Превышение должностных полномочий сотрудником срок. Какое наказание назначают за превышение должностных полномочий


1. Объективная сторона данного преступления заключается в совершении должностным лицом действий по службе, которые, во-первых, явно выходят за пределы его полномочий; во-вторых, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и, в-третьих, эти действия находились в причинной связи с наступившими последствиями.
При отграничении злоупотребления должностными полномочиями от их превышения следует учитывать, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему права и полномочия, а во-втором - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции, т.е. такие действия, которые относятся к полномочиям другого должностного лица, либо если они могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (совершение действий при обоснованном риске либо в целях предупреждения более значительного вреда без превышения пределов крайней необходимости), а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, либо совершение противоправных действий, выразившихся в применении насилия в отношении подчиненного).
Совершенные должностным лицом действия могут быть признаны явно выходящими за пределы его полномочий в случае, когда такое превышение было очевидным, бесспорным для самого виновного.
2. Применительно к данному составу преступления под существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства понимаются последствия, связанные с причинением морального, физического или имущественного вреда личности, нарушением конституционных прав гражданина, нарушением нормальной работы предприятия, учреждения, организации, которое привело к длительному перерыву либо приостановлению их деятельности и т.п. Вопрос о существенности нарушения указанных прав и интересов решается исходя из конкретных обстоятельств дела.
3. Для установления факта превышения должностных полномочий следует в обязательном порядке выяснять, каким законом либо иным нормативным правовым актом регламентированы полномочия должностного лица и в чем конкретно выразилось их противоправное превышение. Отсутствие в соответствующих процессуальных документах такого обоснования исключает ответственность по комментируемой статье.
4. Превышение должностных полномочий может иметь место как при осуществлении должностным лицом функций представителя власти, так и при выполнении им организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций. В этом заключается отличие рассматриваемого состава преступления от других уголовно наказуемых деяний, также связанных с превышением должностных полномочий (например, принуждение к даче показаний, ответственность за которое предусмотрена ст. 302 УК).
5. Данное преступление совершается только путем действия, причем как с прямым, так и с косвенным умыслом.
Мотивы превышения должностных полномочий могут быть различными (корысть, карьеризм, зависть, совершение незаконных действий в так называемых "интересах дела" либо в целях создания видимости благополучия и т.п.).
6. Ответственность за квалифицированные виды превышения должностных полномочий предусмотрена ч. 2 и 3 комментируемой статьи. Одним из таких видов является совершение указанных действий лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Повышенная ответственность названных лиц за данное преступление предусмотрена как ввиду самого характера их должностного положения и обладания широким кругом полномочий, так и тем, что превышение этих полномочий чревато существенным нарушением охраняемых законом прав и интересов большого числа граждан и организаций.
7. К другому квалифицированному виду превышения должностных полномочий (ч. 3 комментируемой статьи) закон относит деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 комментируемой статьи, если они совершены: с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; с причинением тяжких последствий.
Под применением насилия при превышении должностных полномочий подразумевается как причинение гражданину физического вреда (побои, истязание, причинение иного вреда здоровью, ограничение свободы), так и психическое воздействие на него, которое может выражаться в угрозах физической расправы с целью подавления воли потерпевшего.
Согласно ст. 1 Закона об оружии под оружием следует понимать устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.
В соответствии со ст. 14 Закона о милиции в качестве специальных средств могут применяться в предусмотренных законом случаях резиновые палки, слезоточивый газ, наручники и т.д.
Под применением оружия или специальных средств, связанным с превышением должностных полномочий, понимается использование их с целью причинения как физического вреда (выстрел на поражение, удар рукояткой пистолета или резиновой палкой и т.д.), так и психического воздействия, когда использование оружия или специальных средств представляло реальную угрозу жизни или здоровью гражданина; например, выстрел из огнестрельного оружия произведен в непосредственной близости от потерпевшего, у которого имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.
Если противоправные действия должностного лица сопровождались лишь демонстрацией оружия или специальных средств и не представляли реальной угрозы жизни и здоровью гражданина, то содеянное при наличии к тому оснований может быть расценено как превышение должностных полномочий с угрозой применения насилия (п. "а" ч. 3 комментируемой статьи).
Под причинением тяжких последствий как одним из квалифицирующих признаков превышения должностных полномочий понимаются действия, приведшие, например, к самоубийству потерпевшего, а также если их результатом явились крупные аварии, длительная дезорганизация работы учреждения, организации, причинение им материального ущерба в крупных размерах и т.п.
8. Если превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "в" ч. 3 комментируемой статьи и ст. 105 УК.
9. Определенную трудность вызывает квалификация рассматриваемого деяния, если его последствием явилось причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Представляется, что в этом случае правовая оценка содеянного будет зависеть от конкретных обстоятельств совершения преступления. При этом следует учитывать, что ч. 3 комментируемой статьи устанавливает ответственность за причинение любого вреда здоровью потерпевшего, кроме тяжкого, ответственность за причинение которого предусмотрена ч. 3 и 4 ст. 111 УК. В этом случае деяние следует квалифицировать по совокупности преступлений, ответственность за которые предусмотрена соответствующим пунктом (пунктами) ч. 3 комментируемой статьи и ч. 3 или ч. 4 ст. 111 УК.
10. В случаях, когда должностное лицо совершает убийство либо причиняет тяжкий или средней тяжести вред здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное должно квалифицироваться только по ст. 108 или только по ст. 114 УК.

