Реестр турфирм. Быть или не быть в реестре турагентств


Подзаконный акт, который, как ранее, должен был появиться до конца нынешнего года, чтобы не только подтвердить обязанность турагентств вступать в реестр при «Турпомощи», но прояснить механизм его создания, так и не был принят. В отсутствие такого документа сама идея реестра вызывает сомнения, непонимание и многочисленные вопросы. Мы решили разобраться в ситуации.

Сразу оговоримся: в том, что реестр необходим, сомнений у нас нет. Сейчас вообще не известно, сколько в России турагентов, а реестр – это и статистика хотя бы лояльных компаний, и динамика их появления-исчезновения, и структура этого сегмента рынка, и ориентир по распределению в регионах. Даже сейчас уже интересно просматривать список на сайте «Турпомощи» – оказывается, индивидуальных предпринимателей в турбизнесе чуть ли не больше, чем юридических лиц, немало мини-сетей – точек продаж с одинаковыми названиями по разным адресам в одном или в соседних городах, а уж какие названия встречаются… В общем, множество возможностей для анализа.

И не в том вопрос, кому этот реестр вести. Пусть будет «Турпомощь», не принципиально. Конечно, главная задача у этой организации другая. Но то, что ее руководитель в отсутствие крупных банкротств туроператоров и необходимости вывозить туристов не сидит тихо за рабочим столом, а все время ищет себе занятие, может быть, даже и хорошо.

Проблема в том, какими методами этот реестр начали создавать.

Напомним, Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета, состоявшегося 17 августа 2015 года в Ялте, дал, в числе прочих, такое поручение : «Внести в законодательство необходимые изменения, предусматривающие введение единого федерального реестра турагентств». На самом Госсовете президент высказался даже еще более определенно : «На повестке дня – введение единого реестра турагентов. Им могла бы заниматься одна из общественных организаций, объединяющих туроператоров».

Эти слова и стали точкой отсчета для создания реестра. В качестве «общественной организации» была определена «Турпомощь». И в апреле 2016 года на первом всероссийском турагентском конгрессе в Сочи руководство Ростуризма, «Турпомощи» и, как ни странно, РСТ не только о начале создания реестра, но и о том, что он обязательный, и агентства, не вступившие в него, с 1 января 2017 года, то есть с началом действия нового отраслевого закона, работать уже не смогут. Под этим лозунгом началось активное привлечение агентств в реестр – с выступлениями в отраслевой прессе, поездками по регионам, разъяснениями и убеждениями.

Достоверно известно, что на встречах в регионах турагенты спрашивали, на каком основании и с какой целью их так торопят вступать в реестр, если закон начнет действовать только с 1 января, и почему они не смогут работать, если этого не сделают. Но кто-то спрашивал, а многие не вникали – верили и вступали. По данным на 26 декабря, в реестре насчитывается уже 7169 турагентств .

Однако в декабре этим вопросом «вдруг» заинтересовался вице-премьер Виталий Мутко, назначенный курировать в правительстве туристическую отрасль. И поручил Минкульту, Ростуризму, а также Налоговой службе и Роспотребнадзору совместно проработать вопросы информационно-технического обеспечения формирования единого федерального реестра турагентств, а также определения федерального органа исполнительной власти (!), осуществляющего ведение указанного реестра. Доложить о результатах предписано до 15 июля.

Трудно сказать, каков будет итог этого поручения. Однако очевидно, что если вопрос о реестре еще надо «проработать», то, по крайней мере, до середины будущего года вступать в него, видимо, не так обязательно, как утверждают его создатели.

А вообще – обязательно ли? В законе, который вступает в силу 1 января 2017 года, нет ни слова ни об обязательности, ни о том, что какие-то действия должны предпринимать сами турагенты. Статья 11-2 закона № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», на которую ссылаются в «Турпомощи», звучит так: «Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, предоставляют в объединение туроператоров в сфере выездного туризма сведения о турагентах, с которыми у них заключены договоры, в порядке, утвержденном общим собранием членов данного объединения туроператоров. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» представленные туроператорами сведения о турагентах».

