Публикация о намерении подать заявление о банкротстве. Как опубликовать сообщение о намерении подать заявление о банкротстве Уведомление о намерении подать на банкротство

Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является уведомление кредитора, работников или уполномоченный орган при добровольном признании несостоятельности. Разберемся, как и когда составляется уведомление о начале процедуры банкротства.

Понятие

Под банкротством понимают признанную арбитражными судами неспособность должников в полной мере удовлетворять требования кредитора по денежному обязательству, или не может производить обязательные платежи по причине отсутствия денег.

Законодательство

Регулирует все вопросы о несостоятельности:

  • Закон, который утвержден .
  • АПК России от 14.06.2002.

Видео: личный опыт

Признаки

Перечислим основные признаки банкротства.

  1. Есть денежное обязательство должников перед кредитором.
  2. Лицо не имеет возможности удовлетворять предъявляемые требования по денежному обязательству на протяжении 3 месяцев .
  3. Гражданин имеет задолженность в размере 10 000 , юридическое лицо – 100 000 рублей .
  4. Несостоятельность определена судьей.

Банкротство физлиц характеризуется наличием и такого признака – сумма обязательства превысила стоимость имущественных объектов.

Порядок проведения процедуры

Все дела о несостоятельности будут рассматриваться в арбитражном суде по месту проживания/регистрации должника.

Если осуществляется процедура признания банкротом компании, будут такие этапы:

  • наблюдение;
  • оздоровление в финансовом плане;
  • внешний вид управления;
  • конкурсное производство;
  • соглашение мирового характера.

Задача такого процесса:

  • выплатить задолженность кредитору, банку;
  • восстановить условия, что нужны для ведения деятельности.

Процедура осуществляется такими управляющими:

  • временным;
  • административным;
  • конкурсным.

Наблюдение – подготовительный обязательный этап, который нужен для сохранения имущественных объектов должников.

В это время:

  • проводится анализ финансового положения;
  • составляются реестры требований кредиторов;
  • проводится соответствующее собрание.

Необходимо наблюдение для того, чтобы лицо:

  • смогло собрать документы;
  • оповестить всех участников процесса;
  • подготовить решение на базе финансового вида оздоровления.

Начинается признание банкротом со вспомогательной процедуры наблюдения.

Дело о несостоятельности не должно длиться дольше 7 месяцев .

Начинается проведение процедуры после того, как заявление подаст:

  • конкурсный кредитор;
  • уполномоченные структуры после рассмотрения дела судами;
  • должник;
  • руководитель компании.

Окончанием процедуры будет момент:

  • когда должник признается несостоятельным и открывается конкурсное производство;
  • когда введено финансовое оздоровление;
  • когда введено внешнее управление;
  • когда утверждено мировое соглашение.

Отличия для различных субъектов: физ лицо, ИП или юр лицо

Отличие банкротства индивидуального предпринимателя от такой же процедуры, что применяется в отношении фирм со статусом юрлиц – к первому применимы правила, что касаются и граждан, и юридических лиц.

Несостоятельность ИП характеризуется:

  • наличием 2 процессов – достижением мировых соглашений или исполнение конкурсного производства. Внешнее управление и оздоровление по финансовой части не применяются.
  • ИП должен ответить по своим задолженностям имущественными объектами (в том числе личными), чего не может сделать компания. Поэтому есть вероятность наложения ареста на имущество должников.
  • Предприниматель может на протяжении 2 месяцев рассчитываться по долговым обязательствам или заключать мировые соглашения с кредитором, при этом дело не будет доведено до конкурсного производства и продажи объектов.
  • ИП, в отличие от юрлиц, должен сначала погасить задолженность, что связана с вредом жизни и по алиментному обязательству, а затем по оплате труда и иным платежам сотрудникам. Только после этого погашаются другие долги. Те требования кредиторов, что не удовлетворены, будут взысканы через суд.

Для проведения процедуры банкротства у физлица должно быть не менее 500 тыс. долга, и выплата не производилась на протяжении 3 месяцев. Для компании этот лимит установлен в размере 300 тыс.

Для физлиц установлено разные механизмы взимания средств, к которым стоит отнести и оспаривание сделок, что совершались за последние три года с момента проведения банкротства.

