Преамбула российской конституции. Что содержит преамбула в конституции рф

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Комментарий к преамбуле

Конституцию открывает преамбула, т. е. вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества.

В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:

Утверждение прав и свобод человека,

Утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

Сохранение исторически сложившегося государственного единства,

Возрождение суверенной государственности России,

Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

Обеспечение благополучия и процветания России.

Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции. Так, утверждению прав и свобод человека посвящены целиком гл. 2 (ст. 17 - 64) и ряд положений в других главах (например, ст. 2, 6, 7 и др.). Включение этих статей в текст Конституции позволяет утверждать, что в развитии прав и свобод человека и гражданина наша Конституция вышла на уровень стандартов, принятых в мировом сообществе.

Возрождение российской государственности раскрывается в гл. 1 "Основы государственного строя", в гл. 3 - 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России. Именно Конституция 1993 г. утвердила действительное равноправие всех субъектов Российской Федерации и провозгласила в качестве одного из важнейших принципов нашего государственного устройства наряду с разделением властей согласованность функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти.

Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. Об актуальности достижения политической стабильности в обществе свидетельствует Договор об общественном согласии, подписанный весной 1994 г. руководителями государственных органов власти России и субъектов Федерации, политическими партиями и общественными движениями.

В Отечестве нашем сильны исторически сложившиеся традиции верности народа Российскому государству, которое выдержало немало суровых испытаний. Это не только имевшие в прошлом место нарушения прав и свобод человека и отступления от принципов демократии, но прежде всего героическая защита нашей Родины от ее многочисленных врагов, приходивших к нам с мечом в руках и посягавших на само существование нашей Отчизны, сильной общей преданностью к ней всех граждан независимо от их национальности. Именно поэтому в преамбуле выражена мысль о признательности к памяти наших предков, передавших потомкам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Но Конституция не только чтит память о прошлом, а прежде всего утверждает общепризнанные и особенно важные для нашей многонациональной страны принципы равноправия и самоопределения народов, объединившихся на общей земле и сохраняющих единое государство. Новая Конституция - это и возрождение подлинной суверенной государственности России, которую она обрела только с принятием 12 июня 1990 г. Декларации о независимости.

И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашей общей ответственности за свою Родину не только перед нынешним, но и будущими поколениями.

Еще одно очень важное положение преамбулы. Принимая свою Конституцию, многонациональный российский народ и Российское государство сознают себя частью мирового сообщества. А это означает, что Российская Федерация принимает на себя обязательства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, налаживать сотрудничество с другими государствами как условие демократического и мирного развития не только России и ее народа, но и народов и государств всего мира.

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных конституций показывает, что главным в содержании их преамбул, несмотря на многообразие изложенных в них целей и задач, является утверждение государственности и народовластия, признание приоритета прав человека и гражданина. Поскольку эти цели пронизывают все конституционные положения (статьи), то в основных законах ряда государств вводная часть вообще отсутствует, т. е. преамбула не является обязательным элементом закона.

Вместе с тем в последние десятилетия можно отметить тенденцию к включению в конституции развернутых преамбул. Нередко во вводной части выражаются политические цели и стремления ее создателей. Такие цели, к примеру, легко просматриваются в четкой формуле преамбулы Основного Закона ФРГ 1949 г. Уже тогда, в условиях раскола Германии на два государства, в ней было сказано, что действие Конституции "распространяется на весь немецкий народ". Тем самым не только проводилась мысль о единстве немецкого государства, но и фактически предопределялось, что при объединении двух немецких государств на всей территории Германии будет действовать Конституция ФРГ, а не Конституция Восточной Германии (ГДР), что и подтвердилось ходом исторических событий в начале 90-х гг.

Конституции большинства государств, образованных на территориях бывших союзных республик, в качестве главных целей и исходных позиций выдвигают прежде всего идеи национального возрождения и институты демократии, например:

Право на самоопределение, приверженность общечеловеческим ценностям, стремление утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить незыблемые устои народовластия и правового государства (Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.);

Незыблемость казахской государственности, создание демократического общества и правового государства, приоритет прав и свобод человека, желание обеспечить гражданский мир и межнациональное согласие, достойную жизнь для себя и потомков (Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 г.).

Особенно сильно национальные черты новой государственности выражены в преамбулах основных законов государств Балтии. Так, в Конституции Эстонии от 28 июня 1992 г. указывается, в частности, на непреходящее право государственного самоопределения народа Эстонии, обеспечение сохранности эстонской нации и культуры на века. Главная мысль преамбулы Конституции Литовской Республики от 6 ноября 1992 г. сосредоточена на обосновании исторических корней Литовского государства, его правового фундамента на Литовских Статутах и конституциях Литовской Республики, сохранении своего духа, родного языка, письменности и обычаев.

