Предрейсовый медицинский осмотр водителей. Новый порядок проведения предрейсового технического контроля транспорта Журнал учета предрейсового контроля технического состояния

Выходящий на дорогу транспорт, перевозящий пассажиров и грузы, всегда находился под пристальным вниманием технического персонала предприятий и государственной автоинспекции. Перед каждым выходом из гаража автомобиль проверяется на наличие неисправностей и только после этого выпускается на линию. Поэтому, журнал предрейсового технического осмотра автомобиля образец которого находится ниже, обязан присутствовать на каждом предприятии, занимающемся перевозками.

Своеобразный дневник содержит данные о техническом состоянии машины перед рейсом и после него. Это позволяет своевременно выявить и устранить неисправности и повреждения.

Ожидается, что в конце нынешнего года наберёт силу распоряжение транспортного министерства, которое урегулирует предрейсовый контроль технического состояния транспорта. Обновлённый порядок прописывает условия проведения процедуры, которая обязана выявить неисправный автотранспорт и запретить его выход со стационарной стоянки.

Список неполадок определён действующим регламентом дорожного движения.

Формуляр включает учёт перечня возможных неполадок:

  • рулевой системы, механизмов тормозного привода;
  • частей движителя колёсного передвижного средства;
  • двигателя;
  • механических стеклоочистителей;
  • светотехники.

Список может быть разбавлен и другими элементами ТС, которые перечислены Федеральным законодательным актом «О безопасности дорожного движения». Законодательство предусматривает наказание за нарушение регламента не только водителю, но и руководству предприятия.

Произошедшая дорожно-транспортная авария повлечёт наложение штрафных санкций на проводившего предрейсовую процедуру механика и контролёра, допустившего выход из гаража неисправный агрегат.

Отсутствие у перевозчика специалиста предрейсового осмотра не освобождает компанию от проведения упомянутой процедуры. Организация должна оформить соглашение со специализированным предприятием, которое предоставляет услуги подобного рода.

Предрейсовая процедура имеет целью повысить безопасность грузоперевозок и пассажиров. Она предусматривает тестирование состояния техники перед выходом на дорогу. Имеются в виду не только механические безрельсовые транспортные аппараты для перевозки людей, но и грузовые машины. К данной категории относится и легковые таксомоторы. Последние также подлежат такому освидетельствованию и без его заключения их выезд на дорогу воспрещается.

Результаты проверки заносятся в путевой лист. Документ обязателен для всех видов пассажирского и грузового автотранспорта, находящегося в компании. Запись подтверждается оттиском штампа контролёра технического обследования передвижных средств.

Штамп служит для упрощения регистрации сведений о техническом освидетельствовании перед выездом с основной стоянки. Министерство транспорта разработало типовую форму штампа, однако частные компании вправе иметь индивидуальный вариант, который можно легально приобрести. Шаблон содержит сведения о наименовании предприятия, его реквизиты, прочие атрибуты.

У кого есть право проводить

Разумеется, проводить предрейсовое обслуживание имеет право специально подготовленный для этого работник. То же министерство утвердило нормативные документы, где представлены требования к специалисту технического осмотра.

Последний обязан обладать необходимым объёмом знаний, иметь определённые профессиональные навыки, соответствующее образование и обязательный трудовой стаж в такой отрасли.

Словом, контролёр технического освидетельствования должен быть профессионально подкован как в теории, так и в практике:

  1. Классы пожарной безопасности;
  2. Специфика эксплуатации каждого типа проверяемого передвижного средства;
  3. Законодательные акты о труде;
  4. Нормативный регламент в области обслуживания транспортных средств;
  5. Технические параметры проверяемой техники.

Понимание технических нюансов позволит дополнить полученный багаж знаний. Контролёр должен иметь образование не ниже уровня среднего специального, сопряжённого с эксплуатацией наземного колёсного транспорта. Ему необходимо иметь опыт работы по данной специфике не меньше одного года.

Исключение делается для техников, прошедших квалификационные курсы подготовки на приобретение данной специальности.

Не каждый индивидуальный предприниматель либо маленькая организация позволит себе содержать в штате контролёра предрейсового освидетельствования. Однако это не должно является законным основанием для игнорирования требований законодательства по выпуску на дорогу неисправного транспортного агрегата.

Компания обязана заключить соглашение с профильным предприятием, специализирующимся на проведении таких работ. Разумеется, частному лицу будет накладно подписать договор с автопредприятием. Поэтому он вправе прибегнуть к помощи сервисного центра либо станции технического обслуживания.

Контракт на освидетельствование выглядит типовой формой. Он содержит информацию о частном предпринимателе или юридическом лице-подписанте, в ведении которого находится наземный транспорт для перевозки людей и грузов.

Договор также оговаривает обязанности автопредприятия, станции, ЧП либо юридического лица. Он также перечисляет их права, обязанности и ответственность, срок действия контракта.

Предваряя заполнение журнала предрейсового технического осмотра, водитель проходит медицинское обследование у врача. Положительные результаты освидетельствования дают право на участие в дорожном процессе. Водитель берёт права, страховое свидетельство, получает путевой лист и направляется к контролёру осмотра, который проверяет технический статус машины.

