Предписание предпринимателю госинспекции труда и срок. Трудовая инспекция. Когда пришёл инспектор

За последние годы были внесены многочисленные поправки в трудовое законодательство и Кодекс об административных правонарушениях. В связи с чем были добавлены новые требования к работодателям, а размеры административных штрафов увеличены в несколько раз.

Однако не во всех случаях требования инспекторов труда обоснованы.

Рассмотрим в данной статье какие инструменты имеет работодатели для защиты своих прав.

Ответственность работодателя

В 2015 г. вступили в силу поправки в КоАП, в результате которых выли введены новые составы нарушений трудового законодательства и штрафы за них.

Так были отдельно выделены отдельные нарушения требований охраны труда:

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение (штраф на юр. лицо от 60 до 80 тыс. руб.);

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказания (штраф на юр. лицо от 100 до 130 тыс. руб.);

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (штраф на юр. лицо от 130 до 150 тыс. руб.).

Так же выделены в отдельные нарушения следующие требования трудового законодательства:

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказываются признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми (не заключают с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор);

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (штраф на юр. лицо от 50 до 100 тыс. руб.).

Новые изменения в законодательство имеет и некоторые послабления. Так работодатель совершивший незначительные нарушения может быть привлечен не к наложению административного штрафа, а к предупреждению.

Примечание: Предупреждение как вид административной ответственности ранее не предусматривался.

Надзор государственных органов за соблюдением трудового законодательства

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Однако государственный контроль и/или надзор за соблюдением по безопасному производству работ на отдельных объектах может осуществляться и иными уполномоченными органами исполнительной власти (например, Ростехнадзор).

Надзор за соблюдением работодателем трудового законодательства осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок организаций. Порядок проведения проверок определен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и иными нормативными актами.

При проведении проверок инспектор имеет право:

Беспрепятственно посещать объекты организации;

Запрашивать у работодателя всю необходимую документацию и информацию, необходимую для осуществления надзорных функций

Изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ (с уведомлением работодателя и составлением необходимых актов);

Предъявлять работодателю обязательные для исполнения предписания об устранение нарушений требований трудового законодательства;

Составлять протоколы об административных правонарушениях (в пределах своих полномочий.

Примечание: В соответствие со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности за нарушения трудового законодательства составляет один год.

Документы, оформляемые при проверке

По окончанию каждой проведённой проверке инспектором составляется акт. Составление акта производится в 2-х экземплярах, один из которых вручается работодателю либо уполномоченному представителю.

Работодатель вправе отразить в акте свое несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, проводивших проверку.

Если в ходе проверке были выявлены нарушения требований трудового законодательства, то инспектором составляются следующие документы:

Предписание об устранении нарушений. В котором указываются требования о устранение обнаруженных правонарушений. Предписание вручается одновременно с актом проверки;

Протокол об административном правонарушении. Указанный протокол должен быть составлен не позднее 2-х суток с момента обнаружения (если требуется дополнительное расследование);

Постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Выносится по результатам рассмотрения дела. Копия проставление вручается работодателю в течение 3-х дней с момента его вынесения.

Дело об административном правонарушение считается возбужденным с момента составления протокола и должно быть рассмотрено должностным лицом инспекции труда в течение 15 суток. При передаче протокола в судебную инстанцию в течение 2-х месяцев.

В соответствие со ст. 361 ТК РФ решения инспектора труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суде. Решения Главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суде.

Обжалование решения инспектора

Обжалование акта проверки или предписания об устранении нарушений.

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты их получения работодатель может представить в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу письменное возражение с приложением к нему документов, подтверждающих обоснованность таких возражений. Вышеуказанные документы могут быть направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также предписание может быть обжаловано в судебной инстанции в течение 3-х месяцев со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Примечание: В случая предусмотренных ч. 2 срок обжалования постановления в суде составляет 10 дней.

Так же стоит помнить невыполнение предписания об устранении выявленных нарушений работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ(предусматривающей штраф до 200 000 руб.).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

В соответствие со ст. 30.5 КоАП РФ срок рассмотрения жалобы инспекцией труда составляет 10 дней, судебной инстанцией - 2 месяца.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение, копия которого в течение 3-х суток направляется работодателю.

В соответствие ст. 2.9 КоАП РФ. Работодатель может также подать ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде. Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться.

Как было?

Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.

Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие - по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.

Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ - властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

Изменение тенденции судебной практики

В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). В частности, он указал, что:

  1. функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;
  2. предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.

В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

  • вынесено уполномоченным органом;
  • является документом властно-распорядительного характера;
  • содержит обязательные указания, что может нарушать права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.

Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке .

На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

Сроки для обжалования

При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.

В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Практика применения правил

Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере. Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г. вручено под расписку представителю работодателя.

При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

ГИТ в г. Москве располагается по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3 (https://git77.rostrud.ru/) . Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского . Таким образом, в описанной ситуации для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в Нагатинский районный суд г. Москвы не позднее 14 сентября 2017 г. включительно.

Требования к форме административного искового заявления установлены ст. 125, 220 КАС РФ. В заявлении в том числе должны быть указаны.

В соответствии со ст. ст. 353, 354, 356 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда , являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости , находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции , осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями-работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением "О Федеральной службе по труду и занятости", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 , и другими нормами законодательства.

В частности, трудовые инспекции обязаны исполнять требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым установлены особые правила при проведении проверок.

Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации. К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ помимо Федеральной инспекции труда относятся и другие государственные органы. Например, Ростехнадзор (ст. ст. 366, 367 и 369 ТК РФ), Генеральный прокурор, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ростехнадзор может проверять исключительно нормы по охране труда работников, но только в организациях промышленной деятельности, подпадающей под действие норм Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Тогда как государственная инспекция труда может проверять любые нормы трудового права, в том числе и в организациях промышленности, и по отношению к работникам, выполняющим соответствующие виды деятельности, относящиеся к сфере надзора, обеспечивающего промышленную безопасность.

Перечень полномочий трудовой инспекции очень обширен и построен в соответствии с положениями Конвенции Международной Организации Труда 1947 г. N 81 и ст. 356 ТК РФ.

К полномочиям трудовой инспекции помимо контроля и надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства относятся:

Анализ обстоятельств и причин нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению, а также направление соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, суды;

Рассмотрение дел об административных правонарушениях;

Обобщение практики;

Принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение расследования,

а также полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

К полномочиям территориальных структур Роструда согласно ст. 357ТК РФ отнесены:

Посещать для проведения инспекции организации, работодателей - физических лиц в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца;

Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;

При наличии заключений государственной экспертизы направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений;

Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и т.д.;

Запрещать использование работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия ;

Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы;

Плановые проверки по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), а также в целях проверки выполнения работодателями обязательных требований.

В отношении одной организации (индивидуального предпринимателя) любым органом государственного контроля плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства - не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые проверки могут проводиться в отдельных случаях, перечисленных в п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ. Например, проверка будет проведена, если в уполномоченный орган поступит жалоба на нарушение прав и законных интересов работника или в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества. В последнем случае проверка должна быть проведена также на основании соответствующего заявления лица, выявившего такие факты.

При проведении проверок работодатель имеет право знать, кто именно на него пожаловался, в случае если заявитель письменно подтвердит намерение раскрыть свою личность. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в трудовую инспекцию, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Чтобы убедиться в обоснованности и законности прихода трудового инспектора, необходимо проверить служебное удостоверение лица, уполномоченного совершать проверку, а также распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя инспекции труда.

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю согласно должны быть указаны следующие сведения:

Номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки ;

Наименование контролирующего органа;

Фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

Наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;

Цели, задачи и предмет проводимой проверки;

Правовые основания проведения проверки;

Даты начала и окончания проверки.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется инспектором руководителю организации, в которой запланировано контрольное мероприятие. Вместе с распоряжением инспектор должен ознакомить представителя работодателя со служебным удостоверением пришедшего с проверкой лица. Если эти требования не будут соблюдены, то работодатель имеет полное право отказать инспектору в проведении проверки (п. 1 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).

Кроме того, можно позвонить в инспекцию и выяснить, были ли направлены проверяющие в организацию, а также целесообразно снять копии всех представленных инспектором документов. Мероприятие по контролю может проводить только то должностное лицо (или лица), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, когда необходимы специальные исследования, срок инспекции может быть продлен, но не более чем на один месяц. Такого рода предложение должно исходить только от должностного лица, осуществляющего инспекцию, от руководителя органа государственного контроля или его заместителя.