Оспаривать могут:

  • финансовые управляющие;
  • конкурсные кредиторы;
  • или уполномоченные органы.

При признании несостоятельности юрлица права на оспаривание имеет конкурсный управляющий, но на первом этапе прохождения процедуры это невозможно.

Уведомление

Рассмотрим, кого и как стоит уведомлять о банкротстве.

Кредиторов

В говорится о необходимости уведомления кредиторов о собрании.

Уведомление – сообщение о проведении собрания, которое направлено конкурсным кредиторам, уполномоченным структурам или другим лицам, которые могут участвовать.

Направляется через почтовое отделение за 2 недели до собрания. Если передача сообщения осуществляется другими способами, допустима его передача не позже чем за 5 дней до собрания.

При наличии многих кредиторов (больше 500 ), допускается уведомление в виде опубликованных сообщений о собрании в соответствии с правилами рассматриваемого закона.

При невозможности выявления сведений, что нужны для личных уведомлений конкурсных кредиторов по месту их жительства на постоянной или временной основе, или по месту пребывания, также допускается публикация сообщения.

Уведомление должно отражать такую информацию:

  • название фирмы, что является должником, ее месторасположение;
  • где и когда состоится собрание кредиторов;
  • повестку собрания кредиторов;
  • правила рассмотрения материалов, что подлежат рассмотрению на собрании;
  • правила регистрации всех участников.

Такого рода сообщения должны включаться арбитражными управляющими в Единый реестр федерального уровня. Отражаются данные о несостоятельности за 2 недели до собрания.

Должника

Кроме досудебных санаций внесудебными процедурами считают объявление должников о своей несостоятельности в добровольном порядке.

Согласно юрлица, что являются коммерческими организациями, и лица, что действуют в форме потребительских кооперативов, благотворительных фондов, могут с кредиторами принимать решение об объявлении о своей несостоятельности. А значит, любой субъект конкурсного права может быть добровольным банкротом.

Но это касается не всех субъектов гражданского права. Под добровольным банкротством понимают ликвидацию, что осуществляется должниками, у которых нет возможности в полной мере удовлетворять кредиторские требования.

Согласно должники могут подавать заявление в том случае, если будет предвидено несостоятельность в погашении задолженностей перед кредиторами и по обязательным платежам.

Этапы проведения процедуры признания банкротства:

  1. Принимается решение о закрытии.
  2. Уведомляются кредиторы о том, что будет проведено процедуру на добровольных началах.

    Если этого не сделать, должностное лицо может понести ответственность. Рассматривается, почему добровольное банкротство является целесообразным. Сроки для уведомления не установлены. Если ответ не поступает, это не должно считаться согласием на ликвидацию.

  3. Далее стоит получить согласие кредитора.
  4. Руководством делается объявление о проведении добровольного банкротства, если есть соответствующие признаки, предусмотренные положениями законодательства. Опубликовать сообщение стоит за свой счет в «Вестнике ВАС РФ» и в «Вестнике ФСФО РФ». Кредиторам, обычно, дается 2 месяца для того, чтобы заявить свои требования.
  5. Ликвидация.
  6. Окончание процедуры.

Образец уведомления работников об увольнении при несостоятельности

При банкротстве компании должны соблюдаться трудовые права сотрудников.

Но есть ситуации, когда лицо может увольняться без его согласия, например, при несостоятельности коммерческого предприятия, и соответственно, при невозможности исполнить свои обязательства по долговым требованиям.

При ликвидации компании в связи с банкротством, работодатели должны соблюдать юридическую процедуру по увольнению своего персонала.

Для этого стоит каждого работника в течение месяца после введения конкурсного производства уведомить о расторжении трудовых договоров (). Все дела на предприятии будут вестись конкурсным специалистом, в обязательства которого войдет и решение вопроса об увольнении сотрудников.

Если какой-то момент процесса будет упущен или не исполняется надлежащим образом, работники могут подавать в суд иск с вопросом об оспаривании своего увольнения.

Период, на протяжении которого за работником должно сохраняться рабочее место, указан в В таком документе говорится, что обанкротившееся предприятие, которое ликвидируется, должно уведомить персонал об увольнении за 2 месяца до реализации такого решения.

Распоряжение должно быть письменным, и с ним должен ознакомиться каждый работник компании и поставить свою подпись.
Приведем пример такого уведомления.

Судебная практика

В законодательстве нет установленных требований к уведомлению о том, что фирма признается банкротом.

Но выбирая метод оповещения, остановите выбор на отправке заказным письмом, где будет опись всех вложенных документов.

В говорится, что внешние управляющие на протяжении 3 месяцев могут отказываться от исполнения договора и иной сделки. Но это касается только сделок, что не исполнены должником в полной или частичной мере, если они не позволяют восстанавливаться платежеспособности должников.

В судебной практике нет однозначных ответов, какую сделку стоит считать не исполненной частично – ту, что не исполняется обеими сторонами или одной.

Чаще придерживаются первого варианта. А значит, суд запретит управляющему отказываться от исполнения договоров.

Если сделку исполнено частично, управляющим дается отказ от исполнения тех обязательств, что еще не были исполнены.

Все прописанные в законодательстве сведения должны отражаться в уведомлениях. Если каких-то данных не будет, это будет считаться нарушением подготовки сообщения, например, о проведении кредиторских собраний.

Об обязанности публикации сообщения о том, что лицо обладает признаками банкротства

Законом «О внесении изменений…» от 29.12.2014 № 482-ФЗ ст. 7 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ была дополнена пунктом 2.1, которым предусматривается обязанность лица, намеревающегося обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом, предварительно опубликовать уведомление об этом.

Сообщение о банкротстве (наличии его признаков) является необходимым условием для последующего направления заявления в арбитражный суд. В противном случае оно принято не будет. Подробнее обо всех необходимых для обращения в суд документах — в другой нашей статье .

Позднее законом «О внесении изменений…» от 29.12.2015 № 391-ФЗ ст. 213.4 закона № 127-ФЗ была дополнена аналогичным пунктом, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель до подачи в арбитражный суд заявления о признании себя банкротом также обязан опубликовать сообщение о таком намерении.

Федресурс как база данных, содержащая сведения об обладающих признаками банкротства лицах

Уведомление о том, что лицо обладает признаками банкротства , публикуется на Федресурсе. Полное официальное наименование этого банка данных — Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. Доступ к сведениям, содержащимся в данном реестре, можно получить, перейдя по ссылке .

На Федресурсе сообщение о намерении подать на банкротство должно быть размещено не позднее чем за 15 дней до обращения в арбитражный суд (указанный срок измеряется календарными, а не рабочими днями).

Не знаете свои права?

Физические лица в силу отсутствия соответствующего требования в положениях ФЗ № 127 публиковать перед подачей заявления в суд информацию о том, что они обладают признаками банкротства, не обязаны.

Процедура публикации информации в отношении юридического лица и ИП

Публиковать сообщения в рамках своей компетенции могут следующие лица, имеющие автоматизированное рабочее место на упомянутом выше ресурсе:

  • нотариус;
  • представитель юридического лица (например, директор либо представитель по доверенности);
  • оценщик.

Для размещения публикации о банкротстве юридического лица или иных субъектов указанные лица должны обладать электронной подписью и определенным программным обеспечением, которое указано в соответствующих руководствах пользователя, размещенных по адресу .

  • тип сообщения (намерение обратиться в суд с заявлением о банкротстве);
  • организационно-правовую форму организации-должника, наименование кредитора-организации или Ф. И. О. кредитора — физического лица;
  • ИНН кредитора, его ОГРН;
  • сведения о должнике (Ф. И. О. или наименование для физических и юридических лиц соответственно, ИНН);
  • информацию о банкротстве (наличии признаков несостоятельности);
  • указание на намерение обращения в судебные органы для признания должника банкротом.

Информацию о наличии или отсутствии подобных сообщений любое лицо может получить по адресу . Для формирования запроса необходимо выбрать интересующий тип сообщения и заполнить сведения о должнике или периоде опубликования данных.

Таким образом, публикация о намерении подачи заявления о банкротстве является обязательным условием для последующего обращения в суд. Размещение сообщения производится на сайте единого федерального реестра должником, его кредиторами либо иными уполномоченными на то лицами не позднее чем за 15 дней до момента подачи заявления в арбитражный суд.

