Работа с родителями в дополнительном образовании детей. Методические рекомендации для молодых специалистов. Основные формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей Формы работы с родителями дополнительном образовании

Ольга Кребель
Организация взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями воспитанников

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений . Решение этой проблемы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом . Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования , что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства. Актуальность данной разработки в том, что в ней обозначены основные формы и методы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и родителей воспитанников , так как без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания . В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения . Это может быть :

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

Система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения , знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

Совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка ;

разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей

Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на :

Гуманистическом стиле общения и взаимодействия ;

Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;

Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей ;

Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции :

-Воспитательно -развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе ;

Просветительская - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей .

Охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников , привитие навыков здорового образа жизни .

Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями :

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями . На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов . Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это - взаимный обмен мнениями , идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной : “Мы - одна семья»; «О доброте и милосердии» ; «Учимся общению» , «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей » и др. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания . Оно может проходить в форме «круглого стола» , тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий - способствуют повышению педагогической культуры родителей , их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании , выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей . В определении тематики мероприятий участвуют родители .

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно . Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы , выслушивают пожелания родителей . В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива МБУДО «Центр детского творчества» в Центре раннего развития

Цель : создание условий для взаимодействия семьи и педагогического коллектива в интересах развития личности воспитанников ЦРР . В процессе взаимодействия педагогический коллектив нашего учреждения решает несколько задач : изучение семей воспитанников для выявления их возможностей по воспитанию детей ; определение форм взаимодействия ; организация семейного воспитания через возрождение семейной досуговой деятельности.

Этапы взаимодействия родителей , детей и педагогов :

Создание среды для знакомства, взаимодействия .

Формирование группы из родителей и обучающихся , готовых активно сотрудничать.

Организация и осуществление педагогической поддержки родителей .

Включение родителей в учебно- воспитательный процесс .

Осуществление обратной связи .

Формы работы :

Праздники «Волшебный сундучок со сказками» ;

Творческие мастерские;

Экскурсии.

Творческие мастерские;

Совместные творческие проекты (издание журнала «Мир вокруг нас» )

Совместные традиционные мероприятия («Папы могут всё, что угодно» , «Никого нет милее мамы» и т. д.);

Выставки творческих работ

Мастер-классы (мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта, новогодние сюрпризы и т. д.) .

Тематические мероприятия

Обратная связь с родителями осуществляется через родительские собрания , открытые занятия, освещение деятельности в городских СМИ.

Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом , помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника , создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей .

Публикации по теме:

Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Тема: Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Что же такое взаимодействие и что под этим словом.

Формы взаимодействия образовательных учреждений с родителями. Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями. Педагог-психолог Братцева И. А. Мир детства в 21 веке становится отражением.

Консультация для воспитателей: "Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО".Вся система работы в.

Организация системы непрерывного образования педагога в учреждении дополнительного образования Проблема профессионального развития актуальна для образования в целом. Но проблема непрерывного профессионального развития педагога дополнительного.

Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Панченко Л. А., учитель-логопед МБ ДОУ «Детский.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в ГБДОУ детском саду Л. А. Сидорова, старший воспитатель ГБДОУ детского сада Центрального района СПб «Радуга» Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации Как мы знаем, индивидуализация образовательной.

План взаимодействия с родителями воспитанников в подготовительной группе ДОУ План взаимодействия с родителями на 2016-2017 год Месяц Формы работы Тематика наглядной информации Сентябрь Совместное оформление.

Система взаимодействия с родителями воспитанников по здоровьесбережению "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!" Народная мудрость Условия, от которых.

Организация межкружковой интеграции в условиях дополнительного образования Организация между кружковой интеграции в условиях дополнительного образования. В настоящее время перед дошкольным образованием ставится.

Библиотека изображений:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОВЕСНИК» ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Основные формы работы с родителями

в учреждении дополнительного образования детей

Евпатория, 2015

Введение

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей (Далее – ДОД) не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, и нацелены на образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм организации работы.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, – которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

    Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

    Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

    Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Данные рекомендации помогут педагогам создать систему работы с родителями обучающихся, а также избежать традиционных конфликтов между родителями и учреждением дополнительного образования детей. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями обучающихся – это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.

