Разбираемся с правилами проезда пешеходных переходов вне перекрестка. Новые правила пропуска пешехода на пешеходном переходе

Инструкция

Один из самых распространенных переходов - нерегулируемый, так называемая «зебра». Он включает в себя знак «пешеходный переход», полосатую раскраску дороги, иногда цветовую окраску зоны перехода. Изменения в национальных стандартах от 09.01.2013 года добавили к традиционной «зебре» желтые полоски, дополнительные знаки на световозвращающем желто-зеленом фоне, мигание лампочек около школ и других образовательных учреждений, дублирующие знаки на всех полосах движения.

Интересные новинки появились в крупных городах России - пешеходный переход из резины. Покрытие из морозоустойчивой, не выцветающей, стойкой к истиранию резины создает небольшое возвышение на дороге. Практика показывает, что четкие границы таких переходов помогают пешеходам эффективнее соблюдать правила дорожного движения.

Регулируемым переход называется, если он оборудован светофором. Обычно он расположен на перекрестках дорог, совмещает сигналы и для автомобилей. Для пешеходов предназначены двухцветные светофоры, иногда они оборудованы звуковым сигналом, указанием времени перехода. Если переход расположен не на перекрестке, на нем может быть предусмотрена кнопка включения зеленого сигнала. Иногда можно встретить интеллектуальный переход, оборудованные датчиками обнаружения людей - он сам включает и выключает зеленый свет.

Согласно правилам дорожного движения, водитель обязан уступить дорогу людям, если они начали движение или находятся ближе 2 метров к пешеходному нерегулируемому переходу, даже если они стоят. В то же время пешеход должен убедиться в безопасности передвижения, посмотрев направо и налево.

Более безопасными считаются подземные и надземные пешеходные переходы. Подземный состоит из туннеля под дорогой и ведущих к нему ступеней, оборудуется специальным знаком №6.6. Надземный представляет собой мост или виадук над дорогой.

Особо стоит отметить перекрестки, на которых работает регулировщик, его сигналы распространяются также и на пешеходов. Если его руки вытянуты или опущены, пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны левого и правого бока, а со стороны груди и спины - запрещено. Вытянутая вперед правая рука обозначает, что можно перейти дорогу за его спиной. Поднятая вверх рука полностью запрещает движение. Надо сказать, что, учитывая дорожную безграмотность большинства пешеходов, регулировщик чаще всего просто машет им рукой в нужную сторону.

Видео по теме

Многие привыкли к тому, что правила дорожного движения существуют только для водителей. К сожалению, иногда опасную ситуацию на дороге создают в т.ч. и пешеходы. Чтобы такого не происходило, есть несколько простых правил о том, как переходить пешеходный переход.

Инструкция

Пешеходный переход - особая зона проезжей части, которая выделена для пешеходов для перехода на другую сторону дороги или улицы. Для используются дорожные знаки или разметка. К пешеходным переходам также относятся специальные искусственные сооружения над проезжей частью.

Существует два типа пешеходных переходов: наземные и внеуличные. Каждый из них имеет несколько видов. Наземные регулируемыми и нерегулируемыми. Подземные и надземные переходы относятся к виду внеуличных. В том или ином случае около такой зоны висят дорожные знаки с обеих сторон.

Согласно правилам дорожного движения (п. 4.3) пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным. При их отсутствии можно переходить на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Если в зоне видимости отсутствует переход или перекресток правилами разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Нерегулируемый пешеходный переход не оборудован светофорами, или они находятся в неисправном состоянии. В таком случае водители обязаны уступить дорогу пешеходам. Для безопасности прежде, чем начать переходить улицу, посмотрите во все стороны, налево и направо, чтобы убедиться, что на вас не несется машина. Учтите, что по дороге могут ехать машины специальных служб, например, . После того, как вы убедились, что свободна, переходите на другую сторону. Детей лучше держите за руку.

К регулируемым пешеходным переходам относятся те, которые оборудованы светофором в рабочем состоянии. В таком случае переходить на другую сторону дороги разрешается только на зеленый свет. Некоторые светофоры на пешеходных переходах в местах повышенного потока машин оборудованы специальной кнопкой. При необходимости перейти дорогу нажмите на кнопку. Через короткое время загорится зеленый свет. Также все чаще встречаются светофоры, оборудованные таймером, на котором указывается время, через который загорится тот или иной свет. Не переходите дорогу, если не успеете этого сделать за оставшееся время. Водители тоже нетерпеливы.