Политика конфиденциальности

Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

Сбор и использование персональной информации

Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

Какую персональную информацию мы собираем:

  • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.

Как мы используем вашу персональную информацию:

  • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
  • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
  • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
  • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

Раскрытие информации третьим лицам

Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

Исключения:

  • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
  • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

Защита персональной информации

Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.

Как известно, инициирование процедуры банкротства часто сопровождается спорами относительно первенства обращений при стечении нескольких заявителей. Цель борьбы - продвижение собственной кандидатуры временного управляющего.

В силу п.2.1 ст.7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора - кредитной организации при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Выглядит так, что кредитная организация должна обращаться в арбитражный суд лишь после истечения 15-дневного срока. Так ли это?

В судебной практике встречается два подхода судов к последствиям несоблюдения этого требования:

1) оставление заявления без движения (ст.128 АПК РФ). При этом подходе арбитражные суды дают срок на устранение обстоятельств, в том числе на публикацию уведомления. Соответственно, банки могут инициировать банкротство, не дожидаясь публикации, в расчете на дальнейшее устранение соответствующих обстоятельств. Само собой, это дает преимущество перед иными заявителями. Любопытно, что такая правовая позиция доминирует в судебной практике (постановление АС МО от 27.10.2016 по делу №А41-17859/2016, постановление АС ВВО от 24.01.2017 по делу №А28-8728/2015, постановления АС ЗСО от 26.02.2016 по делу №А81-3458/2015, от 28.10.2016 по делу №А27-11995/2016),

2) оставление без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка (п.2 ч.1 ст.148 АПК РФ). В качестве примера такого подхода можно привести постановление АС МО от 26.10.2016 по делу №А41-21962/2015.

В чем предназначение такого уведомления? Каковы его функции?

Можно выдвинуть несколько версий.

1) Функция досудебного урегулирования. При первом приближении кажется, что основная цель этого уведомления заключается именно в попытке внесудебного разрешения конфликта кредитной организации с заемщиком, поручителем или другим должником. Но в этом случае возникает пара вопросов: (1) почему такая претензия (в отличии от обычной) носит публичный характер? (2) требуется ли соблюдать публичный порядок, если должнику уже были направлены непубличные письменные претензии?

Представляется, что публичность процедуры можно объяснить стремлением оказать на должника дополнительное давление путем формирование негативного общественного мнения в результате допущенного им дефолта. То есть возможно, что это своеобразная мера оперативного воздействия.

В том случае если должник был проинформирован о намерениях банка (например, получил простую письменную претензию), но не предпринял попыток добровольного исполнения, то смысла дожидаться внесудебного урегулирования нет. Зачем в подобном случае делать публичное уведомление? Так, например, в постановлении АС ВВО от 24.01.2017 по делу №А28-8728/2015 указано: «Довод заявителя о несоблюдении Банком досудебного порядка обращения к поручителю с требованием о погашении задолженности является несостоятельным, поскольку на момент обращения Банка в суд с заявлением о признании должника банкротом Первомайский районный суд города Кирова возбудил производство по иску Банка о взыскании спорной задолженности в солидарном порядке с заемщика и поручителей, в том числе с Общества. Из решения Первомайского районного суда города Кирова от 13.11.2015 по делу N 2-735/2015 следует, что Банк обратился в суд с иском 26.03.2015, то есть на момент обращения Банка в арбитражный суд с заявлением (23.07.2015) Общество знало о требованиях и намерениях Банка ».

Значит, все-таки публикация не преследует цель внесудебного урегулирования конфликта между кредитором и должником. Следовательно, миссия у этой процедуры иная.

2) Функция информирования заинтересованных лиц о факте дефолта по обязательству перед кредитной организацией. Очевидно, что обязательства перед кредитными организациями (в том числе из кредитных договоров, из договоров поручительства и т.д.) являются наиболее значимыми для большинства участников хозяйственного оборота. Причем значимы они, как правило, и по размеру обязательства, и с репутационной точки зрения (забота о чистоте кредитной истории). Можно сказать, что соблюдение платежной дисциплины по указанным обязательствам является своего рода индикатором здоровья хозяйствующего субъекта. Поэтому обсуждаемая процедура публичного уведомления ориентирована, скорее всего, не на должника, а на иных лиц (кредиторов, потенциальных контрагентов и т.д.). Ее цель - донести до максимально широкого круга лиц информацию (предостережение) о появлении признаков несостоятельности у соответствующего лица. Думается, с этого момента можно, например, презюмировать осведомленность о неплатежеспособности должника для целей оспаривания сделок по правилам главы III.1 Закона о банкротстве.