Предрейсовое техническое освидетельствование выполняется этими работниками совместно. Их задача заключается в диагностировании определённых узлов и агрегатов перед отправкой автомобиля на дорогу.

Таковыми механизмами и системами проверяются:

  • наружное состояние машины;
  • исправность тормозного привода, его механизмов;
  • люфтомером определяют зазор сопряжённых деталей рулевой системы, её функционирование;
  • выявляется на исправность работа замыкающих дверных устройств, багажника, капота;
  • требуемое наполнение воздухом шин, запасного колесатак же необходимо;
  • работоспособность светотехники, механических стеклоочистителей, клаксона.

Отсутствие неполадок позволяет перейти к проверке обязательного набора водителя.

Поэтому нужно знать, что упомянутая комплектация обязана содержать ряд обязательных атрибутов:

  1. Укомплектованная необходимыми медицинскими средствами аптечку.
  2. Буксировочный металлотрос, ручной домкрат.
  3. Знак аварийной остановки.
  4. Находящийся в исправном состоянии, огнетушитель.

Новые главы законодательства обязывают иметь светоотражающий жилет, либо снабжённый таковыми полосами. Это обезопасит водителя в ночное время суток при возникновении аварийной поломки.

Положительный результат прохождения наземным транспортом экспертизы фиксируется на путевом листе оттиском штампа «Транспорт прошёл предрейсовый осмотр».

Подобная запись появляется в специальном разделе учёта предрейсовых освидетельствований.

Бланк документа можно скачать в интернете.

Вести журнал правильно предполагает учёт и контроль следующей информации:

  • марки, типа передвижного средства, его государственного регистрационного знака;
  • полной именной формулы водителя, контролёра предрейсовой диагностики;
  • показатели одометра;
  • запись о прохождении предрейсовой технической процедуры;
  • полной даты её проведения.

Сведения подтверждаются подписью водителя и контролёра. При необходимости, в журнал вносится дополнительная информация.

Автомобильные парки практикуют и послерейсовую техническую экспертизу, которую также необходимо внести в журнал. Приказом по предприятию оговариваются правила и условия её проведения.

Чтобы организовать работу по предрейсовому освидетельствованию автомобилей и водителей, управление компании издаёт соответствующее распоряжение. Законодательство не предусматривает унифицированной формы приказа, поэтому он выражается в свободном изложении.

Руководитель назначает ответственных лиц за проведение экспертизы, определяет правила заполнения необходимой документации. Разумеется, что свободная форма все же тяготеет к образцам документов, используемых транспортным министерством.

Распоряжения устанавливают необходимые минимальные знания для технического контролёра. Их издание обуславливается необходимостью подготовки своего работника либо включением его в штатную единицу как готового специалиста. Перечисленные распоряжением лица должны ознакомиться с содержанием приказа и в графе «Ознакомлен» и поставить подпись.

Штамп о прохождении тестирования

Распоряжение транспортного министерства РФ о предрейсовом освидетельствовании действует в 2018 году. Оно причисляет к обязательным условиям предрейсового осмотра регламент заполнения путевых листов.

Таким же условием является наличие оттиска штампа о прохождении предрейсового освидетельствования.

Оттиск должен содержать дату экспертизы, подпись проводившего её механика.

Находящийся в кабине путевой лист служит своеобразным контролем для водителя.

Документ фиксирует:

  • наименование предприятия;
  • количество пройденных километров;
  • расход топлива;
  • предполагаемый маршрут.

В нем присутствует отметка о прохождении предрейсового освидетельствования.Поэтому этот лист выдаётся водителям всех организаций, которые занимаются пассажирскими и грузовыми перевозками.

Отсутствие путевого листа угрожает водителю штрафной санкцией до 500 р., ответственному же за процедуру освидетельствования водителя и ТС- 20 тысячами. Автотранспортная компания может разориться на целых 100 000, если виновником окажется её руководство.

Забывчивость водителя пройти медицинское освидетельствование обернётся ему взысканием 3 000, а должностному лицу - 5 тысяч рублей. Если же в отсутствии медицинской процедуры виновна организация-перевозчик, штраф возрастает до 30 000.

Дополнительным наказанием может послужить отказ страхового агентства выплатить компенсацию водителю при совершении дорожно-транспортной аварии со ссылкой на отсутствие путевого листа либо соответствующих в нём отметок.

Иванов Руслан

Слесарь-автомеханик, стаж более 27 лет

Написано статей и ответов

Предрейсовый технический осмотр проводят в рамках комплекса мероприятий, направленных на организацию безаварийного движения автомобильного транспорта, а также бесперебойной доставки пассажиров и грузов. Организации этой работы возлагается на руководителей предприятий-перевозчиков не зависимо от форм собственности. Как происходит, проведение предрейсового технического осмотра транспортных средств и другие аспекты этого вопроса вы узнаете далее.

Требования законодательства

Положение о проведении предрейсового технического осмотра транспортных средств закреплено статьёй 20.4 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., который предусмотрел обязанность владельцев коммерческого автотранспорта содержать его в надлежащем состоянии, перед выходом контролировать соответствие техническим требованиям, а также нести ответственность за готовность водителей к рейсу.

