Прекращение начисления процентов при банкротстве. Основания, последствия и сроки введения конкурсного производства. Мораторий на проценты

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

3. Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов, могут приниматься арбитражным судом.

Конкурсное производство будет конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства) В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.

Основанием открытия конкурсного производства будет признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Конкурсное производство вводится сроком на год, кᴏᴛᴏᴩый может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев.

С даты открытия конкурсного производства наступают следующие правовые последствия:

  1. срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  2. прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника,
  3. сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;
  4. совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, допускается только в порядке, установленном законодательством о банкротстве;
  5. прекращается исполнение по исполнительным документам, в т.ч. по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур;
  6. все требования кредитов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
  7. исполнительные документы, исполнение по кᴏᴛᴏᴩым прекратилось, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;
  8. снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом должника;
  9. исполнение обязательств должника осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»)

Особенности правового положения конкурсного управляющего

Важно заметить, что одновременно с введением конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, кᴏᴛᴏᴩый обладает следующими полномочиями:

  1. полномочия по распоряжению имуществом должника:
  2. принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;
  3. привлекать независимого оценщика для оценки имущества должника;
  4. принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  5. анализировать финансовое состояние должника;
  6. принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
  7. формировать конкурсную массу. Конкурсная масса – все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе данной процедуры, за исключением имущества, изъятого из оборота; имущественных прав, связанных с личностью должника; социально значимых объектов;
  8. предъявлять к третьим лицам требования о взыскании дебиторской задолженности;
  9. реализовывать имущество должника.
  10. полномочия, осуществляемы в качестве руководителя должника:
  11. уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;
  12. увольнять работников должника
  13. заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок;
  14. передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению;
  15. полномочия, направленные на установление размера требований кредиторов:
  16. заявлять возражения относительно требований кредиторов, предъявляемых к должнику;
  17. вести реестр требований кредиторов.

Кредиторы, желающие получить удовлетворение ϲʙᴏих требований, должны предъявить претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. По истечении ϶ᴛᴏго срока реестр требований кредиторов закрывается и конкурсный управляющий начинает производить расчеты с кредиторами в прядке очередности, установленной ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Требования, заявленные после закрытия реестра, удовлетворяются исключительно в случае, если у должника осталось имущество после расчетов с кредиторами, чьи требования содержатся в реестре.

Порядок расчетов с кредиторами

Расчеты с кредиторами начинаются с погашения внеочередных обязательств, к каковым ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

а) судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений о введении процедур банкротства, иных сведений в процессе рассмотрения дела о банкротстве;
б) расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
в) текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
г) требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;
д) задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
е) иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, определяется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со статьей 855 ГК РФ.

После удовлетворения текущих требований кредиторов конкурсный управляющий производит выплаты кредиторам согласно очереди , установленной в п. 4 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед кᴏᴛᴏᴩыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При ϶ᴛᴏм требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по кᴏᴛᴏᴩым возникли до заключения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего договора залога.

Расчеты с кредиторами согласно указанной очередности осуществляются на базе следующих правил :

  1. требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника;
  2. при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению;
  3. требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований, подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника;
  4. требования кредиторов первой и второй очередей, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. При ϶ᴛᴏм удовлетворение требований кредиторов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих очередей приостанавливается;
  5. требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. К числу погашенных ᴏᴛʜᴏϲᴙтся также требования кредиторов, кᴏᴛᴏᴩые были отклонены конкурсным управляющим и не оспорены кредиторами или кᴏᴛᴏᴩые были признаны арбитражным судом необоснованными;
  6. кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в процессе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

В течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда конкурсный управляющий должен представить его в регистрирующий орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С момента внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основания и правовые последствия введения конкурсного производства?
  2. Охарактеризуйте правовое положение конкурсного управляющего.
  3. Что входит в понятие «конкурсная масса»?
  4. В каком порядке производится удовлетворение требований кредиторов?
  5. Как соᴏᴛʜᴏϲᴙтся очереди удовлетворения требований кредиторов, закрепленные в ст. 64 ГК РФ и п. 4 ст. 134 Федерального закона 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»?

Статья 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» гласит: «Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства» О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ 26.10.2002г. 127-ФЗ в редакции ФЗ № 296-ФЗ от 30.12.2008, N 306-ФЗ от 30.12.2008, с изменениями, внесенными ФЗ № 219-ФЗ от 27.07.2010 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система]..

Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника будет считаться наступившим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Суд принимает решение об открытии конкурсного производства тогда, когда:

При осуществлении процедуры наблюдения устанавливаются признаки банкротства должника при отсутствии оснований для введения внешнего управления;

Оказались неудовлетворительными результаты внешнего управления.