Видео по теме

Обратите внимание

Когда вы переходите улицу на зеленый свет, водитель, который поворачивает, обязан вас пропустить. Тем не менее, не забывайте также посмотреть по сторонам.

Источники:

  • Госавтоинспекция МВД России в 2019

В России существует множество различных штрафов, накладываемых на людей за административные правонарушения. Кроме того, подобные санкции применяются и в отношении лиц, нарушивших правила дорожного движения.

Какие штрафы для водителей бывают

В России количество автомобильного транспорта увеличивается с каждым годом. В связи с чем увеличиваются пробки на дорогах и трассах. Порой водители, чтобы объехать пробку, ищут объездной путь, тем самым нарушают правила дорожного движения. Парковочные места и автомобильные стоянки часто заняты, поэтому некоторые автовладельцы паркуются, опять же, нарушая правила парковки. Некоторые несознательные граждане садятся за руль в алкогольном опьянении, некоторые превышают скорость. За транспортное средство в ненадлежащем состоянии, отсутствие аптечки, документов, перевозку тяжеловесных негабаритных грузов и многие другие нарушения правил дорожного движения следуют штрафные санкции, накладываемые сотрудниками ДПС.

Особо распространенные нарушения ПДД и грозящие за них штрафные санкции

Нарушение правил парковки и остановки. Парковка или остановка автомобиля на пешеходном переходе или на расстоянии меньшим 5 м перед ним, на тротуаре, на остановке общественного транспорта или расстоянии меньшим 15 м от него, на трамвайных путях, а также в местах, мешающих движению других автомобилей, влечет за собой штраф в размере 1000-2000 рублей или задержание автомобиля.

Стоянка транспорта в местах, отведенных для стоянки машин инвалидов, грозит штрафом 3 – 5 тыс. рублей.

Штраф за превышение установленной скорости определяется, исходя из величины этой скорости, и колеблется от 500 до 5000 рублей, либо грозит лишением права управления автомобиля на определенный промежуток времени и изъятием водительского удостоверения.
В случае управления ТС в алкогольном опьянении, к тому же лишенным или вовсе не имеющим права на управление автомобилем, с нарушителя взыскивается штраф 30-50 тыс. руб.

Кроме того, нарушителю грозит лишение права вождения транспорта на срок от 1.5 до 3 лет, изъятие водительского удостоверения, арест на 10-15 суток, задержание автомобиля.

Водитель, перевозимые пассажиры, не пристегнутые ремнями безопасности, а также управление мотоциклом и перевозка на нем пассажиров в расстегнутых или вовсе без мотошлемов облагаются штрафом в размере 1000 рублей.

На водителя, не имеющего при себе документов на право управления, регистрационных документов на управляемый автомобиль, страхового полиса на ТС, а также документов на право владения и пользования автомобилем в отсутствии владельца налагается штраф в размере 500 рублей, также, возможно просто предупреждение, отстранение от вождения или задержание автотранспорта.

Очень часто автомобилисты штрафуются за выезд на встречную полосу, пересечение сплошной линии на дороге, за установку ксеноновых фар, оклеивание стекол слишком темными светопропускными пленками, незаконное установление на автомобиль опознавательного фонаря такси, за нечитаемые номера, проезд на запрещающий знак светофора, движение по тротуарам и пешеходным дорожкам, а также невыполнения правил дорожного движения - уступить дорогу пешеходам.

Кроме всех вышеперечисленных видов нарушений, на автомобилистов собирались даже наложить штраф за сброс снега, однако этот законопроект так и остался не принятым.

Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения.

3.1 “Въезд запрещен”.

Запрещается въезд всех транспортных средств в данном направлении.

3.2 “Движение запрещено”.

Запрещается движение всех транспортных средств.

3.3 “Движение механических транспортных средств запрещено”.

3.4 “Движение грузовых автомобилей запрещено”.

Запрещается движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин.

Знак 3.4 не запрещает движение грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, транспортных средств организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также грузовых автомобилей без прицепа с разрешенной максимальной массой не более 26 тонн, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне. В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке.

3.5 “Движение мотоциклов запрещено”.

3.6 “Движение тракторов запрещено”.