Составитель: Бессарабова Т.А.

Основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся

Для этого в дополнительном образовании активно используются следующие формы работы с родителями:


1. Групповые формы:
Дни открытых дверей.
Конференция.

Родительское собрание.
Творческие мастерские.


2. Индивидуальные формы:
Анкетирование, диагностика.
Посещение семьи на дому.
Индивидуальная консультация (беседа).
Просветительская работа.

Остановимся подробно на каждой из них.

Групповые формы:

Дни открытых дверей . Это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в детском объединении. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.

Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ обучающихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении, а в учреждении в целом. Это могут быть читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

На конференцию обязательно пригласить несколько специалистов в области выбранной темы.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», диспута, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Организация и структура родительского собрания (Приложение 1).

Творческие мастерские . Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагог декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Совместная досуговая деятельность.

Одной из самых популярных и востребованных форм работы с родителями в системе ДОД, является организация совместных досуговых мероприятий. Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей.

Формы досуга : совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, КВН; туристические походы, экскурсионные поездки. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

Примерами таких мероприятий могут быть традиционными праздники: «Волшебница Осень», «Новогодние приключения», «8 Марта – праздник мам», «Выпускной бал», «День матери», «День отца», «День бабушек и дедушек», «День моего ребенка», «День взаимного благодарения»; творческие конкурсы и фестивали: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, «Семья-эрудит», «Семейное увлечение», «Наша дружная семья», «Хобби и увлечения моей семьи», «Мир семейных увлечений», «Папа, мама, я – дружная семья», «Традиции в моей семье», «Мама, папа, я – читающая семья». Конкурс может состоять из нескольких этапов:

Литературный, родителям совместно с детьми предлагается в форме эссе, рассказа, новеллы, сочинения раскрыть определенную тему: «Новогодние традиции моей семьи»;

Литературно-художественный, рассказы о родителях, бабушках, дедушках например, «Трудовая династия моей семьи», «Папа - настоящий друг», «Мама – солнышко мое», «Родовое имя семьи - фамилия», «Родословное древо нашей семьи», иллюстрируемые фотографиями, рисунками, аппликациями.

По результатам конкурсов оформляются выставки и оформляются сборники сочинений, рассказов, эссе детей и родителей.

Фотовыставки из семейных архивов на определенную тематику: «Отдых в нашей семье», «Праздники и будни моей семьи» и т.п.

Выставка прикладного и изобразительного творчества «Хобби», «Семейные увлечения».

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды.

Индивидуальные формы:

Анкетирование, диагностика . Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, учреждения. Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений или портфолио.

Посещение семьи на дому . Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах о склонностях, об отношении к родителям, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед) (Приложение 2).

Просветительская работа.

Разработка и ведение сайта (или странички на сайте ДОД, группа в контакте ) творческого объединения. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на базе конструктора сайтов (каких сейчас великое множество) или на официальном сайте вашей организации.

Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

Наглядная информация . Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.

Формы наглядно-текстовой информации :

    Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.

    Групповые выставки детских работ (периодически).

    Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.

    Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ДОД.

    Информационные стенды: «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы по темам воспитания детей.

    Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.

    Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения и т.д.

    Золотые фонды. Данная форма является интересной, но, к сожалению, она не достаточно популярна, так как требует определенных материальных затрат. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:

    Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в ОДОД.

    «Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.

Таким образом, используя различные формы общения с родителями, педагог создает благоприятный микроклимат между самими обучающимися и семьей в целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Ведь только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в воспитании и обучении детей.

Использованная литература:

    Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001.

    Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

    Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

    Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

Приложение 1

Организация и структура родительского собрания

Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.

В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.

Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ обучающихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.

Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:

    Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).

    Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).

    Информация о работе родителей с обучающимися за прошедший период.

    Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.

В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.

В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений обучающихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.

Приложение 2

Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед)

Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.

Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Залог успешной консультации:

    Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).

    Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.

    Улыбайтесь.

    Называйте родителей по имени и отчеству.

    Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).

    Держите паузу.

    Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.

    Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.

    Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.

    Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.

    Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.

    Учитывайте личные интересы родителей.

Приложение 3

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

Цель исследования – изучение мнения родителей учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в учреждении и детском объединении.