У каждого человека, наделенного определенной властью, круг полномочий строго регламентирован. Функции записываются в подзаконных либо локальных актах. Выход за их круг – это превышение должностных полномочий. Таковое деяние наказывается в рамках УК РФ в том случае, если приводит к нарушению прав граждан.

Наказание за превышение полномочий, предоставляемых законом, описано в 286-й статье Уголовного кодекса (УК) РФ.

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»

В указанном параграфе УК содержится описание проступка и наказания за него. В частности, статья 286 УК РФ содержит разделение должностных лиц в части актов, наделяющих их властными функциями. Превышение должностных полномочий могут совершать должностные лица:

  • предприятий, компаний, выполняющие обязанности в рамках гражданского или специального права;
  • госслужащие и служащие муниципальных образований.

Указанная статья характеризует действия виноватого, выражающиеся в нарушении рамок локального или законодательного акта, наделяющего его властью. О превышении должностных полномочий можно говорить, если чиновник принял решение:

  • не входящее в его компетенцию;
  • право на которое правоустанавливающим актом отнесено в полномочия:
    • иного должностного лица;
    • коллегиального органа.

Кроме того, в рамках уголовного производства рассматриваются проступки, наносящие ущерб одному из субъектов правоотношений:

  • гражданину;
  • государству;
  • обществу;
  • организации.

Например, превышением полномочий суд сочтет подписание распорядительного документа о выделении бюджетных средств специалистом госучреждения. Право на таковое действие есть у руководителя и его заместителя (не всегда). на основании указаний обычного сотрудника – это нарушение законодательства, если в должностной инструкции чиновника не содержится пункт о соответствующих полномочиях.

Превышение должностных полномочий: состав преступления

Уголовное правонарушение должно быть строго квалифицировано. На практике это означает определение его состава. Все признаки такового содержит статья 286 УК РФ. Так, субъектом деяния определено должностное лицо. То есть гражданина невозможно обвинить по указанной статье. Кроме того, деяние виновный должен совершить в рамках выполнения своих функций. В свободное от службы время он не несет ответственности по данному параграфу.

Объективной чертой уголовного правонарушения является активный поступок чиновника. Превышение должностных полномочий – это действие или решение, суть которого фактически расширяет права лица. Причем таковой вход за определенные нормативные актом рамки не дозволен человеку должностной инструкцией. К примеру, если чиновник инициативно присваивает себе права равного по должности или руководителя.

Субъективная сторона характеризуется наличием умысла. Причем последний может быть как прямым, так и косвенным. Мотивы расширения служебных прав судом не рассматриваются. Таковые не входят в определение состава преступления.

Подсказка: уголовное правонарушение считается завершенным в тот момент, когда произошло нарушение прав пострадавшего.

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Деятельность представителей властных структур также строго регламентируется. Кроме того, она подвергается надзору со стороны прокуратуры. Превышением полномочий полицейским считается активный поступок:

  • выходящий за рамки инструкции;
  • наносящий вред гражданам, юрлицам или обществу.

К примеру, неправомерным суд признает использование сотрудником полиции оружия или специальных средств, если опасности в ситуации ни для кого не было. Стрелять офицер может в том случае, если гражданам или ему самому (ранение). Применение пистолета в отношении невооруженного лица – это явное превышение полицейским определенных полномочий.