Запрещается движение тракторов и самоходных машин.

3.7 “Движение с прицепом запрещено”.

Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.

3.8 “Движение гужевых повозок запрещено”.

Запрещается движение гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных, а также прогон скота.

3.9 “Движение на велосипедах запрещено”.

Запрещается движение велосипедов и мопедов.

3.10 “Движение пешеходов запрещено”.

3.11 “Ограничение массы”.

Запрещается движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых больше указанной на знаке.

3.12 “Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства”.

Запрещается движение транспортных средств, у которых фактическая масса, приходящаяся на какую-либо ось, превышает указанную на знаке.

3.13 “Ограничение высоты”.

Запрещается движение транспортных средств, габаритная высота которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

3.14 “Ограничение ширины”.

Запрещается движение транспортных средств, габаритная ширина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

3.15 “Ограничение длины”.

Запрещается движение транспортных средств (составов транспортных средств), габаритная длина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

3.16 “Ограничение минимальной дистанции”.

Запрещается движение транспортных средств с дистанцией между ними меньше указанной на знаке.

3.17.1 “Таможня”.

Запрещается проезд без остановки у таможни (контрольного пункта).

3.17.2 “Опасность”.

Запрещается дальнейшее движение всех без исключения транспортных средств в связи с дорожно-транспортным происшествием, аварией, пожаром или другой опасностью.

3.17.3 “Контроль”.

Запрещается проезд без остановки через контрольные пункты.

3.18.1 “Поворот направо запрещен”.

3.18.2 “Поворот налево запрещен”.

3.19 “Разворот запрещен”.

3.20 “Обгон запрещен”.

Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

3.21 “Конец зоны запрещения обгона”.

3.22 “Обгон грузовым автомобилям запрещен”.

Запрещается грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т обгон всех транспортных средств.

3.23 “Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям”.

3.24 “Ограничение максимальной скорости”.

Запрещается движение со скоростью (км/ч), превышающей указанную на знаке.

3.25 “Конец зоны ограничения максимальной скорости”.

3.26 “Подача звукового сигнала запрещена”.

Запрещается пользоваться звуковыми сигналами, кроме тех случаев, когда сигнал подается для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

3.27 “Остановка запрещена”.

Запрещаются остановка и стоянка транспортных средств.

3.28 “Стоянка запрещена”.

Запрещается стоянка транспортных средств.

3.29 “Стоянка запрещена по нечетным числам месяца”.

3.30 “Стоянка запрещена по четным числам месяца”.

При одновременном применении знаков 3.29 и 3.30 на противоположных сторонах проезжей части разрешается стоянка на обеих сторонах проезжей части с 19 часов до 21 часа (время перестановки).

3.31 “Конец зоны всех ограничений”.

Обозначение конца зоны действия одновременно нескольких знаков из следующих: 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26 – 3.30.

3.32 “Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено”.

Запрещается движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными табличками) “Опасный груз”.

3.33 “Движение транспортных средств с взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами запрещено”.

Запрещается движение транспортных средств, осуществляющих перевозку взрывчатых веществ и изделий, а также других опасных грузов, подлежащих маркировке как легковоспламеняющиеся, кроме случаев перевозки указанных опасных веществ и изделий в ограниченном количестве, определяемом в порядке, установленном специальными правилами перевозки.

Знаки 3.2 – 3.9, 3.32 и 3.33 запрещают движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях.

Действие знаков не распространяется:

3.1 – 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19 – на маршрутные транспортные средства;

3.27 – на маршрутные транспортные средства и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, обозначенных разметкой 1.17 и (или) знаками 5.16 – 5.18 соответственно.

3.2, 3.3, 3.5 – 3.8 – на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и транспортные средства, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне, а также обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающим или работающим в обозначенной зоне. В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестку;

3.28 – 3.30 – на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов, в том числе детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак “Инвалид”, а также на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на такси с включенным таксометром;

3.2, 3.3 – на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак “Инвалид”;

Зона действия знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26-3.30 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка – до конца населенного пункта. Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.

Действие знака 3.24, установленного перед населенным пунктом, обозначенным знаком 5.23.1 или 5.23.2, распространяется до этого знака.

