Профессия инженера в современном мире. Какие бывают категории инженеров

Практическая деятельность инженера охватывает в наше время весьма обширную область человеческих знаний. Так, знаний выдающегося инженера и величайшего ученого древнего мира Архимеда было доста­точно, чтобы одному создать метательные машины, поражавшие вообра­жение многих людей. В настоящее время потребовалось объединение уси­лий множества талантливых ученых и незаурядных инженеров во главе с выдающимся инженером нашей эпохи академиков С.П. Королевым, чтобы решить современную задачу метания - задачу “метания” в космос искус­ственного спутника Земли.

Современному инженеру для его инженерной деятельности не хватило бы всех знаний Архимеда, Леонардо да Винчи и А.С. Попова, вместе взя­тых. Однако это не означает, что любой инженер нашего времени может сравниться в техническом творчестве с любым из названных выше. Тех­ническое творчество инженера каждой общественной формации использует опыт и достижения ее предшественников как фундамент, на котором каждый возводит свое “здание”.

Для решения задачи создания современного технического объекта требуется объединение усилий десятков инженеров разных специальностей. Чем же вызвана необходимость объединения усилий такого количества людей?

Изобретатель древности самолично реализовывал все этапы ин­новационного цикла, своими руками опредмечивал собственную идею. Инженер индустриального общества многолик. Разделение инженерного труда привело к созданию достаточно обособленных внутренних про­фессиональных групп. На каждой из ветвей инженерной деятельности специалист должен обладать специфическими знаниями и практическими навыками.

Прежде чем приступить к непосредственному производству техни­ческих объектов, их надо прежде всего сконструировать. В эту задачу входит: выбор принципа действия, разработка кинематической схемы конструкции, выбор схемы взаимодействия определенных узлов, выбор подходящих материалов и деталей, расчет и выбор оптимальных режимов работы отдельных узлов и всей конструкции в целом, компоновка и внешнее оформление изделия, разработка технического проекта изделия.

Конструирование - самостоятельная инженерная задача, относящаяся к видам инженерной деятельности и требующая специфических знаний и навыков. Инженеры, занимающиеся решением этой специфической задачи, именуются инженерами-конструкторами.

Объект, сконструированный инженером-конструктором, необходимо воплотить в металл, дерево, бетон, другой материал. Иными словами, если конструктор ответил на вопрос, что надо сделать, то кто-то должен ответить на вопрос, как это сделать.

Для изготовления одного и того же объекта можно использовать различные технологические приемы и операции: литье или ковка, прес­сование или токарная обработка, склеивание или шитье, химическая или лазерная обработка материалов и деталей. Выбор технологических операций существенно влияет на эффективность производства и качество продукции. Одна технология ускоряет производство, другая - обеспечивает качество, третья - позволяет получить более дешевый продукт, четвертая - повышает надежность и безотказность. Обеспечить выбор оптимальной для данного конкретного производства технологии, а если таковой нет, то разработать ее - задача инженера-технолога. Главной задачей для ин­женера-технолога является строгий контроль за соблюдением техно­ло­гического режима производства, его совершенствование и развитие.

Технолог находится как бы между машиной и объектом ее воз­действия и, следовательно, должен синтезировать их в своей деятельности таким образом, чтобы в результате получить конкретное изделие, предмет или продукт с заранее запрограммированными конструктором формой, свойствами и качествами.

Для выполнения своих функций технолог должен в совершенстве знать: возможности отдельных машин, агрегатов (путь познания которых проходит через расшифровку тонкостей технологического процесса); особенности сырья и воз­мож­ности его переработки на машинах (происхождение, геометрические параметры, а также комплекс физических, химических и механических свойств); производственный процесс получения заданного изделия, полуфабриката, материала (продукта) на всех пере­ходах и влияние, оказываемое процессом на первоначальные свойства сырья.

Однако, разработка и изготовление технического объекта требует обеспечение нормального функционирования его. Для этого требуется грамотно оценивать технического состояния объекта, соблюдать режимы работы узлов и механизмов, своевременно производить комплекс профилактических мероприятий и регламентных работ для предот­вращения преждевременного износа и отказов в его работе. В случае же отказа в работе изделий надо уметь грамотно выявить дефект и ор­ганизовать ремонт. Решением этих технических вопросов занимается инженер-эксплуатационник.