В рамках 286-й статьи УК рассматриваются такие поступки сотрудников полиции:

  • задержание гражданина на срок, превышающий положенный;
  • истребование с предприятия документов, не нужных для разбирательства;
  • силовое воздействие на человека при защите закона, если в этом не было необходимости;
  • принятие самовольно решения о проникновении в частную квартиру или иной объект.

Внимание: выполнение функций государства является квалифицирующим признаком уголовного проступка (увеличивает наказание). Сотрудник полиции выполняет обязанности правоохранительной системы, то есть государства.

Виды наказаний за превышение должностных полномочий

Меры воздействия на человека, обличённого негосударственной властью, приведены в первом пункте 286-й статьи. Они различны и перечислены с использованием союза «или». Это означает, что суд может выбрать одно из указанных наказаний по степени виновности:

  • штраф до 80,0 тыс. руб.;
  • лишение права занимать должность на период до пяти лет;
  • на тот же срок отказ в занятии определенной деятельностью (к примеру, бухгалтерской);
  • принудительные работы до четырех лет;
  • арест на полгода;
  • лишение свободы до четырех лет.

Перечисленные наказания применяются в том случае, если проступок не имеет квалифицирующих признаков. К последним относятся применение:

  • оружия;
    • специальных средств;
    • насилия;
  • угроза насильственными действиями;

Меры воздействия на лиц, обличенных государственными властными полномочиями, описаны во втором пункте указанной статьи. В целом они более жестокие. Так, на сотрудников полиции (как и на госслужащих) наказание налагают в таких размерах:

  • штраф величиной от 100 до 300 тыс. руб.;
  • лишение свободы до семи лет, в том числе с запретом служить в правоохранительных органах еще три года;
  • принудительные работы сроком до пяти лет.

Подсказка: суд имеет возможность наложить запрет на прием человека в полицию или на определенные должности. Эта мера применяется по совокупности вины преступника.

Куда можно обратиться, став жертвой правонарушения

Защищать гражданина или юрлицо от произвола представителя правоохранительных органов призван Следственный комитет (СК). Следовательно, нужно идти в этот госорган. Если произошло нарушение прав в серьезном объеме, то необходимо постараться собрать доказательства (к примеру, зафиксировать побои в медучреждении).

Внимание: уголовная ответственность за превышение должностных полномочий наступает в рамках решения суда общей юрисдикции.

Данная инстанция обязана рассмотреть все обстоятельства дела, в том числе показания и объяснения самого нарушителя закона. То есть заявителю желательно сразу позаботиться о сборе доказательств.

При разборе преступлений, связанных превышением прав, учитывается уголовно-правовая характеристика деяния. В частности, в ее состав входит определение рамок властных полномочий. Таковые не всегда можно точно обозначить. Часть прав записана в законе. В таких ситуациях превышения должностных полномочий нетрудно доказать, как в примере с полицией.

Иное дело, разобраться с рамками прав госслужащих. В инструкциях их поступки и права расписываются размыто. Большая часть важных решений принимается коллегиально, что снижает уровень ответственности чиновников. Практика правоприменения нормы говорит о том, что добиться справедливости в подобных делах бывает сложно.

Официальный комментарий к изучаемой статье рекомендует начинать разбирательство с выявления акта, описывающего полномочия правонарушителя. Параграф 286 УК РФ говорит о выходе за границы, определённые законом или иным документом. Чтобы четко зафиксировать преступление, необходимо определить данный акт.

Кроме того, важным для квалификации деяния является определение сути нарушение интересов или прав пострадавшего объекта. Таковым принято считать ущемление, к примеру, конституционных прав и свобод людей; причинение вреда здоровью граждан. Понятие считается оценочным. Разбирается отдельно в каждом конкретном деле.

Подсказка: в рамках изучения термина «нарушение интересов» под материальным ущербом, причиненным чиновником, подразумевается в том числе и упущенная выгода (официальный комментарий).