Зона действия знаков может быть уменьшена:

для знаков 3.16 и 3.26 применением таблички 8.2.1;

для знаков 3.20, 3.22, 3.24 установкой в конце зоны их действия соответственно знаков 3.21, 3.23, 3.25 или применением таблички 8.2.1. Зона действия знака 3.24 может быть уменьшена установкой знака 3.24 с другим значением максимальной скорости движения;

для знаков 3.27-3.30 установкой в конце их действия повторных знаков 3.27-3.30 с табличкой 8.2.3 или применением таблички 8.2.2. Знак 3.27 может быть применен совместно с разметкой 1.4, а знак 3.28 – с разметкой 1.10, при этом зона действия знаков определяется протяженностью линии разметки.

Специальную область на проезжих частях дорог называют пешеходным переходом. Она необходима для перемещения прохожих с одной стороны улицы на другую. Обычно её выделяют каким-либо образом. Иногда это могут быть выстроенные над дорогой либо под ней. ПДД требуют, чтобы обозначался пешеходный переход знаками дорожными - специальными или разметкой.

"Зебра" и знаки для людей, как правило, устанавливаются перед перекрёстком либо вблизи троллейбусной или трамвайной остановки. Их можно обнаружить и в иных местах, где слишком интенсивен поток прохожих. Именно здесь так важно неукоснительно следовать требованиям ПДД. В соответствии с законодательством ГИБДД (ранее называвшаяся госавтоинспекцией) занимается регулированием изменений на дорогах и обеспечением порядка.

Систематизация пешеходных участков

Там, где рисуется разметка "зебра", переход пешеходный называют наземным. Именно в этом месте люди могут перемещаться с одной стороны улицы на другую. Данную часть мостовой могут выделять иными способами.

Самыми простыми являются нерегулируемые пешеходные переходы. Именно на них водители автомашин и иных средств передвижения обязаны уступать прохожим дорогу. Переходы такого вида делаются на улицах, где поток автомобилей сравнительно небольшой. А какой используют здесь знак? Пешеходный переход нерегулируемый обозначается знаком 5.19. Очень часто такие участки дорог оснащаются светофорами. Но эти аппараты либо отключены, либо у них мигает только жёлтый фонарь.

Кстати, на таких переходах с 2010 года, особенно в мегаполисах с интенсивным движением автомашин, начали использовать дополнительные средства выделения. Теперь они выглядят таким образом:

  • Зона прохода пешеходов освещается как можно ярче.
  • Перед переходом можно встретить "лежачего полицейского".
  • Над проезжей частью вывешивается дублирующий знак.
  • Устанавливаются мигающие жёлтые огни.
  • Знак "Пешеходный переход" обводится жёлто-зелёным световозвращающим кантом.
  • Возле него иногда встречаются шумовые полосы: четыре либо пять "лежачих полицейских", находящихся на разном расстоянии. Причём частота размещения увеличивается в зависимости от приближения к переходу.
  • "Зебра" вырисовывается белыми полосами вперемежку с дополнительными оранжевыми.
  • Применяется световая анимация знака.

Регулируемыми пешеходными переходами называют оснащённые исправными, работающими в ординарном режиме светофорами, участки дорог. Как правило, их размещают по линиям уличного перекрёстка. Автомобильный и пешеходный светофоры совмещают. Такие переходы можно встретить и вне перекрёстков. Но они оборудуются светофорами с кнопкой, включающей зелёный сигнал по требованию.

Внеуличные пешеходные переходы могут размещаться и на одном уровне с дорогой, и на разных. Они делятся на надземные и подземные. Строительство таких объектов обходится весьма дорого. Только поэтому как надземный, так и подземный пешеходный переход можно встретить лишь на улицах с большим автопотоком. Ведь "зебра", нанесенная на проезжую часть в таких местах, привела бы к уменьшению пропускной способности дороги.

Переходы для пешеходов под землёй выстраивают не только под проезжей частью автомагистралей, но и под ж/д путями.

Надземные коридоры имеют параметры моста либо виадука. Их оборудуют и над мостовыми, и над ж/д путями.

Правила

Каким образом осуществляется проезд пешеходных переходов, если не работает либо отсутствует светофор? Согласно п.14.1. Правил движения по дорогам России (ПДД РФ), водитель обязан пропускать людей, идущих по проезжей части.

Правила перехода пешеходного перехода также гласят, что если на "зебре" имеется светофор для машин либо людей, то следует ждать, когда загорится зелёный разрешающий сигнал - и лишь после него начинать движение. Кроме того, водитель должен пропускать прохожих, идущих через дорогу, на которую он поворачивает. Об этом говорит п.13.1. ПДД РФ.

Для прогулок

Что называют пешеходной зоной? Это городские земли, предназначенные исключительно для людей. На них запрещено передвигаться на автотранспортных средствах. Исключение лишь составляют автомобили маршрутного транспорта, спецслужб, коммунальной техники, машины для инвалидов, для обслуживания магазинов. И, конечно же, лишь тогда, когда у авто отсутствует альтернативный маршрут. Необходимо отметить, что первые зоны такого вида появились в Европе в 1950-х годах.

По российским правилам

Нерегулируемая "зебра"

Правила перехода пешеходного перехода нерегулируемого достаточно строгие, но справедливые. В них говорится, что человек должен сам заботиться о безопасности своего движения. Не следует бросаться под колёса приближающихся автомобилей, как делает большинство российских пешеходов.

Пересекая автомагистраль вдали от перехода, необходимо заботиться о собственной безопасности. Ведь здесь отсутствует разметка "Пешеходный переход". Помните, что нельзя выходить из-за других автомашин. Вы не должны создавать помехи для передвижения авто. Необходимо в подобных местах пересекать дорогу на достаточном расстоянии от приближающегося транспорта. Вдали от переходов почти всегда именно пешеходы являются виновниками дорожно-транспортных происшествий.

Пересечение проезжей части

Продолжаем изучать пешеходный переход. ПДДзапрещают делать остановки при пересечении дороги. И лишь когда нужно обеспечить безопасность движения, вы вправе остановиться. Теоретически каждый человек в любой момент может передохнуть на проезжей части на специальном островке безопасности, сославшись на это правило. Но на практике проделывать подобные трюки не рекомендуется.

Можно останавливаться на линии, разделяющей противоположные направления транспортных потоков. Не рекомендуется это делать на дорогах с оживлённым движением. Лучше заранее просчитать свои силы и преодолеть проезжую часть полностью.

Кстати, линия, разделяющая противоположные направления транспортных потоков, является некоторой воображаемой линией, которую вам предлагается определять самостоятельно, а не дорожной разметкой на асфальте.

И последнее: человек, идущий по пешеходному переходу, не должен уступать дорогу машинам, у которых включены только проблесковые маячки и отсутствует специальный звуковой сигнал.

Пересечение нерегулируемых пешеходных переходов несет опасность и для пешеходов, и для водителей автомобилей. Все мы знаем, что безопасность дорожного движения, в полной мере, зависит от его всех участников. Иногда в ДТП виноваты водители, но не редки случаи, когда виноваты и пешеходы. Как водителям защитить себя и своих близких на дороге от нерадивых пешеходов?

Сначала определимся с понятиями. Водитель – это лицо, которое управляет транспортным средством. К водителям относятся даже погонщики, ведущие стадо животных. Пешеход – это лицо, которое находится на дороге вне транспорта, и которое не производит работу на том или ином транспорте. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без механического привода, тоже относятся к пешеходам, а так же те, кто катит по дороге велосипед, мотоцикл, коляску и т. д.

Нерегулируемый пешеходный переход – самый простой и не дорогой переход. На таких переходах водители транспортных средств должны в обязательном порядке уступить дорогу пешеходам. Такие переходы, как правило, оборудуются на не больших улицах, где транспортный поток сравнительно не велик.

Все нарушения ПДД пешеходами оцениваются не дорого, и за переход по пешеходному переходу на красный свет, и за переход дороги в неположенном месте гражданин отделаться, сравнительно, небольшим штрафом. Но, если по его вине произойдет ДТП, наказание будет куда существеннее.

Помните, что правила дорожного движения и принципы безопасности необходимо соблюдать и пешеходам, пересекающим нерегулируемые пешеходные переходы. Даже пешеход может попасть в тюрьму за нарушение ПДД.

На нерегулируемых пешеходных переходах правила предельно просты — нужно самому позаботиться о своей безопасности. Во время пересечения нерегулируемого пешеходного перехода пешеход имеет полное преимущество перед любым транспортным средством. Однако правила запрещают прекращать движение и останавливаться посреди проезжей части. Исключения составляют случаи, если это связано с обеспечением безопасности.

Пешеходам, входящим на нерегулируемый пешеходный переход, следует уступать дорогу только . Однако на практике я не рекомендую вам бросаться под колеса обычным автомобилям. Далеко не для всех очевидно, что в ДТП с участием автомобиля, двигающегося со скоростью, хотя бы, 50-60 км/ч шансы выжить не велики.

Напомню всем водителям несколько основополагающих правил, связанных с нерегулируемыми пешеходными переходами и, в частности, пешеходами. Водитель обязан уступить дорогу пешеходам, когда он поворачивает направо на разрешающий сигнал светофора.

Водитель транспортного средства, при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость, или даже остановиться, чтобы дать возможность пешеходам, ступившим на проезжую част, или только собирающимся это сделать, начать пересечение проезжей части.

Во всех случаях со слепыми пешеходами, собирающимися пересечь нерегулируемый пешеходный переход, водитель обязан уступить им дорогу, а так же лицам, сопровождающим слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

Зачастую, в ДТП с наездом на пешехода водитель не виноват, соответственно ему не придется нести наказание. Кстати, у одних и у других участников дорожного движения бытуют противоположные мнения. Одни настаивают, что в ДТП с участием пешеходов виноват водитель, тогда как вторая сторона утверждает обратное.

Любое ДТП с участием пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе будет иметь ряд неприятных последствий для водителя. Во-первых, это огромные потери времени. Даже обычное столкновение двух транспортных средств отнимает на разбор до 80 часов. Во-вторых, это огромный моральный вред.

В соответствии со ст. 1100 Гражданского Кодекса РФ, компенсировать моральный вред потерпевшему пешеходу должен владелец источника повышенной безопасности. Автомобиль является таким источником, и, следовательно, даже если водитель автомобиля не виновен в ДТП, то потерпевший пешеход имеет право требовать возмещение морального вреда в судебном порядке.

А кто возместит водителю ущерб, если вина за ДТП на пешеходном переходе возлагается на пешехода, нарушившего правила пересечения нерегулируемого пешеходного перехода? По ст. 15 ГК РФ водитель, пострадавший по вине пешехода, имеет право требовать в суде возмещения понесенных убытков.

Под убытками следует понимать расходы, которые лицо понесло или должно понести для восстановления чего бы то ни было, т. ч. причиненный ущерб. Кроме того, сюда можно включить и расходы на юриста. Таким образом, если дело дойдет до суда, то водитель может потребовать возмещения ущерба, причиненного автомобилю, а так же моральных ущербов и расходов на юриста.

Я понимаю, что некоторым проще перебежать дорогу в неположенном месте и рискнуть собственным здоровьем, поскольку проезжающие машины могут попросту вас не заметить или не успеть затормозить. Но существует ПДД и есть специальный знак пешеходный переход.

Казалось бы, поскольку это предупреждающий знак для пешеходов, то они и должны о нем знать. Но нет, этот дорожный указатель обязаны знать все участники дорожного движения. Даже дети изучают его в виде игр на уроках в школе. Это важно для их безопасности. Просто взгляните на фото, и вы сразу поймете, о чем речь.

Важные особенности

Когда перед пешеходным переходом есть светофор, проблем с тем, как и когда переходить дорогу, не возникает.

При этом существуют определенные правила установки этого знака и несколько разновидностей. К примеру, указатель 5,19 ставят на нерегулируемый перекресток, где поток автомобилей незначительный. Иногда знак дополняет светофор, который просто мигает оранжевым или выключен совсем.


С 2010 года начали действовать новые правила, согласно которым зона действия знака на каждом пешеходном переходе обязана соответствовать некоторым дополнительным требованиям:

  • знаки должны дополнять световой понятной анимацией;
  • полосы такого «животного» под названием зебра рисуют белым и дополняют оранжевым;
  • в некоторых случаях возможно наличие шумовых полос;
  • на расстоянии от знаков ставят лежачих полицейских;
  • знак находится в желтой рамке со светоотражающим элементом — это специальный указатель на желтом фоне с флуоресцентным покрытием, которое светится ночью от фар автомобилей;
  • желтые мигающие огни являются теперь обязательными;
  • как минимум один лежачий полицейский устанавливается перед переходами для пеших участников движения;
  • в зоне перехода обеспечивается яркое освещение.

Если этот участок регулируемого типа, тогда установка работающего светофора обязательная.