Запрос из трудовой инспекции о представлении пакета документов должен быть мотивированным. Вместе с ним работодателю должна поступить копия распоряжения о проведении проверки трудовой инспекцией. Это важный момент, поскольку в случае отсутствия распоряжения проверка не может считаться законной. Следовательно, при отсутствии копии приказа (распоряжения) представлять запрашиваемые документы нет необходимости.

В данной ситуации работодатель может либо проигнорировать запрос, либо попросить подтвердить его законность путем направления копии распоряжения о проверке. При этом запросить подтверждение законности проверки можно по телефону или по почте. Вести переписку предпочтительнее, поскольку в случае возникновения судебного спора будет легче отстоять свою позицию. К тому же, если не отвечать на запрос трудовой инспекции, можно спровоцировать проведение выездной проверки.

Работодатель представляет документы. При соблюдении всех формальностей, работодатель обязан представить инспекторам копии документов в течение десяти рабочих дней с момента получения запроса.

    Оформление результатов проверки

Акт проверки. По результатам проверки, как и прежде, инспекторы обязаны составить акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя. Этот документ имеет типовую форму, которой обязаны придерживаться все контролеры независимо от их ведомственной принадлежности. Акт утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Акт составляют в двух экземплярах в последний день проверки и заполняют в соответствии с требованиями ст. 16 Закона N 294-ФЗ. Однако инспекторы могут это сделать и на три рабочих дня позже, если для оформления документа нужно получить заключение о проведенных испытаниях или исследованиях (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). К акту могут быть приложены протоколы отбора образцов продукции, проб обследования окружающей среды, испытаний, экспертиз, объяснения работников, ответственных за выполнение обязательных требований трудового законодательства.

Один экземпляр с копиями приложений вручают под роспись работодателю. Если представитель работодателя отказывается ознакомиться и подписать акт, инспектор делает соответствующую отметку. Исходя из практики, отказываться от получения акта бесполезно. В этом случае его вышлют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Как только инспекторы получат почтовое уведомление, будет считаться, что акт вручен должным образом.

Предписание. Положения ст. 17 Закона N 294-ФЗ обязывают контролеров, обнаруживших какие-либо нарушения трудового законодательства, выдать предписание об их устранении и принять меры по контролю его исполнения. В предписании должны быть указаны сроки, в которые нарушение необходимо устранить. При этом законом запрещено вносить в предписание требование о проведении мероприятий по контролю за счет работодателя.

За нарушение срока выполнения предписания организация может быть оштрафована на сумму от 10 000 до 20 000 руб., а руководитель - от 1000 до 2000 руб. Причем руководителя могут еще и дисквалифицировать на срок до трех лет. Это значит, что в течение этого срока он не сможет занимать руководящие должности. Такие санкции установлены в ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Журнал учета проверок. В ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ на работодателей возложена обязанность вести журнал учета проверок . Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Правда, никакой ответственности за его отсутствие не предусмотрено. Инспекторы лишь сделают в акте проверки запись об этом. Однако игнорировать ведение журнала не стоит - он является дополнительной гарантией законности проверки. В нем инспекторы, проводившие проверку, должны сделать записи о ее сроках, объеме и целях, а также указать реквизиты распоряжения, на основании которого проводилось мероприятие, выявленные при этом нарушения и выданные предписания.

    Ответственность

Ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена в ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей и должностных лиц согласно ч. 1 указанной статьисоставляет от 1000 до 5000 руб., для организаций - от 30 000 до 50 000 руб.

Если в ходе проверки выявлены такие нарушения, в результате которых возникла непосредственная угроза жизни и здоровью людей, нанесения вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций, контролеры могут принять меры, направленные на недопущение возникновения таких ситуаций, вплоть до временного запрета деятельности субъекта проверки. Срок такого запрета согласно требованиям ст. 27.17 КоАП РФ составляет не более пяти суток до момента принятия решения суда, который может либо приостановить деятельность предприятия на срок до 90 суток, либо отказать контролирующему органу в удовлетворении его ходатайства о приостановлении работы.

Если руководитель организации совершит аналогичное нарушение еще раз, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет на основании ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, и в этот период он не имеет права занимать руководящие должности.

Информация о дисквалифицированных руководителях хранится в специальной базе данных, которую формирует МВД России. Поэтому у работодателей есть возможность проверить кандидатов на руководящие должности.

