Проведение трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда. Положение об организации контроля за состоянием охраны труда

Из этой статьи вы узнаете, что такое трехступенчатый контроль по охране труда, как работает эта система, как правильно ввести ее на предприятии, как оформлять Журнал трехступенчатого контроля.

Трехступенчатый контроль по охране труда – эффективный способ постоянного наблюдения за безопасностью и оперативностью реагирования на отклонения от нормы. При этом контролирующие функции распределены по 3 уровням:

За выполнение задач 1 уровня отвечают руководители работ – бригадиры, мастера, начальники участков. Это оперативный контроль.

Выполнение задач 2 уровня организуют руководители подразделений – заведующие, менеджеры, начальники цехов, производств, отделений. Это контроль на уровне промежуточных руководителей.

Задачи 3 уровня курирует комиссия по ОТ во главе с руководителем предприятия (организации). Это контроль на уровне руководства.

Поэтому трёхступенчатый контроль за соблюдением охраны труда – это действенный способ привлечь к решению вопросов безопасности труда весь коллектив. В него вовлечены все работники предприятия: рядовые рабочие через уполномоченных по ОТ, бригадиры, ИТР, представители профсоюзов, управляющие всех рангов и даже высшее руководство.

Трехступенчатый контроль по охране труда: нормативные документы

Государство не обязывает предприятия организовывать трехступенчатый контроль по охране труда – нормативными документами, в частности, ТК РФ, это не предусмотрено. Тем не менее, большинство предприятий вводят его по собственной инициативе. Настоятельно порекомендовать внедрить систему трёхступенчатого контроля за соблюдением охраны труда вправе контролирующие инстанции (например, Минтруда РФ).

В некоторых организациях трехступенчатый контроль по охране труда превращается в двухступенчатый. Это происходит, когда штат сотрудников невелик: в частных врачебных кабинетах, небольших магазинах, салонах красоты и т.д., а также у индивидуальных предпринимателей, которые используют труд наемных работников.

Организовать систему трехступенчатого контроля по охране труда помогут такие нормативные документы:

Положение «О трехступенчатом контроле по охране труда»;
Положение «О СУОТ предприятия» либо Стандарт предприятия «СУОТ предприятия»;
приказ о введении трехступенчатого контроля.

В каком нормативном документе прописывать трехступенчатый контроль по охране труда – в отдельном Положении, либо в положении «О СУОТ», каждая организация решает самостоятельно. В любом из них:

Перечисляются порядок ведения трёхступенчатого контроля за соблюдением охраны труда, его цели, направления и объекты;
вводятся ступени (уровни) контроля с описанием особенностей каждой (каждого) из них;
назначаются ответственные лица за осуществление мероприятий на каждой ступени;
определяется круг задач каждого ответственного лица (группы лиц);
прописывается порядок оформления результатов проверок;
вводится форма Журнала трехступенчатого контроля и порядок его заполнения.

Практика показывает, что, вводя «Журнал трехступенчатого контроля», пример заполнения его страниц приводить желательно сразу же. Чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, в ходе работы над Положением либо Стандартом можно показать «Журнал трехступенчатого контроля» и пример его заполнения куратору, а затем придерживаться его рекомендаций. Целесообразно прописать процедуру внесения исправлений при ведении записей в журнале (например, запретить использовать корректор и пропускать строки, оговорить способ зачеркивания неправильных записей – вычеркивание всей строки либо только неправильной информации).

Как работает трёхступенчатый контроль за соблюдением охраны труда

Чтобы наблюдение за безопасностью труда велось непрерывно, контрольные функции разделены на 3 уровня:

1. Оперативный контроль

Основная цель – максимально быстрое устранение опасных ситуаций. Периодичность – постоянно. Его проводят мастера, бригадиры и другие непосредственные руководители работ. Они:

Доводят до сведения работников необходимость постоянно заботиться о личной безопасности, организовывать самоконтроль;
знакомят работников с безопасными методами работы, контролируют выполнение введенных инструкциями требований;
отмечают, выполнены ли предписания предыдущих проверок, организуют их выполнение;
ежедневно:

в начале смены убеждаются в соответствии нормативам:

— состояния рабочих мест и оборудования: исправность инструментов, приспособлений, наличие СИЗ, работу вентиляционных и осветительных систем;
— наличия исправных ограждений, блокировок, выдачи ключей-бирок;
— состояния проходов, проездов (целостность покрытия и ограждений, отсутствие захламления);
— оформления документации: наряды-допуски, распоряжения по совместным работам, рапорты предыдущих смен, др.