При таком подходе - в случае отсутствия доказательства соблюдения срока - арбитражный суд не должен оставлять заявление без рассмотрения, а должен лишь «обездвижить» его.

Вывод: исходя из формирующейся судебной практики кредитным организациям не требуется дожидаться истечения 15-дневного срока, предусмотренного п.2.1 ст.7 Закона о банкротстве. Это дает некоторым наиболее продвинутым из них значительное преимущество. До формирования единообразной практики подобное «досрочное» обращение банка, наверняка, будет заставать врасплох неискушенных лиц, закономерно ожидающих соответствующей инициативы лишь после истечения обсуждаемого срока.

В 2015 году Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – закон) претерпел существенные изменения, что значительно повлияло на практику ведения дел о несостоятельности.

Одними из значительных изменений, стали:

  1. Новые правила обращения с заявлением о банкротстве
  • увеличение порога инициирования банкротства;
  • дополнение круга лиц, имеющих право подавать заявление на банкротство;
  • предоставление привилегий на подачу заявлений о признании должника банкротом Банкам и Федеральной налоговой службе;
  • новые правила оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения.
  1. Утрата должником права самостоятельно выбирать арбитражного управляющего и саморегулируемой организации арбитражных управляющих, как способ исключения контролирования ситуации.

Рассмотрим подробнее каждый пункт.

До вступления в законную силу 29 января 2015 г. изменений в закон, внесенных ФЗ № 482 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 29 декабря 2014 г. (далее – ФЗ №432), для инициирования банкротства юридического лица требовалось подтвердить задолженность должника в размере ста тысяч рублей. В соответствии с новыми нормами закона, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности, составляют не менее чем триста тысяч рублей (ст. 6, ст. 33 Закона).

Изменения коснулись и категорий лиц, имеющих право подавать заявление о банкротстве (ст. 7 п.1 Закона). С вступлением 29 июня 2015 ода в силу Закона N-186, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом стало возможным для: должника, конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

Эффективным инструментом для дальнейшего контролирования процедуры банкротства должника, стало представление привилегий крупнейшим кредиторам – Федеральной налоговой службе и Банкам. Теперь для подачи заявления о признании должника банкротом им не придется доказывать задолженность в судебном порядке. В то время как другие конкурсные кредиторы, обязаны получить решение суда о взыскании суммы долга, для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника.

Банки получили право на обращение в суд с даты возникновения признаков банкротства, а Федеральная налоговая служба – через месяц после принятия решения о взыскании задолженности налоговым или таможенным органом. (ст. 7 Закона). Главным условием для Банков, является, предварительное, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликование уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. (ст. 7 п. 2.1 Закона).

Вышеперечисленные нововведения предоставляют банкам временное преимущество по сравнению с другими кредиторами и возможность назначать арбитражного управляющего, по своему усмотрению.

ФЗ №-482 от 29.12.2014г., были внесены новые основания для отказа во введении наблюдения и оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения:

  • если имеется иное заявление о признании должника банкротом;
  • в заседании арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, признано необоснованным;
  • требование заявителя удовлетворено должником;
  • требования не подтверждены вступившими в законную силу судебными актами.

Конкуренция заявлений по датам их подачи не изменилась.

Помимо невозможности выбора арбитражного управляющего и саморегулируемой организации, теперь должники не менее чем за пятнадцать календарных дней до даты подачи заявления должника обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ст. 37. П 4 Закона). Согласно проведенному нами анализу сведений из Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, должники соблюдают данную обязанность. Также, учитывая порядок публикаций указанных сообщений – только при наличии специальной электронной цифровой подписи, для должников была введена возможность опубликовывать уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом через нотариусов.