Задачи исследования:

    Определить активность участия детей и их родителей в жизни учреждения дополнительного образования, подготовке и проведении мероприятий в объединении и учебной группе.

    Определить, насколько удовлетворены родители учащихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

    Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к учреждению дополнительного образования детей, к мероприятиям, к негативным явлениям в детском объединении.

Исследование проводится на родительском собрании. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 10-12 минут.

Уважаемые родители!

Пригашаем Вас принять участие в опросе по вопросам воспитательной системы Центра детского творчества и взаимодействия педагогов и родителей.

Ваше мнение поможет понять существующее положение и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению воспитательной работы в ЦДТ.

Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Запишите только название образовательной программы или объединения, в котором ваш ребенок занимается.

Необходимо ознакомиться с вариантами ответов на каждый вопрос, затем выбрать и указать на листе для ответов тот из них, который больше всего соответствует вашему мнению.

Заранее благодарим и желаем успеха!

    Участвовал ли Ваш ребенок в подготовке и проведении мероприятий в Центре детского творчества?

А) да, постоянно

Б) да, эпизодически

В) нет, не участвовал

Г) затрудняюсь ответить

2. Нравятся ли Вам мероприятия, которые проводятся в Центре детского творчества?

А) в основном нравятся

Б) нравятся, но не во всем

В) в основном не нравятся

Г) затрудняюсь ответить

3. Насколько вы удовлетворены отношениями, которые сложились у Вас с педагогом дополнительного образования?

А) в основном удовлетворительные

Б) в чем-то удовлетворительные, в чем-то нет

В) в основном неудовлетворительные

Г) затрудняюсь ответить

4. Что Вас привлекает и не привлекает в Центре детского творчества?

5. Ваши предложения по организации воспитательных и праздничных мероприятий в Центре детского творчества.

_____________________________________________________________________

Приложение № 2

Анкета для родителей

    Часто ли должны проводиться родительские собрания?

    Все ли родительские собрания вы посещаете?

    Эффективны ли с вашей точки зрения родительские собрания?

    Какие вопросы Вы бы хотели обсудить на родительских собраниях?

Приложение № 3

Правила

педагогической этики во взаимодействии и родителями обучающихся

    Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения образовательного учреждения и родительских собраний.

    Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.

    Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.

    Умейте слушать и слышать, станьте собеседником.

    Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы, в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.

    Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.

    Обращение к родителям посредством письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.

Уважаемые педагоги. Предлагаем Вам формы работы с родителями, которые Вы можете использовать при составлении «Плана воспитательной работы творческого объединения».

Наименование мероприятия

Срок проведения

Государственно-общественные формы работы.

Выбор родительского комитета и представителя в Управляющий, Попечительский совет организации.

Октябрь

Традиционные формы работы

Родительское собрание «Знакомство с творческим объединением».

Сентябрь

Участие семей творческого объединения в спортивных мероприятиях «Веселые семейные старты»

Посиделки для детей и родителей к светлой Пасхе

Апрель

День открытых дверей

Совместный семейный праздник «Мое семейное древо»

В любой месяц на усмотрение педагога

Творческая мастерская, посвященная Международному женскому дню «Вместе с мамой»

Март

Творческая мастерская, посвященная Дню Отца «Мастерим с папой»

Апрель

Совместная акция детей и родителей «Сделаем скворечник»

Март

Туристический поход совместно с родителями «Сбережем природу для будущих поколений»

Май

Родительское собрание «Итоги работы за учебный год»

Апрель или май

Интерактивные формы работы

Анкетирование родителей на выявление запросов

Сентябрь

Индивидуальные консультации по вопросам обучения в творческом объединении

В течение учебного года

Посещение на дому

По мере необходимости в течение учебного года

Родительская конференция «Творчество в жизни моего ребенка»

По отдельному плану организации

Анкетирование родителей на выявление удовлетворенности качеством образовательных услуг

Май

Просветительская работа

Создание сайта или группы творческого объединения в социальных сетях

В любой месяц на усмотрение педагога

Разработка буклета о работе творческого объединения

В любой месяц на усмотрение педагога

Оформление и пополнение в течение учебного года информационного стенда для родителей

В течение учебного года

Организация тематических выставок работ обучающихся (для показа во время проведения традиционных форм работы)

В течение учебного года

VII . Понятийный аппарат.

