Расчет вреда гтс. Расчет размеров вероятного вреда в результате аварии гидротехнического сооружения - департамент по предупреждению и ликвидации чс ростовской области. V. Форма представления результатов расчета вероятного вреда

Порядок

согласования расчёта размера максимального вреда,

который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ростовской области в результате аварии гидротехнического сооружения

1. Настоящий порядок согласования расчёта максимального вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ростовской области в результате аварии гидротехнического сооружения (далее – Порядок) разработан во исполнение постановления Администрации Ростовской области от 27.11.2009 № 624 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 30.12.2004 № 526».

2. Расчет размеров максимального вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ростовской области в результате аварии гидротехнического сооружения (далее – расчет) производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с «Порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения», утвержденным совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 243, Министерства энергетики Российской Федерации № 150, Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 270, Министерства транспорта Российской Федерации № 68, Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации № 89 от 18 мая 2002 года (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 июня 2002 г. № 3493, далее – Порядок определения размера вреда) и иными документами, изданными уполномоченными органами по данному направлению.

3. Разработанный расчет в трех экземплярах представляется владельцем гидротехнического сооружения в департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области (далее - ДПЧС Ростовской области) для согласования.

ДПЧС Ростовской области в месячный срок с даты поступления расчета осуществляет проверку наличия в представленных документах сведений, указанных в п.2 раздела III Порядка определения размера вреда и согласование расчета соответствующей записью в листе согласования, подтверждаемой печатью ДПЧС Ростовской области.

Отсутствие указанных сведений в представленном расчете является основанием для возврата расчета владельцу гидротехнического сооружения с указанием причин возврата.

4. При необходимости уточнения представленных на согласование расчетов, ДПЧС Ростовской области вправе направлять в установленном порядке органам исполнительной власти Ростовской области, указанными в п.2 постановления Администрации Ростовской области от 27.11.2009 № 624, один экземпляр расчетаи обращения о рассмотрении обоснованности расчетов в отношении объектов, попадающих в зону затопления в результате аварии гидротехнического сооружения в зависимости от их отраслевой принадлежности и получать ответы по результатам их рассмотрения.

В случае выявления вышеуказанными органами исполнительной власти Ростовской области недостатков в проведении расчетов, ДПЧС Ростовской области возвращает расчет владельцу гидротехнического сооружения для их устранения.

5. После устранения владельцем гидротехнического сооружения недостатков, выявленных органами исполнительной власти Ростовской области и представления документов в ДПЧС Ростовской области, осуществляется повторная проверка и согласование документов в соответствии с п.3 настоящего Порядка.

6. После проведения согласования в ДПЧС Ростовской области первый экземпляр расчета остается у владельца гидротехнического сооружения.

7. Второй экземпляр расчета представляется владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» в федеральный надзорный орган для определения величины финансового обеспечения за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

Владелец гидротехнического сооружения представляет в орган надзора расчет вместе с декларацией безопасности гидротехнического сооружения, а при отсутствии такой декларации - вместе с обоснованием сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред, в срок, согласованный с органом надзора.

8. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. № 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений» государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта - в отношении судоходных гидротехнических сооружений и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении остальных гидротехнических сооружений.

9. В течение десяти дней после определения соответствующим надзорным органом величины финансового обеспечения ответственности третий экземпляр расчета представляется владельцем гидротехнического сооружения в Главное управление МЧС России по Ростовской области.

2.1. В перечень возможных сценариев аварий на ГТС, как правило, следует включать сценарии возникновения и развития аварий, связанных с нарушением фильтрационного режима ГТС, и гидродинамических аварий.

При соответствующем обосновании в перечень возможных сценариев аварий ГТС исходя из особенностей эксплуатации сооружений, состава жидких отходов могут включаться сценарии других аварий, например аварий, связанных с испарением, возгоранием жидких отходов, пылением и т.д.

2.2. Перечень сценариев возможных аварий составляется исходя из особенностей конструкции, условий эксплуатации, оценки риска аварий, предварительной оценки потенциальных зон затопления и вредного воздействия, последствий аварий.

Из перечня сценариев аварий выделяются возможные сценарии аварий с наиболее тяжелыми последствиями (при соответствующем обосновании допускается выбор одного сценария наиболее тяжелой аварии), выделяется сценарий наиболее вероятной аварии.

Под наиболее вероятной аварией в настоящей Методике (в целях исключения аварий с высокой вероятностью возникновения и незначительными последствиями) понимаются аварии с наибольшим риском аварии.

2.3. Для выделенных сценариев аварий выполняются определение зон затопления и вредного воздействия, оценка натуральных показателей последствий аварии.

В общем случае в перечень данных по выбранным сценариям аварии включаются: сведения по объему, составу и состоянию жидких отходов, размещенных в хранилище; сведения по объему, составу и состоянию вредных веществ, которые могут попасть в окружающую среду в результате аварии (в том числе в результате фильтрационных утечек); для гидродинамической аварии - результаты расчетов максимальных параметров потока (максимальная высота, скорость волны прорыва и др.); сведения о численности работников ГТС и промышленных предприятий в зоне вредного воздействия, в том числе в зоне токсического поражения людей;

сведения о зданиях и сооружениях, расположенных в зоне вредного воздействия; сведения о размещении населения, землях, компонентах природной среды, природно-антропогенных объектах и других объектах, размещенных в зонах вредного воздействия.

2.4. Показатели последствий силового воздействия волны прорыва при гидродинамической аварии на человека, здания и сооружения (гибель, нанесение ущерба здоровью и нарушение условий жизнедеятельности людей, разрушение и повреждение зданий и сооружений) определяются для территории в пределах зоны затопления, в границах которой воздействие волны опасно для жизни или здоровья человека, может вызвать разрушение и повреждение зданий и сооружений .

2.4.1. Показатель последствий силового воздействия волны прорыва на человека Z_N определяется количеством людей, постоянно N_1 или временно N_2 оказавшихся в зоне воздействия волны прорыва, значения параметров которой (скорость, глубина потока и пр.) равны или превышают критические значения для жизни и здоровья человека:

Z = N + N P , чел, (2.1)

где Р - вероятность пребывания человека в зоне силового воздействия

ч волны прорыва в течение суток.

Например, если в зоне затопления люди присутствуют круглосуточно, Р(в)_ч = 1, если в зоне затопления люди присутствуют неполные сутки, например 8 ч, - Р(в)_ч = 0,33.

При этом границы зоны катастрофического затопления (зоны, в которой параметры волны прорыва равны или превышают критические значения для жизни и здоровья человека) рекомендуется устанавливать от участка зоны затопления со значением максимальной высоты волны прорыва 1,5 м и более (или других обоснованных показателей волны прорыва).

При расчете для наиболее тяжелых аварий вероятность пребывания человека в зоне силового воздействия принимается P(в)_ч = 1.

2.4.2. Показатель силового воздействия волны прорыва Z_c на здания и сооружения определяется прочностными характеристиками зданий и сооружений, а также параметрами волны прорыва

Z = Сумма ──────────. (2.2)

с i=1 фи (i)

Если фи (i) >= фи (i), то ───────── = 1.

Если фи (i) < фи (i), то ───────── = 0.

где фи (i) - значение параметра гидродинамической волны прорыва;

фи (i) - предельное значение параметра волны прорыва для

lim данного вида i-го здания или сооружения (для

различных степеней разрушения зданий устанавливаются

свои предельные значения параметра волны прорыва)

(см. приложение 1 к настоящей Методике);

n - количество зданий и сооружений, оказавшихся в зоне

затопления.

Показатель Z_с численно равен количеству зданий и сооружений, подвергшихся повреждению или разрушению.

2.5. Показатели последствий аварии по воздействию на природную среду при фильтрационных утечках из хранилищ и при гидродинамических авариях, как правило, определяются:

объемами сбросов загрязняющих веществ и опасных отходов в окружающую среду;

соотношением концентраций загрязняющих веществ, в том числе в почве С(п)_i, грунтовых водах С(г.в)_i, в водоемах С(в)_i, и соответствующих предельно допустимых концентраций (С_ПДК) .

2.5.1. Рассчитав показатель для отдельных вредных веществ как Z_i = С_i/С_(ПДК)(i), выбирается несколько веществ, имеющих наибольшее значение Z_i и определяется суммарный показатель последствий Z_п.

Показатели определяются по каждому из выделенных компонентов окружающей природной среды среды - почва, грунтовые воды, поверхностные водоемы:

Z = Сумма ────────; (2.3)

Z = Сумма ────────; (2.4)

Z = Сумма ────────, (2.5)

где k - количество суммируемых вредных веществ.

2.5.2. Для оценки показателей последствий аварии и параметров загрязнения почвы, грунтовых вод и поверхностных водоемов вредными веществами, содержащимися в отходах, при гидродинамических авариях рекомендуются следующие допущения:

инфильтрация жидкой фазы на площади затопления через почву и грунт - свободная, то есть фильтрация происходит без подпора со стороны грунтовых вод;

не учитывается вода, остающаяся в почвенно-растительном слое и в естественных впадинах и понижениях рельефа;

не учитывается дифференциация загрязнения по мощности и площади почв, грунтового потока, акватории водоемов.

2.5.3. При определении степени загрязнения почвы рекомендуется принимать, что вся масса вредных веществ из профильтровавшейся с поверхности жидкости остается в почвенном слое и распределяется равномерно по глубине слоя и площади затопления. При расчете не учитывается, что часть вредных веществ из профильтровавшихся стоков, не задерживаясь в почвенном слое, попадает в грунтовые воды.

2.5.4. При определении степени загрязнения грунтовых вод рекомендуется принимать, что вся масса вредных веществ из профильтровавшейся с поверхности зоны затопления или из хранилища жидкости попадает в грунтовые воды и распределяется равномерно по мощности грунтового потока и (для гидродинамической аварии) по площади затопления. При расчете не учитывается, что часть вредных веществ из профильтровавшихся стоков останется в почве.

2.5.5. При определении параметров загрязнения поверхностных водоемов рекомендуется принимать, что вся масса вредных веществ, содержащихся в вытекшей или профильтровавшейся из хранилища жидкости, распределяется равномерно:

для замкнутых поверхностных водоемов - по всему объему водоема;

для проточных поверхностных водоемов - по сечению водоема.

При расчете не учитывается, что часть вредных веществ из профильтровавшихся в грунтовые воды стоков задержится в почве и грунтах.

2.5.6. Расчет параметров загрязнения почвы.

Объем профильтровавшейся с поверхности почвы жидкости V_ф, м3, определяется по формуле.

V = K J F T , (2.6)

где К - коэффициент фильтрации почвенного слоя, м/сут,

ф определяется по данным изысканий;

J - градиент инфильтрационного потока;

F - площадь фильтрации, м2;

здесь F - площадь затопления при максимальных значениях параметров

з волны от хранилища до водной преграды (реки, озера,

водоотводящего канала), м2;

Т - время фильтрации жидкости, сут.

Значение V_ф не должно превышать общего объема V вытекшей из хранилища жидкости.

Для каждого i-го вредного вещества, содержащегося в жидких отходах, вычисляется концентрация вредного вещества в почве С(п)_i, мг/кг, на площади F_ф:

С = C ──────── + C , (2.7)

где С - концентрация i-го вредного вещества в жидких отходах,

М - мощность почвенного слоя, м;

ро - плотность сухого почвенно-грунтового слоя, т/м3;

С - фоновая концентрация i-го вещества в почве, мг/кг.