и наличии:

— знаков безопасности, инструкций по ОТ, необходимых журналов;
— необходимых удостоверений у работников;

в ходе смены:

— контролируют работу персонала, использование СИЗ, безопасность рабочих мест;
— оперативно реагируют на жалобы работников;
— контролируют состояние оборудования;
— оперативно устраняют нарушения. Если их собственными силами исправить ситуацию нельзя, делается соответствующая запись в журнале 3-ступенчатого контроля.

Если нарушение слишком опасно, работы останавливаются до полной его ликвидации. Информация о нем доводится до сведения руководства и специалистов, которых необходимо привлечь для его ликвидации.

2. Контроль по подразделениям

Основная цель контроля на этом уровне – обеспечение безопасности всех работ, организованных в подразделении. Мероприятия проводятся еженедельно, ежемесячно или оперативно. Ответственные лица: руководители подразделений (начальники цехов, смен, старшие мастера, менеджеры и др.). Они:

Ежедневно заслушивают отчеты подчиненных специалистов о ведущихся в подразделении работах и их безопасности;
еженедельно или чаще проверяют журналы приема/сдачи смен, 3-ступенчатого контроля, другие журналы, организуют устранение нарушений, которые выявил предыдущий уровень контроля, проверяют выполнение рекомендаций, внесенных предыдущими проверками;
ежемесячно или чаще проверяют состояние безопасности на рабочих местах подразделения. Эта работа ведется совместно с уполномоченными трудовых коллективов по ОТ, при желании профкома – также с его представителями. Если проверка совпадает с проверкой службы ОТ предприятия, то они проводятся совместно одной комиссией.

Проверяются:

Выполнение мероприятий, рекомендованных предыдущими проверками;
безопасность ведения работ;
правильность работы с оборудованием, его обслуживания и ремонта;
наличие и правильное оформление документации по ОТ;
качество ведения контроля на предыдущей ступени;
условия труда, санитарно-бытовое обслуживание;
укомплектованность СИЗ, знаками безопасности, инструкциями и их использование.

В «Журнал 3-ступенчатого контроля» записываются нарушения, которые нельзя моментально устранить. Результаты контроля отображаются в распоряжении и изучаются на ближайшем заседании по ОТ.

3. Контроль в организации

Основная задача – обеспечение безопасности в целом по предприятию. Периодичность – оперативно, ежемесячно, ежеквартально, по графику. Ответственные лица: руководитель предприятия, комиссия по ОТ.

Обязанности:

Руководитель предприятия:
организует ежедневный сбор информации от руководителей подразделений, службы ОТ и принимает соответствующие решения;
раз в полугодие или чаще организует комиссионное рассмотрение хода выполнения плана комплексных мероприятий по ОТ, принятие соответствующих решений.
главный инженер:

— организует ежедневный сбор информации от диспетчеров, службы ОТ, принимает соответствующие решения;
— ежеквартально либо чаще организует комиссионное рассмотрение состояния ОТ на предприятии, принимает или утверждает соответствующие решения.

Начальник службы ОТ:

— организует ежемесячный сбор информации от руководителей подразделений о состоянии ОТ;
— ежемесячно работает с уполномоченными трудовых коллективов по вопросам ОТ: заслушивает предложения, организует обучение, координирует совместную работу;
— проводит проверки состояния ОТ по графику, а также внепланово.

Главные специалисты:

— ежемесячно организуют анализ нарушений ОТ, зафиксированных в подчиненных им подразделениях за отчетный период;
— ежеквартально и чаще проводят проверки в сфере своей компетенции.

Комиссия по охране труда:

— проводит проверки состояния ОТ по графику комплексных обследований. В ходе этого она проверяет все аспекты работы подразделений в области безопасности;
— качество работы на 2 ступени контроля, выполнение рекомендаций предыдущих проверок;
— результаты работы оформляет актами, на основании которых издаются соответствующие распоряжения, приказы.

Контролирует устранение выявленных комиссией нарушений служба ОТ.

Журнал трехступенчатого контроля: пример заполнения

Журнал трехступенчатого контроля заполняется на 1 и 2 уровнях. Можно вводить журналы для каждой ступени отдельно или один журнал для обеих ступеней. Каждая организация вправе разработать собственную форму этого журнала, которая максимально отвечает ее потребностям.