Как видим, в законе сказано, что операторы «предоставляют» сведения об агентах, но не «должны» или «обязаны». Сравним с формулировкой статьи 4.1 закона № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», касающейся фингарантий и участия в «Турпомощи»:

«Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом.

Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Здесь все понятно: «должны» – читай «обязаны».

Значит, как следует из закона № 49-ФЗ, если туроператоры сведения о своих агентах не подадут, это не повлечет никаких санкций. «Формируемый на основе этих данных реестр турагентств – лишь информационная база, список контактов, который поможет «Турпомощи» исполнять ее прямые обязанности, то есть получить необходимую информацию для эвакуации туристов в случае банкротства туроператора, – пояснил RATA-news юрист Эдуард Шалоносов. – Такая информационная база не является юридически обязательной или ограничивающей – в отличие от государственного единого реестра туроператоров».

«И у агентств, согласно закону, нет обязанности вступать в реестр. Будь это так, государство установило бы требования к обязательному реестровому номеру и санкции за нарушение», – продолжил Александр Байбородин, глава одноименной юридической компании. Адвокат Илья Тугуев согласен с коллегами: «Даже не вступив в реестр, агентства смогут вполне легитимно продолжать работу на рынке».

При этом, как замечают юристы, закон начинает действовать только с 1 января 2017 года, а вступать в реестр агентствам настоятельно рекомендуют с первой половины 2016-го. И взимается плата – 1 тысяча рублей с компании, хотя о том, что реестр создается на возмездной основе, в законе не сказано. Правда, по словам г-на Байбородина, в полномочиях общественной организации установить плату за некие услуги. Минкультуры также указывает на наличие «взноса» на администрирование в размере 1 тыс. рублей.

Удивительно другое. В разделе «Документы» на сайте «Турпомощи» есть реквизиты для оплаты, где в назначении платежа указывается, что взнос взимается за администрирование реестра за 2016 год. Но ведь закон о создании реестра вступает в силу только с 1 января 2017 года. Значит ли это, что все взносы заплаченные заранее, будут зачтены на 2017 год?

И еще деталь. В тех же реквизитах значится, что взнос добровольный. То есть можно не платить? При обязательном, как утверждается, вступлении в реестр?

Впрочем, после поручения Виталия Мутко тема обязательного участия в реестре стала звучать тише. Не случайно на сайте РСТ по этому поводу размещено

В открытый доступ выложили новый проект поправок, где детально обговаривается создание агентского реестра. Важный нюанс: согласно документу, вести реестр будет вовсе не Турпомощь да и платить за вступление не придется.

В течение последнего месяца федеральные и отраслевые СМИ не раз писали о том, что с 2017 года все турагентства, которые не вступили в добровольный реестр при Турпомощи, окажутся вне закона. Со ссылкой на слова руководителя Ростуризма Олега Сафонова и главу Турпомощи Алекспандра Осауленко , они сообщали, что данная норма уже закреплена в новом турзаконе, принятом в феврале.

Впрочем, многие юристы с такой трактовкой не согласны и утверждают, что в тексте закона нет ни слова о создании обязательного реестра, а потому на данный момент турфирмы вовсе не обязаны вступать в реестр при Турпомощи, к тому же платить за это деньги.

На днях на Федеральном портале проектов нормативных актов был опубликован новый законопроект Минкульта , который говорит в пользу противников реестра при Турпомощи. В отличие от последних поправок, внесенных в отраслевой закон, этот документ действительно содержит положение о едином федеральном реестре турагентов.

Согласно документу, агентский реестр по аналогии с реестром туроператоров станет для розницы обязательным условием для работы на рынке. Турагентству, которое не вступит в реестр, грозит штраф от 50 до 100 тысяч на должностных лиц и от 100 до 200 тысяч рублей на юридических.