Министерство транспорта Российской Федерации (далее Минтранс) приказом № 141, изданным 6.04.2017 г., и вступившим в законную силу 25 декабря прошедшего года, утвердило требования по организации, а также осуществлению предрейсового контроля состояния транспорта, используемого для доставки грузопассажирских потоков.

В перечень требований вошли положения определяющие:

  • недопустимость выпуска транспорта в рейс при наличии неисправностей;
  • обязательность осуществления предрейсового технического осмотра, включая наземный с электрическим питанием, а также используемого в качестве такси;
  • уровень профподготовки и квалификацию, лиц занимающихся проверкой транспорта перед рейсом, в рамках Приказа Минтранса № 287 от 28.09.2015 года;
  • объем предрейсового технического осмотра транспортных средств, уточнив важные для обследования конструктивные части автомобилей;
  • возможность использования специального оборудования для диагностики конструктивных систем подлежащих проверке;
  • список обязательной, сопутствующей проведению проверки, регистрационной документации;
  • порядок заполнения журнала регистрации проверок, проставления отметки в путевых листах водителей исправных машин;
  • недопущение фактов выпуска автотранспорта без проведения предрейсового контроля.

Следует напомнить, что организация предрейсового контроля осуществляется автоперевозчиками, независимо от того являются ли они юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Кто проводит проверку автотранспорта

Руководитель предприятия своим распоряжением назначает на должность контролёра технического состояния автомобилей сотрудника имеющего достаточное образование и навыки этой работы. В соответствии с пунктами 14 и 15 транспортного Приказа Минтранса о проведении проверки автомобилей № 287 от 28.09.2015 года, определившими основные требования к квалификации граждан выполняющих обязанности связанные с перевозкой граждан, независимости от форм собственности владельца предприятия, к контролёрам состояния автотранспорта предъявляются следующие требования:

  1. Уровень ранее полученной специальной подготовки не ниже средне – технического образования по одному из следующих профилей:
  • обслуживание и ремонт автомобильной техники, а для проверки наземного электротранспорта — эксплуатация электрооборудования и автоматических систем наземного электрического транспорта;
  • техника и технологии автотранспорта;
  • специальные курсы по переподготовке специалистов с получением квалификации контролёра техсостояния автотранспорта.
  1. Должен знать и руководствоваться нормативными документами:
  1. Владеть знаниями характеристик поверяемой техники, её устройство, правилами и техническими нормами эксплуатации.

Основной задачей контролёра автотранспорта, проводящего предрейсовый осмотр, представлено выявление технических отклонений в работе систем подвижного состава, которые могут повлиять на безопасное движение, и должны устраняться до его выхода в рейс.

Технический контроль транспорта

Контроль технического состояния проводится перед каждым выездом в рейс. Проверкой устанавливается техническое состояние автотранспорта, его соответствие требованиям безопасного движения, предусмотренных ПП РФ № 1090 от 23.10.1993 года.

Перечень работ по проверке предусмотрен инструкцией предрейсового техосмотра автотранспорта и в себя включает:

  1. Проверку исправного состояния:
  • тормозов, в том числе манометра гидравлического или пневмопривода;
  • системы рулевого управления;
  • приводов очистки стёкол;
  • системы звуковой сигнализации;
  • колёс и резины;
  • оборудования фиксирующего показатели движения по маршруту, при их наличии;
  • навигационной аппаратуры, при наличии.
  1. Работоспособность конструктивных частей автомобиля, внешних устройств и систем:
  • замочных дверных, запирающих заливных (сливных) горловин цистерн, крышек баков для топлива;
  • управления креслом водителя;
  • предупреждения запотевание и обледенение стёкол;
  • сцепных, а также страховочного крепления (цепи, трос);
  • фиксирующих положение прицепов при движении транспорта;
  • крепления запасного колеса.
  1. Наличие и работу устройств, предусмотренных конструкцией автомобиля:
  • индикаторов состояния или неисправности систем;
  • остекления и обзора окружающей дорожной обстановки с водительского кресла;
  • зеркал обзора, состояние их креплений;
  • защищающих от грязи (фартуки, брызговиков);
  • ремней безопасности водителя и пассажиров, фиксаторов положения головы, их исправность.
  1. Функционирование в предусмотренном режиме приводов дворников, наружных фар, а также световых отражателей.
  2. Проверку отсутствия нарушений герметичности устройств и соединительных трубок.
  3. Наличие аптечки, устройства для тушения пожара, упоров препятствующих откату автомобиля.
  4. Проверку отсутствия в конструкции автомобиля самостоятельных технических изменений с нарушением регламента эксплуатации транспортных средств (не предусмотренное газовое оборудование, дополнительные места размещения пассажиров).
  5. Предрейсовый техосмотр автомобиля механиком для транспорта с электрическим питанием, дополнительно:
  • для трамвая исправность колесного узла;
  • соответствие предусмотренным параметрам силы тока и его утечки;
  • состояние токоприёмников, основных и дополнительных цепей пусковой и аппаратуры защиты, аккумулятора;
  • работу контрольно-измерительной аппаратуры.
  1. Если автотранспорт оборудован конструктивно предусмотренным специализированным оборудованием и устройствами, а услуги автомобилей особые (спецтехника), то контролёр их проверяет, основываясь на характеристики производителя, требований безопасного движения на дорогах.

При отсутствии неисправностей автотранспорта, контролёр, во исполнение порядка оформления документов закреплённым Приказом Минтранса № 152 от 18.09.2008 года, ставит отметку о предрейсовом осмотре в путевом листе водителя «прошел предрейсовый контроль технического состояния», дату и час проверки, закрепляет личной росписью.

Медосмотр водителя

Одновременно с проведением ежедневной предрейсовой проверки, организовывают обязательный медицинский осмотр состояния водителей. Его проведение возлагается на дипломированных медиков, которые успешно окончили специализированное обучение и имеют лицензию на это вид деятельности.

В зависимости от наполнения автопарка автомобилями и финансовой обоснованности, допускают следующие варианты организации медосмотров:

  1. Врачом, прошедшим специальную сертификацию, отношения с которым закреплены трудовым договором (необходимость в лицензии отсутствует).
  2. Сотрудниками сторонней организации с оформленной лицензией, в порядке заключения договора на предоставление данного вида услуг, при этом не обязательна принадлежность к медучреждениям (больница и подобное), предприятие может заниматься только этим видом деятельности.
  3. Сертифицированными специалистами предприятия-перевозчика, которое получило лицензию на проведение осмотров водителя. Этот вариант используется крупными перевозчиками, так как ими предусматриваются расходы на содержание медкабинета, оплату работы медицинского персонала. Кроме того, после получения лицензии они вправе предоставляет подобные услуги иным предприятиям на основании заключённых договоров.

Задачей проведения обязательного медицинского осмотра является определение готовности водителя к выполнению возложенных на него обязанностей. В ходе проверки выясняется общее состояние водителя, выявляются признаки применения алкоголя средств содержащих наркотики или иного, остаточных явлений после их применения.

При нормальном состоянии водителя, в путевой лист проставляется штамп осмотр пройден, при этом фиксируется время, дата осмотра, личные данные врача, его подпись. Факт осмотра регистрируется в журнале. В случае отстранения водителя по медицинским показателям, сведения регистрируются соответствующей записью, а руководство информируется по сути нарушения.

Учётная документация

Правила порядок проведения предрейсового осмотра автотранспорта и водительского состава на предмет возможности выполнения должностных обязанностей, предусматривает внесение результатов журнал учета осмотров.

Журнал регистрации технического контроля

Он включает обязательные поля для внесения следующих сведений:

  • название, модификацию;
  • номерной знак;
  • данные лица (ФИО), выезжающего в рейс на проверяемом автомобиле;
  • личные сведения контролёра (ФИО), проводящего настоящий осмотр;
  • точное время, дата осмотра;
  • сведения о действительном пробеге транспортного средства;
  • результат, полученный в ходе осмотра;
  • подпись водителя;
  • подпись контролёра.

Нормативными документами не запрещено включать в журнал графы для внесения важной, по мнению руководства предприятия, информации.

Журнал медицинского осмотра

Во исполнение пункта 14 Приказа Минздрава № 835 от 15.12.2014 журнал прохождения предрейсового медицинского осмотра должен содержать разделы со следующей информацией:

  • подтверждающие точное время, дату прохода освидетельствования;
  • личные данные водителя (ФИО);
  • половую принадлежность;
  • дату рождения;
  • результат исследования (наличие жалоб на состояние здоровье, обнаружение признаков употребления алкоголя);
  • заключение о допуске или его невозможности;
  • подписи водителя и врача с расшифровкой личных данных.

Установленный порядок не запрещает использование компьютерной техники для ведения журнала медосмотра, но требует обеспечение мер по сохранению информации, предупреждению возможности внесения изменений, а также при необходимости — печати любой части журнала.

Образец журнала предрейсового технического осмотра представлен ниже:

Ответственность за нарушение правил ППТО

Директор за техническое состояние транспортных средств отвечает персонально. Нарушение положений об организации осмотров подвижного состава перед рейсом, освидетельствование медиком, включая послерейсовый контроль, влечёт привлечение к административной ответственности виновных.

В рамках пунктов 2 и 3 статьи 12.31.1.КоАП РФ за эти нарушения предусматривается штраф:

  • граждан размером 3 тысячи рублей;
  • лицам, исполняющим должностные обязанности — 5 тысяч рублей;
  • юридическим лицам – 30 тысяч рублей.

Мера ответственности частных предпринимателей осуществляющих грузоперевозку и доставку пассажиров, за рассматриваемые правонарушения установлена соразмерно с юридическими лицами. Не лишней представляется проверка какой штраф за отсутствие предрейсового контроля предусмотрят дальнейшие изменения закона.

Стоимость услуги услуг сторонних организаций

Оправданным решением для малых компаний – перевозчиков является обращение в сервисные центры за услугой предрейсовой проверки транспорта, а медицинского осмотра водителей — лицензированные медучреждений. Сотрудничество осуществляется на основании заключённых договоров ( можно у нас).

Практическая реализация технической проверки представляет собой прикрепление отдельного специалиста – механика имеющего соответствующие образование, а также квалификацию для проведения этой работы. Некачественное выполнение обязанностей прикреплённым сотрудником автосервиса проводившего проверку повлёчет административную ответственность, объемом ранее указанных сумм, в отношении сервисного центра.

Сумма оплаты услуг сервисных центров зависит от региона размещения предприятия перевозчика, количества транспортных средств, проверок (в течение дня одним автомобилем могут управлять разные водители). Для Московского региона средняя стоимость проверочного пакета из 30 осмотров составляет примерно 5000 рублей.

Стоимость услуги по привлечению медицинских работников для проведения осмотра водительского состава зависит от удалённости медучреждения от места осмотра, количества привлечённых специалистов, внутренних цен учреждения на предоставление медицинских услуг. В настоящее время, средняя стоимость обследования одного водителя обойдётся предприятию примерно в 100 рублей.

Правильно организованный ежедневный предрейсовый техосмотр на порядок снизит вероятность поломки автомобильного транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Полнота оформленных документов исключит основания для предъявления претензий со стороны контролирующих государственных структур, а также предупредит возникновение ответственности в виде штрафных санкций.

Также вам будет интересно узнать про и легковым, грузовым и другими видами транспорта.

Всегда на связи наш автоюрист. Если есть вопросы, то запишитесь на бесплатную консультацию в спецформе в углу экрана.

Ждем ваши вопросы и будем признательны за лайки и репосты.

Законодательством для предприятий, которые используют автотранспорт для перевозки грузов или пассажиров, устанавливается обязанность ежедневного обеспечения предрейсового технического осмотра транспортных средств.

Ответственность за невыполнение обязательного предрейсового техосмотра или отсутствие отметки в путевом листе может быть суровой: весьма ощутимые штрафные санкции или категорический отказ в компенсационной выплате страховщиком, если автотранспортное средство попало в ДТП (отказ этот можно оспорить в судебном порядке).

Рассмотрим порядок проведения предрейсового техосмотра, а также какими нормативными актами регулируется процесс.

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств обязателен в организациях, занимающихся перевозками. К таким автотранспортным средствам относят автобусы, такси, а также ТС, которые перевозят грузы.

Проводят технический осмотр, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения и надлежащее техническое состояние транспорта. Если автомобиль не прошел осмотр, или осмотр показал, что ТС неисправно, его нельзя допускать к работе .

Автотранспортные средства, которые используются в коммерческих целях, подвергаются интенсивной нагрузке. Узлы начинают изнашиваться очень быстро, по этой причине исправность, техническое состояние используемого юридическими лицами транспорта (такси, грузовых машин, автомобилей) для перевозки людей и грузов должны обеспечиваться тщательно.

Проводить экспертизу (или техосмотр) перед каждым рейсом (началом каждого рабочего дня) должны особенно те компании, которые предоставляют услуги извоза - такси, а также компании, занимающиеся перевозками людей и грузов.

Следует учитывать, что каждая организация с транспортными средствами на балансе обязана оформлять путевые листы.

При этом подобная обязанность не связана с тем, оказываются ли услуги по перевозке пассажиров и грузов, или на балансе компании всего один автомобиль, предназначенный для руководства.

Путевой лист - документ, служащий основанием для списания израсходованного топлива и других ГСМ. Налоговая принимает расходы на основании этого документа.

Закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» гласит, что ТС должны обязательно проверять на неисправности.

Порядок проведения регламентирован приказом от 06.04.2017 г. №141. Предрейсовый контроль проводят до выезда ТС с места постоянной стоянки.

Автомобиль проверяют на неисправности:

  • тормозной системы;
  • рулевого управления;
  • световых приборов (фары, поворотники, и т.д.)
  • стеклоочистительных приборов;
  • колес, шин;
  • двигателя;
  • тахографа;
  • звуковых сигналов;
  • других элементов.

Механик, который проводит технический осмотр, должен вести учет прохождения предрейсового контроля.

В журнал регистрации результатов предрейсового контроля необходимо вносить:

  • марку, модель проверяемого автомобиля;
  • регистрационный знак;
  • ФИО водителя;
  • ФИО контролера, который проводил контроль;
  • дату, время проведения осмотра;
  • количество полных км пробега на момент проведения контроля;
  • отметка о прохождении предрейсового контроля;
  • подпись водителя;
  • подпись контролера.

В журнале допускают размещение дополнительных реквизитов, которые учитывают особенности осуществления перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Дополнительные сведения указаны в пункте 6 Межотраслевых правил, которые утверждены Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28. Также требование регулируется Правилами, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 №7.

Если в организации нет обученного человека, который должен проводить осмотры, можно заключить договор со сторонней организацией.

О том, кто может проводить предрейсовый технический осмотр автомобиля, указано в Приказе Минтранса России от 28.09.2015 №287. Проверка проводится специально обученным контролером технического состояния автомобилей.

По тому же приказу он обязан знать:

  • нормативы по обслуживанию автотранспортных средств;
  • технические данные об автомобилях;
  • особенности устройства проверяемого ТС;
  • правила эксплуатации конкретного автомобиля;
  • основное законодательство о транспорте и труде;
  • инструкции по охране труда, противопожарные правила.