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.

Полномочия инспектора по труду

В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее — Положение).

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются:

— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон N 294-ФЗ);

— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ). С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);

— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

— административный штраф;

— дисквалификация руководителя;

— административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Право на обжалование

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Подведомственность и сроки обжалования

Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении. Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Здравствуйте! Сегодня мы обсудим, что представляет собой проверка трудовой инспекцией, какие она выявляет нарушения, и что грозит нарушившему закон работодателю. Проверка от налоговой инспекции вторая по популярности после проверки налоговой.

Если у вас есть хотя бы один наемный сотрудник - будьте готовы , что вас будут проверять на предмет соблюдения трудового законодательства и норм охраны труда. Но, как говорится, предупрежден, значит вооружен. Нежелательных последствий можно избежать, если знать, когда, как будут проверять, и как можно подготовиться.

Порядок проведения проверки трудовой инспекцией

Весь процесс проверки состоит из нескольких этапов:

  1. Оповещение . О плановой выездной или документарной проверке инспекция уведомляет работодателя не позже чем за трое суток, посредством отправления ему под роспись копии распоряжения о проведении проверки. Со своей стороны проверяемый вправе запросить полную информацию об органах и их служащих, которые будут осуществлять проверку, и регламент с подробным порядком контрольных мероприятий. Даже о внеплановой проверке предпринимателя обязательно должны предупредить письмом за сутки до ее начала.
  2. Проверка документов, выездная проверка трудовой инспекцией . Обычно проверка начинается с запроса копий интересующих инспекцию документов, но бывает, что первой осуществляется проверка выездная. Начинать работу инспектор должен с предъявления индивидуального удостоверения и приказа о проверке, которое вы получали ранее в качестве уведомления. Законной будет только та инспекция, которую проводит лицо, указанное в распоряжении на проведение проверки.

Максимальная длительность проверки:

  1. По итогам инспекции составляется два экземпляра акта . В редких случаях акт составляется сразу у работодателя, чаще всего для оформления документов проверяемого вызывают в инспекцию.
  2. Если инспектор обнаружит нарушения (как не печально, но происходит это в большинстве случаев), то он выдаст предписание, содержащее:
  • Описание нарушения и дата его совершения;
  • Ссылка на соответствующий закон;
  • Сроки на устранение нарушений. Если повторная проверка покажет, что нарушения так и не были устранены, предприятию грозит административная ответственность.

Согласно закону, результаты проверки можно обжаловать.

Границы дозволенного

На что же инспекторы труда имеют право, а какие действия выходят за рамки их должностных инструкций?

Подробно полномочия указаны в постановлении Правительства №875, но вот основные из них:

  1. Осуществлять проверку работодателя в любое время суток. Однако обязательным условием является наличие удостоверения и приказа;
  2. Получать бумаги и данные для проверки, причем как от самих работодателей, так и от органов федеральной или территориальной власти;
  3. Брать для анализа пробы веществ. Только если будет составлен соответствующий акт;
  4. Осуществлять расследование несчастных случаев, причиной которых могло послужить нарушение норм охраны труда;
  5. Предъявлять предписания к устранению нарушений. Даже об отстранении от работы определенных лиц. Работодатель не вправе отказываться в их исполнении;
  6. В крайних случаях направлять в суд требование о прекращении деятельности компании;
  7. Участвовать в судебном процессе в роли эксперта.

Обращаем ваше внимание на то, что в 2019 году проверки будут проходить в новом формате, который был установлен постановлением Правительства №1080 от 08.09.2017г. Полномочия и порядок действий инспекторов остались прежними. Изменения коснулись результатов проверки. Теперь они будут вноситься в проверочные листы, которые сгруппированы по темам. Один лист – одна тема.

Взять, к примеру, трудовой договор. Инспектор вправе поинтересоваться у работника, заключал ли он с компанией трудовой договор. Если выяснится, что нет, и это будет подтверждено ходом проверки – договор не предъявлен руководством компании по запросу, в проверочный лист вносится нарушение. Все выявленные нарушения должны быть подтверждены документально, чтобы потом не возникало споров – несогласий с результатами проверки.