Параметры М_п и ро(п)_d определяются по данным изысканий.

Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в почве (приложение 4 ).

При отсутствии конкретных исходных данных для ориентировочных оценок рекомендуется пользоваться следующими значениями параметров:

М = 0,5 - 1,0, м;

ро = 1,4 - 1,6, г/см3;

2.5.7. Расчет параметров загрязнения грунтовых вод.

Для каждого i-го вредного вещества, содержащегося в жидких отходах, вычисляется концентрация вещества в грунтовых водах С(г.в)_i, мг/кг, в зоне затопления

г.в ф i ф фi

C = ──────────────────, (2.8)

где C - концентрация вещества в грунтовых водах до

фi гидродинамической аварии (фоновая концентрация);

m - мощность грунтового потока, м;

n - пористость водоносных грунтов.

Параметры С(г.в)_i, m(г.в) и n(г) определяются по данным изысканий.

Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в воде (приложение 5 ).

2.5.8. Расчет степени загрязнения поверхностных водоемов.

Следует различать два случая:

непроточная водная преграда (замкнутый водоем);

проточная водная преграда.

Объем жидких отходов V_в, попадающих в замкнутый водоем, принимается равным объему жидкости, вылившейся из хранилища:

Для каждого из вредных веществ, содержащихся в жидких отходах, вычисляется концентрация в воде замкнутого водоема С(в)_i, мг/л:

C = ─────────────, (2.9)

где V - объем замкнутого водоема, м3.

Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в воде (см. приложение 2 ).

Для проточного водоема удельное содержание вредного вещества в воде проточного водоема С(в)_i, мг/л, составит

в max i п фi

C = ──────────────, (2.10)

где Q - максимальный расход изливающегося из хранилища потока,

max м3/сут;

Q - расход проточного водоема, м3/сут.

Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в воде.

2.5.9. При наличии соответствующих исходных данных возможно районирование площади фильтрации стоков по значениям К_ф, J, Т_ф, М_п, ро(п)_d, С(п)_фi, n(г). В этих случаях при определении параметров загрязнения почвы и грунтовых вод для каждого выделенного района r рассчитывают величины V_ф(r), С(п)_i(r).

2.5.10. Учет сорбции, ионного обмена, окислительно-восстановительных, других физико-химических и биохимических процессов, которые могут происходить с вредными веществами при фильтрации стоков через почвенный слой и грунты, приведет к снижению параметров загрязнения.

2.5.11. По результатам оценок параметров загрязнения и последствий аварий определяются:

сценарии аварий с максимальным размером вреда по натуральным показателям воздействия на каждый компонент природной среды (почвы, грунтовые воды, поверхностные водоемы);

приоритетные, наиболее значимые для определения вероятного вреда в стоимостном выражении, натуральные показатели вреда, по которым при соответствующем обосновании могут проводиться более точные расчеты, в частности, уточняться количество загрязняющих веществ, профильтровавшихся в грунтовые воды, попавших в поверхностные водоемы и пр.

2.6. По результатам оценки показателей последствий аварии ГТС по силовому воздействию, по воздействию на компоненты окружающей природной среды и пр. определяются сценарии аварий (сценарий аварии) с наиболее тяжелыми последствиями.

Приложение 3

к Методике определения размера вреда,

который может быть причинен жизни,

здоровью физических лиц, имуществу

физических и юридических лиц в результате

аварии гидротехнического сооружения

Приказ МЧС РФ, Минэнерго РФ, МПР РФ, Минтранса РФ и Госгортехнадзора РФ

Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (пункт 2) приказываем:

Утвердить прилагаемый Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийС.К. Шойгу

Министр энергетики Российской Федерации И.Х. Юсуфов

Министр природных ресурсов Российской Федерации В.Г. Артюхов

Министр транспорта Российской Федерации С.О. Франк

Начальник Федерального горного и промышленного надзора РоссииВ.М. Кульечев

Регистрационный N 3493

Порядок
определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финaнcoвoгo обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (далее Правила) и устанавливает порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

2. Правила, настоящий Порядок и методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, разрабатываемые и утверждаемые в соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", регламентируют процедуру расчета и определения вероятного вреда в результате аварии гидротехнического сооружения.

II. Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

1. Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

2. Исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварий гидротехнических сооружений, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии гидротехнического сооружения, значения величин негативных воздействий аварии гидротехнического сооружения, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения.

Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения.

При определении сценария аварии гидротехнического сооружения и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии, вызванные непреодолимой силой, если интенсивность такого воздействия превышает значения, на которые рассчитано гидротехническое сооружение в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, а также умыслом потерпевших или прекращением эксплуатации гидротехнического сооружения в результате противоправных действий других лиц.

3. Вероятный вред определяется в денежном выражении.

4. При определении вероятного вреда проводится расчет убытков в результате аварии гидротехнического сооружения, денежные выражения которых группируются для каждого сценария аварии гидротехнического сооружения по показателям, характеризующим социально-экономические последствия аварий гидротехнических сооружений.

Основными составляющими по определению вероятного вреда являются прогнозы:

количества людей, которые могут погибнуть и пропасть без вести, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;

количества людей, которые могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;

количества работников гидротехнического сооружения, которые могут погибнуть и пропасть без вести при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;

количества работников гидротехнического сооружения, которые при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации;

ущерба основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца гидротехнического сооружения;

ущерба готовой продукции предприятий, кроме продукции владельца гидротехнического сооружения;

ущерба элементам транспорта и связи, жилому фонду, имуществу граждан, сельскохозяйственному производству, лесному фонду от потери леса как сырья по рыночным ценам, от затопления и гибели лесов по фактическим затратам на восстановление леса, от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду, а также ущерба, вызванного нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений;

расходов на ликвидацию последствий аварии.

5. Определение размера вероятного вреда проводится исходя из затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта, которому причиняется вред в результате аварии гидротехнического сооружения, с учетом суммы затрат на строительство объекта, аналогичного уничтоженному в результате аварии, в рыночных ценах, существующих на дату проведения расчета, с учетом износа уничтоженного объекта, или суммы затрат на строительство объекта, идентичного уничтоженному или поврежденному аварией, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта, уничтоженного или поврежденного аварией.

При определении размера вероятного вреда применяются утвержденные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и соответствующим органом надзора методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

7. При наличии у владельца гидротехнического сооружения двух и более гидротехнических сооружений величина вероятного вреда принимается равной максимальному значению вероятного вреда, определенному для каждого гидротехнического сооружения.

8. В случаях, когда претерпели существенные изменения расчетные параметры состояния гидротехнического сооружения и зоны причинения вероятного вреда, исходя из значения которых произведен расчет вероятного вреда и определена величина финансового обеспечения ответственности, размер вероятного вреда и величина финансового обеспечения ответственности определяются повторно.

II . Оформление результатов определения размера вероятного вреда

1. На основании результатов определения вероятного вреда оформляется документ "Расчет вероятного вреда", подписываемый владельцем гидротехнического сооружения. Расчет вероятного вреда оформляется в трех экземплярах.

2. Расчет вероятного вреда должен содержать:

наименование владельца гидротехнического сооружения, его реквизиты;

дату составления;

основание для проведения расчета;

наименование и реквизиты организаций, привлеченных владельцем гидротехнического сооружения к определению вероятного вреда;

описание и обоснование принятых к расчету сценариев аварий гидротехнического сооружения;

указания на используемые методические рекомендации, нормы оценки размера ущерба, обоснование их использования при определении вероятного вреда;

перечень использованных при определении вероятного вреда данных с указанием источников их получения;

принятые при определении вероятного вреда допущения;

последовательность определения вероятного вреда;

денежные оценки вероятного вреда, сгруппированные согласно показателям социально-экономических последствий аварий гидротехнических сооружений;

перечень использованных документов, которые устанавливают количественные и качественные характеристики аварий гидротехнических сооружений, чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Расчет вероятного вреда может также содержать иные сведения, являющиеся существенными при оценке размера такого вреда.

IV. Порядок представления материалов по определению размеров вреда

1. Расчет размеров вероятного вреда согласовывается владельцем гидротехнического сооружения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого может быть причинен вред в результате аварии этого сооружения, в порядке, устанавливаемом указанным органом в соответствии с его полномочиями согласно пункту 3 Правил.

2. Первый экземпляр согласованного расчета вероятного вреда остается у владельца гидротехнического сооружения.

3. Второй экземпляр расчета вероятного вреда представляется владельцем гидротехнического сооружения вместе с декларацией безопасности гидротехнического сооружения, а при отсутствии такой декларации - вместе с обоснованием сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред, в орган надзора.

4. Орган надзора при определении величины финансового обеспечения ответственности проверяет обоснованность проведенного расчета вероятного вреда, соответствие его настоящему Порядку и утвержденной методике определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, указанной в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, наличие необходимых согласований и соответствие представляемых материалов требованиям законодательства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 пункта 6 Правил.

5. Третий экземпляр расчета вероятного вреда представляется владельцем гидротехнического сооружения в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение десяти дней после определения соответствующим надзорным органом величины финансового обеспечения ответственности.

6. Контроль за соответствием состояния гидротехнического сооружения и зоны причинения вероятного вреда расчетным параметрам, исходя из которых определена величина финансового обеспечения, осуществляют в пределах своих полномочий соответствующий орган надзора и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с пунктом 9 Правил.

Организация указанного контроля по месту расположения гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с приказом соответствующего органа надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На территории Российской Федерации расположено несколько десятков тысяч гидротехнических сооружений (ГТС), построенных 40 и более лет назад на небольших речках и ручьях промышленными предприятиями, колхозами и совхозами для организации небольших прудов. После ликвидации прежних владельцев такие ГТС стали бесхозяйными и, в настоящее время, по решению судов передаются в собственность муниципальным образованиям (такой механизм наделения собственником бесхозяйной вещи прописан в Гражданском кодексе Российской Федерации).

Практически тут же администрации муниципалитетов получают предписания прокуратуры или судебные решения о необходимости исполнения законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений. Понимая, что сотрудники большинства муниципальных администраций слабо разбираются в тонкостях указанного законодательства, в настоящей статье кратко излагаются и обосновываются рекомендации муниципалитетам, как поступать в сложившейся ситуации.

В 1997 году в Российской Федерации одновременно были приняты два федеральных закона: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (116-ФЗ) и «О безопасности гидротехнических сооружений» (117-ФЗ). При этом федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности устанавливался Федеральный горный и промышленный надзор России (ныне Ростехнадзор), а в области безопасности гидротехнических сооружений сразу четыре федеральных органа исполнительной власти: Минэнерго России для ГТС энергетики, Федеральный горный и промышленный надзор России для ГТС промышленности, Минтранс России для ГТС водного транспорта и Минприроды России для всех остальных ГТС. Поэтому нормативные правовые документы в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывались сразу тремя министерствами и одной службой во взаимодействии с МЧС России. В настоящий момент надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют только три федеральных органа исполнительной власти: Минтранс России за ГТС водного транспорта, Минатом России за ГТС объектов атомной промышленности и энергетики и Ростехнадзор за всеми остальными ГТС. Поэтому, для подавляющего большинства ГТС, переданных в собственность муниципальным образованиям органом государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений выступает Ростехнадзор.

Различия в двух указанных законах начинаются сразу с области применения законов.

Для 116-ФЗ читаем в статье 2: «Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону».

Для 117 ФЗ читаем в статье 1: «Настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации».