Рассмотрим несколько примеров судебной практики:

  1. Участковый сотрудник полиции во внеслужебное время пришел в дом к подозреваемому и учинил обыск. Санкционирующего документа хозяину помещения не предоставил. Ничего не изъял, но провел съемку своих действий. Хозяин квартиры подал заявление в СК о злоупотреблении участковым своими полномочиями. Сотрудника полиции осудили по 286-й статье УК.
  2. Капитан судна, находящегося в международном рейсе, уличил матроса в хищении. Он заключил его под арест, на что имел полное право в рамках специальных полномочий. Человек томился в неволе несколько месяцев. После возвращения в порт приписки, обратился к адвокату. Специалист обратился к судебной практике по сходным делам. Выяснил, что капитан вышел за рамки полномочий. Он обязан был передать матроса государственным властям в любом порту временной стоянки (таковых за все время было несколько) для организации расследования.

Человек, наделенный властью ввиду занимаемой должности, обязан четко соблюдать границы дозволенного. В реальности часто происходит наоборот: начальник унижает подчиненных, оскорбляет, хамит, относится с пренебрежением. Простые граждане тоже нередко подвергаются произволу со стороны сотрудников властных органов: полицейских, врачей, чиновников. Все эти неприятные инциденты характеризуются одним термином - превышение должностных полномочий. Это уголовное наказуемое деяние, состав и ответственность за которое мы рассмотрим сегодня.

Кто такие должностные лица?

Это люди, представляющие государственную власть по долгу службы:

  • сотрудники МВД (от сержанта ППС до высшего руководства);
  • работники прокуратуры (прокурор, его заместители, помощники и т.д.);
  • сотрудники Следственного комитета РФ;
  • госслужащие всех уровней (от федерального до муниципального);
  • лица, не являющиеся непосредственными представителями власти, но выполняющие определенные функции в соответствующих структурах (начальники отдела кадров, снабженцев, руководители АХО).

Человек может наделяться властными полномочиями временно, по поручению или на постоянной основе. Например, на время судебного слушания присяжный заседатель становится должностным лицом.

Должностные лица - это люди, постоянно или временно наделенные властью.

Объем и границы властных полномочий

Этот пункт оговаривается в трудовых соглашениях, служебных инструкциях, распоряжениях соответствующих ведомств и т.д. Почти для каждой государственной должности установлены строгие рамки дозволенного. Например, у полицейских существуют общие и конкретные требования к служебной деятельности. Первый вид прописан в Федеральном законе «О полиции», а второй - в Законе «О службе в органах внутренних дел РФ» и должностных инструкциях разных категорий сотрудников.

Рассмотрим конкретную ситуацию . Полицейский вправе иметь при себе табельное оружие, но пускать его в ход можно только в особых случаях:

  • при задержании особо опасных преступников;
  • для защиты граждан;
  • в ходе спецоперации при наличии опасной обстановки.

Если полицейский использовал оружие необоснованно, его накажут. Каждый случай разбирает особая комиссия. Если она установит вину сотрудника, его подвергнут дисциплинарной или уголовной ответственности.

Должностные полномочия прописаны в законодательных актах и рабочих инструкциях.

Превышение должностных полномочий

Преступление охватывается ст. 286 УК РФ. Оно имеет четыре ключевых признака:

  1. не входит в круг непосредственных обязанностей злоумышленника;
  2. влечет нарушение интересов общества или отдельных граждан;
  3. между неправомерным проступком и наступившими негативными последствиями имеется причинно-следственная связь;
  4. нарушитель понимал, что его выходка причинит вред, но проигнорировал этот факт.

Превышение должностных полномочий может выражаться только в виде действия.

К негативным последствиям относится моральный, физический и материальный ущерб, нанесенный отдельному человеку, нескольким лицам, организации или обществу в целом. От его тяжести зависит мера наказания преступника.

Субъективная сторона злодеяния подразумевает прямой или косвенный умысел. Мотив - корысть или другая личная заинтересованность.

Однако не все действия, подпадающие под превышение должностных полномочий, расцениваются как неправомерные. Состав преступления по ст. 268 УК РФ отсутствует, если должностное лицо:

  • превысило полномочия в целях устранения угрозы человеку или обществу, так как иным способом не могло этого сделать;
  • выполняло приказ или распоряжение руководителя;
  • не осознавало, что нарушает закон.

Для квалификации преступления по ст. 268 УК РФ требуется доказать наличие умысла.

Отграничение от схожих преступлений

Статья 286 УК РФ «Превышение служебных полномочий» схожа по составу со статьей 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Главный идентичный признак - незаконное использование рабочего положения.