Подробнее с требованиями можно ознакомиться на сайте «Консультант»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190457/ .

Проводит предрейсовый техосмотр механик, который прошел аттестацию в Российской транспортной инспекции . У него должно быть профильное образование не ниже среднего.

Небольшие компании обычно пользуются услугами сервисных центров.

Тогда предприятие, которое оказывает такие услуги, должно прикрепить своего механика, проводящего обязательную ежедневную процедуру осмотра.

Это довольно удобный вариант. Компании необязательно держать в штате своего специалиста. А если осмотр был проведен некачественно, ответственность ляжет на сервисный центр, услугами которого воспользовалось юридическое лицо.

Штамп о прохождении осмотра проставляют в путевой лист при выходе на линию и по возвращении в депо. Если водители меняются за рабочий день, нужно оформить два путевых листа.

Отметка о прохождении должна стоять на каждом из них. Отметку проставляют каждый день. Контролер проставляет в путевом листе дату, время проведения осмотра, ФИО, подпись.

Стоимость предрейсовых осмотров зависит от центра, который предоставляют такую услугу, а также от количества проверок в месяц. Средняя цена за пакет, включающий 30 проверок в месяц, составляет около 5 000 рублей.

Существуют центры по профессиональной переподготовке контролеров технического состояния ТС .

Задачами образовательных программ, которые выполняют подобные задачи, обычно являются: предоставление основных теоретических знаний, необходимых практических навыков, актуальной информации о показателях, которые свидетельствуют о техническом состоянии автотранспортного средства.

Благодаря обучению специалисты сервисов, которые должны заниматься диагностикой и контролем исправности ТС, смогут качественно выполнять свои обязанности.

Обычно по окончании прошедшими обучение сдается итоговый квалификационный экзамен . Если сдача будет успешной, они получают документ об образовании.

Перед поступлением на такие курсы необходимо убедиться в том, что учебные центры выдают документ об образовании, отвечающий всем государственным профессиональным стандартам.

Ответственность

Административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов предусматривается статьей 12.31.1 КоАП РФ в размере:

  • физические лица - 3 тыс. рублей;
  • должностные лица - 5 тыс. рублей;
  • юридические лица - 30 тыс. рублей.

Нередко штраф налагают на юридическое и должностное лицо одновременно. Также всегда ощутимым последствием нарушения может быть отказ страховой компании возмещать ущерб в случае ДТП.

Страховщик обязательно будет требовать путевой лист автотранспортного средства, который попал в ДТП. Если никаких отметок о проверке не будет, компенсацию выплачивать откажутся.

Оспаривают решение страховой компании в судебном порядке: осуществляет контроль технического состояния автомобиля, который используется компанией, юридическое лицо. А путевой лист не входит в обязательный перечень документов, которые необходимы, чтобы подтвердить страховой случай.

Оформление путевого листа с нарушениями - повод для страховой компании значительно затянуть выплаты на долгий срок.

Приказ Минздрава РФ №835н регламентирует предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  1. Медосмотры проводят перед началом рабочей смены. Такая мера направлена на обнаружение вредных, опасных факторов и состояние здоровья, которые будут препятствовать выполнению человеком трудовой функции.
  2. Проверки финансируют и организуют работодатели.
  3. Проверки проводят медицинские работники, которые имеют необходимую квалификацию, работают в штате компании или представляют стороннюю медицинскую организацию с лицензией.
  4. В ходе предрейсовых осмотров медработники:
  • рассматривают жалобы водителя;
  • проводят визуальный осмотр;
  • измеряют температуру, давление, пульс;
  • выявляют признаки опьянения;
  • определяют процент алкоголя в крови;
  • определяют присутствие психоактивных веществ.

Если водитель здоров и не находится в состоянии опьянения, врач выносит заключение: вредных и опасных факторов или состояний, которые препятствуют выполнению водителем трудовых обязанностей, не выявлено.

Если соответствующие факторы или состояния выявлены, водителя не допускают к работе.

  • наличие симптоматики острого заболевания или обострения хронических болезней (у водителя повысилась температура тела, он жалуется на слабость, плохое самочувствие, боли);
  • частота сердечных сокращений или артериальное давление повышается или снижается;
  • сотрудник находится в состоянии опьянения.

На медицинские осмотры водители должны явиться с путевым листом .

Медицинский работник должен обратить внимание на то, как водитель входит в кабинет, как выглядит, как себя ведет. Если водитель жалуется на самочувствие, врач должен выявить объективность жалобы.

Предрейсовые медицинские осмотры проводят, чтобы повысить уровень безопасности дорожного движения, степень защиты населения и оказания качественных услуг в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Результаты медосмотра обязательно заносят в журнал .

Итог

В ходе проверки сотрудник, уполномоченный проводить технический осмотр, должен:

  • проверить безопасность эксплуатации автотранспортного средства;
  • устранить мелкие неполадки в случае их выявления;
  • если неполадку нельзя устранить за короткое время, автомобиль должен остаться в автопарке, его нельзя выпускать на линию.