116-ФЗ устанавливает конкретный перечень объектов и их технические характеристики, согласно которым объекты рассматриваются как опасные производственные объекты и подпадают под действие закона. При этом может такой объект причинить вред или нет в расчет не принимается, если объект попал в перечень, то он подпадает под действие закона.

Пример

Если в муниципальной котельной установлен водогрейный котел, использующий торфяные палеты в качестве топлива, а температура нагрева воды 130 0 С, то это опасный производственный объект, подпадающий под действие 116-ФЗ, а если такой же водогрейный котел греет воду только до 95 0 С, то это не опасный производственный объект, даже если в результате аварии такой котел причинит вред и создаст чрезвычайную ситуацию.

В 117-ФЗ все сложнее: не все гидротехнические сооружения, перечисленные в статье 3 этого закона, подпадают под его действие, а только те, «повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации». Это означает, что отсутствие человеческих жертв, ущерба здоровью людей или ущерба окружающей среде, значительных материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей в результате аварии ГТС, дает право владельцу ГТС говорить, что его ГТС не входит в сферу действия 117-ФЗ. При этом надо отметить, что законодательство в области безопасности гидротехнических сооружений не вводит такие ключевые понятия как: «повреждение гидротехнического сооружения» и «авария гидротехнического сооружения». Определение этих понятий нет ни в 117-ФЗ, ни в нормативных и ни в правовых актах в области безопасности гидротехнических сооружений.

Поэтому, для того, чтобы решить этот ключевой вопрос необходимо выполнить некоторые действия, которые предписывает 117-ФЗ. Такими действиями являются выполнение и согласование в Администрациях субъектов Российской Федерации расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц имуществу физических и юридических лиц в результате возможной аварии ГТС. Такой расчет является основой для определения владельцу ГТС величины финансового обеспечения гражданской ответственности, формирование источника которой является обязанностью владельца ГТС согласно 17 статьи 117-ФЗ, если такое ГТС подпадает под действие закона!

Нормативные правовые документы, которые устанавливают процедуру определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности следующие:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»;
  • Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного приказом МЧС России № 243, Минэнерго № 150, Минприроды №270, Минтранса №68, Федерального горного и промышленного надзора России № 89 от 18 мая 2002
  • Приказ Ростехнадзора от 29.03.2016 № 120 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2016 № 43070);
  • Постановления администраций субъектов Российской Федерации о порядке согласования расчета вероятного вреда (в каждом субъекте Российской Федерации свой порядок и свои требования!)

Процедура выполнения расчета состоит из следующих шагов:

Шаг 1: владелец ГТС сам или с привлечением специализирующейся организации выполняет расчет вероятного вреда, строго следуя «Методике определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)», утвержденной приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 №120;

Шаг 2: Расчет вероятного вреда владелец ГТС или иное лицо по его доверенности направляет в Администрацию субъекта Российской Федерации на территории которой может быть причинен вред, на согласование. Расчет должен при этом удовлетворять и требованиям, установленным Администрацией субъекта Российской Федерации.

Шаг 3: Согласованный расчет вероятного вреда направляется владельцем ГТС в территориальное управление Ростехнадзора для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности и в территориальное управление МЧС России в уведомительном порядке.

Рассмотрим сложности и «подводные камни» каждого из перечисленных шагов.

Трудности первого шага.

Отсутствие или фрагментарность проектной и исполнительной документации на ГТС. Как правило, проект на ГТС или утерян, или его местонахождение неизвестно новому владельцу ГТС. В лучшем случае имеется данные по обмерам внешних габаритов сооружения, проведенным кадастровым инженером при составлении кадастрового паспорта. Из-за этого могут возникнуть трудности в отношении класса гидротехнического сооружения, по которому оно проектировалось. Знание класса ГТС является принципиальной отправной точкой при выполнении расчета вероятного вреда.

Существуют два документа, которые определяют класс ГТС:

Первый документ — Свод правил СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003 (с Изменением N 1), устанавливает требования к характеристикам ГТС, которые закладываются в проекте и зависят от назначенного проектировщиком класса ГТС.

Второй документ — постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5820) устанавливает класс опасности гидротехнического сооружения.

По первому документу класс гидротехнического сооружения – количественная характеристика, определяющая степень социально-экономической значимости и ответственности гидротехнического сооружения и устанавливаемая с учетом последствий его аварии или нарушений эксплуатации. Существенным параметром является величина обеспеченности паводка, который должно пропустить ГТС без повреждений, а также риск возможной аварии.

Основные технические характеристики ГТС в проекте устанавливаются для основного расчетного случая в зависимости от класса, это: отметки нормального и форсированного подпорного уровней, отметка гребня плотины, пропускные характеристики водопропускных и водосбросных сооружений. Принятые в проекте коэффициенты запаса должны обеспечить устойчивость сооружения при пропуске паводка поверочного случая (более редкой повторяемости), при этом вероятность возникновения аварии при работе ГТС в таком режиме нормами проектирования установлена в размере 50%, т.е. при пропуске паводка с повторяемостью в поверочном случае равновероятно, что сооружение устоит или разрушится. Это легко увидеть, если сравнить ежегодные вероятности превышения расчетных максимальных расходов воды для поверочного случая и значение вероятности риска аварии.

Для расходов более редкой повторяемости, чем это установлено для поверочного случая, нормами проектирования не гарантируется устойчивость и целостность сооружения. А это означает, что пропуск таких расходов является для владельца ГТС обстоятельством непреодолимой силы. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, владельцы объектов повышенной опасности (а ГТС относятся к таким объектам) не отвечают за причиненный вред вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).

Вывод:

В проведенном расчете вероятного вреда в качестве сценариев аварии не могут быть приняты сценарии, порождаемые воздействиями на ГТС обстоятельства непреодолимой силы или вызванные фактическим бездействием эксплуатационного персонала при фиксации критериальных значений хуже, чем предельно допустимые.

Большинство ГТС, владельцами которых становятся муниципалитеты – это плотины из грунтовых материалов сооруженные на грунтах песчаных, крупнообломочных и глинистых в твердом и полутвердом состоянии или глинистых водонасыщенных в пластичном состоянии, с высотой сооружения менее 15 метров, то есть IV класса. Т.е. расчет вероятного вреда необходимо выполнять для случая пропуска паводка, принятого в проекте поверочного случая.

По второму документу практически все ГТС, передаваемые в собственность муниципалитетам относятся к IV классу опасности по всем параметрам, кроме, возможно последствий от возможной аварии (размера вероятного вреда).

Поэтому расчет вероятного вреда необходимо вести для ГТС IV класса и если результат показывает, что по этой величине ГТС соответствует более высокому классу (прогнозируются погибшие и пострадавшие или размер материального ущерба превышает 100 млн. рублей), то расчет необходимо провести для ГТС III класса и может быть и более высокого класса.

Получение данных по гидравлическим характеристикам водотока (река, ручей), на котором расположено ГТС. Эти данные обычно имеются в проекте, но при отсутствии проекта гидравлические характеристики приходится восстанавливать в расчете вероятного вреда. Основным документом для этого является СНиП 2.01.14-83 Определение расчетных гидрологических характеристик, при этом трудно бывает подобрать водоток-аналог и приходится пользоваться методикой для случая отсутствия данных по натурным наблюдениям.

Моделирование в расчете образование и развитие прорана в теле плотины при условии переполнения пруда (водохранилища). Рассматриваемые в статье небольшие грунтовые плотины, как правило, долгое время никем не обслуживались, гребень плотины представляет собой задерненную площадку с наезженной колеей, которая не относится к дорогам общего пользования. При проведении расчета необходимо проверить, обеспечит ли переполнение водохранилища разрушение гребня плотины и образование прорана. Возможен вариант, когда воды просто не хватит, чтобы размыть тело плотины (можно вспомнить недавний случай с плотиной в штате Калифорния США, когда перелив через гребень плотины, продолжавшийся несколько часов, не привел к образованию прорана). В этом случае сценарий с образованием прорана по причине переполнения пруда (водохранилища) отпадает.

Расчет зон затопления ниже створа плотины, может также вызвать ряд сложностей из-за невозможности использования таких программных продуктов как «Волна» или Mike11. Сложность обусловлена тем, что программа «Волна» удовлетворительно считает зоны затопления только для русел определенной формы, когда нет глубоких бочагов, широких плесов и резких сужений, т.е. русло должно иметь достаточно однородную форму на всем протяжении, что для большинства малых рек и ручьев не выполняется. Прямое применение программы «Волна» в этом случае дает физически неверные результаты. Программа Mike11 в этом случае рассчитывает зоны затопления лучше, но и для нее есть существенные ограничения, которые часто встречаются на практике. Суть этих ограничений заключается в том, что часто русло реки или ручья ниже плотины перегорожено дорожными насыпями, а вода водотока пропускается через водопропускные дорожные сооружения (трубы). Такие водопропуски работают как подпорные сооружения, обеспечивают частичную или полную аккумуляцию объема воды, излившейся из пруда через проран плотины. Такая ситуация может привести к полной аккумуляции объема излившейся воды руслом и поймой реки (ручья), что не даст развиться гидродинамической аварии. В таком случае зона затопления будет соответствовать территории (пойме реки), на которой по градостроительному законодательству запрещено возводить здания и сооружения.

Трудности второго шага.

При согласовании расчета вероятного вреда Администрация субъекта Российской Федерации может устанавливать дополнительные требования местного уровня, которые необходимо соблюсти. К таким требованиям обычно относятся требования исполнения местных норм и локальных методик, это касается стоимостных оценок недвижимости, категорирования земель и т.п.

Если расчет показывает, что авария ГТС не причиняет вреда, т.е. вред равен нулю, можно столкнуться с ситуацией нежелания Администрации субъекта Российской Федерации согласовывать такой расчет без объяснения причины в таком отказе. В этом случае процесс переписки может занять длительное время, при этом от Администрации региона необходимо требовать точных формулировок причины отказа с указанием конкретных пунктов нормативных и правовых документов, на основании которых сформулирован отказ. Такое нежелание согласования нулевого расчета вероятного вреда объясняется тем, что согласованный «нулевой вред» дает основание владельцу ГТС требовать снятия указанной ГТС с надзора, согласно статье 1 117-ФЗ.

Трудности третьего шага.

Назначение величины финансового обеспечения ответственности владельцу ГТС осуществляет Ростехнадзор на основании согласованного расчета вероятного вреда. Размер этой величины будет определен по максимальному значению рассчитанного вреда. Если величина вероятного вреда не нулевая и больше 100 млн. рублей или в расчете есть данные, что возможен вред жизни и здоровью граждан, то владелец такой ГТС обязан будет выполнить все процедуры, предусмотренные законодательством о безопасности гидротехнических сооружений: провести преддекларационное обследование, разработать критерии безопасностим ГТС и декларацию безопасности, правила эксплуатации ГТС, проект мониторинга состояния ГТС, получить в Минприроде России правила использования пруда (водохранилища), получить заключение МЧС России о готовности объекта к локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, ввести в штат персонал по эксплуатации ГТС и обучить его или заключить договор на эксплуатацию ГТС со сторонней организацией, а так же восстановить проект ГТС, выполнить ремонт, передать сведения о ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений, застраховать в обязательном порядке свою гражданскую ответственность, если страховая суммы меньше величины финансового обеспечения, то сформировать источник финансового обеспечения и т.д. Если размер вероятного вреда не более 100 млн. рублей и нет пострадавших физических лиц, то владелец такой ГТС освобождается от процедуры декларирования безопасности, что должно быть подтверждено Актом преддекларационного обследования, такое освобождение может быть выдано на срок не более 5 лет, в остальном владелец ГТС обязан будет выполнить все остальные процедуры, перечисленные выше.

При нулевом размере вероятного вреда в согласованном расчете вероятного вреда возможна вялая переписка с Ростехнадзором по предоставлению «полного» пакета документов для определения величины финансового обеспечения, хотя полный перечень таких документов указан в «Правилах определения величины финансового обеспечения…».

Водные объекты на территории Российской Федерации, согласно нормам Водного кодекса Российской Федерации, являются государственной собственностью. Поэтому следует учитывать, что пруд (водохранилище) на небольшой речке или ручье, как и сама речка или ручей принадлежит Российской Федерации, а гидротехнические сооружения, образующие пруд (водохранилище) могут находится в муниципальной или частной собственности. Поэтому иногда возникающее желание владельца ГТС избавиться от сооружения является посягательством на федеральную собственность. Но эта тема для другого обсуждения.

5.1. Определение размера вероятного вреда в результате аварии ГТС для сценария наиболее тяжелой аварии и сценария наиболее вероятной аварии проводится поэтапно.

5.1.1. На первом, предварительном, этапе:

составляется перечень возможных сценариев аварий на ГТС, обосновываются (выбираются) и описываются возможные сценарии наиболее тяжелой аварии (при соответствующем обосновании допускается определение одного сценария наиболее тяжелой аварии) и сценарий наиболее вероятной аварии;

по выбранным сценариям аварий ГТС определяются зоны вредного воздействия, количественные (натуральные) показатели вреда в результате аварии (количество пострадавших людей, степень загрязнения компонентов природной среды и т.п.);

для гидродинамических аварий определяются зоны затопления и показатели последствий силового воздействия волны прорыва на человека, здания и сооружения, показатели последствий аварии по воздействию на окружающую среду;

определяются возможные сценарии наиболее тяжелой аварии ГТС по максимальным значениям и сочетаниям натуральных показателей различных составляющих вероятного вреда, затем по этим сценариям определяется вероятный вред в денежном выражении и выделяется сценарий с максимальным значением вероятного вреда в денежном выражении.

5.1.2. На втором этапе:

денежные оценки вероятного вреда по сценарию наиболее вероятной аварии и полученному сценарию наиболее тяжелой аварии группируются согласно показателям социально-экономических последствий аварий ГТС;

составляется документ "Расчет вероятного вреда".

Определение вероятного вреда выполняется со ссылкой на используемые методические указания, нормы оценки размера ущерба с обоснованием их использования при определении вероятного вреда. Денежные оценки составляются с перечнем использованных документов, которые устанавливают количественные и качественные характеристики аварий ГТС, чрезвычайных ситуаций и их последствий, с перечнем использованных при определении вероятного вреда данных с указанием источников их получения, указанием принятых при определении вероятного вреда допущений.

Расчет вероятного вреда может также содержать иные сведения, являющиеся существенными при оценке размера такого вреда.

5.2. Порядок обоснования сценария наиболее тяжелой аварии и сценария наиболее вероятной аварии для определения вероятного вреда в денежном выражении приведен в приложении 2 к настоящей Методике.

5.3. Денежные выражения расчета убытков в результате аварии ГТС группируются для каждого сценария аварии ГТС по показателям, характеризующим социально-экономические последствия аварий ГТС.

В общем виде вероятный вред от аварии на ГТС (по основным составляющим) определяется как сумма

И = И + И + И + И + И, (5.1)

общ л о 2 т.ж.э 5

где И - полные убытки (полный ущерб) от аварии ГТС;

л вести и травматизма людей;

И - ущерб основным и оборотным фондам предприятий, кроме

о основных и оборотных фондов владельца ГТС;

И - ущерб готовой продукции предприятий, кроме продукции

2 владельца ГТС;

И - ущерб элементам транспорта и связи, жилому фонду,

т.ж.э имуществу граждан, сельскохозяйственному производству,

лесному фонду от потери леса как сырья по рыночным

ценам, от затопления и гибели лесов по фактическим

затратам на восстановление леса, от сброса опасных

веществ (отходов) в окружающую среду, а также ущерба,

вызванного нарушением водоснабжения из-за аварий

водозаборных сооружений;

И - расходы на ликвидацию последствий аварии.

В состав общего ущерба И_общ могут включаться прочие виды ущерба, не входящие в основные составляющие по определению вероятного вреда.

В этом случае

И = И + И + И + И + И + И, (5.2)

общ л о 2 т.ж.э 5 10

где И - прочие виды ущерба.

5.4. Затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести и травматизма людей, определяются как сумма

И = И + И + И + И, (5.3)

л л1 л2 л3 л4

где И - затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без

л1 вести людей, кроме лиц, являющихся работниками ГТС, при

исполнении ими служебных обязанностей на территории ГТС;

л2 госпитализации людей, кроме физических лиц, являющихся

обязанностей;

И - затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без

л3 вести людей, являющихся работниками ГТС, при исполнении

ими служебных обязанностей на территории ГТС;

И - затраты, понесенные в результате травматизма и

л4 госпитализации людей, кроме физических лиц, # являющихся

работниками ГТС, при исполнении ими служебных

обязанностей.

При этом при гидродинамической аварии число погибших и пострадавших в результате аварии рекомендуется определять с учетом положений, изложенных в пункте 3.5

5.4.1. Для И_л1 и И_л3 затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести людей, как правило, определяются как сумма

И (И) = S + S , (5.4)

л1 л3 пог пк

где S - расходы по выплате пособий на погребение погибших, руб.;

S - расходы на выплату пособий в случае смерти кормильца, руб.

Расходы по выплате пособий на погребение погибших определяются исходя из существующих в данной местности расходов на ритуальные услуги на дату расчета.