Адаптация - процесс перевоспитания в сочетании с влиянием, предполагающим изменение в развитии личности.

Досуг - часть времени личности, группы и общества в целом, которое используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, а так же для удовлетворена личных интересов и потребностей.

Коррекция - форма коллективного изучения и обсуждения психолого-педагогических проблем воспитания и образования.

Конференция - форма коллективного изучения и обсуждения психолого-педагогических проблем воспитания и образования.

Репродуктивность - воспроизводство чего-либо, кого-либо.

Первичная социализация - обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка, в семье переплетаются естественно биологические и социальные связи родителей и детей. Они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Обучение ребёнка тому социальному опыту, который

накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растёт, её нравственные нормы и традиции народа.

Родительский комитет - группа родителей, которых выбрали на общем собрании, с целью представления интересов учащихся и активного участия в жизни образовательного учреждения.

Родительское собрание - это вид работы с родителями, в основе которого лежит цель сбора всех членов для обсуждения актуальных проблем и выработки определённых решений.

Самоуправление - это коллективное управление, участие всех членов образовательного процесса, в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений.

Тренинг - это упражнение в чём-либо, проживание какой-либо ситуации в игре.

Семья - основанное на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимообязанностями по отношению друг к другу.

Социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого существует основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первоначальная социализация детей, бытовой уход, образовательного, медицинского и другого обслуживания.

Консультация для педагогов дополнительного образования «Методы и формы работы с родителями»

Зверуго Полина Николаевна, методист ГУО «Слуцкий Центр детского творчества».
Описание: Большой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы и методы, применяемые в образовательном процессе учреждения дополнительного образования, позволяют удовлетворять разнообразные потребности учащихся и их родителей, дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельности.
Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, родителей.
Цель: систематизировать знания педагогов по организации работы с родителями в условиях учреждения дополнительного образования.
Задачи:
1) определить основные цели взаимодействия педагогов с родителями;
2) выявить и охарактеризовать эффективные формы, методы взаимодействия педагогов с родителями;
3) мотивировать педагогов к самосовершенствованию личности, раскрытию творческого потенциала.

Особый приоритет воспитательной работы в учреждении дополнительного образования – формирование культуры семейных отношений, родительской ответственности за воспитание детей, стимулирование их общественной инициативы, коррекция детско-родительских отношений. В государственном учреждении образования «Слуцкий Центр детского творчества» данная работа проводится в условиях позитивного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную взаимопомощь педагогов и родителей.
В Слуцком Центре детского творчества система работы по взаимодействию с семьями учащихся осуществляется посредством разнообразных форм и методов работы.
Так, в начале учебного года в учреждении традиционно проходит Неделя учреждений дополнительного образования . Для ребят и их родителей запланированы увлекательные гид-маршруты, интерактивные площадки, путешествия, веб-витрины, демонстрирующие новые направления деятельности объединений по интересам, достижения учащихся и педагогов.
В практике работы Центра используются групповые формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, досуговые мероприятия.
Апробированные формы родительских собраний:
открытый микрофон;
ярмарка творческих идей;
театрализованная гостиная;
академический концерт;
премьеры спектаклей;
концерты класса;
творческий отчет;
заседание музыкального клуба «Альтерация».
Формы досуговых мероприятий:
концерты-поздравления;
показ спектаклей образцовых коллективов;
конкурсы-фестивали;
экскурсионные поездки.
В Слуцком ЦДТ ежегодно проводятся праздники, совместные с педагогами, учащимися и их родителями : «Любовью материнской мир прекрасен» (к Международному Дню матери), «Город счастливых надежд» (к дню защитника Отечества, Международному женскому дню), «Папа, мама, я – дружная семья» (к Международному Дню семьи), «Добрые ладошки» (к Международному дню инвалидов), «Театр плюс» (к Международному дню театра), «Прыйшлі калядкі, бліны, аладкі», «У хаце не сядзі – да нас прыхадзі, на Масленку паглядзі».


С целью проявления творческого потенциала семьи в учреждении проводятся разнообразные семейные творческие конкурсы . Среди них: психологический детско-родительский конкурс «Мы вместе!», конкурсно-развлекательная программа «Мой экипаж – семья!».