Особый интерес вызывают сразу несколько нюансов.

  • Во-первых, в законопроекте не упоминается вступительный взнос - судя по тексту, членство в реестре будет бесплатным,
  • Во-вторых, заниматься им будет федеральный орган исполнительной власти, а для туристической отрасли это Министерство культуры, которое может делегировать полномочия подведомственному ему Ростуризму.

А вот про Турпомощь и ее добровольный реестр ТА в проекте нет ни слова . И возникает вопрос: с какой целью он был создан, зачем туда вступили и заплатили взносы 1 300 компаний, и что с ним будет дальше?

Интересно, что в самом объединении уверены, что обязательный реестр добровольному не помешает, и «Турпомощь» будет курировать агентский реестр совместно с Ростуризмом.

Александр Осауленко , руководитель Турпомощи:

Фактически в принятом в феврале законе уже сказано, что один агентский реестр будет вестись при Турпомощи. Напомню, там сказано, что туроператоры по выездному туризму обязаны предоставлять в объединение информацию о своих партнерах-турагентах (Статья 11.2 закона «Об основах турдеятельности» - прим. редакции).
И весьма вероятно, что в итоге в случае с обязательным агентским реестром будет реализована такая же схема, по которой ведется реестр ТО: часть информации аккумулирует Турпомощь и передает в Ростуризм, то есть происходит совместная работа нашего объединения и ведомства.

Некоторые участники отрасли разделяют прогнозы, что именно на базе добровольного реестра будет сформирован обязательный. Учитывая, что туристическое власти уже не раз сообщали, что у Ростуризма нет ресурсов на создание и ведение новой базы данных, такой вариант будет для власти довольно удобным. Но остается вопрос: если реестром будет заниматься Турпомощь, то кто будет финансировать эту работу? Расходы, очевидно, лягут на розницу, а значит, вступительные взносы все же придется узаконить… Впрочем, повторимся: пока ни в одном законе или подзаконном акте об этом нет ни слова.

Есть на рынке и те, кто настаивает, что Турпомощь вообще не должна принимать в создании реестра турагентств никакого участия.

Наталия Осипова , исполнительный директор :

В связи с появлением нового проекта поправок мы отправляем в Госдуму предложение убрать из нынешнего закона поправку, принятую в феврале, о том, что туроператоры по выездному туризму обязаны предоставлять в Турпомощь список своих розничных партнеров. Если реестр турагентств уже создается на базе федерального органа исполнительной власти, то зачем создавать еще одну усеченную версию на базе Турпомощи? Происходит дублирование одной и той же информации.

Сейчас текст законопроекта проходит стадию общественного обсуждения, и каждый желающий может высказать свои пожелания . Некоторые туристические объединения уже озвучили свои замечания. Например, предлагает убрать из законопроекта пункт, согласно которому агентства для вступления в реестр будут обязаны предоставлять нотариально заверенные копии своих договоров с туроператорами. «На наш взгляд, ни один нотариус такие документы заверять не станет. Кроме того, туроператор и турагент должны подписывать между собой не «договор о реализации турпродукта», как это указано в тексте законопроекта, а агентский договор», - отметила Наталия Осипова, исполнительный директор объединения.

«Турпомощь» готовится к созданию реестра турагентств, действуя по принципу «вопреки всему и несмотря ни на что». «Вестник АТОР» попробовал разобраться, почему объединение туроператоров упорно продвигает эту идею, не имея на то ни полномочий, ни возможностей.

Тайный союз меча и орала*

Напомним, что в «Турпомощи», как было заявлено, «по инициативе участников объединения и агентских сетей», будет создан единый добровольный общероссийский реестр туристических агентств. Первое, что обращает на себя внимание в этом предложении - фраза «будет создан». А кому принадлежит решение создать реестр, Наблюдательному совету или, может все члены «Турпомощи» обсудили этот вопрос и единогласно за него проголосовали? Вовсе нет.

