Пугачев — предводитель народного восстания. 

Сочинение по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". История России полна воспоминаний о народные волнения, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался российской историей. Среди его исторических работ наиболее известна "История Петра" и материалы о пугачевщину. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна — знаменитой повести "Капитанская дочка". Пушкина чрезвычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавило народное восстание во второй половине XVIII века.

Емельян Пугачев — донской казак, ветеран двух войн — семилетний и русско-турецкой 1768-1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте.

Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздирающий внутренними противоречиями. Обращая на себя внимание жестокость Пугачева, склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. "Узкая моя улица" , — говорит Пугачев Гринину. Предчувствия не обманули предводителя — он был выдан его же соратниками. Пугачев у Пушкина живет по легенде о орла и ворона, т.е. выбирает кровавый путь. Кто же он — предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности. Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емельяна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен.

Все вожди народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. Об их народ слагал песни. Однако Пушкин — единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева.

8 кл УРОК

Дата:

Тема: С.Есенин. Поэма «Пугачев». Образ предводителя восстания в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв».

Цели урока:

Образовательные:

    раскрыть жанровое своеобразие драматической поэмы С.А.Есенина «Пугачёв» и углубить знания учащихся о творчестве рязанского поэта ;

    сравнить образ Пугачева в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэму С.Есенина «Пугачев»;

    ответить на вопрос: «Почему образ Пугачева так притягателен для поэта?»

Развивающие:

    создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации;

    развивать способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

Воспитательные:

    помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;

    воспитывать интерес к истории и самостоятельному чтению;

    формирование активной жизненной позиции учащихся.

Задачи:

Метапредметные:

Сформировать умение планировать и оформлять учебный проект, используя оборудование и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями;

Сформировать умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные:

Формировать готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Формировать гуманистические и демократические ценностные ориентиры.

Методы обучения:

    проблемный;

    исследовательский.

Педагогические технологии:

    проблемного обучения;

    компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности:

    фронтальная;

    групповая;

    индивидуальная.

Средства обучения:

    С.Есенин «Пугачев», народная песня.

    Видеофрагменты художественного фильма "Капитанская дочка"

    «Своя игра", подготовленная учащимися 8 «А» класса под руководством учителя

    Презентация " Образ Пугачева"

    Музыкальная запись Кипелова.

Словарная работа: бунт, разбой, бунтовщик.

Ход урока

    Оргмомент. (1 мин.)

Учащимся предлагаются карточки на выбор, которые объединены 3 темами. В соответствии с выбранными карточками, ребята делятся на 3 группы.

    Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Стадия вызова. (3-4 мин.)

Просмотр видео-отрывка.

Кто является действующим лицом в данной сцене? (Пугачев). Образу какого исторического лица будет посвящен наш сегодняшний урок?

Решите ребус. Уберите латинские буквы. (Появляется слово «Есенин»). Предположите. Как могут быть связаны Пугачев и Есенин?

Запись темы и числа на инструкционной карте. Тема: С.Есенин. Образ предводителя восстания в поэме «Пугачёв». Образ предводителя восстания в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв».

Сформулируйте цели, которые мы должны поставить перед собой на уроке.

    Актуализация знаний. «Своя игра». (5 мин.)

Вы знакомы, ребята, с Пугачевым как историческим лицом. Мы с вами знакомы и с творчеством А.С.Пушкина, и с творчеством С.Есенина. Предлагаю в форме «Своей игры», которую подготовили ребята, вспомнить отдельные факты, связанные с ними.

Т.к. вы работаете в группах, вспомните, как правильно организовать работу в группе.

    Слово учителя. (3-4 мин.)

В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина? Обратимся к датам:

1773–1774 гг. – восстание Пугачёва.

1825 г. – восстание декабристов, среди участников которого друзья А.С. Пушкина.

1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории.

1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”.

19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин.

Учащиеся на интерактивной доске соединяют дату и событие. При отсутствии интерактивной доски данное задание может быть выполнено устно.

Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины? Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину.

1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю.

1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.

Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями современности.

Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве?

Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.

Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.

Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва.

    Работа в группах. (5-6 мин.)

Задания группам:

1 группа: рассказать о Петре 3

2 группа: сообщение об эпохе Екатерины 2

3 группа: сообщение о Пугачеве

Сообщение представителей от групп. Материал для групп подготовлен заранее или учителем или самими учащимися.

Вывод:

Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину.

Звучит рок-баллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. Пушкина. (5:50)

Надо мною - тишина,
Небо, полное дождя,

Дождь проходит сквозь меня,

Но боли больше нет.

Под холодный шепот звезд
Мы сожгли последний мост,

И все в бездну сорвалось.

Свободным стану я

От зла и от добра…

Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву. “Мятеж вздымает паруса” в трагедии С. Есенина. Человек как часть стихии – таков Пугачёв у Пушкина, когда возникает из снежных вихрей вожатый. Часть стихии, столь же неразумная и неуправляемая.

В чём же предназначение Пугачёва?

Кто такой Пугачев? Баловень судьбы, народный герой или бунтовщик?

Физминутка.(1 мин.)

Выполняется выбранная учителем физминутка, затем предлагается следующее задание.

Встаньте. Присядьте. Возьмите под стулом листок и напишите свой ответ-предположение.

Листочки собираются. Ответы частично зачитываются. (До урока под каждый стул в отсутствие учащихся нужно наклеить стикер!)

В конце урока мы посмотрим, изменится ли ваше мнение.

Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним для себя значения понятий.

Бунт стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти.

Бунтовщик участник бунта.

Разбой нападение с целью ограбления, убийства.

Разбойник человек, занимающийся разбоем.

    Сопоставительная работа.

Прочтите народную песню.

Как народ писал о Пугачеве?

Каким показан в песне Пугачев?

Какой вывод можно сделать из прочитанного произведения об отношении народа к Пугачеву?

Запишите вывод в 1 колонку.

- Вы просмотрели отрывок из фильма. Назовите автора и произведение.

Посмотрите небольшой кинофрагмент и скажите, по какому это произведению и кто его автор?
- Каким увидели вы здесь Пугачева?
- Почему?
(Пугачев здесь показан очень жестоким человеком, хладнокровным и равнодушным к чужим человеческим судьбам)
- Вот каким увидел Пугачева один из художников.
- Всегда ли Пугачев был таким? Что еще нам рассказывает о нем Пушкин?
(проявляет свое великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным по отношению к Гриневу, которого он мог запросто казнить. Во 2-й главе мы видим его добрым мужичком, вожатым, который выводит заблудившихся путников к ночлегу)

Запишите вывод во 2 колонку.

Чтение стр. 89-91

Как объясняет Пугачев (в поэме Есенина) причину своего появления в этих местах?

В чем он видит свое предназначение?

Чтение монолога Хлопуши. Стр. 93.

- Как народ относится к Пугачеву?

Чтение монолога Пугачева. Стр. 94.

Обратимся к последним строкам поэмы Есенина.

Что явилось причиной этих невидимых слез, этого крика души? Погибшая надежда. Обреченность.

Есть ли жалость к себе?

Есенин верно передал настроение Пугачева перед казнью, как вы считаете?

Вывод: запишите вывод в 3 колонку. Зачем пришел Пугачев к Яику? Как относится народ к Пугачеву?

    Ответ на проблемный вопрос. (2 мин.)

В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?

В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. Поэт отверг кровавый путь преобразований.

Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:

Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?

Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.

Ответьте теперь еще раз, кто и для вас Пугачев – герой или бунтовщик?

    Творческое задание: (5-7 мин.) Песня Кипелова.

Где и кем были бы вы: в лагере Пугачева или его противником? Одним из возглавляющих восстание или рядовым казаком в стане Пугачева, если вы выбрали бы примкнуть к нему?

Индивидуальное или парное задание: сравнить речь Пугачева в «Капитанской дочке» Пушкина и в поэме Есенина. Сделать вывод.