Успех развития инженерного дела целиком и полностью зависит от состояния научно-исследовательской деятельности в обществе. Произ­водство не может стоять на месте. Его развитие направлено на постоянное повышение качества продукции и его количественный рост. Решение этих задач, а следовательно, успехи в развитии инженерного дела возможны только на основе дальнейших научных достижений. Конечной целью научных исследований в инженерном деле является разработка методов расчета и оптимизации параметров изделий, контроля их характеристик, повышения экономичности и надежности на стадиях конструирования, производства и технической эксплуатации. Решением этих задач занимаются инженеры-исследователи.

В мировой практике известна и широко распространена роль инженера как организатора производства. Являясь техническим руко­водителем производственного коллектива, инженер должен обеспечивать не только эффективное использование технических средств, сырья, но и производственного персонала. Эту функцию выполняют инженеры-управ­ленцы (менеджеры).

Конструкторская

Технологическая Исследовательская

Эксплуатационная Виды инженерной Управленческая

деятельности

Экономическая Экологическая

Математическое Метрологическая

обеспечение АСУ

Информационная

Рис. 2. Виды инженерной деятельности

Таким образом в инженерной деятельности следует различать инженеров нескольких профилей (Рис.2):

Инженер-конструктор;

Инженер-технолог;

Инженер-эксплуатационник;

Инженер-исследователь;

Инженер-управленец (менеджер);

Инженер-экономист;

Инженер-эколог;

Инженер-метролог;

Инженер-информационщив;

Инженер, решающий задачи математического обеспечения автома­тизированных систем управления и др.

Все эти виды деятельности взаимосвязанны, они дополняют друг друга и способствуют в целом решению одной важной задачи - развитию инженерного дела в целом.

Однако не только эти виды инженерной деятельности можно выделить в достаточно многогранной жизни инженера.

Развитие производственных отношений требует постоянного рас­ширения специальностей и специализаций в инженерном деле. В настоящее время деятельность инженера-конструктора, инженера-технолога, и т.д. не мыслима без всестороннего анализа их изысканий со стороны матери­альных затрат на производство. На арену жизни выходит инженер-экономист, осуществляющий оценку материальных затрат.

Погоня за прибылью зачастую порождает нарушения баланса окружающей среды, вызывающие пагубное влияние на состояние здоровья человека (сброс промышленных отходов в реки и водоемы, выброс в атмосферу различного рода газовых смесей, повышенная шумность, ионизирующие источники излучения, радиоактивное загрязнение и т.п.). Т.е. техника не только служит человеку, но она подчас выступает против него. Это неудивительно, если современный самолет за секунду полета расходует столько кислорода, сколько его производит один гектар леса за 8-14 часов. Но ведь эти часы составляют практически весь продуктивный временной интервал в целом суточном цикле жизнедеятельности деревьев. Значит, гектару круглосуточно зеленеющего леса потребуется около десяти лет жизни, чтобы насытить авиалайнер кислородом на один час его полета. А летает он не один час в сутки и не в единственном числе! И не все леса зеленеют круглый год. Не отстают от самолетов и автомобили, а также многочисленная армия промышленных предприятий. Глобальной проб­лемой сегодняшнего дня является утилизация и переработка промыш­ленных и бытовых отходов. На арену защиты интересов человечества выходит инженер-эколог.

Современной инженерной деятельности характерна глубокая диф­ференциация не только по функциям (видам), но и по различным отраслям. Такая дифференциация стала возможной, однако, далеко не сразу, она складывалась постепенно, шаг за шагом в зависимости от развития науки, техники и технологий. Так, например, инженер-конструктор нашего вре­мени не может решать весь спектр конструкторских задач по созданию технических структур в области строительства и архитектуры, создания машин по обработке металлов, создания машин на базе использования двигателей внутреннего сгорания, создания радиотехнических приборов, систем, агрегатов и т.д. Таким образом, возникает необходимость деления каждого из видов инженерной деятельности по отраслевому признаку, например, авиаконструктор, конструктор кузнечно-прессовых машин, технолог литейного производства, технолог швейного производства, технолог по производству хлебо-булочных изделий и т.д. и т.п. То-есть с развитием наук, техники и технологий возникает необходимость все более глубокой дифференциации инженерной деятельности.

Сегодня с полной ответственностью можно сказать, что решение всех технических задач проходит красной нитью через все этапы инженерной деятельности и может быть осуществимо лишь совместными усилиями инженеров всех профилей, названных выше.