Решение это родилось в «Турпомощи» после заседания двух комиссий - правовой и курирующей турагентскую деятельность (наличие такой комиссии в «Турпомощи» само по себе странно), одну из которых возглавляет сам директор объединения Александр Осауленко. Заседавшие, «разработали» положение о реестре и представили членам наблюдательного совета не на обсуждение, а на утверждение. Александр Осауленко бодро предлагал всем проголосовать за принятие положения, считая, что дополнительных вопросов к этому документу быть не может. Однако, с утверждением пришлось повременить.

Вопросы к положению были и весьма существенные (подробнее об этом ниже), и, вероятно, чтобы хотя бы соблюсти формальности принятия такого рода документов, по предложению Олега Сафонова и к явному неудовольствию дирекции объединения было принято решение отложить принятие положения «О порядке формирования единого добровольного реестра туристических агентств». В итоге, 28 января положение на 30 дней разместили на сайте «Турпомощи», чтобы туристическая общественность имела возможность ознакомиться с документом, задать вопросы и внести корректировки. В глаза оно там, конечно, не бросается, но кому интересно, могут найти ссылку на него в новости от 27 января под названием «Итоги заседания Наблюдательного Совета 26 января 2016 г.».

А с какой целью взимается плата?
- С целью капитального ремонта Провала, чтоб не слишком проваливался.*

Версия положения, предложенного членам наблюдательного совета, содержала довольно много неточностей и нестыковок.

Один из основных, самых спорных моментов положения - стоимость нахождения в реестре. Авторы положения называют стоимость внесения сведений в реестр добровольным взносом, при этом обязывая агента вносить этот взнос регулярно (раз в год) и в определенный срок (не позднее окончания первой декады года). Заметим -регулярность и обязательность внесения взноса в определенный временной промежуток никак не позволяет назвать этот взнос добровольным. Это регулярный членский взнос, а агентства не могут быть членами «Турпомощи» по уставу. И если дирекция объединения не найдет, как обойти этот момент, то вряд ли платежи в адрес «Турпомощи» от туристических агентств найдут понимание у аудиторов при проведении ежегодных проверок.

Более того, положение не содержит ни упоминаний, ни ссылок на порядок использования «агентских» средств. Авторы положения в п.6.6 почему-то отсылают к уставу «Турпомощи», говоря, что: «Средства, сформированные за счет уплаты турагентами сбора, могут использоваться исключительно в уставных целях Объединения, для добровольного обеспечения финансирования расходов, связанных с текущей деятельностью Объединения по формированию и ведению Реестра турагентов». Но это очень вольная трактовка устава, непозволительная для дирекции и просто опасная для агентств, которые решат рискнуть и все-таки заплатить за запись на сайте «Турпомощи».

Устав «Турпомощи» совершенно однозначно называет цели объединения: «2.2. Цель создания Объединения - представление и защита общих имущественных интересов членов Объединения, связанных с оказанием экстренной помощи туристам; оказание экстренной помощи туристам в соответствии Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Попытки «Турпомощи» зарабатывать также регламентируются Уставом объединения: «2.3. Объединение вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует целям, указанным в настоящем Уставе. 2.4. Объединение не имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученный доход среди членов Объединения, а использует его только для целей деятельности Объединения».

Таким образом, зарабатывать «Турпомощи», конечно, разрешено, хоть и с оговоркой, но тратить деньги не на вывоз туристов из-за рубежа устав не позволяет. Отсюда вопрос - как и на что планируется тратить деньги турагентов, и не получится ли так, что деньги с них «Турпомощь» соберет, а потом с прискорбием сообщит, что Минюст усмотрел нарушения в этой части деятельности организации, а посему останутся агенты без реестра и без денег.

Время, которое у нас есть, - это деньги, которых у нас нет*

Но, разумеется, у турбизнеса основным вопросом остается, почему реестр турагентств упорно и настойчиво создается именно при «Турпомощи» - объединении туроператоров по выездному туризму, единственной целью которой является оказание российским гражданам экстренной помощи. Никаких дополнительных функций для этой существующей за счет средств туроператоров по выездному туризму организации .