В работе учреждения широко практикуется вовлечение родителей в творческую жизнь детей . Посредством интереса к творческим успехам своего ребенка, родители оказывают помощь педагогам в организации фестивалей, конкурсов. Примером таких мероприятий могут послужить: международный фестиваль славянских культур «Светоч» (Эстония), международный детский фестиваль-конкурс «Черноморские легенды» (Абхазия), фестиваль дружбы и искусства «Дети гор и долин» (Польша, Словакия), международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Париж, я люблю тебя!» (Франция), фестиваль «Болгарская роза» (Болгария).
Программа конкурсов-фестивалей, как правило, организована таким образом, что помимо конкурсных выступлений у учащихся и их родителей есть возможность познакомиться с достопримечательностями Польши, Словакии, Абхазии, Испании, Болгарии, Эстонии.
Работа с родителями строится в режиме системных мероприятий через разнообразные формы:
онлай-конференция;
дистанционное просвещение;
обучающий семинар;
обмен мнениями;
акция милосердия;
урок нравственности;
родительские мастер-классы;
заседание музыкального кафе (интерактивное занятие для начинающих цимбалистов);
родительская копилка (занятие, посвященное Всемирному дню ребенка);
брифинг (по профориентации);
творческая лаборатория;
вечер отдыха с родителями.



Таким образом, использование педагогами разнообразных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся, позволяет создать атмосферу доверительного отношения, благоприятного психологического климата.

Система работы с родителями в организации доп олнительного образования детей

    Теоретический блок.

Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в Центре ДОД г. Ливны построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Задачи сотрудничества с родителями:

    Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

    Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

    Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В системе образования активно используются четыре формы работы с семьей:

    Интерактивная.

    Традиционная.

    Просветительская.

    Государственно-общественная.

    Интерактивные формы работы.

Анкетирование , диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература. Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений.

Посещение семьи на дому . В рамках Центра ДОД эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к Центру ДОД, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Конференция . Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении, а в организации в целом.

Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.

Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Залог успешной консультации

    Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).

    Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.

    Улыбайтесь.

    Называйте родителей по имени и отчеству.

    Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).

    Держите паузу.

    Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.

    Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.

    Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.

    Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.

    Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.

    Учитывайте личные интересы родителей.

    Традиционные формы работы.

Дни открытых дверей. Это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в Центре ДОД. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.

Одной из самых популярных и востребованных в данный момент форм работы с родителями в системе Центра ДОД, является организация совместных досуговых мероприятий.

Во многих объединениях родители - частые гости и на внеурочных мероприятиях. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним.

Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:

1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение учреждения.

2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни Центра, объединения, содержать анализ трудностей в материально-техническом оснащении Центра и в частности данного объединения и включать реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогами Центра.

Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).

3. На собрании педагог должен познакомить с правилами поведения в Центре ДОД, объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях и контроле за ними.

4. На родительских собраниях следует благодарить родителей, кто оказывает помощь Центру, вашему объединению, за воспитание детей. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо как в печатном варианте, так и на страницах сайта учреждения, грамота и т.д.

5. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год. По результатам собрания составляется протокол (Приложение 1). На собрание выносятся вопросы, которые действительно нуждаются в решении родительского большинства. По ряду вопросов, обсуждаемых на собраниях, принимается решение, которое доводится до всех родителей. Периодически родительский актив, педагог должны отчитываться о выполнении решений.

6. Протоколы родительских собраний хранятся у педагога за межаттестационный период.

    Просветительская работа.

Разработка и ведение сайта (или странички на сайте Центра ДОД) творческого объединения. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на базе конструктора сайтов (каких сейчас великое множество) или на официальном сайте вашей организации.

Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

Наглядная информация . Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её содержание.

Формы наглядно-текстовой информации:

    Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.

    Групповые выставки детских работ (периодически).

    Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.

    Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в Центре ДОД.

    Передвижная библиотечка. Передвижная библиотечка предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.

    Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.

    Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.

    Золотые фонды . Данная форма является интересной, но, к сожалению, она не достаточно популярна, так как требует определенные материальные затраты. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:

    Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в Центре ДОД.

    «Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.

    Государственно-общественные формы работы.