Инженер – высококвалифицированный специалист, который разрабатывает новые и оптимизирует уже существующие технологии. Это искатель и изобретатель, умеющий воплотить в жизнь любую техническую задумку.

Главная задача инженера – создавать новые работающие разработки, которые будут приносить пользу людям.

Разновидности профессии

Инженеры нужны в различных отраслях производственной деятельности, где требуется знания точных наук. Это авиация, строительство, научно-исследовательские организации, военная сфера и космонавтика.

  • конструктор – работает над проектами приборов и механизмов, отдельных деталей;
  • технолог – занимается оптимизацией производственных процессов различных изделий и находит в них слабые стороны;
  • экономист – анализирует и планирует экономические показатели;
  • организатор – ведет вопросы хозяйственной деятельности.

Инженерные специальности:

  • физик – использует знания о физических свойствах и законах для разработки новых технических открытий;
  • инженера-электрик – проектирует, разрабатывает, настраивает и монтирует промышленное электрооборудование;
  • инженер-химик – занимается разработкой и совершенствованием имеющихся технологических норм производства продукции;
  • инженер – сметчик – определяет и проверяет сметную стоимость работ, согласовывает договорные цены на строительные и монтажные работы, составляет акты выполненных работ;
  • инженер-строитель – проектирует различные здания, мосты и дороги;
  • программист – пишет алгоритмы и компьютерные программы для автоматизации различных процессов;
  • военный инженер – проектирует и строит разработки военного характера, а также автоматизирует управление военной техникой;
  • инженер-эколог – разрабатывает и совершенствует с помощью компьютерных технологий оборудование, направленное на защиту природы;
  • биоинженер – направляет знания по биологии на создание новых технологий в области медицины, экологии и ищет решения для устранения проблем различного характера в этом направлении.

Профессия инженера позволяет выбрать специальность по душе. Все эти люди связаны одной целью – разработать устройства, сооружения или алгоритмы, которые сделают нашу жизнь лучше. Круг их обязанностей зависит от специализации и специфики работы предприятия.

История профессии

Изначально звание инженера присваивали людям, которые создавали военные машины. Люди никогда не забудут известного изобретателя Леонардо да Винчи. В голове у этого человека рождалась масса полезных технических идей, которые опережали свое время и не могли быть реализованы из-за недостатка возможностей той эпохи. Он придумал водолазный костюм, мыслил над созданием парашюта, дельтаплана, вертолета, автомобиля и велосипеда. В его рукописях можно найти задумку по созданию прожектора.

В 16 веке понятие инженер стали применять к людям, занимающимся строительством дорог и мостов.

Профессиональный праздник

В России 30 октября является для работников инженерно-технических специальностей – профессиональным праздником. В Иране днем инженера принято считать 24 февраля (день, когда родился великий персидский математик, астроном и механик Туси).

Плюсы и минусы

К положительным сторонам можно отнести:

  • востребованность профессии в различных областях;
  • человек, работающий инженером, при желании может разобраться практически во всем: от наладки оборудования до проектирования домов;
  • возможность реализовать собственные идеи, имея под рукой профессиональное оборудование.

Профессию часто сопровождают и негативные моменты:

  • сложность при обучении – из-за большого количества сложных узконаправленных технических предметов;
  • необходимость повышать уровень своих знаний и быть в курсе последних научных и технических достижений;
  • монотонность и кропотливость работы, так как большую часть времени приходится работать с технической документацией;
  • приходится много работы выполнять за компьютером, что неблагоприятно сказывается на зрении и приводит к болям в позвоночнике.

Главный минус – маленькая заработная плата, установленная для сотрудников государственных предприятий

Требования к профессии

При устройстве на работу к специалисту предъявляют следующие требования:

  • наличие высшего технического образования;
  • умение читать чертежи и схемы;
  • уверенный пользователь ПК;
  • владение оргтехникой: факсом, принтером, сканером и копировальным оборудованием.

Должностные обязанности

К основным обязанностям инженера можно отнести:

  • деятельность, связанную с проектированием, созданием информационной базы, техническим контролем, обеспечением оборудованием и другой научно-технической работой;
  • выполнение технико-экономического анализа данных;
  • проведение исследований;
  • решение производственных задач;
  • разработку нормативных материалов, методичек и технической документации, а также проектов и программ;
  • внедрение рационализаторских предложений и научных достижений в процессы производства;
  • испытание разработанных устройств и принятие решений относительно введения их в эксплуатацию;
  • ведение документации.

