Провокация взятки: судебная практика. Судебная практика по делам о получении взятки Провокация взятки судебная

2015. Т. 25, вып. 2

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 343.9 В.В. Ровнейко

ПРОВОКАЦИЯ ВЗЯТКИ КАК КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, СОВЕРШЕННОЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Рассматриваются сложные вопросы уголовно-правовой оценки преступления, предусмотренного ст. 304 УК РФ, соотношения провокации взятки или коммерческого подкупа с составами коррупционных преступлений, а также пробелы в уголовном законе в части установления уголовной ответственности за провокацию дачи взятки и провокацию посредничества во взяточничестве. Провокация взятки (или коммерческого подкупа) предусматривает ответственность только за провокацию в отношении получения взятки «взяткодателем». Взяточничество же включает в себя не только получение взятки (ст. 290), но и дачу взятки (ст. 291 УК РФ), и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). Благодаря решениям ЕСПЧ, воспринятым высшим судебным органом России, провокационно-подстрекательскую деятельность сотрудников правоохранительных органов следует рассматривать в качестве нового, пока не отраженного в гл.8 УК РФ обстоятельства, исключающего преступность деяния, совершенного лицом, в отношении которого эта деятельность осуществлялась.

Ключевые слова: провокация взятки, превышение должностных полномочий, коррупционное преступление.

Уголовная ответственность за провокацию взятки предусмотрена ст.304 УК РФ «Провокация взятки или коммерческого подкупа», в которой приводится следующее определение: «Провокация взятки, то есть попытка передачи должностному лицу, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа».

Данное преступление может быть совершено должностным лицом с использованием служебного положения, хотя в ст. 304 УК РФ такой признак не предусмотрен. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. № 6 (утратило силу) отмечалось, что если провокация взятки или коммерческого подкупа совершена должностным лицом с использованием служебного положения, содеянное им следует дополнительно квалифицировать по ст. 285 УК РФ (п. 25). Хотя это преступление не включено в перечень № 23 преступлений коррупционной направленности1.

В действующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» отмечается, что «от преступления, предусмотренного ст. 304 УК РФ, следует отграничивать подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа» (п. 34). Но при этом отсутствуют разъяснения как квалифицировать содеянное: как злоупотребление должностными полномочиями или как превышение должностных полномочий.

В постановлении только отмечается, что «указанные действия совершаются в нарушение требований статьи 5 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и состоят в передаче взятки или предмета коммерческого подкупа с согласия или по предложению должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, когда такое согласие либо предложение было получено в результате склонения этих лиц к получению ценностей при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено» (п.34).

По мнению Б.В. Волженкина и П.С. Яни, «если оперативный работник при провоцирующем должностное лицо поведении и не будет отвечать за соучастие в получении взятки, он, однако, подлежит уголовной ответственности за служебное преступление по ст. 286 УК РФ. Своими действиями.. , явно выходящими за пределы его полномочий, определенных в данном случае с учетом законодательства об ОРД, оперативный сотрудник существенно нарушает охраняемые законом интересы

1 Указание Генпрокуратуры России № 387-11, МВД России № 2 от 11.09.2013 г. (ред. от 24.04.2014 г.) «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2015. Т. 25, вып. 2

общества и государства, что выражается в реальной попытке чиновника совершить должностное преступление, реализовать преступное намерение, сформировавшееся под воздействием уговоров сотрудников правоохранительных органов»2.

Но провокация взятки (или коммерческого подкупа), по сути, предусматривает ответственность только за провокацию в отношении получения взятки «взяткодателем» (псевдовзяткодателем). Взяточничество же включает в себя не только получение взятки (ст. 290), но и дачу взятки (ст. 291 УК РФ), и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). Таким образом, содержание ст. 304 УК РФ является более узким понятием, чем можно было бы предположить, исходя из названия.

В специальной литературе имеются предложения по включению в УК РФ отдельной статьи: «Провокация взятки: умышленные действия сотрудника милиции либо иного должностного лица по искусственному созданию условий, при которых лицо вынуждается к даче взятки»3. При всей спорности формулировок необходимо отметить, что было бы логичнее установить ответственность не только за провокацию получения взятки, но и за провокацию дачи взятки.

Провокатором в этом случае может быть как псевдовзяткополучатель, так и иное должностное лицо, а также лицо, не являющееся должностным.