Основания для открытия конкурсного производства можно разделить на две основные группы.

Первая группа объединяет основания, установленные по остаточному принципу: конкурсное производство открывается, если нет оснований для введения финансового оздоровления, внешнего управления, вынесения иных актов (таких как определение об оставлении заявления без рассмотрения или утверждении мирового соглашения, прекращении производства по делу).

Ко второй группе можно отнести основания, применение которых обусловлено наступлением одного из случаев, указанных в Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года - например, непредставление плана внешнего управления в арбитражный суд в течение четырех месяцев с момента введения внешнего управления.

Во всех указанных случаях арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению. Конечно, в дальнейшем, такое решение возможно обжаловать в общем порядке.

Телюкина М.В. в своей работе «Основы конкурсного права» подчеркивает, что в решении суда об открытии конкурсного производства должна содержаться следующая информация:

О признании должника банкротом;

О назначении конкурсного управляющего;

О последствиях открытия конкурсного производства;

О сроках продолжительности конкурсного производств;

О предоставлении отчета конкурсным управляющим в установленные сроки Телюкина М.В. Основы конкурсного права.- М.: Издательство «Дело», 2004. - С. 43..

Открытие конкурсного производства влечёт определённые правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесённые к ведению руководителя, если на стадии наблюдения или финансового оздоровления и в период внешнего управления отстранения руководителя от занимаемой должности произведено не было.

Открытием конкурсного производства прекращаются и полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия. Руководитель должника, а также временный или административный или внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. Следует подчеркнуть, что в случае уклонения от этой обязанности указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сохраняют свои полномочия только те органы должника, которые уполномочены принимать решения о заключении крупных сделок, а также заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом для исполнения обязательств должника.

Свирин Ю.А. подчеркивает, что прекращение полномочий собственника не означает прекращения права собственности, которое существует до появления нового собственника Свирин Ю. А. Конкурсное право. - М.: "Юристъ", 2008. - С. 107..

Введение процедуры конкурсного производства влечет за собой утверждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Правовые последствия открытия конкурсного производства прямо указаны в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». Они разъяснены в 126 статье указанного акта О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ 26.10.2002г. 127-ФЗ в редакции ФЗ № 296-ФЗ от 30.12.2008, N 306-ФЗ от 30.12.2008, с изменениями, внесенными ФЗ № 219-ФЗ от 27.07.2010 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система]..

Так, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства констатируется:

Наступление срока исполнения всех обязательств должника, возникших до открытия конкурсного производства;

Прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей;

Прекращение отнесения сведения о финансовом состоянии должника к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

Совершением сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование;

Прекращением исполнения по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве;

Передачей судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему исполнительных документов, исполнение по которым прекратилось;

Снятием ранее наложенных арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника;

Прекращением полномочий руководителя должника.

В статье 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» законодателем установлен срок конкурсного производства, который составляет один год, то есть срок этот не может превышать 12 месяце. Но он может быть продлён решением арбитражного суда до 18 месяцев (ещё на 6 месяцев). Дальнейшее продление срока конкурсного производства законом не предусмотрено.

Однако, в исключительных случаях, например при возврате имущества и денежных средств из-за рубежа, арбитражный суд может продлить срок конкурсного производства и более 18 месяцев. Соответственно, законодательно введены определённые сроки проведения конкурсного производства, но не установлена его максимальная продолжительность. Как замечает Ветрянскаий В.В., это создаёт возможность возникновения проблем, «… например - возникает вопрос о порядке действий в ситуации, когда срок конкурсного производства заканчивается, но не все денежные средства распределены между кредиторами» Ветрянский В. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве).- М.: Статус, 2009. - С. 294.. Из буквального толкования закона следует, что по истечении указанного срока необходимо прекращать конкурсное производство и распределять оставшееся имущество в соответствии со 148 статьей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - «Имущество должника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами».

Не вносит полной ясности в этот вопрос и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2003 года №4, в пункте 16 определено, что «по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего» Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2003 года №4 « О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система]..

Ходатайство о продлении срока конкурсного производства рассматривается в судебном заседании в коллегиальном составе суда, где непосредственно исследуются все доводы в обоснование данного ходатайства.

О продлении срока конкурсного производства арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в течение четырнадцати дней с момента его принятия.