Ответственность инженера

На плечи специалиста такого уровня ложится ответственность за решение множества задач. Ошибка и недобросовестный подход к работе может отразиться на жизнедеятельности тысячи людей. За качество проектирования порой приходится отвечать собственной жизнью. Например, при испытании железнодорожного моста в царские времена, инженер должен был при первом его испытании стоять под ним.

Истории известны случаи, когда ошибки изобретателей стали роковыми: обернувшись большими финансовыми затратами для государства, новшества принесли больше вреда, чем пользы.

Полномочия

Инженер имеет право:

  • требовать всяческого содействия от вышестоящего руководства для разработки и внедрения идей, но в пределах должностной инструкции;
  • просить решить вопросы относительно поставки оборудования и инвентаря для проведения испытаний;
  • запрашивать необходимые для работы проекты, схемы и другую документацию;
  • повышать свою квалификацию.

Особенности профессии

Всю деятельность инженера можно разбить на 4 пункта:

  • поставить задачу;
  • найти информацию для ее решения;
  • разработать данные о нововведении;
  • проконтролировать производственный процесс.

Инженер – по большей части «мужская профессия». Нужно хорошо разбираться в технических устройствах и механизмах, владеть глубокими познаниями в физике и других точных науках.

Профессиональные навыки и умения инженера

Должность предусматривает:

  • работу с современными средствами связи;
  • знание технической характеристики материалов;
  • умение составлять проекты, создавать чертежи, читать схемы;
  • уметь организовать свой труд и деятельность вверенных Вам сотрудников;
  • знать принципы работы различных электромеханизмов;
  • навыки заключения договоров и дополнительных соглашений;
  • обработку тендерной документации;
  • оперирование техническими языками (русский, украинский, английский).

Личные качества инженера

Должность диктует специалисту иметь аналитические способности и математический склад ума.

Для людей это важно обладать такими качествами, как

  • трудолюбие и усидчивость;
  • целеустремленность и аккуратность;
  • грамотность и ответственность;
  • любознательность и эрудированность;
  • креативность и творческий подход;
  • пространственное воображение и изобретательность.

Работа инженера требует от человека хорошей памяти, внимания и активного мышления.

Карьера инженера

Устроившись на работу простым техником, можно через пару лет достичь должности инженера.

Человека, занимающего данную должность, могут пригласить на место начальника отдела, руководителя цеха, главного инженера или даже заместителя начальника предприятия, но все это при условии, что специалист обладает многочисленными талантами и организаторскими способностями.

Инженерная специальность дает обширные возможности для карьерного роста.

Где работает инженер

Люди данной профессии будут востребованы

  • в строительных организациях;
  • в научных учреждениях;
  • на производственных предприятиях;
  • в пищевых компаниях.

Инженер может работать кем угодно и где угодно, но работать инженером сможет не каждый.

Сколько зарабатывает инженер

Уровень дохода специалиста зависит от места работы. На государственном предприятии средняя заработная плата специалиста составляет в среднем 260 долларов.

Частные компании готовы платить грамотным изобретателям огромные деньги.

Как стать инженером

Чтобы получить место инженера, обязательным условием является диплом о высшем образовании.

Однако, одного образования вряд ли будет достаточно, работодатели хотят видеть в своей команде толковых специалистов, которые хотят принести пользу обществу и внести свой весомый вклад в общее дело.

Александр Юрьевич

Директор кадрового агентства

Инженер – это человек, труд которого применим почти везде. Что делает инженер, чем он занимается и что значит быть инженером? Давайте узнаем!

Инженер – это специалист, который имеет высшее техническое образование. Некоторые люди даже не знают, что значит инженер для каждого предприятия, а ведь это одна из самых востребованных профессий в наше время.

Эта специальность требует ответственности, и очень необходима. Инженер нужен на каждом предприятии, будь то завод, фабрика или какое-то другое производство. Эта профессия объединяет в себе множество различных специальностей.

К которым относятся: инженер-энергетик, инженер-строитель, инженер-нефтяник, инженер-сметчик, инженер-экономист, инженер-конструктор, и многие другие.

В обязанности инженера могут входить следующие действия:

  • Постановка задачи перед другими сотрудниками.
  • Сбор информации о каком-то конкретном продукте.
  • Добыча информации о различных способах производства некого продукта.
  • Контроль производимых работ и качество их выполнения.

Что делает инженер?

Самой главной задачей любого инженера является разработка и реализация новых планов, связанных с производством. Самую значимую часть труда инженера составляет разработка и проектирование новых моделей, технологий и решений.