Предрейсовый техосмотр также включает следующие операции:

  • осмотр автобуса или другого автотранспортного средства на наличие визуальных повреждений;
  • проверяют наличие обязательного водительского комплекта (аптечка, знак аварийной остановки, огнетушитель, два противооткатных средства);
  • проверка исправности функционирования рабочих механизмов и основных узлов.

По результатам проверки определяется, можно ли выпустить ТС на линию. Если автотранспортное средство полностью исправно, заполняют путевой лист, проставляются отметка от допуске ТС и подпись лица, который осуществил осмотр.

При обнаружении поломок ТС не выпускают на линию. Об этом обязательно делают отметку в специальном журнале.

После возвращения автобуса или такси из рейса проводят их послерейсовый технический осмотр, который должен помочь выявить возможные неисправности, появившиеся в процессе их эксплуатации.

Если выявлена поломка, автотранспортное средство подлежит обязательному ремонту.

Предрейсовый контроль - обязательное условие для ведения бизнеса в сфере перевозок пассажиров или грузов . Тщательная проверка состояния автотранспортных средств является залогом безопасной перевозки.

В организациях, которые занимаются предоставлением транспортных услуг, для контроля за выходом автомобилей на линию применяется специальный журнал учета.

Для чего нужен журнал, его значение

Прежде чем допустить транспортное средство до работы, специалисты предприятия должны убедиться в том, что его техническое состояние соответствует установленным нормам, что в машине отсутствуют повреждения, поломки и неисправности, которые могут привести к внештатным ситуациям на дороге, авариям и т.д.

ФАЙЛЫ

При осуществлении этой процедуры проверяются комплектность, технические узлы, элементы и детали автомобиля, осматривается его внешний вид. Обязательно обследуется рулевое управление и тормозная система, а также система оптики и зажигания. Только при условии, что все вышеозначенные параметры находятся в удовлетворительном состоянии, автомобиль может выйти на линию, в противном случае его отправляют либо на станцию технического обслуживания, либо в гараж на восстановление.

В журнале учета отмечается техническое состояние машины, время ее выхода и возврата с линии, показания спидометра и т.д.

Благодаря данному документу в компании осуществляется аналитика работы транспортных средств, включающая в себя информацию о расходовании горючего, контроль за соблюдением режима труда водителя, правильность эксплуатации автомобиля, проводимые ремонтные работы и т.д. Таким образом, в первую очередь этот журнал является документом, на основе которого (в числе прочих) осуществляется организация безопасности правил дорожного движения на предприятия.

Кроме того, в случае каких-то аварий, произошедших по вине водителя автомобиля, журнал позволяет обосновать взыскание с него нанесенного ущерба, поскольку в нем указывается состояние машины как в момент выхода на линию, так и во время возврата в гараж.

Кто несет ответственность за ведение документа

Ответственность за формирование и ведение журнала, как правило, возлагается на диспетчера. Все данные в документ он вносит на основании сведений, предоставленных механиком, которых проводил осмотр технического состояния машины, а также водителя.

Что будет, если не вести журнал

Организации, занимающиеся транспортными услугами должны вести этот журнал в обязательном порядке. Если же его не будет, то государственные контролирующие органы (Ространснадзор и т.д.) оштрафуют как руководство, так и само предприятие.

По этой же причине вся информацию, вносимая в журнал должна быть достоверной и точной, поскольку, если вдруг с автомобилем что-то произойдет, проверяющие лица не в последнюю очередь займутся изучением данного документа. При выявлении ложных или неверных сведений на ответственные лица может быть возложено дисциплинарное взыскание.

Как сформировать журнал

Журнал учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии составляется в произвольном виде. Однако, если в компании есть свой шаблон журнала, то применять следует именно его. Кроме того, имеет распространение унифицированная, ранее обязательная к использованию форма журнала. Она удобна тем, что ее можно легко подкорректировать под нужды предприятия, добавив или убрав ненужные столбцы и строки. В некоторых организациях применяется журнал, имеющийся в свободной продаже (в твердом переплете) – законодательство такой подход к учету работы автомобилей вполне допускает.

Особенности оформления бланка

Что касается оформления журнала, то здесь также нет никаких особенностей, то есть, если журнал формируется самостоятельно, то его можно сделать в электронном виде или же, что называется, «нарисовать» вручную. В первом случае подготовленный бланк следует распечатать, чтобы ответственные лица могли оставить в нем свои автографы.

Обычно журнал содержит в себе не один десяток страниц. Все они должны быть по порядку пронумерованы и прошиты специальной толстой нитью.

На последнем листе ставится печать организации и пометка о количестве страниц в документе, а также дата и подпись ответственного работника.

Журнал делается в одном оригинальном экземпляре, дополнительных его копий не формируется. Заполненный журнал подлежит хранению на протяжении периода, установленного в законодательстве или же указанного в нормативно-правовой документации транспортной фирмы. Только после истечения этого срока документ можно уничтожить.

Кто должен расписаться в журнале

В журнале должны расписаться два сотрудника. Во-первых, это механик, который проверяет автомобиль перед выездом и после возврата, во вторых, диспетчер, который занимается ведением журнала. Что касается водителя, то в журнале отмечается только его ФИО.