Данные формы работы предполагают создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей; вхождение родителей в управляющие советы учреждений и т.п.

В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.

Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся:

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

6. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

7. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. Если родители принимают активное участие в жизни Центра ДОД, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией Центр ДОД.

Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью, что впоследствии может стать даже фундаментом доброжелательных отношений и в общеобразовательной школе.

    Практический блок.

Практический блок проходит в виде деловой игры «Вертушка». Присутствующие педагоги делятся на 4 команды, каждая из которых соответствует одной из озвученных форм работы с родителями. В течение 5 минут команды разрабатывают план работы по предложенной схеме. Затем по команде ведущего меняются формами работы и предлагают свои варианты.

Наименование мероприятия

Срок проведения

Таким образом, в конце работы у педагогов будет разработан подробный план работы с родителями на учебный год.

Протокол № ____
родительского собрания творческого объединения ___________________________

название объединения, студии и т.д.

__________________________________________________________

наименование учреждения

Присутствовало 15 человек (список прилагается).

Отсутствовало 9 человек.

Повестка дня

    Знакомство с «Правилами поведения учащихся в МБОУ ДОД Центр ДОД

    О приобретение швейной машины для швейного профиля.

По первому вопросу СЛУШАЛИ Мацневу Г.В.. – методиста Центра дополнительного образования, которая познакомила родителей с «Правилами поведения учащихся в МБОУ ДОД Центр ДОД

По второму вопросу СЛУШАЛИ Шапареву С.С. – педагога дополнительного образования, руководителя объединения «Швея» МБОУ ДОД Центр ДОД, которая познакомила родителей с планом работы объединения, и рассказала о необходимости приобретения швейной машыны

По второму вопросу СЛУШАЛИ Белых Е. М. – члена родительского комитета объединения, которая представила предварительный сумму.

ПРЕДЛОЖЕНО:

    Принять к сведению «Правила поведения учащихся в МБОУ ДОД Центр ДОД

    Оплатить швейную машину из расчета 200 рублей с одного обучающегося творческого объединения за счет добровольных родительских пожертвований.

РЕШИЛИ:

Председатель собрания ____________________ _______________________

Подпись ФИО

Секретарь собрания ____________________ _______________________

Подпись ФИО

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями учащихся во многом зависит от форм организации работы.

Данные рекомендации помогут начинающим педагогам создать систему работы с родителями учащихся, а также избежать традиционных конфликтов между родителями и учреждением дополнительного образования детей. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями учащихся - это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.

Основные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся

Наиболее распространенной и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание .

Организация и структура родительского собрания

Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.

В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.

Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ учащихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.

Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:

    Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).

    Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).

    Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период.

    Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.

В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.

В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель - представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений учащихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.

Не менее важной является просветительская форма работы, например, оформление информационных стендов «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы по темам воспитания детей. Подобная информация размещается и в сети Интернет на официальном сайте учреждения.

Активными и популярными формами работы у родителей являются:

Совместные воспитательные и праздничные мероприятия;

Консультации педагога-психолога;

Посещение занятий родителями;

Индивидуальные беседы.

Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей. Примерами таких мероприятий могут быть творческие конкурсы и фестивали «Наша дружная семья», «Хобби и увлечения моей семьи», «Мир семейных увлечений», «Папа, мама, я - дружная семья», «Традиции в моей семье», «Мама, папа, я - читающая семья». Конкурс может состоять из нескольких этапов:

Литературный, родителям совместно с детьми предлагается в форме эссе, рассказа, новеллы, сочинения раскрыть определенную тему: «Новогодние традиции моей семьи»;

Литературно-художественный, рассказы о родителях, бабушках, дедушках например, «Трудовая династия моей семьи», «Папа - настоящий друг», «Мама - солнышко мое», «Родовое имя семьи - фамилия», «Родословное древо нашей семьи», иллюстрируемые фотографиями, рисунками, аппликациями.

По результатам конкурсов оформляются выставки и выпускаются сборники сочинений, рассказов, эссе детей и родителей.

Фотовыставки из семейных архивов на определенную тематику: «Отдых в нашей семье», «Праздники и будни моей семьи» и т.п.

Выставка прикладного и изобразительного творчества «Хобби», «Семейные увлечения».