Изначально, инженерами называли людей, которые водили военные машины. И только в 16 веке люди впервые услышали такое понятие, как «гражданский инженер». Тогда же четко обозначилось и понимание, чем занимается инженер и что он должен делать.

Впервые это словосочетание появилось в Голландии, и так называли рабочих, которые занимались возведением мостов и строительством дорог. После, это понятие стало разлетаться по всему миру.

Стоит сказать, что такое понятие и должность, как инженер очень давно применяется и в России. В 1701 году была основана первая математическая школа, и построена она была в Москве. Затем, в 1712 году была открыта и инженерная школа, которая являлась первой в своем роде.

Чем же занимается инженер?

Обязанности, возложенные на плечи инженера, зависят от его специализации и отрасли, к которой относится предприятие, где он работает.

Вот краткий список того, чем занимается инженер по каждой, отдельно взятой специальности:

Инженер-энергетик занимается разработкой, производством, а также эксплуатацией оборудования, которое предназначено для обеспечения электроэнергией и теплом.

Инженер-строитель планирует производство ремонтных и строительных работ; отвечает за проектирование зданий, дорог, мостов, метро, и многого другого; контролирует количество и качество материалов, которые потребуются для выполнения поставленных задач; руководит строительством и проверяет его готовность.

Инженер-нефтяники – это специалисты узкого профиля, которые занимаются обнаружением нефтяных и газовых местонахождений, а так же их бурение. Они планируют и реализовывают программы бурения скважин и их заканчивания.

Основными обязанностями инженера-сметчика являются: назначение стоимости выполненных сметных работ, а также их проверка; обсуждение и согласование с заказчиком стоимость отдельных видов работ; заполнение документации о проделанной работе.

Инженер-экономист занимается ведением планово-экономической работы на предприятии, а так же прогнозирует и планирует его развитие.

Инженер-конструктор проектирует технику и сооружения. Рассчитывает риски и нагрузки на каждую определенную деталь. Делается это для того, что бы узнать, возможно ли будет создать изделие по составленному проекту.

В обязанности инженера-эколога входит исследование и изучение окружающей среды; анализ, полученных при проведении исследования, данных; разработке планов, которые смогли бы уменьшить вред, наносимый природе. Главной целью любого эколога является выявление причин различных природных катаклизмов и разработка мер по их устранению.

Инженер-технолог – это специалист, который занимается организацией того, или иного производственного процесса. Такие специалисты работают как на промышленных предприятиях, так и в других организациях.

Таким образом, то, что делает инженер прямо зависит от того, где он работает, в какой отрасли задействован.

Каждый хороший инженер должен обладать такими качествами, как аккуратность, умение долго быть сосредоточенным, изобретательность, находчивость, терпеливость, самостоятельность, любознательность и методичность в работе. А так же он должен иметь логический склад ума.

Первое же, чем занимается инженер, еще даже не будучи профессионалом – это обучением. Для того, что бы устроиться на работу по специальности, обязательно нужно иметь высшее техническое образование.

На хороших должностях от специалиста требуется опыт, поэтому то, что должен делать инженер уже со студенческой скамьи – его нарабатывать. Студенты старших курсов вуза, как правило, начинают свой профессиональный путь в должности ассистентов и помощников.

В целом же, инженер – довольно высокооплачиваемая профессия и ценится она во всем мире. И можно уверенно сказать, что делает инженер – он меняет наш мир.

Без инженеров жизнь была бы невозможна, и технический процесс не смог бы продвигаться вперед. Телефон, компьютер, приставка – это все инженерное творение и то, чем занимается инженер. Сложно представить современный мир без всего того, что было произведено благодаря инженерным открытиям и разработкам.

Современный мир невозможно представить без различного рода машин и механизмов: связь, транспорт, работа, учёба и даже развлечения – все сферы наполнены устройствами, облегчающими и совершенствующими нашу жизнь. Мобильный телефон, автомобиль, компьютер, электрический чайник, лифт – все это возникло по воле людей, именуемых инженерами.

В настоящее время профессия инженер ассоциируется исключительно с развитием технического прогресса XX века. Однако это понятие возникло ещё в далекой древности: так именовали управляющих военными приспособлениями (катапультами и другими). В России толчок к развитию отрасли в начале XVIII века дал Пётр I, учредивший школу математических и навигационных наук, в которой обучали военных инженеров.