Рассмотрим ситуацию, когда имеет место провокация дачи взятки со стороны псевдовзяткополучателя. Составом преступления, предусмотренного п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ «Получение взятки, совершенное с вымогательством взятки», - это не охватывается, во-первых, исходя из толкования вымогательства взятки, а во-вторых, - из целей, преследуемых при совершении таких действий.

1. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» под вымогательством взятки следует понимать не только требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан)» (п. 18)4. То есть в случае требования передать взятку за незаконные действия (бездействие) со стороны должностного лица признак «с вымогательством взятки» не образуется (например, не составлять протокол за нарушение ПДД).

2. При провокации дачи взятки должностное лицо может ее принять, но не за определенные действия (бездействия), которые входят, например, в его должностные полномочия, а с целью искусственного создания доказательств дачи взятки.

Хотя при других обстоятельствах в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» «получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как получение взятки либо коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие)» (п. 24)5.

Случаи провокации дачи взятки иным должностным лицом, а также лицом, не являющимся должностным, как и провокации со стороны псевдовзяткополучателя, могли бы охватываться понятием «подстрекательство к совершению преступления - даче взятки», но такой признак соучастия, как «единый умысел соучастников» в данной ситуации отсутствует.

2 Яни П.С. Провокация взятки // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 1.

3 Багаутдинов Ф.Н. Провокация граждан к даче взятки // Законность. 2011. № 3. СПС «КонсультантПлюс».

4 Для квалификации содеянного не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает) (п. 18).

5И только «в том случае, если указанное лицо получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения» (п. 24).

146 В В. Ровнейко

2015. Т. 25, вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Провокация посредничества во взяточничестве - представляет аналогичную ситуацию.

Данная ситуация об ответственности должностных лиц за провокационное поведение (действия) разрешается на основании позиций, определенных Европейским Судом по правам человека. В широко известном решении по делу «Банникова против России» отмечается, что критерием, разработанными судом для отличия провокации преступления с целью его изобличения от разрешенного поведения, является следующее: «оставались ли представители государства, проводившие скрытую операцию в рамках "фактически пассивного" поведения или вышли за его пределы, действуя как агенты-провокаторы, а также производится оценка процедуры, посредством которой заявление о подстрекательстве разрешено»6. При этом обязанность доказать, что провокации не было, при условии, что доводы обвиняемого не являются абсолютно невероятными, возлагается на органы, осуществляющие расследование7.

«Благодаря решениям ЕСПЧ, воспринятым высшим судебным органом России, провокацион-но-подстрекательскаую деятельность сотрудников правоохранительных органов следует рассматривать в качестве нового, пока не отраженного в гл. 8 УК РФ обстоятельства, исключающего преступность деяния, совершенного лицом, в отношении которого эта деятельность осуществлялась»8.

Представляется, что поскольку «обстоятельства, исключающие преступность деяния», носят общий характер, и провокация совершения преступления фактически является одним из них, то применение общих положений возможно не только в отношении провокации получения взятки должностным лицом, но и провокации дачи взятки и посредничества во взяточничестве. Однако решение вопроса о лице, которое в случае наличия в отношении него провокации преступления не несет уголовную ответственность, не решает вопроса об уголовной ответственности провокатора.

В литературе высказывается предложение внести в УК РФ соответствующую норму: «Статья 291.2. Предложение дачи или получения взятки

Предложение дачи взятки должностному лицу или предложение получения взятки такого лица в значительном размере -.. .»9.

На наш взгляд, данное предложение не удачно. Во-первых, оно предполагает совершение преступления общим субъектом, а не специальным - должностным лицом. Во-вторых, провокация взятки, даже если совершается обычным гражданином, имеет целью последующее привлечение к уголовной ответственности псевдовзяткодателя, псведовзяткополучателя и псевдопосредника, что невозможно без участия должностного лица.

Вопрос о квалификации содеянного в таких случаях должен решаться так же, как и в случае провокации получения взятки, то есть во всех случаях провокации взятки (получения, дачи, посредничества) действия должностного лица квалифицируются по ст. 286 УК РФ. Данная позиция соответствует и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (п. 19)10.

Таким образом, провокация взятки в любой форме (провокация получения взятки, провокация дачи взятки, провокация посредничества во взяточничестве), совершаемая должностным лицом в связи с исполнением им служебных обязанностей по противодействию коррупции, является должностным преступлением - превышение должностных полномочий.