Вместе с тем с глубоким сожалением придется признать, что высокие задачи, излагаемые в преамбулах конституций и их содержании, не всегда в полной мере реализуются в законах, принимаемых на основе этих конституций. Это, в частности, относится к Закону о гражданстве, принятому в июне 1994 г. в Латвии. Этот Закон грубо нарушает права лиц, не относящихся к коренной национальности.

Отмеченные примеры иллюстрируют не только различные подходы к формулированию и реализации основных целей в разных конституциях, но и важность вводной части для правильной оценки содержания самого основного закона. В этой связи приобретают особое значение основные цели развития Российского государства, выраженные в тексте преамбулы его Конституции: утверждение прав и свобод человека, необходимость гражданского мира и согласия, сохранение государственного единства, обеспечение благополучия и процветания России как демократического государства. Отражено в Конституции и осознание того факта, что Российская Федерация является частью мирового сообщества.

Раздел первый

Однако в первую очередь придется менять саму процедуру внесения изменений в преамбулу Конституции РФ.

Депутаты Государственной Думы РФ от фракции «Единая Россия» Евгений Федоров и Антон Романов считают, что вводная часть Конституции РФ несет в себе не только моральный смысл, но и является юридическим ориентиром, который должен задавать направление всем правовым положениям в государстве. Поэтому, по мнению парламентариев, преамбулу основного закона необходимо изменить. Сообщения о такой инициативе появились в прессе. В действующей редакции преамбула Конституции РФ гласит:

Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию РФ.

Изменить преамбулу не так просто. В действующем Федеральном законе от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» отсутствуют правовые нормы, позволяющие вносить какие-либо изменения во вступительную часть основного закона РФ. Поэтому парламентарии подготовили законопроект, который распространит действующую процедуру внесения изменений в главы –8 Конституции РФ на ее преамбулу. В соответствии с нормами статьи 136 Конституции РФ , поправки в главы 3–8 подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. Они вступают в силу после получения одобрения органов законодательной власти большинства субъектов РФ - двух третей. Именно так, в свое время, были приняты изменения в Конституции РФ о повышении срока полномочий Госдумы РФ и президента, а также принятия в РФ новых субъектов - Республики Крым и города Севастополя. По нормам статьи 135 Конституции РФ , она не может быть пересмотрена Федеральным собранием. Для внесения изменений необходимо набрать не менее 3/5 голосов Федерального собрания. Только после этого должно быть созвано Конституционное собрание. Такое собрание теоретически состоит из представителей трех ветвей высшей власти федерального и регионального уровней. Однако сам закон о Конституционном собрании в Российской правовой системе попросту отсутствует. Сами авторы инициативы, депутаты Евгений Федоров и Антон Романов настроены решительно. Они собираются исключить из Конституции РФ положения о приоритете норм международного права над национальным законодательством и существующий запрет на государственную идеологию. Однако эксперты относятся к такой инициативе достаточно скептически. Они считают, что преамбула Конституции никоим образом не обязывает Россию при принятии внутренних решений учитывать законодательные нормы или мнение других государств. При этом, преамбула является неотъемлемым конституционным положением и имеет ту же юридическую силу, что и другие новеллы основного закона. Поэтому для ее изменения должно произойти всестороннее согласование нового содержания и норм. Кроме того, все цивилизованные государства обязательно учитывают в своей политике общепризнанные нормы международного права.

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы челов
ека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Комментарий к преамбуле

Преамбула Конституции РФ закладывает основные, наиболее важные и системно организующие в дальнейшем весь текст конституции принципы и позиции. Она является своеобразным ее конспектом, предвосхищая тип, статус, правовую конструкцию и юридическую силу конституции. В связи с этим преамбула должна раскрывать следующие обстоятельства.

2. Мотивационную основу: исходя из каких мотиваций принимается данная конституция.

3. Сакрализирующий выбор (конкретный прием его обозначения) и уровень сакрализации конституции.

4. Целеполагающую основу: какие цели ставит данная конституция.

5. Ценностную основу: какие из целей получают особо значимый характер на уровне принципиального выбора ценностей страны и почему.

6. Специализирующую основу: уникальные особенности страны, цели, задачи, иные обстоятельства. Здесь возможны: историческая апелляция, апелляция к будущему, геополитическая и геоэкономическая апелляция, демографическая и национальная апелляция, религиозная апелляция и др.

7. Основу, позиционирующую страну в мире: как позиционирует себя страна в международном пространстве и международных отношениях.

8. Обозначение или подход к форме государственного устройства страны, форме правления и политическому режиму.

9. Обозначение главных принципов государственного строительства, общественного развития и мировоззренческого (ценностно-мотивирующего) мира человека.

10. Тип и масштабность волевого акта, совершаемого сувереном при принятии конституции.

11. Статус конституции, обозначение подхода или подход к ее функциональному назначению.