В настоящее время специальность инженера массово востребована в отраслях народного хозяйства. Для их поддержания в нашей стране существует множество институтов, факультетов и кафедр, готовящих специалистов различной направленности. В этой статье мы рассмотрим специфику работы инженера, её плюсы и минусы и узнаем, как им стать.

Виды специальностей

Слово инженер произошло от латинского слова «изобретательность», а значит, эти специалисты работают везде, где нужно что-то придумать, сконструировать, усовершенствовать. В большинстве случаев специалисты вовлечены в жизненный цикл какого-либо технического изделия: осуществляют его проектирование, конструирование, пробные испытания, составляют описание процесса производства, отвечают за эксплуатацию и ремонт. При необходимости участвуют в проведении научных исследований, что, несомненно, можно записать в плюсы данной профессии.

В зависимости от сферы работы инженера можно выделить следующие его специализации:

  • физик – нацелен на прикладное использование знаний о физических процессах, разработку новых технологий,
  • конструктор – проектирует какой-либо механизм или прибор,
  • технолог – выявляет минусы и оптимизирует процесс производства различных изделий,
  • программист – автоматизирует разнообразные процессы путем написания алгоритмов и компьютерных программ,
  • экономист – занимается анализом и планированием экономических показателей,
  • военный инженер – конструирует и обслуживает военную технику и автоматизированные системы управления,
  • биоинженер – применяет знания биологии для решения актуальных технических проблем: например, придумывает механизм создания искусственных органов.

Широкий спектр направлений работы позволяет выбрать специальность по душе. Таким образом, если вы любите точные науки, то, выучившись на инженера, сможете работать где угодно: в промышленности, научно-исследовательских организациях, в военном деле, в авиации и космонавтике, в строительстве и других отраслях. К минусам данной профессии можно отнести необходимость серьёзной и кропотливой учёбы, постоянного повышения квалификации.

С чего начинается путь в инженеры

Как правило, инженерами обычно становятся люди с техническим складом ума: те, кто с самого детства постоянно что-то мастерят, разбирают и собирают попадающиеся под руку устройства. Такое увлечение будет плюсом для ребенка – поможет облегчить .

Если молодой человек решит стать инженером, то ему желательно ещё в школе уделить особое внимание изучению физики и математики, а также факультативному изучению свойств различных материалов, физических и биологических процессов. При школах и институтах часто организуют физико-математические школы, кружки юных техников, где дети могут развивать свои инженерные способности. Однако такие школы обычно требуют оплаты взносов, что является минусом в данной ситуации.

При достойной подготовке в школе ученику не составляет труда поступить в вуз на инженерную специальность. Перечень технических вузов нашей страны очень широк, ниже представлены лучшие из них:

  • Московский государственный университет имени Ломоносова,
  • Московский физико-технический институт,
  • Московский инженерно-физический институт,
  • Московский государственный технический университет имени Баумана,
  • Томский политехнический университет,
  • Санкт-Петербургский политехнический университет.

Такой богатый выбор учебных заведений является плюсом для будущего инженера, однако конкурс в престижные вузы остается всегда высоким – это минус.

Еще одним плюсом для поступающих на является небольшой список испытаний: физика, математика, русский язык. Стоит отметить, что такие вузы, как МФТИ и МГУ им. Ломоносова, могут проводить дополнительные вступительные экзамены. С одной стороны, это может показаться минусом, ведь это требует ещё большей дополнительной подготовки. С другой стороны, это является плюсом для по-настоящему талантливых молодых людей, которые, возможно, не очень хорошо выполнили тестовые задания школьных экзаменов.

Как проявить себя в качестве инженера

После поступления в университет и обучения физико-математическим наукам, сопромату, материаловедению и черчению, встает вопрос трудоустройства. Обычно ещё во время учебы в институте студенты начинают работать у себя на кафедрах техниками и лаборантами. Это является безоговорочным плюсом, поскольку упрощает процесс перехода от учёбы к работе, знакомит студентов с инженерной практикой. С другой стороны, к минусам в этом случае можно отнести ограничение выбора будущего места работы.

Для того чтобы преуспеть в качестве инженера, необходимо обладать аналитическим складом ума, уметь подходить к делу творчески, быть точным и педантичным, доводить начатое до конца. Все эти качества станут плюсами для будущего специалиста. Также никогда нельзя отбрасывать любые, даже самые смелые, идеи. Без таких идей человек никогда бы не опустился на дно океана, не поднялся бы в воздух и тем более в космос. Современная система образования дает качественные знания, однако стремление заставить студентов стандартно мыслить может быть также и минусом для инженера, поскольку прорывными бывают самые нестандартные идеи.