Похоже, что одна из причин все же понятна. Количество туроператоров в сфере выездного туризма за минувший год сократилось почти втрое, что не могло не повлиять на бюджет «Турпомощи». В свете сокращения количества туроператоров (по словам Александра Осауленко, членство в «Турпомощи» на сегодняшний день продлило в 5 раз меньше компаний, чем в аналогичный период в прошлом году), разумеется, сократится и сумма взносов, которые поступают в «Турпомощь». Очевидно, что свободного времени у сотрудников объединения - больше, чем достаточно, а денег в организации все меньше и меньше. Вот и придумалось, как ситуацию исправить.

По словам Александра Осауленко, «Турпомощь» ожидает гарантированного участия в реестре около двух тысяч турагентств. Таким образом, при предполагаемом взносе в размере 1 тыс. рублей в год годовой бюджет реестра составит около 2 млн рублей. Как сказал директор «Турпомощи», часть средств будет израсходована на техническое сопровождение реестра: «Если на элементарном уровне, то это относительно небольшие средства. Если делать все по серьезному - с серьезным программным обеспечением, с пересечением с различными базами, в том числе, государственными, то понятно, что там уже требуются бόльшие средства». Таким образом, дирекция не исключает увеличение взноса за нахождение в еще не созданном реестре.

Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих*

Но, по-прежнему, кроме пополнения «похудевшего» бюджета организации, практическая польза от реестра для «Турпомощи» остается весьма туманной. Как и ответ на вопрос: почему для туроператоров членство в реестре - это бесплатная госуслуга, финансируемая из бюджета, а для турагентов такой опции в государстве не предусмотрено и за себя им придется платить из своего кармана.

Но еще более удивляет другое. Турбизнесу безапелляционно заявляется, что реестр этот нужен всем, и сами турагенты активно выступают за его создание. И ведь находится этому заявлению подтверждение - руководство ряда агентских сетей со всей ответственностью заявляют: мол, да, вступать будем, и всем своим велим. Представляется довольно сомнительным это утверждение, поскольку опыт показывает, что даже предыдущие добровольные реестры не имели практической пользы и не вызывали горячего энтузиазма у агентств.

Был реестр, например, организованный «Персоной Грата» в сотрудничестве с «Тонкостями». Тот реестр насчитывал больше десятка тысяч турагентов, но его практической пользы так никто и не увидел. И от банкротства туроператоров он не уберег, и от нарушения прав туристов не спас, и существенную пользу госорганам не принес. Разве что его создателям, которые просили по 3 тыс. рублей за печать свидетельства о нахождении в реестре.

Не верится, что сейчас турагенты ринутся добровольно наступать на те же грабли. Если только руководство агентских объединений не заплатит за всех своих участников в «Турпомощь» «оптом». Потому как ну зачем здравомыслящему агенту добровольно оплачивать решения нескольких человек, даже не «сильных мира сего», которые прикрываясь высокими фразами о защите прав туристов и повышении конкурентоспособности рынка, желают «застолбить» неплохой источник дохода?

Эксперты уверены, что большая часть агентств все же подумает, прежде, чем вступать. Тем более, что статус реестра носит добровольный характер и обязать вступить в него не может никто. А главное, остается надеяться, что агентский бизнес сможет постоять за себя и добиться бесплатного, государственного реестра.

Лед тронулся, господа присяжные заседатели!*

Несмотря на то, что положение о реестре агентов не принято наблюдательным советом, что это положение находится в открытом доступе для обсуждения всего несколько дней, что не утрясены вопросы с уставом, порядком платежей и, главное, порядком расходования «Турпомощью» средств, полученных от агентов, Александр Осауленко на сайте объединения объявил о том, что реестр начинает работу, хоть и в тестовом режиме. Вопреки и несмотря… Поистине, рвение, достойное лучшего применения.