Следует отметить, что успешность (либо не успешность) педагогического взаимодействия педагога и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений.

Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

Удалось избежать противостояния и конфронтации;

Удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;

Удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку;

Обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся воспитательной проблемы.

Абсолютного успеха вы добьетесь, если сумеете объединиться с родителями против вашего общего «врага» воспитательной проблемы и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.

    Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001.

    Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

    Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

    Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

Анкета 1

«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»

На первой же встрече педагога с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

  1. Какого мнения вы о нашем Центре и о творческом коллективе, в котором будет заниматься ваше ребёнок?
  2. Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива?
  3. Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?
  4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
  5. Чем вы могли бы помочь руководителю объединения в создании детского коллектива?
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?

Анкета 2

«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»

  1. С каким чувством переступает порог Центра ваш сын или дочь?
  2. Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе?
  3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Центра? Назовите их.
  4. Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом?
  5. Создаёт ли, по вашему мнению, Центр условия для самореализации вашего ребёнка?
  6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его творческой деятельности?

Анкета 3

«ВАШ РЕБЁНОК»

С целью изучения характера воспитанников, их взаимоотношений в семье можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
  3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
  4. Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в Центре, о жизни коллектива, который он посещает?
  5. Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Центре, хочет ли демонстрировать свои достижения?
  6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?

Методика

«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Эта методика используется для диагностики взаимоотношений воспитанников и их родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Проанализировав ответы воспитанников и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий как с родителями, так и с детьми.

Предложения для учащихся:

Центр для меня - это …

Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …

Педагог для меня - это человек, который …

Мои товарищи по коллективу - это …

Занятия для меня - это …

Деятельность, которая мне нравится, - это …

Деятельность, которая мне не нравится, - это …

Предложения для родителей:

Центр, где занимается мой ребенок, - это …

Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …

Товарищи моего ребёнка по коллективу - это …

Выполнение домашних заданий для моего ребёнка - это …

Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …

Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это …

В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения .

Для воспитанников:

Я радуюсь, когда …

Я огорчаюсь, когда…

Я плачу, когда…

Я злюсь, когда…

Мне нравится, когда…

Мне не нравится, когда….

Я верю, когда…

Если у меня хорошие новости, то я…

Если у меня, плохие новости, то я …

Если у меня что-то не получается, то я…

Для родителей:

Я радуюсь, когда мой ребёнок….

Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….

Я плачу, когда мой ребёнок….

Я злюсь, когда ребёнок…

Мне нравится, когда мой ребёнок…

Мне не нравится, когда мой ребёнок…

Я не верю, когда мой ребёнок…

Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…

Если у моего ребенка хорошие новости, то…

Если у моего ребёнка плохие новости, то ….

Если у моего ребёнка что-то не получается, то….

Рисуночный тест

«ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В МОЕЙ СЕМЬЕ»

Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

И детям, и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в них нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день, которые чем-то заняты.

Это может выглядеть так:

мама

папа

книга

газета

уроки

кухня

диван

друзья

Сравнительный анализ результатов позволяет руководителю творческого коллектива выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.

Тест

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В МОЕЙ СЕМЬЕ»

Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам после занятия можно предложить расположить на рисунке в определённой последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в их семьях.

Можно также предложить детям и родителям построить ассоциативный ряд к словосочетанию «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях воспитанников.

Сочинение-размышление

Такая диагностика возможна там, где руководитель коллектива и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в Центре, и в семье лучше, добрее. Темы размышлений могут быть самыми разнообразными. Главное - родители и дети должны быть в них искренними.

Тематика подобных сочинений для детей и родителей может быть следующей:

«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) - это…»,

«Мой дом - моя крепость?!»,

«Моя будущая семья… Какой ей быть?»,

«За что я люблю своих родителей»,

«Радости моего дома»,

«Праздники и будни моей семьи»,

«Истории и предания моего рода»,

«Самый печальный день в жизни моей семьи»,

«Советы родителям по воспитанию детей»,

«Законы жизни семьи» и др.

Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

Тест

«Я РОДИТЕЛЬ, Я ПРИЯТЕЛЬ?!»

На вопросы этого теста предлагается ответить родителям .

  1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребёнок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?

А) выполните просьбу и посмотрите передачу вместе;