Перечень лиц, имеющих право на получение пособий в случае смерти кормильца, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Размер выплат следует определять из среднемесячного заработка, получаемых при жизни пенсий, пожизненного содержания и пр.

При определении затрат, понесенных в результате гибели, пропажи без вести людей, могут учитываться возмещение морального вреда как пострадавших, так и их родственников, потери от выбытия трудовых ресурсов.

Допускается определять затраты, понесенные в результате гибели, пропажи без вести людей, как произведение

И (И) = N S , (5.4.1)

где N - прогнозируемое число погибших и пропавших без вести;

погибшего и пропавшего без вести, принимаемые в размере

2000 МРОТ (МРОТ - минимальный размер оплаты труда,

установленный в соответствии с законодательством Российской

Федерации), руб.

5.4.2. Для И_л2 и И_л4 затраты, понесенные в результате травматизма и госпитализации людей, как правило, определяются как сумма:

И (И) = S + S + S , (5.5)

л2 л4 в ип м

где S - расходы на выплату пособий по временной

в нетрудоспособности, руб.;

S - расходы на выплату пенсий лицам, ставшим инвалидами, руб.;

S - расходы, связанные с повреждением здоровья пострадавшего,

м на его медицинскую, социальную и профессиональную

реабилитацию, руб.

Размеры выплат определяются законодательством Российской Федерации, источником информации могут служить материалы расследования аварий, листы временной нетрудоспособности, заявления пострадавших и членов их семей, заключения ВТЭК, приказы о выплате компенсаций и пособий, решения суда, данные страховых компаний.

Допускается определять затраты, понесенные в результате травматизма и госпитализации людей, как произведение

И (И)= N S , (5.5.1)

л2 л4 2 постр

где N - прогнозируемое число травмированных и

2 госпитализированных людей;

S - средние ориентировочные затраты, отнесенные на одного

постр травмированного и госпитализированного,

принимаемые в размере 2000 МРОТ (МРОТ - минимальный

размер оплаты труда, установленный в соответствии с

законодательством Российской Федерации), руб.

5.5. Ущерб основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца ГТС, определяется как сумма

И = И + И, (5.6)

где И - ущерб основным производственным фондам, кроме основных

1 оборотных фондов владельца ГТС;

И - ущерб оборотным производственным фондам, кроме оборотных

ов фондов владельца ГТС.

5.5.1. Ущерб основным производственным фондам определяется как сумма

И = П + П, (5.7)

1 о.ф.у о.ф.п

где П - потери в результате уничтожения основных

о.ф.у производственных фондов;

П - потери в результате повреждения основных

о.ф.п производственных фондов.

При гидродинамических авариях степень разрушения зданий и сооружений (степень утраты остаточной стоимости) может определяться исходя из параметров гидродинамической аварии в зоне затопления (силового воздействия волны прорыва на здания и сооружения) в соответствии с табл. П3.1 приложения 3.

П = Сумма) или экспертным путем.

5.7.6. Ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений И_9, определяется необходимыми затратами на восстановление водоснабжения, прерванного из-за отказа или выхода из строя водозаборных сооружений.

Оценку ущерба, вызванного нарушением хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, можно проводить по нормам, установленным для аварийного водоснабжения населения в зоне чрезвычайной ситуации:

И = Сумма(N t Ц), (5.22)

где И - ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварии

9 водозаборных сооружений;

N - количество жителей, снабжавшихся водой из i-го водозабора

i (для них необходимо организовать аварийное водоснабжение -

не более 0,6 м3/сут);

t - число дней аварийного водоснабжения (по i-му водозабору);

Ц - суточные затраты на организацию аварийного водоснабжения

i на одного жителя (снабжавшегося водой из i-го водозабора);

n - число водозаборов.

5.8. В общем случае расходы, связанные с ликвидацией последствий аварии И_5, определяются по формуле

И = П + П, (5.23)

где П - расходы, связанные с локализацией и ликвидацией аварии;

П - расходы, связанные с расследованием аварии.

В расходы, связанные с локализацией и ликвидацией аварии П_л, рекомендуется включать следующие затраты:

непредусмотренные выплаты заработной платы (премии) персоналу при ликвидации (и локализации) аварии;

стоимость электрической (и иной) энергии;

стоимость материалов, израсходованных при ликвидации аварии;

стоимость услуг специализированных организаций по ликвидации последствий аварии.

оплату труда членов комиссии по расследованию аварии (в том числе командировочные расходы);

затраты на научно-исследовательские работы и мероприятия, связанные с рассмотрением причин аварии;

стоимость услуг экспертов, привлекаемых для расследования причин аварии.

Источниками информации для определения потерь могут служить: материалы расследования причин аварий; счета сторонних организаций; данные ликвидации ЧС, связанных с авариями ГТС;

данные страховых компаний и др.

Для ликвидации последствий гидродинамических аварий, как правило, должны быть предусмотрены следующие меры:

эвакуация людей из зоны бедствия;

разборка завалов и обрушившихся строений;

восстановление электроснабжения, теплоснабжения и пр. по временной схеме;

единовременная выплата населению;

прочие расходы, связанные с обеспечением необходимых условий проживания населения, затронутого гидродинамической аварией.

Для сценариев гидродинамичесих аварий допускается определять расходы на ликвидацию последствий аварии в размере 20% от суммы ущербов И_1, И_об, И_2, И_3, И_4 на территории населенных пунктов и промышленных объектов .

И = 0,2(И + И + И + И + И). (5.24)

5.9. Прочие виды ущерба И_10 определяются экспертным путем или методом аналогий.

Для гидродинамических аварий И_10 допускается рассчитывать по аналогии с вычислением непредвиденных расходов при осуществлении инвестиционных проектов водохозяйственного строительства.

И = 0,1(И + И + И + И + И + И + И + И + И). (5.25)