Предлагаем о реестре турагентств на нашем сайте.

* Цитаты из произведений Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»

Подзаконный акт, который, как заявлялось ранее, должен был появиться до конца нынешнего года, чтобы не только подтвердить обязанность турагентств вступать в реестр при «Турпомощи», но прояснить механизм его создания, так и не был принят.

В отсутствие такого документа сама идея реестра вызывает сомнения, непонимание и многочисленные вопросы.

Сразу оговоримся: в том, что реестр необходим, сомнений у нас нет. Сейчас вообще не известно, сколько в России турагентов, а реестр - это и хотя бы лояльных компаний, и динамика их появления-исчезновения, и структура этого сегмента рынка, и ориентир по распределению в регионах. Даже сейчас уже интересно просматривать список на сайте «Турпомощи» - оказывается, индивидуальных предпринимателей в турбизнесе чуть ли не больше, чем юридических лиц, немало мини-сетей - точек продаж с одинаковыми названиями по разным адресам в одном или в соседних городах, а уж какие названия встречаются… В общем, множество возможностей для анализа. И не в том вопрос, кому этот реестр вести. Пусть будет «Турпомощь», не принципиально. Конечно, главная задача у этой организации другая. Но то, что ее руководитель в отсутствие крупных банкротств туроператоров и необходимости вывозить туристов не сидит тихо за рабочим столом, а все время ищет себе занятие, может быть, даже и хорошо. Проблема в том, какими методами этот реестр начали создавать. Напомним, Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета, состоявшегося 17 августа 2015 года в Ялте, дал, в числе прочих, такое поручение: «Внести в законодательство необходимые изменения, предусматривающие введение единого федерального реестра турагентств». На самом Госсовете президент высказался даже еще более определенно: «На повестке дня - введение единого реестра турагентов. Им могла бы заниматься одна из общественных организаций, объединяющих туроператоров».Эти слова и стали точкой отсчета для создания реестра. В качестве «общественной организации» была определена «Турпомощь». И в апреле 2016 года на первом всероссийском турагентском конгрессе в Сочи руководство Ростуризма, «Турпомощи» и, как ни странно, РСТ заявило не только о начале создания реестра, но и о том, что он обязательный, и агентства, не вступившие в него, с 1 января 2017 года, то есть с началом действия нового отраслевого закона, работать уже не смогут. Под этим лозунгом началось активное привлечение агентств в реестр - с выступлениями в отраслевой прессе, поездками по регионам, разъяснениями и убеждениями. Достоверно известно, что на встречах в регионах турагенты спрашивали, на каком основании и с какой целью их так торопят вступать в реестр, если закон начнет действовать только с 1 января, и почему они не смогут работать, если этого не сделают. Но кто-то спрашивал, а многие не вникали - верили и вступали. По данным на 26 декабря, в реестре насчитывается уже 7169 турагентств. Однако в декабре этим вопросом «вдруг» заинтересовался вице-премьер Виталий Мутко, назначенный курировать в правительстве туристическую отрасль. И поручил Минкульту, Ростуризму, а также Налоговой службе и Роспотребнадзору совместно проработать вопросы информационно-технического обеспечения формирования единого федерального реестра турагентств, а также определения федерального органа исполнительной власти (!), осуществляющего ведение указанного реестра. Доложить о результатах предписано до 15 июля. Трудно сказать, каков будет итог этого поручения. Однако очевидно, что если вопрос о реестре еще надо «проработать», то, по крайней мере, до середины будущего года вступать в него, видимо, не так обязательно, как утверждают его создатели. А вообще - обязательно ли? В законе, который вступает в силу 1 января 2017 года, нет ни слова ни об обязательности, ни о том, что какие-то действия должны предпринимать сами турагенты. Статья 11–2 закона № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», на которую ссылаются в «Турпомощи», звучит так: «Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, предоставляют в объединение туроператоров в сфере выездного туризма сведения о турагентах, с которыми у них заключены договоры, в порядке, утвержденном общим собранием членов данного объединения туроператоров. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ представленные туроператорами сведения о турагентах».Как видим, в законе сказано, что операторы «предоставляют» сведения об агентах, но не «должны» или «обязаны». Сравним с формулировкой статьи 4.1 закона № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», касающейся фингарантий и участия в «Турпомощи»:«Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом. Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом».Здесь все понятно: «должны» - читай «обязаны».Значит, как следует из закона № 49-ФЗ, если туроператоры сведения о своих агентах не подадут, это не повлечет никаких санкций. «Формируемый на основе этих данных реестр турагентств - лишь информационная база, список контактов, который поможет „Турпомощи“ исполнять ее прямые обязанности, то есть получить необходимую информацию для эвакуации туристов в случае банкротства туроператора, - пояснил RATA-news юрист Эдуард Шалоносов. - Такая информационная база не является юридически обязательной или ограничивающей - в отличие от государственного единого реестра туроператоров».«И у агентств, согласно закону, нет обязанности вступать в реестр. Будь это так, государство установило бы требования к обязательному реестровому номеру и санкции за нарушение», - продолжил Александр Байбородин, глава одноименной юридической компании. Адвокат Илья Тугуев согласен с коллегами: «Даже не вступив в реестр, агентства смогут вполне легитимно продолжать работу на рынке».При этом, как замечают юристы, закон начинает действовать только с 1 января 2017 года, а вступать в реестр агентствам настоятельно рекомендуют с первой половины 2016-го. И взимается плата - 1 тысяча рублей с компании, хотя о том, что реестр создается на возмездной основе, в законе не сказано. Правда, по словам г-на Байбородина, в полномочиях общественной организации установить плату за некие услуги. Минкультуры также указывает на наличие «взноса» на администрирование в размере 1 тыс. рублей. Удивительно другое. В разделе «Документы» на сайте «Турпомощи» есть реквизиты для оплаты, где в назначении платежа указывается, что взнос взимается за администрирование реестра за 2016 год. Но ведь закон о создании реестра вступает в силу только с 1 января 2017 года. Значит ли это, что все взносы заплаченные заранее, будут зачтены на 2017 год? И еще деталь. В тех же реквизитах значится, что взнос добровольный. То есть можно не платить? При обязательном, как утверждается, вступлении в реестр? Впрочем, после поручения Виталия Мутко тема обязательного участия в реестре стала звучать тише. Не случайно на сайте РСТ по этому поводу размещено разъяснение: «согласно решениям Комитета по работе с агентствами и Наблюдательного совета ассоциации, участники рынка вправе самостоятельно определять необходимость их участия в данном реестре».Очевидно, что рынку необходимы четкие законодательные нормы для ведения пресловутого реестра. Ложно трактуемая статья 11–2 закона № 49-ФЗ уже приводит к эксцессам. Недавно один из крупных центров бронирования разослал агентствам письма с предупреждением: «Работа турагента, сведения о котором до 1 января 2017 года не включены в единый реестр, грозит ему штрафом до 200 тыс. рублей».Если речь идет об официальном государственном реестре агентств, то, как полагают юристы, возможны два варианта. Он может вестись как Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ\ЕГРИП) при Налоговой службе, за участие в котором взимается довольно высокая госпошлина. Или как Единый федеральный реестр туроператоров при Ростуризме - бесплатный, но без оформления фингарантий попасть в него нельзя. Но даже если реестр турагентств появится в «государственном» виде, это никоим образом не мешает существовать и реестру при «Турпомощи» - в качестве источника информации для органов власти и потребителей. А также для ускорения процесса эвакуации туристов в случае банкротства туроператора, то есть выполнения основной функции этой ассоциации.

«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей

«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма «Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами «Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная «Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась «У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них «У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы «Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора «Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже «Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями «Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления «Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть «Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id) «О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами «Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году «Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут