, звезды, огнь, человецы и скоти, со ангелы восхваляют Тя . (3)

Тот, кто верит, что слова эти соответствуют действительности и что в богослужении мы воистину соединяемся с обоими мирами, тот понимает, какая великая тайна заключена в православном богослужении.

Тайна эта состоит не только в том, что здесь уничтожается грань между человеком и всею тварью – небесною и земною, грань, которую мы так ясно ощущаем, живя в этом привременном мире, но также и в том, что через богослужение мы преодолеваем и самые границы времени текущего естества и входим в мир вечности. Стало быть, в богослужении нет ничего временного, но все живет в вечности.

Обычно смысл празднования того или иного события из жизни Иисуса Христа или Божией Матери мы видим в том, чтобы пойти в храм, прослушать там Евангелие и песнопения, рассказывающие о событиях, совершившихся когда-то очень давно, вспомнить об этих событиях. Так можем мы отнестись и к сегодняшнему празднику, церковное предание говорит нам о том, что около 2000 лет тому назад Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от престарелых родителей – праведных Иоакима и Анны. Оно повествует, что Своим рождением Дева Мария разрешила узы их неплодства и доставила им великую радость. Об этом рассказывают нам песнопения сегодняшнего дня, и, по-видимому, весь смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить об этих событиях.

Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет… Днесь всемирных радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство, и наконец: Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу (4). Что же означает это днесь? (днесь разрешается неплодство, днесь Анна раждает Богоотроковицу). Есть ли это только приемы образной, поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл?

Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто мудрствует духовная (см.: Рим. 8, 5), все, что совершилось нас ради человек и нашего ради спасения не только произошло во времени, но и в вечности пребывает.

Поэтому, когда мы слышим сегодня, что ныне Дева Чистая от Анны происходит (5) , – нам открываются врата вечности.

Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только святых праведных Иоакима и Анны, но в нем естества нашего разрешается неплодство и рождается плод живоносен миру (6).

Богослужение открывает нам, что Рождество Богородицы имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, что с рождением Ее жизни рождается днесь мост (7) , вводящий нас в вечность.

Прославляя Господа, мы каждое славословие заканчиваем словами: ныне и присно и во веки веков . Этими словами Святая Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем ныне, будет совершаться и присно и во веки веков, потому что уже и сейчас оно совершается в вечности и приобщает нас к Вечной жизни.

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь.

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах ныне и присно и во веки веков, и для нас закроется текущий в нем источник Вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника Вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности.

И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения.

А для этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, – все, что совершается, поется, читается за богослужением.

И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ.

И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности.

Святая Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа Ангельские Силы и вся Небесная Церковь. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, – воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях.

И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой Литургией, перед малым входом, священник молится: Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость. Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность.

Поэтому во время Божественной литургии священник после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царство Божие.

Из этого нам должно быть ясно, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть не что иное, как последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого из нас, верующих, оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни.

Поэтому и праздники церковные представляют собою не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, они связаны друг с другом, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Вот и сегодня – чтение канона сопровождается пением Воздвиженской катавасии Крест начертав Моисей. Казалось бы, она не имеет отношения к сегодняшнему дню, но на самом деле это не так. Она говорит нам о неразрывной духовной связи следующих друг за другом церковных праздников.

Это свет Воздвижения, который озаряет нас издалека, так что уже сегодня мы начинаем входить в него.

Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы постепенно начать прикасаться к этой великой тайне.

И по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному.

И тогда, уходя из этой жизни, мы, может быть, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже здесь, на земле, начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему.

(1) Святитель Афанасий Великий. Слово на язычников 2 // Творения. Ч. 1. С. 127.
(2) Святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя // Творения. Ч. III. С. 9-200.
(3) Служба 1 сентября. Канон индикту. Песнь 9-я.
(4) Служба Рождества Пресвятой Богородицы: на Господи, воззвах стихиры 4,5,6-я.
(5) Там же. Канон 2. Песнь 4-я, 2-й тропарь.
(6) Там же. Икос.
(7) Там же. Канон 1. Песнь 1-я, 3-й тропарь.