Инженерная специальность является одной из самых востребованных на рынке труда. Если прийти на работу техником или лаборантом, через 5-7 лет можно стать главным или ведущим специалистом, а также какого-либо проекта. Одним из плюсов данной профессии является её универсальность: если захочет, инженер может научиться практически всему: от налаживания производственного оборудования до проектирования самолетов. Однако в этом есть и минус, поскольку универсальному специалисту сложнее определиться с тем, чем ему на самом деле нравится заниматься.

Профессия инженер не теряет популярности вот уже многие десятилетия: эти специалисты обеспечивают производство материальных благ, продвигают вперед технологии и каждый день улучшают нашу жизнь. Несмотря на то, что данная профессия имеет свои плюсы и минусы, она позволяет наиболее полно реализовывать творческий потенциал людей с техническим складом ума и повышать при этом благосостояние общества. Пусть не все инженеры станут Леонардо да Винчи своего времени, но в их силах сделать наш мир чуточку совершеннее.

Этих людей отличает научно-инженерное мировоззрение. Оно может сформироваться еще в средней школе. Настоящий «технарь» испытывает жажду познания и не перестает удивляться. Однако на вопрос «Почему?» он не примет в качестве ответа одно лишь эмоциональное заявление «Потому что!», ведь главный его инструмент - это логика. Да и классическое образование делает основной упор на логику, вкупе с аналитическим мышлением и работой с вербальной информацией - в каком-то смысле тренируя левое полушарие мозга, развивая внимание к деталям и способность быстро переключать фокус сознания как от общего к частному, так и наоборот.

Впрочем, правополушарное образное мышление значит для инженеров не меньше, чем абстракции естественных и точных наук.

В итоге широкий кругозор «технаря» позволяет ему высказывать свое мнение по многим вопросам, не связанным напрямую с его профессиональной деятельностью. А еще инженерам присуще специфическое чувство юмора, способность по достоинству оценить красоту и особую философию парадокса там, где другие видят одно лишь противоречие.

Что они знают

Каждая техническая специальность выражается в наборе конкретных прикладных дисциплин. Своими корнями они выходят из естественных наук, базовых для подготовки профессионала в тех или иных областях. Впрочем, этот набор будет неполон без соответствующего ему математического аппарата.

Математика входит в основной набор теоретических знаний любой технической специальности. Модель любой системы, которую проектирует инженер, должна иметь четкое обоснование - в том числе и математическое. Так что математика для инженера - это инструмент моделирования.

В истории нашей цивилизации требования к технике и технологическим процессам менялись. Соответственно, можно было наблюдать перемены и в математике. Во времена Древнего мира и средневековья доминирующим математическим объектом было целое число, используемое для счета ресурсов. В эпоху Возрождения и индустриализации главным математическим объектом становится функция. Наконец, в наш постиндустриальный информационный век основным математическим объектом стал алгоритм (программа).

Современное техническое знание, которое дают наши вузы сегодня, представляет собой целый комплекс теоретических знаний в области фундаментальных и прикладных дисциплин, а также практических навыков (работа с компьютерной техникой, математическое моделирование, система автоматизированного проектирования САПР). А каждая прикладная сфера разделяется на несколько узких специализаций. Так, сопротивление материалов, относящееся к фундаментальным дисциплинам общеинженерной подготовки, в теории базируется на математике и теоретической механике, в экспериментальной части — на физике и материаловедении, а применяется — при проектировании машин, приборов и конструкций.

Согласитесь, невозможно знать и уметь всё. Необходимо выбрать специализацию и постараться стать в ней настоящим профессионалом высокого уровня, при этом максимально расширяя свой, в том числе и научно-технический, кругозор. Другими словами, знать-то нужно всё, а уметь делать - что-то одно, но очень хорошо.

Кем они работают

С древнейших времен техника в том или ином виде является неотъемлемой частью нашей культуры, одним из столпов человеческой цивилизации, средством, а иногда и целью самых разнообразных процессов - и основой разных технических профессий, которые сегодня группируются по нескольким актуальным направлениям.


Как видите, даже это беглое перечисление свидетельствует об огромном поле для творческой деятельности как в теоретической, так и в практической плоскости.