30 сентября 2015 года должник обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом)(номер дела № А24-3697/2015).

Суд не принял во внимание, что указано в заявлении должника по представлению кандидатуры арбитражного управляющего, сразу ссылаясь на законодательство о выборе саморегулируемой организации.

В своем определении Арбитражный суд указал, что исходя из положений пункта 6 статьи 4 Закона № 482-ФЗ от 29.12.2014, внесшего изменения, в статью 37 Закона о банкротстве, в соответствии с новой нормой должник утратил право самостоятельно выбирать кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. Арбитражный управляющий утверждается из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом. До этого саморегулирующая организация будет определяться судом при подаче заявления должника.

Пунктом 7 статьи 4 названного выше Федерального закона предусмотрено, что к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что производство по делу о банкротстве должника возбуждено в период действия новой редакции Закона о банкротстве (23.07.2015), вопрос о кандидатуре арбитражного управляющего рассматривается судом с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Посредством случайного выбора, в качестве саморегулируемой организации, из числа членов которой будет представлена кандидатура конкурсного управляющего, суд определил – Некоммерческое партнёрство Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «СГАУ».

Из определения, мы видим, что суд, основываясь на изменениях в законодательстве, посредством случайного выбора, определил саморегулирующую организацию, из числа членов которой будет представлена кандидатура арбитражного управляющего.

На наш взгляд есть спорный вопрос: положения статьи 4, ФЗ N 482 не обязывают суд, в производстве которого находится дело о банкротстве должника, определять саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий, путем случайной выборки. Кроме того, в данных нормах отсутствует запрет на выбор судом в качестве саморегулируемой организацию арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, той саморегулируемой организации, которая указана в заявлении должника.

Таким образом, приходим к выводу: должник имеет право представить суду саморегулируемую организацию на свое усмотрение. Единой практики на сегодняшний день не выработалось, так как нормы закона судьи трактуют по-разному.

Примером, указанным ниже, суд утвердил арбитражного управляющего, указанного в заявлении должника. Также в ходе процедуры банкротства суд оставил без удовлетворения требования кредитора об отстранении арбитражного управляющего в соответствии со ст. 37 Закона.

Определением Арбитражного суда Московского округа от 06.03.2015 г. к производству суда было принято заявление должника о признании его банкротом (дело №А40-11622). В настоящем судебном заседании подлежала проверке обоснованность заявления. Временным управляющим должника в порядке, установленном ст. ст. 45 и 65 Закона подлежит утверждению Н, чья кандидатура предложена заявителем.

Данное определение было обжаловано конкурсным кредитором согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» должник утратил право самостоятельно выбирать кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден, с просьбой отменить определение Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2015 г., в части утверждения кандидатуры временного управляющего Н; утвердить в качестве временного управляющего Ю.

При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ №482 “О внесении изменений в ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” до утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, порядка определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, при подаче заявления должника определение саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, осуществляется судом при подаче заявления должника.

В соответствии с новой нормой вышеназванного Закона должник утратил право самостоятельно выбирать кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден.

Суд постановил:

Арбитражный управляющий утверждается из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом. До этого саморегулирующая организация определяется судом при подаче заявления должника.

Учитывая, что производство по делу о банкротстве должника возбуждено в период действия новой редакции Закона о банкротстве, вопрос о кандидатуре арбитражного управляющего правомерно рассмотрен судом с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Между тем, положения статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” не обязывают суд, в производстве которого находится дело о банкротстве должника, определять саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий, путем случайной выборки. Кроме того, в данных нормах отсутствует запрет на выбор судом в качестве саморегулируемой организацию арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий, той саморегулируемой организации, которая указана в заявлении должника .

Кассационную жалобу конкурсного кредитора суд оставил без удовлетворения (дело№ А40-11622/2015).

Подобным нововведением ФЗ №482, законодатели попытались исключить контроль должником процедуры банкротства, лишая возможности выбора арбитражного управляющего при банкротстве по собственной инициативе. Но учитывая противоречивые толкования закона и складывающуюся судебную практику, сохраняется неопределенность в порядке утверждения арбитражного управляющего при подаче заявления должником и указания в нем саморегулируемой организации и кандидатуру Арбитражного управляющего.