То обстоятельство, что действующий Закон о банкротстве в отличие от Закона 1998 года не допускает продления срока конкурсного производства более чем на шесть месяцев, вероятно, отчасти можно объяснить тем, что конкурсные управляющие зачастую необоснованно затягивали конкурсное производство на срок, доходивший иногда до нескольких лет. Это приводило к дополнительному расходованию денежных средств из конкурсной массы на его проведение, а также на вознаграждение конкурсного управляющего.

Следует отметить, что продолжительность проведения конкурсного производства носит субъективный характер и зависит напрямую от ряда обстоятельств конкретного дела.

Так, например, в случае, когда недвижимое имущество подлежит продаже на торгах, конкурсному управляющему необходимо время на их организацию и проведение, причем иногда - значительное, что может быть связано со спецификой имущества. К тому же если торги не состоятся с первого раза - проводятся повторные торги.

Довольно часто не представляется возможным обнаружить местонахождение руководителя должника, иных органов его управления, арбитражному управляющему не удается осуществить предусмотренную Законом передачу печатей, штампов, бухгалтерской, иной документации, а также материальных ценностей, что в результате затягивает сроки конкурсного производства.

На практике часто возникает ситуация, при которой на имущество, числящееся на балансе должника, отсутствуют правоустанавливающие документы, оформление которых носит довольно продолжительный характер.

Иногда должник имеет ряд филиалов, подразделений, дочерних предприятий; имущество такого должника может находиться в разных городах, областях, а также за пределами Российской Федерации, в результате чего сроки его оценки и продажи также увеличиваются.

В качестве причины продления сроков конкурсного производства Гутникова А.С. так же называет тот факт, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий по личным мотивам вправе заявить в арбитражный суд ходатайство о своем досрочном освобождении от исполнения обязанностей, либо в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей конкурсным управляющим возникает необходимость отстранения его от должности и утверждения нового конкурсного управляющего, которому предстоит выполнение всех конкурсных мероприятий Гутникова А.С. Правовое регулирование открытия и проведения конкурсного производства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: защищена 15.04.2003. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - С. 17.

При рассмотрении отчета конкурсного управляющего в судебном заседании арбитражный суд, установив обстоятельства, при которых невозможно завершение конкурсного производства в данном судебном заседании в соответствии с действующей нормой статьи 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающей срок конкурсного производства, не удовлетворяет ходатайство о продлении срока конкурсного производства в отношении должника, а откладывает судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего с целью предоставления возможности конкурсному управляющему завершить все необходимые мероприятия. Вместе с тем сроки отложения дела также регулируются Арбитражным процессуальным кодексом и, как правило, не должны превышать один месяц. Однако указанный срок может оказаться недостаточным для завершения всех необходимых процедур, в результате чего дело неоднократно откладывается.

Все это приводит к нерациональному распределению процессуального времени, необходимого для рассмотрения дел, увеличивает объем работы судей и работников аппарата, связанный с организацией и проведением судебных заседаний, вынесением судебных актов, их изготовлением, рассылкой и так далее.

Из судебной практики следует, что как правило, основанием для продления срока конкурсного производства является принятие мер к поиску и возврату имущества. Так, например, решением Арбитражного суда Новосибирской области Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Реклама» было признано несостоятельным, в отношении него открыто конкурсное производство. Затем срок конкурсного производства был продлён ещё на шесть месяцев. В последствии в кассационной жалобе конкурсный управляющий ООО «Группа компаний «Реклама» просил отменить судебные акты в части продления срока конкурсного производства, поскольку считал их необоснованными. Судебная коллегия не нашла оснований к их отмене.

Из материалов дела следует, что основаниями для продления срока конкурсного производства послужили следующие обстоятельства: 1) арбитражным судом не был рассмотрен иск о признании сделки недействительной; 2) мероприятия, направленные на поиск и возврат недвижимого имущества были проведены не все. Суд кассационной инстанции согласился с этим выводом Дело №А45-17323/08 -СБ/564 // Архив арбитражного суда Новосибирской области, 2008 г..

  • Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
  • Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
  • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
  • Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
  • Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?

Вопрос

Кредитор инициировал возбуждение процедуры банкротства в Арбитражном суде в отношении ООО. На настоящий момент производство возбуждено, введено наблюдение. Каким образом в данном случае можно подать заявление о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, нужно ли платить пошлину?

Ответ

Заявление о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подается в Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Это будет .

Проценты следует начислять на дату подачи заявления о банкротстве в суд. Проценты по требованию, на котором было основано заявление о признании должника банкротом, за период с даты, на которую они были установлены при введении наблюдения, до даты введения наблюдения могут быть предъявлены заявителем в деле о банкротстве в общем порядке по правилам или ( Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 88).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с начислением и уплатой процентов по требованиям кредиторов при банкротстве, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь , постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.