Несколько ответов по желанию.

Вывод выполнивших индивидуальное задание записывается в 3 колонку.

    Рефлексия. (2 мин.)

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    я понял, что…

    не понравилось…

    меня удивило…

Оценка учащимися своей работы. Выставление оценок.

    Домашнее задание:

По горизонтали:

5. Что такое фортеция?

7. Только что выпавший снег.

По вертикали:

2. Крытая повозка.

Приложение 1

Инструкционный лист

_____________________

_____________________

Дата:

Тема:_____________________________________________________________

Проблема:_________________________________________________________

1

2

3

Фольклор

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

С.Есенин «Пугачев»

Емельян ты наш родный батюшка! На кого ты нас покинул? Красное солнышко закатилось… Как осталися мы сироты горемычны, Некому за нас заступиться, Крепку думушку за нас раздумать.

«казнит так казнит, милует так милует»

П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне

«А разве нет удачи удалому?»

"В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо". "Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. "

«…Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой» .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

    Кроссворд / сообщение о И.С.Шмелеве / рассказ-миниатюра «Как я готовился к сочинению»

По горизонтали:

3. Какое чувство связывало Машу Миронову и Петра Гринева?

5. Что такое фортеция?

7. Только что выпавший снег.

8. Кто сообщил об участии Гринёва в дуэли его родителям?

11. Какие книги брал Петр Гринев у Швабрина?

По вертикали:

1. Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость за..?

2. Крытая повозка.

4. Слуга, ухаживающий за верховой лошадью господина.

6. Город, в который был отправлен на службу Петр Гринев.

9. Что в «Капитанской дочке» Пушкин называет бессмысленным и беспощадным?

10. Предводитель народного восстания.

Приложение 2

Биография Есенина

Биография Сергея Есенина

Дата рождения: 3 октября 1895 года
Дата смерти: 28 декабря 1925 года
Место рождения: село Константиново, Рязанская губерния

Сергей Александрович Есенин - известный русский поэт, Есенин С.А. - последователь имажинизма и крестьянской лирики, родился 3 октября 1895 года в селе Константиново.

Его отец Александр Никитич Есенин был крестьянином, который переехал с семьей в Москву и работал приказчиком в небольшой мясной лавке.

Мать поэта Татьяна Федоровна Титова жила с мужем недолго, когда ребенку было 2 года она уехала работать в Рязань, а воспитывали Есенина бабушка и дедушка по линии матери.

Дед был зажиточным крестьянином, в доме также жили три дядьки Есенина, которые учили его верховой езде, плаванию и полевой работе. Большое влияние на творчество поэта оказали рассказы бабушки, которая познакомила внука с фольклором и народным творчеством. Именно ее рассказы, частушки и песни стали причиной любви Есенина к поэзии и подтолкнули его к написанию собственных стихотворений. Дедушка также обучил Есенина грамоте по церковным книгам.

В 1904 году Есенин начал обучение в земском училище села Константиново, а пятью годами позднее он поступил в церковно-учительскую школу, которую закончил в 1912 году с дипломом учителя. После получения диплома Сергей отправился в Москву к отцу, он работал вместе с отцом в мясной лавке, а затем начал работать в типографии И.Д. Сытина. В 1913 году он начала посещать Московский городской народный университет Шанявского.


В 1915 после первых публикаций он познакомился с Городецким и Блоком. Эти имена уже были значимыми для русской литературы. В Петрограде Есенин начал военную службу и был назначен в Царское село. Однажды он даже выступил со своими стихами перед императрицей Александрой Федоровной.

Его первый самостоятельный сборник стихов "Радуница" увидел свет годом позже. Этот сборник, наполненный печалью, грустью и любовью к родной природе, сделал поэта популярным, принес ему общественное признание, обратил на него внимание критиков.

Есенин познакомился с имажинистами ближе к 20-м годам. Он сразу же увлекся идеями создания глубоких образов, метафорой. Именно после увлечения новыми идеями он выпустил множество сборников стихов, которые также были приняты публикой довольной тепло.