Образец журнала

Если вам поручено формирование и ведение журнала учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии, который вы ранее никогда не делали, воспользуйтесь его примером и подробными разъяснениями к нему. С их учетом вы сделаете нужный вам документ без особых проблем.

  1. Первым делом укажите в журнале наименование компании, дату начала его ведения (впоследствии надо будет отметить и дату его завершения).
  2. Далее в основной части, которая оформляется в виде таблицы, внесите в бланк дату выхода автомобиля на линию, его идентификационные характеристики: марку, гос. номер, фамилию, имя, отчество водителя, время выезда из гаража, показания спидометра и техническое состояние машины.
  3. После возврата автомобиля в гараж впишите в бланк аналогичные данные.
  4. Затем в документе должны быть указаны ФИО механика и проставлена его подпись.
  5. В журнале также должен расписаться и ответственный за ведение журнала сотрудник.
  6. Если вы считаете нужным, может дополнить журнал и другими сведениями, например, о выдаче ключа на автомобиль перед его выездом из гаража, прохождении медосмотра водителем и т.д.

Напоминаем, что 25.12.2017 года вступает в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2017, № 141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств". Новый порядок устанавливает требования к организациям по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств. Это необходимо для того, чтобы исключить выпуск на линию неисправных автотранспортных средств. За нарушение данного законодательства водителям и организациям грозит серьезная ответственность.

Кстати, новый порядок предрейсовых осмотров транспортных средств теперь предусматривает ответственность не только организаций, которые выпустили на линию неисправные автотранспортные средства. Например, если вдруг произойдет авария, именно из-за неисправности самого транспортного средства выпущеного на линию после предрейсового осмотра, то за аварию будут отвечать не только сам водитель и организация, а также и автомеханик, т.е. то лицо, которое выпустило на линию данное транспортное средство после его предрейсового осмотра. Так что у автомехаников, как мы видим, теперь будет личная ответственность за выпуск автомобилей на линию.

Мы проанализировали новый приказ Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 , чтобы ответить на все возникающие по этому закону вопросы, как у самих водителей занимающихся коммерческими перевозками, так и у владельцев коммерческого автотранспорта. Кстати, данный приказ, как многие думают и ошибаются, касается не только водителей и владельцев автобусов, грузовых автомобилей и т.п. автотранспортных средств. Он касается и водителей такси, индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц занимающихся данными легковыми перевозками такси.

Обязаны ли индивидуальные предприниматели проводить предрейсовые осмотры автомобилей?


Да обязаны. Согласно приказа Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 года новый порядок проведения предрейсовых осмотров транспортных средств обязателен к исполнению не только юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют свои перевозки автомобильным и электрическим автотранспортом.

Кто должен проводить предрейсовый осмотр?

Согласно приказа Минтранса РФ № 141 предрейсовый технический осмотр должен проводить контролер, который соответствует квалификационным и профессиональным требованиям в соответствии с приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года.

Что должно проверяться на предрейсовом осмотре?


При проведении предрейсового контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства влияющих на безопасность дорожного движения (в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности транспортных средств" и в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 года "О правилах дорожного движения").

Вот перечень, установленный в соответствии с приказом Минтранса РФ № 141, что должно быть проверено в автомобиле, в автобусе и в других подобных транспортных средствах перед выпуском на линию:

- исправность тормозной системы

- исправность рулевого управления

- работоспособность стеклоочистителей

- состояние колес и шин

- исправность клаксона

- работоспособность тахографа (при наличии)

- исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)

- исправность замков дверей и кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн

- проверка исправности фиксации подушки и спинки водительского сиденья

- проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол

- проверка состояния тягово-сцепного устройства и страховочных тросов

- проверка состояния держателя запасного колеса

- проверка положения опор полуприцепов

Автомеханик-контролер осуществляющий предрейсовый осмотр также обязан, перед выпуском на линию транспортного средства проверить следующее:

- осмотр приборной панели на наличие предупреждающих значков, говорящих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения

- проверка обзорности с места водителя

- проверка видимости обзора в зеркалах заднего вида

- проверка заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков

- проверка ремней безопасности и подголовников

- проверка работоспособности световых приборов

- проверка герметичности узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработанных газов. Также проверяется герметичность дополнительно установленной гидравлики

- проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами

- проверка отсутствия внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства. Например, проверка на установку незаконного газового оборудования

Что должен или обязан сделать контролер после проведения им успешного предрейсового осмотра?


Какая ответственность грозит за выезд автомобиля на линию без предрейсового осмотра?


Согласно действующего законодательства за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Вот выдержка из КоАП РФ:

Статья 12.31.1 КоАП РФ

КоАП РФ Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц - 100 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств -

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц - 5 000 рублей; на юридических лиц - 30 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 2 500 рублей; на должностных лиц - 20 000 рублей; на юридических лиц - 100 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей; на юридических лиц - 30 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере 1 500 рублей; на должностных лиц - 10 000 рублей; на юридических лиц - 25 000 рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность, как юридические лица.

Когда вступает в силу новый порядок проведения предрейсовых осмотров?

Новый приказ Минтранса №141 вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования. По данным Российской газеты документ, т.е. закон вступает в силу 25 декабря 2017 года.