Но проступки имеют серьезные различия:

  • ст. 286 УК РФ предполагает выход за рамки служебной инструкции - злоумышленник искажает, преувеличивает, гипертрофирует свои функции в целях личной выгоды;
  • по ст. 285 УК РФ преступник не выходит за границы должностных обязанностей, а используют их не по назначению.

Еще один важный момент заключается в том, что превышение подразумевает активные действия, а злоупотребление может выражаться как в действии, так и в бездействии.

Превышение и злоупотребление служебными полномочиями - разные составы преступлений.

Пример

В рабочее время следователь проводит процессуальные мероприятия по своему личному делу или просьбе знакомых. Он задержал и допросил гражданина. Согласно служебному положению, сотрудник СК РФ вправе это делать. Но поступок будет правомерен в том случае, если он выполнен в рамках служебного задания. Поэтому деяние можно смело квалифицировать по ст. 286 УК РФ.

Если дело заведено, но следователь удерживает гражданина на основании личных подозрений или неприязни, он превышает должностные полномочия, поскольку лишить человека свободы может только суд.

Ответственность по ст. 268 УК РФ


Статья 286 УК РФ разбита на три части, которые используются в зависимости от тяжести проступка.

Ч. 1 ст. 286 УК РФ квалифицирует преступление, совершенное без отягчающих признаков. Субъект - любое должностное лицо, не занимающее государственную или региональную должность РФ, а также не глава муниципалитета. Нарушителю грозит:

  • штраф до 80 тыс. руб.;
  • пятилетний запрет на работу в определенных должностях или занятие некоторыми видами деятельности;
  • арест до полугода;
  • тюремный срок до четырех лет.

Ч. 2 ст. 286 УК РФ устанавливает санкции для должностей, не указанных в части первой. Злоумышленника ждет:

  • штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
  • до пяти лет;
  • лишение свободы до семи лет.

Дополнительно суд вправе запретить занимать определенные должности или работать в конкретной организации на три года.

Если превышение должностных полномочий сопряжено с насилием или с угрозой его использования; применением оружия или аналогичных предметов; тяжкими последствиями, санкции будут самыми жесткими. Ч. 3 ст. 286 УК РФ предусматривает реальное лишение свободы до 10 лет.

Ограничение по продолжению трудовой деятельности на госслужбе — распространенное и эффективное наказание. Как правило, на момент передачи дела в суд виновный уже уволен или отстранен от должности. Контроль за соблюдением запрета на трудоустройство, наложенного на осужденного, осуществляет уголовно-исполнительная инспекция.

За властную вседозволенность могут посадить в тюрьму от 3 до 10 лет.

Куда жаловаться на властный произвол?

Большинство жалоб выпадает на долю «оборотней в погонах» - полицейских, которые применяют к задержанным физическую силу или моральный прессинг. Логично, что жаловаться в полицию на ее же сотрудников бессмысленно. Вам на помощь придут контролирующие органы - СК РФ, прокуратура, ФСБ.

Жалобу на полицейских рекомендуется писать в прокуратуру, потому что это главный вышестоящий орган МВД. Прокурор вправе полностью контролировать процедуру проверки и возбуждения уголовного дела по факту произвола сотрудников полиции.

Как доказать превышение должностных полномочий?

Чтобы преступник понес справедливое наказание по ст. 286 УК РФ, требуется доказать факт превышения должностных полномочий. Это, в первую очередь, несоответствие действий сотрудника с его рабочими функциями. Для этого анализируются конкретные трудовые соглашения, должностные инструкции и другие аналогичные документы.

Чтобы подать заявление в прокуратуру, вам нужно собрать бумаги, подтверждающие причиненный вред: медицинские справки, заключения независимой экспертизы, оплаченные квитанции и т.п. Обстоятельства дела вы изложите в ходатайстве. Остальные действия - компетенция сотрудников прокуратуры. Чтобы дело решилось в вашу пользу, рекомендуем обратиться за помощью к опытному адвокату.

Видео: ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»

Вопросы того, что называется превышением должностных полномочий, и кто подлежит ответственности по статье 286 УК РФ за подобное превышение, волнуют многих людей. Но далеко не все знают, как определить превышение служебных полномочий частным лицом и какие последствия подобные действия будут нести для разных категорий граждан – а ведь законодательство достаточно строго определяет ответственность в данном случае в зависимости от статуса сотрудника.