В перечне № 23 преступлений коррупционной направленности11 превышение должностных полномочий не указано в качестве преступления коррупционной направленности. Состав данного преступления (в отличие от злоупотребления должностными полномочиями) не предусматривает в

6 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2011).

7 Постановление ЕСПЧ от 04.11.2010 «Дело Банникова против Российской Федерации» (жалоба № 18757/06).

8 Комиссаров В.С., Яни П.С. Провокационно-подстрекательская деятельность лица в отношении должностного лица как обстоятельство, исключающее ответственность за получение взятки // Законность. 2010. № 9.

9 Мальцев В.В. Не провоцировать, а пресекать взяточничество // Законность. 2013. № 9.

10 Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (склонять к совершению преступления).

11 Указание Генпрокуратуры Росси № 387-11, МВД России № 2 от 11.09.2013 г. (ред. от 24.04.2014 г.) «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2015. Т. 25, вып. 2

качестве обязательного конструктивного признака наличие корыстной или иной личной заинтересованности. В подп. 3.3 Перечня преступлений коррупционной направленности превышение должностными полномочиями относится к группе преступлений коррупционной направленности только «при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом» (чч. 1, 2 и п. «в» ч. 3 ст. 286). Однако данное преступление может быть совершено не только из корыстной, но и из иной личной заинтересованности (если провокация взятки совершена должностным лицом в целях, например, искусственного улучшения показателей работы).

Под иной личной заинтересованностью понимается «стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности» (п. 16)12.

Но в случае отсутствия прямой корыстной заинтересованности у должностного лица превышение им должностных полномочий не относится к преступлениям коррупционной направленности, что представляется не вполне логичным.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» содержатся разъяснения по поводу правовой оценки подстрекательских действий сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо на принятие взятки, позволяющие рассматривать такие действия как коррупционное преступление.

Поступила в редакцию 18.11.14

PROVOCATION OF A BRIBE AS A CORRUPTION CRIME, COMMITTED WITH THE USE OF OFFICIAL POSITION

Difficult problems of the penal crime assessment under art. 304 of the Criminal Code are considered; the ratio of bribe provocation or commercial bribery with compositions of corruption offenses is analyzed; gaps in the criminal law with regard to the criminalization of bribe provocation or provocation of mediation in bribery are revealed. Provocation of a bribe (or commercial bribery) implies responsibility only for the provocation against bribe-taking by a «bribe-giver». Bribery also includes not only receiving a bribe (art. 290) but also giving a bribe (art. 291 of the Criminal Code) and mediation in bribery (art. 291.1 of the Criminal Code). Due to the decisions of the ECHR, perceived by the highest judicial authority in Russia, provocatively-inflammatory activity of law enforcement officers should be considered as a new cause, not yet reflected in ch.8 of the Criminal Code, that excludes the criminality of a deed committed by a person against whom these activities are conducted.

Keywords: provocation of bribery, excess of power, corruption crime.

Ровнейко Вера Владимировна, Rovneyko V.V.,

кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, Associate Professor

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

Е-mail: [email protected] Е-mail: [email protected]

12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Под взяткой в современном законодательстве понимаются материальные ценности или выгоды имущественного характера, которые передают должностному лицу за совершение им определенных действий в пользу взяткодателя или, наоборот, за бездействие.

Получение, дача и пособничество в даче взятки являются уголовного наказуемыми деяниями. Уголовный кодекс России выделяет еще одно преступление, связанное со взятками – провокация взятки. Данное действие следует отличать от оперативно - следственного мероприятия – оперативный эксперимент, предусмотренного федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в рамках которого сотрудники полиции инициируют ситуацию, в которой лицо, ранее требовавшее взятку, либо имеющий намерение её передать должностному лицу, доводит до конца свой преступный умысел.

Грань между экспериментом и провокацией очень тонкая, в связи с чем, правозащитники и законодатели неоднократно предлагали запретить проведения экспериментов, для того, чтобы не допустить провокации и превышение должностных полномочий со стороны сотрудников полиции.