По сути, проверочные листы представляют собой некий опросник – руководство, согласно которому инспектор задает вопросы в рамках определенной темы чек-листа, а получая ответы, требует подтвердить их документально. Всего утверждено 132 чек-листа, но это вовсе не означает, что они будут все заполнены. В каждом конкретном случае инспектор, исходя из деятельности компании, решает самостоятельно, какие применять листы, а какие нет. Что примечательно, он не вправе проверять больше, чем указано в чек-листах.

Инспекторы не могут:

  1. Запрашивать информацию, образцы, не имеющих отношение к объекту проверки;
  2. Изымать оригиналы каких-либо документов.

Основания для проверки трудовой инспекцией

Проверки трудовой инспекцией, как и большинство других проверок, могут быть плановыми или внеплановыми.

Под плановую проверку трудовой инспекцией может попасть любая организация, для внеплановой нужны более веские основания.

Итак, поводом для проведения инспекции могу стать:

  1. Плановая проверка может иметь в основе один из поводов:
  • Работодатель зарегистрировался или начал вести предпринимательскую деятельность 3 года назад;
  • 3 года назад закончилась предыдущая проверка.

Согласно действующему на территории России мораторию на проверки малого бизнеса, до конца 2018 года попадающие под действие закона предприятия были освобождены от плановых проверок трудовой инспекцией. В настоящее время Минэкономразвитие и Генеральная прокуратора, по поручению Правительства, разрабатывают поправки в законодательство, предусматривающие продление данного моратория на срок до 2022 года.

График проверок на 2019 год уже представлен на сайте генпрокуратуры.

  1. Толчком для внеплановой проверки (ограничения по частоте таких проверок законом не предусмотрено) может стать:
  • Окончание срока исполнения предписания с прошлой проверки;
  • Выход приказа на основании поручения прокуратуры;
  • Задержка работодателем заработной платы, а также выдача ее не в полном объеме;
  • Начисление зарплаты ниже предусмотренного законом минимума;
  • Нарушение Трудового Кодекса РФ, вызвавшее угрозу здоровью сотрудников;
  • Поступление жалоб от сотрудников о нарушении их прав, указанных в ТК РФ или запроса на проверку условий труда (инспекция не рассматривает анонимные обращения, но действовать она должна конфиденциально, не афишируя, по чьей жалобе проверка организована).

Что проверяет трудовая инспекция

Под проверку попадает соблюдение на предприятии любых норм трудового законодательства.

Инспектор труда вправе затребовать (и вы будете обязаны предоставить) следующие документы:

  1. Трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
  2. Трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
  3. Рабочий график и табель учета отработанных часов;
  4. Больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
  5. График отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
  6. Расчетные листы;
  7. Бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
  8. Устав компании и правила внутреннего распорядка;
  9. Оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
  10. Положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
  11. Доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.

Точный список документов для проверки трудовой инспекцией зависит от основания ее проведения.

Как подготовиться к проверке трудовой инспекции

Самым частым нарушением, влекущим за собой штраф работодателю, является отсутствие всех необходимых документов.

Локальные акты обязательны для каждой, даже самой маленькой организации с наемными сотрудниками. Например, это свод правил внутреннего распорядка, положение о персональных данных работников.

Также обязательно выдавать расчетный листок (не является исключением оплата через безналичный расчет) - они не обязательно должны выдаваться под роспись, но сотрудники должны знать о своем праве – знать произведенный расчет за месяц. При желании у работодателя есть способ застраховать себя ведением журнала выдачи расчетных листков.

У работодателя в сейфе должны храниться трудовые книжки на всех сотрудников.

Зачастую работодатели допускают неточности в оформлении базовых документов. Например:

  • В не прописана ставка оплаты труда;
  • На экземпляре трудового договора (любого другого документа), принадлежащего работодателю, не поставлена подпись работника;
  • График отпусков подписан позже, чем за 14 дней до начала календарного года.

Помимо документов стоит позаботиться и о соблюдении всех норм трудового права. Очень важны своевременные аттестации и безопасность сотрудников на их рабочем месте. Необходимы ли специальная одежда для работников или аксессуары, защитные маски или перчатки, и многое другое зависит от типа осуществляемых ими работ.

Прочие распространенные ошибки:

  • Ежегодный отпуск разделен на мелкие части, и ни одна из них не достигает 14 дней;
  • Заработная плата ниже МРОТ;
  • Размер заработной платы указан не в российских рублях;
  • Заработная плата выдается реже одного раза в 15 дней, при этом нет письменного согласия сотрудника на подобный график выплат;
  • Наем иностранных граждан по срочному договору до окончания срока действия разрешения на работу. Чтобы избежать административной ответственности с иностранными гражданами лучше заключать стандартные бессрочные договоры.