Соответственно, в преамбуле должны быть отражены главные вопросы бытия страны согласно данному перечню. По каждому из них должен быть сделан четкий и однозначно интерпретируемый выбор. Анализ преамбулы Конституции Российской Федерации, проведенный на основе исследования вышеперечисленных вопросов, позволяет сделать следующие выводы.

1. В качестве автора Конституции РФ и источника власти (статья 3) в преамбуле указывается «многонациональный народ». Вопрос о русском народе, доминирующем численно и являющемся носителем цивилизационных потенциалов страны, при этом проигнорирован. Причем это сделано не только в тексте преамбулы, но во всей Конституции РФ. Единственное упоминание «русскости» в тексте связывается с русским языком, который, однако, упоминается в контексте множественности «государственных языков» (статья 68). Темы цивилизационной идентичности страны, ее «русскости» в Конституции РФ полностью отсутствуют и, судя по системности приема умолчания, это было сделано целенаправленно.

Депутаты Госдумы Евгений Федоров и Антон Романов (оба - «Единая Россия») подготовили проект закона о внесении изменений в ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Поправка направлена на устранение правового пробела, касательно процедуры внесения изменений в преамбулу Конституции, которая на сегодняшний день не определена. Законодатели указывают, что вводная часть нормативного акта несет в себе не только моральный смысл, но и является юридическим ориентиром, которому должны соответствовать другие правовые положения в стране.

Преамбула Конституции РФ сегодня гласит: «Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию РФ».

Для возможности изменения преамбулы парламентарии предлагают внести поправки, которые распространят процедуру внесения изменений в главы 3–8 Конституции РФ на ее вступительную часть. Сегодня в соответствии со ст. 136 Конституции поправки к главам 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Таким образом в последние годы были приняты правки, касающиеся присоединения Крыма и Севастополя к РФ, а также повышения сроков полномочий Государственной думы и президента России.

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции в соответствии с п. 1 ст. 135 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Изменение данных глав требует получения 3/5 голосов Федерального собрания, после чего должно будет созываться Конституционное собрание из преставителей трех ветвей власти как федерального, так и регионального уровня. Окончательно данная процедура предусматривает проведение референдума и принятие новой Конституции. При всех сложностях изменений 1, 2 и 9 глав Конституции самой большой проблемой остается то, что в РФ до сих пор не принят закон о Конституционном собрании.

Конституция носит для нас высший статус, а преамбула представляет собой надконституционный посыл, некую идеологему, которая стоит над Конституцией. Пусть она не носит прямого характера, но она определяет общую логику всей Конституции, всего законодательства. Поэтому корректировка преамбулы - это корректировка курса страны, - считает депутат Федоров. - Наш закон позволяет поменять эту преамбулу. Это в дальнейшем поможет поменять и курс страны, потому что на сегодняшний день это необходимо. Например, в части, которая касается взаимоотношений России с миром. У нас в преамбуле заключена уникальная формулировка, что российский народ является частью какого-то большего сообщества.

Подобного положения, как отметил депутат, нет в Конституции ни одной страны мира. Евгений Федоров ранее предлагал внести изменения в российскую Конституцию - удалить из нее положения о приоритете норм международного права над национальным законодательством, а также запрет на государственную идеологию.

Специалист в области конституционного законодательства, профессор юрфака РАНХиГС Сергей Комаров считает, что разговоры о том, что преамбула Конституции на сегодня как-то обязывает Россию при принятии решений учитывать мнение или нормы других стран, безосновательны. При этом эксперт заметил, что преамбула является конституционным положением и обладает той же юридической силой, как и остальные главы Основного закона.

Если законодатели захотят менять преамбулу, то при этом необязательно менять отдельные статьи. Должно быть внутреннее согласование соотвествующих норм. Что касается суверенности, то у нас и так много там говорится об этом. В Конституции четко сказано, что мы - многонациональный народ РФ, соединенный общей судьбой на своей земле, - сказал профессор. - На сегодняшний день в преамбуле ничего не говорится о необходимости совещаться с другими государствами по каким-то вопросам вопреки нашему суверенитету. Только о единстве в рамках нашего многонационального государства.

Заместитель завкафедры конституционного и муниципального права ВШЭ Илья Шаблинский считает, что изменения в преамбуле, направленные против приоритета международного права, никак не повлияют на статьи из неприкосновенных на сегодня глав, которые отражают эту тему.

Сама по себе норма о том, что РФ в полной мере опирается на нормы международного права, если говорить о практической стороне дела, никак не влияет на внутреннюю и внешнюю политику РФ. Все государства в своей практике учитывают общепризнанные нормы международного права: например, что все договоры должны исполняться. Есть и принцип неагрессии. Это надо оговаривать. Но в любом случае изменения в преамбуле здесь ни на что не повлияют, - полагает Илья Шаблинский.