Превышение полномочий – что это такое

Прежде, чем рассматривать вопрос превышения должностных полномочий, необходимо прояснить правовую базу, в соответствии с которой обеспечивается данное регулирование трудовых взаимоотношений, и определить сами термины, которые используются в этом аспекте. Так, под превышением полномочий в целом подразумевается выполнение действий, которые явно не входят в перечень служебных или должностных задач.

Критерий явности требует, чтобы лицо осознавало незаконность своих действий при совершении превышения полномочий. В противном случае, если полномочия определены нечетко, или не были в полной мере донесены до сотрудника, подобные действия не могут считаться превышением.

Большое значение в контексте рассмотрения превышения полномочий как неправомерного деяния также имеет статус совершившего этот проступок лица. Законодательство предусматривает строгое разграничение возможной ответственности за превышение служебных полномочий между госслужащими и сотрудниками частных субъектов хозяйствования, вплоть до невозможности привлечения последних к отдельным видам ответственности.

Ответственность за превышение должностных полномочий – правовое регулирование

Ответственность за превышение должностных полномочий регламентируется:


В общих случаях, уголовная ответственность за превышение должностных полномочий предусматривается различными сферами права, от возмещения ущерба в ходе гражданского иска до уголовного преступления.. К дисциплинарному же взысканию за превышение должностных полномочий сотрудника вправе привлечь любой работодатель. Но данное взыскание должно осуществляться с соблюдением действующих законодательных нормативов:

  1. Превышение полномочий должно быть зафиксировано в качестве нарушения, а должны предусматривать возможность применения к сотруднику санкций за подобные деяния.
  2. Законодательство допускает лишь три возможных вида дисциплинарных взысканий в трудовых взаимоотношениях – , замечание или увольнение. Соответственно, применять какие-либо иные меры воздействия на нарушителя работодатель не вправе.
  3. Если в рамках превышения полномочий работодатель или его контрагенты понесут прямой материальный ущерб, то сотрудник также может быть привлечен и к материальной ответственности за свой проступок в рамках, установленных законодательством.

Несмотря на недоступность штрафов в качестве дисциплинарных взысканий, косвенно снизить доход работника, превысившего полномочия работодатель может. Например – при помощи , которое может предусматривать право лишить трудящегося премии за наличествущие взыскания.

Кроме этого, в отношении некоторых категорий граждан и конкретных видов деятельности может предусматриваться административная ответственность за превышение полномочий. Например – в статье 13.29 КоАП РФ.

Кто может быть привлечен к ответственности по ст. 286 УК РФ за превышение полномочий

Для отдельных категорий граждан предполагается возможность привлечь их к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ. Однако для возможности уголовного преследования необходимо, чтобы правонарушение обладало следующими чертами:

Наказывается в общих случаях данное преступление штрафом до 80 тыс. рублей, либо лишением свободы до 4 лет или иными ограничениями – дисквалификацией, принудительными работами, арестом. Однако отягчающие обстоятельства могут увеличить объемы и характер санкций. К ним можно отнести совершение означенного преступления лицом, занимающим госдолжность РФ или субъекта РФ, а также применение насилия, оружия или спецсредств в рамках превышения полномочий, либо наступившие вследствие рассматриваемого превышения тяжкие последствия.

Сотрудник, не являющийся госслужащим, работником силовых органов и работающий на частного работодателя, ни при каких обстоятельствах не может быть привлечен к уголовной ответственности за превышение полномочий, если его действия не содержат в себе состава иных преступлений.

Превышение должностных полномочий

Комментарий к статье 286 УК РФ:

1. Объектом данного преступления являются интересы государственной власти, государственной службы и службы органов местного самоуправления.

2. Объективная сторона превышения должностных полномочий заключается в совершении должностным лицом действий, сопряженных с выходом за пределы полномочий, причинивших существенное нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц. Превышению полномочий присуща явная очевидность выхода за рамки должностных полномочий и вопреки интересам службы. Последствием превышения является существенный вред правам, охраняемым законом.