Штрафы от трудовой инспекции

Если инспектор труда выявил нарушения, то прежде всего работодателю будет предъявлено предписание. Неустранение всех пунктов предписания может грозить приостановлением деятельности или штрафом.

В зависимости от нарушения, штраф может быть предъявлен самой компании, ее руководителю, индивидуальному предпринимателю, или ответственным лицам (это могут быть начальник кадрового отдела или главный бухгалтер), если это предусмотрено правилами компании.

Наиболее распространенные штрафы, вынесенные трудовой инспекцией в 2018 году:

Нарушение

Штраф для должностного лица Штраф для ИП

Штраф для юридического лица

Нарушение трудового законодательства

1 000 — 5 000 рублей

30 000 — 50 000 рублей

Повторное нарушение трудового законодательства 10 000 — 20 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет 5 000 — 10 000 рублей

50 000 — 100 000 рублей

Допуск к работе сотрудника, не имеющего на это право (например, без санкнижки), при этом сотрудник это отрицает.

10 000 — 20 000 рублей для работодателя и 3 000 — 5 000 для сотрудника

Уклонение от заключения с работником трудового договора или его неверное оформление

10 000 — 20 000 рублей 5 000 — 10 000 рублей

50 000 — 100 000 рублей

Повторное уклонение от заключения трудового договора, заведомо неверное его оформление или повторный допуск к работе не имеющего на это права сотрудника

Дисквалификация на срок до трех лет 30 000 — 40 000 рублей

100 000 — 200 000 рублей

Нарушение требований охраны труда

2 000 — 5 000 рублей

50 000 — 80 000 рублей

Повторное нарушение охраны труда

30 000 — 40 000 рублей или дисквалификация до трех лет

100 000 — 200 000 рублей или прекращение деятельности на срок до трех месяцев

Нарушение требований проведения специальной проверки

5 000 — 10 000 рублей

60 000 — 80 000 рублей

Допуск к работе сотрудника, не прошедшего инструктаж по охране труда

15 000 — 25 000 рублей

60 000 — 80 000 рублей

Необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты (когда таковые требуются)

25 000 — 30 000 рублей 130 000 — 150 000 рублей

Административное расследование трудовой инспекцией

Трудовая инспекция навещает предприятие с проверкой, чтобы контролировать соблюдение закона, но если инспектор проводит работу по установлению и фиксированию факта нарушений со стороны работодателя и привлечению нарушителя к ответственности согласно Кодексу РФ об административных нарушениях, то речь идет уже об административном расследовании.

Решение о начале расследования принимается самим сотрудником Роструда или сотрудником государственной инспекции труда.

Инициируется расследование в следующих случаях:

  1. В качестве итога проверки, выявившей нарушения. Но прежде чем приступать к расследованию, инспектор обязан получить объяснения подозреваемого в нарушении, показания свидетелей и потерпевших (если таковые имеются), затем официально запросить информацию для разрешения дела;
  2. В результате поступления жалобы на работодателя или сообщения, содержащего достаточно данных для подозрения работодателя в административном нарушении.

Документ о возбуждении расследования называется определение. В течение суток после его составления копия документа под расписку предоставляется работодателю и потерпевшему.

Текст определения содержит:

  1. Дата и место его составления;
  2. Ф.И.О., должность составителя;
  3. Повод возбуждения административного дела;
  4. Показания свидетелей и прочие возможные доказательства правонарушения;
  5. Соответствующая статья Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  6. Запись о разъяснении участникам расследования их прав и обязанностей.

Длится расследование не более месяца с даты возбуждения дела, вести его может как инспектор, проводивший ранее проверку, так и другой государственный инспектор труда.

Дальнейшее развитие событий зависит от итогов расследования.

Если нарушение не подтвердилось - инспектор выносит постановление о прекращении дела.

Если факт нарушения был доказан - инспектор формирует протокол об административном правонарушении. В течение 15 дней дело будет рассмотрено государственной инспекцией труда, в редких случаях (как правило, если нарушение было повторным) инспектор передает дело в суд.

Завершением расследования будет вынесение инспекцией или судом постановления о назначении административного наказания или о прекращении дела.