В этот период свет увидели сборники "Исповедь хулигана", "Стихи скандалиста", "Москва кабацкая" и большая поэма "Пугачев.

Приложение 3

Индивидуальное задание (может быть парным или групповым)

Эпитет - это не просто признак предмета (ДЕРЕВЯННАЯ палка) , а образная характеристика какого-либо лица, явления, предмета обычно посредством выразительного метафорического прилагательного. Например, "тихий голос" - здесь нет эпитета, а "ЯРКИЙ голос" - здесь эпитет ЯРКИЙ. Теплые руки - нет эпитета, ЗОЛОТЫЕ руки - есть.

Олицетворение -вид метафоры, наделение неодушевлённых или абстрактных предметов признаками и свойствами человека.

Метафора (от греч. metaphora - перенос) - это перенос наименования по сходству, например: спелое яблоко - глазное яблоко (по форме) ; нос человека - нос корабля (по расположению) ; шоколадный батончик - шоколадный загар (по цвету) ; крыло птицы - крыло самолёта (по функции) ; завыл пёс - завыл ветер (по характеру звучания).

В чем сходство и в чем различие между героем Есенина и Пугачевым в романе Пушкина «Капитанская дочка»?

Сравните речь Пугачева в «Капитанской дочке» и в поэме «Пугачев».

1.Кто использует в речи простонародные слова. пословицы, поговорки, иные формы фольклора? Назовите, приведите примеры. Говорит ли этот факт о близости героя к народу, о том, что герой является выходцем из народа?

Предчувствует ли герой свою казнь? Почему он не желает отдаться на милость императрицы? Используя какие формы фольклора. Он иносказательно об этом говорит?

Является ли герой защитником народа или баловнем судьбы. Оказавшимся в нужное время в нужном месте?

2. Какой герой использует в речи обилие метафор, олицетворений, эпитетов? Приведите примеры.

Зачем герой явился на берег Яика?

3. Сделайте вывод:

У А. С. Пушкина Пугачевский бунт – это стихия …………… и ……………. Это разорение деревень, шайки разбойников повсюду, произвол и беззаконие. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! » – вот гуманизм позиции автора.

С. А. Есенин в восстании видит справедливое ………………………………. Нарушен мирный труд крестьян, после смерти Петра III Екатерина отдала все «под надзор своих дворян» . Теперь повсюду «стонет Русь от цепких лапищ» .

Образы героев тоже раскрываются по-разному. Пушкинский Пугачев –_____________________________________________________________________________________

Речь его выдает в нем выходца из …………… Он использует……………………………………………….(примеры)………………………………………….

У Есенина Пугачев любит …………., мечтает о достойной ………….. для своего…………..

Ему важно, чтобы крестьяне могли заниматься ……………………………………………………………….

Отличается герой и весьма выразительной речью, насыщенной ……………………………………………………………………………………………….. (примеры с названием худ.-изобраз. средства).

История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда - кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева.

Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны "История Петра" и материалы о пугачевщине. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна - знаменитой повести "Капитанская дочка". Пушкина необычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавившего народное восстание во второй половине XVIII века. Емельян Пугачев - донской казак, ветеран двух войн - Семилетней и русско-турецкой 1768-1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте.

Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, Раздираемого внутренними противоречиями. Обращает на себя внимание жестокость Пугачева, который склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. "Узка моя улица", - говорит Пугачев Гриневу. Предчувствия не обманули предводителя - он был выдан его же соратниками.

Пугачев у Пушкина живет по легенде об орле и вороне, то есть выбирает кровавый путь. Кто же он - предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее всего, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности.

Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емельяна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен. Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин - единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева.

Очень долгое время после подавления народно-освобо-дительного восстания в 1775 г. имя Пугачева — предво-дителя восстания — было под запретом. Даже во времена Пушкина дворянские историки и мемуаристы писали о восстании и его вожде с ненавистью, ругая и проклиная мятежников, называя их не иначе как «злодеи», «грабите-ли», «разбойники», «убийцы».