В качестве яркого примера служит следующая ситуации: на водителей были возбуждены уголовные дела за дачу взятки сотрудникам ДПС, чтобы они не составляли на них протоколы, предусмотренные КоАП РФ. В качестве защитника водителей выступила коллегия по защите прав автомобилистов. Она обратилась с жалобой в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и обосновала свою позицию тем, что нельзя проводить оперативные эксперименты отношении лиц, которые не совершили преступления. В результате уголовные дела на водителей были прекращены.


Провокация взятки – это искусственное, целенаправленное создание условий, в которых потерпевший вынужден совершить определенные действия выгодные преступнику. Важным условием является такой момент: потерпевший ни открыто, ни завуалировано не просил передавать ему взятку, а также категорически демонстративно отказывался от её принятия.

Вымогательство взятки

Если должностное лицо самостоятельно требует передать ему взятку под угрозой того, что он совершит определенные действия или наоборот будет бездействовать, нарушая права и законные интересы граждан или заведомо создает условия в которых лицо вынуждено, защищая свои права передать взятку, то его действия образуют состав преступления, предусмотренного п. б, ч.5 ст.290 УК РФ. Причем не имеет значение, были ли реальная возможность у преступника осуществить свою угрозу.

Наказание за вымогательство взятки

За данное преступление предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 70- до 90- кратной суммы взятки или лишением свободы от 7 до 12 лет. В качестве дополнительного наказания преступнику могут запретить заниматься определенной деятельностью и занимать должность сроком до 3 лет или наложить штраф.

Преступное деяние считается оконченным в момент попытки передать деньги или имущество. Целью совершения преступления является корысть, месть, зависть, либо желание, чтобы осудили невиновное лицо. Предложение передать взятку, выраженное только словами, без совершения действий не образует состава преступления, предусмотренного статьей 304 УК РФ.


Важно! Если должностное лицо не заметило, что взяло взятку, например, случайно выкинуло конверт за ненадобностью, то действия виновного квалифицируются, как покушение на провокацию взятки.

В качестве субъекта выступает лицо, которое на момент совершения преступления достигло 16-и лет. Наибольшую общественную опасность представляет ситуация, когда преступное деяние совершается специальным субъектом – сотрудником правоохранительных органов (следователем, дознавателем, оперативным работником, сотрудником прокуратуры или госнаркоконтроля).

Данное преступное деяние совершается исключительно с прямым умыслом.

Виновному в совершении преступления, предусмотренного ст.304 УК РФ грозит одно из следующих наказаний:

  1. штраф;
  2. принудительные работы до 5 лет;
  3. лишение свободы на срок до пяти лет.

К виновному лицу вместе с работами или лишением свободы может быть применено дополнительное наказание в виде запрета на осуществления определенной деятельности или занимания конкретной должности до 3 лет.

Если Вас обвиняют в провокации взятки или с «подобным предложением» обратились к Вам, и Вы не знаете, как поступить в данной ситуации, чтобы не оказаться на скамье подсудимых, рекомендуем Вам обратиться за помощью к квалифицированным юристам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня поговорим о таком действе, как провокация взятки, а также что говорит об этом судебная практика. В первую очередь поясним, что Уголовный Кодекс (УК) РФ различает понятия взятки, когда субъектом ее получения является чиновник, и коммерческого подкупа, если стороной, принимающей некоторые материальные ценности, становится работник или руководитель бизнес-структуры.

В нашей статье мы объединим эти понятия, и будем говорить просто о взятке, как составной части данного вида экономических преступлений.

Игра по-взрослому

Применительно к судебной практике, провокация дачи взятки со стороны правоохранительных, в том числе следственных, органов и доказательства данного факта во время судебного процесса приведет к тому, что сам факт ее передачи будет поставлен под сомнение.

Суд может отказать в приобщении к материалам рассматриваемого дела полученные с помощью провокации доказательства. Поэтому судья обязательно в процессе судебного заседания должен исследовать вопрос, имела ли место провокация дачи взятки.

Приводим примеры

Например, одного врача осудили за получение взяток при выдаче больничных листов абсолютно здоровым гражданам. Суд не учел, что все три рассматриваемых эпизода проводились в качестве следственного эксперимента, соответственно в качестве доказательства факты получения взяток рассмотрены быть не могут.

Поэтому суд высшей инстанции подсудимого оправдал. Как? – скажете вы, - он же все равно брал взятки и выписывал подложные листы трудоспособности? Увы и ах, нужны были доказательства от других свидетелей помимо оперативных работников.

Действия сотрудников следственных органов признаны провокацией, потому что других свидетелей или участников данной коррупционной схемы представлено не было.

А что говорит закон

В УК РФ есть и соответствующая статья – за № 304. Провокацией дачи взятки считается попытка передачи напрямую или через посредника любых материальных ценностей чиновнику или работнику коммерческой фирмы без его согласия.

Целью данного действа является либо шантаж или запугивание того человека, которому подбрасывают взятку, либо попытка обеспечить с помощью следственных органов необходимые доказательства с целью создания громкого уголовного процесса.

Вариантов организации подставы может быть множество: от попытки избавиться от неугодного работника по предварительному сговору с его руководителем или сотрудником, до получения очередной звезды на погоны за раскрытие значительного преступления.

Не все коту масленица

Какой тяжести наказание предусмотрено за данное преступление – решает суд. Оно может быть разным, как и наказание по всем статьям, касающихся взяток:

  • Штраф до 200 000 рублей.
  • Штраф в размере заработной платы виновного в провокации следователя или иного лица (группы лиц) на срок от одного до 18 месяцев.
  • Принудительные работы на период от года до 5 лет с обязательным лишением права заниматься своей любимой работой ближайшие 3 года.
  • Заключение под стражу на период до 5 лет.

Согласитесь, меры наказания действительно серьезны. Но наличие данной статьи в УК РФ гарантирует нам, в большей или меньшей степени, защиту от слишком рьяных сотрудников уголовного розыска и различных управлений по борьбе с коррупцией добросовестных граждан.

В этом ее необходимость очевидна. Скажем честно, случаев осуждения именно по этой статье обнаружить не удалось, только в совокупности с другими преступлениями.

Если вам подкинули взятку

Если в отношении вас, ваших родственников или знакомых совершена провокация при передаче взятки, не стоит сразу расстраиваться – еще не все потеряно. Конечно, связываться с нашей насквозь коррумпированной судебной системой то еще удовольствие, но есть шансы избежать приговора.

Даже если в отношении вас или ваших знакомых вынесено судебное решение по факту взятки, еще есть возможность его обжаловать в апелляционном суде, затем в Верховном Суде. В крайнем случае, можно обратиться в Страсбургский суд по правам человека – они такие дела всегда рассматривают и вполне могут помочь.

Делаем выводы


Статистика по судебным практикам говорит о том, что следственные органы предпочитают замалчивать факт провокации на судебном процессе, а суды не дают должной квалификации действиям оперативных работников, а зачастую и вовсе игнорируют их неправомочность.

К тому же нужно иметь в виду, что обе стороны данного экономического преступления стараются держать рот на замке и редко идут на контакт со следствием. Что и зачастую является причиной проведения провокационных действий со стороны правоохранительных органов.

При все большей популярности антикоррупционных действий в нашей стране варианты применения провокаций при даче взятки будут только увеличиваться, как это ни печально.

Особенно сложно суду будет определить это действо, если субъектом передачи взятки выступал не оперативный работник, а его доверенное лицо. Поэтому суды должны обязательно учитывать этот факт при рассмотрении данного вида уголовных дел и давать соответствующую оценку, вплоть до вынесения оправдательного приговора.

В советское время уголовная статья о провокации со стороны следственных органов по любым видам преступлений имелась в Уголовном Кодексе с 1922 по 1960 годы. Потом она была отменена. Не факт, что провокации перестали проявляться, просто внимание на права отдельного человека, особенно пошедшего против интересов системы, никто не обращал.

На этом с вами прощаюсь. Подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и дайте ссылку на нее своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Борьба с коррупцией ведется многими странами, в том числе Украиной, США, Россией и прочими. В УК РФ предусмотрена статья, в которой говорится о том, как наказывается провокация взятки. Рассматриваемое преступление не обладает признаками, которые имеют квалифицирующее значение.

В ходе проведения оперативной деятельности запрещено провоцирование коммерческого подкупа либо взятки. Уголовное законодательство под провокацией понимает ситуацию, когда виновный склоняет лиц к взяточничеству. При этом у потерпевших не должно обнаруживаться умысла по получение подкупа или взятки. Также провокатор может искусственно создать доказательства того, что лицо получило вознаграждение. Целью провокации взяточничества в данном случае может быть шантаж.

Действия того, кто будет провоцировать, могут выглядеть как подстрекательство. В статье 33 Уголовного кодекса рассматривается данное понятие и говорится, что склонение к совершению правонарушения посредством угрозы, подкупа или уговора. Субъектом могут использоваться другие методы провоцирования.

Цели и мотивы, которыми руководствуется виновный, остаются неизвестными для того, кого он пытается склонить к получению коммерческого подкупа или взятки.

Отметим, что на практике, провокация не всегда носит отрицательный характер. К примеру, при расследовании уголовного дела следователь или оперативник предъявляют виновному доказательства с целью получения признательных показаний и привлечения его к ответственности. В данном случае можно выделить несколько признаков, которым должны соответствовать провокационные действия:

  • соблюдение законов;
  • уважение прав, которыми обладают люди, и их соблюдение;
  • гласные и негласные средства и методы должны сочетаться;
  • следователи и оперативники тесно взаимодействуют.

В соответствии с действующим законодательством объективная сторона рассматриваемого деяния может быть охарактеризована, как попытка передать лицу вознаграждения. При этом взяточник должен обладать некоторыми признаками, в том числе, это должностное лицо, либо человек, который занимает определенную должность в организации, выполняющей коммерческую деятельность.

Субъект дачи денежных средств должен создавать видимость того, что произошла дача взятки или подкупа. Важным признаком, который нужно доказать в этом случае, будет являться то, что потерпевший должен быть против передачи ему вознаграждения, либо получает его в результате обманных действий или заблуждения.

Состав будет оконченным в тот момент, когда будут сформированы ложные данные, касательно того, что должностным лицом было получено незаконное вознаграждение. Субъектом статьи 304 УК РФ может быть лицо, достигшее шестнадцатилетия.

Деяние совершается с прямым умыслом. Целью выступает получение доказательств того, что человек является взяточником либо шантажирует жертву. В таком случае имеется необходимость доказать, что виновный желал в дальнейшем угрожать тем, что у него имеются доказательства совершения последним преступления. Если взамен требовались денежные средства, то оценка содеянному дается как вымогательство.

Важно! Необходимо отличать провокацию от проведения следственного эксперимента. В последнем случае проводится проверка выдвинутой версии.

Эксперимент может допускаться лишь в тех случаях, когда взяточничество расценивается в соответствии с законами как особо тяжкое или тяжкое деяние. Данная классификация устанавливается Уголовным кодексом и зависит от размера максимального наказания, которое выражено в том, что виновный лишается свободы.

Версия выдвигается на основании информации, характер которой не может относиться к предположительному. В данном случае можно говорить о зафиксированном сообщении по поводу вымогательства взятки или прочих проявлениях коррупции. Сообщение выражено в форме заявления.

В случае провокации подобные сведения отсутствуют, и лицо совершает действия не для того, чтобы проверить, имеется ли у чиновника преступный умысел, а для формирования доказательств, носящих недоброкачественный характер.

На практике, можно говорить о том, что доказать рассматриваемый состав правонарушения достаточно сложно, связано это с длительным периодом подготовки виновного к его совершению. Потерпевший старается доказать свою невиновность, ссылаясь на записи, изъятые с камер наблюдения, показаний свидетелей и прочего. Для того чтобы опровергнуть версию следствия, необходимо обратиться к профессиональному юристу.

Опытный адвокат, как правило, может настоять на том, чтобы судом была дана оценка проведения мероприятий, носящих оперативный характер. Они должны соответствовать задачам и целям, установленным в законодательстве. Проверяться необходимо наличие оснований, на которых была проведена такая деятельность.

В материалах уголовного дела должны иметься доказательства, которые объективно указывают на то, что потерпевшим производилась подготовка к совершению преступления. В деле должно быть заявление от лица, с которого потерпевших вымогал взятку. Автора заявления необходимо вызвать в суд и перед проведением допроса предупредить об ответственности за заведомо ложный донос.

Ответственность по статье 304 УК РФ предусматривается в виде штрафных санкций, сумма которых равна до 200 тысяч руб. Также судьей может быть назначен штраф в размере дохода, который получает субъект преступления на протяжении полутора лет. Могут назначаться работы, носящие принудительный характер. Максимальным сроком в этом случае выступает пятилетие.

Виновный может быть лишен прав на занятие определенной деятельностью или должности, сроком до трех лет. Самым суровым наказанием, которое содержится в санкции, предусмотрено лишение свободы. Назначается оно максимум на пять лет.