3. Судебная практика и наука выделяют четыре основные формы превышения должностных полномочий: 1) совершение действий, входящих в компетенцию должностного лица, представителя власти (инспектор налоговой службы действует за своего начальника, постовой вмешивается в функции инспектора дорожно-патрульной службы и т.п.); 2) совершение действий, которые могут быть по закону совершены только коллегиально (например, принятие решения судьей единолично вместо вынесения судебного вердикта с участием присяжных заседателей); 3) совершение действий, хотя и разрешенных законом, но при определенных обстоятельствах (например, применение оружия сотрудником полиции там, где отсутствовали правовые основания для этого); 4) совершение действий, которые должностное лицо не вправе совершать ни при каких обстоятельствах (например, нанесение физических побоев допрашиваемому). Последняя форма превышения может составлять самостоятельную форму только при условии, что оно допущено в момент наличия властных отношений между должностным лицом и потерпевшим (например, сотрудник полиции в порыве гнева избивает гражданина). По общему правилу всем лицам, а не только должностным, запрещены необоснованное применение силы, самочинная расправа, повлекшие нанесение побоев, телесных повреждений. Здесь надо учитывать то обстоятельство, что граждане имеют право применять физическую силу при защите своих интересов ( - ), задержании преступника, выполнении гражданского долга (ст. 38 УК), а должностное лицо обязано это делать в силу закона, поскольку того требуют его служебные полномочия. При отсутствии властных отношений между должностным лицом и гражданином, т.е. при совершении деяния вне рамок служебной деятельности данного лица, вопрос о превышении власти ставить неправомерно.

4. К последствиям в анализируемом составе преступления относится существенное нарушение прав личности, общества, государства (см. более подробно комментарий к ст. 285 УК).

5. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий является совершение деяния лицом, занимающим государственную должность РФ, субъекта РФ или главы местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК).

6. В качестве особо квалифицирующих видов превышения должностным лицом полномочий признаются действия, связанные с применением насилия или угрозой такового (п. "а"), использованием оружия (огнестрельного или холодного) или специальных средств (дубинок, наручников и др.), причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК).

7. Применение насилия выражается в физическом или психическом принуждении потерпевшего к совершению незаконных действий либо в принуждении к прекращению правомерной деятельности в интересах должностного лица (см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

8. Превышение власти, сопровождаемое применением оружия, означает фактическое использование лицом боевого, служебного либо гражданского огнестрельного или холодного оружия. Закон РФ от 20 мая 1993 г. "Об оружии" (ст. 3) к боевому оружию относит такое, которое выделено государственным военизированным организациям для решения боевых и оперативно-служебных задач. Служебным оружием ст. 4 названного Закона считает такое, которое используется учреждениями, предприятиями, организациями для выполнения ими специальных уставных задач (охрана природы, охрана собственности, защита жизни и здоровья людей, охрана правопорядка). Им является ствольное огнестрельное оружие, которое исключает "ведение огня очередями, имеет характеристики по дальности эффективной стрельбы и поражающему действию не менее чем на 20% ниже соответствующих характеристик аналогичных образцов боевого оружия и калибр не более 25 мм". Гражданским оружием является такое, которое предназначено для использования гражданами в целях самообороны, охоты и занятий спортом (газовое оружие для самообороны, спортивное - огнестрельное и холодное метательное, охотничье - с нарезным стволом и гладкоствольное, холодное метательное, пневматическое).

9. Порядок и правовые основания применения оружия определены Федеральным законом "О полиции" 2011 г., согласно которому (ст. 23) установлен исчерпывающий перечень оснований применения огнестрельного оружия. Применение либо использование оружия вопреки указанным в законе правовым основаниям и следует рассматривать превышением должностных, властных полномочий.

10. Перечень специальных средств закреплен в ст. 21 Федерального закона "О полиции" и также является исчерпывающим. Превышением власти будет фактическое применение специальных средств к личности при условии, если отсутствовали для этого указанные в законе основания. Например, не было активного сопротивления лица, задержанного за совершение административного правонарушения, а представитель власти применил к нему резиновую палку.

11. Тяжкие последствия (ч. 3 ст. 286 УК) могут возникать от нанесения лицу увечий различной тяжести, вреда здоровью либо в виде наступления смерти, крупной аварии, материального ущерба в особо крупных размерах. Вина по отношению к тяжким последствиям может быть умышленной либо неосторожной. Если должностное лицо действовало с умыслом, то его действия надлежит рассматривать как умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью либо совершение убийства и квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 285, ст. ст. 105, 111 УК. Неосторожная форма вины может иметь место не в отношении деяния в целом, а лишь относительно наступивших последствий.