Цель и смысл технического образования

Люди способны творить, и это прекрасно. Объекты и их системы, над которыми творчески работает инженер, - это, как правило, вещи сугубо материальные. Инженер-творец использует в качестве инструмента определенные техники, и его профессионализм зиждется не только на опыте и креативности, но и на теоретических знаниях. Этому и отвечает техническое образование, цель которого - дать необходимый багаж теории, современный уровень знаний в сфере выбранной специализации и развить способность к дальнейшему профессиональному самообразованию.

С базовым уровнем подготовки в отечественных вузах дела обстоят более чем хорошо. Многие даже сетуют, что мы готовим чересчур универсальных специалистов с «размазанным» кругозором. В современных условиях гораздо эффективнее запускать в проект готового узкоспециализированного профессионала-практика, чем доучивать чистого теоретика - скорее ученого, чем инженера. Однако узкий специалист остался бы невостребованным на рынке труда уже через несколько лет после выпуска!

Сразу хочу вас успокоить: хороший профессионал всегда будет нужен и полезен в самых разных проектах по обе стороны Атлантики. Как говорят настоящие «технари», в этом я уверен на все 99,9%. Но нужно постоянно держать нос по ветру, быть в курсе последних трендов в своей области. Иными словами - учиться, расти профессионально.

Карьера инженера

Рано или поздно студент станет выпускником вуза - и столкнется со всеми реалиями трудоустройства. Кадровая политика многих компаний не позволяет брать на работу даже отличников, если у тех нет реального опыта работы. И чем раньше человек перейдет в практическую плоскость выбранной им технической специальности, тем лучше. Практика в родном вузе - это хорошо, однако уже на последних курсах можно и нужно искать возможность стажировки по выбранному направлению. Таким образом, в конце своего обучения вы будете иметь не только диплом, но и реальный опыт. Кроме того, такая практика расставит приоритеты ваших спецкурсов в соответствие требованиям рынка труда на данный момент и поможет выбрать правильную тему дипломного проекта, делая его значимым пунктом вашего портфолио.

Получение диплома не должно становиться самоцелью. Вполне возможно, что часть выпускников будет работать не по специальности. Но системный подход и универсальность нашего образования дают хорошие шансы к самореализации даже в области, не связанной с техникой. В любом случае, технический бэкграунд станет жирным плюсом в списке профессиональных качеств. Мне довелось работать с большим числом очень хороших программистов, которые пришли в IT, изначально имея опыт в строительстве, электронике, машиностроении или связи (это было довольно распространенное явление - особенно в 1990-е годы). Не последнюю роль в стремительной и успешной переквалификации этих людей сыграл высокий уровень отечественного технического образования.

У «технаря» есть 2 направления карьерного роста: вертикальное и горизонтальное


Вертикальная карьера
- это продвижение по служебной лестнице от простого специалиста или, как модно сейчас говорить в IT, джуниор-девелопера, до главного инженера или даже руководителя компании. На каком-то этапе у любого человека могут появиться амбиции руководителя. Если он будет обладать необходимыми навыками организаторской работы, коммуникации с людьми, то сможет продвинуться гораздо быстрее, чем нетехнический специалист.

А горизонтальный (профессиональный) рост в полной мере даст раскрыться вашему творческому потенциалу. Профессионал высокого уровня в любом случае имеет хорошую моральную и материальную компенсацию. В особых случаях роль инженера настолько важна, что его зарплата бывает даже выше, чем у начальника, организующего работу отдела или проекта.

Прогнозы

Отличный базовый уровень и широкая эрудиция инженеров, получивших хорошую отечественную школу, позволяют им в кратчайшие сроки вникать в предметную область новой для них проблемы и на лету изучать ее тонкости. Именно широта подготовки выгодно отличает наших универсалов от узких специалистов с Запада. Со временем это преимущество будет только укрепляться, поскольку сегодня технологии меняются очень быстро.

Чтобы оставаться конкурентоспособным специалистом, необходимо следить за трендами, постоянно учиться, быть на острие технического прогресса. Наши инженеры с их творческим подходом и нестандартным мышлением могут делать это лучше других, что приобретает особый вес в теперешних посткризисных условиях, когда Россия планирует войти в активную фазу модернизации. Инфраструктурные изменения такого колоссального масштаба потребуют вливания новых кадров. Некоторые аналитики рынка труда даже прогнозируют острый кадровый дефицит в технических и технологических областях, что является залогом хороших перспектив выпускника отечественного технического вуза.