Любое лицо, занимающее должность с управленческими или административно-хозяйственными функциями, нередко сталкивается с предложением вознаграждения за совершение различных действий в пользу конкретных лиц или организаций. Провокация получения взятки становится обычным делом, в том числе и во всех инстанциях.

Если вы стали фигурантов дела о взяточничества — не медлите, а срочно звоните юристу!

При этом о провокации взятки часто говорят со стороны лица, ее дающего, подчеркивая заведомо незаконные действия со стороны чиновника. Но как быть чиновнику, если посетитель или иное лицо настойчиво провоцирует чиновника или госслужащего на незаконный шаг?

Провокация получения взятки: суть и природа

Особенно часто такая ситуация возникает у должностных лиц, действительно честно и добросовестно исполняющих свои служебные обязанности, сводя к минимуму все возможные злоупотребления ими. Вознаграждение может предлагаться как за противозаконные действия или бездействия в интересах взяткодателя, так и в виде благодарности за уже решенный в законном порядке вопрос. Любое принятие награды в этой ситуации повлечет наступление ответственности по соответствующей части ст. 290 УК РФ – то есть получение взятки.

Степень ответственности будет зависеть от природы действий, за которые дается вознаграждение.

  • Получение взятки в качестве «благодарности» за исполнение своих обязанностей обойдется меньшим сроком наказания и меньшим штрафом.
  • Взятка же за незаконные действия может надолго отправить чиновника в тюрьму с конфискацией имущества и драконовскими штрафами.

Примеры санкций по ч. 1 и ч. 3 ст. 290 УК РФ ниже.


Часть 1 ст. 290 УК РФ
Часть 3 ст. 290 УК РФ

Ни при каких обстоятельствах не соглашайтесь на нарушение закона. Даже если «первый раз». Даже если «никакой опасности нет». Помните, что соблазн преступить закон часто приводит к самым неприятным последствиям и то, что данное деяние было вызвано провокацией получения взятки доказать будет очень сложно!

Запомните, что лицо, если заявит о своем поступке, будет освобождено от ответственности. А вот если вас «спровоцировали» уговорами – ответственность это не смягчит!

Кто и зачем провоцирует чиновника на взятку?

С целью повышения показателей раскрываемости преступлений о взяточничестве, сотрудники правоохранительных органов часто пользуются не всегда честными методами, в числе которых и провокация получения взятки госслужащим или чиновником. К подозреваемому во взяточничестве должностному лицу подсылается заранее проинструктированный человек, который сперва дожидается от чиновника предложений в решении заведомо незаконного вопроса за деньги, а потом сам начинает ненавязчиво намекать об этом. Именно во втором случае действия провокатора нередко подпадают под признаки 304 статьи УК РФ – провокация взятки.

И в таких случаях органы вовсе не действуют невпопад: чаще всего их действия являются следствием анонимной или открытой жалобы на коррупцию или иные нарушения в лице чиновника.

Провокация получения взятки на примере работника аппарата суда

Представим, что Вы – государственный служащий аппарата суда. Например, помощник судьи. В строгой форме вы сделали пару замечаний на приеме посетителю, не представившему все документы, или же иным образом обозлили посетителя (даже не нарушая закон!). Возможно, вам даже пытались предложить деньги, но вы были непреклонны, честь вам и хвала. Люди есть всякие и часто такой обиженный гражданин идет в «органы» и сообщает, что вы вымогали деньги. За прием заявления, например или, того хуже, для последующей передачи их судье.

Полицейские обязаны принять заявление и вынуждены провести проверку слов гражданина. Его снаряжают мечеными деньгами, готовят все документы на оперативное мероприятие и «засылают» гонца.

И вот на прием в суд или к вам лично приходит улыбающийся гражданин. Тот же самый или другой, «подсадной». Просит принять заявление без нужных документов (потом принесу, главное подать), сообщить что-нибудь о другом деле или подсказать судье что-нибудь по имеющемуся в производстве суда деле.

Так же могут просить передать какие-то документы, не относящиеся к делу для сведения и «лучшего понимания обстановки». Ну а чтобы вам было приятнее – предлагает вознаграждение.