Даже сам знак может быть светодиодный. Но ПДД насчет этого пункта ничего не говорит, поскольку технология современная, а перечень правил далеко не новый. Но всему свое время.

Зона действия

Настоятельно советуют купить себе книжечку ПДД и постепенно изучать, какие знаки что означают. Это вам пригодится как пешеходу и как будущему водителю. Как правило, люди без машин редко изучают правила дорожного движения, но активно обвиняют в безграмотности водителей. Обидненько, честно говоря. Это я вам как автомобилист со стажем говорю.

Если вы встретили пешеходную зону без знака, то это явное нарушение. То ли не закончили, то ли знак сперли, а может и вовсе работники сочли, что и так нормально.

В любом случае, все размеры, обозначения, раскраска, зебра и прочие нюансы пешеходного перехода регламентируются по ГОСТ. Потому в каждом населенном пункте и на любом участке дороги обязаны следовать государственным стандартам.


Это же распространяется на установку знаков специального пешеходного перехода. Их бывает два. Причем они прописаны как 5.19.1 и 5.19.2. Какая между ними разница? А разная картинка. В первом случае (5.19.1) пешеход движется справа налево, а во втором (5.19.2) наоборот, то есть слева направо. Их устанавливают на соответствующей стороне дороги, чтобы показывать направление движения пешеходов по этой зоне.

Теперь о зоне действия.

  • Зона действия указателя ограничивается расстоянием между двумя противоположно расположенными знаками. Если вы замечали, указатели стоят не строго друг напротив друга, а со смещением. Именно это расстояние визуально формирует прямоугольник, являющийся пределами зоны;
  • Такой принцип действует, если отсутствует зебра. Наличие зебры предполагает, что зона ограничивается этой разметкой;
  • Не пытайтесь обвинять в чем-либо водителя, если вы перешли дорогу в районе указателя, но при этом вышли за пределы зоны. За такое водителей не штрафуют, а нарушителем уже считается пешеход;
  • Стоять и останавливаться в зоне действия знака и в диапазоне 5 метров каждую сторону запрещено. Так что, уважаемые водители, уважайте себя и пешеходов.


Действия участников движения

Каждый участник дорожного движения имеет свои права и обязанности. Их нужно придерживаться с целью недопущения аварийных ситуаций, ДТП, наездов на пешеходов и пр.

Используемая в школах наглядная картинка для детей позволяет понять, почему важно уважать друг друга и как действовать той или иной стороне.


Относительно людей, передвигающихся пешком, действуют следующие правила:

  • не переходить дорогу в неположенных и непредназначенных для этого местах;
  • идти строго на зеленый свет светофора;
  • посмотреть налево-направо перед началом движения;
  • не бежать на мигающий зеленый;
  • не идти слишком медленно (давайте уважать водителей тоже) при отсутствии каких-то причин так передвигаться.

Теперь что касается автомобилистов.

  • Самое главное правило — пропускайте людей, которые идут или начали движение по переходу;
  • Перед такими зонами притормаживайте или останавливайтесь;
  • Не едьте на красный и оранжевый свет, поскольку люди уже могли начать движение;
  • Водителям нельзя разворачиваться и совершать движение задним ходом;
  • Категорически нельзя совершать обгонные маневры, если там идут люди (выскочив из-за другого авто, вы можете совершить наезд на человека);
  • Стоять и парковаться в зоне действия указателя плюс 5 метров в каждую сторону.


Увы, даже знание всех правил порой не может уберечь от случайных столкновений, наездов. Водитель должен быть готов к тому, что пешеходы все же будут нарушать правила, выбегать на красный или перебегать в неположенном месте дорогу. Причем самому водителю обычно сложно доказать, что виноват не он, а пешеход.

Подземные и надземные переходы

Тоже пешеходный переход, который проходит под землей и обычно над оживленной дорогой. Наличие таких переходов, перед входом в которые висит знак с изображением человека, идущего по ступенькам, существенно повышает уровень безопасности.


То же самое можно сказать про надземные переходы, предназначенные для пешеходов. Обычно их устанавливают над железнодорожными путями.

Такие переходы появились во время СССР. Их использовали для соединения и обеспечения более безопасного движения людей. Согласитесь, проще пройти 10-20 метров под землей, чем переходить дорогу, где за секунду проезжает несколько десятков машин.