Пушкин первым из литераторов и историков увидел в предводителе восстания выдающегося человека из народа, замечательную и интересную личность. Прислушиваясь к мнению народа, беседуя со стариками, записывая поэтиче-ские предания и легенды, Пушкин отметил, что народ от- носится к «разбойнику» с любовью, называя его «красным солнышком», «отцом», заступником угнетенных, защитни-ком бедных.

Великому Пушкину удалось создать правдивый исто-рический образ Пугачева, глубокий и неоднозначный. Эту разность мнений о бунтовщике Пушкин отобразил в про-чувствованных словах Гринева — главного героя повести, дворянина, которого судьба близко свела с Пугачевым: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме од-ного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту силь-ное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев.., и спасти его голову, пока еще было время».

Пугачев для Гринева — враг, преступник, «злодей». Од-нако каждый раз обстоятельства столкновений этих лю-дей складывались таким образом, что позволяли проявить ум, благородство, мужество «разбойника», его глубокую че-ловечность и чуткость к чужой беде. Однажды показав дорогу Гриневу во время бурана, Пугачев становится его вожатым на всю жизнь, помогая в трудных ситуациях, способствуя обретению личного счастья,

В ходе чтения мы видим, что Пугачев встал на путь освободительной борьбы не ради бессмысленного мятежа, Он чувствует себя заступником угнетаемых и несправед-ливо обиженных, и поэтому в его действиях, несмотря на их жестокость и беспощадность, много истинно царского величия.

Пугачев верит, что, объединив усилия и взяв в руки оружие, народ сумеет отстоять свои права и завоевать сво-боду. Он рассказывает Гриневу старую калмыцкую сказ-ку. Благоразумный ворон живет 300 лет из-за того, что питается падалью. Отважный орел, живущий всего 33 года, не согласен с этим: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью».

Но, несмотря на мудрость, Пугачев не мог сам управ-лять всем ходом восстания, поэтому он окружил себя со-ветчиками, яицкими казаками, без согласования с которы-ми старался не предпринимать никаких действий, Они же, со своей стороны, часто действовали без его ведома и даже управляли им. Материал с сайта

Со временем Пугачев понимает обреченность восста-ния, поскольку большинство крестьян не привыкли отста-ивать свои права. Бунт для них — это «заблуждение, мгно-венное пьянство, а не изъявление их негодования». К тому же самые ярые сторонники и союзники Пугачева — «воры», и это он тоже прекрасно понимает: «Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Но обратной дороги для Пугачева нет, по-скольку власти никогда не простят ему мятежа: «Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования, Буду про-должать как начал». Да и не желает предводитель бунта поворачивать вспять. «Улица моя тесна; воли мне мало», — говорит он.

Непримиримость к угнетению и стремление к свободе помогли Пугачеву встать во главе освободительного вос-стания, повести за собой миллионы людей. Его образ стал символом борьбы простого народа за свои права, поэтому люди до сих пор хранят память об отважном и справед-ливом заступнике и вожде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • пугачев злодей или народный заступник сочинение
  • пугачёв бунтарь или освободитель мнение историков
  • улица моя теста, да воли мне мало
  • пугачев предводитель восстания
  • пугачев предводитель народного восстания

История России полна воспоминаний о народных волне­ниях, иногда глухих и малоизвестных, иногда - кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких собы­тий является восстание Емельяна Пугачева.

Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался рус­ской историей. Среди его исторических работ наиболее изве­стны "История Петра" и материалы о пугачевщине. Удиви­тельно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна - знаменитой повести "Капитанская дочка". Пушкина необычайно занима­ла личность Емельяна Пугачева, возглавившего народное вос­стание во второй половине XVIII века.

Емельян Пугачев - донской казак, ветеран двух войн - Семилетней и русско-турецкой 1768-1774 годов. Он дослу­жился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем кресть­янской войны и погиб на эшафоте.

Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то во­жатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то са­мозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступ­ник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разроз­ненных картин автор составляет образ предводителя народно­го восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздираемого внутренними противоречиями. Обращает насебя внимание жестокость Пугачева, который склонен скорее каз-


нить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнуздан­ного террора, установленного Пугачевым в захваченных горо­дах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор пре­красно понимал, что его авантюра обречена на провал. "Узка моя улица", - говорит Пугачев Гриневу. Предчувствия не об­манули предводителя - он был выдан его же соратниками. Пугачев у Пушкина живет по легенде об орле и вороне, то есть выбирает кровавый путь.

Кто же он - предводитель народного восстания, прослав­ленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероят­нее всего, второе, хотя Пушкин не дает собственной оконча­тельной оценки этой исторической личности. Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емель-яна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен.

Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин - единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева.

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина

(По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее до­катилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой "императорский" суд, то есть безжалостно расправляется с безоружными людьми. Именно этот момент в повести является ключевым для сравнительной характе­ристики двух героев "Капитанской дочки" - Гринева и Швабрина.

Гринев получил воспитание в семье отставного военного и


сам стал офицером, Петруша - мягкий и совестливый юно­ша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого благополучия - служба в гвардии. Однако сама жизнь рассеивает его иллюзии. После карточного проигрыша Зурину Гринев испытывает стыд. Последовавшая вскоре встре­ча с вожатым показывает, что Петруша - хороший человек. Несмотря на увещевание Савельича, Гринев дарит вожатому заячий тулупчик со своего плеча. Служба в Белогорской кре­пости оказалась необременительной, Петруша влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Влюбленность делает Гри­нева поэтом. Своими стихотворными пробами Петруша де­лится с Алексеем Швабриным - молодым офицером, со­сланным в крепость за участие в дуэли. Оказывается, Шваб-рин тоже был влюблен в Машу, но получил отказ. Швабрин пытается очернить девушку в глазах Гринева, и тот вызывает его на дуэль. Петруша получает от своего бывшего друга легкую рану. Но даже и после этого Швабрин продолжает завидовать Гриневу, ведь Маша и ее родители заботливо уха­живают за раненым юношей. Однако вскоре Швабрин полу­чает возможность отомстить.

Пугачев звал всех желающих присоединиться к своему мятежному войску. Швабрин с радостью соглашается: он присягает на верность самозванцу. Гринев же, невзирая на смертельную опасность, не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви и противники на дуэли встают по разные стороны баррикад. Положение Швабрина все-таки менее выгодно: присоединившись к Пугачеву, он тем самым раз и навсегда поставил себя вне закона. Гри­нев, которого Пугачев помнит по встрече в пути, рассказы­вает самозванцу правду о своей возлюбленной, надеясь на снисхождение со стороны предводителя. Этот психологиче­ский бой Гринев выигрывает, спасая себя и Машу.

Два офицера российской армии - Петр Гринев и Алексей Швабрин ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской при­сяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин - носители двух принципиально различных миро-


Низость и двоедушие Алексея Швабрина (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Алексей Швабрин - один из героев повести "Капитан­ская дочка". В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя вни­мание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Грине­вым для того, чтобы "увидеть наконец человеческое лицо". Однако не только высокомерием определяется характер этого героя.

Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предатель­ство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Грине­ва, Швабрин ранит его. Список дальнейших поступков Алексея венчают, сцены штурма и взятия Белогорской кре­пости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендант­ского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мя­тежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Шваб­рин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попро­сту попытался позабыть о таких важнейших для россий­ского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь, верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: "Швабрин упал на колени... В эту минуту пре­зрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С


омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака". Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких обра­зов предателя в русской литературе.

Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведе­ния - поэмы "Полтава" - мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Перво­му. Однако Алексей Швабрин - прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был без­жалостен и суров.

Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление до­верием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепо­сти. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться мука­ми совести до конца своей жизни. Испытал ли их Алексей Швабрин, этот низкий и двоедушный герой, оказавшийся меж­ду цельными и верными себе персонажами повести "Капитан­ская дочка"?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13