Журнал трехступенчатого контроля и пример заполнения:

Для совместного заполнения:

Дата № ступени Нарушения Сроки устранения Должность проверяющего, ФИО Подпись проверяющего, дата Дата выполнения ФИО, подпись исполнителя
1 16.12.2016 1 Снято ограждение у конвейера №3 на отм.-10м Немедленно Мастер смены Бой С.М., уполномоченный по ОТ Шевчик М.И. подпись

16.12.2016

подпись

16.12.2016

Выполнено

16.12.2016

Бригадир Онищенко М.И.
2 20.12.2016 2 Грузчики не обеспечены защитными очками согласно Нормам выдачи 2 дня Начальник цеха Осипов Е.Г.

уполномоченный по ОТ Шевчик М.И.

подпись 20.12.2016

подпись 20.12.2016

Выполнено 21.12.2016 Старший мастер Ефимов А.М.

Для каждой ступени отдельно.

Трехступенчатый контроль – это один из способов отслеживать состояние условий и охраны труда в организации, трудовую дисциплину на рабочих местах, соблюдение стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и других правовых актов по охране труда. Его основной задачей является:

  • выполнение комплекса мероприятий по охране труда;
  • определение сотрудников, ответственных за своевременную проверку состояния охраны труда;
  • устранение недостатков, выявленных на трех последовательных ступенях.

Работодатель не обязан вводить в организации трехступенчатый контроль. Однако он может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма. Следует понимать, что трехступенчатый контроль даст заметные результаты только в том случае, если весь коллектив организации, от рабочих до высшего руководства, будет последовательно и настойчиво бороться за улучшение условий труда.

Что нужно для внедрения трехступенчатого контроля

Основное условие для организации трехступенчатого контроля – это наличие профсоюза или другого представительного органа работников в организации. От председателя профсоюза многое зависит в вопросах охраны труда. Он должен организовать общественный контроль, руководить работой уполномоченных по охране труда, вести переговоры с руководителем организации.

Также необходимо будет сформировать комитет по охране труда , который займется организацией совместных действий работодателя и работников в этой области. Комитет выполняет следующие обязанности:

  • организует проверку состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
  • информирует работников о результатах этих проверок;
  • собирает предложения к разделу коллективного договора об охране труда.

Предупреждает:

Ирина АШРАПОВА,

специалист по охране труда, «АстраЗенека Россия» (Москва)

Требование сформировать комитет по охране труда может исходить от работников. В этом случае работодатель обязан поддержать инициативу и включить в состав комитета своих представителей.

Численность комитета по охране труда зависит от размера организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей. Ее определяют по взаимной договоренности сторон – работодателя и работников (ст. 218 ТК РФ).



скачать и распечатать образец

Трехступенчатый контроль наиболее актуален для крупных производственных организаций. Эта система часто встречается на предприятиях, где безопасную работу организуют по старым правилам, разработанным во времена СССР.

В качестве примера отрасли, где трехступенчатый контроль будет эффективным, можно привести строительство. Так, генподрядчик, который работает с множеством субподрядных организаций, не всегда может полностью контролировать порядок и соблюдение требований охраны труда на объекте. Отсюда большая вероятность несчастных случаев и других инцидентов.

Однако практически всех нарушений по охране труда можно избежать, если на каждом участке организовать и проводить трехступенчатый контроль.

Как проводят трехступенчатый контроль

Организацией трехступенчатого контроля обычно занимается руководитель компании, служба охраны труда и руководитель профсоюза или иного представительного органа работников. Контроль проводят:

  • на первой ступени – на участке подразделения, в смене или бригаде;
  • на второй ступени – в подразделении в целом;
  • на третьей ступени – в организации в целом.

Результаты трехступенчатого контроля отражают в Журнале трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда (далее – Журнал трехступенчатого контроля).

Первая ступень контроля

Контроль на первой ступени ежедневно перед началом работы проводят руководители участков (мастера, начальники участков, начальники смены) совместно с членом профсоюза, уполномоченным по охране труда. На этом этапе нужно проверить:

  • устранены ли нарушения, выявленные в ходе предыдущей проверки;
  • состояние условий труда на каждом рабочем месте;
  • состояние проходов и проездов;
  • наличие защитных и сигнальных ограждений;
  • наличие необходимого для работы исправного инструмента и приспособлений;
  • безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
  • соблюдение правил складирования материалов, заготовок, приспособлений;
  • наличие, исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;
  • состояние электробезопасности и соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
  • наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков, других документов на выполнение работ с повышенной опасностью.