Структура Конституции РФ – это особый порядок, посредством которого формируется система управления. Закон разделен на разделы.

Так называется основной документ страны, и, от того, насколько правильно жители страны научатся трактовать его, понимать статьи и следовать прописанным правилам, зависит соблюдение законности и порядка в стране.

Общая характеристика конституции РФ 1993 года

До принятия существующей Конституции в нашей стране существовало 4 закона. Они вводились автоматически, а жителям России просто приходилось с ними соглашаться. 12 декабря 1993 года состоялось голосование жителей Российской Федерации за новую конституцию. Около 54% населения одобрило ее.

На современном этапе истории действует тот закон, который приняли более 25 лет назад. С принятием Конституции Российской Федерации, страна вышла из периода советской истории и перешла на российский этап развития.

Преамбула конституции РФ

Преамбула конституции РФ – начало документа. Это вводная часть, но в ней есть важная информация для всего русского народа.

Начало Конституции указывает на многонациональность народа, говорит о том, что каждый человек имеет право на свободу и права.

Кроме того, указывается на то, что каждый житель страны имеет право на гражданский мир, согласие, демократическую свободу. Но житель государства должен любить Отечество, быть ответственным за него.

Сколько разделов и глав в конституции РФ

Основной закон страны имеет два раздела, количество глав — 9. При этом все они включены в первый раздел. Второй раздел прописывает временные нормы. Во втором разделе отсутствует постатейное деление.

Раздел I

Первый раздел является основным, и в нем прописаны все права и обязанности жителей государства. Основными задачами раздела принято считать:

  • принятие и утверждение прав человека, а также его право на свободу;
  • обязательное сохранение мира. В российской Федерации должно быть согласие;
  • несмотря на то, что в стране сравнительно новый конституционный строй, граждане не должны отказываться от государства, которое исторически сложилось на территории нашей страны;
  • суверенность страны;
  • независимо от национальности, если гражданин является жителем РФ, он должен обеспечить благополучие и процветание своей Родины.

Глава 1

Глава 1 состоит из 16 статей, в ней уделяется внимание основам конституционного строя. Дается понятие равнозначности России и Российской Федерации. В стране может быть множество идеологий, религий (при этом не одна из религий не может быть признана одной и официально существующей), наличие многопартийности.

Этот документ имеет высшую юридическую силу, никто не вправе отменить его или не следовать его положениям.

Глава 2

48 статей включено во вторую главу. Основными пунктами принято считать:

  • права и свобода человека являются неотъемлемой частью. Они гарантированы каждому с рождения;
  • никто не имеет права их нарушать;
  • равенство всех жителей перед законом и судом, независимо от национальности, расы, религии;
  • запрет на применение смертной казни;
  • невозможность применения насилия по отношению к человеческой жизни.

Это лишь малая часть перечисленных статей. С полной информацией можно ознакомиться, изучив текст Конституции РФ.

Глава 3

В главе 3 указывается на федеративное устройство. Перечисляются все субъекты, которые входят в состав страны. В последней редакции сюда была включена республика Крым.

На территории страны государственным языком является русский, но при этом каждая республики имеет право устанавливать свой язык в качестве государственного. Внутри страны не может быть установлено таможенных границ, граждане имеют право на свободное передвижение.

Глава 4

Глава включает 14 статей. В них прописаны правила становления президента на должность. Именно он является гарантом Конституции, представляет интересы народа внутри страны и на международном уровне. Срок избрания президента 6 лет. Это избирательная должность, и на нее может встать любой посредством тайного голосования.

Глава 5

Федеральное собрание – это законодательный орган, который состоит из двух палат. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона РФ. В Государственную Думу входит 450 человек, и все они избираются посредством голосования.

Глава 6

Глава 6 включает в себя 8 статей. В них прописана информация о правительстве страны, которое представляет собой исполнительную власть. Председатель Правительства назначается президентом. Правительство разрабатывает и издает законы, которые утверждаются главой государства.

Глава 7

12 статей 7 главы описывают судебную власть. Судьей может стать любой гражданин страны, достигший возраста 25 лет. Судьи имеют неприкосновенность и подчиняются Конституции и федеральному закону.

Глава 8

Местное самоуправление – избирается гражданами РФ. Именно оно отвечает за управление на местах и соблюдение законности и прав граждан республик, областей. Члены местного самоуправления обязаны заботиться о гражданах, живущих в области.

Глава 9

Регламентируют возможность пересмотра пунктов Конституции. Подобные предложения могут вносить: президент, члены правительства или представители местной власти.

Раздел II

В разделе зафиксированы основные заключительные и переходные положения. Прекращение действия предыдущей Конституции, принятой в 1978 году.

Заключение

Это лишь краткое описание основных положений, которые содержит основной документ страны. Следовать ему обязан каждый гражданин российского государства.