Да у меня тут иск у приятеля, долг взыскивает. Как там шансы, есть? В долгу не оставим, надо словечко замолвить, что подпись липовая. Скажи судье, будь другом? Дело железно развалится! От сохраненного миллиона – тебе 50 тыс., 25 прямо сейчас! – типичная лапша на уши.

С учетом бедственного велик соблазн согласиться на «легкие деньги» за, в целом, ничего не нарушающее действие. Иск без пары документов? Ну, судья обездвижит, если что не так, а помощник скажет, что «недоглядел». Сказать пару слов судье под видом своего мнения? Тоже ничего страшного. Сболтнуть лишнего? Да кто узнает?!

Увы, реалии куда печальнее – стоит только взять деньги даже за простое одолжение и можно прощаться с работой и свободой.

Как себя вести, если вам предлагают взятку?

В случае если вам предложено получить взятку, следует незамедлительно принять меры к извещению своего руководства или иных лиц, подлежащих извещению в такой ситуации. Руководствуйтесь внутренними антикоррупционными регламентами своего ведомства.

В противном случае такое молчание, даже при отказе от денег, является противозаконным. Ни в коем случае не стоить вестись на действия провокаторов, работающих, что называется, «на измор» — то есть предлагающим неоднократно и в течение длительного времени различные формы вознаграждения.

Для убеждения на незаконные действия при провокации получения взятки, часто на чиновника давят:

  • Упреками в бессовестности и хорошей жизни;
  • Страшными историями о проблемах;
  • Слезами и мольбами, вплоть до падения на колени.

Почему же многие чиновники не сообщают обо всех случаях предложения незаконного вознаграждения им? Здесь роль играет обычный человеческий фактор.

Чаще всего в роли таких лиц, подосланных правоохранительными органами, выступают женщины или пенсионеры, давящие на жалость или же лица в заведомо неприятном и вызывающем жалость положении и тем самым отбивающие желание сообщать об их действиях в полицию. Мол, человек и так не повезло – зачем жизнь портить?!

Согласитесь, кто вызовет больше возмущения: предприниматель, взрослый и агрессивно настроенный мужчина или же беззащитная, бедно одетая женщина, вымаливающая выдачу документа без очереди или другие поблажки?

Если получение взятки было спровоцировано или имела место «подстава»

Часто чиновник или госслужащий полагает, что твердого «Нет!» и пояснения, что действия взяткодателя незаконны, достаточно.

Увы, если провокация получения взятки не удается и чиновник не высказывает агрессии или категоричности в пресечении незаконных действий, то провокатор может пойти на крайние меры.

Деньги могут быть:

  • подложены в документы, передаваемые должностному лицу;
  • подброшены в какие-либо предметы в помещении;
  • оставлены на столе в незаметном месте;
  • переведены на карту личному номеру сотового телефона, который предлагающее взятку лицо могло выманить под каким-нибудь предлогом.

После того, как посетитель покинет место преступления, туда почти сразу же войдут сотрудники правоохранительных органов и «зафиксируют» факт передачи денег, обнаружив их там, куда, со слов взяткодателя, вы их положили. В этой ситуации следует немедленно и без него не идти на контакт со следователями.

Именно поэтому НЕЛЬЗЯ спускать на тормозах предложение коррупционного характера. Предложили деньги? Снимайте трубку и звоните руководству. Сразу же. Даже если вам их аккуратно подложат в документы – вы уже уведомили начальство, бояться нечего.

Основная позиция обвинения в таком случае строится на лжесвидетельских показаниях провокатора – дескать, должностное лицо вслух пожеланий о принятии вознаграждения не заявляло, но взглядом или жестами указывало на способ передачи.

К сожалению, если чиновник не выразил возмущения сразу же после предложения ему денег и не проинформировал полномочных лиц о попытке его подкупа – такие действия часто квалифицируются как получение взятки и даже проходят через суд, если подозреваемого смогут убедить в необходимости признать свою вину.

Если ответственность за получение взятки неизбежна?

Грамотная тактика защиты, построенная квалифицированным адвокатом, поможет не только избежать осуждения за несовершенное преступление, но и нередко привлечь к ответственности недобросовестных оперативников, пытавшихся такими методами увеличить показатели качества своей работы. Провокация получения взятки достаточно серьезная проблема, к тому же сложно доказуемая.

Обращайтесь за помощью к нашим адвокатам, в том числе за бесплатной юридической консультацией по взятке.

Post Views: 5 442