Выявленные нарушения нужно немедленно устранять. Этот процесс контролирует непосредственный руководитель работ на данном участке. Если нарушения невозможно устранить силами участка, то непосредственный руководитель работ по окончании осмотра докладывает об этом вышестоящему начальнику. Совместно они решат, какие мероприятия нужно провести для устранения ошибок и назначат работников, ответственных за их реализацию.

Сотрудник, проводивший осмотр, или руководитель участка делает запись о выявленных нарушениях в Журнале трехступенчатого контроля. Под записью обязательно расписывается уполномоченный по охране труда профсоюза или иного представительного органа работников.

Если на первой ступени контроля будет выявлено грубое нарушение по охране труда, которое может навредить здоровью сотрудников или привести к аварии, то работы приостанавливают до тех пор, пока нарушение не устранят. При этом в журнале трехступенчатого контроля проверяющие делают запись о том, что рекомендуется приостановить работы до устранения нарушений.

Обо всех обнаруженных несоответствиях руководитель работ должен информировать своих подчиненных. Кроме того, он ежедневно отчитывается о состоянии охраны труда на своем участке перед вышестоящим руководителем.

Вторая ступень контроля

Ответственным за контроль на второй ступени назначается руководитель цеха, отдела, строительного объекта с участием уполномоченного по охране труда из профсоюза. На этом этапе к проверке могут подключиться представители технических служб подразделения (например, службы главного механика, главного энергетика, главного технолога), специалист службы охраны труда организации.

  • организацию, периодичность проведения и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных после предыдущих проверок на первой и второй ступенях контроля;
  • выполнение распоряжений руководителя организации и профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям нормативных правовых актов по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов механизмов, оборудования, технологических режимов работы;
  • состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов по охране труда, сигнальных цветов, знаков безопасности;
  • наличие и исправность защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
  • своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда;
  • наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Нарушения, которые нельзя устранить на месте, фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля в виде замечаний. Руководитель структурного подразделения должен организовать мероприятия по устранению нарушений и один раз в месяц отчитываться перед комитетом по охране труда о состоянии условий и охраны труда в своем структурном подразделении.

Советует:

Владимир МАСЛОВ,

директор Приволжского филиала ООО «Эйч-Эс-Эй Аттестация» (Нижний Новгород)

Работодателю стоит сформировать график проверок для каждого этапа трехступенчатого контроля. Это позволит проводить осмотры в срок и не пересекать проверки по разным ступеням друг с другом.

Третья ступень контроля

Контроль на третьей ступени проводит комиссия во главе с руководителем организации или главным инженером и председателем профсоюзного комитета. В ее состав включают также руководителя службы охраны труда, технической службы и уполномоченного сотрудника по охране труда из профсоюза.

Контроль проводят не реже одного раза в квартал (обычно – один раз в месяц), при этом проверяют:

  • организацию, периодичность проведения и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • ведение Журнала трехступенчатого контроля;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений, цехов и прилегающих к ним территорий;
  • выполнение приказов и распоряжений, предписаний и указаний органов государственного надзора;
  • обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
  • организацию обучения и инструктажей по охране труда.

По результатам проверки комиссия оформляет акт, а выявленные нарушения фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля того подразделения, в котором проводилась проверка.

Кроме того, результаты третьей ступени контроля руководитель организации рассматривает с участием руководителей структурных подразделений, главных специалистов, представителей профсоюзной организации. Совместно они разрабатывают мероприятия, с помощью которых можно устранить выявленные недостатки и нарушения, а руководитель предприятия назначает исполнителей и сроки выполнения этих мероприятий. По результатам заседания оформляют протокол.

После этого, при необходимости, руководитель издает приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, допустивших нарушения по охране труда или виновных в неудовлетворительной организации работы в этой области. И наоборот: сотрудников, которые добились положительных результатов в работе по охране труда, можно поощрить.

Ответы на ваши вопросы

Обязан ли специалист по охране труда лишать работников премии за нарушения по охране труда?

Обязан ли инженер по охране труда наказывать лишением премии или представлять к наказанию работников предприятия за несоблюдение ими требований охраны труда? Законно ли это?
Максим ФЕДОРЦЕВ, инженер по охране труда (Казань)

Решение о премировании работников и, соответственно, о лишении их премии принимает работодатель. Специалист по охране труда может выписывать работникам, нарушающим требования безопасности, предписания об устранении нарушений, а также предлагать руководителю привлечь к ответственности тех или иных сотрудников . На основании этих предложений работодатель будет решать вопрос о депремировании нарушителей.

Нужно ли создавать службу охраны труда в организации с малым количеством сотрудников?

У нас на предприятии 340 сотрудников и один специалист по охране труда. Нужно ли создавать службу охраны труда при таком количестве сотрудников?
Виктория ЗИНЧЕНКО, сотрудник отдела кадров (Киров)

В вашем случае создавать службу охраны труда в организации необязательно. Это решение остается за работодателем. Согласно рекомендациям, если число работников на предприятии не превышает 700 человек, а рабочие места признаны безопасными, то охраной труда могут заниматься отдельные специалисты. В организациях, где трудятся более 700 человек, создают бюро охраны труда (от трех до пяти сотрудников) или отдел по охране труда (от шести сотрудников) .

Можно ли перевести работников на 12-часовой рабочий день, если условия труда признаны вредными?

На одном из производственных участков рассматривается вопрос об изменении графика работы с восьмичасового на 12-часовой. Профессии: оператор линии по обработке цветных металлов и отжигальщик. По результатам АРМ класс 3.1 – 3.3. Существуют ли на этот счет какие-то НПА, допускающие такой график или наоборот запрещающие его?
Ольга КОРОЛЬКОВА, специалист по охране труда, промышленной безопасности и экологии (Иркутск)

Если условия труда работников признаны вредными, для них должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. На основании отраслевого соглашения и коллективного договора по письменному согласию сотрудника рабочую неделю можно увеличить до 40 часов с выплатой работнику денежной компенсации (

В охране труда много разнообразного контроля существует. Это и текущий контроль за выполнением планов мероприятий и контроль наблюдения за состоянием здоровья персонала, и постоянный контроль состояния производственной среды. Существует и такой вид контроля как ступенчатый его еще называют трех ступенчатый контроль за состоянием охраны труда. Трехступенчатый вид контроля входит в . Вот этот вид контроля мы в этой статье и рассмотрим.

Кто его проводит? В какие сроки? И что это за контроль такой?

Почему ступенчатый? Потому что имеет три ступени: первую, вторую и третью. Рассмотрим их:

Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда.

1-я ступень контроля — проводится ежедневно (ежесменно. ежедневно) непосредственным руководителем работ (бригадиром, дежурным по станции, цеху, сменным мастером и т. д.) совместно с представителем комиссии по охране труда или работником участвующим в этом процессе. Проводится как в начале, так и в течение всего рабочего дня (смены).

В начале рабочего дня (смены) проверяется: устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой, состояние рабочих мест, готовность работников к выполнению трудовых обязанностей (состояние здоровья), состояние и исправность и наличие необходимого инструмента, приспособлений, целостность спецодежды и средств защиты, обуви, исправность и своевременное включение вентиляции, достаточное освещения, исправность заземляющих устройств, состояние проходов и проездов, наличие средств пожаротушения, аптечек для оказания первой помощи, удостоверений о проверке знаний по охране труда и допуске к работам и т.д. В течение рабочего дня (смены) необходимо контролировать соблюдение работниками правил и инструкций по охране труда, наличие и правильность применения работниками средств индивидуальной защиты.

О проведении первой ступени контроля делается мастером запись в журнал с назначением ответственного за выполнение выявленного нарушения и с указанием срока выполнения, если не нет возможности выполнить сразу.

2-я ступень контроля — проводится руководителем подразделения (начальником участка, цеха, старшим мастером и т.д.) не реже 1-го раза в десять дней с участием уполномоченных по охране труда.

В ходе проверки проверяется: выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок 1-й и 2-й ступеней контроля, выполнение приказов и распоряжений администрации предприятия, решений профсоюзного комитета, выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев, исправность оборудования, транспортных средств, соответствие технологических процессов требованиям охраны труда, освещенность рабочих мест, исправность вентиляционных устройств и электрооборудования, наличие предупредительных надписей, плакатов и знаков безопасности, своевременность и качество проведения инструктажей и учебы по вопросам охраны труда, санитарное состояние цехов и санитарно — бытовых помещений, соблюдение режимов труда и отдыха.

Запись о проведении этой ступени контроля так же заноситься в журнал условий труда или журнал проведения трехступенчатого контроля. Назначаются ответственные за выполнение, выявленных нарушений как из числа мастеров, так из числа рабочих. Сроки выполнения выявленных нарушений устанавливаются длительные до проведения следующей ступени и разные в зависимости от сложности выполнения нарушения.

3-я ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой одним из руководителей предприятия не реже одного раза в квартал с охватом всех производственных подразделений. При необходимости может быть создано несколько комиссий, состав которых определяется приказом по структурным подразделениям. В состав комиссии включаются заместители начальника и главный инженер, инженер по охране труда, представители профкома, уполномоченные по охране труда, главный технолог, инспектор отдела кадров, ответственный за электрохозяйство и т.д. Третья ступень проводится независимо от весенних и осенних технических осмотров зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, осуществляемых в целях подготовки к летнему и зимнему условиям работы.

В ходе 3-й ступени контроля проверяется:

— выполнение мероприятий по предыдущим ступеням контроля, организация проведения 1-й и 2-1 ступеней контроля:

— ведение журналов 3-х ступенчатого контроля, оформления записей в журнале инструктажа, записи об осмотрах оборудования и приспособления, средств защиты.

— выполнение указаний по охране труда контролирующими органами, предписаний органов надзора, по материалам несчастных случаев.

— наличие и правильность ведения санитарно-технического паспорта.

— техническое состояние зданий, сооружений, территории, производственного оборудования, транспортных средств, проведение ТО и ТР оборудования, состояние приспособлений и их выбраковка.

— наличие и содержание санитарно-бытовых помещений, обеспеченность работников спецодеждой и СИЗ, своевременность списания.

— выполнение мероприятий, предусмотренных планами улучшения условий труда и соглашением по охране труда.

Результаты проверок по всем ступеням контроля должны быть отражены в журнале контроля того подразделения, где проводилась проверка.

В организациях с незначительной численностью по приказу и положению руководителя предприятия может проводиться двухступенчатый контроль состояния условий охраны труда.

Принимается на предприятий ступенчатый контроль на основании утвержденного работодателем и приказа о его введение в действие.

7.1. Контроль за состоянием охраны труда проводят для установления степени выполнения службами, подразделени­ями и отдельными работниками правил, норм и требований по ОТ, регламентируемых директивными органами и норма­тивно-технической документацией.

Контроль за состоянием охраны труда должен включать в себя:

Текущий контроль состояния охраны труда инженерно- техническими работниками;

Ежедневные обследования состояния ОТ в ходе прове­дения первой ступени 3-ступенчатого контроля за состояни­ем охраны труда;

Еженедельное обследование состояния ОТ в ходе про­ведения второй ступени 3-ступенчатого контроля за состоя­нием охраны труда;

Ежемесячное обследование состояния ОТ в ходе про­ведения третьей ступени 3-ступенчатого контроля за состо­янием храны труда;

Проведение комплексных и целевых проверок;

Метрологическое обеспечение контроля за состоянием охраны труда;

Общественный контроль.

7.2. Контроль за функционированием СУОТ проводят для установления степени выполнения функций и задач управ­ления; установленных нормативными документами отрасле­вой системы управления охраной труда (ОСУОТ) и системой охраны труда предприятия (СУОТП).

7.3. Основным содержанием контроля, проводимого на всех уровнях управления, является проверка выполнения норм, требований и планируемых мероприятий по ОТ.

При проведении контроля в обязательном порядке про­веряют:

Состояние внедрения нормативно-технической докумен­тации (НТД) по ОТ;

Организация и результаты работы I и II ступеней кон­троля по ОТ;

Организация обучения и аттестации ИТР по вопросам ОТ. Проведение инструктажей;

Выполнение предписаний государственной инспекции и ООТ;

Выполнение ОРД;

Выполнение мероприятий по актам Н-1 и актам рассле­дования впервые выявленных профзаболеваний;

Техническое состояние зданий и сооружений;

Состояние технологического оборудования;

Состояние электрохозяйства;

Состояние стендов, плакатов, знаков безопасности,пла­нов эвакуации;

состояние пожарной безопасности;

Состояние сосудов, работающих под давлением, газово­го оборудования (ГРП);

Состояние санитарно-бытовых помещений;

Состояние складирования, проходов, проездов, поряд­ка в помещениях;

Состояние прохождения обязательных медицинских профосмотров;

Наличие:

Схем размещения технологического оборудования и со­ответствие фактического размещения этим схемам;

На рабочих местах технологической документации., ин­струкций по охране труда и инструкций по эксплуатации объектов повышенной опасности.

7.4. Контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия, должен проводиться согласно отраслевому «По­ложению об отделе (службе) охраны труда предприятия».


7.5. Общественный контроль за состоянием охраны труда комиссией охраны труда профсоюзного комитета предприя­тия должен осуществляться согласно «Типовому положению о комиссиях по вопросам охраны труда предприятия», упол­номоченным по охране труда - согласно «Типовому положе­нию о работе уполномоченных трудовых коллективов по воп­росам охраны труда».

7.6. Контроль и надзор, осуществляемый органами госу­дарственного надзора согласно соответствующим Положениям об органах государственного надзора-

Постоянный контроль, надзор и методическое руководст­во работой по охране труда на объектах, подконтрольных органам государственного надзора, должны возлагаться на ответственных лиц по контролю и надзору за соответствую­щими объектами, назначенными приказом руководителя пре­дприятия (подразделения).

8.УЧЕТ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

8.1. Функция учета и анализа состояния охраны труда за­ключается в выявлении и обобщении причин несоблюдения требований трудового законодательства, стандартов, правил и норм охраны труда*, а также причин невыполнения плани­руемых работ и мероприятий по охране труда с определени­ем конкретных мер по устранению недостатков.

8.2. Учет по охране труда - объективная документальная фиксация комплекса технико-экономических показателей, предназначенных для отражения состояния ОТ и реализа­ции задач СУОТ.

8.3. Учет по ОТ должен включать:

Оперативный учет состояния ОТ и выполнения работ по реализации СУОТ;

Систематический учет основных технико-экономических показателей в соответствии с НДД по оценке уровня работ по ОТ на предприятии;

Бухгалтерский учет средств и хозяйственных операции по ОТ в денежном выражении.

8.4. К организации учета по ОТ предъявляются следую­щие требования:

Систематическое планирование учетного процесса;

Непрерывность ведения учета;

Получение достоверной информации, своевременность и правильность заполнения учета.

8.5. Источником информации и исходной базой для веде­ния учета должен являться первичный учет.

8.6. Первичный учет ОТ должен фиксироваться в докумен­тах и журналах, отражающих:

Выполнение плановых мероприятий;

Расследование несчастных случаев на производстве;

Причины несчастных случаев;

Состояние условий труда;

Производственную санитарию;

Безопасность оборудования;

Состояние безопасности технологического оборудования;

Выдачу опецодежды и др.

8.7. Информация, полученная на основе документов пер­вичного учета, обрабатывается, группируется и сводится в обобщенные показатели в соответствии с 11ТД по оценке уров­ня состояния ОТ на предприятии.

8.8. Документы первичного учета имеют юридическую си­лу и должны вестись на установленных типовых формах ак­тов, журналов, приказов, распоряжений и т. п.

8.9. Ведение документов первичного учета должно про­изводиться лицами, определенными соответствующими рас­поряжениями и функциональными обязанностями работаю­щих.

8.10. Ответственность за состояние учета по ОТ должна возлагаться:

Оперативного - на руководителей структурных под­разделений и служб предприятия в соответствии со служеб­ными функциями, установленными стандартами (положени­ями) СУОТ;

Статистического - на руководителя службы охраны труда;

Бухгалтерского - на руководителя бухгалтерской слу­жбы.

Общее методическое руководство учета по ОТ возлагает­ся на службу охраны труда предприятия.

8.11. Анализ состояния ОТ на рабочем месте, производ­ственном участке, в цехе, на предприятии является обяза­тельной функцией в СУОТ.

8.12. Проведение анализа состояния ОТ должно быть на­правлено на:

Выявление и обобщение причин несоблюдения требова­нии трудового законодательства (в части ОТ), законодатель­ства об охране труда, законодательства об общеобязатель­ном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, стандартов безопасно­сти труда, правил, норм, инструкций и других документов по ОТ;

Определение уровня ОТ за установленный период вре­мени;

Разработку конкретных организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков и даль­нейшему повышению уровня ОТ.

8.13. Должны быть установлены следующие виды анали­за состояния ОТ: оперативный (после каждой проверки и т- п.), ежемесячный, ежеквартальный, за полугодие и за год.

8.14. При оперативном анализе рассматриваются данные проверок., определяются характер нарушений и их количест­во, является сопоставление с предыдущими проверками, вы­деляются повторяющиеся недостатки, фамилии нарушителей, причины нарушений и т. д. При оперативном анализе долж­ны выявиться также потенциальные опасности.

8.15. Месячный анализ, за квартал, за полугодие прово­дятся по итогам работы за месяц, квартал, полугодие. По учетным материалам, характеризующим состояние ОТ, вы­является эффективность проведения мероприятий: какие до­стигнуты положительные результаты, какие допущены недо­четы, определяется динамика нарушений (по их характеру) н коэффициент безопасности труда.

8.16. При анализе работы по ОТ за год определяется ди­намика несчастных случаев на производстве по цехам и пред­приятию, а также изменения числа несчастных случаев по причинам; выясняется динамика нарушений и аварий, обоб­щаются принятые к нарушителям ОТ меры, оценивается их эффективность и т. д.

8.17. Анализ ОТ должен заканчиваться оценкой состояния 01 и культуры производства.

8.18. Для оценки состояния охраны труда рекомендуется "спользовать обобщенный показатель коэффициент безо­пасности труда (Кб), характеризующий соблюдение требований безопасности труда работающими, выполнение плано­вых мероприятий по ОТ, состояние производственной сани­тарии, безопасность производственного оборудования и тех­нологических процессов и др.

Система контроля за состоянием условий и охраны труда

Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.
Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:
- проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;
- измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
- регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
- обследования состояния здоровья работников;
- мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.
Контроль за состоянием охраны труда является одним из главных элементов СУОТ и направлен на:
- проверку соответствия состояния условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда;
- выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;
- выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований государственных стандартов ССБТ, правил, норм, инструкций по охране труда;
- принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
Кроме того, при контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты аттестации рабочих мест, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты.
Основными видами контроля являются:
- административно-общественный (оперативный) контроль;
- ведомственный контроль;
- государственный контроль;
- общественный контроль.

Административно-общественный (оперативный) контроль бывает, как правило - двух-, трехступенчатый.
Первая ступень - проводится непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) непосредственно на участке, ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.
В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.
На второй ступени оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения (начальником цеха, лаборатории, службы и т.д.) с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда и других служб подразделения с периодичностью не реже одного раза в месяц (день устанавливается исходя из графика проверок).
Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени:
- исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;
- своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;
- выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
- выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;
Обнаруженные недостатки устраняются, делается запись в журнале. В случае невозможности выполнения какого либо мероприятия, оформляется докладная (служебная) записка на имя главного инженера.
По результатам проверки издается распоряжение по подразделению с конкретными мерами и выводами.
На третьей ступени оперативный контроль проводится главным инженером предприятия (техническим директором), совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда, с руководителем службы охраны труда и другими специалистами организации, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени:
- выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;
- выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;
- организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений;
- организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;
- проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений и главных специалистов функциональных служб.
Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на производственном совещании проверенного структурного подразделения.
Генеральным директором один раз в год проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

Ведомственный контроль. Осуществляется вышестоящей организацией:
- при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;
- при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;
- по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделения организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
На основании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2-х лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.
Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями участков (подразделений), выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.


Примечание:
Подробнее о работе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда можно прочитать в статье: «Общественный контроль охраны труда в организации»

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Аудит системы управления охраной труда

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудита СУОТ.
Аудит системы управления охраной труда проводят для:
- определения наличия в организации функционирующей СУОТ, определения соответствия СУОТ требованиям охраны труда, положениям политики в области охраны труда;
- определения качества функционирования СУОТ, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;
- рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита системы управления охраной труда;
- представления информации по результатам аудита СУОТ руководству организации.
План проведения аудита СУОТ должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок СУОТ.
Методы аудита СУОТ должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.
По результатам аудита СУОТ составляют отчеты.
Аудит СУОТ по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.